1166; с 1125 престол в Цовке, с 1147/49 в Ромкле, Киликия); Нерсес IV Клаеци Шнорали (Благодатный) (1166 - 13.08. 1173); Григор IV Тла (Тга) (1173 - 16.05. 1633 - 25.03.1655); Акоб VI Джугаеци (8.04.1655 - 1.08.1680); Егиазар (Елиазар) I Айнтапци (оспаривал престол с 1663, католикос 1682 - 8.08.1691); Нахапет Едесаци (10.08.1691 - 13.06.1705); Александр I Джугаеци (1706 - 22.11.1714); Аствацатур Хамаданци (7.05.1715 - 10.10.1725); Карапет II Улнеци (из Джейтуна) (27.02.1726 - 9.10.1729); Абраам II Хошабеци (1730 - 11.11. 1734); Абраам III Кретаци (25.11.1734 - 18.04.1737); Газар (Лазарь) I Дшахкеци (1737-1751); Минас Акнеци (15.09. 1751 - 12.05.1753); Александр II Каракашьян Бюзандаци (1753-1755); Саак Кехици (Келици) (1755-1759); Акоб VIII Шамахеци (24.11.1759 - 7.1763); Симеон I Ереванци (1763 - 26.07.1780); Гукас (Лука) I Карнеци (2.08.1780 - 27.12.1799); Овсеп Аргутян-Еркайнабазук (Иосиф Аргутинский-Долгорукий) (1800-1801); Давид V Горганян Энегетци (28.04.1801-1804); Даниэл I Сурмареци (1804 - 21.08.1808); Епрем (Ефрем) I Дзорагехци (26.12.1809 - 8.10. 1830); Ованнес VIII Карбеци (20.03.1831 - 26.03.1842); Нерсес V Аштаракеци (8.05.1843 -13.02.1857); Маттеос (Матфей) I Чухачян (18.05.1858 - 22.08. 1865); Геворг IV Керестечян (17.09. 1866 - 6.12.1882); Нерсес К-польский (1884); Макар I Тер-Петросян Тушареци (21.04.1885 - 16.04.1891); Мкртич I Хримян Айрик (5.05.1892 - 29.10.1907); Маттеос II Измирлян (1.11.1908 - 11.12.1910); Геворг V Суренянц (13.12. 1911 - 8/9.05.1930); Хорен I Мурадбекян (10/12.11.1932 - 6.04.1938); вдовство кафедры (1938-1945); Геворг VI Чеорекчян (местоблюститель с 1938, 19.04.1945 - 9.05.1954); Вазген I Палчян (30.09/2.10.1955 - 18.08.1994); Гарегин I Саркисян (4.04.1995 - 29.06.1999); Гарегин II Нерсесян (с 27.10/4.11.1999). Киликия Крикор IX Мусабегянц (1439-1446); Гарабед (1446-1478); Степанос (1478-1488); Ованнес I (1488-1489); Ованнес II (1489-1525); Ованнес III (1525-1539); Симеон I (1539-1545); Газар I (1545-1547); Торос I (1548-1550); Хачадур I (1551-1560); Хачадур II (1560-1584); Азария I (1584-1601); Ованнес IV (1602-1608); Бетрос I, сопредстоятель (1602-1608); Минас I (1621-1632); Симеон II (1633-1648); Нерсес I (1648-1654); Торос II (1654-1657); Хачадур III (1657-1674); Сааг I (1674-1683); Азария II (1683-1686); Крикор II (1686-1693); Аствадзадур I (1693-1696); Маттеос I (1694-1705); Ованнес V (1705-1721); Гугас I (1721-1729); Микаэл I (1737-1758); Каприэл I (1758-1770); Епрем I (1771-1784); Теоторос III (1784-1796); Гирагос I (1797-1822); Епрем II (1823-1831); Микаэл II (1832-1855); Гирагос II (1855-1865); Мекердич I (1871-1894); Сааг II Хапаян (1902-1939; с 1930 в Антильясе); Папкен II, сопредстоятель (1931-1936); Бедрос IV (1940); Карекин I Овсепян (1943-1952); Зарех I Пайаслян (1956-1963); Хорен I Параян (1963-1983); Карекин II Саркисян (1977-1995); Арам I Кешишьян (с 1995).

