Это понимание привело к конкретным действиям уже в начале следующего века. В 1807 году учреждается Комитет для реформирования духовных училищ, в состав которого вошли такие яркие церковные и государственные деятели того времени, как митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) , епископ Калужский Феофилакт (Русанов) , статс-секретарь М. М. Сперанский, обер-прокурор Святейшего Синода А. И. Голицын и другие. Обобщив ранее предпринимавшиеся усилия и, в частности, труды епископа Евгения (Болховитинова) , составившего проект реформы богословского образования, Комитет признал необходимость радикальных изменений в сфере подготовки священнослужителей. Весьма примечательным было предположение о ликвидации школ смешанного типа и о создании системы раздельного обучения в низших, средних и высших учебных заведениях. Так был сделан шаг к образованию духовных училищ, семинарий и академий 22 . Вскоре Комитет был преобразован в Комиссию духовных училищ, которая возглавила дело совершенствования духовного образования. В 1809 году был подготовлен и одобрен проект Академического Устава. Именно этот проект был положен в основу открытой тогда же в Петербурге первой духовной академии нового типа. Окончательная редакция Устава духовно-учебных заведений, над которой трудились митрополит Амвросий и ректор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Филарет (Дроздов), была утверждена в 1814 году. Уставу и последовавшей на его основе реформе духовного образования суждено было сыграть особую роль в формировании новых тенденций в развитии отечественной богословской мысли. Весьма примечательно, что Устав полагает во главу угла изучение Священного Писания, которое должно приводить «к испытанию истинного смысла его, по оригинальному изложению и лучшим изъяснениям святых отцов» 23 . Другими словами, герменевтика и экзегетика становятся ведущими богословскими дисциплинами. Весьма характерно замечание «по оригинальному изложению». Это замечание предполагает работу с подлинниками, что само по себе невозможно без солидной филологической подготовки, без знания древних языков. И такая подготовка решительно включается Уставом в систему академического образования. Эта система описывается в новых категориях. Ее цель не в том, чтобы сообщить учащимся сумму сведений, а в том, чтобы привить им вкус к самостоятельной творческой работе, вооружить их правильным методом богословского исследования. Иначе говоря, Устав юридически закреплял отход новой школы от принципов преподавания в богословских училищах прошлого, был знаком принципиальных перемен в духовном образовании.

http://azbyka.ru/process-preodolenija-sh...

Другие же представители Церкви высказались еще более ясно. Санкт-Петербургская епархия заявила , что «Епархия не поддерживала и не поддерживает любые акты вандализма по отношению к памятникам истории и культуры. Подобные инциденты должны рассматриваться и регулироваться в рамках законодательства. Делать выводы о причастности тех или иных лиц к совершению каждого акта вандализма - задача правоохранительных органов» Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Романович Легойда полностью поддержал это заявление: «Со стороны Санкт-Петербургской митрополии уже прозвучало официальное заявление относительно уничтожения изображения, находившегося на фронтоне дома Лишневского. Реакция митрополии оказалась своевременной и корректной» Но некоторые журналисты, увы, то ли реализуя свои политические пристрастия, то ли просто желая подогреть скандал (и увеличить посещаемость своих сайтов) исказили позицию Церкви, вызвав бурю эмоциональных откликов как со стороны профессиональных борцов с мракобесием, так и со стороны искренне обеспокоенных граждан. В сети не замедлили явиться и некоторые православные миряне, которые одобрили разрушение барельефа и стали гневно порицать тех православных, которые сочли такой поступок вредным и неуместным. Как можно было бы разобраться в происходящем? Существует так называемый «принцип милости», подвид известной «бритвы Оккама». Не следует усложнять и приписывать коварным замыслам то, что можно объяснить глупостью; не стоит искать заговоров там, где все проще объясняется тем, что каждый участник процесса действует, побуждаемый своими личными страстями и интересами. Поэтому не будем говорить о том, что вся провокация с Мефистофелем кем-то (на человеческом уровне) сознательно спланирована. У нас нет оснований так это утверждать. Но есть основания утверждать другое — действия людей объективно направлены к определенному результату. Планируется он или нет — другой вопрос. Факт тот, что его вполне можно предвидеть. Историк будущего может потом сказать, что к таким-то последствиям привели такие-то действия людей. Действия участников процесса могут и не согласовываться специально — но со стороны они выглядят так, будто специально вписаны в какой-то дьявольский замысел. В этом замысле каждый играет свою роль — и важно понять его, чтобы от своей роли отказаться.

