Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804– 1885), был инициатором создания и руководителем Первой РДМ в Иерусалиме (1847–1855). К 1847 г., когда миссия была сформирована, Порфирий состоял в сане архимандрита. К тому времени за его плечами были научные исследования и экспедиции в Далмацию, Сирию, Палестину, Афон и Египет. После шестилетнего пребывания в Иерусалиме Порфирий сосредоточился на научной деятельности по изучению собранной им коллекции рукописей, исследованию христианских сочинений и их переводам на русский язык. Значимое место в творческом наследии епископа Порфирия занимает его автобиографическое произведение «Книга бытия моего» [Порфирий]. При подготовке миссии архимандритом Порфирием в её состав был включен иеромонах Феофан (Говоров, 1815–1894). Ко времени отъезда в Иерусалим Феофан служил помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В Иерусалиме он исследовал и переводил памятники ранней христианской литературы, что предопределило его дальнейший духовный путь. По возвращении из Палестины Феофан стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлял Тамбовскую и Владимирскую епархии, однако он все более тяготел к уединенной монашеской жизни. В дальнейшем, двадцать два года Феофан провел в затворе в Вышенской пустыни, где продолжил литературную и переводческую деятельность. В 1988 г. Феофан Затворник был прославлен Русской православной церковью в лике святителя. В последние десятилетия его жизнь и творчество стали предметом изучения церковных и светских ученых. С конца 2000-х гг. в Свято-Успенском Вышенском монастыре проводятся ежегодные «Феофановские чтения». В настоящее время исследовательский коллектив под председательством Климента (Капалина), митрополита Калужского и Боровского, осуществляет подготовку трудов святителя, а также «Летописи» его жизни [Летопись]. В данной статье внимание авторов уделено небольшому эпизоду совместной работы Порфирия (Успенского) и Феофана (Говорова) над переводом французского сочинения Ж.-И. Мишона, предпринятом в разгар Крымской войны и напрямую связанном с деятельностью РДМ в Иерусалиме и проблеме установления русского присутствия на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Киеве открылась экспозиция уникальных древних икон Киев , 8 февраля 2005 г . Как сообщает сервер " Православие в Украине " , в Национальном музее Западноевропейского искусства имени Богдана и Варвары Ханек открылся новый зал экспозиций, посвященный четырем иконам доиконоборческого периода (VI-VII вв.). Начало исследованию этих уникальных ценностей положил выдающийся историк, архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885 гг.). Именно он нашел в старинной башне монастыря во имя святой Екатерины уникальные образы, первым осознал их научную ценность и привез в Киев. Как говорят специалисты сегодня, более десяти лет старинные иконы находились в запасниках музея. Их исследовали, реставрировали и готовили к экспозиции. Для уникальных памятников духовности и культуры были оборудованы специальные помещения, которые помогали поддерживать внутри необходимую температуру и влажность. За это время иконы неоднократно участвовали в грандиозных выставках по всему миру: на Крите, в Афинах, в Салониках, Риме и Москве. К сожалению, эта бесценная коллекция более известна за пределами Украины, потому что в годы атеистического произвола памятники сакрального искусства подвергались тотальному уничтожению. «Музейные дизайнеры долго работали над оформлением этого зала, - говорит заведующая отделом европейского искусства Национального художественного музея имени Богдана и Варвары Ханек Елена Живкова. – Синий цвет стен этого зала был выбран не случайно. В Византийской традиции он символизирует цвет вечности и вечной Божественной Истины. Сегодня киевляне и гости города имеют возможность увидеть уникальные старинные иконы, каких в мире осталось всего двенадцать. Они есть в Ватиканском музее Рима и Синайском монастыре во имя святой Екатерины. Эти образы написаны старинным методом – энкаустической живописью, когда краски смешиваются не с маслом, а с воском, который консервировал краску на века». Появление иконы «Божия Матерь с младенцем Христом» большинство ученых датирует первой половиной VI века. Относительно художественного центра, в котором был написан образ, мнения ученых разделяются между Александрией и Константинополем.

