Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 августа 2023 года 31. Неделя 10я по Пятидесятнице. Глас 1й. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1й: «Днесь яко воистинну…» [или святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…»] , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси…» . Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее) . В случае исполнения стихиры святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее). На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2й: «Ты ми покров державен…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 13 августа 2024 года 31. Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Служба Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы Креста в соединении с полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На вечерне кафизма 6я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1й – 3, и святого, глас 8й – 3. «Слава» – святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко воистинну…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2й: «Ты ми покров державен…». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1й. Кафизмы 7я и 8я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3й песни – седален святого, глас 4й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же. По 6й песни – кондак и икос святого, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава» – святого, глас 1й: «Како не дивимся благоумию твоему…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6й: «Пророчестии гласи…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Праздник Преображения Господня в русской народной традиции именуют «Яблочным Спасом». В храм в этот день для благословения, которое ошибочно именуют освящением, несут яблоки, виноград и другие плоды. Это название никак не отражает духовного смысла праздника и является проекцией аграрного календаря на календарь церковный. Нелепость названия заключена в неправильном использовании слова «Спас». Спас — это Спаситель, сам праздник Преображения — Господский, и посвящен одному из событий из земной жизни Господа Иисуса Христа. Необдуманно называя Преображение Господне Яблочным Спасом, люди невольно именуют Господа «яблочным Спасителем». Звучит не просто нелепо, но и в определенной мере кощунственно. Но, увы, так называемый народный календарь пестрит подобными названиями. Только одних «Спасов» аж целых три — медовый, яблочный, ореховый, а Успенский пост, на который приходится два из трех «Спасов» и вовсе именуют «Спасовкой». Конечно же, яблоки не имеют никакого отношения к событию Преображения Господня, описанному в Евангелии. Апостол и евангелист Матфей повествует: « По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сём Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.   И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых » ( Мф.17:1-9 ).

http://azbyka.ru/garden/ne-v-yablokah-su...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 июля (2 августа) Священномученик Алексий Знаменский Священномученик Алексий родился 10 марта 1882 года в селе Горячкине Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергия Знаменского. В 1897 году Алексей окончил Волоколамское духовное училище, в 1905м – Вифанскую духов­ную семинарию и служил учителем в двухклассной Волоколам­ской соборной церковно-приходской школе и был регентом соборного хора. В 1908 году он был рукоположен во священника и с 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1920 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, в 1933 году – на­гражден митрой. В 1921 году он в числе других пяти священни­ков города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан, которые просили благословения на пост. Но, по-видимому, повод для ареста показался властям нелепым, и священников наутро освободили. В 1926 году протоиерей Алексий был избран председателем цер­ковного совета. Власти в это время запретили какое бы то ни было украшение храма на Пасху, рассматривая это как наглядную агита­цию враждебной идеологии. Один из членов церковного совета на­рушил это распоряжение властей, за что был арестован отец Алек­сий, но спустя несколько часов после допроса освобожден. В 1935 году протоиерей Алексий был назначен служить в Успенский храм в селе Трахонееве Дмитровского района Москов­ской области , в 1936 году – в церковь Космы и Дамиана в село Виноградово Виноградовского района. 3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован и за­ключен в коломенскую тюрьму. – Как часто вы в церкви обращаетесь к верующим с проповедя­ми? – спросил его следователь. – В 1937 году я с проповедями в храме выступал один раз, в 1936 году – один или два раза. – Когда именно вы выступали с проповедью? – В июле 1937 года на праздник Космы и Дамиана. – Каков был характер проповеди на праздник Космы и Да­миана? – Подробно проповеди я не помню, но взята она была из сбор­ника Дьяченко.

