Учебный комитет провел онлайн-семинар «Обмен опытом в области организации научной работы студентов» 28 ноября 2022 г. 16:48 25 ноября 2022 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел онлайн-семинар «Обмен опытом в области организации научной работы студентов». Мероприятие было предназначено прежде всего для высших духовных учебных заведений, реализующих магистерские программы, но принять участие в нем могли все духовные школы Российской Федерации. Открыл вебинар протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета, ректор  Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Он отметил, что совершенствование организации научно-исследовательской работы студентов духовных учебных заведений сегодня является одной из приоритетных задач развития высшего духовного образования. Чтобы выполнить поставленную перед преподавательским корпусом духовных школ Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачу — «обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами» — сегодня необходимо не просто обучить будущих священнослужителей (то есть дать им некую сумму знаний и умений), но и привить культуру (навыки) самостоятельного научно-богословского мышления. Без данных навыков сегодня совершенно невозможно не только заниматься научной или преподавательской работой в высшей школе, но и просто ориентироваться в условиях стремительно меняющегося мира, в том числе формулировать адекватные ответы на вызовы современности, к чему призваны все пастыри. Председатель Учебного комитета также отметил, что другой немаловажной задачей, стоящей перед духовными учебными заведениями, особенно реализующими магистерские программы и программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, является подготовка высококвалифицированных кадров для ответственных церковных послушаний, включая преподавание в духовных учебных заведениях. Ведущую роль в этих процессах также играет организация научно-исследовательской работы студентов духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/5981310.ht...

10-11 февраля 2005 года Учебный комитет провел в Московской духовной академии совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ духовной семинарии. 2-3 мая 2007 года в Екатеринбурге состоялось Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, на котором обсуждалось содержание Церковных образовательных стандартов. Участники Совещания высказали пожелание продолжить систематическую работу в рамках Учебного комитета по совершенствованию Церковного образовательного стандарта. В частности, предложено проводить регулярные методические семинары по межпредметным связям с тем, чтобы упорядочить распределение учебного материала между разными предметами. 14 ноября 2007 года и 18 июня 2008 года состоялись совещания ректоров Духовных академий, посвященные вопросам реализации задач, поставленных Священным Синодом в связи с принятием Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви. В межсоборный период Учебный комитет оказывал кадровую поддержку вновь открытым духовным школам на востоке страны. Так, например, выпускники академий целевым образом распределялись Учебным комитетом для комплектации преподавательского состава Хабаровской духовной семинарии, Якутского духовного училища. 4. Учебно-методическая деятельность Учебного комитета В межсоборный период Учебный комитет провел 20 методических семинаров, посвященных рассмотрению актуальных вопросов богословской науки, и способствующих выработке конкретных мер по совершенствованию учебного процесса в духовных учебных заведениях. Так были проведены следующие учебно-методические семинары: А также: Актуальные вопросы преподавания в духовных школах: Для участия в семинарах были приглашены преподаватели соответствующих учебных дисциплин из духовных школ Русской Православной Церкви. По результатам семинаров были выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию преподавания данных предметов в духовных школах. За межсоборный период осуществлялась бесплатная комплектация библиотек духовных учебных заведений изданиями, подготовленными при участии Учебного комитета.

