Римский храм (aedes, templum) также предполагет пространство (форум) вокруг него и нередко является частью архитектурного комплекса. Римский храм прямоугольного плана часто поднят на ступенчатый подиум. Храмы императорской эпохи обычно прямоугольные в плане, с подчеркнутой продольной осью. В этом типе намечается базиликальная форма: боковые колоннады по сторонам целлы трансформируются в подобие боковых нефов, возникает псевдо–базилика. Апсида неглубокая, в виде ниши, где помещается статуя (или рельеф) божества. Типичный пример – довольно хорошо сохранившийся римский храм Венеры и Ромы, обновленный после 307 г., расположенный между Колизеем и Форумом. Эти сооружения исключительно богато украшены живописью, скульптурой, полами из разноцветного мрамора, мозаиками, фресками. Всем этим, кроме статуй, воспользуются строители христианских базилик. Адриановский Пантеон в Риме (117–138) – уникальное сооружение, представляющее собой новаторскую форму ротонды. По описанию Витрувия, алтарь, расположенный снаружи, обращен к востоку таким образом, чтобы жрец мог смотреть на изображение божества внутри храма, а то, в свою очередь, «смотрит» через открытые двери целлы к западу, на жреца и публику. Большое значение придавалось свету: он падал через открытую дверь на статую божества, а утренние лучи проникали сквозь окна в восточной стене. Площадь перед храмом была организована по принципу симметрии вокруг продольной оси. Собрания адептов мистериальных культов происходили в частных домах, которые нередко имели базиликальную форму. Святилища Митры, довольно однотипные прямоугольные сооружения, были невелики, они вмещали от 30 до 50 человек. Часто образ Митры, поражающего быка, был представлен в виде рельефа или живописи. Особое значение приобрела базилика (греч. прилагательное βασιλικ, «царская», по–лат. – существительное: basilica) – большое здание, предназначенное для собраний, торговли, приемов и пр. Базилика употреблялась и для культовых целей, как, например, храм Сераписа в Милете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адриановской, в Мещанской, ц., священника П.И. Доброва: Ф.Г. Германов Свящ. М. Славский Свящ. П.И. Добров Богородицкой, в Старо-Екатери- нинской больн. ц., священника Ф.Д. Померанцева: —37— 216. Духосошественской. На Лазаревском кладбище, ц., протоиерея В.Ф. Остроухова: Екатерининской, в Екатерининском Институте, ц., протоиерея И.В. Арсеньева: Прот. И.В. Арсеньев Знаменской, в Переяславской слободе ц., протоиерея Г.Я. Коссина: Протоиерей Г.Я. Коссин Кресто-воздвиженской, на Убогих домах, ц., священника С.А. Голубева: В.Н. Пантелеев Марие-Магдалининской, в приюте для слепых, ц., священника М.Н. Соловьева: Свящ. М.Н. Соловьев Николаевской, в Инженерном училище, ц. свящ. Н.Г. Попова: 222. Петропавловской, в Мариинской больнице ц. свящ. А.И. Померанцева: Свящ. Д. Соколов Свящ. Д. Машков В. Смирнов Е.А. Малышева Т-ва Бог Быков П. —38— 224. Троицкой в Капельках ц., священника А.П. Соколова: Свящ. А.П. Соколов Причт и церк. Староста Троицкой, на Пятинцком кладбище, ц., священ. С.С. Недумова: И.С. Коромыслов И. Калобин А. Степанова Е. Тетерин Ф. Малышев А. Недумов Д. Фатеева Причт и староста Троицкой, в Троицкой слободке, ц., свящ. А.Н. Сперанского: Филипповской, в Мещанской, ц., священника Г.А. Орлова: Е.А. Чебыкин Ф.Б. Аверьянов С. П. М. Сретенского сорока 3 отд. Александро-Невской, в Покровской богадельне, ц., священника Н.Н. Соловьева: Александро-Невской, в училище принца Ольденбургского. Ц. свящ. А.П. Громоковского: П.А. Захарова —39— 231. Богоявленской, в Елохове, ц., протоиерея И.Я. Березкина: Прот. И.Я. Березкин Свящ. И.И. Архангельский Свящ. Н. Смирнов Воскресенской, в Екатерининском богадельном доме, ц., священника И. Лихачева: Свящ. И.М. Соловьев Вознесенской, на Гороховом поле ц., священника А.Г. Покровского: Свящ. А.