http://pravoslavie.ru/12594.html

P., 1975. Vol. 15. P. 211-213). Среди др. построек 2-й пол. XVII в. следует назвать новую больницу (1673) (Γεδεν. 1885. Σ. 178). В 1675 г. И. м. получил от К-польского патриарха Парфения статус ставропигиального (Idem. 1906. Σ. 18). В. И. Силогава, В. Г. Ченцова XVIII в.- 1821 г. В XVIII в. И. м. приобрел мон-ри-подворья в Корнофолеа (Корнофолье) (1747, близ Суфлиона, Фракия), в Мелнике (1760, Болгария), на о-ве Самотраки (1774-1780), в Вевекионе на Босфоре (1796) и в Триги на о-ве Лемнос (1797). В Македонии И. м. имел подворья в Каламарии и на п-ове Халкидики, во Фракии - в Дидимотихоне, Адрианополе, Ираклице и оливковую рощу на о-ве Тасос (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 327). До нач. XIX в. груз. цари, духовные лица и вельможи делали И. м. пожертвования: в 1769, 1772, 1791 гг.- царь Картли-Кахети Ираклий II; в 1757 г.- царь Имерети Соломон I и др. Сохранился подтвержденный Ираклием II дарственный акт 1775 г. жителя г. Телави сапожника Д. Темурашвили о пожертвовании себя и своей семьи с потомством И. м. (Натроев. 1909. С. 281-298, 306-308). К нач. XX в. у И. м. насчитывалось в общей сложности 29 подворий: 22 - в Турции, 3 - в Греции, 3 - в Грузии и 1 - в России (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 480). В кон. XVII - нач. XVIII в. в И. м. работал иером. Афанасий Ивирит, переписчик рукописей и преподаватель певч. искусства, впосл. проигумен этого мон-ря. Его ученик проигум. Неофит Ивирит называл его «лучшим из музыкантов» (Ath. Iver. gr. 1096, 1717 г.). В 1745 г. иверский проигум. Христофор из Янины издал на свои средства в Венеции «Проскинитарий Св. Горы» Иоанна Комнина. В И. м. подвизались ученые монахи Неофит, бывш. митр. Нафпактский († 1740), прп. Иерофей Иверский († 1745) и его ученик библиотекарь Мелетий, сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821), мон. и дидаскал Онуфрий (Кундуроглу) из Димицаны († 1833), а также нмч. Константин с о-ва Идра, прислуживавший в архондарике († 1800), преподобномученики Лука Митилинский († 1802), Иларион Микраяннанит († 1804), Евфимий Новый из Димицаны († 1814) и нмч. Константин Кавсокаливит († 1819). В 1740 г. пожар уничтожил значительную часть мон-ря (40 келий и 2 храма), но не распространился далее благодаря своевременной помощи: до тысячи чел. собралось на тушение пожара. В 1758 г. с приморской стороны была заново построена стена. После пожара 1804 г. патриарх Григорий V участвовал в закладке фундамента зап. корпуса и одной из 3 башен (ωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 268; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 465). В 1819-1821 гг. был перестроен весь сев.-зап. угол (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 177).

