Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://pravoslavie.ru/63434.html

Искушения в пост – это замена подвига Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. 15 февраля, 2010 Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает: – А есть-то будем? – Так ведь уже поели. – Как поели?! Это же только закуска была! – Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй. Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно О том, как правильно провести пост, порталу « Правмир » протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста? Существует три общеизвестных степени поста . Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая,  третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается. Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский пост – Рождественский пост и Петров пост . Строгие посты – Великий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы . Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

     – Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим Вас за очередную встречу, и главной темой нашей беседы будет Успенский пост. Владыко, не могли бы Вы рассказать о происхождении этого поста и его значении для жизни христианина? – Успенский пост известен еще с первых веков христианства, это пост печали и скорби. Когда Божия Матерь пребывала с учениками после Воскресения Христова, они радовались постоянному Ее благословению, которое Она преподавала, общению, наставлению, и, как пишет святой патриарх Тарасий и другие святители, каждый желал увидеть лик Божией Матери, потому что от Нее исходила такая благодать и сила, которую действительно человек ощущал, и было настолько душе легко и отрадно. Когда, по словам Самого Христа Спасителя, забирается Жених, тогда начинается и пост, воздержание, разного рода скорби и переживания. Так и произошло с Божией Матерью. Архангел Гавриил принес Ей известие о переходе в обители в Царство к Сыну Своему и райскую ветвь. И Божия Матерь готовилась к этому событию. Хоть Она знала все, но все равно, говорят святые отцы, как человек она переживала и смущалась в Своей душе. И вот когда Господь хотел взять душу Матери в Свои руки, тогда произошел шум на улице (а перед этим прибыли апостолы), Она перешла в руки Своего Сына и Бога. Конечно, радость Матери – печаль для народа, потому что апостолы и все живущие в то время в Иерусалиме остались без Молитвенницы, Ходатаицы перед Сыном, многие Благодетельницу потеряли, но Она, перейдя в загробную жизнь, осталась между нами и с нами. Поэтому пост взял свое начало после Успения Пресвятой Богородицы. Мы переживаем эту величайшую трагедию для нас, но знаем, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы). Этот пост и печальный, и вместе с тем радостный. Потому что мы получили Отраду и Утешение. На этот пост припадает еще великий праздник – Преображение.

http://pravoslavie.ru/96195.html

Нелюбимый Петров пост Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. 27 июня, 2016 Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Почему Петров пост нелюбим некоторыми верующими христианами? В данной статье «Правмир» попытается разобраться в причинах этого явления. Ну вот, у нас появилась еще одна возможность попоститься в течение недолгого времени! 27 июня, в понедельник, начался Апостольский или  Петров пост , подготавливающий нас ко дню Святых Петра и Павла , который празднуется 12 июля. Что же это для нас: «радость поутру» или «плач и скрежет зубов»? Я заметил, что православные христиане очень редко противятся (даже если им очень хочется) Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Мы говорим: «Я обычно не пощусь в этот пост». Действительно, Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли бы, чтобы ее не было. Забавно, как мы любим сплошные седмицы, полагая, что именно так и должно быть, и совершенно обделяем вниманием эти «малые посты», как их называют в некоторых книгах. Если же мы все-таки заострим на них свое внимание, то они начинают казаться нам чем-то, что к нам не относится. «Это же монашеский устав», – говорим мы. Или: «Вот те раз! Ты знал, что когда праздник Петра и Павла выпадает на пятницу, это все равно постный день?». А затем мы приходим к ложному выводу как к чему-то само собой разумеющемуся: если праздник не перекрывает собой постный день, то значит и пост, готовящий нас к нему, не настолько важен. «К чему утруждаться? Да и время такое отпускное». Из своего священнического опыта могу сказать, что никакие возражения и воззвания не в силах остановить это цунами оправданий. Кто-то из нас уже решил для себя, что достаточно поститься только во время Великого и Рождественского поста.

