Как же можно представить внутреннее устройство погостов, как округов административных? Систему внутренней организации погоста может дать нам какая-нибудь вел. князя волость. Пред нами «волость великого князя Морева. В ней свыше 500 дворов 3 . Как же организуется управление этим округом? Новгородские погосты, волости и села конец 15 столетия Волость разделена на двенадцать десятков: Погостьской, Семеновской, Туковской, Толочиньской, Селетцкой, Бродцкой, Жабенской, Устьморевской, Крековской, Одоевской, Чепятинской и Белской. Все десятки приблизительно одинакового размера: в каждом из них от 40 до 50 дворов; с каждого из них идет одинаковый доход: «коробья с четкою гороху, коробья с четкою конопель, коробья с четкою пшеницы, да пуд меду» (2.707.710.713.716.718.721.723.726.728.731.733). Доход взимается не с волости, а с десятка: очевидно, десяток рассматривается, как вполне законченная составная часть волости. Все десятки, составляя вместе одну волость, имеют и один административный центр: погост. «На погосте – церковь Успление Пречистые, да другая церковь Велики Никола». (2. 703). Здесь то, на погосте у Церкви, находят себе место двор княжеской 4 , двор тивуна и довотщика и двор ямской. «На погосте же» мы видим волостную землю некоторых десятков (Жабенского, Крековского, Семеновского, Погостского, Одоевского), на которой живут попы, дьяк, люди пашенные и непашенные. Волостной земле противопоставляется земля церковная: «на волостной земле», «а на церковной земле» (2. 703). Из всего этого мы делаем заключение, что под «погостом», как центром волости Морева, разумеется тот участок земли, на котором находилась а) церковь волости и жили пономари (земля церковная), б) на котором были волостные служебные дворы, и в) на которой жили попы, дьяк и простые крестьяне (земля волостная). На погосте же, на волостной земле, живет «Васко староста»; конечно – староста волостной. Он на всю волость один (2. 703). Но кроме него мы видим в д. Семеновской ( Семеновского десятка) двор Якуша Балагура десятцкого (2. 707) и в д. Стойкове (Усть-моревского десятка) двор Огарка десятцкого (2. 723).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Так, во 2 т. 703 мы читаем: «Волость великого князя Морева. На погосте церковь Успения Пречистые да другая церковь велики Никола. А на погосте-ж, на волостной земле, Жабеньского десятка: дв. Успленьской поп Евсевей др.Николской поп Иван. А Крековского десятка: дв. Успленьской дьяк Николской Ивашко, дв. пономарь Стешко, дв. Успленьской пономарь Смешко, пашни не пашут. А на погосте-ж люди пашонные Крековского десятка… Жабенского десятка… Семеновского десятка… Погостьского десятка…Одоевского десятка… А на погосте-ж люди непашонные»… (2. 703–4). Церкви стоят на земле церковной; на ней же живут дьяк и два пономаря. Но кроме церковной есть «волостная земля», принадлежащая разным десяткам волости. На этом, волостном участке погоста два попа, дьяк, староста, люди пашенные и непашенные. Как будто – земля прямо называется волостною? Люди пашенные и непашенные и князю Федору платили доход, и великому князю несут оброк… Другой случай: «погост Холмской. На погосте церковь Спас Преображенье; на погосте-ж (дворы причта). На погосте-ж…(помещик с людьми). А христиан на погосте…(9 дворов, не пашут). Д.Миронежкая Лука…села на лготе на нове на погостьской земле…десяток Замошской «тянут к погосту» (2. 826–7). Итак, – погост пункт стоит на погостской земле. На нем были уже церковь , помещик с людьми, крестьяне. А теперь – «села» деревня в 2 двора. Земля погостская, принадлежавшая погосту – общине, – не подлежит сомнению. Сознаем, что эти два случая слишком исключительны и не говорят об общинном владении, как факте обычном. Но в интересах исторической точности отмечаем и освещаем и эти «исключения» 38 . Другим, и последним, вопросом, по которому у исследователей находим разногласие, является вопрос о торговом характере погостов-пунктов. Папков торговый характер погостов отмечает, указывая в подтверждение своей мысли на дворы рядовичей (т.е. торговых людей), амбары и лавки, сельские ярмарки 39 . К сожалению, ссылки на документы у него не очень «систематичны», но опровергнуть его положения трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

О, Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали. После 10-го десятка вспоминается СТОЯНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ У КРЕСТА ГОСПОДНЯ, КОЕДА СКОРБЬ, КАК ОРУЖИЕ, ПРОНЗИЛА ЕЕ ДУШУ. Богородичны отпустительныя, гл. 4 Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога! Оружие пройде Твою пресвятую душу; егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати. О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя. После 11-го десятка вспоминается ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. Тропарь, гл. 5 Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и во гробех живот даровав. О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу. После 12-го десятка вспоминается ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, ПРИ КОТОРОМ ПРИСУТСТВОВАЛА БОЖИЯ МАТЕРЬ. Тропарь, гл. 4 Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извегценным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремягцееся ко спасению души. После 13-го десятка вспоминается СИОНСКАЯ ЕОРНИЦА И СОШЕСТВИЕ СВЯТАЕО ДУХА НА АПОСТОЛОВ И БОЖИЮ МАТЕРЬ. Тропарь, гл. 8 Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Молимся: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. После 14-го десятка вспоминается УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОЕОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 1 В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне мирную и безмятежную кончину. После 