Г. Покровский А.М. Чернышев Кресто-Воздвиженской, в Алексеевском монастыре, ц., протоиерея А.П. Афонского: Свящ. П.Д. Воздвиженский Свящ. С.А. Ковганкин Свящ. А.И. Грузов Николаевской, в Богадельне имени бр. Боевых, ц.. свящ. А.И. Крылова: И.К. Зубова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напечатаны-ли где-либо приобретенные Вами письма Митрополита Филарета к протоиерею Голубинскому и княгине Баратаевой, мне неизвестно, хотя за всем, что печаталось там или здесь с именем Филарета, я внимательно следил. Предпринятое Вашим Высокопревосходительством составление списка писем Митрополита Филарета, в случае отпечатания, послужит важным пособием будущему составителю биографии великого иерарха. Но скоро-ли явится этот вожделенный составитель: вот вопрос! Мне кажется, что для составления полной обстоятельной и достойной имени Филарета биографии не довлеет сил одного человека. Для сего должна быть образована особая комиссия из ученых мужей». 30-го числа получил письмо из Москвы от Адриановского протоиерея П. И. Казанского . От 29-го числа он писал: «Почтительнейше принося Вашему Высокопреосвященству за себя и родных моих глубочайшую благодарность за дорогой дар любви вашей – пять книг издания Писем в Бозе почившего, приснопамятного Святителя Филарета, вместе с тем прошу милостиво простить меня за умедление настоящего письма. Желалось, как и Вам это угодно было, прежде прочитать книгу, а время, особенно зимнее, всегда очень теснит меня в делах моих. Достоинства издания несомненны, и не потому только, что оно составляет вообще драгоценный материал для биогра- —543— фии почившего Святителя, но и потому особенно, что этот материал издан Вашим Высокопреосвященством, и более других лично и близко обращавшимся с покойным Владыкою, и прекрасно ознакомившимся со всею широкою Его деятельностью чрез издание отзывов и мнений – этого высокого памятника охранительных начал великого иерарха Церкви Российской. – Подстрочные замечания, знакомящие со встречающимися в письмах лицами и обстоятельствами, дают особенную полноту и ясность письмам. Если-же не везде (в немногих впрочем случаях) могли быть показаны желательные подробности причин и побуждений, вызывавших то или другое письмо, даже фразу, то это не вина издателя, не имевшего возможности знать подробностей. Вез сомнения, много еще осталось неизданных писем из обширной переписки почившего Владыки; чтобы сделать, чтобы вызвать таящиеся под спудом у многих лиц дорогие памятники? От души желалось бы, чтобы настоящее издание побудило владетелей еще ненапечатанных писем заявиться пред Вашем Высокопреосвященством и просить Вас о продолжении столь любезных и Вам и читателям трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ср. Bloch. стр. 55. 230 «Одинаковая святость кетубим, говорит Фюрст, выдвигается с большим ударением и с выразительным указанием на тех еретиков (саддукеев и самарян), которые не уважали, подобно Закону: Пророков и Агиографы, или не считали их каноническими. Так читается (Таанит 8а): «Певец Асаф сказал: О, мой народ, внимай моему Закону! Тогда спросил его Израиль: Не получили-ли мы Закона на Синае и есть-ли другой Закон? Но Асаф отвечал: еретики Израиля утверждают, что Пророки и Агиографы не принадлежат к Закону и вообще отрицают их». Здесь мы находим, по поводу слов псалма 77, ст. 1, выражение одинаковой святости Пророков и Агиографов, чтобы против самарян защитить чисто иудейскую точку зрения. Это воззрение могло обнаружиться также во введении гафтар, т. е. общестенного чтения из Пророков, как параллелей к чтениям из Пятокнижия. Ибо лишь к такому происхождени. (рассуждает Фюрст со своей точки зрения на позднее заключение канона) может быть возведено столь раннее учреждение, подобно многим фарисейским учреждениям того времени, выдвинутым соферимами в противовес самарянским