Тогда же по городам разосланы были грамоты „от царицы и великие княгини Марии Григорьевны всея Русии и от царя и великого князя Феодора Борисовича всея Русии“ с повелением привести весь народ к присяге на верность новому царю. „Божиим праведным судом –говорилось в грамоте, – за наш грех , государя нашего великого государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всея Русии не стало; а по его государеву обещанью, Бог его, государя, сподобил, восприял ангельский образ, во иноцех Боголеп, а преставися апреля в 13 день, а на все государства, на Владимирское и на Московское и на Новгородское, и на царства Казанское, и на Астраханское, и на Сибирское, и на все великие государства Российского царствия благословил нас, сына своего, великого государя царя и великого князя Феодора Борисовича всея Русии. И мы, с Божией помощью, на своем государстве учинились царем и великим князем, всея Русии самодержцем, и бояре наши, и окольничие, и думные дворяне, и дьяки, и дворяне ж, и дети боярские, и приказные люди, и всех сотен торговые, и всякие люди Московского государства перед святейшим Иовом, патриархом Московским и всея Русии и передо всем священным собором нам крест целовали; и вы б, памятуя Бога, и души свои, и крестное целованье, на чем вы великому государю нашему царю и великому князю Борису Феодоровичу, всея Русии самодержцу, и нам крест целовали, после преставленья, блаженные памяти, великого государя царя великого князя Феодора Иоанновича, всея Русии самодержца, что ему, государю, и нам служити и прямити, и добра хотети во всем до своего живота, и вы б потому ж нам служили и добра хотели и прямили во всем; а мы вас не только жаловати рады, и любити вас хотим свыше прежнего, и нам бы есте на том на всем сами крест целовали в соборной церкви, и детей боярских, и приказных, и служивых всяких, и торговых и посадских людей, и пашенных крестьян и всяких черных людей к нашему крестному целованью привели по записи, какова к вам послана»... В Москве всё население присягнуло новому царю беспрекословно и спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре. Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни. Святость жизни святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. Еще до 1182 года по любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он написал многочисленные поучения об иноческой жизни, составил слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческимп творениями. Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование Русского Златоуста. В этот день 1634 года был казнен воевода Михаил Борисович Шеин. Он происходил из старинного боярского рода, был сыном окольничего. В бою под Добрыничами с Лжедмитрием I 20 января 1605 г. Шеин сумел отличиться и был отправлен в Москву с известием о победе. В чине окольничего служил воеводой в Новгород-Северском. В 1607 г. получил боярское звание и был поставлен воеводой в Смоленск, осажденный польским королем Сигизмундом III. Отчаянно сопротивляясь, Шеин не желал сдавать город даже по требованию правительства семибоярщины, и все же город был взят штурмом в июне 1611 г. Шеин был схвачен, подвергнут пыткам и до 1619г. находился в польском плену вместе с будущим Патриархом Филаретом (Романовым). После заключенного перемирия с Речью Посполитой пленники смогли вернуться на родину. Шеин, ставший одним из близких Патриарху лиц, в 1620-1632 гг. возглавлял приказы и участвовал в многочисленных дипломатических переговорах. Во время войны с Речью Посполитой (1632-1634) Шеин был отправлен под Смоленск командующим русской армией. После смерти в 1633 г. Патриарха Филарета Шеин, оставленный на произвол судьбы, был вынужден согласиться на сдачу пушек и с остатками войска вернулся в Москву. Был обвинен в измене и по приговору Боярской думы казнен в 1634 г. По мнению историков С.М.Соловьева и В.О.Ключевского, Шеин не был предателем и осужден в результате боярской интриги.

http://ruskline.ru/history/2015/05/11/et...