http://bogoslov.ru/article/305396

— Ваше Высокопреосвященство! В последнее время довольно актуальной стала тема применения мультимедиа и дистанционных технологий в духовном образовании. В частности, организация дистанционных курсов в семинариях, создание электронных учебных комплектов для студентов (последнее тоже, на мой взгляд, замечательное и нужное начинание). Каково Ваше отношение к этой проблеме и что можно сказать об этом? Какие шаги предпринимаются для развития этого направления и что планируется? Вопрос небезынтересен, поскольку сама имею небольшой, но очень положительный опыт обучения и совсем малый — преподавания в этих системах, чему очень рада. Хотелось бы узнать, над чем нам бы стоило работать и на что обратить внимание прежде всего. Заранее большое спасибо! (Юля, г. Москва) — Уважаемая Юлия! В настоящее время и Учебный комитет, и духовные учебные заведения, и профильные синодальные отделы работают над созданием системы дистанционного обучения по различным направлениям подготовки. Мы находимся сейчас еще в начале пути, однако четко представляем, что хотим получить. Важно понимать, что в первую очередь следует обращать внимание на создание дистанционных курсов, наиболее востребованных современной церковной жизнью. И именно на этом мы концентрируем наши усилия. — Планирует ли Учебный комитет в рамках реформирования системы духовного образования создание курсов повышения квалификации для священнослужителей по типу 2-х недельных курсов в государственных учреждениях? Возможные направления: практическая психология, социальная психология, экономические аспекты управления на приходе, катехизация и др. Насущных вопросов много. Как представляется, пользы бы было не мало от таких курсов. (иерей Александр Топчий, г. Калининград) — Действительно, такие курсы могли бы значительно помочь в повышении образовательного уровня клириков и мирян. И они создаются, некоторые уже успешно действуют. Более того, у нас накоплен значительный потенциал сотрудничества со светскими учебными заведениями, в государственных и негосударственных вузах открыты кафедры и факультеты теологии. Однако Учебный комитет несет ответственность за качество образования, и предстоит еще немало работы, чтобы использовать весь этот потенциал для решения общецерковных задач.

http://patriarchia.ru/db/text/2274603.ht...

10-11 февраля 2005 года Учебный комитет провел в Московской духовной академии совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ духовной семинарии. 2-3 мая 2007 года в Екатеринбурге состоялось Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, на котором обсуждалось содержание Церковных образовательных стандартов. Участники Совещания высказали пожелание продолжить систематическую работу в рамках Учебного комитета по совершенствованию Церковного образовательного стандарта. В частности, предложено проводить регулярные методические семинары по межпредметным связям с тем, чтобы упорядочить распределение учебного материала между разными предметами. 14 ноября 2007 года и 18 июня 2008 года состоялись совещания ректоров Духовных академий, посвященные вопросам реализации задач, поставленных Священным Синодом в связи с принятием Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви. В межсоборный период Учебный комитет оказывал кадровую поддержку вновь открытым духовным школам на востоке страны. Так, например, выпускники академий целевым образом распределялись Учебным комитетом для комплектации преподавательского состава Хабаровской духовной семинарии, Якутского духовного училища. 4. Учебно-методическая деятельность Учебного комитета В межсоборный период Учебный комитет провел 20 методических семинаров, посвященных рассмотрению актуальных вопросов богословской науки, и способствующих выработке конкретных мер по совершенствованию учебного процесса в духовных учебных заведениях. Так были проведены следующие учебно-методические семинары: - Актуальные вопросы духовного воспитания учащихся в духовных семинариях. А также: Актуальные вопросы преподавания в духовных школах: - Библейских дисциплин - Догматического богословия - Катехизиса - Патрологии - Пастырского богословия - Нравственного богословия - Сравнительного богословия - Основного богословия - Литургики - Церковного права - Общей церковной истории - Истории Русской Церкви - Истории поместных Православных Церквей

