Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России. В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения , но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием , пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г. Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

Подведены итоги первого учебного года дистанционной системы обучения Москва, 20 мая 2004 г.  С окончанием 2003/2004 учебного года завершились трансляции учебных лекций по программе дистанционного обучения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В учебном году участники проекта прослушали свыше 200 академических часов лекций по курсу духовной семинарии, в ходе которых были апробированы различные методики преподавания. В целом, можно оценить завершившийся учебный год как год прорыва в области освоения Русской Православной Церковью современных информационных технологий, сообщает Богослов.Ru. Однако не удалось избежать некоторых ошибок и трудностей, которые, впрочем, сопровождают любой новый проект, новое начинание. В этой связи Учебный комитет неоднократно обращался к участникам дистанционного проекта с просьбой высказать собственные пожелания, указать возможные недостатки. Учебный комитет благодарит всех, кто нашел возможность внести конструктивные предложения, в частности о необходимости избежать дублирования дистанционных лекций с программами самой семинарии, решения вопросов обратной связи и т.д. Сегодня, подводя итоги первого года реализации проекта дистанционного обучения, Учебный комитет, учитывая все пожелания и предложения участников, разрабатывает новую программу на 2004/2005 учебный год. Принято решение о приоритетных в трансляции спецкурсах в рамках учебной программы, о чтении лекций по дисциплинам, выходящим за рамки обычных семинарских программ (правоведение, бухучет, пастырская психология и т.д.), а также об участии в трансляциях общественных и государственных деятелей. Поскольку за летние месяцы учебная программа дистанционного обучения на 2004/2005 учебный год будет уточняться и дополняться, координационная группа проекта просит его участников направить в Учебный комитет пожелания по перечню тех тем и учебных дисциплин, на которые стоит обратить особое внимание. 20 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9833.html

В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия. Возрожденный в середине 1940-х годов, Учебный комитет особенно важную функцию выполнял на начальном этапе своего развития, когда потребовалось быстро составить программы для воссозданных учебных заведений и выработать ориентиры, по которым тем предстояло строить свою деятельность. Все это, конечно, происходило с поправкой на серьезную ограничительную роль государства в лице Совета по делам религий. Так, например, именно по требованию государственных органов из курса духовных школ тогда исчезло большинство светских общегуманитарных дисциплин (помимо иностранных языков) — философия, история… Третий период в деятельности комитета отсчитывается с 1988 года, когда ограничительные функции государства сначала ослабевают, а затем исчезают. Значительную часть этого периода комитетом руководит архиепископ Верейский Евгений . Поначалу комитет в основном помогал разрабатывать учебные планы и программы вновь открывавшимся духовным училищам и семинариям. Очередной, ныне переживаемый этап начинается в 2009 году, когда при патриаршестве нынешнего Предстоятеля Учебный комитет становится полноценным синодальным учреждением. — Как бы вы сформулировали основную цель деятельности комитета в нынешних условиях?

http://patriarchia.ru/db/text/5022211.ht...

В тот же срок руководители ДОО Русской Православной Церкви предоставляют соответствующие списки обучающихся-практикантов по профилям практики, указанным в пункте 2.9 настоящего Положения, в Учебный комитет, по форме, определенной Учебным комитетом и согласованной с ПСУ. 5.4. После рассмотрения заявок епархиальных архиереев (и в случае необходимости – самих ПСУ), а также информации от руководителей ДОО Русской Православной Церкви ПСУ и Учебный комитет в срок до 1 апреля принимают согласованное решение о направлении практикантов в места прохождения практики. 5.5. На Учебный комитет возлагается ответственность за гармонизацию учебных планов ДОО Русской Православной Церкви и планов епархий по привлечению практикантских кадров для нужд епархий и ПСУ. 5.6. Перед отправкой практиканта в место прохождения практики с принимающей стороной и ДОО Русской Православной Церкви должен быть заключен договор, регламентирующий условия пребывания практиканта. Ответственность за заключение такого договора в срок не позднее 1 месяца до прибытия в место проведения практики ложится на епархиальных архиереев. Без заключения соответствующего договора практикант не может быть направлен в место прохождения практики. О срывах сроков отправки практикантов руководители ДОО Русской Православной Церкви информируют Учебный комитет и ПСУ, которые, обобщая сведения, направляют их Святейшему Патриарху. 5.7. В целях обеспечения условий для наиболее рационального использования практикантских кадров в указанном договоре должны быть учтены следующие положения: 1) проезд к месту прохождения практики и обратно оплачивается принимающей стороной; 2) содержание практикантов (включая предоставление жилья, не менее чем трехразового горячего питания, доступ к образовательным ресурсам (включая сеть интернет), медицинское обслуживание, транспортные и иные служебные расходы) ложится на епархию, приход и иное каноническое подразделение Русской Православной Церкви, принимающее практиканта. 5.8. При направлении практикантов Учебный комитет учитывает:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

