Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5:14-15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся. «Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов . — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно». Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим. В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко. Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т.д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

http://patriarchia.ru/db/text/5916268.ht...

Не оттого ли так мало встречается теперь в обществе людей в полном смысле „живых“, что слишком оставляют самый серьезный из всех и прежде всего необходимый труд – труд над самим собою, надеясь на какое-то „авось“ или легкомысленно веруя в само собою (в зависимости лишь от среды и условий) как-то непрестанно совершающееся развитие общества, как говорится у поэта: „погодите: прогресс подвигается, и движенью не видно конца; то, что ныне постыдным считается, удостоится завтра венца“ (Некрасов)? Затем, бросая взгляд на общественную жизнь, мы замечаем, что всюду совершаются убийства, грабежи, всюду взаимная ненависть, озлобление, брань и тому подобное. Совсем забыто наставление апостола: „К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу“ (Гал. 5: 13). „Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев. 19: 18). „Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом“ (Гал. 5: 13–16). Сколько в предыдущем году и в наших взаимных отношениях было недоверия, недоброжелательства, озлобления, даже ненависти! И как мало каждый в отдельности старался со своей стороны смягчить эти чувства и настроения! В нынешнем году не время ли заботиться о взаимном мире и умножении благожелательной любви – конечно на основе Христовой любви, о которой говорит апостол в выше приведенных словах, а не извращенной и ложной любви, о которой считают возможным говорить ныне даже люди, обагряющие руки свои грабежом и убийством?» 14 октября 1906 года архимандрит Фаддей обратился к епископу Арсению как к председателю Учебного комитета при Святейшем Синоде и члену Синода. «Простите, что снова беспокою Вас, – писал он. – Сюда дошли слухи, что преподаватель гомилетики в нашей семинарии С. Сотин перемещен в Симбирск, следовательно, кафедра гомилетики свободна. Уже давно стремится попасть в нашу семинарию здешний кафедральный протоиерей А. Надежин; он уже подавал и раньше просьбу о назначении его преподавателем в нашу семинарию, это ему важно для пенсии; конечно, при этом он надеется, что тем более после меня он сделается ректором, если теперь же определится в семинарию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Острее меча обоюдоострого: Проповеди Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 400 с. В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим — известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 У слышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем. И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которых Он начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/54209.html

– давать безвозмездные юридические консультации представителям духовных образовательных организаций по вопросам применения действующего законодательства в области профессионального религиозного образования. (...) 2.8. Учебный комитет вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом свои филиалы и представительства. III. Органы управления 3.1. Высшим органом управления Учебного комитета является Учредитель Учебного комитета в лице Священного Синода во главе с Патриархом. 3.2. Священный Синод во главе с Патриархом: – назначает на должность (освобождает от должности) председателя Учебного комитета; – выносит постановления по наиболее важным аспектам текущей деятельности Учебного комитета; (...) 3.3. Руководителем (единоличным руководящим органом) Учебного комитета является председатель Учебного комитета, назначаемый Священным Синодом и получивший о том соответствующий Указ Патриарха. Руководитель Учебного комитета несет ответственность перед Патриархом и Священным Синодом за деятельность Учебного комитета, его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, а также учрежденных Учебным комитетом юридических лиц; 3.4. Председатель Учебного комитета: – руководит текущей деятельностью Учебного комитета; – без доверенности действует от имени Учебного комитета, представляет Учебный комитет в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; – подписывает документы Учебного комитета, издает приказы (распоряжения), обязательные для исполнения сотрудниками Учебного комитета, заключает договоры, в том числе трудовые, от имени Учебного комитета, выдает доверенности, открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях; имеет право первой подписи банковских и других финансовых документов Учебного комитета; – представляет на утверждение Патриарху штатное расписание Учебного комитета; осуществляет прием и увольнение работников Учебного комитета; – распоряжается имуществом Учебного комитета с учетом правил, предусмотренных настоящим Уставом и Каноническим уставом Русской Православной Церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Делегация Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви отмечает положительную динамику в развитии Донской духовной семинарии 2 октября 2012 г. 12:33 1 октября 2012 года в Ростовском епархиальном управлении состоялась рабочая встреча председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и участников делегации Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, прибывших в Ростовскую-на-Дону епархию для проведения планового инспектирования Донской духовной семинарии. В состав делегации вошли заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов , доцент Московской духовной академии священник Сергий Елисеев, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Борис Тихомиров, референт первого заместителя председателя Учебного комитета диакон Димитрий Каширин. Во встрече также принял участие первый проректор Донской духовной семинарии священник Григорий Гриднев. В ходе беседы были определены промежуточные итоги инспектирования. Отмечена положительная динамика в развитии семинарии с момента присвоения ей в 2010 году статуса высшего духовного учебного заведения, в частности, значительно увеличилось количество поступающих, в том числе на заочное отделение, активно развивается сотрудничество в сфере образовательной деятельности с Южным федеральным университетом, открыто регентско-певческое отделение, модернизируется образовательный процесс: появляется возможность получать образование дистанционно и т.д. Члены Учебного комитета высказали замечания по основным направлениям деятельности семинарии: учебной, воспитательной, организационно-методической. Проверка Донской духовной школы проходит по благословению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения 1 и 2 октября 2012 года. Делегация знакомится с организацией и обеспечением учебного процесса духовной школы, документацией, библиотечными фондами, хозяйственной частью, планами совершенствования образовательной программы и расширения учебных площадей. На основании собранных сведений комиссия определит мнение о соответствии образовательной программы Донской семинарии лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к высшим духовным учебным заведениям, а также рассмотрит перспективы развития единой системы духовного образования. «Дон православный» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