http://isihazm.ru/?id=748

Вологодский знакомый автора Капитон Дмитриевич Дмитриев. В рукописи число исправлено из: 20. Так в рукописи. Номер письма проставлен сиреневым карандашом. По хронологии ему следовало бы идти после 24.Помета И. Н. Суворова:Отвеч. 29 декабр. 1894. Получ. 29 декаб. 1894. Владимир (Петров; 25 мая 1828 г. – 2 сентября 1897 гг.), 16 марта1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с 6 августа 1883 г. епископ Томский и Семипалатинский, с 6 марта 1886 г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский, с 25 ноября 1889 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, с 7 мая 1892 г. архиепископ Казанский и и Свияжский. Был профессором Петербургской духовной академии, с 1881 г. – почетным членом Казанской духовной академии, являлся крупным миссионером и проповедником (Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 697). В рукописи слово написано над строкой. Так в рукописи, таков стиль автора. Первый епископ Иркутской епархии в 1727–1731 гг., причислен к лику святых в 1804 г. День памяти 26 ноября (Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 399, 561, 694; Ч. 2. М., 1997. С. 225, 252, 260, 261,449, 458, 614). Сщмч. Герман (Полев-Садырев; +6 ноября 1567 г.), архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря, второй (после Гурия Руготина) архиепископ Казанский и Свияжский в 1564–1566 гг. Так в рукописи. Варсонофий (Курганов; 1839–1904 гг.), 21 июня 1892 г. хиротгнисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии, с 10 декабря 1894 г. епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, настоятель Вятского Успенского монастыря. Антоний (Семенов-Флоренсов; 27 августа 1847 г. – 20 февраля 1918 г.), 2 августа 1890 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, с 30 апреля 1894 г. епископ Вологодский и Тотемский, 12 декабря 1895 г. уволен ан покой с управлением Ростовским Яковлевским монастырем, 11 февраля 1898 г. отстранен от управления монастырем и определен на местожительство в Донской монастырь. Странствовал, юродствовал, считался прозорливым. В 1904–1918 гг. являлся духовником о. Павла Флоренского (Вологодские епархиальные ведомости. 1894. Прибавления к 15. С. 217–218; 17. С. 246–260; 1895. 14. С. 235–237; Смолич И. К. Указ. соч. Ч. 1. С. 681).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

420 Порфирий (Успенский Константин Александрович, 1804–1885), епископ, доктор греческой философии, известный археолог. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1829). 15 сентября 1829 г. пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, 25 сентября – во иеромонаха. Магистр богословия (1831), законоучитель Одесского лицея им. Ришелье. Возведен в сан архимандрита (1833), настоятель Успенского монастыря в Одессе (1834). Ректор Херсонской ДС (1838), Настоятель посольской церкви в Вене (1840). В 1842 г. командирован на Восток с целью изучения нужд Православия. Начальник Духовной миссии в Иерусалиме (1847). В 1845–1846, 1858, 1859 и 1861 гг. посещал Афон. 14.02.1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Советом ИМУ был утвержден в степени доктора греческой философии (1869). Член Московской синодальной конторы (1877). 421 Преосвященный Порфирий видит в Ватопеде остатки эллинского города Диона. – См.: Там же. Ч. 1. С. 18–19. 423 Брат греческого императора Феодосия, в память о спасении своего сына от потопления в море, прислал из Рима для новострояшейся на Афоне церкви четыре гранитные колонны багряного цвета, которые были приготовлены для постройки в Риме храма во имя святого Иакова, брата Господня. Эти колонны установлены в Ватопедской соборной церкви и поддерживают купол. См.: Там же. Ч. 2. С. 56–57. 424 О чудотворных иконах Ватопеда см.: Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне/Авт.-сост. О.В. Орлова. М., 1997. С. 53–58, 93–94; Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Сост. С.И. Снессорева. Репр. воспр. изд. 1898 г. (СПб.). – Ярославль, 1993. С. 94–97, 408–409, 411–412. 