Итак, как же мы по церковному учению можем вступать в общение со своими Ангелами Хранителями? Здесь два пути – молитва и богоугодная, по заповедям жизнь. Молитвы святому Ангелу Хранителю известны. Они в утреннем и вечернем правиле, есть Канон и Акафист Ангелу Хранителю. Наиболее краткие молитвы подобного рода: «Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!» и «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь». Конечно, желательно иметь дома иконочку святого Ангела Хранителя, чтобы удобнее и благотворнее было ему молиться. Что нам нужно о знать о святых Ангелах Хранителях в тематике богоугодной жизни? Обратимся к Евангелию… «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалиться, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:2–5, 10). Святитель же Василий Великий писал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, – ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». В другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими…» О чем хочется сказать в связи с вышеизложенными цитатами… Мы видим, что каждый православный христианин от Святого Крещения огражден от зла и от нечистых духов, словно стеной святости благодати Божией и Ангела Хранителя. В книге «Добротолюбие», кажется, есть слова о том, что видели бы мы, православные христиане, какие светлые Силы борются за нас, за то, чтобы мы не отпали от спасительного пути! Одним из них есть наш святой Ангел Хранитель, который всегда рядом с нами. Но и мы должны с Божьей помощью бороться за себя, очищая душу и тело молитвой, постом, добрыми делами, участием в Таинствах церковных до уровня чистоты «евангельского дитя», как сказано в вышеупомянутом отрывке из Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/98866.html

Как говорил о том Созоновский затворник Иоанн, подобные люди «не враги, а благодетели наши, ибо волею Божиею они способствуют нам преуспевать в терпении и получать небесные награды». А по указанию аввы Зинона: «Кто хочет, чтобы Бог услышал его молитву, тот, прежде всякой другой молитвы, да принесет молитву о врагах своих, ради этого Бог услышит всякую молитву его». Чем чище становится душа христианина, тем больше он молится за других и меньше за себя. Но за всех ли без исключения нужно и можно молиться? Здесь надо вспомнить одно указание св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5, 16). Здесь, нужно думать, запрещается молиться о житейском благополучии для такого брата, но не исключаются прошения о том, чтобы такой брат покаялся в своем грехе, обратился к Богу и пошел путем истины. Вспомним, что в церковном утреннем молитвенном правиле имеется прошение об «отступивших от православной веры...» и о присоединении их к Апостольской Соборной Церкви. Особенную нужду в наших молитвах имеют усопшие. В церковной истории имеются многочисленные свидетельства о том, какое большое значение для умерших телом имеют молитвы о них живых. Вместе с тем при усердной молитве за умерших последние сами становятся ходатаями к Богу за живых. В описании жизни митрополита московского Филарета имеется такой случай. Митрополиту была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу митрополит Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза вновь повторялся этот сон. Наутро митрополит позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, Владыко, — смиренно отвечал иерей. — Единственное, что на сердце у меня лежит, — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Когда Господь это все сказал фарисеям (а они были люди довольно сообразительные), они быстро все поняли. Уж не знаю, поняли ли вы, но они все поняли и говорят: ну, тогда лучше не жениться. Вот что верно, то верно. И апостол Павел говорит: жениться можно, но мне вас жаль, будете иметь скорби по плоти. Потому что когда человек не связан брачными узами, он всю свою душу может отдать Богу. У него нет никаких забот: сварил в понедельник кашу и ешь до пятницы, и не надо ни готовить, ни стирать – имеешь одну смену белья, ну и хватит. Не надо этого всего обычного семейного обустройства. Захотел спать – постелил в уголке, поспал, и все, отряхнулся, личико умыл и пошел. И не надо ни дачу строить, ни детей вывозить за город, никаких прививок, бессонных ночей, ни забот, ни хлопот. Всю свою жизнь можно Богу отдать. Но это уже, как Господь сказал, кто может вместить. Большинство людей это вместить не могут, потому что человек немощен и от Бога ушел далеко. И трудно ему приблизиться к Богу настолько, чтобы ту любовь и духовную, и душевную, и телесную, которую он получает в браке, Господь бы ему возместил в сто, в тысячу крат. Это очень трудно. Все люди не духовные, а душевные и ищут душевного: по головке погладить, в шейку поцеловать, ласковое слово сказать, обняться, поговорить по душам. Потому что с Богом по душам говорить – это очень тяжкий подвиг. Правило, утренние и вечерние молитвы почитать, так сказать, от Бога отделаться – это легко, но подвиг молитвы нести – это уже трудно. А в любви человек нуждается. Вот поэтому и ищет, куда бы ему приткнуться, в чье бы плечико. Вместе лучше, легче. Поэтому Господь, зная нашу немощь, еще когда создал Адама, поглядел на него и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал... жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это, конечно, удел большинства. Но если мы внимательно посмотрим на церковную историю, то увидим, что многие самые выдающиеся духовные люди, как правило, были девственниками: Иоанн Богослов, апостол Павел, Иоанн Кронштадтский . Потому что любовь их к Богу была такова, что они не могли ее никак поделить. Это были люди очень цельные и направленные на Царствие Небесное. Человек, живущий в браке, конечно, никогда не достигнет того в духовной жизни, чего может достичь девственник, как Григорий Богослов , или Иоанн Златоуст , или Василий Великий , или множество святых угодников Божиих, которые прямо с пеленок служили Богу, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский . Они не могли свою любовь к Богу делить с заботами о семье, потому что семья требует очень много забот и хлопот. Хотя семья – это тоже школа любви, но тем не менее девство, конечно, выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Обвинения в адрес Церкви, или Кто в доме хозяин —С домашними обязанностями понятно, а как быть с проявлениями религиозности дома? Например, с утренней и вечерней молитвой, молитвой перед принятием пищи? —Нужно все это делать так, чтобы не доставлять дискомфорта близким. Если жена в приказном тоне мужу говорит: «Сделай тише телевизор, я молиться пошла, ты мне мешаешь», то, наверное, у него это вызовет негативную реакцию. А если женщина тихонько удалится в спальню или на кухню, закроет дверь и помолится, никому не мешая, то и ей никто мешать не захочет. Деликатность в поведении должна быть. Если же условия проживания настолько стесненные, что уединиться для молитвы совсем нет возможности, то на начальном этапе воцерковления можно читать сокращенное правило или читать его днем, когда муж на работе, дети в школе. Что касается молитвы перед едой, на первых порах домочадцы, может, и будут смотреть на это с удивлением — до этого жили, не молились — и ничего, а тут вдруг… Но постепенно они привыкнут. В общем, необходимо искать варианты, чтобы исключить претензии к себе, чтобы церковная жизнь не доставляла другим неприятные эмоции. Этот этап очень важен. От того, как женщина будет вести себя в самом начале воцерковления, зависит то, как вообще ее близкие впоследствии к Церкви будут относиться. —То есть мужья, которые агрессивно настроены к Церкви, такую реакцию нередко вырабатывают не потому, что Церковь им чем-то не угодила, а потому, что они столкнулись с неправильным поведением своих верующих близких? —Совершенно верно. Когда жены начинают возвышаться, противопоставлять себя им: «Мы теперь сыны Божии, а вы — сыны дьявола», они унижают этим мужей. Таких высказываний — «Вы ничего не соображаете, вы — несчастные, погибающие в дьявольских сетях люди, а вот мы — правильно живем» — быть не должно. Помните, какое наставление дает апостол Петр? Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

