Архиерейский собор Русской Православной Церкви состоится в феврале 2011 года 26 июля, 2010. Редакция " Правмира " 2-4 февраля 2011 года в Москве пройдет Архиерейский Собор Русской Православной церкви, сообщается в сообществе Устав. Такое решение принято на проходящем в Киеве заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Архиерейский собор рассмотрит результаты работы комиссий Межсоборного Присутствия в 2010 году. 2-4 февраля 2011 года в Москве пройдет Архиерейский Собор Русской Православной церкви, сообщается в сообществе Устав . Такое решение принято на проходящем в Киеве заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Архиерейский собор рассмотрит результаты работы комиссий Межсоборного Присутствия в 2010 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arxierejskij-sobor-rus...

Другой проблемой современной жизни обителей является недостаточный уровень канонического сознания насельников и даже руководителей монашеских общин. Это может приводить к автономизации монастырской деятельности, не полезной ни для монастырей, ни для епархий в целом. Очевидно, что Синодальной комиссии по делам монастырей под руководством преосвященного Алексия, архиепископа Орехово-Зуевского, предстоит многое сделать, в том числе и для координации деятельности монастырей, содействуя обмену опытом в духовной и литургической жизни обителей, а также в осуществлении ими социального, благотворительного и образовательного служения. Помимо обмена опытом здесь важны взаимовыручка и соработничество. Новый типовой приходской устав Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава. Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени. Во всех приходах г. Москвы надлежит провести Приходские собрания для принятия новой редакции устава прихода, осуществления связанных с этим необходимых переизбраний и принятием годового отчета прихода. Вопросник по годовому отчету каждый настоятель может получить здесь же в зале у отцов благочинных. Благословляется провести эти собрания под председательством благочинного округа без предварительного письменного прошения, не позднее начала Великого Поста. После чего надлежит до 1 марта 2010 года подать отчет вместе с протоколом собрания в Московскую Патриархию, где будет централизованно и последовательно осуществляться государственная регистрация новых уставов. Перерегистрированный устав прихода будет находиться в Московской Патриархии. Приходу будет выдваться нотариально заверенная копия. Кратко коснусь тех изменений, которые внесены в приходской устав. Последняя редакция типового устава прихода была утверждена Синодом в 1999 г. За прошедшее десятилетие российское законодательство значительно изменилось. Однако в тексте приходских уставов эти изменения не были учтены, что осложняло приходскую деятельность. С принятием новой редакции приходского устава существовавшее прежде несоответствие некоторых его положений нормам действующего законодательства устранено.

http://patriarchia.ru/db/text/969773.htm...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

Данная ситуация порождала и продолжает порождать некоторые очевидные неудобства. Прежде всего, устав монастырских служб рассчитан на общину людей, основным занятием которых является участие в богослужении. От человека, состоящего на светской службе, содержащего семью и воспитывающего детей, невозможно требовать ежедневного многочасового стояния на службе. Если монахи могли молиться в течение всей ночи, то для мирянина регулярное участие во «всенощных бдениях» (в буквальном, а не переносном смысле) представляется невозможным. В итоге церковная практика – как в Греции, так и в России и других странах православной традиции – создала свой собственный устав приходской службы, не зафиксированный ни в одном Типиконе. Этот устав представляет собой не что иное, как монастырский устав, но значительно урезанный. Например, в современной приходской практике Греческой Церкви всенощное бдение практически отсутствует, в Русской же Церкви «всенощным бдением» называется богослужение, совершаемое в вечернее время и длящееся два или три часа, а отнюдь не всю ночь, как предписывает Типикон. При этом утреня – богослужение, предназначенное для совершения в предрассветный час, – совершается с вечера. Из двух кафизм, предписанных Типиконом, за богослужением в некоторых храмах читается одна, в других – лишь один псалом, а в иных храмах кафизмы вовсе опускаются. Вместо положенных 8 стихир исполняются 4 или 2, вместо положенных 14 тропарей канона читаются 4 и так далее. Многие части утрени опускаются полностью, например «библейские песни», а также многочисленные поучения, предписанные Типиконом для произнесения в храме. Даже в монастырях богослужение подвергается сокращениям, хотя и не всегда столь значительным, как на приходах. Сокращения в церковном Уставе неравномерно распределены по отдельным службам. Так, из приходской практики практически полностью исключены повечерие и полунощница, совершаемые только в монастырях. Утреня и вечерня совершаются в приходских храмах регулярно, но их состав подвергается радикальному сокращению. Божественная литургия, напротив, служится почти без сокращений. Также без сокращений совершаются часы (первый, третий, шестой и девятый). Однако из отдельных чинопоследований, совершаемых в определенное время в течение суток, часы превратились в богослужения, присоединяемые к другим службам: первый час присоединяется к утрени, третий и шестой часы читаются перед литургией, а девятый час либо читается перед вечерней, либо полностью опускается. Несмотря на все сокращения, православное богослужение остается весьма продолжительным. На обычном приходе литургия длится около 2 часов, всенощное бдение – 2–3 часа (всегда в вечернее время). Длина праздничных и великопостных служб нередко превышает 3 часа. В монастырях службы длиннее и могут длиться (например, всенощное бдение, или утреня, соединенная с литургией) по 5–6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Канонические подразделения Церкви, получив статус юридического лица, стали полноправными субъектами права. В своих гражданских правоотношениях они руководствуются гражданскими уставами, которые определяют цели и задачи их деятельности. Священный Синод за последние два года утвердил типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и других церковных подразделений. В уставах определены структура и порядок формирования этих подразделений, органы управления ими и компетенция последних, порядок владения церковным имуществом. Отражены и иные положения, влияющие на жизнедеятельность канонических подразделений. Принят гражданский Устав Русской Православной Церкви, где закреплен ряд положений, касающихся внутрицерковного устройства и управления. Эти положения также учтены в новой редакции Устава. Существенной переработке подвергнута глава Устава " Духовные школы " ввиду появления школ нового типа, нахождения учебных заведений в епархиальном подчинении и на епархиальном финансировании. Учитывая, что глава " Финансы и имущество " Устава от 1998 года практически не предполагала возникновения сферы производственной и предпринимательской деятельности Церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий, в эту главу внесены соответствующие дополнения. Она также дополнена основанным на каноническом праве определением отношения к церковному имуществу. Предлагается ясно обозначить, что все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви. Это положение закреплено в гражданском Уставе Русской Православной Церкви и уставах канонических подразделений. Предлагается более четко и конкретно прописать юрисдикцию и деятельность церковного суда, определив его компетенцию и порядок разрешения церковных споров. Проект Устава предполагает введение суда трех уровней – епархиального, общецерковного и суда Архиерейского Собора, с соответствующим распределением компетенций. Глава Устава " Пенсионное обеспечение " приведена в соответствии с действующим законодательством России и других стран, где находятся канонические подразделения Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