Далее Мекензи Уоллес говорит: «В то же самое время каждый из колоколов Москвы, которым имя легион, казалось бешено желал заглушить своего соседа; рев большого колокола над нашими головами смешивался с тонкими и острыми звуками своих тщедушных соперников. Если демоны живут в Москве и не любят колокольного звона, как это предполагают, то в эту ночь у темного царства должен был происходить настоящий погром с поголовным бегством. Всему этому оглушающему шуму вторили частые пушечные выстрелы с Тайницкой башни» 543 . Колокольня Иван Великий была издревне общею колокольнею всех кремлевских храмов. Первоначально создана в 1329 году великим князем Иоанном Первым Даниловичем Калитой, с церковью во имя св. Иоанна Лествичего или Списателя Лествицы в память рождения сына Иоанна, в день, празднуемый этому святому. В 1508 году, эта церковь , называвшаяся Иоанн Святый иже под колоколы, перестроена при великом князе Василии Иоанновиче, Алевизом 544 . Колокольня же в том виде, как она есть, довершена надстройкою во второе лето правления Бориса Годунова, и без сомнения начата в царствование боголюбивого и богомольного царя Феодора Иоанновича 545 . Таким образом, распространившееся предание о постройке этой колокольни Борисом Годуновым, во время голода, для прокормления народа, есть мнимое. Колокольня закончена в 1600 году, за год до неурожайного года (1601) и за два и более до совершенного голода или меженины, когда Борис по преданию, основанному на следующих строках Николаевской 546 летописи: «Видяж царь Борис такое Божие прогневание и повеле делати каменное дело многое, чтобы людям питатися и сделаша каменныя палаты большия, на взрубе, где были царя Ивана хоромы» 547 , предпринял каменное дело для прокормления рабочего народа в Москве. Под главой Ивановской колокольни находится следующая подпись: «Изволением Св. Троицы, повелением великаго государя и царя В. К. Бориса Феодоровича всея России самодержца, и сына его благовернаго великаго государя цесаревича князя Феодора Борисовича всея России, храм совершен (т.е. окончен), позлащен во второе лето государства их 108 (1600) году» 548 , 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Связь Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем и его насельниками не ограничивалась щедрыми пожертвованиями. Представители этого рода почитали монастырских старцев и состояли в переписке с яковлевскими настоятелями. Граф Николай Петрович Шереметев был знаком со старцем Спасо-Яковлевского монастыря – гробовым иеромонахом Амфилохием, чтил его и прислушивался к его мнению. Когда в 1805 г. яковлевский старец выразил желание возродить запустевшую церковь св. Димитрия Ростовского в селе Песошни близ Ростова, Николай Петрович изъявил готовность не только покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды и жалованье причта, но и принять на себя и своих потомков содержание этой церкви в будущем. Память Шереметевых чтили в обители – для поминовения их рода в Никольском приделе Димитриевского собора каждый день совершалась ранняя литургия. Род Шереметевых поминался на монастырских службах и при чтении монастырского синодика, которое по традиции совершалось при гробе св. Димитрия. Архимандрит Иннокентий в одном из своих писем к графу Д. Н. Шереметеву так говорил о молитвах, возносимых в монастыре за его род: «Как святая обитель наша с 1795-го года красуется и пользуется благотворениями в Бозе усопшаго родителя Вашего и, ежедневно вспоминая имя Его и всех сродников, обязанная продолжать оное всегда, доколе свет стоит, и солнце не затмится». В яковлевском синодике XVIII–XIX вв. род Шереметевых был упомянут трижды: «Род Петра Борисовича Шереметева: Феофана, Порфирия, Евсевия, Татианы, Евфимии, Марфы, Дорофея, Петра, Парфена, Феодора, Сергия, Елены, Мелании, Георгия, младенца Марины, Иоанна, Авраамия, Иакова, Ионы, Григория, Феодора, Акулины, Александра, Иоанна». «Род графа Шереметева: графа Бориса, графа Петра, графа Николая, графа Порфирия, графа Алексия, графини Параскевы, графини Варвары, графини Анны, князя Алексия, княгини Марии, девицы Александры». Вторая запись, по всей вероятности, относится ко времени вкладов графа Николая Петровича. Третья запись, которую, скорее всего, можно связать с именем его сына Дмитрия, не сохранилась из-за утраты листов синодика.