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

Скачать epub pdf 33. 22 Рождественский пост. О пользе поста «Попечение о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13:14 ). В числе заповедей Спасителя, братия и сестры, есть строгая заповедь о посте ( Мф. 6:16–18; 17:21 ). На основе этой заповеди святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу. Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост – наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу? Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста. Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всём, в чём мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чём мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться. Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возрождаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки или увеличиваю их. Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путём» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлён в духе каждого из нас. Так заглянем же, братия и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет ( Мф. 5:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как проведем мы этот Успенский пост? (1960 г.). Сегодня – 1-го августа, по нашему православному календарю, наступает Успенский пост. Служит он для нас духовной подготовкой к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в подражание Ее собственному посту, которым Она готовила Себя к исходу из этой земной жизни, и продолжается всего две недели. Архиерейский Собор прошлого 1959 года объявил нынешний 1960-ый год  " годом покаяния«. В связи с этим, мы почитаем долгом напомнить всем православным русским людям призыв Пастырского Совещания, состоявшегося в этом году в Свято-Троицком монастыре: ... " Нам предстоит Богородичный Успенский пост, обычно подготовляющий нас к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Все ли всегда соблюдают этот пост во всей строгости, все ли говеют и причащаются св. Христовых Таин в этом посту? Божия Матерь плачет о нас, предчувствуя страшную кару Божию, которую мы накликаем на себя своей беспечностью, своей нераскаянностью, своим окамененным нечувствием. Отметим же ныне, в этом покаянном году, пост перед Успением общим всенародным говением, чтобы затем достойно приступить к Причащению Св. Христовых Таин в праздник Успения. Вот к чему зовет ныне православных русских людей наше Пастырское Совещание» (См. «Православная Русь» – 12 от 1528 июня 1960 г.). Что же мы? Отзовемся все на этот призыв или нет? проведем ли этот пост, как учит нас наша Св. Церковь , в усиленных молитвах и всестороннем воздержании от страстей душевных и телесных – в трудах истинного покаяния? Будем ли мы говеть по-настоящему, как полагается, и приступим ли в чувствах сердечного сокрушения, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, к великим Таинствам Исповеди и Св. Причащения? Дадим себе, прежде всего, ясный отчет в несомненной, казалось бы, для всех здравомыслящих людей истине:  – от того, решимся ли мы коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему, зависит все наше дальнейшее будущее – и здесь, в этой земной жизни, и, что особенно важно, там – в ожидающей всех нас жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Проповедь на начало Успенского Поста 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Успенский пост Об Успенском посте и о стоянии у Креста Христова Поздравляем всех с началом Успенского поста! Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе. Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом. День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, многими историками считается днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в благодать Христову, когда открывается тайна Креста. Мученики всегда изображаются на иконах с крестом. И жизнь каждого человека завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы питаем, принимая участие в том, что Христос совершил. Весь Успенский пост — крестный. Начало Успенского поста — Крест, и в середине его — Крест, Преображение Господне, с его светом, возвещающим об исходе, который Господь должен совершить в Иерусалиме. И праздник Нерукотворного образа Спасителя, который является как бы завершением этого нашего пути, — тоже праздник Креста. Потому что Господа «не приняли, как имеющего вид идущего в Иерусалим» (Лк. 9, 51), и пречистый лик Его светит нам на фоне Креста. Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение — это раскрытие победы Креста Христова, неотделимой от Его Воскресения.

http://moral.ru/uspensky-post/

Пост, война и путешествие в трюме Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх 30 ноября, 2015 Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх Что такое сегодня Рождественский пост? Нужно ли как-то поститься особенным образом, учитывая сложность и нестабильную обстановку в мире? Как верующим провести Новый год и как праздник народный, и как праздник церковный? Верующие «со стажем» часто пренебрежительно относятся к ограничениям в пост в еде, говорят, что главное «людей не есть» – почему так происходит, как тут поступать правильно? На эти и многие другие вопросы отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске. – Что такое сегодня Рождественский пост и Рождество, когда вокруг война и страх? Может быть, пост должен стать более осознанным или нужно каждый раз поститься, как в последний раз? – Пост – это дар Божий, ослабление пут страстей, которыми мы связаны. Мы все страдаем чревоугодием и боремся с ним, должны бороться. И вот в помощь в этой борьбе Бог установил в Церкви пост. Каждому по силам – одни могут большой дар принять, другие – малый. Как если бы дали голодным людям пшеницы, кто сколько может взять – один может понести 20 килограммов, другой только 5, третий совсем ничего не может. А кто-то даже не хочет – избирает смерть. Конечно, когда мы получаем помощь в борьбе со страстями, мы должны радоваться. Не той радостью, что вот скоро придет праздник Рождества, можно будет объесться курицы или еще хуже – обпиться вина, такая радость греховна. А духовной радостью – о том, что бремя наших страстей облегчается. А что касается страха смерти, то, во-первых, люди и так постоянно умирают от несчастных случаев и болезней. А во-вторых, мы празднуем пришествие Христа Спасителя. Причем здесь война? Если объявят, что 7-го числа, на Рождество нас всех расстреляют – тем более, надо отпраздновать, собраться вместе, причаститься, а потом с миром в душе отправиться в Царство Небесное. Радость о Господе должна быть и надо стремиться ее обрести.

http://pravmir.ru/post-voina-trum/

Разделы портала «Азбука веры» За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное, как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна — «Суббота для человека, а не человек для субботы». А потому пост представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое сосредоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же «проскинезисом» (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты — тоже разные. Понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи есть скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий.

http://azbyka.ru/postnyj-ustav-sushhestv...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Приближение многодневных постов, особенно Великого, нередко становится поводом для множества вопросов о том, что можно и что нельзя во время поста. Вопросами задаются как люди воцерковленные, так и те, кто далек от Церкви. Рассмотрим основные и наиболее часто задаваемые. Что нельзя есть во время поста? Самый распространенный «постный» вопрос – что можно и что нельзя вкушать во время поста? Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений. Однако, пост – это не только гастрономия. Воздержание в пище – это одна из составляющих поста. Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. «Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов… Полезен нам пост телесный, но пост душевный неотменно нужен, так что и телесный без него – ничто», – писал святитель Тихон Задонский . Пост – это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, т.е. восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей – блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост – это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная – это пища растительного происхождения, а скоромная – пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т.д., а также их производные – это постная пища. Мясо, молоко, яйца и т.д., а также их производные – это скоромная пища. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные (среда и пятница) и многодневные (Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский). Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов (в нашей схеме – шесть):

http://azbyka.ru/chto-mozhno-i-chego-nel...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010