Как человека тяжелого, его едва четверо дотащили до келии, где он лег в постель и скончался. О смерти его дали мне знать в 6 часов утра в воскресенье. Извещение это о такой внезапной смерти меня поразило до того, что я не придумал, что сделать и сказать. К 9 часам, приготовившись для совершения литургии, отправился в Архиерейский дом и распорядился об освидетельствовании умершего судебно-медицинским порядком, о получении письменного разрешения на беспрепятственное погребение, об омовении, о гробе, о могиле, о мантии, о крепе и проч. После литургии отпеты были две паннихиды и поставлены чтецы для чтения псалтири. В половине 4­ часа соборное духовенство с четырьмя священниками из города, отпев литию в келии, перенесло покойника в собор. Здесь совершена была панихида, затем последовал вынос из собора, ибо по причине наступления первых дней великого поста, – неудобно было оставлять его в соборе, – поставили гроб в колесницу, и духовенство с народом повело покойника в Марков монастырь, где почивший в понедельник и предан был земле». Писал я 10­ числа в Москву, к одному из ближайших наследников приснопамятного митрополита Филарета, протоиерею Адриановской церкви Павлу Ив. Казанскому 553 : «Вот по какому случаю и побуждению обращаюсь к Вам с настоящим моим письмом. У меня имеется в руках более 400 писем в Бозе почившего Святителя Московского Филарета к Высочайшим особам и разным другим лицам (в том числе и ко мне). Письма эти частию получены мною, с разрешения Константина Петровича, из архива Св. Синода и Канцелярии Обер­Прокурора, частию приобретены от частных владельцев оных. Драгоценные сокровища эти, подобно многим другим, необходимо нужно сделать общественным достоянием чрез напечатание. На издание в печати писем к Высочайшим Особам мною испрошено чрез г. Обер-Прокурора Св. Синода соизволение Его Величества; для напечатания писем к прочим лицам (в том числе и ко мне) я имею согласие от владевших ими. Остается только, на основаниии известной статьи закона, получить согласие от Вас, как наследника блаженной памяти митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Пошехонский Свято-Троицкий собор сооружен в 1835 году. Престолов в нем пять: Святой Живоначальной Троицы - Казанской Божией Матери - Св. апостола и евангелиста Иоанна - Рождества Христова - Св. и чудотворца Николая Земли при соборе 66 десятин. Приход его составляют 377 домов, в коих 1473 души муж. пола и 1797 жен. пола. Из них 988 муж. пола и 1181 жен. в г. Пошехонье, а остальные в окрестных селениях: Кузнечка, Плешкино, Кузмино, Черепаниха, Бестужево, Ерилово, Адрианова слобода, Юрьевское, Пегаскино, Малое Ревякино. «Историко-статистическое описание Ростово-Ярославской губернии» Свято-Троицкая соборная церковь каменная, прочная. Престолов четыре: главный во имя Св. Живоначальной Троицы; в приделе, устроенном на южной стороне алтаря – Божией Матери Казанской; в том же алтаре на северной стороне трапезы храма - во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; на северной стороне трапезы храма – во имя св. препод. муч. Адриана Пошехонского чуд. Построена в 1717 г. иждивением крестьянина Петра Тимофеевича Беловина. Пахотной и сенокосной церковной земли 66 десятин 564 кв. сажени. Соборной церкви принадлежат каменные лавки, устроенные на южной стороне от холодного храма, с коих получается по контрактам 175 руб. в год. Церковного капитала в процентных бумагах 5842 руб. Часовни: каменная на соборной площади у торговых рядов, устроена во имя св. и чуд. Николая; каменная, за рекою Согой, принадлежащая Севастианову монастырю; каменная при перевозе через реку Согожу и деревянная близ рыбинской дороги при выезде из города. Прихожан 1127 муж. пола и 1319 жен. пола. В Пошехонье имеется духовное муж. училище; городское мужское трехклассное министерства народного просвещения; шестиклассная женская прогимназия; земское начальное училище смешанное (мальчики и девочки); две церковно-приходские школы при соборе и Адриановском монастыре; школа грамоты с дневным приютом для бедных девочек, открытая пошехонским обществом вспомоществования бедным учащимся. Богадельня для лиц обоего пола, основана купцом Перляковым и содержится на средства города. Земская больница, чайная общества трезвости, земская библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала 14583 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03068