http://sobory.ru/article/?object=05708

И 13 апреля месяца, в субботу, царь Борис, будучи здоров, после обеда, когда бояре удалились по своим домам, и сам царь Борис, удалившись из столовой во внутренний покой дворца, неожиданно скончался. Прибывший вскоре патриарх кир Иов едва успел и приобщил его Божественных Тайн и постриг его в монахи, назвав его Боголепом монахом, т. е. Боголюбезным. Итак, патриарх, архиереи, священники, все бояре и народ похоронили его с великою честию и псалмопением во всечестном Архангельском храме с прочими царями и великими князьями, вблизи благочестивейшего царя Феодора. Все бояре и народ, лишившиеся такого царя и попечителя о царстве и милостивого во многом, сильно скорбели и оплакали [его] великим и весьма горьким плачем. О, несчастие! Сколь великое бедствие началось с того часа! Итак, весь синклит бояр, патриарх с архиереями и иереями и всем народом провозгласили и многолетствовали сына Феодора Борисовича царем и великим князем Москвы и всей России. Будучи в ту пору еще только 15 лет в большом дворце, и хотя он был юн, но прекрасен, достоин, образован, милостив, воспитан отцом своим ко всякому благодеянию, умен и способен на всякое слово и дело. Он великую и неисчислимую милостыню раздал по отце своем, как иной никто и никогда, всех голодных насытил, всех бедных обогатил, проще сказать, всех богатых и бедных преисполнил всяких благ и доставил им радость. О, неисследимых судеб твоих, Господи Христе Царю! Такой и столь добрый и незлобивый царь Феодор царствовал только 45 дней, только что совершил помин по отце своем, и не успел венчаться царскою диадемою, но несомненно, как я полагаю, был увенчан в царстве небесном. И когда началось замешательство большое в войсках, находившихся под Кромом, то все войска, по грехам нашим, поклонились выдававшему себя за царя Димитрия, заключившемуся в крепости Путивль. Услышавши это в Москве, весь синклит и весь народ оставили своего доброго царя, с великою поспешностию отправились и поклонились провозгласившему себя царем Димитрием, направляющемуся из путивльской крепости.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

В 1930 году под руководством Ф. Борисовича был построен церковно-причтовый дом. 11 июня 1938 года при большом пожаре в городе Лудзе пострадал и собор: загорелся купол и обрушился внутрь собора. Все повреждения были устранены к 15 августа того же 1938 года. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 177 за 1898 г. Лист 32. Ведомость о церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Люйине. С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд. Рига, 1939 г. Стр.96-99. Лудзенский православный Свято-Успенский собор является памятником архитектуры церковного зодчества, построенный в виде креста с колоннами тосканского ордера. В 1843 году на средства Святого Синода в Люцине (Лудзе) началось строительство каменной церкви, которая была освящена 19 августа 1845 года во имя Успения Божией Матери. Первым священником Люцинской церкви был отец Пантелеймон Усовский. В 1878 году Люцинская церковь была переименована в собор, с должностями помощника настоятеля и диакона. Среди Люцинских благочинных особо выделялся настоятель Люцинского храма протоиерий отец Феодор Никонович. Выдающийся пастырь и общественный деятель, управляя Люцинским округом с 1897 по 1911 год, был избран депутатом 3 государственной Думы. Предметом особой заботы протеиерия Феодора Никоновича был Люцинский собор. При его настоятельстве в 1900-1901 годах храм был капитально отремонтирован, поднят купол, надстроена колокольня, поставлен иконостас художественной работы, поднят новый колокол. При активном содействии протоиерия отца Феодора Никоновича в 1910 году состоялось перенесение мощей святой преподобной Ефросинии Полоцкой из Киева в Витебск. В 1938 году в Троицкую субботу, при большом пожаре в Лудзе, собор сильно пострадал: сгорел церковный купол, упал с него крест. Священник Феофан Борисович в это время совершал Божественную литургию. Несмотря на бушующее пламя и царящую панику, он мужественно закончил службу, затем с опасностью для жизни спасал церковное имущество. Все последствия страшного пожара были устранены уже к празднику Успения Божией Матери. В настоящее время настоятелем Лудзенского храма служит о. Виктор (Теплов). За неполные три года своего служения отец Виктор много сделал для благоустроения храма: полностью смонтирована система отопления, построена котельная, покрашены купола и колокольня и многое другое. При прокладке труб отопления случилось чудо! – под алтарём забил источник чистой воды, так долго хранящийся под спудом. Источник вывели в колодец, поставили над ним красивый резной сруб и на Медовый Спас состоялось его освящение. Теперь при храме имеется благодатный источник, на котором в праздники происходит малое освящение воды с водосвятным молебном.

