иеромонах Иов (Гумеров) По толкованию святителя Феофана Затворника , только в Господе – только за верующего, благочестивого и целомудренного. В чем смысл слов Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»? иеромонах Иов (Гумеров) Словами вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:49–50 ) Иисус Христос, выразил мысль, которой проникнуто все новозаветное учение: духовное родство выше кровного. Идея эта заняла первенствующее место в начавшейся проповеди Царства Небесного. В царстве новой жизни нет места деления по земным признакам (национальным, родственным, социальным). Человек, ищущий спасения, должен облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:10–11 ). Спаситель воспользовался стечением множества народа, чтобы преподать это учение. Традиционный иудей с трудом воспринимал эту идею, потому что в Ветхом Завете придавалось важнейшее значение родословиям (евр. толедот). Поэтому св. апостол Павел призывает своего ученика Тимофея увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:3–4 ). Слова Спасителя не дают никакого повода думать, что Господь отменяет значение родства и тем более высокое уважение к матери. Лишена основания также попытка протестантов использовать это место Евангелия для отступления от многовековой церковной традиции почитания Божией Матери. Нужно решить вопрос: есть ли в Священном Писания свидетельство тому, что Пресвятая Богородица занимает важное место в Божественных планах Домостроительства нашего спасения? Да, есть. Почитание нашей Церковью Божией Матери не есть только выражение глубочайшего уважения к Той, Которая стала средоточием величайшего события в деле спасения людей – Боговоплощения. Это почитание имеет отношение к основополагающим истинам православного богословия и точно показывает глубокую разницу между христианством, хранящим апостольскую преемственность и реформированным христианством. Разница начинается с подхода к библейским местам, имеющим отношение к Пресвятой Богородице. Православные богословы опираются на всю полноту библейских свидетельств. Протестанты же и представители некоторых сект обращаются только к некоторым местам. Эти с кровью вырванные цитаты они пытаются использовать в своих конфессиональных интересах. Всё остальные места они оставляют без внимания. Вместе с тем правило не только библейской науки, но и любого серьезного исследования, предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и свидетельств, относящихся к изучаемому предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6:37 ). Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина. Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин ). О воздержании супругов в период постов иеромонах Иов (Гумеров) В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию – снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви. О том, что период поста – это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника . Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости , которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» ( Феофан Затворник , святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из этих слов Христа мы видим, что принятие славы от человека – есть препятствие даже для веры. Хочу сказать, что если самою жизнью будем исследовать Иоанново отречение от тщеславия, то увидим, что оно вернейшим образом приводит именно к тому, что человек умом своим, духом своим переселяется в мир Божественный, выходя из мира человеческого. Это состояние имеет и иное выражение, а именно – удаление в пустыню, как говорит пророк Давид: се, удалихся бегая и водворихся в пустыни» ( Пс.54:8 ). Вот и Ап. Павел говорит: «людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1:10 ). И затем тут же, немедленно говорит: «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ). Итак, если Евангелие сие не от человека и не от человека научаются ему, то несомненно, что третье отречение по Иоанну, т. е. от тщеславия, как бы прямым путем приводит к переселению духа нашего в мир Божественный. Пойдем дальше. Учение о трех отречениях, необходимых для восхождения к совершенству, совпадает со словом о трех крестах им сообразных. Каждое отречение, в сущности, есть восприятие креста. И у Свят. Отцов мы находим строгое предостережение о том, чтобы восхождение на крест совершалось согласно силе каждого. Попытки взойти на крест, соответствующий последнему отречению, сурово наказуются, если они совершаются преждевременно, т. е. не с тем познанием, каковое их должно сопровождать. Я сказал о познании, но предпочел бы говорить скорее об опыте и действительном духовном состоянии человека. Кто прежде совершения меньшего, читая о деяниях Св. Отцов гордостно порывается взойти на высоту чистой молитвы, этого последнего креста, тот бедственно низвергается на землю. Особенно сильно говорит об этом Преп. Исаак Сирин (Ниневийский) . У нашего отечественного богослова-аскета Епископа Феофана Затворника Вышенского есть замечательное слово о Трех крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Ин. 8:36 . «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Объяснение. Очевидно, слово «Сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха ( Гал. 3:13 ; Ин. 14:21 ). Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его ( Рим. 8:3 ). Неверующие или верующие, но искажающие учение Христово, снова подпадают под иго рабства греху ( Евр. 6:4–6; 10:29 ). 2Кор. 3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.» Объяснение. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего ( Евр. 7:18 ; Деян. 15:24–28 ), и вовсе не говорит о свободе от соблюдения заповедей или, например, от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы ( Лк. 4:1–2 ; Деян. 13:1–3 ). Свобода дарована нам не для угождения плоти, но для того, чтобы любовью служить друг другу. Заключим словом епископа Феофана Затворника : «Храня в себе истинную веру, не должно оставаться равнодушным к судьбе исповедуемой религии. Здесь постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию, целости и безопасности; видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии – возвести, кому должно; борись и противодействуй сам, сколько можешь; жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и молись Господу, Царю истины, да воцарит истину и прожжет налегающий мрак». Апостолы не меньше нас, современных людей, были снисходительны к человеческим немощам, но о заблуждающихся в деле религии учили: Тит. 3:10 . «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,» Тит. 3:11 . «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.» 2Ин. 1:10 . «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.» 2Ин. 1:11 . «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.» 1Пет. 2:15 . «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Истина очевидна! Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаж. Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться». Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с ап. Павлом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). И 7-я глава оканчивается словами: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:28–29 ). Источники и литература 1 . Святая Библия. М.: – РБО, 2000. 2 . Новый Завет . СПб, – РБО. На греческом языке с подстрочным переводом на русский язык, 2001. 3 . Антоний Великий , Преподобный. Добротолюбие. Кн. 1. М.:– изд. Сретенского монастыря, 2004. 4 . Ефрем Сирин , Преподобный. Творения. Кн. 4. Калуга, – изд. Ул. Московская 256, 2003. 5 . Иероним Стридонский , Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: – изд. Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. 6 . Симеон Новый Богослов , Преподобный. Кн. 1. М.: – изд. «Правило веры», Сретенский монастырь, 2003. 7 . Феофилакт Болгарский , Блаженный. Святое Евангелие и Апостол с толкованием текста. М.: – изд. «Ковчег», 2002. 8 . Георгий (Тертышков), архиман. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . Кн. 1, 2. Рязань, – изд. «Зерна», 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истина – сам Христос. И Он делает это разделение. А оно (разделение) – не природное явление, ибо все созданы со стремлением к добру, но воля человека, отвергающего благодать, делает из человека чадо дьявола. Чадом дьявола человек становится не из-за разовой лжи, а из-за лжи, которая укоренялась в нем в течение всей жизни. Такой человек живет ложными принципами, они ему нравятся, они ему удобны. Это и есть то, о чем говорил Господь: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3, 19–21 ). Причина разделения в том, что для человека важнее всего – Бог или он сам. Наша задача – засвидетельствовать человеку Истину на понятном для него языке. Не опустить Истину до человека, а поднять человека до Истины. Но задача нашего языка – передать человеку Истину понятным образом. Однако если он знает о ложности своего мировоззрения, но оно ему нравится, значит, Истина для него неинтересна и обратить его невозможно: Бог не нарушает свободную волю людей. Когда мы говорим о естественном Откровении через природу, встает вопрос о взаимоотношении науки и религии. Если к нам приходит «научник», по выражению святителя Феофана Затворника , или, по-нашему, ученый (либо просто человек с научным мировоззрением, либо человек, прикрывающийся наукой, либо эзотерик, говорящий, что у него самые что ни на есть научные знания), нужно сказать, что знания из окружающего мира могут нас привести к тому, что есть Бог , что Он есть первопричина, что Он мудрый и могучий – и все, точка. Можно раскрыть некоторые черты Его замысла в этом мире, но эти знания не могут описать самого Бога. Попытка постижения научными исследованиями Божественной природы бессмысленна. Бог не есть энергоинформационное поле Вселенной, как теперь модно говорить среди ученых, и мы не можем Его уловить никаким научным способом. Более того, мы научным способом не сможем выстроить даже целостную картину мира. Именно поэтому мы должны скептически относиться к научным достижениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Каждый человек грешит и должен быть за это наказан по справедливому суду Божию. Нет ничего, чем мы могли бы загладить перед Богом свою вину. Даже если мы перестанем грешить или будем делать добро, старые грехи требуют наказания. Собственно, так и у людей: если вор и убийца станет меценатом, это не освободит его от наказания за совершенные когда-то преступления, хотя и смягчит ответственность. Итак, мы ничем не можем оправдаться перед Богом. Поэтому, чтобы удовлетворить вместе милосердию и справедливости Божией, воплотился Сын Божий, исполнил волю Отца, невинно и несправедливо пострадал за нас, принеся Себя в жертву за всех людей. Его Кровь перед Отцом является достаточным выкупом, чтобы простить и Вас, и меня, и всех. Надо лишь нам стать соучастниками Его жертвы, чтобы в глазах Отца она очистила наши грехи. Это происходит в крещении (где мы становимся соучастниками Его смерти) и в дальнейшей христианской жизни (в частности, через очищение от грехов в исповеди в силу Христовой смерти и через причащение Тела и Крови Христовых, исцеляющих и укрепляющих нас). И наоборот, человек, чуждый Богу и не исполняющий Его заповеди, лишается оправдания жертвой Христовой, хотя бы даже был крещеным: Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. ( Евр.10:26–27 ) Таким образом, мы просим у Бога милости ради жертвы Христовой, потому что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Советую Вам лучше уяснить для себя этот вопрос. Как минимум, Вам стоит почитать раздел катехизиса о Символе веры , а лучше и что-то более объемное об Искуплении. И всегда полезно перечитывать труды святых отцов. Если боитесь, что не осилите, начните со свт. Феофана Затворника (скажем, “Путь ко спасению” ), там Вы найдете ответы на все свои вопросы. Свт. Феофан Затворник написал на эту тему следующее:

http://azbyka.ru/vopros/esli-bog-est-sov...