425 Еп. Порфирий (Успенский) писал, что в Ватопедскую обитель, опустевшую в 830 г., начали собираться прежние насельники, но «в десятый день августа месяца 862 года арабы, ограбившие остров Митилини, пристали к берегу Афона у древней обители Ватопедской, вошли в нее и, взяв в плен монахов, раскрыли соборную церковь , развели в ней огонь и отплыли на остров Крит» ( Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 3. С. 28), и Ватопд опустел на 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Научный характер церковно-археологические изыскания приобретают в начале XIX столетия. Первое имя, которое следует назвать в связи с этим – митрополит Евгений (Болховитинов , 1767–1837 гг.), известный и как церковный историк (он же и организатор вышеназванных киевских раскопок). Кафедры, последовательно занимаемые им (Старая Русса, Псков, Киев), становились хорошим поводом для изучения местных святынь Исследователь, можно сказать, опередил свое время в методе рассмотрения памятников древности по принципу “от общего к частному” от расположения храмов и монастырей к их архитектуре и затем к святыням, в них находящимся. Другое имя – епископ Порфирий (Успенский , 1804–1885 гг.), путешественник по Ближнему Востоку и коллекционер, открывший в Екатерининском монастыре на Синае как ценнейшие рукописи, так и ранневизантийские энкаустические иконы. Ряд петербургских и московских профессоров Духовных Академий, занимавшихся историко-церковными и литургическими вопросами, касались и тематики, связанной с памятниками церковных древностей – это Е.Е. Голубинский А. А. Катанский , И.Д. Мансветов , более систематично Н.Ф. А.П. Голубцов а также архиепископ Макарий (Миролюбов) . Особое место среди этих учёных принадлежит Николаю Васильевичу Покровскому (1848–1917 гг.), около полувека прослужившего в С.-Петербургской Духовной Академии 135, 206–209, 255–258]. Родившись в семье священника Костромской епархии, окончив Костромскую семинарию и С.-Петербургскую Академию, Н.В. Покровский до конца жизни оказался связанным с Петербургом и его Духовными школами. Он и учёный, и педагог, и общественный деятель, и создатель двух музеев – Новгородского на основе коллекции Софийской ризницы и Церковно-археологического при С.-Петербургской Духовной Академии. Покровский в то же время директор Императорского Археологического института. Для его научной деятельности большое значение имело и знакомство с западноевропейскими исследователями, его поездки, в том числе в Рим и общение с Дж.-Б. де Росси. Из трёх его диссертаций две посвящены таким церковно-археологическим темам, как “Происхождение базилики” (с идеей “частной базилики” как ранней стадии формирования этого типа храма) и “Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и В преподавании Покровский добивается более благоприятного положения церковно-археологической дисциплины, о чем он писал в статье “Желательная постановка церковной археологи в Духовных Академиях” Им увеличен объём курса, со включением в него памятников по XVII в.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Во второй половине XIX в. русская наука проявляла живой интерес к рукописям Святой Горы. Не раз приезжал в Зографу и работал там археограф и коллекционер Петр Иванович Севастьянов. Иноки обители подарили русскому царю Александру II самое древнее и, возможно, самое драгоценное в собрании монастыря рукописное глаголическое Евангелие. Посещение Севастьянова совпало с посещением другого русского собирателя рукописей архимандрита Порфирия Успенского (1804–1885), побывавшего на Святой Горе дважды – в 1846 и в 1859 гг. Результаты его трудов в монастыре он отразил в труде «Второе посещение на Святую Гору Афон» (1880). Эта работа сообщает нам о наличии в монастыре сорока девяти ценных рукописей, из которых большинство славянские и некоторые греческие. Рукописи и печатные книги монастыря заинтересовали и русского архимандрита Леонида, который опубликовал в 1867 г. краткую, но содержательную брошюру о Зографской обители на основании архивов ее библиотеки. Интерес к исследованию монастырских рукописей возобновился в конце XIX и в начале XX в., когда русский филолог и палеограф П. А. Лавров (1856–1926) открыл в монастырской библиотеке драгоценный древнеславянский фрагмент из «Поучений» Василия Великого , так называемые «Зографские листки». Наконец, заметим, что в обители работал в течение десяти дней русский славист