В 1937 году собор был взорван, а на его месте разбит городской парк культуры и отдыха. В 2004 году был заложен новый Успенский собор на том же месте, освящение которого состоялось 12 сентября 2010 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Преосвященный Леонид мечтал об издании своих мемуаров, составление которых он почитал даже своим долгом. В 1872 году владыка Леонид писал преосвященному Савве (Тихомирову): «Мысль о мемуарах приветствую от всей души. Только желал бы, чтобы автор позабыл на этот раз пошиб академический, был менее классиком, более романтиком, или, лучше дееписателем, верным исторической истине, не пренебрегающий никакою чертою, как бы ни была она мелка, если только она дает игру физиогномии, рельефность предмету. История — изображение жизни, жизнь вся — драма, вся поэзия. Ее назидательность, ее мораль не в словах, а в разительно истинном сопоставлении событий. Так, по крайней мере, я смотрю. Иначе не умею смотреть на историю. Задача трудная, и вот почему не дерзаю приступить к тому, что никогда не перестану почитать своим долгом — мемуары об отношениях моих к митрополиту Филарету, моему второму отцу». К сожалению, владыка Леонид не увидел издание своих воспоминаний. Лишь в 1906 и 1907 годах была издана небольшая часть их в «Московских церковных ведомостях» и журнале «Душеполезное чтение». После Октябрьской революции 1917 года большинство церковных архивов были национализированы. Архивы Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии постигла таже участь. К счастью, они не пропали и были приняты на государственное хранение в рукописный отдел Государственной библиотеки им. В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека). В их числе был и архив архиепископа Леонида (Краснопевкова), фонд 149. В 1966 году выпускник Московской духовной академии В.В.Теплов обратился с письмом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому; +1970), в котором писал: «В рукописном отделении Библиотеки имени В.И. Ленина хранится рукопись " Дневника " Высокопреосвященного Леонида. Она заслуживает большого интереса, поскольку в свое время " Дневник " по цензурным соображениям и некоторым другим не мог быть опубликован полностью. " Дневник " заслуживает исследования. Возможно, он таит новые данные о жизни митрополита Филарета». Патриарх Алексий благословил епископу Питириму (Нечаеву; +2003), возглавлявшему Издательский отдел Московского Патриархата, обратить внимание на эти материалы. К сожалению, издание осуществить в то время не представлялось возможным, так как Совет по делам религий при Совете Министров СССР строго контролировал и ограничивал выпуск духовной литературы.

http://pravoslavie.ru/55585.html

4 Авва (ивр. греч.) – «отец». Древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века (в латинской транскрипции – аббат). Форма почтительного обращения к монашествующим. 6 Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – русский церковный деятель, духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых. Память совершается 4 октября и в день Собора сибирских святых (23 июня). 7 Мейстер Экхарт (то есть Мастер, Учитель Экхарт), известный также как Иоганн Экхарт и Экхарт из Хоххайма (ок. 1260 – ок. 1328) – знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, монах-доминиканец, занимавший ряд высоких церковных постов и преподававший в Париже, Страсбурге и Кельне; один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем сущем. 8 Блаженный Августин (354–430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, родоначальник христианской философии истории. Канонизирован Православной и Католической Церквями. 9 Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках – Машнин; 1754 – 1833) – иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской Православной Церковью в 1903 году. Память совершается 15 января и 1 августа. 10 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов; 1866–1938) – монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизавшийся на Афоне. Прославлен Православной Церковью как святой в лике преподобных в 1988 году. Память совершается 24 сентября. 11 Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский; 1872–1937) – архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский. В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. 12 Иоанн Лествичник (579 – ок. 649) – христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Православной Церковью почитается святым в лике преподобных. Память совершается в четвертую неделю Великого поста и 12 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 25 марта 1925 г., он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господислава Тебе.. Священномученик архиепископ Фаддей (+ 1937) Память его празднуется 18 дек. в день мученической кончины и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в семье сельского священника Нижегородской епархии. После окончания Нижегородской Духовной семинарии и Московской Духовной академии принял в 1897 г. монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1902 г. был назначен инспектором, а затем — с возведением в сан архимандрита — ректором Олонецкой Духовной семинарии. В это время он подготавливает к изданию свои богословские сочинения «Единство книги пророка Исайи» и «Иегова», написанные в традициях православной библеистики; за ученые труды ему была присуждена степень доктора богословия. В 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Став архиереем, он не изменил своему монашескому аскетическому правилу — по-прежнему много молился и постился. Паства увидела в своем новом архипастыре человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты. В первые, тяжелейшие месяцы российской смуты он духовно окормлял и поддерживал свою паству; в лице владыки Фаддея православные получили бесстрашного заступника. В начале 1922 г. епископ Фаддей был арестован и выселен за пределы Волынской губернии. Вскоре был освобожден из тюрьмы и, приехав в Москву, встретился здесь с Патриархом Тихоном. После был новый арест — и снова ссылка, по возвращении из которой владыка Фаддей был назначен в сане архиепископа на Астраханскую кафедру.  Приехал архиепископ Фаддей в Астрахань в разгар обновленческого движения, когда у православных осталось в городе всего 10 церквей. Во время своего правления владыка не выступал против обновленчества публично, но обличал их примером своей жизни. Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромным — в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли фотографии архипастыря. Владыка Фаддей вел жизнь настоящего бессребреника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные богослужения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Архиерейского Собора по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых Рассмотрев доклад Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные им подготовленные Комиссией материалы, связанные с вопросом канонизации Царской Семьи и приснопамятных Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского), Освященный Архиерейский Собор определяет: 1. Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. 2. Причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). 3. Вопрос о канонизации Царской Семьи передать для решения Поместному Собору Русской Православной Церкви. 4. Поручить Епархиальным Преосвященным и Духовным академиям до созыва Поместного Собора направлять материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи, в Синодальную Комиссию по канонизации для соответствующего изучения и последующего доклада Собору. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429331/