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Учебная реформа 1906 года, в ожидании предполагавшейся тогда близкой коренной реформы духовной школы на предполагаемом Соборе, стремилась, приближаясь к учебному плану 1867 года, дать свободный выход из духовной школы с целью облегчить задачу ее лучшего устройства. К 1908 году в Учебный комитет стали поступать отзывы от Правлений духовных семинарий и училищ о новых программах. В том же году во время летних заседаний Учебного комитета, согласно указаниям Особого Совещания Святейшего Синода (в состав его входил С.Г. Рункевич . – Г.Щ.), в очередной раз обсуждался вопрос о преобразовании средней духовной школы. В результате своей работы Совещание признало необходимым усилить существующие два богословских класса духовной семинарии третьим классом – прикладного практического богословия. Однако Учебный комитет, рассматривая этот вопрос, встретил главное затруднение в отсутствии указаний о количестве училищных и семинарских классов и о том, при какой системе – пятиурочной или четырехурочной – производить распределение уроков. Выход из этой проблемы Учебный комитет увидел в разрешении частных вопросов о необходимом для общего и богословского образования количества уроков по каждому отдельному предмету, предполагая пять классов в училище и пять классов в семинарии. При этом признавалось целесообразным дать училищному курсу некоторую законченность, повысив вместе с тем, согласно указаниям Синода, требования к поступающим в 1-й класс. Составленный Учебным комитетом план пятиклассного духовного училища и пятиклассной семинарии имел определенные выгоды, важные в педагогическом отношении. Во-первых, сокращалось количество учеников в семинарии и тем облегчалось ведение воспитательного дела. Во-вторых, окончившим курс только в училище давалась некоторая завершенность образования, что было важно для воспитанников, которые по тем или иным причинам не могли продолжать образование в семинарии и большей частью поступали в псаломщики и учителя начальных школ. В-третьих, создавалась возможность полноценной законченности некоторых курсов, например по математике, истории, словесности. И, в-четвертых, введение такого плана приводило к сокращению параллельных классов в семинариях. Однако предложенный проект (5+5), а также и пятиурочная система занятий вызвали возражение некоторых членов Учебного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Руководство это, как известно нам из прежних очерков, было составлено им еще в бытность ректором С.-Петербургской духовной академии и тогда же было представлено им в Св. Синод. Св. Синод передал его на предварительное рассмотрение московскому митрополиту Филарету. Этот последний продержал его у себя до самой смерти. В 1868 году Св. Синод снова предложил преосв. Макарию составить руководство по догматическому богословию. 20 февраля этого года преосв. Макарий, между прочим, писал своему брату по этому поводу следующее: «а мне нежданно-негаданно прибавился новый труд. Св. Синод прислал предложение, не найду-ли я возможным представить мое краткое догматическое богословие в учебный комитет при Св. Синоде для руководства в нашей семинарии. Я отвечал, что согласен представить, но только месяца через три-четыре. Ибо это руководство мною составлено в 1853 году, а потому теперь нуждается в тщательном пересмотре и переделках. Вот этою то работою я исключительно занят в настоящее время уже около трех недель, и тружусь, – скажу по совести, – с величайшею ревностью, как бывало в академии. Желалось бы принести пользу нашим семинаристам» 1229 . 5 апреля 1868 года он писал ему снова о том-же: «слава Богу, я уже окончил свое «Руководство к изучению Христианского православно-догматического богословия». Оно уже переписано, и завтра отдается переплетчику, а через несколько дней будет отправлено мною в учебный комитет при Св. Синоде» 1230 . Действительно, 12 апреля 1868 года преосв. Макарий отправил исправленное им «Руководство по догматическому богословию» в духовно-учебный комитет, который, по рассмотрении, признал его вполне удовлетворяющим требованиям семинарской программы. Тогда 15 августа 1868 года г. синодальный обер-прокурор обратился к преосв. Макарию со следующим предложением: «Св. Синод», – писал он, – «по рассмотрении журнала учебного при оном комитета о составленном Вашим преосвященством «Руководстве к изучению православного догматического богословия», в виду отзыва комитета о достоинствах сего сочинения, признал полезным ввести оное в учебное руководство по классу догматического богословия в духовных семинариях, взамен существующего ныне по этом науке учебника в семинариях; но предварительно сего, для разъяснения условий, на которых оно может быть издано для означенной цели, поручил мне войти в сношение с вами о том, не признаете ли вы возможным, подобно другим архипастырям, подвизавшимся на поприще духовного просвещения, в отеческой заботливости о преуспеянии духовного юношества, в чем вы уже представили несомненные доказательства, и во внимание к нуждам духовно-учебных заведений, пожертвовать свое сочинение на пользу этих заведений безвозмездно».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Справка : Означенные в пп. д, е и ж рукописи, журналы и книги, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. з) Правления Архангельской духовной семинарии, от 17 июня за 274: «На отношение от 25 мая 1910 г. за 217 Правление Семинарии честь имеет сообщить, что рукопись за 306 в настоящее время не может быть выслана, так как все книги и рукописи фундаментальной библиотеки, по случаю постройки нового здания для семинарии, упакованы в ящики, вплотную сложенные в подысканном для этого помещении ». Определили : Принять к сведению. ΧΙ V. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 23 июня за 1833: «Вследствие отношения, от 23 февраля с. г. 73, Учебный Комитет имеет честь препроводить при сем в Совет Московской духовной Академии аттестат на звание действительного студента за 561, выданный оным Советом окончившему курс Академии, ныне кандидату богословия Григорию Рождественскому». Определили : Аттестат приложить к делу об утверждении действительного студента Григория Рождественского в степени кандидата богословия. —321— XV. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 23 августа за 2396: «Действительный студент Московской духовной Академии Александр Яхонтов возбудил ходатайство об отсрочке назначения его на духовно-учебную службу в виду поступления его в Императорский С.-Петербургский университет. Вследствие этого Св. Синод определением, от 14 Августа сего года за 6264, постановил: отсрочить Яхонтову назначение его на духовно-учебную службу до окончания курса в Императорском С.-Петербургском университете, и препроводить документы его ректору С.-Петербургского университета с просьбою сделать распоряжение о возвращении документов Яхонтова в Учебный Комитет, по окончании им курса в университете или по выходе из университета до окончания курса. Уведомляя о сем, Учебный Комитет покорнейше просит Совет Московской духовной Академии препроводить документы Яхонтова ректору С.-Петербургского университета с прописанием изложенного Синодального определения и о последующем сообщить Учебному Комитету».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состоялась XI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школы. Образ будущего в контексте исторической памяти» 26 января 2024 г. 19:02 26 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений на базе Российского университета дружбы народов в Москве состоялась XI научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура высшей школы. Образ будущего в контексте исторической памяти». Организаторами конференции выступили РУДН, Учебный комитет Русской Православной Церкви и Московская духовная академия . С приветствием к собравшимся обратились президент РУДН, председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России В.М. Филиппов, председатель Учебного комитета, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов , президент Российской академии образования О.Ю. Васильева, заместитель министра науки и высшего образования О.В. Петрова. Было зачитано приветствие председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Истринского Серафима . «Могут меняться политические системы, этносы, даже может меняться климат, но нравственный закон всегда остается тем же самым. Когда мы всматриваемся в прошлое, нам важно видеть не только в вехи политической истории, но и отмечать тот факт, что природа человека остается вне времени. В этом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Учебный комитет начинает работу проекта, который получил название " Память Церкви " , суть которого — сохранение исторической памяти о периоде советских времен глазами верующих людей. Студенты духовных школ будут собирать устные свидетельства тех современников, которые еще помнят о бытии Церкви в советское время. Мы надеемся, что проект послужит началом в процессе формирования большой и значимой базы данных по истории нашей Церкви и Отечества. А через приобщение к такому живому опыту истории, через принятие всей не простоты ее истории, студенты приобретают подлинную любовь к Родине. Этому вопросу и посвящена наша конференция», — сказал, в частности, протоиерей Максим Козлов. На пленарном заседании с докладами выступили: На конференции поднимались вопросы, связанные с деятельностью образовательных организаций Российской Федерации, объединением усилий Церкви и государства по сохранению исторической памяти как основы патриотизма и гражданственности, необходимостью критического изучения современных трактовок российской истории, зачастую направленных на искажение исторической памяти. В рамках работы трех секций выступили представители научного сообщества, преподаватели и обучающиеся светских и духовных вузов России. Учебный комитет /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6097782.ht...

