Кроме устава иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние и другой устав – студийский. Этот устав своим происхождением обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в середине V века. После смерти преподобного Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом в промежуток между половиной IX u noлobuhoй X века. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде. В середине XI века появляется новая запись студийского устава, известная под именем устава патриарха Алексия. Этот устав был написан для Успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошел до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейший из них – синодальный список XII века. С устава патриарха Алексия были сделаны списки для других монастырей. Из Константинополя студийский устав перешел на Афон и в Южную Италию. В Русской Церкви студийский устав был введен преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри с некоторыми изменениями. Этот устав держался на практике до половины XIV века, когда начал уступать уставу иерусалимскому. Студийский устав отличался от иерусалимского и других правилами монашеской жизни. Служба по студийскому уставу была короче и не столь торжественна, как по уставу иерусалимскому. 3 В XV веке иерусалимский устав окончательно вытеснил студийский. Для России устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преподобным Афанасием, основателем Высотского монастыря, во время проживания его в Константинополе в конце XIV u b начале XV веков. Списки уставов были видоизменены и дополнены службами русским святым; греческие обряды были приноровлены к условиям русской жизни. Из сказанного видно, что богослужебная жизнь на Руси делится на три периода, характеризуемые господством различных уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Эстонская Апостольская Православная Церковь является народной Церковью, и она имеет полное право на самоопределение и самоуправление (Устав г.], глава I, ст. 2). Высшим духовным руководителем Эстонской Православной Церкви является митрополит, который избирается церковным собранием Эстонской Апостольской Православной Церкви пожизненно, и место его нахождения было в Таллинне (Устав г.], глава II, ст. 9), и решения митрополита были окончательными (Устав г.], глава II, ст. 12). Избрание митрополита Эстонской Апостольской Православной Церкви, вступление его в должность было внутренним делом Церкви и подчинение Патриарху Константинопольскому было в действительности лишь каноническим. От последнего не зависело вступление в должность митрополита. Когда митрополит был избран церковным собранием, то о своем избрании на должность он сообщал главе государства и Патриарху Константинопольскому (Устав г.], глава IV, ст. 29). Митрополит утверждал в должность избранных церковным собранием членов Синода (Устав г.], гл. VI, ст. 39) и место нахождения Синода было в Таллинне (Устав г.], глава VI, ст. 40). В итоге: 1. Рассматриваемый Устав Эстонской Православной Церкви не обеспечивает православным права свободного самоопределения и самоуправления, а оставляет эти права за Патриархом Московским и всея Руси. 2. При сравнении Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви, утвержденного в 1935 г. и опубликованного в «Ведомостях Эстонской Республики» 48, ст. 474), с Уставом Эстонской Православной Церкви, утвержденным 10 октября 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси, можно сделать вывод, что Эстонская Православная Церковь не является правопреемником Эстонской Апостольской Православной Церкви и ей не могут принадлежать имущественные и неимущественные права Эстонской Апостольской Православной Церкви. Заведующий службой по делам религий Т. Сепп, Заключение составила юрист службы по делам религий М.-Х. Хельяс. 103 Устав Эстонской Православной Церкви был утвержден в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (п. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий 25 июня 2008 года выступил с заявлением, в котором утверждается, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе , представленном Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 24 июня, «допустил… по меньшей мере две ошибки» в части, касающейся устава Украинской Православной Церкви. По мнению указанного государственного органа Украины, «согласно Уставам Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви не обладает компетенцией утверждать, одобрять или согласовывать Устав Украинской Православной Церкви», а Патриарх «не утверждает, а одобряет Устав, что с юридической точки зрения не одно и то же». В связи с этим Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить следующее. Согласно Уставу Русской Православной Церкви , принятому Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году при участии всего епископата Украинской Православной Церкви, Устав Украинской Православной Церкви утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 17). Эта норма, на которую ссылается Государственный комитет Украины, не отменяет законоположения, согласно которому устав Самоуправляемой Церкви подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 13), поскольку данный пункт Устава Русской Православной Церкви не включен в число не применяемых по отношению к Украинской Православной Церкви согласно Определению об Украинской Православной Церкви  того же Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года . В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, в обязанности Священного Синода входит… одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей (гл. V, п. 25 о), к числу которых относится и Украинская Православная Церковь. Эта норма отнюдь не вступает в противоречие с положением того же Устава, где говорится, что Святейший Патриарх утверждает уставы Самоуправляемых Церквей (гл. IV, п. 7 л), поскольку Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем (гл. IV, п. 4), и подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом (гл. IV, п. 7 е).