Год со святым праведным Иоанном Кронштадтским. 31 декабря Священномученик Фаддей (Успенский) Современники Сщмч. Фаддей (Иван Васильевич Успенский; 1872–1937), архиепископ Тверской 18 января 1895 г. Троице-Сергиеву лавру посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Вместе с другими слушателями академии Иван Успенский присутствовал на богослужении о. Иоанна, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. Прозрев подвижнический путь будущего священномученика, о. Иоанн сказал ему: Аще любиши мя… паси овцы Моя… Иван записал в своем дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум… Это было лицо ангела! Спустя два года Иван окончил академию и был пострижен с именем Фаддей. В 1908 г. состоялась его хиротония во епископа Владимир-Волынского. В 1928г. он получил назначение на Тверскую кафедру. В 1936г. владыка был отстранен от управления епархией и отправлен на покой. В конце 1937-го последовал новый его арест. 31/18 декабря владыка был расстрелян.    31 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/3882.html

профессор Федор Иванович Успенский (19.02.1845–10.09.1928) Византология Жизнеописания История Древней Руси История Русской Православной Церкви профессор Федор Иванович Успенский Русский и советский византинист, академик АН СССР, председатель Российского Палестинского Общества (1921-28). Биография Родился в с. Горки, Галичского уезда, Костромской губернии. В 1854—1860 гг. учился в городе Галиче (ныне Костромской области). Окончил курс на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вскоре после того напечатал первую свою работу «Первые славянские монархии на северо-западе» (1872). Защитив магистерскую диссертацию «Никита Акоминат из Хон» (1874), был избран в штатные доценты Новороссийского университета (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова). В этом звании ездил для научных занятий за границу (главным образом во Францию и в Италию). В 1879 году защитил докторскую диссертацию «Образование второго болгарского царства», после чего был избран профессором Новороссийского университета. В 1900 году утверждён ординарным академиком Академии наук сверх штата. По его инициативе в Константинополе возник русский археологический институт, директором которого Успенский состоял с 1894 года. Он же основал при нём учёный печатный орган «Известия русского археологического института в Константинополе», в котором помещено несколько его исследований и отчётов о деятельности института. Из Константинополя Успенский совершил несколько археологических экскурсий, из которых особенно важна по своим результатам поездка в Сирию и Палестину. С самого начала своей учёной деятельности Успенский специализировался на изучении истории Византии и югославянских стран. Этому предмету была посвящена и его вступительная лекция в университете: «О значении византийских занятий в изучении средневековой истории» («Записки Новороссийского Университета», т. XVI). Во время заграничной командировки внимание его тоже было сосредоточено на византийских и славянских рукописях, о чём свидетельствуют его статьи в «Записках Новороссийского Университета» и «Журнале Министерства народного просвещения» за 1877—1879 гг. В этих же двух изданиях он и впоследствии помещал свои многочисленные исследования и рецензии. Среди них особое внимание обращают на себя работы по истории землевладения (к этому же разряду относится работа его о пронии; см. XXV, 445). Некоторые статьи Успенского посвящены русской истории и восточному вопросу. В 1891—1892 гг. он поместил в «Журнале Министерства народного просвещения» ряд весьма ценных «Очерков по истории византийской образованности», которые вышли и отдельной книгой. Читал ряд рефератов на археологических съездах. В ходе работы в архивах Иерусалимской православной церкви обнаружил Тактикон середины IX в. 23 марта 1915 года составил докладную записку о Вселенском патриархате и храме Святой Софии. В 1922-27 гг. читал курс лекций в Ленинградском университете. Иностранный член Болгарской АН (1928).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1872 г. нилось и последнее пророчество: «Воззрят нань, его же прободоша». Тело намащено, погребено в новоиссеченной гробовой пещере Иосифа... Мироносицы сидят дома, ждут ночи и рассвета единой от суббот. Владыко мой возлюбленный! Как замечтался я пером, исписав лист и ничего не сказав нового... Давно кончилось пение петухов – птицы этой нощи; скрылась луна, белеет утро, только звон колоколов не прекращается, даже, напротив, все гуще и гуще в тихом воздухе разносится! Простите меня, пожалуйста. Но мне было так сладко со старым другом провести часть этой ночи в Иерусалиме, за тысячи верст, за тысячи лет! Я даже не сожалею, что я не в ярко-освещенном Успенском соборе, а в безмолвной келии пред лампадой, которая с другими иконами и вами дарованный мне Сергиев образ озаряет; что не в служебных я одеяниях, со свечой в руке, а в распоясанном черно-шерстяном рабочем хитоне моем, с пером в руке, с бумагой под пером и рукою. Когда придет это письмо к Вам, впечатления будут иные и у Вас, и у меня. Дай Бог, чтобы мирно-радостны были они. В лучах праздника, проникших в душу, да утонут, поглощены да будут светом все мраки служебных и других неприятностей, невзгод. Что нового? Владыка 343 возвратился; зрение, слава Богу, не только не хуже, даже получше. Писал из Петербурга, и с подворья пишет неутомимо. В неделю Ваий служил в Чудовом, а в Успенском совершал умовение ног. Ничего не желаю, как того, чтобы надолго стало его зрения, а с тем надолго продолжилось и на престоле Московском сидение, с условием терпеть теперешнего Дмитровского 344 на его епископском, для немногих разве завидном, седалище. Я учусь истории. Езжу на лекции Соловьева. Шло все прекрасно, по широкому раздолью; теперь корабль входит в узкость; как-то знаменитый профессор проведет его. Эти лекции – прелюдия к выставке. Взглянуть бы Вам на Кремль: и окружен, и увенчан деревянными высокими —558— 1872 г. шалашами всяких форм и величин. Еще время выставки далеко не пришло, а думаю, как бы поскорее прошло 345 . Миссионерское дело – мог бы действовать в нем с истинной пользой только Владыка наш. Люблю дело, но не общество. Люди хороши, да способ занятий несносный, по крайней мере, для меня, давно изверившегося во всякую коллегиальность. «Дела делает человек, а не люди», незабвенные слова незабвенного Владыки 346 к незабвенному профессору Феодору Александровичу (Голубинскому 347 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