—829— порядки, поскольку они зависели от этой именно причины, не может падать на семинаристов. Приводя в известность ход и предварительные результаты преобразовательных работ, св. синод выражает надежду, что семинаристы отнесутся с признательностью к заботам высшей духовной власти и приступят к занятиям. Ход преобразовательных работ представляется в таком виде. В самом начале 1896 года была учреждена при св. синоде особая комиссия для улучшения постановки учебного дела в семинариях и духовных училищах. Через 4 года определением св. синода от (15 дек.1899 г.)/(12 марта 1900 г.) заключения комиссии были переданы в Учебный Комитет с тем, чтобы он на вновь выработанных основаниях, при участии известных своей опытностью семинарских и училищных преподавателей, составил новые программы курсов. Исполняя это поручение, Учебный Комитет через 1 год и 5–7 месяцев, именно в августе 1901 года, вызвал преподавателей. В течение одного месяца к 1 сентября того же года образованная из преподавателей и профессоров комиссия закончила свои занятия и представила в Учебный Комитет проекты новых программ и объяснительных записок. Эти проекты были подвергнуты Учебным Комитетом новой переработке, на что потребовалось более четырёх лет. Теперь Учебный Комитет закончил свои работы и обнародовал в 46 Церк. Вед. существенные черты новых программ. Как видно, при всей заботливости высшей духовной власти о духовной школе, Учебный Комитет не слишком утомлял себя преобразовательной работой. Что касается новых программ, то мы скажем о них по ознакомлении с обещанными в 47 Церк. Вед. особыми мнениями прот. Титова и Тихомирова. Церковно-приходские собрания и советы В одном из ноябрьских постановлений Св. Синод, предваряя окончательное учреждение прихода – общины „на твёрдом законе, предлагает настоятелям церквей, с целью теснейшего объединения прихожан с пастырем по возможности во всех областях церковной жизни, – со- —830— зывать теперь же общие церковно-приходские собрания из всех совершеннолетних прихожан и из состава, этих собраний и по их избранию учреждать для ближайшего осуществления задач приходской жизни постоянно действующие церковно-приходские советы под председательством настоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Под эгидой и при участии Учебного комитета в межсоборный период состоялись следующие научные и научно-методические семинары: С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. 13 октября 2004 года Учебный комитет организовал и провел IV Ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную 190-летию пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814 – 2004 гг.). На конференции были подведены итоги объявленного Учебным комитетом и Московской духовной академией конкурса письменных работ по означенной теме. Учебный комитет участвовал в подготовке и проведении следующих конференций и мероприятий: Межсоборный период был отмечен для Духовных академий Русской Православной Церкви рядом знаменательных дат. Так, в 2005 году исполнилось 320 лет старейшей высшей школе России — Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была сформирована программа празднования 320-летия Московской духовной академии. В виду высокой церковно-общественной значимости данного юбилея Святейший Патриарх Алексий присвоил программе юбилейных торжеств Патриарший статус. В рамках юбилея Московской духовной академии Учебный комитет принимал участие в подготовке: Важную роль в развитии церковной науки играет издание научной периодики и литературы. Так, Московской духовной академией издается «Богословский вестник», Санкт-Петербургской духовной академией — «Христианское чтение», Минской духовной академией - «Труды Минской духовной академии», Свято-Тихоновским гуманитарным университетом — «Вестник ПСТГУ» (до 2005 года - «Богословский сборник»). Ряд семинарий начал выпуск своих научных периодических изданий. 7. Взаимодействие с органами государственной власти За отчетный период Учебный комитет осуществлял постоянное взаимодействие с органами государственной власти по вопросам духовного образования. В частности, через участие в работе в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации; в заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, а также рабочей группе Комиссии, в Подкомиссии по религиозному образованию Комиссии по государственно-церковным отношениям Общественно-политического Экспертного Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе, в различных заседаниях и встречах, организуемыми органами законодательной и исполнительной власти: Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве Образования и науки, Общественной Палате.

http://patriarchia.ru/db/text/428110.htm...