http://fond.ru/foto/567/Aleksiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн (Тихомиров)   17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой было расстреляно 502 человека. Это был второй день по числу расстрелянных в тот год на Бутовской фабрике смерти. Среди расстрелянных были священнослужители, православные миряне, люди, которые называли себя атеистами, и люди, прямо враждебные Церкви, люди разных профессий и социальных категорий. 31 человек из числа казненных в тот день были впоследствии причислены Русской Православной Церковью к лику святых. И среди них протоиерей Иоанн Тихомиров.  Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника, состоявшего в чине коллежского регистратора, Петра Федоровича Тихомирова и его супруги Ольги Васильевны. Иван был старшим в семье, при рождении второго ребенка Ольга Васильевна скончалась. Вскоре умер и Петр Федорович, и детей взял к себе на воспитание его отец, уже тогда бывший в преклонных годах, протоиерей Феодор Тихомиров, настоятель Успенской церкви в селе Караваево Покровского уезда Владимирской губернии, на попечении которого всю его жизнь были сироты: сначала его младшие сестры, затем сироты-племянники, а в конце жизни – сироты-внуки.  За пять лет до кончины протоиерея Феодора, в 1889 году духовенство праздновало тридцать лет с того времени, когда он получил пост благочинного. Священники тогда отметили, что его главное качество – мирный дух, позволявший ему примирять враждующих. По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия (Спасского) священнику тогда духовенством был подарен крест с украшениями. Отвечая на хвалебные речи, протоиерей Феодор сказал: «Вспоминая пройденное мною служение, я не усматриваю в нем ничего особенно выдающегося, за что имел бы право удостоиться такой почести, – кроме разве только того, что, проходя должность благочинного, я относился к вам с искренней любовью и сердечным благожеланием мира между всеми, всемерно стараясь делать добро одинаково всем. Но и такому миролюбивому моему к вам отношению весьма много способствовали вы же сами вашим ко мне расположением и доверием, ревностным исполнением пастырских обязанностей. Не находя со своей стороны каких-либо особенных заслуг, я не иначе могу объяснить настоящее ваше чествование, как только одним вашим снисхождением к моей старости, одною братской, христианской любовью, которая, по слову Апостола, долготерпит, милосердствует, вся любит, вся терпит». 

http://fond.ru/kalendar/116/ioann/

Русская Духовная миссия: от прошлого к настоящему Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 На недавней встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом из уст Святейшего прозвучали пожелания об оформлении церковной собственности в Хевроне и Иерихоне за Русской Духовной Миссией: “Полагаю, что настало время, когда юридически необходимо закрепить за Миссией право на эту собственность”. Архиереи Зарубежной Церкви встретили просьбу настороженно и заговорили “об угрозе процессу объединения”. Такая реакция с их стороны станет понятна, если вернуться к событиям сорокалетней давности, к началу весны 1966 года. Определением Святейшего Патриарха Алексия I у Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 1966 года архимандрит Владимир (Сабодан), ректор Одесской Духовной семинарии 1 , был назначен заместителем начальника Русской Духовной миссии в Израиле с пребыванием в Иордании, на территории которой действовали представители Русской Зарубежной Церкви. Для того, чтобы понять сложность и запутанность описываемых далее событий, следует подробнее представить предшествующую им историю. Начало духовного представительства России на Святой Земле положила высочайшая резолюция императора Николая I об учреждении Русской Духовной миссии в Иерусалиме в 1847 г. Ранее Россия оказала помощь в отстаивании самостоятельности Иерусалимской Церкви от притязаний Константинополя на право избрания Иерусалимского Патриарха. Миссия должна была представительствовать от лица Русской Православной Церкви перед Иерусалимским Патриархатом, содействовать интересам Православия и помогать русским паломникам в Святой Земле, а также помогать местному духовенству и мирянам, в основном православным арабам. Первым начальником Миссии стал архимандрит Порфирий (Успенский), выдающийся российский археолог. Особый вклад в развитие деятельности Русской Духовной миссии внес архимандрит Антонин (Капустин), назначенный на пост ее начальника в 1865 г. За годы его служения (до 1894 г.) Русская Православная Церковь не только укрепила свои отношения с Иерусалимской Церковью, но и благодаря его стараниям стала владеть многими священно-историческими местами Палестины. Верным помощником отца Антонина был Я. Е. Халеби. Турецкое законодательство разрешало приобретать земли только частным лицам и только подданным Порты. Именно поэтому земли приобретались на имя Халеби. Начало было положено в октябре 1868 г. покупкой Дуба Мамврийского с прилегающим к нему участком земли. Всего же архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков площадью около 425000 кв. метров, стоимостью до миллиона рублей золотом.

http://pravmir.ru/russkaya-duhovnaya-mis...