969 Слово мир в контексте Библии означает не столько тишину и покой, сколько восстановление связи человека с Богом. Царём мира является Христос, при Его рождении ангелы возвестили мир людям: слава въ вышнихъ бгу, и на земли миръ, во человцхъ блговоленіе ( Лк. 2:14 ). – А.М.К. 974 Кроме десяти заповедей (т. н. декалога), речь идёт об изложенных в Исходе предписаниях Господа по устройству скинии (гл. 26); о приношениях на устройство скинии, об устройстве ковчега завета и святилища (гл. 25); об устройстве двора скинии и жертвенника всесожжения (гл. 27); об учреждении иерархии ветхозаветных священнослужителей и рекомендациях относительно круга их обязанностей, включая использование особого облачения (гл. 28); о ритуальных правилах, относящихся к обрядам посвящения и принесения жертв всесожжения (гл. 29); об устроении алтаря и умывальницы, а также о порядке священной подати, елеопомазания и воскурений (гл. 30); о соблюдении субботы (гл. 31). 975 Сюжет о втором восхождении Моисея на гору Синай квалифицируется исследователями как неканонический, причём В. Успенский данный сюжет ставит в связь с идеями апокрифического «Малого Бытия» («Книги Юбилеев»), где повествуется о том, как Господь повелел ангелу написать для Моисея историю сотворения мира, посредством которой избраннику Божию открываются тайны бытия (см.: Успенский–1876. С. 96; Порфирьев–1872. С. 198). Говорить о текстуальной зависимости в данном случае не приходится, можно ставить вопрос лишь о сближении сюжетных мотивов (ср.: Книга Юбилеев/Апокрифы–2000. С. 18). Вместе с тем оговорка о том, что все события первотворения Моисей видлъ въ образ позволяет ставить комментируемый фрагмент в связь с таким первоисточником, в котором повествовалось не о чудесном откровении, а о путешествии в запредельность божественной сферы, откуда открываются прошлые, настоящие и будущие тайны природной части мироздания. Другими словами, мы имеем указание на то, что апокрифический фрагмент запечатлел в себе влияние текста, жанрово сопоставимого с т. н. восхищениями, типа «Книги Еноха», «Видения Исайи», «Откровения Варуха», «Видение апостола Павла». Раввинистической традиции известны рассказы о вознесении Моисея в облаке на вершины небес, о встречах его с ангелами и общении с самим Господом, объясняющим своему избраннику, каким образом управляется мир (см.: Порфирьев–1872. С. 61–62). С этой традицией можно сближать и «Малое Бытие» («Книгу Юбилеев»), в котором не вполне ясно говорится: Моисей пребывал то ли на земле, то ли на небе. В облаке Господь открыл ему всё, что было прежде и что должно случиться в будущем, в облаке он общался с ангелами и получил повеление записать открывшиеся ему тайны. Текст апокрифа выдаётся за Моисееву запись полученных им от ангела сведений о бытии, тех сведений, которые ангел, по Божьему повелению, специально для этого начертал на скрижалях деления лет (см.: Апокрифы–2000. С. 15, 18, 19 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