http://pravenc.ru/text/76124.html

Bibliography: Egorov, N.I. (Compiler and Commentary) ‘Khrestomatiya po kul’ture Chuvashskogo kraya Dorevolutsiyonny period’ (An Anthology of texts about the culture of the Chuvash region:  The pre-revolutionary period) Cheboksary 2001 Florovsky, G. ‘Ways of Russian Theology’ Part One, Nordland 1979 Rodionov V.G. (Compiler and Commentary) ‘Viktor Vishnevskii Pis’mennaya kul’tura rannego prosvetitel’stva’ (Viktor Vishnevskii The Written Culture of early missionary work) Cheboksary 2004 Vishnevskii V.P. ‘Nachatki khristianskogo ucheniya, ili kratkaya svyashchennaya istoriya i kratkii katekhizis’ (An Introduction to Christian teaching or Short Sacred History and Short Catechism) Translation of Metropolitan Philaret’s Short Catechism into Chuvash by V.P.Vishnevskii  Kazan 1832 ‘O religioznykh poveriyakh Chuvashei  Iz zapisok missionera V.P. Vishnevskogo’ (On the religious beliefs of the Chuvash. From the notes of the missionary V.P. Vishnevskii)  Kazan 1846 ‘Slova’ (Sermons) See ‘Izvestiya po Kazanskoi Eparkhii’ (Kazan Diocesan News) from 1867-1885 ‘Nekrolog’ (Obituary) See ‘Izvestiya po Kazanskoi Eparkhii’ 1886 No.1 p. 30   Florovsky p. 218-228 Ucheniye Zapiski Kazanskogo Universiteta (Scholarly Notes of Kazan University) 1837, Bk.1, p.137 Nauchny Arkhiv Chuvashskogo Gosudarstvennogo Instituta Gumanitarnykh Nauk (Scientific Archive of the Chuvash State Institute of the Humanitarian Sciences) Otd.1, ed.khr.222, l.63 and 71 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/2264367

Державин требовал от митрополита Амвросия записку из дела о браке умершего бригадира Мордвинова с девицей Казимировой для доклада Государю. Затем по Высочайшему повелению требовалось сведение: у кого из обер-секретарей производилось это дело (д. Св. Син. 1901 г. 629). Обер-Прокурор отвечал, что производилось это Дело в Экспедиции Пуколова. Но Мякинин не выиграл дела. В своё время много говорили об этом деле и многие современники в своих записках и последующих воспоминаниях описали его довольно подробно, хотя в частностях иногда не точно. Интерес к этому делу и к этой чете особенно увеличился после того, как она сделалась близкой к могучему временщику Аракчееву. Об Иване Антоновиче и Варваре Петровне Пуколовых сохранилось много воспоминаний: А.М Тургенева (Русск. Стар. 1885 г., т. 4, стр. 260–265); Жихарева (Рус. Арх. 1891 г., стр. 420); Вигеля (Записки, ч. IV, гл. 10 по изд. Русск. Архива стр. 131). См. также Рус. Арх. 1871 г., стр. 311–312. Подробнее о процессе Мякинина в записках Ал. Мих. Тургенева (Рус. Стар. 1885, IV, стр. 260–265. Ср. также 1871, II, стр. 302–303).Дружеские и любезные письма Аракчеева к И.А. Пуколову, в 1813 г. из-за границы, в Русск. Арх. 1891 г. «У Салтыкова, Горчакова (князя А.И., управлявшего Военным Министерством), Молчанова (статс-секретаря) И.А. был домашним другом; да и многие другие в надежде на его подпору, ни в чём ему отказывать не умели. Он прослыл источником всех благ. Между тем сам Аракчеев охотно принимал его, ласкал» (Вигель). 25 В Ноябре 1803 г. Сорокин внеся ещё 950 р. просил освободить его от уплаты двух третей. Кн. Голицын доложил об этом Государю и всё дело закончено было Высочайшим указом Синоду 5 Февраля 1804 г. «Рассмотрев в Подробности – сказано в указе – производящееся в Синоде дело о покупке кол. сов. Сорокиным из книжной синодальной давки на 19.630 р. 46 ¼ коп. духовных книг давнего печатания и лежавших многие лета без надежды к продаже, узнав притом, причины, вовлёкшие его в таковую покупку и средства употреблённые к оной, напрасно отяготившие судьбу его, повелеваем Святейшему Синоду взятый от Сорокина в залог билет сохранной казны отдав ему назад более взыскания на нём не числить; а какое количество в счёт сего взыскания внесено денег оставить навсегда капиталом синодальной типографии» (Дело арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Понимание этого впервые практически было проявлено Бортнянским и Турчаниновым. Дав полную свободу развернуться своим дарованиям и на поприще сочинительства