– Не жадничать и понимать, что впереди целая Пасхальная седмица. В Евангелие от Матфея читаем: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16). Пусть пост – это будет все-таки радость. Для того чтобы в этой радости быть, может, не нужно себя чрезмерно нагружать, чтобы иметь возможность попорхать. Ведь когда ты загружен до полной вместимости, не попорхаешь. А когда проходишь пост с Его милостью, то этот лучик Божией благодати становится виден. Мы хотя бы понимаем, где его искать. Господь же обязательно нас посетит Своей милостью, и мы с радостью встретим Праздник праздников – Христово Воскресение. Как говорил святитель Николай Сербский: «Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной». – Как-то меня задели за живое слова святителя Иоанна Златоуста о посте, о кресте. Мы же много плачемся о своем кресте. Святой вопрошал: «Ради чего, в самом деле, пост? Он – вместо креста: мы получили большее, отдаем меньшее. Господь распят для тебя, терпит жажду и пьет уксус с желчью. Неприятно это питие, велик этот пост. Но ты ведь уже не вкушаешь желчи и стоишь твердо, – ты уже на кресте не висишь? Не будь же неблагодарен к Иисусу, не плачься, что ты постишься; плачься о том, что ты не постишься всегда». Какие молитвы, возможно, труды святых отцов помогают лично вам двигаться «великопостной лествицей» к Христову Воскресению? Двигаться «великопостной лествицей» к Христову Воскресению мне помогают молитва Ефрема Сирина и акафист «Слава Богу за все!» – Молитва преподобного Ефрема Сирина и акафист «Слава Богу за все!» митрополита Трифона (Туркестанова). Не зря митрополит Трифон написал его в самое страшное время. Это непревзойденный гимн на русском языке. В свое время меня особенно потрясла книга святителя Николая Сербского «Моления на озере», стали настоящим открытием молитвы святителя Феофана Затворника и святителя Тихона Задонского.

http://pravoslavie.ru/145539.html

Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и " предполагая в них способность вредить тебе? «В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу. Это случается с тобой и потому, что не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Тебе и здесь и там!» 174 170. Беседа о пророке Илии. 171 . Слово о любви к бедным. 172. Из писем свт. Феофана Затворника. Душеполезное чтение. 1894. Т. I. 173 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т. I. 174. Авва Дорофей.  Шестая заповедь блаженства Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). держал ли в сердце своем ненависти к кому-нибудь? Не завидовал ли богатству, красоте, успехам ближних? Не услаждался ли в сердце какими-либо нечистыми пожеланиями? Не останавливался ли мыслью на каких-либо постыдных предметах? Заботился ли о чистоте твоего сердца? Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом, Который, как Всеведущий знает все. Мерзость пред Господом — помышления злых (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутри вас (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а необходимо очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апок. 21, 27). Итак,— говорит апостол,— имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1). Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, рождаются дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас, в самом начале, подавляй их. Вот главные средства к обретению чистоты сердца:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. ( Мф.6:19–21 ) Слово 4. Профессия. В каждого свои таланты и способности. Наша мирская профессия на этой земле не играет большей роли перед Божьим судом (разумеется, если профессия не толкает человека на грех или не вводит в искушение других людей). На земле “уверенных в себе работников” + “умеющих трезво оценивать свои силы”=“больше ценит начальство, так как это способствует эффективному производству”. Но Бог — он не такой, как типичный эффективный начальник. Бог милосердный и любит всех людей. И когда вы просите помощи у Бога на доброе и Богоугодное дело — то несомненно получите помощь от Него. Слово 5. Сознательно стремление послужить Богу — вот есть важнейшее дело жизни.  Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь её, человек включается в вечную божественную жизнь. — прп. Силуан Афонский Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. ( Мф.7:21 ) Слово 6. Можно регулярно обращаться к Богу за обретением уверенности и благодарить Бога за все  Молитвы перед началом и по окончании всякого дела Слово 7. Рекомендую к изучению:  Здравствуйте. Всегда слышал от священников термин” самость”. По определению святителя Феофана Затворника , самость: «Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость» Самость …Тебе нужно знать и твердо помнить, что в тебе корень всему злу — самость и упрямость, растворяемые завистью и заправляемые обольщением вражиим, поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Ко­торый смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия (преп. Амвросий)

http://azbyka.ru/vopros/chem-samost-otli...