— Как Учебный комитет планирует внедрять результаты проекта? — Здесь не все просто. Несмотря на то, что мы уже провели обсуждение этих результатов с достаточно широким кругом экспертов и представителей духовных учебных заведений (стоит хотя бы упомянуть международный семинар по стратегическому планированию в Нижнем Новгороде 12 октября 2011 года и конференцию «Трансформация высшего духовного образования» под эгидой юбилейных XX Рождественских чтений 24 января 2012 года), необходима общецерковная рецепция проекта. В настоящее время мы готовимся к всестороннему обсуждению плана стратегического развития в рамках Межсоборного присутствия и надеемся, что он будет интегрирован в итоговую Образовательную концепцию Русской Православной Церкви. Кроме того, отдельные стратегические инициативы мы можем реализовывать уже на данном этапе. В первую очередь речь идет об институализации целевых структур, участвующих в обеспечении функционирования духовного образования, а также о закладывании фундамента для системы контроля качества. За последние несколько месяцев под руководством первого заместителя председателя Учебного комитета была проведена огромная работа в этом направлении. В результате на официальном портале Учебного комитета в помощь духовным учебным заведениям мы начали публикацию различных методических и нормативных материалов, в частности: примеры учебных планов и рабочих программ, примеры учебно-методических комплексов и другие документы. Кроме того, мы опубликовали корпус нормативных документов, который окажет неоценимую помощь духовным учебным заведениям в осуществлении их лицензирования и аккредитации. Осенью текущего года Учебный комитет планирует провести ряд инспекционных поездок в регионы, основная цель которых — помочь семинариям в организации процесса контроля и обеспечения качества. — Насколько современные епархиальные семинарии в своей массе соответствуют запросам образовательной реформы? Что в них необходимо изменить в первую очередь? — К сожалению, далеко не все современные семинарии отвечают тем высоким требованиям, которые накладывает статус высшего духовного учебного заведения. Здесь речь идет о целом комплексе вопросов от организации учебного процесса до финансирования. Анализ мировых практик показал нам, что современное высшее образование — дорогое удовольствие, а качественное образование — очень дорогое. Но Церкви нужны образованные кадры, и не только пастыри, но и специалисты широкого круга профилей церковного служения. Учебный комитет постоянно находится в контакте с семинариями, и мы всегда стараемся оказать всестороннюю поддержку. Опыт показывает, что при наличии доброй воли у всех заинтересованных сторон проблема всегда решается. Надеемся, что упомянутые инспекционные поездки пойдут на пользу, и мы не только получим реальную картину с мест, но и выработаем рецепты достижения целевого статуса духовных учебных заведений.