б) от 30 сентября за 8532: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17-го сентября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Аркадий Студенский определён на должность помощника инспектора в Саратовскую духовную семинарию“. в) от 30 сентября за 8536: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17-го сентября 1903. года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Спасский определён на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Подольскую духовную семинарию, с жалованьем из епархиальных средств“. г) от 2 октября за 8559: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 сентября 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде действительный студент Московской духовной академии Димитрий Троицкий определён на должность помощника инспектора в Томскую духовную семинарию“. д) от 6 октября за 8664: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 минувшего сентября, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Иван Пятницкий определён на должность учителя русского языка в стар- —331— шие параллельные классы Перервинского духовного училища“. е) от 6 октября за 8669: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 сентября 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Чернявский определён на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Иркутскую духовную семинарию“. ж) от 18 октября за 907г. „По утверждённому Г. Исп. об. Синодального Обер-Прокурора, 9 октября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Муравьев определён на должность преподавателя греческого языка в Витебскую духовную семинарию“. з) от 5 ноября за 9632: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 24 октября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде действительный студент Московской духовной академии Пётр Евладов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Нолинского духовного училища“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ж) от 8 ноября за 8956: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 17 октября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской Духовной академии Андрей Покровский определён на должность учителя греческого языка в Бирюченское духовное училище“. з) от 11 ноября за 8994: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 31 октября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Константин Онтлик определён на должность преподавателя Священного Писания в Вятскую духовную семинарию“. и) от 11 ноября за 9019: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 31 октября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Сергей Гапонов определён на должность преподавателя русского и церковнославянского языков в старшие классы Веневского духовного училища, а назначенный 3 минувшего октября на эту вакансию кандидат Московской же духовной академии Пётр Третьяков освобождён, согласно прошению, от данного ему назначения“. i) от 13 ноября за 9115: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 7 ноября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Георгий Спасский определён на должность помощника инспектора в Витебскую духовную семинарию“. к) от 20 ноября за 9312: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 14 ноября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Владимир Успенский определён на должность учителя латинского языка в Пинское духовное училище“. л) от 20 ноября за 9316: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 14 ноября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Иустин Грот опреде- —407— лён на должность учителя греческого языка в Вольское духовное училище“. м) от 27 ноября за 9491: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 21 ноября 1902 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Юдин определён на должность учителя латинского языка в Никольское духовное училище“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: Согласно Положению о Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви, утвержденному Священным Синодом в заседании от 24 декабря 2015 года (журнал 89): «Состав Комиссии предлагается председателем Учебного комитета и утверждается Священным Синодом сроком на 4 года» (п.3.4). В обязанности Номинационной комиссии входит «рассмотрение аттестационных дел лиц, претендующих на присвоение им ученых званий профессора или доцента, а также вынесение решения о присвоении или отказе в присвоении ученого звания профессора или доцента» для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви (п.2.1). Член Номинационной комиссии А.Р. Фокин обратился к председателю Учебного комитета с просьбой исключить его из состава комиссии в связи с большой занятостью на основном месте работы в Российской академии наук. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Исключить заведующего кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессора А.Р. Фокина из состава Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви. 2. Включить в состав Номинационной комиссии заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессора А.К. Светозарского. 3. Включить в состав Номинационной комиссии проректора по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессора Д.В. Шмонина. 4. Внести изменение в Положение о Номинационной комиссии Учебного комитета изменения, изложив пункт 3.4 в следующей редакции: «Состав Комиссии предлагается председателем Учебного комитета и утверждается Патриархом Московским и всея Руси сроком на четыре года».   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о назначении ему еще одного заместителя для организации работы Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. Справка: Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал 137) Синодальная библиотека приписана к Учебному комитету Русской Православной Церкви с сохранением названия. На должности директора и исполнительного директора назначен председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.