http://sobory.ru/article/?object=07867

Именно он первым указал при этом на юного Боярина Михаила Феодоровича Романова, сына доброго страдальца за Русскую Землю, митрополита Филарета Никитича, внука первой нашей царицы Анастасии Романовны и племянника царя Феодора Иоанновича. Как на другого кандидата на престол указывал он и на князя Василия Васильевича Голицына. Но его мудрым словам не вняли... Борец против польских покушений на Россию, при помощи самозванцев, первого и второго, патриарх сильно восставал против призвания на Русское царство польского королевича Владислава, сына короля Сигизмунда ,жестокого гонителя Православия и Русской народности в порабощенной поляками Западной Руси. Он напоминал малодушным боярам, задумавшим этим гибельным путем спасти Россию от смуты, беды, причиненные нам поляками при Гришке Отрепьеве и спрашивал полякующих людей: „а теперь чего ждете? Разве только конечного разорения Царству и Вере Православной?“ Но, увы, тщетными остались и эти увещания великого первосвятителя, вызвав только одни издевательства над ним. Правившая Россией семибоярщина, вопреки патриарху, решила избрать царем Владислава и вошла по этому предмету в переговоры с расположившимся на Девичьем поле с польскими войсками гетманом Жолкевским. Бессильный помешать такому опасному политическому, государственному шагу боярской думы, патриарх, как первостоятель церкви, от ее имени были установлены ограничения власти будущего царя боярской думой и земским собором. Когда же бояре пришли в Успенский Собор к Патриарху – взять у него благословение на самую присягу, он сказал им знаменательные слова: „Если вы пришли не с лестью и не думаете нарушить Православную Веру, то да будет на вас благословение. От всего вселенского собора и от меня грешного. Иначе, да не будет на вас милость Божия и Пречистыя Богородицы и да будете вы прокляты». Когда же к патриарху подошел под благословение убийца Феодора Борисовича Годунова и приверженец обоих самозванцев Михайло Молчанов, патриарх велел его с бесчестием вытолкать из собора. Он решительно восставал против того, чтобы польские войска были впущены в Москву, дабы Москва сохранила свою независимость и свободу, как говорил прежде, „всем другим городам указывать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

1597. Февраль Генеральный сейм в Варшаве. Требования православных о соблюдении законов и королевской присяги. 1598. Январь 01 Кончина царя Феодора Иоанновича. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве 1598. Февраль 22 Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора. 1598. Март 09 Венчание на царство Бориса Феодоровича Годунова. Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве. Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве. Великий голод на Руси. Распространяются два противоречащих друг другу слуха: царевич Димитрий убит по приказу Годунова, и второй — о «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах». Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским. По сообщению о. Павла Пирлинга, со ссылкой на известное ему письмо Юрия Мнишка епископу Реджийскому Клаудио Рангони, папскому нунцию в Польше, «москвич» (т. е. московский кандидат в Самозванцы, Григорий Отрепьев, прикрытие главного кандидата) был «казнен» (т. е. тайно убит) в Самборе Юрием Мнишком (9, с. 229). Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России. (А. С. Пушкин. «Борис Годунов». САМОЗВАНЕЦ: « Ручаюсь я, что прежде двух годов весь мой народ, вся северная церковь признают власть наместника Петра.») 1604 Октябрь 10 Лжедимитрий I вступает с войском в русские пределы. 1605 Апрель 13 Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне. 1605 Июнь 03 Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова (умерщвлен «самым отвратительным образом» — слова С.М.Соловьева) и его матери царицы Марии Григорьевны князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