произведений в итальянском стиле и духе, они сумели приложить их и к делу гармонизации древних церковных распевов, - делу совершенно новому, если не считать не имевших почти никакого значения и не оставивших следов попыток, проявленных в этом направлении отчасти в " строчном " пении и частично в гармонизации киевских напевов в духе польской " мусикии " . Вполне естественно, что гармонизация древних распевных песнопений как у Бортнянского, так и у Турчанинова носит западный характер. Они не учитывали, что наши древние песнопения не имеют симметричного ритма, а поэтому не могут вместиться в европейскую симметричную ритмику. Обходя эту существенно важную особенность, они искусственно подгоняли к ней древние песнопения, а в результате изменялась и сама мелодия распева, что особенно относится к Бортнянскому, и поэтому его переложения рассматриваются лишь как свободные сочинения в духе того или другого древнего напева, а не как гармонизация в строгом смысле. Турчанинов по дарованию и композиторской технике ниже Бортнянского, однако его гармонизации, несмотря на западный характер, значительно ближе к древним напевам и более удерживают их дух и стиль. По примеру Бортнянского и Турчанинова большой вклад в дело гармонизации древних распевов внес А. Ф. Львов (1798-1870), но его направление резко отличалось от стиля гармонизации Бортнянского и Турчанинова. Будучи воспитан в культуре немецкой классической музыки, он приложил к нашим древним распевам немецкую гармоническую оправу со всеми ее характерными особенностями (хроматизмы, диссонансы, модуляции и пр.). Находясь на должности директора Придворной певческой капеллы (1837-1861), Львов при сотрудничестве композиторов Г. И. Ломакина (1812-1885) и Л. М. Воротникова (1804-1876) гармонизовал в немецком духе и издал " Полный круг простого нотного пения (Обиход) на 4 голоса " . Гармонизация и издание Обихода были большим событием, ибо до этого весь цикл осмогласных песнопений исполнялся церковными хорами без нот и изучался по слуху. Нотное издание Обихода быстро распространилось по храмам России как " образцовое придворное пение " . Преемник Львова по должности, директор капеллы - Н. И. Бахметев (1861-1883) переиздал Обиход и еще резче подчеркнул все музыкальные особенности немецкого стиля своего предшественника, доведя их до крайности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

368 Реклю Жак Элизе (1830–1905) – французский географ. Сын пастора-гугенота. Учился в Берлинском университете. Во время Парижской Коммуны служил в Национальной гвардии; затем в эмиграции; анархист, один из близких друзей П. А. Кропоткина. С 1893 г. профессор сравнительной географии Брюссельского университета. Основные соч.: «Новая университетская география. Земля и люди», (тт. 1–19, 1875–1894). 369 Статья В.О. Ключевского , сохранявшаяся в его архиве, датируется по году смерти К. Н. Бестужева-Рюмина (1897); предназначалась для выступления в Обществе истории и древностей российских. Впервые опубликована в издании: Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С; 164–168; публикуется по данному изданию. 370 Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – историк. Окончил юридический факультет Московского университета, с 1865 г. профессор кафедры русской истории Петербургского университета, с 1890 г. академик. В 1878–1882 гг. возглавлял Высшие женские (Бестужевские) курсы. Член Археографической комиссии. Русского Географического общества, Общества истории и древностей российских, активный деятель Петербургского славянского комитета. 371 Костомаров Николай Иванович (1817–1885) – историк, писатель; в 1817 г. окончил Харьковский университет; с 1846 г. профессор Киевского университета, в 1859–1862 гг. профессор Петербургского университета. Занимался историей Украины, народных движений в России, этнографией. Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – историк, правовед, публицист; в 1861–1868 гг. профессор Московского университета. Один из основателей так называемой «государственной школы»; деятель либерального движения; в 1882–1883 гг. – городской голова г. Москвы. 