http://patriarchia.ru/db/text/5444198.ht...

– ежегодно представляет Патриарху и Священному Синоду отчет о деятельности Учебного комитета; – принимает решения о создании Учебным комитетом коммерческих и некоммерческих организаций, филиалов, представительств и иных структурных подразделений Учебного комитета, а также об участии Учебного комитета в хозяйственных обществах; – издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников Учебного комитета; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом, а также возлагаемые на Учебный комитет Патриархом и Священным Синодом. 3.5. Председатель Учебного комитета имеет право: – запрашивать необходимые сведения, относящиеся к компетенции Учебного комитета, у епархиальных архиереев; – утверждать (в пределах компетенции Учебного комитета) документы (внутренние установления), обязательные для исполнения духовными образовательными организациями Русской Православной Церкви; – осуществлять проверку исполнения епархиальными структурами решений уполномоченных органов Русской Православной Церкви 10 по вопросам, относящимся к компетенции Учебного комитета; – имеет иные права, определяемые компетенцией Учебного комитета, предусмотренные действующим законодательством и внутренними установлениями Русской Православной Церкви. 3.6. Заместитель председателя Учебного комитета назначается на должность (освобождается от должности) Патриархом и Священным Синодом по представлению председателя Учебного комитета. Другие сотрудники Учебного комитета назначаются на должность (освобождаются от должности) на основании приказов председателя Учебного комитета. I.2.2.5. Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата О Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 31 марта 2009 г., журнал 18) Слушали: Предложения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по работе синодальных учреждений. Постановили: (...) 10. Возродить деятельность Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. Из Устава религиозной организации «Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

в. организация и осуществление научного наставничества среди студентов магистратуры и аспирантуры; г. исполнение административных функций в рамках кафедры и учебного заведения в целом. 8. Требования, выдвигаемые к кандидату на должность доцента: а. наличие степени кандидата наук или кандидата богословия; б. значимые научные публикации за последние 5 лет; в. способность осуществлять научное руководство в написании студентами магистерских диссертаций. 9. В обязанности штатного доцента входит: а. проведение лекций и семинаров; б. осуществление научного наставничества среди студентов магистратуры; в. исполнение административных функций в рамках кафедры; г. в случае, если в учебном заведении недостаточное количество профессоров, доценты могут выполнять административные функции в рамках учебного заведения в целом, а также иметь возможность быть избранными заведующими кафедрами. 10. Профессор и доцент имеют право раз в семь лет уходить в оплачиваемый творческий отпуск сроком от полугода до года. Результаты исследования, проведенного в течение творческого отпуска, должны быть представлены на заседании Ученого совета. 11. По представлению штатного профессора или ректора учебного заведения к научно-исследовательской деятельности в рамках учебного заведения может быть привлечен научный сотрудник. По истечении пяти лет договор с научным сотрудником может быть продлен. 12. Конкурсный отбор на должности профессора и доцента осуществляется особой Номинационной комиссией, формируемой на базе соответствующего учебного заведения по инициативе самого учебного заведения. В состав Комиссии входят: а. четыре представителя самого учебного заведения, назначаемых ректором; б. один представитель Учебного комитета; в. один представитель другой Духовной академии или семинарии с магистратурой; г. один представитель зарубежного богословского или отечественного светского ВУЗа. 13. Состав Комиссии утверждает председатель Учебного комитета. 14. Председательствует на заседании Комиссии представитель Учебного комитета.

http://patriarchia.ru/db/text/1434949.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010