http://patriarchia.ru/db/text/2448806.ht...

5 . Пользование Синодальной стипендией для отдельного лица может продолжаться не более трёх лет. —53— 6 . О лицах, коим назначены Синодальные стипендии, Учебный Комитет доводит до сведения начальства Практической Восточной Академии. 7 . О занятиях и поведении лиц, пользующихся Синодальными стипендиями, по истечении академического года, Учебный Комитет спрашивает мнение начальства Практической Восточной Академии. 8 . По истечении академического года, право для дальнейшего пользования Синодальными стипендиями сохраняется только за теми лицами, которые, по сообщению начальства Академии, в течении предыдущего года обнаружили надлежащее прилежание и успехи в своих занятиях в Академии. 9 . Стипендиаты, по окончании курса в Практической Восточной Академии, поступают в ведение Святейшего Синода, по назначению которого обязаны за каждый год пользования стипендией прослужить полтора года в одной из духовных миссий внутри или вне Империи в качестве деятелей духовно-учебного или церковно-школьного образования. Расчёт срока обязательной службы делается по количеству выданной стипендии. 10 . Освобождение от обязательств, лежащих на стипендиатах за полученные стипендии, допускается не иначе, как под условием возвращения всей израсходованной на стипендиата суммы. 11 . Документы стипендиатов, по окончании ими обучения в Академии, препровождаются в Учебный Комитет. 12 . Стипендиаты в заявлениях о зачислении их на стипендии дают обязательства за своей подписью в нижеследующей форме: „Получая стипендию Святейшего Синода в 600 руб. в год с 1-го января 19... года, я, нижеподписавшийся, добровольно принимаю на себя обязательство употребить все старания, чтобы с успехом окончить курс в Практической Восточной Академии, а после того – прослужить установленный срок в духовной миссии внутри или вне Империи, или в качестве деятеля духовно-учебного, или церковно-школьного образования, считая по полтора года обязательной службы за каждый год пользования стипендией.“ —54— Определили : Утверждённое Святейшим Синодом Положение о Синодальных стипендиях для окончивших курс духовных академий и поступающих в число слушателей Практической Восточной Академии объявлять ежегодно воспитанникам Академии, оканчивающим в данном году полный академический курс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010