из Российского археологического института в Константинополе Г. А. Ильинский (1867–1927), издавший каталог славянских рукописей монастыря, где содержатся 184 рукописи с XIII по XVII в. Славянские манускрипты, происходящие из балканских стран и России, являются важным источником для истории славянских языков, филологии и искусства. Уникально их значение для истории, политики и духовной жизни славянских народов и взаимоотношений между ними. На настоящий момент мы не можем дать законченную картину связей Зографского монастыря с Россией, и, возможно, дальнейшее исследование архивов монастыря не только восполнит, но и изменит до некоторой степени наши первоначальные выводы. Как бы то ни было, нельзя оспорить того, что отношения Зографского монастыря с Россией приобрели особый облик, весьма выделяющий его из числа других монастырей. Подводя итоги, нам следует сказать, что эти взаимоотношения были достойным продолжением многовековой миссии обители в качестве центра православной славянской письменности и культуры не только на Святой Горе и Балканах, но и во всем остальном славянском мире. Константинос К. Папулидис (Греция, Фессалоники). Деятельность П.И. Севастьянова и Порфирия Успенского на Св. Горе в середине XIX века

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Tak wa tadm n’ila ’idbayh. Bayrt, 2002. 448       По всей видимости, к списку Файйада и рукописи БПАП был приложен один и тот же труд Герасима Алеппского, датируемый 1856 г. (подробнее об этом см.: Ibid. Р. 13; Из Бейрутской церковной летописи... С. 30). 452       Игнатий Сарруф (1742–1812) – униатский митрополит Бейрута с 1778 г., с февраля 1812 г. – униатский Антиохийский патриарх Игнатий IV, в конце ноября того же года был убит в результате покушения. 456       Епископ Порфирий (1804–1885), в миру Константин Александрович Успенский, известный русский церковный деятель и востоковед (по выражению самого еп. Порфирия, «соглядатай Востока», «сын и наперсник матери-церкви восточной»). В 1834 г. возведен в сан архимандрита. В середине 40-х гг. XIX в. командирован на Восток для ознакомления с нуждами православия в Османской империи. Инициатор создания и с 1847 г. первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1865 г. – епископ Чигиринский, викарий Киевской митрополии. 457       Патриарх Мефодий занимал Антиохийскую кафедру в 1823–1850 гг. Ранее был митрополитом Анкирским. Родился на острове Наксос 28 ноября 1771 г. (см.: Панченко. Османская империя... С. 150). 459       Поскольку армянин переводил со значительными сокращениями и многого не понял, за основу русского текста еп. Порфирий взял греческий вариант, хотя в нем в ряде случаев была изменена композиция (см.: Восток Христианский: Сирия I. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 346–357; Восток Христианский: Сирия II. Сказание о Сирийской Унии//Там же. 9. С. 491–553 (далее – Сказание о Сирийской Унии), здесь: с. 491–494, 553; Из Бейрутской церковной летописи... С. 28). 460       Оригинальное название – «Сказание о латиномудрствовавших и называвшихся католиками, и о хиротонии Серафима сперва в епископа, потом в патриарха (Униатского), также о хиротонии Максима в епископа Алеппского, и о хиротонии Феодосия в епископа Бейрутского» (см.: Сказание о Сирийской Унии... С. 495). 461       Это утверждение справедливо только для той части рукописи из Американского университета в Бейруте, которая дошла до нашего времени и была опубликована ливанской исследовательницей как приложение к «Истории епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце III в. пресвитер Лукиан Антиохийский († 312 г.) редактировал Септуагинту на основании Гекзапл Оригена и сирийского перевода. По свидетельству блаж. Иеронима Стридонского эта редакция употреблялась в антиохийских и константинопольских церквях. В одно время с Лукианом занимался исправлением Септуагинты египетский епископ Исихий († 311 г.). Если Ориген и Лукиан делали вставки в текст из других переводов, то Исихий, напротив, удалял из него всё казавшегося ему лишним. Поэтому его текст гораздо короче всех других редакций, и в нём встречается много особых чтений, не имеющих соответствия в других списках. По словам блаж. Иеронима, редакция