Учебный комитет – центральный орган управления духовно-учебными заведениями при Св. Синоде (1867–1918). Учебный комитет состоял из председателя (из лиц духовного сана) и девяти членов (из духовных и светских лиц): шести постоянно присутствующих в Комитете и трех посылаемых на ревизии духовно-учебных заведений. Председатель и члены Комитета из духовенства назначались непосредственно Св. Синодом, из светских лиц – по предложению обер-прокурора. По мере надобности в Комитет могли приглашаться с правом голоса и посторонние лица из архиереев, ученых и педагогов. В дальнейшем его состав расширился: в 1871 г. на две должности для членов Св. Синода, посылаемых на ревизии в духовно-учебные заведения, и в 1876 г. еще на одну должность постоянно присутствующего члена Комитета. Обсуждению Учебного комитета подлежали: 1) вопросы по приведению в действие новых уставов духовных училищ и семинарий; 2) предложения по усовершенствованию учебно-педагогической части в этих заведениях; 3) программы преподавания предметов в этих заведениях; 4) учебные руководства; 5) книги, сочинения и периодические издания, предполагаемые для употребления и распространения в учебных заведениях учебного ведомства; 6) годовые отчеты о состоянии духовно-учебных заведений (в учебно-педагогическом отношении); 7) отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений и т.п. С разрешения Св. Синода Учебный комитет назначал конкурсы на составление лучших учебных руководств, присуждал премии за эти руководства и вообще обсуждал дела, касающиеся духовного просвещения, передаваемые в Комитет по особым назначениям Св. Синода или обер-прокурора. 6(19).09.1918 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви постановил упразднить Учебный комитет, передав его функции Школьно-Просветительному отделу Высшего Церковного Совета, что и было осуществлено 21.09(4.10).1918 г. См.: Положение об Учебном комитете при Св. Синоде, Высочайше утвержденное 14 мая 1867 г./ПСЗ. Собр. 2-е. СПб., 1871. Т. 42. Отд. 1, кн. 2. 44570. С. 496–498; Именной указ 25 мая 1871 г. об учреждении в Учебном комитете при Св. Синоде двух должностей членов, посылаемых на ревизию духовно-учебных заведений/Там же. 1874. Т. 46. Отд. 1, кн. 2, 49657. С. 733; Именной указ 8 мая 1876 г. об учреждении в Учебном комитете при Св. Синоде должности постоянно присутствующего члена/Там же. 1878. Т. 51. 55921. С. 473; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 20. Л. 167–168. Упразднение Учебного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В отношении же программ по канонике и по истории и обличению раскола и сектантства вновь приглашались профессора духовных академий. В 1905 году Учебный комитет представил в Святейший Синод новые программы и объяснительные записки по всем предметам семинарского и училищного курсов, вместе с проектом некоторых изменений в распределении предметов по классам и кафедрам. Это как раз совпало со временем возбуждения мысли о созыве Поместного Всероссийского Собора и началом подготовительных к нему работ. В синодальном указе от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям о представлении своих соображений по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящего Собора, было предложено высказаться и по вопросу усовершенствования духовно-учебных заведений. Вслед за этим Синод, определением от 26 ноября 1905 года поручил также и педагогическим собраниям духовных семинарий и училищ особо представить через епархиальных Преосвященных в Учебный комитет свои соображения о духовно-учебной реформе. В ожидании поступления новых материалов по вопросу о реформе духовной школы рассмотрение проекта Учебного комитета Синодом было отложено. Однако ввиду неотложной необходимости определенных улучшений в постановке учебно-воспитательного дела в духовных семинариях и училищах Учебный комитет в 1906 году, независимо от обсуждавшихся тогда в Предсоборном Присутствии вопросов о реформе духовной школы, вновь представил Синоду проект некоторых преобразований. Причем проект этот был составлен при участии наиболее опытных представителей педагогического персонала семинарий и училищ 413 . Рассмотрев журнал Учебного комитета, Святейший Синод в августе 1906 года постановил: «впредь до общего пересмотра уставов духовных семинарий и училищ произвести в учебно-воспитательном их строе с 15 августа 1906 года некоторые изменения по всем частям духовных семинарий и училищ – учебной, воспитательной, административной и хозяйственной». Вместе с тем Синод определил: «преподавание вести применительно к старым программам; что же касается вновь составленных программ по разным предметам семинарского и училищного курсов, то таковые программы, по отпечатании их в необходимом количестве экземпляров, поручить Учебному Комитету разослать в семинарские и училищные Правления на предварительное обсуждение, с тем, чтобы замечания по сим программам представлены были в Учебный Комитет» 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В июне 2003 г. года отдел информатизации и инноваций Учебного комитета разработал и открыл на портале раздел для абитуриентов духовных учебных заведений, где впервые были представлены унифицированные требования к поступающим в духовные семинарии и подготовительный интернет-курс с развернутой экзаменационной программой. На портале «Богослов.ру» регулярно размещается информация о реформе духовного образования, о деятельности Синодальных учреждений, собираются и публикуются аналитические материалы о развитии церковно-государственных отношений в сфере образования. Не менее важным направлением в развитии информационной деятельности является ознакомление студентов и преподавателей духовных учебных заведений с возможностями современных информационных технологий. Для решения этой задачи в апреле 2002 года Учебный комитет подписал договор с Федерацией интернет-образования об участии преподавателей и студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в проекте по бесплатному обучению российских учителей интернет-технологиям. В рамках этой программы, в ноябре 2002 и 2003 годов Московский центр Федерации провел обучение представителей духовных учебных заведений Центрального федерального округа. В ходе обучения в центре слушатели на практике ознакомились с возможностями новых информационных технологий для религиозного образования. В текущем году по благословению Святейшего Патриарха Учебный комитет принимает участие в подготовке и праздновании 10-летия российского Интернета. Принимая во внимание общероссийский статус юбилейных мероприятий, Учебный комитет обратился к руководителям синодальных отделов с просьбой направить поздравления со знаменательной датой российским пользователям Интернета. В рамках юбилейной программы Учебный комитет совместно с руководством компаний, входящих в Оргкомитет, запланировал серию публичных мероприятий – интервью, пресс-конференции, круглые столы – с участием представителей Русской Православной Церкви, имеющих отношение к развитию церковных интернет-ресурсов. Также достигнута договоренность об учреждении специальных премий для церковных интернет-проектов. Присуждение премий лучшим церковным интернет-проектам и награждение победителей пройдет в ноябре текущего года.