Несмотря на то, что она предназначена исключительно монашествующим, всякий благоразумный христианин может найти в ней то, что соответствует именно его образу жизни. Страсти и добродетели у всех людей общие, поэтому, как правило, людям, живущим в миру, среди суеты, во многих случаях подходят те же советы, что и отрекшимся от мира. Но нужно относиться к чтению духовных книг разумно и здраво: не пользоваться теми средствами борьбы со страстями, которые удобны только для монахов, а обращаться к общим, подходящим и мирянам. Конечно, неопытному человеку сделать это не всегда легко, тем не менее, нельзя просто отказаться от чтения этой книги, сказав, что мирянам она совершенно не подходит. Как же научиться находить в «Лествице» и других святоотеческих творениях советы, уместные и своевременные для нас, и не принимать того, что касается людей высоко преуспевших, например подвизающихся в отшельничестве? Мы только тогда можем читать книги с пользой для себя, когда приобретем некоторый опыт и научимся рассуждать здраво. Надо сказать, что неопытные христиане неправильно понимают не только святоотеческие писания, но и богодухновенное Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Об этом говорит святой апостол Петр, рассуждая в своем послании о творениях апостола Павла: Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, – то есть понимают превратно, – как и прочие Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Из слов апостола Петра мы понимаем, что в те времена были люди, которые, читая послания апостола Павла и прочие Писания, понимали их превратно. Значит, не нужно говорить, что если мы не понимаем «Лествицу» или какую-нибудь другую сложную книгу, аскетическую или догматическую, то в этом виноват автор, который непонятно изъясняется. Лучше познаем свою неопытность и постараемся приобрести рассуждение. Что для этого нужно сделать? Читать книги писателей близких к нам по времени: святителя Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , оптинских старцев, писателей двадцатого века, таких как игумен Никон (Воробьев) , греческих и русских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника . 248 Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» ( Ин. 16:23–24 ). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками... возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа... поставлен он перед вами здрав... ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:7–12 ). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его». 249 В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, – пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, – считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия – «Богоносец» – говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя». 250 Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас – не только в монастырях, но и среди мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Никакое дело не препятствует непрестанному повторению про себя этой молитвы: «Руки работают, а ум и сердце с Богом», по выражению святителя Феофана Затворника [ 300 ]. Особая благодатная сила Иисусовой молитвы проистекает из того, что она содержит имя Иисуса. Сам Христос заповедал молиться во имя Его: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16:23-24). О чудотворной силе Своего имени Он говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками… возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17-18). Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого, первосвященники спрашивали их: «Какою силою или каким именем вы это сделали?» На что Петр ответил: «Именем Иисуса Христа… поставлен он перед вами здрав… ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:7-12). В раннехристианской литературе немало упоминаний об имени Иисуса и его чудотворной силе, а также о непрестанной молитве этим именем. В книге «Пастырь» (II в.) ангел говорит: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир… Он (Христос) поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его» [ 301 ]. В жизнеописании священномученика Игнатия Богоносца говорится, что, когда его вели на казнь, он непрестанно призывал имя Иисуса. Воины спросили, зачем он призывает это имя? Святой Игнатий ответил, что оно написано у него в сердце. Когда мученик был растерзан зверями, его сердце сохранилось невредимым. Один из воинов рассек его пополам и увидел надпись: «Иисус». «Неважно, — пишет по этому поводу архиепископ Финляндский Павел, — считаем ли мы этот рассказ чудом Божьим или благочестивой легендой. Во всякой случае это, как и другое имя Игнатия — «Богоносец» — говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя» [ 302 ]. Эта практика жила в Православной Церкви как в ранние века, так и в самое последнее время; она продолжает жить и сейчас — не только в монастырях, но и среди мирян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо " воззвать к Тебе? " Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует — значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, " от Которого все, чрез Которого все, в Котором все " . Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой, Который сказал: " Небо и земля полны Мною " ?»… А еще хорошо бы сделать дайджест писем святителя Феофана Затворника для молодежи. Феофан Затворник — довольно хулиганистый писатель, но мало кто об этом знает. Понимаете, если бы я сегодня сказал, что «я кайфую» — сами понимаете, какой хай поднялся бы по всему православному интернету. А святитель Феофан так именно и пишет. — Жаль, что мы не знаем о таких местах. — Поэтому для меня очень дороги именно исповеди и письма святых. Когда они открываются как люди, они становятся близкими и понятными. Нужно понять, что святой — это не «карма». А то когда читаешь жития — складывается впечатление, что все святые уже во утробе матери кричат «аллилуйя», по средам и пятницам грудь у матери не берут с первых же дней своей жизни… А дальше срабатывает ассоциация: мне бабушка рассказывала, что у меня всегда аппетит был хороший, и, значит, мне уже не стать святым, святость — не для меня, буду жить как все и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» ( 1Кор.2:12–14 ). Собирание, сосредоточение тримерии предполагает ограничение душевно-физиологических функций (внешний человек), чтобы проявилась духовность и вновь, как до грехопадения, стала управлять человеком (внутренний человек): «кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Фактически это есть возврат человека к самому себе и возвращение к Богу : «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк.15:24 ). Так приоткрывается один из смыслов притчи о блудном сыне. Согласно учению святителя Феофана, Затворника Вышенского делание внутренней молитвы предусматривает « внутрь-пребывание ». Человек, весь живущий во сне и потому называемый внешним, пришедшей благодатью обращается внутрь себя, и здесь обнаруживает новый мир. Закон для внутрь-пребывания: держи сознание свое в сердце и собирай туда все силы души и тела. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – бодренность, собрание чувств – трезвение. Вслед за такими душевными деланиями должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностью – направление мускулов во всем теле к груди, за трезвенностью – оттеснение расслабляющих движений, подходящих к сердцу из нижних частей тела, подавление услаждения и покоя плоти. Это нужно делать до тех пор, пока сознание не утвердиться в сердце, как на своем месте; и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание для возобновления и укрепления его, потому что оно поминутно то расслабляется, то нарушается. Надо знать, что это внутрь-пребывание и собрание – не то же, что и размышление, хотя много походит на него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Объясняет святой Павел тайну живущего в нас греха и говорит, что, пока человек по вере в Господа Иисуса Христа не получит обновления благодатию Святого Духа, до тех пор над ним тиранически властвует грех; но когда, приступив к Господу, получит он благодать обновления Святым Духом, с тех пор грех уже не тиранствует над ним. Он может приступать к нему, соблазнять, влечь, но не определять к делу. «Грех», говорит, «вами не обладает». Почему? Потому что «вы под благодатию» ( Рим.6:14 ). Пока мы бываем во плоти, то есть в грехе, дотоле страсти греховные действуют во удех наших. Но когда благодатию Святого Духа освобождаемся от этого держащего нас в своей власти греха, тогда начинаем работать «Богу во обновлении Духа» ( Рим.7:5–6 ). Закон Духа жизни о Христе Иисусе освобождает нас от закона греховного. Благодать Святого Духа, пришедши, отъемлет немощь, коею мы немоществуем пред законом, и восстановляет нашу нравственную силу. Таким образом, пока кто во плоти, то есть в грехе, и без Духа, дотоле он Богу угодить не имеет силы. Вы же, воодушевляет Апостол римлян, «несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова» (по вере во Христа и Христом Господом подаемого) «не имат, сей несть Егов» (тот и не Его). Только те, кои «Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божий». Присущ нам бывая, Дух сей подкрепляет нас в немощах наших ( Рим.8:2,14–26 ). Из сего явно, что жизнь о Христе Иисусе в совершенстве проявляется только благодатью Святого Духа. Почему Апостол и определяет, что «Царствие Божие есть правда, мир и радость о Дусе Святе», – и молится: «Бог же упования да исполнит вас всяким радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго» ( Рим.14:17;15:13 ). Вскоре по написании Послания к римлянам Апостола встретили узы, из которых он писал несколько посланий. Первое было к ефесеям. Послание к ефесеям есть воодушевленнейшая хвалебная песнь домостроительству спасения в Господе Иисусе Христе. Но высшим плодом и последнею целию сего домостроительства выставляется дарование нам благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Один священник так учил своего внука избавляться от словесной неряшливости. Он записал на магнитофон произносимые внуком слова паразиты «честно говоря». Потом включил магнитофон и дал послушать три минуты: «Честно говоря, честно говоря, честно говоря…» А потом спрашивает: «Значит, все остальное время ты лжешь?» - Некоторые протестанты берут стихи из Писания, касающиеся здоровья и богатства, и начинают их исповедовать устами, то есть с верой многократно повторять вслух. Может ли такая практика превратиться в магию? - Слова Писания никогда в магию не превратятся. Помните эпизод из Евангелия, когда апостолы говорили Спасителю что люди пытаются Твоим именем исцелять... «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:38-40). Божественными словами никто никогда не сможет навредить другим. А вот случаев психических расстройств у таких горе-заклинателей много. Как говорится, с дуру молиться - лоб разобьешь. Должно быть разумное трезвение во всем, мера во всем. Также нельзя относиться и к молитве как заклинанию. - Не укладывается в голове высказывание святителя Феофана Затворника: «Слово «не могу» - не христианское». Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Как жить так, чтобы действительно получалось, что в Боге я всё могу? - Здесь все решает личное отношение к Богу. Суворов задавал солдатам вопрос: «Сколько - до Луны?», - солдаты отвечали: «Два суворовских перехода». Великий полководец учил солдат, что нельзя говорить: «Не могу». То есть, нет ничего невозможного для верующего человека, так как для Бога ничего невозможного нет. В Его власти в одну секунду миллиарды вселенных создать и столько же разрушить. И мы также можем себя погубить каким-то действием, упасть и духовно погибнуть в одну секунду или же стать святыми. Спастись или погибнуть. Куда ты стремишься, там и определенные силы тебе помогают. У Нахимова было такое правило - если пьяный моряк лежал лицом к кораблю, то его тащили на корабль, если лицом от корабля - на гауптвахту. Куда мы устремлены? Господь судит намерения. Если Богу угодно, я сделаю то, что замыслил, ничего нет невозможного. Мы как-то с одним священником летали без копейки денег над Россией и над Америкой. Это, может быть, единственный случай в мире, когда два взрослых человека с иконой, без билетов на пассажирском самолете летали с Камчатки в Америку и обратно. И все это происходило на вере, чисто на вере. Получили благословение и полетели...

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/13/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010