http://radonezh.ru/analytics/kamen-i-duk...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить документ «Священнослужение монахов в женских монастырях» .   ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений, о распределении выпускников в 2018 году. Справка: На заседании Священного Синода 22 октября 2015 года (журнал 78) было принято «Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви» и регламент к нему. На заседании 14 мая 2018 года (журнал 33) Священный Синод внес изменения в регламент процедуры распределения выпускников, на основании которых на этом же заседании Священного Синода были утверждены: Окончательное распределение было осуществлено Комиссией по распределению выпускников духовных учебных заведений после вступительных экзаменов на более высокие ступени обучения. По итогам распределения: ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Преосвященному митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, председателю Комиссии по распределению выпускников духовных учебных заведений, продолжить работу по совершенствованию системы распределения выпускников с учетом нужд епархий с кадровым дефицитом.   ЖУРНАЛ 131 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездках в Ватикан, Египет, Сирию, Ливан, на Кипр, в Южную Корею, Северную Корею, Китай, Францию, Грузию, Италию. Справка: С 18 по 19 октября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил с рабочей поездкой Ватикан. 18 октября в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион обратился с приветствием к участникам пленарной сессии XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви, посвященной теме «Молодежь, вера и призвание». В тот же день состоялась встреча митрополита Илариона с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом. Председатель Отдела внешних церковных связей ознакомил кардинала Римско-Католической Церкви с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви, принятыми на заседании в Минске 15 октября в связи с неканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине. В ходе встречи стороны обсудили работу Совместной рабочей группы по культурному сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Святым Престолом и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

http://patriarchia.ru/db/text/5330863.ht...

Что это не суть одни слова, посмотрите, кому принадлежит инициатива дел, распределение их для докладов в заседании, наблюдение над суждениями в Синоде, поверка и одобрение журналов заседаний и протоколов, а также окончательное утверждение их; кто распорядитель и начальник всех чиновников, служащих при Синоде, и проч., и проч. Инициатива дел об улучшениях и изменениях по самому существу иерархической власти, очевидно, должна принадлежать Иерархам и преимущественно - Старшему Митрополиту, заседающему в Синоде. Но в Российском Синоде совсем не так. Вот один из бесчисленных фактов. Благомысленные и попечительные и Св.Церкви, и Отечества Иерархи давно стали ощущать нужду преобразования Духовных училищ. Живо и глубоко сознавал эту нужду особенно покойный Митрополит Санкт-Петербургский Григорий, который еще в 1834 году составлял предположение об улучшении училищ. Вступив на кафедру Санкт-Петербурского Митрополита и заняв посему первое место между Российскими иерархами, он вновь свойственной ему энергией занялся начертанием правил нового порядка духовно-учебных заведений, и внес его в Синод. Этот проект, плод опытности духовного старца, взят был в Канцелярию и исчез на продолжительное время. Прошли многие месяцы, и проект не был докладываемым Синоду. Митрополит неоднократно спрашивал то обер-секретарей, то управляющего Канцеляриею, то обер-прокурора; сначала они ссылались друг на друга, а потом обер-прокурор, без ведома Синода, сделал от своего лица распоряжение, чтобы ректоры семинарий составили проекты о преобразовании духовно-учебных заведений, а епархиальные Архиереи представили сии проекты к нему, обер-прокурору, с присовокуплением собственных мнений. О проекте Митрополита не было сказано ни слова. Итак, явно, что инициатива дел об улучшении в учреждениях, принадлежащих Святой Церкви, отнята у иерархов. И если кто-то из них входит в Синод с подобными предложениями, то с ними обращаются оскорбительным образом, хотя бы они вносились и Старшим Митрополитом. Распределение бумаг, поступающих в Синод от Архиереев и лиц, и мест, по разным делам (то есть не проекты), распределение для доклада принадлежит также не иерархам, присутствующим в Синоде, и не первенствующему члену. Они даже не знают, что будет читаться в заседании (а случаются иногда дела весьма важные, требующие предварительного и продолжительного обсуждения). Все это находится во власти опять управляющего Канцелярии, а главное - обер-прокурора, который дает приказ, какие дела докладывать Синоду, какие вносить в журнал или протокол без доклада. При графе протасове избирались для доклада большей частью те дела, которые можно было употребить для насмешек над иерархами и над Церковью. Потом на вечерах чиновники забавляли публику рассказами об этих делах и о том, что Архиереи говорили в Синоде при чтении их, какую они имели позу, какую делали мину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

