К нач. XX в. в В. м. действовали следующие храмы: Успенский, трапезная церковь и Никольский храм с приделами свт. Димитрия Ростовского и мц. Параскевы Пятницы; в Никольском храме хранилась чудотворная икона святителя. Храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в нач. XX в. не упоминается. При В. м. существовал пещерный скит, офиц. открытие к-рого состоялось 4 мая 1914 г. В пещерах был освящен храм во имя сщмч. Игнатия Богоносца. До 1917 г. у входа в пещеры велось строительство храма-часовни, однако он не был освящен. В нач. XX в. в обители жили ок. 100 чел.: 20 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 иеросхимонаха, 2 схимонаха, послушники и трудники. В марте 1917 г. в В. м. был произведен обыск, настоятеля архим. прмч. Игнатия (Бирюкова) вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения, братия выполнила это требование. В ночь на 26 февр. 1918 г. мон-рь был подвергнут вооруженному ограблению. В 1924 г. В. м. закрыли, архим. Игнатий служил в храмах Воронежа, в 1930 г. был арестован, в 1932 г. погиб. С 1935 г. в В. м. находилась колония для несовершеннолетних преступников. В 2001 г. была достигнута договоренность между РПЦ и Министерством юстиции РФ, в соответствии с к-рой часть сохранившихся построек В. м. должна быть передана Белгородской и Старооскольской епархии. В 2005 г. началась реконструкция пещерного комплекса и строительство нового храма во имя св. Игнатия Богоносца. Осенью 2007 г. пещерный комплекс был торжественно освящен. С окт. 2007 г. проводились реставрационные работы по восстановлению Никольского храма. Освящение храма состоялось 13 авг. 2009 г. Местонахождение чудотворной иконы свт. Николая неизвестно. Арх.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ед. хр. 124. Л. 86 об.; Архив УФСБ РФ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1. Л. 30, 87/а; Т. 2. Л. 171, 174, 175; Т. 3. Л. 350-352; Т. 4. Л. 423-430, 492. Лит.: Болховитинов Е. Описание Воронежской епархии: Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр.

http://pravenc.ru/text/154005.html

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

мощи свт. Иоасафа обретены и перенесены в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга. После освидетельствования состоялось торжественное перенесение мощей сначала в московский Богоявленский собор, затем в Казанский собор в Курске. С 16 сент. 1991 г. мощи хранятся в Преображенском кафедральном соборе Белгорода, торжества в честь второго обретения мощей свт. Иоасафа возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола. Мон-ри Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993). Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии . Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское. Лит.: Анненков А. С. Краткое историческое описание Белгорода//Курские ГВ. 1851. 18; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.

http://pravenc.ru/text/77866.html

Подробнее... Воскресенский монастырь Новый Иерусалим (Сухарево) [ править править код ] Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова ведется как аналог священного города. Дубовый крест распятия Иисуса Христа, Камень Помазания, Кувуклия Гроба Господня напоминает православным о Святом Иерусалиме. На территории обители так же размещаются часовня иконы Божьей Матери «Державная», храм Святого Иоанна Предтечи с колокольней. Вход в храмовый проходит через святые Входные врата. Началось строительство храмового с Обетного креста, поставленного на местной горе «Голгофа», девять лет назад. Обустраивается источник Иакова. Адрес : 309972, Белгородская обл., Валуйский район, с. Сухарево, ул. Луговая д.33 Проезд : Белгородская область, Валуйский район, село Сухарево, около 1 км в гору на юг от Введенского храма Подробнее... Воскресенский женский монастырь (Зимовенька) [ править править код ] 4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы владыкой Ювиналием освящено место строительства монастыря. В 1993 г. в Белгороде было открыто подворье обители. Первоначально, открытый в с. Зимовенька монастырь именовался Марфо-Мариинской женской обителью. В декабре 1999 г. монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма. Открытие в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода РПЦ (выписка из Журнала от 28 декабря 1999 года. Адрес: Россия, 309273,Белгородская обл, Шебекинский р-н,с. Зимовенька, ул. Больничная Подробнее... Храмы Белгородской области [ править править код ] Основные храмы Белгородской области Свято-Николаевский собор (Валуйки) [ править править код ] В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года — к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