В дек. 1925 г. находившийся в Москве бывш. Екатеринбургский архиеп. Григорий (Яцковский) при поддержке властей организовал григорианский раскол . 15 нояб. 1927 г. Григорий был возведен раскольниками в сан «митрополита Свердловского и Уральского». В 1927 г. григорианская Свердловская епархия охватывала территорию Уральской обл. и насчитывала более 100 приходов, значительный перевес в количестве общин в сравнении с др. церковными течениями у григориан наблюдался лишь в Свердловске. В кон. 1927 г. из Свердловской григорианской епархии была выделена Челябинская епархия. В 1928 г. «митрополит» Григорий приехал в Свердловск, служил в Александро-Невском соборе бывш. Новотихвинского мон-ря, после закрытия собора в 1930 г.- в кладбищенской Иоанно-Предтеченской ц. После смерти архиерея, последовавшей в апр. 1932 г., григорианской Свердловской епархией последовательно управляли: «архиепископ» (с 1935 «митрополит») Петр (Холмогорцев; апр. 1932 - май 1937), «епископ» Геннадий (Марченков; июль-окт. 1937). Впосл. деятельность григориан на Урале прекратилась, практически все их храмы были закрыты. Последним действующим приходом оставалась Иоанно-Предтеченская ц. в Свердловске, община которой во главе с настоятелем прот. Николаем Адриановским воссоединилась с Церковью в кон. 1941 - нач. 1942 г. Максимилиановская ц. (Большой Златоуст) в Екатеринбурге. 1847-1876 гг. Фотография. 20-е гг. XX в. Максимилиановская ц. (Большой Златоуст) в Екатеринбурге. 1847-1876 гг. Фотография. 20-е гг. XX в. После освобождения Патриарха Тихона в июне 1923 г. значительная часть духовенства и паствы Екатеринбургской епархии, втянутая в обновленческий раскол, вернулась в лоно патриаршей Церкви. В июле 1924 г. Патриарх Тихон назначил временно управляющим епархией Кунгурского еп. Аркадия (Ершова) . В июне 1925 г. его сменил Петропавловский, позднее Семипалатинский еп. Алексий (Буй) , зарегистрированный 11 июня при Александро-Невской (Лузинской) ц. Свердловска, но через нек-рое время управление вновь перешло к еп. Аркадию. После того как в дек. 1926 г. был арестован занимавший Свердловскую кафедру с июня того же года архиеп. Корнилий (Соболев) , епархия вновь была временно поручена Кунгурскому еп. Аркадию. В авг. 1927 г. местными властями был зарегистрирован епархиальный совет в составе еп. Аркадия, протоиереев Сергия Конева, Александра Здравомыслова, Феликса Козельского и Анатолия Меледина. С 24 мая 1928 г. епархией управлял викарный Шадринский еп. Валериан (Рудич) .

http://pravenc.ru/text/189617.html

2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Цветков Петр Ив., проф. М. Д. Академии. Чефранов, Ив. Матв., учит. Екатеринодарск. д. учил. Чижова, Евд. Петр., пот. поч. гражд. Чихачев, Г-н Шалаев, Феоф. Ал-др., Пошехон. куп. Шанявский, Альф. Леонов., генерал-маиор. Швецов, Лавр. Ив., Моск. куп. Шляпин, Вениам. Петров., учит. Усть-сысол. д. учил. Шостьин, А-р Павл., доц. М. Д. Академии Шустов, Ник. Ив., Моск. куп. Языков, Дим. Ив., Моск. прот. Янковский, Филим. Ив., свящ., законоуч. гимн. в г. Верном. Яркин, Лев Варфол., Моск. куп. Яхлаков, Ник. Ал-др., смотр. Усть-сысол. д. учил. Фивейский, Мих. Павл., свящ. Список пожертвований на Братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 1386 на 1891–1892 годы. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей : В пользу студентов В пользу бывших воспитанников Адриановской, в Мещанской, свящ. Петра Вас. Рубина. Александро-Невской, в 4-м Кад. корпусе, прот. Ник. Як. Фортинского. Александро-Невской, в Мещанском училище, свящ. Иоан. Ник. Бухарева. Александро-Невской, в Покровской Мещанской богадельне, свящ. Вас. Сем. Касаткина (по двум подписным листам) Александро-Невской, при Усачевско-Чернявском учил., свящ. Влад. Ал-др. Модестова —27— Александро-Невской, в училище имени Принца Ольденбургского, свящ. А-ра Петр. Громаковского (по двум подп. лист.) Алексеевской, на Малой Алексеевской улице, свящ. Вит. Аник. Красновского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Дим. Ив. Соколова Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евл. Ив. Троицкого Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, свящ. Влад. Андр. Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больнице, свящ. Ал-ея Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богородицкой, в Александровской больнице, свящ. Мих. Ник. Некрасова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, в то время, когда в Великороссии и на Москве служебные книги издавались по славянским рукописям и печатным изданиям, в Южной Руси уже была сознана потребность пользоваться греческими образцами, и эта мысль находила себе осуществление в целом ряде изданий 11 , между которыми Львовский трефологий занимал выдающееся место и сослужил большую службу московским справщикам. С этими-то правленными минеями адриановского издания и был соглашен в месяцесловной части устав 1695 года, – «второе во исправлении» издание нашего устава, – как выражается о нем предисловие 12 . От устава 1682 г. он отличается изложением службы по минее, а в общей и триодной части почти везде сходится с ними дословно. Справщики несколько изменили состав памятей, ввели некоторым святым новые тропари с кондаками, а другие исправили и изложили в ином переводе. Во всех этих случаях они руководились готовым текстом миней 1689–1691 г., так что везде, где оказывается разность между уставом 1682–1695 г. она имеет основание в тексте миней и представляет излишек, которым правленые минеи отличаются в месяцеслове от устава 1682 г. Мы сгруппируем эти разности в особом приложении, к которому и отсылаем читателя [см. ниже], а здесь заметим только, что в состав месяцеслова при уставе 1695 г. вошло 12 или около того новых памятей, сравнительно с изданием 1682 г., и из них более половины Святых русских. Наши справщики в лице адриановских миней и устава сделали как бы поворот в сторону от того исключительно греческого направления, которое было принято в уставе 1682 г. Кроме того несколько памятей исключено и между ними, 14 мая, память преп. Евфросина Псковского , и 27 – Св. Николая Качанова. Что касается до перевода тропарей и кондаков в уставе 1695 г., то преимущество большей правильности и точности в многих случаях должно остаться за уставом 1682 г. Справщики миней, руководясь этим последним, по местам находили нужным изменять и подновлять перевод церковных песней. От этого оказались в минеях разности изложения, которыя увеличивались еще более от того, что издатели их имели под руками греческий текст иной редакции, чем справщики 1682 г. В устав 1695 года эти изменения вошли без проверки, и в этом виде тропари и кондаки печатаются в уставе до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

На 6-й песни канона троп. 3-й: « Иоанна Златоуста ревности последуя преподобне отче Евфросине: он бо винограда ради от царицы заточен бысть, ты же от столпа философа многа претерпе уничижения и досаждения от неразумных человек о пречистей аллилуии, и того Божиею благодатию посрамил еси». На 7-й песни тропарь: «по божественнем преставлении, отче Евфросине, списателю пишущу твое житие и чудеса, яже ты сотвори о Христе и в недоумении ему бывшу о божественней аллилуии, вы же отци богоносии с пресвятой Богородицей и со архангелом в видении явистеся и повелевающе без сумления писати христову тайну, вопиюще: благословен Боже отец наших». 20 мая в день Алексия Митрополита положено совершать бдение всенощное. Вместо этого записано: «бдение во обители его и в велицей церкви, повсюду же полиелей». Так и в уставе 1682 г. 26 мая зачёркнута память обретения мощей Макария Колязинского и служба ему, с замечанием: «не быть сей службе, а быть службе его марта в 17 числе». XI. Новые памяти в тропаре с кондаками в уставе 1695 г. сравнительно с уставом 1682 года. Помещая под этой рубрикой сжатый перечень памятей и тропарей с кондаками, составляющих лишек в уставе 1695 г. перед иоакимовским изданием, мы имеем ввиду показать самым делом в чём состояло соглашение устава 1695 года с минеями последнего выхода «в месяцесловии, тропарях и кондаках», как замечено в предисловии. Не исчерпывая всех отличий этого рода, отмечаем лишь главные, ставя на вид самую важную сторону той работы, которой были заняты справщики адриановского издания. Оказывается при сличении, что около 30 святым положены вторые тропари, или кондаки; именно: присоединены к общим тропарям особые, а кондаки записываются после 3 и 6 песни канона. На 17, или около того, памятей положены иные тропари, или кондаки, сравнительно с уставом 1682 г., и между ними несколько памятей, которые в предшествовавшем уставе не имели ни тропарей, ни кондаков. Введены следующие новые памяти. 