15-го десятка вспоминается СЛАВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, КОТОРОЙ ОНА УВЕНЧИВАЕТСЯ ГОСПОДОМ ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЕЕ ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО (из службы Успению Пресвятыя Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Его в 1678 г. составляли села, входящие, помимо Тамбовского, в нынешние Козловский, Моршанский и Шацкий уезды Тамбовской губернии таковы: близ деревянного города Тамбова четыре слободы – Стрелецкая, Пушкарская, Полковая и Покровская, во всех церкви; деревня Борок, Красный городок, Лысогорский на р. Челновой, городок Верхний Беломестной слободы, село Кузьмина Гать, деревня Починки, с. Бокино, с. Бада Пашкильская, села: Татаново, Поляна, или Куксово, Горелое, Черясное, Городище, Погановка тож, Новоселки, Вихляйка, Новая Грязновка, Старая Грязновка, дер. Святое, с. Сержала, Кершенского десятка с. Борки, Ракша, Духовка и сельцо Духовское с часовней (далее нет листов в изданном документе); всех церквей 17, с городскими – 26. Тамбовского уезда Верхоценская волость, старые села: Перкино, дер. Перкино, дер. Семихино, села Питерское, Крюково, Моршанского десятка – Сокольники, Морша и городок в 5 верстах от Морши в красном лесу... в нем часовня. Корельского десятка – с. Устье, Корели; Алкуженского десятка – Мутасьево, Алкужа, Борки; Новосельского десятка – с. Серповое; Пеньковского десятка – с. Романово, с. Давыдово и деревня Луговая; Верхоценской волости – новые села Рыбной пустоши – с. Отманов угол, Вирятино, Сосновка – Благовещенская слобода тож, Архангельское-Кулики, с. Ракша, с. Хлыстово, Ильинское-Сысоево, Иальинское-Алгасово, Темешово и Вановье. Тамбовский уезд граничил с Козловским Тамбовской епархии и Шацким – Рязанской. Последний отделялся рр. Опушкой и Вопшей; за рекой был вопшинский черный лес и цнинский, находившийся в общем владении крестьян Тамбовского и Шацкого уездов. В Тамбовском уезде два монастыря – первый Троицкий на Цне, в 179 г. приписанный к Чудову монастырю, вместо взятой у него лебедянской вотчины – села Доброго Городища; – второй Никольский, или Мамонтова пустынь на озере Глубоком, приписан к Савво-Сторожевскому монастырю (Летон. Занятий Археограф. Коммиссии, IV, 30–49). 857 О насельниках и быте Тамбовского края в XVII в. см. прекрасную статью талантливаго историка-бытописателя И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой Из службы пророка Захарии и праведной Елисаветы, память 5 сентября. Седален, гл. 4 Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, Тайны Божия нам являющая». Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести. После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово Тропарь, гл. 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в Нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись. После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие» ( Лк.2:35 ) Тропарь, гл. 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства. После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет «Се ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е» ( Мф.2:13 ). Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся во еже спасти нас. О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей. После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу О Мати наша Прекрасная! Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Тропарь, гл. 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в Нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись. После 6-го десятка вспоминается СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ И ПРОРЕЧЕННОЕ СВЯТЫМ СИМЕОНОМ СЛОВО: «И ТЕБЕ САМОЙ ДУШУ ПРОЙДЕ ОРУЖИЕ». Тропарь, гл. 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сугция во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, даруюгцаго нам воскресение. О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Таин Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства. После 7-го десятка вспоминается БЕЕСТВО БОЖИЕЙ МАТЕРИ С БОЕОМЛАДЕНЦЕМ ВО ЕЕИП ЕТ Се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: «Востав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хогцет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е». Бог явися в сени седягцим, от Девы родивыйся во еже спасти нас. О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей. После 8-го десятка вспоминается ИСЧЕЗНОВЕНИЕ 12-ЛЕТНЕЕО ОТРОКА ИИСУСА В ИЕРУСАЛИМЕ И СКОРБЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПО ПОВОДУ ЭТОЕО. О Мати наша Прекрасная! Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси. О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего. О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову. После 9-го десятка вспоминается ЧУДО, СОТВОРЕННОЕ В КАНЕ ЕАЛИЛЕЙСКОЙ, КОЕДА ГОСПОДЬ ПРЕТВОРИЛ В ВИНО ВОДУ ПО СЛОВУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ: «ВИНА НЕТ У НИХ» (из Триоди, еси есть трипеснец, в Великий Пяток утра). Икос, гл. 8 Своего Агнца Агнице зрягце, к заколению влекома, последовавше Мария простертыми власы со иными женами, сия вопияше: «Камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Еалилейстей и тамо ныне тгцишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего. О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову. После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них»( Ин.2:3 ) Из Триоди, еже есть трипеснец, в Великий Пяток утра Икос, глас 8 Своего Агнца Агнице зряше, к заколению влекома, последовавше Мария простертыми власы со иными женами, сия вопияше: «Камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Галилейстей и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой». О Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали. После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу Богородичны отпустительныя, гл. 4 Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога! Оружие пройде Твою Пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего, егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати. О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя. После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово Тропарь, гл. 5 Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу. После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь Тропарь, гл. 4 Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