372 Максимович Михаил Александрович (1804–1873) – историк, филолог, фольклорист, ботаник-эволюционист. Окончил Московский университет, с 1826 г. – заведующий ботаническим садом, с 1833 – профессор. С 1834 г. профессор Киевского университета, где занимался изучением украинского фольклора, историей Древней Руси, русской литературой, языкознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Оно устроено было в 2 этажа, в 8 саж. длины и 6 сажень ширины, в 7 окон по фасаду. Нижний этаж о 4-х комнатах со сводами, с 2 русскими и 2 голландскими печами, верхний – о 5-ти комнатах, из которых одна разделена была на две перегородкою, с двумя русскими и тремя голландскими печами. На дворе богадельни был выкопан пруд. Здание старой богадельни пошло на отопление новой, а из твердого материала построена кладовая для призреваемых. 19 призреваемых старух были помещены в нижнем этаже, верхний же, по предписанию владыки (30 окт. 1807 г.) предоставлен для вдов и сирот духов. звания. (Дело 16 июля 1804 г., 650). Впрочем, с течением времени, стали здесь помещать, преимущественно, лиц дух. звания и к концу 20-х годов всесословная богадельня превратилась в исключительно духовную. Тогда принято было за правило – в нижнем этаже помещать лиц духовн. звания от всех церквей здешней епархии, а в верхнем преимущественно вдов и сирот местного причта. А когда начали, в 30-х годах, строить каменный церковный дом и находящиеся на месте предполагаемого здания деревянные постройки нужно было разобрать, тогда половина верхнего этажа богадельни была отдана под квартиру настоятеля. С наружной стороны богадельня и до ныне остается в первоначальном виде, только деревянная крыша заменена в 70-х годах, железною и часть богаделенного двора обращена в сад одного из священников. Внутри богадельня разделена на 16 квартир, из коих 12 – в одну комнату, с одним окном и общею для всех кухнею и одна – в 2 комнаты с отдельной кухней. В последней ныне помещается вдова местного диакона. Большая часть призреваемых здесь вдов – семейные, так, что всего, с детьми, здесь живет до 30 человек. Вдовы пользуются здесь только квартирою, с отоплением и водою, содержатся же собственными трудами и пособиями от попечительства, от Волковской и других церквей. Пособием служат также подаяния, собираемые в кружки. Одна кружка находится пред иконою у самой богадельни, а две – в особых деревянных палатках при Воскресенской и Спасской церквах, где обыкновенно и сидят, на виду у посетителей кладбища, богаделенки, с какою-нибудь работою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Копии метрических книг хранятся с 1804 г., а исповедные ведомости с 1820–1871 и с 1884 по настоящее время. Земли, по проекту от 7 апр. 1847 г. и дополнительному к нему акту от 20 марта 1854 г., а также по дополнительному акту от 12 сентября 1886 г., значится удобной: усадеб. и огородной 2 дес. 2318 саженей, там же сенокосной 1 дес. 120 саж., пахотной в урочище «Старый-Бежев» 11 дес. 2,398 саж., сенокосной в уроч. «Хутор» 19 дес. 52 саж., сенок. в урочище «Калиновый куст» под дер. Федоровкой 1 дес. 1,177 саж., пахот. 456 саж., под кустарником 1,085 саж., пахот. в уроч. «Ваканс-Луги» 12 дес, 870 саж., пахотной в урочище под Стыртами 12 десятин 310 саж., сенокос. в уроч. Пастовень 4 дес. 1,740 саж., в селе Девочках под сторожовнею и огородом 738 саж., итого 66 дес. 1,664 саж., и неудобной: под погостом Бежев. церкви 748 саж., под озером 1005 саж, под болотом моховым 102 саж., под кустарниками кочковатыми и моховыми 3 дес. 2,301 саж., под канавами 1,392 саж., под болотом кочковатым 1 дес. 1,707 саж. и под погостом церкви с. Девочек 810 саж., итого 7 дес. 865 саж. – всего удобной и неудобной земли 74 дес. 120 саж. Причт: 1 свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., поном. – 38 руб. и просф. – 16 р. Для священника дом и все хозпостройки, кроме одного старого хлева для скота новы и хороши; для псаломщика дом и хозпостройки тоже новы и хороши; для пономаря и просвирни построен в 1856 г. прихожанами дом с двумя