Исихия имела церковное употребление в Александрии и Египте. С течением времени тексты упомянутых редакций переписчиками приближались друг к другу. Таким образом, получилось множество списков с многочисленными вариантами. Рукописи и издания Септуагинты. До нашего времени сохранилось около 400 рукописей древнегреческих переводов. Наиболее древние относятся ко III-II в. до Р. X. В этих свитках священное Имя Божие, Яхве (), не переведено на греческий язык словами κριος [кириос] (Господь) или Θες [феос] (Бог), а написано еврейскими буквами. Наиболее полные списки Септуагинты относятся к христианскому времени. Их можно разделить на две группы. Рукописи с IV по IX в. написаны унциальным или маюскульным письмом, т. е. большими буквами, написанными отдельно друг от друга. Эти рукописи в текстологии принято обозначать прописными буквами еврейского, латинского и греческого алфавита или арабскими цифрами, перед которыми ставится 0. С IX в. рукописи начали писать минускульным письмом, т. е. малыми буквами. Наиболее древними, ценными и авторитетными из рукописей считаются следующие кодексы: 01 или S или — «Синайский кодекс» датируется IV в. Рукопись первоначально была найдена епископом Порфирием (Успенским , 1804–1885 гг.) в монастыре св. Екатерины на Синае. Затем её обнаружил Константин Тишендорф (1815–1874 гг.), который добился передачи кодекса России и издал его в 1862 г. Синайский кодекс содержит Ветхий и Новый Завет, но часть ветхозаветных книг утрачена. До 1933 г. большая часть рукописи находилась в Ленинградской Публичной библиотеке, но в 1933 г. была продана Советским правительством и сейчас хранится в Британском музее.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Масштабной работой, организованной в 1898–1902 гг. Московским археологическим обществом, была реставрация пятиярусного иконостаса н. XVI в. в церкви Смоленской иконы Богоматери Новодевичьего монастыря в Москве. Все крупные исследователи принимали участие в этих работах, но даже их авторитет и знания не всегда могли решить труднейшие проблемы, поскольку методы реставрации находились в стадии становления; реставраторы учились в процессе работы, по принципу «проб и ошибок». 7. В Палестине Для России изучение христианского Востока всегда было приоритетным 2763 : «наука древностей и искусства православного Востока обязательна для науки русской археологии» 2764 . Русская Церковь имела традиционные религиозные, а Российская империя – и политические интересы на Востоке. Палестина для русских была страной, обладающей духовным притяжением исключительной силы 2765 . В XIX в. исследователями Палестины были русские паломники. Например, Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) совершил путешествие в Иерусалим и на Синай 2766 , Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) посетил Италию, Константинополь, Грецию, Иерусалим, Синай 2767 . Нередко эти путешественники были и коллекционерами: после смерти Муравьева его собрание икон и других церковных предметов, числом свыше 200, поступило в археологический музей Киевской духовной академии 2768 . Начало широкой исследовательской и культурно-религиозной работе русской Церкви в Палестине положил Порфирий (Успенский) – выпускник Петербургской духовной академии, архимандрит, с 1865 г. епископ Чигиринский, историк Восточных Церквей, археолог и археограф (1804–1885) 2769 . В 1843–1844 гг. Синод поручил архимандриту Порфирию возглавить первую Русскую духовную миссию в Иерусалиме с целью расширения связей с Восточными Церквами, содействия русским паломникам, проведения исторических и археологических исследований 2770 . О. Порфирий совершил ряд путешествий по Палестине, на Синай, в Египет, Сирию, Грецию, в Италию и Рим, потом вновь на Восток. Он много работал в монастырских библиотеках, тогда еще малоизвестных, составил каталог греческих рукописей синайского монастыря св. Екатерины 2771 , опубликовал ряд историко-церковных и археологических работ о Палестине 2772 . В восьмитомной «Книге бытия моего» еп. Порфирий подробно описывает свои путешествия, исследования и рисует широкую панораму религиозной жизни христианского Востока 2773 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010