В мае настоящего, 1885 года, исполнилось 30 лет со времени выхода первой книжки «Православного Собеседника». Не лишне, быть может, по этому поводу, вспомнить нам прошлое нашего журнала. Это прошлое довольно интересно и, как нам кажется, имеет некоторое значение, как вообще для истории духовного просвещения в России, так и в частности для истории русской духовной журналистики, и не только внутренней своей стороной, но даже и внешней, формальной. Начало духовной журналистики относится к первой четверти настоящего столетия. Первым по времени происхождения духовным журналом было «Христианское Чтение», основанное при санкт-петербургской духовной академии по инициативе архимандрита Григория (Постникова) бывшего в то время ректором этой академии, а впоследствии архиепископом казанским, и наконец, митрополитом санкт-петербургским. Вторым журналом было «Воскресное Чтение», издававшееся при киевской духовной академии с 1837 года, третьим – «Творения св. Отцов» с прибавлениями, издающийся с 1843г. при московской духовной академии. «Православный Собеседник» есть четвертый из академических и вообще духовных журналов. Он начал издаваться с 1855 г. при деятельном содействии того самого лица, которое основало в России первый духовный журнал, т.е. высокопреосвященного Григория (Постникова) архиепископа казанского. Поводом к изданию журнала «Православный Собеседник» послужило впрочем, особое распоряжение, вызванное заботами правительства об ослаблении раскола. Распоряжение это заключается в отношении господина обер-прокурора св. Синода к высокопреосвященнейшему архиепископу казанскому Григорию от 13 октября 1853 г. 9). Здесь, между прочим, изъяснено: «Его Императорскому Величеству благоугодно было, согласно предложению св. Синода, удостоить Высочайшего утверждения нижеследующей меры усиления духовно-нравственного действия на раскольников по духовно-учебной части: поручить казанской духовной академии, как еще незанятой никаким повременным заданием, издавать духовный журнал с преимущественным направлением его против раскола в разных его видах.., а в то же время предписать редакциям существующих уже духовных журналов чаще помещать в них, между прочим, статьи, могущие служить к вразумлению раскольников, особенно извлечения из писаний святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. Важный этап в жизни академии связан с возобновлением ее деятельности в 1946 году под руководством митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Кроме того, что возрождаемая школа должна стать преемницей дореволюционной, что обеспечивалось за счет приглашения профессоров, получивших образование в прежней славной академии, представляет интерес общая позиция митрополита относительно характера возрождаемой академии, выраженная им в речи на ее открытие. Он стремился к тому, чтобы новая школа «не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру святых отцов и подвижников Церкви». Особая эпоха в жизни академии связана с деятельностью митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима , 80-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году. В момент, когда он пришел на Ленинградскую кафедру (в 1963 году), под давлением атеистического пресса государства жизнь духовных школ приходила в упадок — сократилось число учащихся, наметился застой и даже смятение среди преподавателей. Начали ходить разговоры о предстоящем закрытии академии. Митрополит, со свойственной ему энергией, принялся спасать ситуацию. Желая быть ближе к духовным школам, он поселился в здании академии и стал тщательно вникать во все вопросы ее жизни. Основным принципом, положенным им в деятельность духовных школ, стала замена шаблонного подхода творческой инициативой, а также коллегиальное обсуждение спорных вопросов. Владыка стал лично присутствовать на заседаниях Совета, посещать лекции и семинары, просматривать учебные планы и даже классные журналы. Он всячески поощрял и даже настаивал на обновлении лекционного материала, хотел, чтобы преподаватели следили за новинками богословской литературы, знали хотя бы один из иностранных языков. Активно участвовал митрополит и в обсуждении научных богословских вопросов, был инициатором целого ряда новых для нашей академии научных направлений. Регулярными стали приезды в академию известных на весь мир деятелей, в том числе и выдающихся ученых. При этом владыка Никодим подчеркивал, что наука должна быть близкой к жизни, поскольку последняя «удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений».