кладовыми и стебником; и уже ветх. В 1877 г. пономарём Тарасием Пироговским построены на собств. счёт плетёный сарай и клуня. Одноклассное народное училище МНП открыто 15 октября 1885 г. Есть волостное правление и полицейский урядник. Имение помещика Юлия Мочульского. Деревни прихода: Кисилевка, Федоровка в 6 вёрстах, Малиновка в 7 вер., Головин в 1 вер., Слипчичи в 5 вёрстах. В деревне Головине – имение помещика М. Салисса, в деревне Слипчичах – имение помещика Владислава и Генриха Лешневских и там же, при р. Быстриевке, добывается особый вид гранита «лабрадор». Дворов – 284¼, прихожан – 2,230 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1568 . Лиман С. И., Сорочан С. Б. Византия в трудах историков украинских земель Российской империи в 1804–1874 гг//Stratum Plus. Культурная антропология и археология. – СПб.; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2005. – Т. 5 (2003–2004): Мастера средневековья. – С. 485–508. 1569 . Лиман С. И., Сорочан С. Б. Византия в трудах историков украинских земель Российской империи в 1874–1885 гг//Stratum Plus. Культурная антропология и археология. – СПб.; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2009. – 5 (2005–2009): Русское время. – С. 500–523. 1570 . Липшиц Е. Э. Восстание Фомы Славянина и византийское крестьянство на грани VIII-IX вв.//ВДИ. – 1939. – 1 (6). – С. 352–365. 1571 . Липшиц Е. Э. Византийский ученый Лев Математик: Из истории византийской культуры в IX в.//ВВ. – 1949. – Т 2 (27). – С. 106–149. 1572 . Липшиц Е. Э. Византийское крестьянство и славянская колонизация//Византийский сборник. – М.; Л., 1945. – С. 96–143. 1573 . Липшиц Е. Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном//ВВ. – 1974. – Т 36. – С. 45–72. 1574 . Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды. – Л.: Наука, 1981. – 247 с. 1575 . Липшиц Е. Э. Из истории славянских общин в Македонии в VI-IX вв. (Некоторые наблюдения по аграрной истории Византии)//Академику Б. Д. Грекову к дню 70-летия. Сб. статей. – М., 1952. – С. 49–54. 1576 . Липшиц Е. Э. К вопросу о городе в Византии в VIII-IX вв.//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 113–131. 1577 . Липшиц Е. Э. К изучению экономики пригородов Константинополя в Х в.//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 81–84. 1578 . Липшиц Е. Э. К истории закрепощения византийского крестьянства в VI в. (Эволюция законодательства о колонате в 505–582 гг. н. э.)//Византийские очерки. – М., 1971. – С. 98–124. 1579 . Липшиц Е. Э. Некоторые вопросы истории Византии VIII – первой половины IX в. (Ответ рецензенту)//ВВ. – 1965. – Т. 26. – С. 248–266. 1580 . Липшиц Е. Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ. – 1958. – Т 14. – С. 76–80. 1581 . Липшиц Е. Э. Новые зарубежные публикации источников и исследования по истории еретических движений в Византии//Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. – Л.: Наука, 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Французская революция (1789-1799) и последующие события тяжело отразились на состоянии ордена. В 1790 г. все монашеские ордены и конгрегации на территории Франции были упразднены. Политика секуляризации проводилась также на землях, занятых франц. войсками в период наполеоновских войн. В Австрии в результате церковной политики имп. Иосифа II (1765-1790) местные структуры К. были отделены от ордена. В 1804 г. Римский папа Пий VII выделил из ордена испанские провинции, подчинив их отдельному генеральному викарию. В нач. XIX в. секуляризация капуцинских обителей была проведена в Баварии, Богемии и Венгрии. В 1782-1847 гг. численность ордена сократилась с 28,5 тыс. до 11 тыс. чел. и продолжала уменьшаться. Между 1789 и 1847 гг. не состоялось ни одного генерального капитула К., управление орденом осуществлялось либо викариями, либо генеральными прокураторами, назначавшимися папой Римским. Несмотря на внешние потрясения, в этот период продолжалась миссионерская деятельность К. в Америке и Азии. В 1787 г. в Анконе (Италия) была открыта миссионерская семинария для К., отправлявшихся в Тибет. В 1795 г. подобная семинария для латиноамер. миссии была создана в Санлукар-де-Баррамеда (Испания). Под руководство К. передан учрежденный в 1820 г. апостольский викариат Тибета и Индостана, впосл. из него были выделены апостольские викариаты Сардхана и Агра. В 1842 г. проповедники-К. прибыли в Китай, однако постоянная миссия появилась только в 1921 г. К. приняли участие в христианизации Филиппин. В 1848 г. К. открыли католич. миссию в Чили, в 1852 г.