3 сентября – преп. Григория Пельшемского. 2 октября – Андрея Юродивого (в уставе 1682 г. он упоминается в службе, но не обозначен в месяцеслове устава).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Московской Николомясницкой церкви священник Арсений Иванович Тяжелов (1820). Московского Покровского собора протоиерей Иван Дмитриевич Платонов (1822). Московской церкви Дмитрия селунского протоиерей Петр Иванович Платонов (1822). Московской Богоявленской в Елохове церкви священник Матвей Авраамович Знаменский (1822). Московского Архангельского собора протоиерей Василий Иоаннович Кутневич (1826). Архимандрит Новоспасского монастыря Поликарп (1836). Московского Казанского собора протоиерей Сергий Алексеевич Владимирский (1836). Иосифова волоколамского монастыря архимандрит Агапит (1844). Профессор богословия в московском Университете, доктор богословия, протоиерей Петр Матвеевич Терновский (1844). Московской Предтеченской, на Покровке, церкви, протоиерей Павел Петрович Платонов (1844). Московской Адриановской церкви протоиерей Дмитрий Петрович Новский (1844). Московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви протоиерей Сергий Григорьевич Терновский (1849). Московской Киро-Иоанновской церкви протоиерей Иван Федорович Загорский (1853). Московского Архангельского собора протоиерей Петр Евдокимович Покровский (1859). Московской благовещенской, на Тверской, церкви протоиерей Афанасий Михайлович Ефимовский (1859). Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (1862). Московской Николоявленской церкви протоиерей Павел Игнатьевич Беневоленский (1864). Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви протоиерей Николай Андреевич Руднев (1864). Московской Николостуденецкой церкви священник Стефан Иванович Зернов (1864). В) Почетные члены конференции В почетные члены избирались лица духовного и светского звания, «знаменитые духовным просвещением и любовию к духовному просвещению, основанною на христианском образе мыслей». От них предварительно было испрашиваемо согласие на принятие этого звания. В число таких членов были избраны в разное время следующие лица: Михаил, митрополит новгородский. Амвросий, архиепископ казанский. Филарет, архиепископ ярославский. Симеон, архиепископ тверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  Действия англичан в Месопотамии…   ДАР ИНДИИ – 100 миллионов фунтов стерлингов на войну.   СВИДЕТЕЛЬСТВО. Среди населения Петрограда циркулирует слух, будто со Спасо-Преображенского собора были сняты пулемёты… Благодаря этому собор неоднократно подвергался обстрелу. По долгу священства свидетельствую, что никаких пулемётов на соборе никогда не было, это подтверждают и неоднократные обыски студентами и солдатами. Граждане, слухи могут повести вас по ложному для отечества пути. Духовенство далеко от мысли идти вразрез нынешнему народному движению. Да здравствует обновлённая Россия и да расточатся все внутренние и внешние враги её. Протоиерей Адриановский 370 Кутепов не достал спального места и сидел в купе. А соседи, переполненные петроградскими событиями, везли их с собою в Москву, – и по этому переполнению и по тесноте в вагоне не спя, весь вечер и всю ночь оживлённо разговаривали. И публика сидела из класса состоятельного, но, заметил Кутепов, никто не проявил сочувствия к положению Государя, опасались только, чтобы революция не перешла в разбойничество. Государь уже для всех казался обречённым, а обсуждали преимущество перед ним великого князя Михаила Александровича, и какой будет счастливый выход, если трон перейдёт к нему: разрушительная революция сразу будет и остановлена. А один господин оказался сторонник республики – и возник долгий спор о преимуществах республики и монархии. А старая дама, в трауре возражала: ведь при республике евреи могут стать чиновниками или офицерами? этого представить себе нельзя. А другая ахала, что тогда не будет Пажеского корпуса, и значит, сын её, паж, не закончит? Как же быть пажам? Кутепову были тошны все они и все их разговоры, и он притворился сидя спящим. А заснуть не мог всю ночь. Он убедился, что ничего не мог сделать в Петрограде, – и только скорей хотелось ему перенестись к себе в полк. Поезда тянулись, стояли, шли с большим опозданием. Только на рассвете пришли в Тверь. Кутепов вышел на пустую платформу и прогуливался, скрипя снежком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Степанов, Терентий Степанович Список пожертвований в Братство Преподобного Сергия, полученных по подписными листам 2698 на 1905 г. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей. Адриановской, в мещанской, протоиерея Петра Васильевича Рубина 3 р. 00 к. 8 р. 00 к. Александровской, в Александровском Институте, священника Иоанна Гаврииловича Соколова 3 р. 00 к. Александро-Невский, в Практической Академии, свящ. Мих. Иоанн. Диомидова 2 р. 00 к. 3 р. 00 к. Александро-Невской, в Коммисаровском Техническом училище, священника Иоанна Петровича Смородина р. 50 к. Александро-Невской, в мещанском училище, прот. Иоанна Ник. Бухарева 1 р. 00 к. Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, свящ. Николая Петровича Соловьева 2 р. 00 к. Александро-Невской, в училище имени принца Ольденбургского, священника Ал-дра Петров. Громоковского р. 40 к. Алексеевской, на Малой Алексеевской ул., свящ. Вит. Аникит. Красновского 1 р. 00 к. Афанасие Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иоанн. Троицкого 1 р. 00 к. Благовещенской, на Бережках, свящ. Иоанн. Иоанн. Святославского 4 р. 00 к. —29— Благовещенской, в Петровском парка, свящ. Петр. Вас. Сперанского 5 р. 00 к. Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева 8 р. 00 к. 3 р. 00 к. Благовещенской, в Пыжах, протоиер. Константина Яковлевича Орлова 1 р. 00 к. Благовещенской, на Тверской, прот. Михаила Иоанн. Соболева 6 р. 00 к. 8 р. 00 к. Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ник. Феод. Вознесенского 6 р. 00 к. 6 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, священ. Ник. Ал-др. Ивановского 10 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Путинках, свящ. Сергия Влад. Ромодановского 1 р. 00 к. Богородице Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова 3 р. 00 к. Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова 9 р. 00 к. 5 р. 00 к. Богородице-Рождественской, за Смоленскими Воротами, свящ. Владимира Андреевича Воскресенского 2 р. 00 к. Богородицкой, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Павла Васильевича Покровского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Духо-Сошественской, на Лазаревском кладбище, церкви протоиерея В.Ф. Остроухова: От церкви Прот. П.А. Скворцов Адриановской, на Мещанской, церкви протоиерея П.И. Доброва: Прот. Добров П.И. Свящ. М. Славский на юбил. стипендию Ф. Германов Богородицкой, в С.-Екатерининской больнице, церкви священника Ф.Д. Померанцева: пожертвовано Екатерининской, в Екатерининском Институте, церкви протоиерея И.В. Арсеньева: Прот. И.В. Арсеньев Знаменской, в Переяславской слободе, церкви протоиерея Г.И. Коссина: Прот. Г. Коссин Кресто-Воздвиженской, на Убогих Домах, церкви священника С.А. Голубева: Прянишников От причта —39— 229. Марие-Магдалининской, в приюте для слепых, церкви священника М.Н. Соловьева: Свящ. М.Н. Соловьев Николаевской, в Инженерном Училище, церкви священника Н.Г. Попова: пожертвовано Петропавловской, в Мариинской больнице, церкви священника А.И. Померанцева: От причта Трифоновской, в Напрудной, церкви священника Д.И Соколова: Свящ. Д.И. Соколов Свящ. Н.А. Машков Церковный Староста Е.А. Малышева От причта и церковного старосты К.Е. Какушкина Троицкой, на Пятницком кладбище, церкви протоиерея С.С. Недумова: От причта От разных лиц —40— 236. Троицкой, в Троицкой, церкви священника А.Н. Стефановского: От неизвестного Пот. Почет. Гражд. О.М. Щербакова Е.А. Чебыкина А.А. Аверьянова М.Н. Пальчиков С.П.М. Сретенского сорока III-ro отд. Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, церкви священника Н.П. Соловьева: пожертвовано Александро-Невской, в училище принца Ольденбургского, церкви священника А.П. Громоковского: От неизвестного Богоявленской, в Елохове, церкви протоиерея И.И. Березкина: Прот. И.И. Березкин Свящ. Н. Смирнов Свящ. И. Архангельский Церковный староста Вознесенской, на Гороховом поле, церкви священника А.Г. Покровского: Свящ. А.Г. Покровский М.А. Чернышев Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, церкви протоиерея А.П. Афонского: Прот. А. Грузов Свящ. П. Воздвиженский Свящ. С. Ковганкин Свящ. В. Смирнов —41— 243. Николаевской, в богадельне имени бр. Боевых, церкви священника А.И. Крылова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010