http://sedmitza.ru/lib/text/429565/

Такая ситуация с зарплатами ведет к тому, что, скажем, когда у человека возникает выбор — поехать на очередной бесплатный урок или на актуальную срочную небесплатную требу, ясно, что в большинстве случаев выбор будет не в пользу урока. Понятно также, сколько времени преподаватель будет посвящать подготовке к лекции, за которую он ничего не получает: ну пролистает что-то из своих конспектов, заглянет в Интернет… — И что с этим делать? — Везде, где мы с этим встречались, старались зафиксировать ошибочность такой практики и рады, что в ряде таких случаев сразу находили отклик у руководства семинарии или епархии. Надеюсь, что от этой системы «волонтерства» в самое ближайшее время мы отойдем. — Если говорить о системе духовного образования Русской Православной Церкви, получается, что за нее отвечают два ведомства — Отдел религиозного образования и катехизации и Учебный комитет. Как они соотносятся между собой? — Учебный комитет в целом занимается той частью нашей системы религиозного образования, которая связана с подготовкой священнослужителей и церковнослужителей, тех, кто будет трудиться в Церкви, например регентов, певцов и певиц церковных хоров, иконописцев. Эта подготовка осуществляется в духовных училищах, семинариях, академиях и ПСТГУ. Отдел религиозного образования и катехизации занимается иными формами духовного образования — детскими садами, школами, воскресными школами и высшими учебными заведениями, которые не ставят задачи подготовки священнослужителей, как, например, Российский православный университет . — Какие ближайшие задачи стоят перед Учебным комитетом? — Прежде всего Учебный комитет должен стать полноценным синодальным учреждением, каковым в силу ряда объективных и субъективных причин на данный момент он не является. Учебный комитет должен располагаться в Москве. Надеюсь, что те помещения в Андреевском монастыре, которые были для него определены благословением Святейшего Патриарха, будут освоены и отремонтированы. Необходимо сформировать штат сотрудников, которые смогут осуществлять методическую и юридическую поддержку нашим учебным заведениям.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010