и саддукейским еретикам. Ходячее положение, что учреждение гафтар возникло лишь в Траяновския и Адриановския времена, благодаря запрещению чтений из Закона, принадлежит просто позднейшим раввинам, не подумавшим, что запрещение не могло остановиться на одном Законе. Что гафтара всегда бралась из пророческих писаний, а не из Агиографов, выясняется из иного рода многократного употребления Агиографов, с богослужебными целями, чем и без того документировалась их святость и высокое к ним уважение: песнопения левитов принадлежали к кетубим; первосвященнику во всю ночь дня Очищения читали только из этого-же класса Писаний – из Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д.». Fürst. Kanon. 52. 231 " Гафтара из пророческих книг рано была введена, как добавление к субботним чтениям из Пятокнижия, но при этом должно быть еще упомянуто, что при малых чтениях из Пятокнижия в понедельники, четверги и в субботние вечерние богослужения брались гафтары (die Haftara’s) только из Агиографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

47. Письмо Преосвященного Филарета о полученной им книге для сбора пожертвований в пользу Антиохийской Патриархии 37 22 Ноября 1843 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Вследствие отношения Вашего Сиятельства от 16 сего ноября за 8629, с учиненной в консистории справки, имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, что указ Св. Синода от 7 августа за 10430, при коем препровождена ко мне для Преосвященного Митрополита Иллиопольского, Неофита, книга для сбора приношений в пользу Антиохийской церкви, получен мною сего ноября 3 дня, и сдан в консисторию с следующею резолюциею: 1) «Книгу препроводить чрез благочинного монастырей с начатыми и вписанными приношениями. 2) По содержанию 3 и 4 пунктов указа Святейшего Синода отнестись к Преосвященному Иллиопольскому. 8) Консистории о том, что с Высочайшего соизволения дана от Св. Синода Преосвященному Неофиту, Митрополиту Иллиопольскому, книга на два года для сбора приношений в пользу Антиохийского Патриаршего Престола, чрез благочинных монастырей объявить монастырям и пригласить ко внесению подаяний. 4) О том же чрез благочинных церквей объявить соборному и приходскому духовенству; при чем предоставить ему сделать сие известным и прихожанам. 5) В отношении к монастырям и ставропигиальным предложить тоже Синодальной Конторе. 6) От меня уведомить о сем: исправляющего должность Московского Гражданского Губернатора и Градского Главу. 7) Как указ Св. Синода от 7 августа получен мною 3 сего ноября: то члену консистории Адриановскому протоиерею Дмитрию Невскому с первым секретарем консистории произвести о сем исследование, и представить». По 1 и 2 пунктам резолюции исполнено того же 3 числа. Сверх того Преосвященному Неофиту поставлены на вид к надлежащему с его стороны исполнению 3, 4 и 5 пункты определения Св. Синода 11 февраля/13 марта 1842 г. По 3 и 4 пунктам посланы указы из консистории к благочинным монастырей, соборов и церквей и в Духовные правления 8 ноября. По 5 пункту предложение Московской конторе Св. Синода дано от меня 8-ж ноября: а по 6-му отношения к гг. исправляющим должности Московского Военного Генерал-Губернатора и Гражданского Губернатора и Московскому Градскому Голове подписаны и отправлены 9 ноября; 7-й пункт резолюции моей объявлен к исполнению члену консистории и секретарю. С совершенным потением и таковою же преданностью Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский 22 ноября 1843 г. Дело Канц. Об. Прок. 30535. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разобранные исправления были наиболее значимыми в церковнополитическом отношении, хотя инновации ими отнюдь не исчерпывались. Как отмечает А. Неселовский, «Иоакимовские справщики (...) руководствовались северно–русским чином хиротонии XV века и чином александрийской редакции, изданным Гоаром по Алляциеву евхологию. По указаниям первого они исправили устав на избрание епископа, устав наречения и устав обряда целования, а по указаниям последнего – остальные части чина» 629 . Руководствование не означало буквального следования; полное тождество указанных частей чина с александрийским не было целью справщиков. В частности, не соответствовало александрийскому новое архиерейское обещание 630 . Отличие состояло прежде всего в том, что в александрийском чине вовсе отсутствовала третья, каноническая часть архиерейского обещания, то есть обещание (также разделенное на три части в соответствии с тремя «приведениями» хиротонисуемого) было целиком догматическим. Неселовский не прав, полагая, что Иоакимовские справщики устранили второе александрийское исповедание, а внесли только третье. Его ввела в заблуждение недостоверность сохранившихся списков полного чина избрания и поставления архиерея, написанных при патр. Адриане. При Иоакиме в архиерейское обещание входило и второе, и третье александрийское исповедание, а каноническая часть была присоединена к третьему исповеданию. Именно такую структуру архиерейского обещания мы находим у перервинского игум. Павла, поставленного в архиепископы Коломенские 14 февраля 1676 года 631 . Можно предположить, что в переводе александрийских обещаний принимал участие Евфимий Чудовский, который в это время был справщиком на Печатном дворе; Евфимий же переводил комментарии Гоара на александрийский чин избрания и поставления. Отдельные частные изменения продолжали вноситься в архиерейское обещание в течение всего патриаршества Иоакима, однако существенного пересмотра текста не производилось. Новая редакция появляется после избрания патр. Адриана в августе 1690 года. В новой редакции, подготовленной к поставлению архим. Илариона в митрополиты Псковские 1 февраля 1691 года 632 , второе александрийское исповедание было исключено из обещания, третье поставлено на место второго и сокращено, а каноническая часть заняла место третьего исповедания. С этими изменениями архиерейское обещание вошло в полные рукописи чина избрания и поставления Адриановского времени 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Н. Рождественскому: «Возвращая при сем полученные мною чрез Вас от графини А. Г. Толстой подлинные письма покойного митрополита Филарета к графу Александру Петровичу, прошу Вас вручить их Ее Сиятельству. Писем посылается здесъ больше, нежели сколько я получил от Вас; излишние получены мною от К. П. Победоносцева : они хранились в его кабинете. Хорошо Вы сделали­ бы, достопочтеннейший о. Протоиерей, если бы убедили Графиню передать эти драгоценные автографы для хранения в вашей епархиальной или академической библиотеке. Из двух препровождаемых при сем экземпляров изданной мною книги один экземпляр прошу принять в дар для вашей домашней библиотеки, а другой, с надписью, потрудитесь внести от моего имени в библиотеку Общества любителей духовного просвещения». 9 числа писал также в Москву протоиерею Адриановской церкви, П. И. Казанскому 634 (по жене своей племяннику митрополита Филарета и, следовательно, ближайшему наследнику имущества приснопамятного Святителя): «По назначению вашему посылаю при сем 5 экземпляров изданной мною книги для Вас и для ваших родных. Прошу принять их с любовию, как дань моей искреннейшей признательности за ваше благосклонное соизволение на издание драгоценных писем приснопамятного Святителя. Произнесите ваш правдивый суд о достоинстве и недостатках моего издания. В тот же день получено было мною письмо из Петербурга от А. В. Гаврилова. От 7 числа он писал в ответ на мое письмо от 5 ч.: «Получив ваше письмо, спешу ответом на оное, благо выпал свободный вечер. Книг еще не получил, но у переплетчика уже был и узнал, что наше издание он