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

«Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» может быть закрыт в мае Санкт-Петербург, 21 марта 2013 г. Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» находится под угрозой закрытия, - сообщает «Церковный вестник» со ссылкой на руководителя фонда Юлиану Никитину. «На работу Центра в год требуется 9 миллионов рублей, однако в 2013 году в бюджете города таких денег не нашлось. При этом на закрытом совещании у вице-губернатора все чиновники в один голос утверждали, что наш Центр очень важен и нужен для города. Тем не менее, насвычеркнули из бюджета» ,— сказала Юлия Никитина. Обеспокоенный судьбой Центра митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир написал письмо губернатору, в ответе чиновников выражается благодарность за внимание к проблеме и говорится, что Центр может принять участие в конкурсном отборе проектов общественных организаций на право предоставления им субсидий, который традиционно проводится комитетом. И получить таким образом финансирование. Средства различных фондов не рассчитаны на текущее финансирование. Они предоставляются на новые проекты: на поездки в каникулы, досуговые мероприятия, закупку необходимого спортивного инвентаря, мебель, хозяйственные товары. Между тем, расходы на коммунальные платежи, зарплаты работников фонда — это все бюджетные средства. Сейчас в Центре проходит реабилитацию 20 подростков. 10 из них проживают там постоянно, а остальные находятся на патронате. Если до мая средства на его содержание не будут найдены, Центр будет закрыт. Аналогичная с финансированием ситуация была в 2008 году. Чтобы спасти Центр один из его сотрудников продал свою квартиру. Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» действует с 2004 года. Центр занимается реабилитацией бывших заключенных и условно-осужденных подростков. В Центре оказывают психологическую поддержку, помощь в восстановлении социальных связей, устройстве в учебное заведение, поиске работы и жилья. Каждые три с половиной месяца курс реабилитации в Центре проходят 6 человек. 21 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60272.html

протоиерей Александр Иванцов-Платонов (1835/6–12.11.1894) История Русской Православной Церкви Общая церковная история Сравнительное богословие История Древней Церкви Религиозная философия Рецензии, письма, речи протоиерей Александр Иванцов-Платонов Доктор богословия, профессор истории Церкви Московского университета, преподаватель Закона Божия в ряде учебных заведений г. Москвы. Последний из студентов Московской духовной академии, получивший стипендию имени Московского митрополита Платона (Левшина) и приставку к фамилии " Платонов " . Биография Родился в семье приходского священника города Щигры Курской губернии. Поступил, а затем окончил Курскую духовную семинарию в 1856 году, как лучший из воспитанников был направлен в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1860 году. После её окончания был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на кафедру новой церковной истории. С 1860 года Александр Михайлович становится постоянным сотрудником и одним их авторов, основанного профессором Н. А. Сергиевским журнала «Православное Обозрение». Александр Иванцов-Платонов оставался в Санкт-Петербургской Духовной Академии до 1863 года, после чего переехал в Москву, принял священство и был назначен законоучителем Александровского военного училища и настоятелем находящейся при нем церкви. В 1865 и 1866 годах Иванцов-Платонов читал публичные курсы по церковной истории. В 1872 году по инициативе С. М. Соловьева он был назначен на кафедру церковной истории Московского университета. Среди университетских курсов Иванцова-Платонова одно из первых мест занимает историография раннего христианства, издание которой, по словам современника, «сделало бы честь русской церковно-исторической науке». Кроме того, Иванцовым-Платоновым изданы письма А. С. Хомякова к Пальмеру и ряд духовно-публицистических трактатов о современных церковных вопросах, а также критических статей о новых произведениях учено-богословской литературы, иностранной и русской. С 1877 года A.M. Иванцов-Платонов — доктор богословия, профессор. Одной из основных задач, которую ставил перед собой Александр Михайлович и которую приводил в жизнь, была популяризация церковной истории. По своим общественно-политическим взглядам был близок славянофилам. Сотрудник изданий И.М. Аксакова " День " и " Русь " , издатель богословских произведений A.C. Хомякова. Просвещенный пастырь, человек с широкими взглядами, прот. А.М. Иванцов-Платонов сочувствовал духовным поискам интеллектуалов и ратовал за строго научное изучение исторических источников, утверждая, что именно современная наука способна быть главным апологетом христианства. По-видимому, именно это обстоятельство объясняет факт сближения и продолжительной дружбы прот. А.М. Иванцова-Платонова с В.С. Соловьевым, который прибегал к священнику и как к духовному наставнику. Александр Михайлович Иванцов-Платонов умер 12 ноября 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 2020 году Синодальная богослужебная комиссия составила и отредактировала 64 службы и чинопоследования 02.02.2021 Синодальная богослужебная комиссия представила отчет о своей деятельности в 2020 году. В 2020 году состоялось лишь одно очное общее пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии — 19 марта. В дальнейшем в связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа комиссии проходила в онлайн-режиме. По мере возникновения необходимости в очной форме отдельно проходили заседания Московской и Санкт-Петербургской рабочих групп. Постоянно велась работа по редактированию и составлению богослужебных текстов и чинопоследований, а также работа над обращениями из епархий и от частных лиц. На все поступившие запросы был составлены аргументированные ответы. Усилиями одного из членов Синодальной богослужебной комиссии и с использованием ресурсов Петрозаводской епархии осуществлялась поддержка сайта комиссии. В 2020 году Комиссией составлены и отредактированы 64 службы и богослужебных последования, которые утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви. Синодом утверждены следующие службы: Священным Синодом также утверждены следующие богослужебные тексты, подготовленные комиссией: Комиссией подготовлены и направлены на рассмотрение Священного Синода: службы преподобномученику Ефрему Новому, Собору Пермских святых, преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому, священномученику Павлину Могилевскому, преподобному Антипе Валаамскому, преподобномученице великой княгине Елизавете и инокине Варваре, священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому; молитвы священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому; преподобному старцу Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню по плоти; святителю Нектарию Егинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; преподобному Иустину (Поповичу); преподобному Косме Етолийскому; мученику Лонгину сотнику; святителю Николаю (Велемировичу), Охридскому и Жичскому; равноапостольному Николаю, архиепискому Японскому; преподобному Паисию (Величковскому); преподобному Паисию Святогорцу; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; праведному Феодору Ушакову; молебное пение о беременных и готовящихся рожать, чин благословения нежилого помещения, чин благословения трапезной, молебное пение об обретении достойного спутника жизни, молебное пение о безчадных супругах, молебное пение о заблудших чадах, чин благословения лечебницы, молебное пение перед хирургической операцией. Как отмечается в сообщении Синодальной богослужебной комиссии, план ее работы на 2020 г. полностью выполнен.