В 20 лет возраста, по смерти Костелмунда, он вступил в самовластное управление Королевства, вдался в распутство, замешал все Государственные дела, возбудил тем на себя негодование Бояр, в 1360 году был ими арестован и посажен в Колмарский замок. Однако же, вскоре сыном своим Гаквином освобождён. Но Бояре в 1363 году формальным актом отрешили отца и сына от престола и возвели Алберта у племянника Магнусова по сестре. Низверженный Магнус, собрав сообщников, поднял было бунт, но, не успев, испросил себе в удел западную Готфию; но, не успокоившись и там, поднял было войну на своё отечество. Однако же Шведы, разбив его, поймали и посадили в темницу, где он и сидел 7 лет, пока сын его Гаквин, сделавшись Норвежским Королём, выкупил его в 1371 году и взял к себе в Норвегию, где он в следующем же году, переезжая на лодке через Болмефиордский залив, при Лундгольме утонул 58 . Из сего видно, что Магнус, в 1351 году только что вступивший в полное управление Государством по смерти своего Регента, не мог ещё писать завещания, и последние годы жизни своей провёл не на Ладожском озере. Далин в своей Шведской истории, Российского перевода том III, стр. 615, заметил также нелепость приписываемого ему в наших летописях сего завещания. При монастыре Валаамском ежегодно бывает многолюдная ярмарка с 27 по 30 Июня. Валуйский Успенский монастырь Воронежской Епархии заштатный мужской. Находится в Валуйском уезде в трёх вёрстах от города Валуек. Местоположение своё имеет между стечением рек Оскола и Валуя, почему и называется Валуйским. Основание сего монастыря, как значится по монастырским запискам, положил Государь Царь Михаил Феодорович в 7121/1613 году, во время выезда своего против Крымских Татар. Но до того ещё времени на месте нынешнего монастыря была часовня с иконой св. Николая Чудотворца. При часовне сей жил монах Корнилий, происхождением из отставных служивых, и при нём ещё три монаха. Во время похода Государева сему монаху от рода было уже более ста лет. Этот монастырь известен по Украине более иконой св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит. Карта и ближайшие объекты Храм священномученика Игнатия Богоносца - православный храм, расположенный на Лысой горе над пещерами подземного скита Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области. Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца История Валуйского края имеет особую страницу – духовную, православную. К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединением местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» — с известной чудотворной иконой, обнаруженной в расположенной поблизости кринице. На протяжении его долгой истории менялись и названия: «Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке», «Валуйский Успенский монастырь». Название «Пристанский» историки связывали с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскола и Валуя была пристань. Однако уже в конце XIX ст. это название не употреблялось. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни — икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит.

http://sobory.ru/article/?object=50836

Валуйский район (Белгородская область) Материал из Азбука паломники Храм священномученика Игнатия Богоносца (Валуйки) [ править править код ] Остаётся неуточнённой дата основания пещерного скита во имя святого Игнатия Богоносца, составляющего единое целое с надземными постройками Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря и расположенного на расстоянии 1 км от основной территории монастыря за рекой Оскол на уступе меловой горы. С 1897 года монахи Валуйского монастыря начали увеличивать пещеры и обустраивать их, расчистка была завершена к 1910 году. В заключении осмотревшего пещеры архитектора они были признаны безопасными, а грунт крепким. 4 мая 1914 года был освящён подземный храм во имя святого Игнатия Богоносца, имевший круглую форму, диаметр около 6 м и высоту до 3 м, вмещавший во время богослужений более 30 человек. В 1916 году на холме над пещерами началось строительство деревянного храма Преображения Господня, который так и не был завершён и освящён: в 1917 году здание церкви было сожжено. Адрес: 309990, Россия, Белгородская обл., г. Валуйки, Валуйское лесничество, в границах урочища Симоново-Яблоново, квадрат 70. Подробнее... Свято-Николаевский собор (Валуйки) [ править править код ] В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года — к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве.

http://azbyka.ru/palomnik/Валуйский_райо...

Свято-Николаевский собор (Валуйки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский собор (Свято-Никольский собор) — православный собор на территории Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области. Является самым большим действующим православным храмом в Белгородской области. Содержание История [ править править код ] В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года — к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве. Изначально храм был трёхпрестольным: первый престол был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) и святой мученицы царицы Александры (по аналогии с именами правившего императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны; второй престол — во имя преподобного Михаила Малеина (в связи с именем царя — основателя монастыря Михаила Романова), священномученика Игнатия Богоносца (в связи с именем настоятеля обители архимандрита Игнатия) и в честь преподобного Серафима Саровского; а третий престол — в честь Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и святителя Дмитрия Ростовского. В 1926 году храм был закрыт. В 1935 году на территории монастыря была размещена колония для несовершеннолетних. С собора были сорваны кресты, в здании собора размещался литейный цех, а в его цокольных помещениях — овощехранилище. Впоследствии Свято-Николаевский собор много лет оставался наполовину разрушенным.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/154005.html

Все храмы Игнатия Богоносца (18 всего, 18 на карте) Белгородская область Валуйский район. Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит. Церковь Игнатия Богоносца Валуйский район. Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит. Пещерная церковь Игнатия Богоносца Вологодская область Череповецкий район. Спас-Лом. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Калужская область Козельский район. Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Игнатия Богоносца) Мосальский район. Путогино. Игнатия Богоносца, церковь Кипр Лимасол. Лимасол. Игнатия Богоносца Антиохийского, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Токсово. Игнатия Богоносца при гериатрическом центре им. Императрицы Марии Федоровны, часовня Выборгский район. Выборг. Игнатия Богоносца, церковь Липецкая область Задонский район. Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца Липецк, город. Липецк. Успения Пресвятой Богородицы (кладбищенская), церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Чаплыгинский район. Чаплыгин. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Нижегородская область Нижний Новгород, город. Канавинский район. Спаса Преображения в Старом Канавине, церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Новгородская область Великий Новгород, город. Великий Новгород. Феодора Стратилата на Щиркове улице, церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Омская область Омск, город. Омск. Николая Чудотворца и Игнатия Богоносца, церковь Ставропольский край Ставрополь, город. Ставрополь. Воздвижения Креста Господня (новая), церковь (с приделом Игнатия Богоносца) Ярославская область Некрасовский район. Некрасовское. Николо-Бабаевский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери (с приделом Игнатия Богоносца) Ростовский район. Боровицы. Игнатия Богоносца, церковь г. Москва Западный административный округ (ЗАО). Можайский. Игнатия Богоносца на Верейской, церковь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=130

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010