переплетал для Императора особо и для Высочайших Особ особо. Первый переплет из французской шагрени будет стоить 6 руб., прочие – в коленкоре – по 1 р. 50 к. каждый. Как только получу книги, немедленно передам их переплетчику, с просьбою ускорить работу. Вопрос о рассылке вашего издания в духовно­учебные заведения можно считать разрешенным удовлетворительно. А. Г. Ильинский 635 дал на это свое согласие, заявив лишь желание получить от Вас экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Носитель мирской короны, царь и моральный герой, политический и духовный вождь народа еврейского: – таков иудейский идеал Мессии у таннаев, т.е. почти до 220 г. по р. Хр., но и в апокалипсисах он всюду выступает в ореоле славы и победы. Его прототип – Моисей, а все задачи исчерпываются национально – политическими интересами и не имеют собственно ни цели, ни ценности искупительной. Иудейство не приписывало своему Избавителю даже власти и силы прощать грехи и не нуждалось в его искупительных жертвах, почему смерть всякого Мессии не могла заключать умилостивляющего достоинства, в христианском смысле. Иудейские авторы говорят, что идеи страждущего Мессии нет в древней традиции, и намеки на нее появляются после и по отражении христианства, при чем возникает побочный образ Мессии – сына Иосифова. Страждущий Мессия есть лишь индивидуальная концентрация скорбной политической судьбы Израиля и, будучи продуктом национальной истории, порожден Адриановским гонением и впервые возник после сдачи Беттара. Никогда не указывают на искупительные мессианские страдания, а означают лишь «страдные» времена, какие необходимы для предварения и осуществления национально – иудейского тожества во вселенной. Во всем иудействе нет ни умилостивляюще – страждущего Мессии, ни мессиански – индивидуального искупления. Этот принципиальный национализм религиозных идеалов суживает универсалистические порывы и неизбежно ведет к тесным ограничениям на практике. Пусть верно, что цель иудейства заключается в мессианском объединении всего человечества, но не менее истинно, что при этом Палестина и Иерусалим раздвинутся на весь мир, который, очевидно, должен превратиться в них, ибо пораввински Бог есть «отец наш» лишь для иудейского народа. Вся иудейская этика, базирующаяся на земных идеалах, принимает узко – партикуляристическое направление с наклоном к национальной вражде ко всему чужому, – и этой исключительности не препобедила даже диаспора. Так воздвигаются прочные националистические рамки, а затем и в них неизбежно появляются свои градации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В конце заседания Съезд миссионеров имел суждение о распределении ведения противосектантских бесед в г. Одессе по случаю наезда в город сектантов-адвентистов, причем постановил: в трех городских аудиториях 14, 15, 16, 17 и 18-го октября составом всех епархиальных, уездных и окружных миссионеров открыть ряд публичных собеседований в обличение сектантов-адвентистов на следующие темы и следующими лицами: о. Н.Зеленев проведет беседу об отмене субботы и почитании воскресного дня; о. И.Захарьев – о состоянии душ умерших и их бессмертии; о. Ф. Кирика – о втором пришествии Христа; о. В. Кульчицкий – о бессмертии души; прот. о. И. Недзельницкий – о втором пришествии Христа: о. В. Димара – о состоянии душ по смерти; о. архим. Гурий – об отмене субботы и почитания воскресного дня, о. Н. Бортовский – о втором пришествии Христа; М. А. Кальнев – о несостоятельности всего адвентистского учения с точки зрения слова Божия; И. В. Чиннов – об антихристе и признаках его пришествия. Протокол 3 Вечернее заседание того же 13-го числа В вечернем заседании собрания миссионеров только Херсонской епархии состоялось следующее распределение уездов и миссионерских округов между составом уездных и окружных миссионеров. 