— В пункте 8 Акта о каноническом общении говорится об участии архиереев РПЦЗ в заседаниях Священного Синода Русской Православной Церкви. Когда и как планируется реализовать это положение? Сколько архиереев Зарубежной Церкви войдет в состав Синода? Будут ли среди них постоянные члены? Означает ли расширение состава Синода, что в Устав Русской Церкви будут внесены изменения? — На сегодняшний день мы должны исходить из Устава Русской Православной Церкви, согласно которому есть определенное количество постоянных членов. Среди них по понятным причинам нет представителей Зарубежной ЦерквиУстав был принят в 2000 году, когда процесс переговоров находился на начальной стадии. Если говорить о временных членах, то, в принципе, нет никакого препятствия для того, чтобы в число временных членов был включен представитель РПЦЗ. В соответствии с духом Устава это вполне возможно. Я также допускаю, что в будущем возможны какие-то изменения отдельных положений Устава Русской Православной Церкви, но эти вопросы находятся в компетенции Архиерейского Собора. — В Приложении к Акту отводится период в пять лет на переход приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, под омофор местных архиереев. Кто из викариев Святейшего Патриарха, согласно Приложению, будет осуществлять окормление этих приходов? — Кандидатуру епископа, которому будет проучено окормление этих приходов, должен определить Святейший Патриарх. Пока это вопрос будущего. Процесс перехода должен проходить естественно, так, чтобы постепенно исправлялась та неприемлемая ситуация, когда в России, где Московский Патриархат является канонической Поместной Православной Церковью, существуют приходы Зарубежной Церкви, которые по определению являются приходами за границей. Другой вопрос — как этот процесс пойдет на практике. Необходимы усилия обеих сторон для того, чтобы переход под омофор местных архиереев протекал гармонично и безболезненно. — О каком примерно количестве приходов идет речь? Сколько приходов Зарубежной Церкви существует на территории России?

http://patriarchia.ru/db/text/158848.htm...