Как же оказалось возможным сошествие в ад Самого Спасителя? Ведь по слову апостола Павла, Бог «… Себя отречься не может» (2Тим. 2: 13). Вспомним слова произнесенные Иисусом Христом на Кресте: « В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар. 15: 34). Святоотеческие толкования на данный отрывок Писания в своем большинстве говорят лишь о крике исстрадавшегося от ран на Кресте человеческого естества Христа Спасителя. Но если Иисус Христос своим человеческим естеством почувствовал некую богооставленность, то не для того ли Бог Отец несколько отступил от Христа, чтобы ради спасения человеков дать возможность Своему Сыну сойти в ад? Тогда возникает следующий вопрос: каким образом Христос смог покинуть ад? Апостол Павел пишет о Христе: « Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2: 6-8). Предвечные смирение и послушание Сына воле Бога Отца, которым Спаситель не просто положил начало (как о том говорит свт. Феофан – см. ниже), но утвердил их в своем земном служении, не эти ли добродетели дали возможность Иисусу Христу вновь вступить в Свет Божественного общения? Указанные добродетели могли утвердить и ноги ветхозаветных праведников следовать за Христом из ранее державшей их духовной темницы. «Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения» (Лк.16: 27, 28). На первый взгляд приведенные слова говорят нам о том, что узрев воочию ад и вкусив его мучений, богач раскаялся. Но так ли это? Приведем толкование свт. Феофана Затворника: «Нет ли покаяния за гробом? – О, когда бы возможно было это?! Какое бы облегчение нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит.

http://bogoslov.ru/article/3592104

Как же христианин может проходить подвиг распинания своих страстей, если он в самом теле своем не будет побеждать потребности чувственные! А он не в состоянии будет побеждать чувственные потребности без возможного упражнения тела в посте и воздержании. Упражняя же тело свое в подвигах поста, первым действием его должно быть воздержание в качестве и количестве пищи и пития. Пост для души есть воздержание от страстей, воюющих на душу нашу и порабощающих ее власти своей. Смирять постом душу несравненно нужнее, нежели тело. Тело есть орудие, а душа – действующая причина; и хотя тело есть необходимый соучастник души, но в действиях свободы и произволения тело остается лишь исполнителем велений души и движений сердца. Между тем все нечистые помышления и преступные желания происходят от души и от сердца. «Ибо, – по словам Спасителя, – извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.7:21–22 ). «Основа страстей в плоти, – читаем у св. Феофана Затворника , – когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях?» (100, 225). Чем меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух (19, 205). Подмечается закономерность: чем строже человек соблюдает пост, тем меньше живых организмов он губит для своего существования; а, с другой стороны, чем глубже смиряет себя человек постом, тем крылатее его молитва к Богу. Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями, при восхождении горе. «Молитва смиренного проникает сквозь облака» ( Сир.35:17 ). Возможно, что молитва постящегося человека приобретает крылатость именно вследствие соучастия в хвалении тех живых существ, которые человек не погубил, предпринявши подвиг поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Как и с ребенка, с таких людей нельзя много спрашивать, но исповедь все-таки нужна, надо с любовью объяснить, какие бывают грехи в этом возрасте; но не требовать много и не ждать полного понимания и подробного перечня всех грехов. 24. Здравствуйте! Каким образом можно себя настроить, чтобы не смущаться от общения с противоположным полом, видеть в каждом брата? И как можно разъяснить слова из Послания к Галатам апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:26-29). Мария, Орел Дорогая Мария, борьба с плотской нечистой страстью в наше время, когда страшные грехи стали нормой, очень трудна. Трудна, но, конечно, же возможна. Святые отцы говорят, что от этой страсти нужно бегать. То есть избегать всего, что ее порождает. Конечно, нужно стараться смотреть на молодых людей, как на братьев во Христе. Но если это не получается, лучше вообще на них не смотреть. Тема эта очень деликатная и хороша было бы ее обсудить наедине с духовником. Объяснение текстов: 1) Верующий во Христа может обращаться к Богу как к Отцу. Бог любит нас, по слову Библии, больше чем мать свое грудное дитя. 2) Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству». 3) Это означает, что все христиане вне зависимости от национальности, положения в обществе, пола едины во Христе. Национальные и другие различия несущественны для тех, кого соединяет православная вера. 4) Семя Авраама (потомок Авраама), в котором благословятся народы, есть Христос. А если Галаты имеют образ Христа в себе, то они тоже семя Авраама и наследники обещанного Богом благословения. Очень хорошо, дорогая Маша, что вы читаете апостольские послания. Можно порекомендовать вам найти в интернете толкования на эти послания святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Феофана Затворника. 25. Добрый день. Подскажите, как Церковь относится к тому, что православные практикуют занятия йогой и медитацией, можно ли читать мантры? Ведь Бог един... Имеет ли значение, каким способом мы находим душевное равновесие и успокоение?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010