http://bogoslov.ru/article/305682

Вопрос: Значение и смысл устава в монастырской жизни. Организация костяка приходской общины Недавно Комиссией по монашеству при Межсоборном присутствии был предложен примерный, – я подчеркиваю, примерный – монастырский устав Русской Православной Церкви. И какие это вызвало дискуссии! Кто следил за этим, подтвердит. Устав – это необычайно важно. Кто-то из святых отцов сказал примерно так: поддерживай устав, и через какое-то время устав поддержит тебя. Тебя и твою монашескую общину. Двадцать лет в свободном формате гражданской жизни нашей страны идет возрождение Русской Православной Церкви. И только сейчас встал вопрос о монастырском уставе. Это правильно и не случайно. Просто взять существующий устав, каким бы замечательным он ни был, – афонский ли, или устав Троице-Сергиевой лавры, – и приняться в точности его исполнять, было бы неверно и неосуществимо. Моему поколению, по-светски говоря, повезло. А если сказать с нашей, церковной позиции, то нам выпала великая милость Божия: мы, священники, монахи, епископы, сподобились возрождать епархии, монастыри, храмы. Мы счастливые люди. Вы уже не сможете испытать того, что испытали те, кто был призван к служению Церкви в конце 80-х – начале 90-х годов. Я знаю замечательных епископов, которые возродили одну-две, а некоторые даже и три епархии. Представляете, что это такое?! Кому еще в истории Церкви выпадало подобное? Якутский архиерей, владыка Герман, прибыл в свою епархию, на огромной территории которой не оставалось, кажется, ни одной церкви. И через двадцать лет уехал по послушанию в другую епархию, оставив после себя десятки приходов. А сколько игуменов и игумений приходили на разрушенное место, и возрождалась монашеская жизнь! Я уже как-то рассказывал эту историю, когда меня спрашивали об отношении к сегодняшним монастырям, и повторю еще раз: тогдашние послушники Псково-Печерского монастыря, мы, – никто и ничто – признаться, иногда иронизировали в адрес возрождавших монастырей. А как же? Мы жили рядом со старцами, – великими старцами, – а тут открывающиеся заново Оптины, Валаамы… Такие ходили словечки: «комсомольский набор», и прочее.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

с. в качестве коллегиального органа епархиального управления. По Уставу Е. с. должно было состоять из равного числа клириков и мирян, созываться правящим архиереем не реже раза в год и заседать под его председательством. В обязанности собрания Устав включил избрание членов Поместного Собора, членов епархиального совета, создание епархиальных учреждений и заботу об их финансировании, наблюдение за течением епархиальных дел и заслушивание сообщений епархиального начальства о различных сторонах церковной жизни в епархии (Устав РПЦ, 1989. VII 27-34). Действующий «Устав Русской Православной Церкви», принятый Архиерейским Собором 2000 г., в гл. X, посвященной епархии и епархиальному управлению, в основном повторил соответствующие положения прежнего Устава. В нем, однако, отсутствует определение Е. с. как «высшего органа, при содействии которого архиерей управляет епархией» (Там же. VII 27). Соответствующее положение действующего Устава гласит: «Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии» (Устав РПЦ, 2000. X 27). В действующем Уставе также в отличие от предыдущего нет условия, предусматривающего, чтобы клирики и миряне входили в его состав в равном числе. Е. с. созывается правящим архиереем по его усмотрению, но не реже 1 раза в год. Новацией в сравнении с прежним Уставом является положение о том, что собрание может быть созвано также епархиальным советом или по требованию не менее 1/3 членов предыдущего Е. с. «Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается епархиальным советом» (Там же. X 28). В соответствующем месте Устава 1988 г. говорится не о созыве, но об избрании членов Е. с. (Устав РПЦ, 1989. VII 29). Е. с., согласно действующему Уставу, избирает делегатов на Поместный Собор, членов епархиального совета и епархиального суда; создает епархиальные учреждения и заботится об их финансировании; вырабатывает общеепархиальные правила и предписания, наблюдает за течением епархиальной жизни; заслушивает сообщения о состоянии епархии и ее канонических подразделений и принимает по ним решения (Устав РПЦ, 2000.