После 3-го десятка вспоминается БЛАЕОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОЕОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 4 Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Еавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим (имена). Евангелие от Луки 1, 26–38 : «В месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова; и имя Деве Мариам. И вшед к Ней Ангел рече: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах“. Она же, видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога; и се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко Ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» И отвещав, Ангел рече Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». Рече же Мариам: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея Ангел». После 4-го десятка вспоминается ВСТРЕЧА ПРЕСВЯТОЙ БОЕОРОДИЦЫ С ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТОЙ (из службы пророка Захарии и праведной Елисаветы, память 5 сентября). Седален, гл. 4 Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, тайны Божия нам являющая». Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести. После 5-го десятка вспоминается РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

На 8-м десятке вспоминается, как Божия Матерь искала 12-летнего Отрока Иисуса во Иерусалиме. (Молиться, чтоб искать Христа в жизни сей и не прилепляться к суетному миру.) На 9-м десятке вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской. (Молиться о помощи в делах и об избавлении от нужды.) На 10-м десятке вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня. (Молиться о помощи в скорби.) На 11-м десятке вспоминается Воскресение Христово. (Молиться – воскресить душу, подать бодрость к подвигу.) На 12-м десятке вспоминается Вознесение Господне. (Молиться о вознесении души от суетных забот и стремлений к горнему.) На 13-м десятке вспоминается Сионская горница – сошествие Святого Духа на апостолов и Матерь Божию. На 14-м десятке вспоминается Успение Пресвятой Богородицы. (Просить мирной и безмятежной кончины.) На 15-м десятке вспоминается слава Божией Матери, какой венчал Ее Господь после переселения Ея от земли на небо. Далее указывается подробная схема Богородичного правила с добавлением к ней тропарей, стихир и молений после каждого десятка. Пресвятая Богородице, помогай нам! В начале сего правила читается: Отче наш – 1 раз. Милосердия двери – 1 раз. После 1-го десятка вспоминается РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 4 Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси, сохрани и помилуй отца моего духовного, родителей, сродников, благодетелей и всех близких моих (имена). После 2-го десятка вспоминается ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТЫЯ ДЕВЫ БОЕОРОДИЦЫ. Тропарь, гл. 4 Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвегцает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини или присоедини к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

«Войдя в церковь не прямыми дверями, а прейдя инуде через пономарню», его преосвященство «несколько сконфузился», заметив в храме десятка три прихожан, и приложился к иконе божией матери». Дневник не объясняет, чего именно «сконфузился» владыка, «заметив десятка три прихожан», — показалось ли ему, что три десятка людей мало для его приезда и «иллюминации», в которую «превратился» по этому случаю храм; или ему уже до такой степени надоели сбегавшиеся ему навстречу люди, что один их вид приводил его в смущение? Дневник также ничего не сообщает, сказал ли что-нибудь архипастырь этому «малому стаду» верных? Видно только, что он «приложился» к иконе и осмотрел «превратившийся в иллюминацию» храм. А это очень жалко, потому что, как справедливо кем-то замечено, наши простолюдины особенно любят «вероучительное слово», просто и прямо обращенное к ним от высших лиц церковной иерархии, и некоторые из нынешних архиереев, нраву которых не претит это простосердечное желание, стараются не отказывать в этом (таков, например, преосвященный Модест, стяжавший себе своею беседностию aura popularis на Подлясье ). Но любители пышности смотрели на эти вещи иначе, и потому сношения архипастыря с «малым стадом» в Гореничах, может быть, были бессловесные. Иначе аккуратный записчик всего происходящего, отец Фока, не преминул бы отметить это в своих записях. Но он заключает сказание о сей встрече кратко словами: «простился, благословил и уехал». А затем следует неинтересная роспись «фургонов», на которых повезли конторщика, дьяконов и иподиаконов, в числе коих проименован отец Адий, с пояснительною аттестациею: «всеми презираемый». Маленьких певчих отец Фока пожалел, оставил у себя ночевать и уложил «всех покотом», а утром супруга отца Фоки накормила этих утомленных мальчиков «горячими пирогами с говядиной», за что они, оправясь от усталости, в благодарность хозяйке «запели несколько кантиков», а она им дала на орехи по «злотому» (то есть по пятнадцати копеек). Потом и этих ребят запаковали в фургоны и отправили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010