- в Гватемале, в 1870 г.- в Уругвае. Организатором постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 г. стал Гвильельмо Массая; в 1863 г. проповедь христианства в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 г. была создана ветвь К. эфиоп. обряда (подготовка католических пресвитеров-К. эфиоп. обряда ведется в орденской семинарии в Адди-Грате). Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание) Мон-рь капуцинов в Зальцбурге. Акварель. XIX в. (частное собрание) С сер. XIX в. началось восстановление орденских структур в Европе; большую роль в этом сыграли генеральные министры ордена Венанцио Бурдезе (1847-1853) и Бернард Кристен (1884-1908). Последний реорганизовал пастырскую и миссионерскую работу К., подчинив контроль за ней генеральному министру ордена (до этого миссии К. координировал назначаемый папой Римским прокуратор ордена), способствовал воссоединению с орденом его испан. ветви (1885). В 1884 г. был учрежден ежегодник «Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum»; по распоряжению генерального министра ордена в каждой провинции создавались низшие семинарии (серафические коллегии), где могло обучаться местное население. В 1908 г. в Риме основана международная коллегия католич. св. Лаврентия из Бриндизи.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» Сборник иером. Арсения (Троепольского; 26.02.1804 - 7.07.1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой , а также о назидательных и поучительных случаях, происходивших во время странствий по российским просторам. «О. р. с.» представляют собой систематическое руководство в прохождении молитвы, изложенное от лица странника крестьянского происхождения. Они занимают одно из центральных мест среди аскетических текстов XIX-XX вв., посвященных Иисусовой молитве, и отражают мистический опыт подвижников, молитвенное делание к-рых состояло в призывании имени Иисуса Христа . Текст 4 рассказов впервые опубликован в 1881 г. в Казани, в 1883 г. там же появилось 2-е издание, в 1884 г.- 3-е; в 1930 и 1933 гг. эти рассказы были изданы в Париже. Кроме того, в 1882 г. опубликована сокращенная и существенно переработанная редакция 4 рассказов, впосл. многократно переизданная (1883-1885, 1889, 1891, 1894, 1896, 1898, 1900, 1911, 1913). В 1911 г. в ж. «Троицкое слово» и отдельным изданием были напечатаны 3 дополнительных рассказа (переизд. в 1933 в Словакии). В 1948 г. в Париже опубликовано сводное издание всех 7 рассказов, в основу к-рого положены тексты 2-го парижского и словацкого изданий. В 1973 г. в Париже было напечатано 4-е издание, фототипически воспроизводившее предшествующее издание, а в 1989 г.- 5-е, к к-рому было добавлено краткое послесловие историко-текстологического содержания. В последующие годы парижские издания неоднократно перепечатывались в России. «О. р. с.» неоднократно переводили на иностранные языки. Первый перевод текста на нем. язык, изданного в Казани в 1884 г., был опубликован в Берлине в 1925 г. В 1930 г. в Лондоне напечатан 1-й англ. перевод, в основу к-рого также было положено казанское издание. Первый франц. перевод, выполненный на основе текста парижского издания, опубликован в 1943 г. Многократно переизданные на рус. языке и в различных переводах, «О. р. с.» являются самым известным произведением рус. духовной лит-ры и одним из основных источников для изучения духовной традиции рус. Православия, однако интерпретация этого текста существенно осложнялась из-за отсутствия научного издания текста, сведений о его истории и взаимоотношении различных редакций.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010