http://pravmir.ru/lyubov-k-bogu-ne-otmen...

Объяснение вечерних молитв 25 июня, 2009 Вы хотели найти объяснение вечерних молитв? Тогда редакция Правмира не зря написала эту статью! Полные тексты молитв с объяснениями Вы найдёте здесь! Объяснение вечерних молитв Откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы? Вечерние молитвы Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. ( Трижды ) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. ( Трижды ) Слава, и ныне: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя для себя никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, как Владыке, эту молитву: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Слава: Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших; но и теперь обрати к нам взор Твой, как Милосердный, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты — Бог наш и мы люди Твои; все мы — дело рук Твоих, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

http://pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-m...

Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».

http://azbyka.ru/chaso-slov/faq/

Подпишитесь на наш Телеграм Молитва о домашних животных не столько запрещена, сколько отсутствует соответствующий опыт у горожан. В чине благословения домашних животных под «домом» подразумевается не квартира на 24-м этаже с собачкой, а деревенская хата, хлев с домашней скотиной. В селах за здоровье скотины молились регулярно. Свой культ, приметы, обычаи и суеверия. Вплоть до того, какой именно святой водой поить скотину. Но это был вопрос пропитания, выживания. Если я не ошибаюсь, молились о коровах, козах, лошадях. «Батюшка, побрызгайте и в конуре, чтоб дом собака охраняла исправно, и на кошку, чтобы мышей не ленилась ловить!» Никакой романтики, голая практика. А в ХХ веке возникает романтический культ домашних животных, которые становятся частью семьи. Появляется потребность помолиться, а прецедентов молиться о животном не как о кормильце, а как о друге семьи просто нет. Христианское богословие не рассматривает животных как равных человеку созданий, имеющих те же права в Церкви, что и человек. Животных не оглашают, следовательно, не крестят, не исповедуют, не причащают, не венчают, не рукополагают, не отпевают. Вот и возникают вопросы. Богословие молитвы о домашних питомцах вполне можно разработать, исходя именно из христианского учения о человеке как ответственном за спасение всего живого на Земле. И чем ближе ко Христу старается быть сам человек, тем больше у него права и дерзновения молиться и о тех, кто спасается через нас, вошел в нашу жизнь. Пока мы повторяем: «у животных нет души, после смерти они просто растворяются в небытии, поэтому молиться за них не надо», апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Известный писатель пересказал это так: мы в ответе за тех, кого приручили. В любом случае, не помешал бы и особый праздник, и прошение на ектенье, и вставка в утренние и вечерние молитвы о тех, кто может помолиться только нашими устами. Лишь бы любовь к своим питомцам не отменяла любовь к людям, что слишком часто встречается… Источник: блог автора в “Фейсбуке” Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/i-vsyaku...