То и другое имеют значение только для характеристики состояния скопчества того времени, когда они писаны были. Издание того и другого документа принадлежит Липранди, который напечатал их в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ за 1867 г. 4. V. 66–82 стр. 4) „Донесение о скопцах государственного крестьянина костромской губернии, галицкого уезда, слободы Успенской, Ивана Андреянова, поданное императору Александру Павловичу, 16 февр. 1825 г,“ „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 3. V. 295–314 стр.). По обстоятельности и, главное, по искренности рассказа донесение Андреянова занимает видное место в числе источников по предмету учения, культа и быта скопцов. По словам Варадинова, „рукопись Андреянова написана очень четко и чисто, мелким почерком, почти без грамматических ошибок не только в отношении правильного письма слов, но даже и в отношении знаков препинания. Если сообразить такой наружный вид рукописи с содержанием ее, то нельзя не убедиться, что Андреянов был человек очень грамотный и начитанный“ («История Министерства внутренних дел» Н. В. Варадинова. VIII т. 267 стр.). 5) „Письмо“ и „Второе прошение“ закавказских скопцов об освобождении скопческого искупителя, поданные ими в 1842 году на имя майора Пышкина. Будучи буквально сходны между собою, „Письмо“ и „Второе прошение“ служат одним из многочисленных доказательств того положения, что скопцы всегда верили и верят в своего искупителя и царя Петра III-ro Феодоровича, который, по их убеждению, где-то скрывается и скоро должен занять законно принадлежащий ему русский престол („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. V. 210–214 стр.). 6) Некоторым пополнением „Письма“ и „Второго прошения“ закавказских скопцов служат „Сведения о Селиванове, доставленные в министерство внутревних дел тобольским купцом Василием Поповым“ в его двух письмах к министру внутр. дел графу Перовскому в 1843 году. Сведения эти касаются веры скопцов в скорый политический переворот („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. V. 154–155 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

«буквальный перевод» псалмов Л.И. Мандельштама, не везде однако же отличающийся буквальностью и, под видом ее, нередко проводящий неправильные воззрения; при отличном знании переводчиком и еврейского и русского языка, его перевод не лишён во всяком случае многих несомненных достоинств. в) Перевод поневежского раввина А. Л. Пумпянского, изд. 1871 г. в Варшаве под заглавием: «Псалмы Давида (для евреев)». Он сделан с еврейского текста по сличению с переводами греческим 70-ти, славянским и древним халдейским. Живой, одушевленный, но слишком вульгарный язык его является не совсем сообразным с высокою важностью свящ. книги и по местам неприятно действует на непривычное ухо; но этот недостаток его искупается отчасти весьма удачною передачею многих мест псалмов и вообще простотою и общедоступностью для понимания. г) Перевод Лондонского Библейского Общества (Лондон 1871), сделанный с еврейского текста с заметным пользованием русским переводом изд. Росс. Библ. Общества, вообще близкий к подлиннику, но отличающийся по местам совершенно своеобразною и не всегда удачною передачею некоторых еврейских слов и выражений (напр. Пс.2:7 и 12). д) Перевод некоторых, чаще других употребляющихся при еврейском богослужении, псалмов, в изданном в Вильне 1872 г·, на евр. яз. с русским переводом, еврейском молитвеннике (Махазор). Он сделан также с еврейского при пособии русского перевода синод. издания и отличается от последнего некоторыми несущественными разностями в словах и выражениях. е) Наконец перевод еп. Порфирия Успенского , сделанный с греческого текста 70-ти по иерусалимскому пергаменному списку Псалтири 862 г. (напеч. в труд. Киевской Дух. Акад. за 1872–3-и 5 гг.), выдающийся замечательным уменьем удобопонятно передавать в дословном переводе даже тёмные, невразумительные места греч. текста псалмов. 11) Толкования Псалтири, как пособия для православного толкователя Из всех книг Св. Писания Ветх. Завета, начиная с древнейших времен христианства и до настоящего времени, ни одна не вызывала столько более или менее обширных толкований, как книга Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010