http://drevo-info.ru/news/26559.html

— Да, Вы правы. Можно выйти на балкончик с видом на Фонтанку и Шереметевский дворец, правее увидеть одно из зданий Публичной библиотеки, а левее — шпиль колокольни и купол церкви Симеона и Анны… Конечно, главное — не вид из окна, а люди, кадровый состав. Если позволите, я не буду персонализировать ответ на Ваш вопрос о преподавательском составе, хотя ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Иларион уже благословил ряд священников на участие в работе кафедры. Скажу только, что трудиться здесь будут священнослужители и миряне, имеющие серьезный опыт исследовательской работы, преподавания в духовных школах, организационно-церковной работы, причем не только с петербургской «пропиской». Кроме того, профессора и преподаватели РХГА — это, естественно, ученые Герценовского педагогического университета и учреждений РАН и РАО (в том числе московских), СПбГУ, других вузов. Для чтения некоторых курсов предполагаем уже в ближайшее время приглашать специалистов из Минска, Казани, зарубежных и инославных коллег. Планируем участие госслужащих разных уровней и направлений работы — для ведения некоторых курсов и практических занятий это необходимо. Рассчитываем на традиционное благорасположение Санкт-Петербургской духовной академии , нашего ближайшего партнера и одного из учредителей РХГА. В работе с Духовной академией у нас не бывает конкурентной борьбы — и здесь, не сомневаюсь, будут синергийность и взаимодополнительность усилий. — Первый проект кафедры — подготовка магистерской программы «Теология образования». В чем ее особенность? Хотелось бы услышать об этой программе подробнее. Сам термин, наверное, тоже не всем понятен. — Вы верно заметили, что это первый проект новой кафедры. Точнее, первый образовательный проект в новом формате (поскольку совместное обучение в РХГА и ОЦАД по магистерской программе уже идет, а о научных проектах — они тоже имеются — можно будет поговорить отдельно). Сначала по поводу термина. Слова богословие и теология мы используем как синонимы, оставляя в стороне смысловые нюансы звучания в русском языке. Хотя, конечно, богословие ближе нашему уху, мягче, лиричнее, а теология звучит суше, более академично, учёно и к тому же «западно». Поэтому, думаю, государственный образовательный стандарт у нас утвержден по теологии, а в православных духовных школах изучают богословие.

http://patriarchia.ru/db/text/3769769.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010