В то же время, нельзя говорить и о совершенном изменении и, тем более, отмене предшествующих соборных определений относительно принципов епархиального управления. Так, и в ныне действующем Уставе Русской Православной Церкви сохраняется формулировка 1918 года: «Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви — епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян» (Устав РПЦ. X. 6). Отметим, что нынешнее определение специально подчёркивает «канонический характер» епископского управления местной церковью. Аналогично епархиальному, приходское управление претерпело изменения как после Собора 1917-1918 гг., так и в послевоенный период. Принятый 7 (20) апреля 1918 года Приходской устав называет приходом «общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих в определённой местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального Архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля» . В ныне действующем Уставе, также претерпевшим изменения после Поместного собора 1988 года, читаем: «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля» (Устав. XI.1). Между различными формулировками (общество/община, часть епархии/каноническое подразделение, каноническое управление/начальственное наблюдение) лежит горький опыт Русской Церкви по уточнению и неизбежному изменению положений 1918 года. Печально знаменитое, вынужденное решение Архиерейского Собора 1961 года изменило приходское управление в том виде, в котором оно определялось «Положением об управлении» 1945 года. Однако нельзя сказать, что вывод клира за пределы приходского совета и лишение настоятелей контроля за финансовым состоянием прихода так уж сильно нарушали цели деятельности приходского причта в формулировке «Приходского устава» 1918 года: «Настоятель прихода и прочие священники (где они есть) вместе с другими членами приходского причта ответственны пред Богом и своим Архиереем за благосостояние прихода со стороны религиозной настроенности, духовного просвещения и нравственного преуспеяния его» .

http://pravoslavie.ru/37254.html

IV. Тот Факт, что при совершении тайны исповеди от кающегося лица требуется самое деятельное участие посредством слова, невольно вызывал на разрешение того вопроса – как же поступать при исповеди лиц, по каким-либо причинам не могущих ясно выразить свое раскаяние словом, – каковыми являются – немые, глухие и знакомые только с языком, непонятным для духовника? – В практике Греческой церкви мы не видим решения этого вопроса. Что касается до Русской церкви, то в ней на подобный случай составлен особый устав или указ. Происхождение этого последнего относится ко времени второй половины XVI в. По известному нам памятнику данного устава и за указываемое время он надписывался: «Поновление немомоу человеку и глухомоу». Согласно его наставлению, при исповеди указываемых лиц, священник творит обычное начало, читает – « Символ веры », 50-й псалом и покаянные тропари 6-го гласа и затем молитву разрешальную – «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне живаго, пастырю и агнче»... (пространной редакции) и – «Ныне отпущаеши», «Днесь спасению нашему начаток» и «Вечери твоея тайные». По таковом чтении тотчас же положено причащение исповедника, краткая ектенья и отпуст 61 . Таким образом, по настоящему уставу, – и для глухих и для немых, – исповеди в собственном смысле не полагается; достаточным доказательством раскаяния таких лиц считается самое появление их пред духовником для исповеди. В этом случае нельзя не видеть, что на данный случай перенесен старинный взгляд Русской церкви на причащение опасно больных. – Тот же самый устав – с надписанием уже «чин, како исповедати глухого или немого, неумеющим сам о себе отвещати» – мы находим, затем, в рукописях XVII в., только с тою разницею, что теперь требуется, кроме указанной разрешительной молитвы, читать и «молитвы разреша[#а#]ные вся по ряду», по чтении каковых молитв – «[#отпу#][# #][##]. по обычаю» 62 . В настоящем случае, очевидно, занимающий нас устав более приближается к типу чинопоследования исповеди, выделяя из себя упоминание о причашении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода». 33. Пункт 50 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Все официально исходящие от Прихода документы подписывают Настоятель и (или) председатель Приходского совета в пределах их компетенции». 34. Абзац 2 пункта 55 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею». 35. Подпункты б и в пункта 58 главы XI Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: В обязанности ревизионной комиссии входит: «б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества; в) ежегодная инвентаризация имущества прихода». 36. Главу XIV Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье 1. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье (ниже именуемыми «зарубежными учреждениями») являются епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья Русской Православной Церкви, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. 2. Высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию над этими учреждениями в порядке, определяемом Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. 3. Зарубежные учреждения Русской Православной Церкви в своем управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом при уважении существующих в каждой стране законов. 4. Зарубежные учреждения создаются и упраздняются решением Священного Синода. Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями.

http://patriarchia.ru/db/text/1403020.ht...

Органами приходского управления Устав называет настоятеля прихода, а также приходское собрание, приходской совет и ревизионную комиссию. Устав предусматривает возможность создания прихожанами братства и сестричества с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. При этом целью братства и сестричества должно быть привлечение прихожан к участию в трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности и милосердию, к религиозно-нравственному просвещению. Приходские братства и сестричества состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях их уставы, утверждаемые архиереем, могут быть представлены для государственной регистрации. В своей деятельности братства и сестричества руководствуются Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями высших органов церковной власти и управления, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, своего прихода и собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридических лиц. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов. При выходе какой-либо части или всех членов братства и сестричества из их состава они не имеют права заявлять претензии на братское и сестрическое имущество и средства. Если общим собранием братства или сестричества выносится решение о выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви, то они утрачивают принадлежность к Русской Церкви, что «лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви». Настоятель прихода и приходской причт. Настоятель храма назначается правящим архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности он подотчетен архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010