http://pravenc.ru/text/189997.html

Особый статус Украинской Православной Церкви отражен и в Уставе Русской Православной Церкви. В частности, Устав РПЦ в редакции 2000 года закрепил статус Украинской Православной Церкви как «самоуправляемой с правами широкой автономии». А в 2017 году в Устав РПЦ была внесена специальная глава (глава Х), посвященная Украинской Православной Церкви. Итак, на сегодня документами, определяющими канонический статус и внутреннее устройство Украинской Православной Церкви, являются: Что касается ПЦУ, то после того, как в апреле 2018 года Патриарх Варфоломей заявил о своем намерении создать в Украине автокефальную Церковь, началась разработка Устава будущей ПЦУ. Из сообщений СМИ известно, что проект этого Устава был написан в Греции профессорами местных богословских факультетов. 29 ноября 2018 года проект Устава ПЦУ был рассмотрен и предварительно одобрен Священным Синодом Константинопольского Патриархата. Итак, проект Устава ПЦУ был написан за пределами Украины и, очевидно, без участия представителей Украины. Тем не менее, этот проект рассматривался и в Украине как представителями государственной власти, так и представителями УПЦ КП и УАПЦ. В результате уже в Киеве в предложенный проект Устава были внесены определенные изменения. 15 декабря 2018 года так называемый Объединительный собор принял Устав ПЦУ с учетом всех этих поправок. 5 января 2019 года Патриарх Варфоломей подписал, а 6 января официально вручил томос об автокефалии ПЦУ. Итак, двумя документами, которые устанавливают канонический устав ПЦУ и регламентируют ее внутреннюю жизнь являются: В случаях разногласий между Уставом и томосом приоритет отдается томосу. Теперь перейдем к сравнению общих положений о каноническом статусе, которые есть в указанных документах. Как сказано, Украинская Православная Церковь сегодня имеет статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Что касается ПЦУ, то и Устав, и томос говорят, что она является автокефальной Церковью. При этом оба документа предусматривают сохранение особой связи ПЦУ с Константинопольским Патриархатом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5713135...

— Широко обсуждаются изменения в Уставе об управлении Украинской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором УПЦ. В частности, высказывается мнение, что этот Устав был принят с целью фактического расширения канонических прав УПЦ. Как это можно прокомментировать? Была ли необходимость в изменении Устава? — Украинская Православная Церковь — одна из наиболее многочисленных и динамически развивающихся Православных Церквей в мире. Причем, главный этап роста Церкви пришелся на те 15 лет, которые прошли со времени Харьковского Собора. Вместе с тем, Устав, по которому мы официально жили эти годы, был утвержден в 1990 году. В нем даже не упоминалось название страны, в которой мы живем — Украина. Естественно, что нужно было соборно обсудить этот документ и внести в него ряд дополнений, которые бы отражали реалии современной жизни УПЦ, включая и некоторые аспекты канонического строя нашей Церкви. Разрабатывая новый вариант Устава, группа экспертов, на которую был возложен священноначалием этот труд, опиралась на устав РПЦ образца 2000 года. Вместе с тем экспертами были тщательно проанализированы Уставы других Поместных Церквей: Болгарской, Сербской и, особенно, Элладской, Устав которой очень удачно юридическим языком отражает нормы православной экклезиологии. Никаких радикальных изменений в Устав внесено не было. Такой задачи разработчикам и не ставилось. Нужно было лишь отразить в уставном документе те изменения, которые делались на заседаниях Священного Синода и Архиерейских Соборах УПЦ на протяжении последних лет. Некоторые, с позволения сказать, эксперты поспешили объявить, что новая редакция Устава — это попытка де-факто изменить статус УПЦ. Но это ложь, так как в пятом разделе Устава, где выписаны нормы, касающиеся служения Предстоятеля, содержится пункт о необходимости благословения избранного епископатом УПЦ Предстоятеля главой кириархальной Церкви. В этом же пятом разделе содержатся и два других пункта, указывающих на каноническое единство Украинской Церкви с Московским Патриархатом. В частности, в пункте 4 указано, что имя Предстоятеля УПЦ возносится за богослужением после имени Патриарха Московского и всея Руси, а в пункте 7 сказано о том, что Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_perey...