288 " Временник» Императорского Московского Общества истории и древностей Российских, XXIV, стр. 109, ст. С. Шпилевского «О благоустройстве по Уложению». 291 И. М. Снегирев. «Памятники московской древности». Москва, в типографии Августа Семена, 1842–1845, 200. 292 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете«, 1848 г., 7, стр. 130. 293 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1860, кн. II. Смесь. Ст.: «Поимянная опись кто чем промышляет в Моск. слобод. (1677 г.)». 297 Тем не менее нельзя пройти молчанием замечательного проэкта, составленного царем Феодором Алексеевичем в том же 1682 г. Предположено было построить две шпитальни или богадельни, – одну в Знаменском монастыре, что в Китае-городе, а другую на Гранатном дворе, что за Никитскими воротами. На содержание их назначить вотчины, бывшие за Архангельским владыкою и за Знаменским монастырем. Предположено было нищих брать на улицах и для разбора приводить в Аптекарский Приказ: увечных – отсылать в шпитальню, а притворщиков подвергать наказанию. – Проект этот напечатан у Берха в его истории Феодора Алексеевича, часть II-я, стр. 87–93. 298 И. Т. Посошков. «Сочинения», изд. М. П. Погодиным, М. Типография Николая Степанова, 1842, 106. 301 П. М. Строев, «Описание старопечатных книг славянских и российских графа Ф. А. Толстова», М. 1829, 127, стр. 273. 303 Первая форма присяги не была известна автору «Опыта российской библиографии», о второй же и третьей он упоминает, и притом, как о изданных отдельно, – каждая. (В. С. Сопиков. «Опыт российской библиографии, или полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на словенском и российском языках от начала заведения типографий, до 1813 г.» в 5 т. СПб., 1813–1821, т. I, 1813. 1650–1651, стр. 266–267.). 309 Иногда говорили «ино не буди на мне милости святых» и при этом упоминали тех угодников к заступлению которых прибегали с живейшею верою. В клятвенной записи кн. Холмского 1474 г. сказано: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Леонтия епископа Ростовского» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 103). В записи кн. Дим. Бельского 1524 г. читаем: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Алексея митрополита и Леонтия и Сергия Чудотворца и всех святых» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 152). В крестоприводной записи Феодора Борисовича Годунова 1605 г. прибавлено: «и не буди на мне благословения и прощения московского патриарха Иова и митрополитов, и архиепископов, и всего освященного собора»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 85). Не одни те подвергаемы были проклятию, которые нарушали присягу, но и те, которые отказывались присягать, что можно видеть из записи кн. Пожарского 1611 г. «А кто не учнет по сей записи креста целовати..., тот человек проклят в сем веце и в будущем»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 253).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начался 1607 год. Поражение Болотникова приносило благие результаты: отпавшие области снова покорялись царю Василию. Царь получил с востока приятные вести: Арзамас был взят, Нижний освобождён от осады. Свияжск принёс повинную после того, как митрополит казанский Ефрем наложил на него церковное запрещение. Царь поспешил ободрить верное ему население мерами нравственными и церковными торжествами. Царь решил воздать честь жертвам самозванца и велел вынуть гробы Годуновых из Варсонофьевского монастыря и с царским почётом похоронить их в Троице-Сергиевой лавре. За гробами родителей своих и брата ехала несчастная инокиня Ольга, в мире царевна Ксения Борисовна Годунова, и громко оплакивала свои несчастия. 3-го февраля царь с освященным собором приговорил послать в Старицу за прежним патриархом Иовом, чтобы он приехал в Москву, простил и разрешил всех православных христиан в их клятвопреступлении. 14-го февраля святейший Иов приехал в Москву в царской карете и остановился на Троицком подворье. 16-го числа оба патриарха составили следующую грамоту: „Царь Иван Васильевич повелел царствовать на Российском государстве сыну своему Феодору Ивановичу, а второму сыну своему, царевичу Дмитрию Ивановичу, дал в удел город Углич, и царевича Дмитрия в Угличе не стало, принял заклание неповинное от рук изменников своих. По отшествии к Богу царя Феодора Ивановича мы и всякие люди всего Московского государства целовали крест царю Борису Феодоровичу: во времена царства его огнедыхательный дьявол , лукавый змей, поедатель душ человеческих, воздвиг на нас чернеца Гришку Отрепьева. Когда царя Бориса Феодоровича не стало, все православные христиане целовали крест сыну его, Феодору Борисовичу; но грех ради наших расстрига прельстил всех людей Божиих именем царевича Димитрия Ивановича; православные христиане, не зная о нём подлинно, приняли этого вора на Российское государство, царицу Марью и царевича Феодора злой смертью уморили, множество народа вошло в соборную церковь с оружием и дрекольями во время божественного пения и, не дав совершиться литургии, вошли в алтарь, меня, Иова патриарха, взяли и, таская по церкви и по площади, позорили многими позорами, а в царских палатах подобие Христова тела, Богородицы и архангелов, что приготовлено было для плащаницы, раздробили, воткнули на копья и на рогатины и носили по городу, забыв страх Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010