(Саевич (Исаевич); † после 1733, Святогорский Успенский мон-рь (ныне в пос. Пушкинские Горы, Псковская обл.)), игум., борец против Брестской унии 1596 г. К 1693 г. И. занимал пост наместника Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ), с его именем связано антиуниатское восстание братии в авг. 1693 г. К нач. 1693 г. почаевский игум. Вениамин (Рыбчинский) открыто склонялся к принятию унии, восхвалял в проповедях католичество, действуя по согласованию с тайным сторонником унии Луцким и Острожским еп. Афанасием (Шумлянским) , в юрисдикции к-рого состоял Почаевский мон-рь. И. воспротивился униат. планам. По его требованию Вениамин (Рыбчинский) был смещен с поста, 23 авг. 1693 г. новым настоятелем был избран Иннокентий (Ягельницкий). В связи с нежеланием еп. Афанасия (Шумлянского) утвердить это решение большая часть братии во главе с И. и игум. Иннокентием (Ягельницким) вышла из подчинения архиерею. Монахи требовали предоставить обители ставропигию (по-видимому, они предполагали перейти в непосредственное подчинение Московскому патриарху), отказались допускать в мон-рь представителей еп. Афанасия и арестовали пятерых сторонников унии в мон-ре. Для усмирения братии еп. Афанасий направил в Почаев архидиакона Луцкой кафедры Иакинфа (Жуковского) и настоятеля Четвертинского монастыря игум. Феодосия (Стояновского), поручив последнему вступить во временное управление Почаевской обителью. В результате вооруженного столкновения прибывших с братией игум. Иннокентий и неск. монахов были арестованы и отправлены в Рожище, где находились резиденция Луцкого архиерея и духовная консистория. 24 февр. 1694 г. Луцкий консисторский суд обвинил руководителей восстания игум. Иннокентия (Ягельницкого), И. и мон. Евфимия (Муравского) в нарушении канонов, учинении бунта, неповиновении епископу и проч. и приговорил к лишению сана, расстрижению и отлучению от Церкви. В отличие от 2 др. подсудимых, доставленных в Луцк, И. не присутствовал на суде, т. к. ему удалось при помощи руководителя кременецкого Богоявленского братства С. Жабокрицкого уехать из монастыря. Вероятно, антиуниат. восстание почаевских монахов было поднято при поддержке Кременецкого братства. Решение о расстрижении и об отлучении И. было отменено после смерти Афанасия (Шумлянского) Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , временно управлявшим Луцкой епархией. Еп. Иосиф, желая иметь на Волыни репутацию защитника Православия, в сент. 1694 г. восстановил И. в должности наместника Почаевского мон-ря, сняв с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578545.html

Скачать epub pdf С концом лета – с августом и началом сентября – совпадает ряд больших христианских праздников: Изнесение Честного Креста 1-го августа, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Усекновение Главы св. Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Чем объясняется такое сосредоточение евангельских воспоминаний в полуторамесячный период? Имела ли Церковь достаточные основания для каждого праздника соединить его с той именно календарной датой, какую хранит церковный Устав? Иногда спрашивают: почему праздник Успения Богородицы предшествует празднику Ее Рождества? Почему совершается дважды, а именно 1-го августа и 14-го сентября торжественное изнесение Честного Креста и поклонение ему при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»? Почему в августе обычная катавасия на канонах Утрени «Отверзу уста моя» уступает место ирмосам «Крест начертав Моисей», и поются они даже в самый праздник Преображения? Почему введен т. наз. Успенский пост? Можно ли найти основание тому, что праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи приходится на конец августа? В церковно-исторической литературе в наши дни высказанно было суждение, основанное, очевидно, на протестантских источниках, что названные праздники и некоторые другие «установлены вне всякой связи с церковным годом», установлены «вопреки последовательности», что «единственным основанием» для приурочения их к отдельным дням было освящение в эти дни воздвигавшихся впервые в память этих событий храмов: отсюда вывод, что наш церковный Типикон логически не выдержан, что он носит характер случайности. Однако – доверимся церковному Уставу, выработанному облагодатствованными творцами его и проверенному многовековой практикой лучших монастырей Востока, и вникнем усерднее в его богослужебный строй, взятый в своей целости. Что касается праздников Успения и Рождества Божией Матери, то люди, посещающие храм Божий, знают, что православный церковный год от древности начинается 1-го сентября, как он был утвержден еще первым Вселенским собором, согласно римским индиктам. Торжественные богослужебные воспоминания событий Священной Истории поэтому начинаются в церковном году Рождеством Богородицы и заканчиваются Ее Успением, выражая полную последовательность. И между ними самые главные евангельские события празднуются в естественном порядке: Вход во храм Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы, Воскресение, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Слово Патриарха в день представления преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2015 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Литургии и молебна на Соборной площади Лавры Предстоятель Русской Православной Церкви с балкона Патриарших покоев обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств. –  Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником — днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Мы приезжаем в дни его памяти в святую Лавру, потому что совершенно особые чувства испытывает человек, прикасающийся к святыням в этом месте. Это место, отмеченное стопами Преподобного, это то место, где он жил, это действительно та земля, к которой он прикасался. Может быть, кто-то скажет: какое это имеет значение по прошествии 700 лет? Но у Бога нет времени, и святыня не ограничивается временем. Благодать этого места, полученная через молитвенные подвиги, уединение, через пост, нестяжание, верность Господу, эта благодать, явленная в преподобном Сергии, присутствует здесь и после его отшествия, как присутствует благодать Божия на святых чудотворных иконах, перед которыми изливается искренняя молитва людей, и на которых в ответ на эту молитву почивает Божественная сила. Именно здесь наша молитва к преподобному Сергию должна быть особенно сильной. Знаю, как люди, часто в очень отчаянных обстоятельствах, идут к Преподобному как к последней надежде, проходят святыми вратами, осеняют себя крестным знамением и вручают себя молитвенному заступничеству Преподобного. И затем, покидая Лавру, чувствуют, что получили ответ на свои молитвы. Именно на этом и основывается такое благодатное явление как паломничество. Люди идут к святому месту с молитвой, потому что, возвращаясь, чувствуют перемены в себе, а иногда видят разрешение тех проблем, с которыми они приходили, и перемены в своих близких, в семейной жизни и в своих трудах.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nasha-...