1 . Александровский уезд, Новомиргородский и Елисаветградский благочиннические округа ведает о. Ф. Кирика; 2 . Бобринецкий, Братолюбовский и Вознесенский округа – о. Александр Сербин; 3 . Ровенский и Новоархангельский округа – о. В. Кульчицкий, 4 . Весь Херсонский уезд – о. И. Захарьев; 5 . Одесский и Ананьевский уезды – уездный миссионер (вакансия); 6 . Тираспольский уезд – о. Н. Зеленев. По распределении округов, Съезд миссионеров Херсонской епархии обратил особое свое внимание на те приходы епархии, какие представляют из себя особенно зараженные пункты, опасные в миссионерском отношении, причем таковыми оказались следующие приходы: в Тираспольском уезде – Адриановский, Горьевский и Бузиновский; в Ананьевском – Гвоздавский, Новоселовский, Мостовской, Лидиевский, Голтянский и Завадовский; в Одесском – Коммисаровский, Златоустова Поля, Новопокровский (Сахарова), Раснопольский, Севериновский, Еремеевский и Троицкий; в Херсонском – Богоявленский, Балабановский, Ингульский, Гурьевский, Полтавский, Ново-одесский. Ново-Воронцовский, Ивановский (Воронцовка), Висунский, Музыкиных хуторов, Широковский, Новониколаевс κий и Николаевки 1-ой; в Елисаветградском – Кардашевский, Аннинский, Песчано-Бродский, Любомирский, Плетено-Ташлыкский, Софиевский, Глодосский, Скалевской, Пе- троостровский, Новоархангельский (Варваринской церкви), Арбузинский, Арнаутовский, Болгарский, Солоновский, Сербуловский, Устиновский, Коротякский, Кетрисановский, Обозновский, Федоровский, приходы Большой и Малой Виски и Буличевский; в Александрийском уезде: Оситняжский, Знаменский и Гуровский; города: Одесса, Николаев, Елисаветград, Новомиргород, Очаков, Березовка, Бобринец и Вознесенск. Протокол 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А без того заплетёшься, и в ад попадёшься. Лухотским завидую, что часто вас видят? Эдакова – то дурака, ветреницу ту: они его ещё не разику не видали! 430 1851 года 12 Января. Получила письмо, очень обрадовалась, что М. Ив. воротился? Да, точно так. Прошу Господа Бога, чтобы дал нам терпение? Прошу молиться, девочка, поусерднее. За отца игумена молиться не хочется? Всех о Господе любите. Часто в ум приходит мечтание, что иг. мучит вас побоями? Он не бьёт, а ума даёт. Читала Псалом 124: Господь попускает по праведным судьбам своим нечестивым господствовать над праведными. Всякая неприятность с благодарностью, на пользу душе. Не почиет жезл грешничий на жребии праведных. Ров изры и ископа: падет в яму, юже содела. Я надеюсь на Божие правосудие? Господь всё устроит человеколюбно. Все мы плакали о вашем беспокойствии. Сеющие благодушно слезами, радостью пожнут. Не умели без роптания поблагодарить Господа? Благодарить Господа, а не укорять Его мы должны. 431 1851 года 23 Апреля. Не смею вас поздравить с переселением в Югскую Обитель? Господь дивно утешил меня недостойного: здесь премного для меня лучше Адриановского. Где живут М. И. и А. Н. желала бы видеть? В городе Мологе; приходи, когда угодно. 432 1851 года 23 Апреля. Получила два письма, за которые вам остаюсь в жизнь мою заслужить: боюсь, не обленюсь ли? С Алфавитом – то и спи. О себе вам скажу: всю седмицу Святыя Недели проплакала: радоваться не умею? Часто молись: так и при слезах – то будешь радоваться. 433 Я жить не научила себя? Молись, читай, да книг – то слушайся. Теперь узнала, где вас Господь устроил: нетерпеливо хочется увидеть? Поскорее, девочка, прибегайте, и товарочек умоляйте к нам с собой. 434 1851 года 15 Сентября. Горжусь, что я девочка? А я? … Стерва заовинное. Часто вижу во сне образ Пресвятой Богородицы: когда стою близ Неё, а иногда вдали? Молись по усерднее, да Её слушайся. Думаю, что Она научает меня молиться, а я пекусь более о деле и пище? Сия подобает творити, и онех не оставляти. Часто бываю не здорова?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010