При работе над пояснениями использовался греческий текст молитв, с которого был сделан перевод на славянский. Этот перевод не всегда передает глубину и красоту греческих выражений. Наши пояснения в какой-то мере помогут восполнить эту потерю. В конце брошюры даются краткие сведения о составителях молитв. Редакция планирует провести аналогичную работу над Последованием ко Святому Причащению, канонами, акафистами и другими текстами, традиционно входящими в молитвослов. Объяснения в предлагаемом молитвослове рассчитаны прежде всего на людей, мало знакомых с церковнославянскими текстами, либо совсем с ними не знакомых. Впрочем, даже люди, знающие церковные тексты, порой затрудняются объяснить отдельные места в молитвах или трактуют их неверно. Молитвослов будет полезен для учащихся воскресных школ (и детей, и взрослых), для всех, кто желает правильно понимать смысл ежедневно читаемых молитв на церковнославянском языке.   Молитвы утренние Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во и€мя 1 Отца€ и Сы€на и Свята€го Ду€ха 2 . Ами€нь 3 . 1 Во имя – в данном случае означает, что все последующее говорится непосредственно Богу, перед Богом. 2 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа – см. слова Господа, обращенные к Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), т. е. Бога, Единого в Трех Лицах. 3 Аминь – верно, истинно, истинно так, подлинно (с др.-евр. яз.). Это слово употребляется при окончании многих молитв для большей силы утверждения истинности сказанного. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Молитва мытаря€ Бо€же, ми€лостив бу€ди мне гре€шному. См. Лк. 18, 13: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. «Грешник», «язычник» и «мытарь» были синонимами у евреев того времени (см. Мф. 5, 46; Лк. 5, 30). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Причем, это читать следует начать на 6м Часе (посвященном воспоминаю Распятия Христа на Кресте) и закончить словами: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» ( Ин. 19 ;24). А затем на 9м Часе (связанным с воспоминанием Его смерти), продолжить это же Евангелие со слов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» и заканчивая словами: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин. 19; 25-42 ). В каком месте службы Часа вставляется Чтение , вы уже знаете. Поэтому читайте его с пением тропарей Часов и это будет вполне соответствовать смыслу Устава и памяти дня . Естественно, что совершать это надо не в четверг (вечером), как это предписывает Устав, имея в виду всенощное бдение , которое должно продолжаться до самого утра, а в Пятницу в соответствии со временем совершения 6 и 9 часов (т.е. в период с 12:00 до 17:00). Есть еще один вариант совершения службы в указанный промежуток времени, которую можно использовать для Великой Пятницы (в домашних условиях) — это так называемая «Пассия» . Она состоит из чтения Акафиста « Божественным Страстям Христовым », посое пения которого читается отрывок из Евангелия. Здесь можно прочитать зараз тот самый отрывок от Иоанна ( Ин. 13;31-19 ;42). По окончании чтения поется стихира: «Приидите ублажим Иосифа», затем, Господи помилуй (40 раз) и Молитва Распятому Иисусу с обычным окончанием. Конечно, такой службы церковный Устав не знает. Ее чинопоследование составлено и введено в обиход нашей Церкви в середине XVII века под влиянием католической традиции (как собственно и наши утренние и вечерние молитвы). Но сами песнопения и молитвы для «Пассии» взяты из православного богослужения Великой пятницы и касаются воспоминаний страданий ( страстей ) Христовых, откуда произошло и само название чина Пассии — «Страдания». И все бы ничего, если бы не одно, а точнее два но … 1е но.… Если чин Пассии хоть как то еще соответствует дню Великой Пятницы , то его совершение в период Великого Поста совершенно неуместно, даже если бы он совершался лишь на повече­рии пятницы (как это было в XVIIbeke), а не на вечерни каждого воскресеного дня Великого поста, как это ныне повсеместно распространено. Это, кстати, понимали еще тогда в XVII веке, говоря, что «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению». Такое же понимание сохраняется и до сих пор. Мы все еще имеем не повеление, а лишь разрешение на его совершение в период Великого поста, хотя повторю и подчеркну, что это не уместно .

http://azbyka.ru/video/14-vospominanie-s...

Пс.87:11 .  Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Пс.87:12 .  или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Пс.87:13 .  разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою? Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле ( «во мраке.., в земле забвения» – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя. Пс.87:14 .  Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Пс.87:15 .  Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи, «отреваешь душу мою» – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи? Пс.87:16 .  Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. «Я несчастен и истаеваю с юности» – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом. Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010