Схиархимандрит Зосима: «Держитесь Москвы…» (О пользе паломнических поездок. Записки литератора) Источник: Одна Родина И времени-то жаль – от работы отрываться, и денег лишних нет, да и дела семейно-бытовые… Но вдруг всё суетное остаётся у тебя за спиной, ты – в автобусе, впереди на лобовом стекле икона Пресвятой Богородицы. Ты – паломник. Середина Великого поста (ах, как быстро пролетает Пост – лучшее время года, когда всё успеваешь; самое-самое время ехать!) Отъезжаем в ночь на субботу 28-е марта. Путь наш лежит в страну мне неведомую – в Донецкий край, в «депрессивный регион»… Автобус ныряет в мучительно полубессонную ночь, выныривает – мутное утро; за окнами Святогорская лавра!.. Много раз я видел на репродукциях это чудо – на белых меловых скалах храмы святые, да и не раз описано, вон как здорово у Тютчева: И громадою отвесной, В белизне своей чудесной, Над Донцом утёс стоит, К небу крест свой возвышая... У Фёдора Ивановича – лето. А с нашим приездом просыпался на Святые Горы снег пушистый холодный; вершина мелового кряжа и кресты оказались в рвущемся тумане, это как знак тайны, образ суровой монашеской жизни. А на газонах под ногами – действительно прямо из-под снега! – цветы подснежники– синие, белые, жёлтые и фиолетовая сон-трава. В громадном Успенском соборе людно, завершается Литургия; звучит проповедь; прикладываемся к святыням обители; нас благословляют разместиться в гостинце… Не сразу я понял, но из шести десятков приехавших большинство как бы «туристы выходного дня». Им вскоре станет скучно; жаль, но никто и дивных пещер в меловой горе не увидел… Остальная, малая часть, каким-то образом попадает в ритм монастырской жизни. Некоторых и на вершину горы проведут – через вырубленный в меловой горе километровый туннель; они и отоспятся, и побывают на всех службах; да и скит удалённый увидят, и окрестности. Если присмотреться и подумать – Лавра словно в осаде. На противоположной стороне Северского Донца обилие затейных заведений и торговых «точек», как бы целые улицы, вывески «Баня». Лишь кризис и непогода, кажется, несколько усмирили буйство их разрастания. Слева, на соседней с Лаврой горе возвышается (выше крестов!) некая гигантская белая статуя – сотворённый кумир, внешне – словно б альбинос Кинг-Конг взобрался на вершину и, торжествуя, мощными кулаками бьёт себя в грудь. Это скульптура революционного вождя, имевшего британское подданство, который в Австралии носил кличку «Большой Том», а в родимых пенатах «Артём». Что ж, стоит и стоит. Ну, а вот уже как десант – прямо на территории Лавры, правда, за прутьями, немалое здание с красновато-оранжевой картонкой: «Музей истории религии». Какой такой религии? Неужто про ислам, буддизм и иудаизм решено тут народу рассказывать? Или нечто о Православии? Похоже на музей атеизма. Но не узнать, заперто.

http://pravoslavie.ru/37387.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010