д) дела милосердия и благотворительности; е) религиозное образование и воспитание; ж) паломничество; з) строительство новых храмов, других сооружений (церковно-административные сооружения, здания духовных учебных заведений, монастырские жилые и хозяйственные помещения, сооружения церковных учреждений, предприятий и т.д.), забота о реставрации старых храмов, наблюдение за состоянием архитектурных памятников и церковных древностей; и) другую деятельность, которая соответствует правилам и традициям Украинской Православной Церкви. II. Собор Украинской Православной Церкви 1 . В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви (далее – Собор), который действует в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом. 2 . Собор созывается Предстоятелем Украинской Православной Церкви по мере необходимости в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. 3 . Председателем Собора является Митрополит Киевский и всея Украины. 4 . Процедура избрания делегатов на Собор определяется Священным Синодом Украинской Православной Церкви. 5 . Собор принимает повестку дня, программу, регламент; избирает Президиум (в архиерейском сане), Секретариат и другие рабочие органы. 6 . В обязанности Собора входит: а) сохранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности; б) сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви, а также ее канонического единства с Русской Православной Церковью и со всеми Поместными Православными Церквями; в) наблюдение за претворением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Соборов Украинской Православной Церкви и принятых ими уставов; г) решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся жизни Украинской Православной Церкви. 7 . Собор принимает Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения. 8 . Собор образует Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви и принимает Устав Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, а также вносит в него дополнения и изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

Положительные изменения в церковной жизни нашей Родины побудили Архиерейский Собор, собравшийся в октябре 2000 г., образовать комиссию по вопросам единства Русской Церкви и благословить устройство научных церковно-исторических конференций по новейшей истории Русской Церкви с участием членов нашей Церкви и представителей Церкви в России. Эти конференции были проведены в 2001 и 2002 годах. Затем, в декабре 2003 г. была образована Комиссия по переговорам с Московским Патриархатом. Вместе с тем, Священный Синод Московского Патриархата принял решение о создании подобной комиссии по диалогу с нашей Церковью. Все это свидетельствовало о старательном и добросовестном стремлении обеих частей Русской Православной Церкви к тому, чтобы разобраться в трагедии нашей общей истории, чтобы «мирно исследовать все подлежащее вопрошению, и отделяющее вас от нашего общения» , как читаем в правиле 92 (103) Карфагенского Собора, призвавшего паству к доверию своему Священноначалию, ищущему уврачевания разделения между православными и донатистами. «Положение о Русской Зарубежной Церкви», устав, по которому наша Церковь живет, требует от нас урегулирования положения в Поместной Русской Церкви. Следует отметить, что комиссия по работе над «Положением о Русской Зарубежной Церкви» была образована до 2000 г. Это указывает на то, что уже тогда было видно, что наше «Положение» нуждается в исправлении. С 2000 годом открылись новые возможности в этом отношении. И теперь, в связи с принятием «Акта о каноническом общении», наш устав может быть пересмотрен, учитывая новые возможности. Однако, здесь необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «самоупразднении» Русской Зарубежной Церкви. Наша Церковь будет существовать как и прежде, о чем свидетельствует первый параграф «Акта о каноническом общении»: «Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви». Эти слова в «Акте» свидетельствуют о признании со стороны Московского Патриархата нашего исторического пути и той живой связи между всей Поместной Русской Православной Церковью и заграничной ее частью, которая всегда существовала и от которой мы никогда не отказывались. Этот исторический документ воссоздаст единство Русской Православной Церкви, узаконив таким взаимным актом факт существования в рассеянии Русской Зарубежной Церкви, а в России – Московского Патриархата. Каждая, сохраняя свое лицо как Церковь, продолжает существовать в полной своей легитимности и самостоятельности, но уже признав другую часть и провозгласив единство Русской Церкви. Поэтому, речь идет о примирении и взаимном признании друг друга при сохранении нашей административной самостоятельности, ибо мы понимаем нужды нашего духовенства и паствы лучше, чем их понимают в Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви. В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви. 13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». 2. Исключить из главы XI Устава статью 18. 3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»; 4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»; 5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э». 6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции: «Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций: а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий; б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви; г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5074...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010