Из службы самого праздника гимны общие с Рождеством Богородицы и другими Богородичными праздниками: 1. «Радуйся, звезда морская». 2. «Кого земля, море, звезды чтут». 3. «О славная между девами». См. Р.Б. стр .177–178. Молитва «Рабов Твоих, просим, Господи, прегрешения презри, дабы мы, будучи не в силах угодить Тебе делами нашими, спаслись заступничеством Родительницы Сына Твоего Господа нашего, Который живет с Тобою». Служба Успению имеет только одну эту молитву, которая повторяется в положенных местах (другие праздники имеют 2 –3 специальных молитвы). Антифоны и респонсорий небиблейские Вознесена святая Богородительница над ликами ангелов к небесным царствам. Приидите поклонимся Царю царей, Матерь-Дева Которого воспринята в эфирное небо. Райские двери отверсты нам Тобою, Которая ныне во славе торжествуешь со ангелами. Взята Мария на небо; радуются ангелы, прославляя, благословляют Господа. Блаженна Ты, Дева Мария, носившая Господа Творца мира: Ты родила создавшего Тебя. Радуйся, Мария Дева, – Ты все ереси одна уничтожила во всем мире. Сподоби меня прославлять Тебя, освященная Дева; дай мне силу против врагов моих. По рождестве Ты, Дева, пребыла нетленною, – Богородительница, предстательствуй за нас. Мария Дева взята в жизненный чертог, в котором Царь царей сидит на звездном престоле. Блаженна Ты, Дева Мария, Богородительница, поверившая Господу: исполнилось на Тебе сказанное Тебе: вот возвышена Ты над ликам и ангельскими. Предстательствуй за нас пред Господом Богом нашим. Благословенна Ты, Дщерь, от Господа, ибо чрез Тебя мы приобщились плоду жизни. Сегодня Мария Дева восходит на небо; радуйтесь, так как Она со Христом царствует во веки. Антифоны и респонсорий библейские Дева мудрейшая, куда идешь, вся блистая, как заря? Дочь Сионова вся стройна и приятна, красива, как луна, изящна как солнце. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Я увидел благовидную, как голубицу, выходящую на речные берега; ее неоценимое благоухание было чрезмерно на одеждах ее. И как в весенние дни окружали ее цветы роз и лилии долин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Средоточное положение в творении преставившейся Богоматери Ирмос Не послужиша твари богомýдрии паче Создавшаго, но óгненное прещéние мýжески поправше, радовахуся поюще: препéтый отцéв Госпóдь и Бог благословéн еси. Богомудрые не послужили творению более Творца, но, мужественно поправ угрожающий огонь, радовались воспевая: превоспеваемый Господь и Бог отцов, Ты благословен 324 . Тропари Юноши и дéвы, Дéвы яже и Богоматере память чтýще, старцы и монаси, царие и судии, пóйте: отéц наших Гóсподи и Бóже, благословéн еси. Юноши 325 и девы, старцы 326 и князья 327 , цари и 328 судьи 329 , чтя память Девы 330 , как и Богоматери, пойте: Господь и Бог отцов наших, Ты благословен 331 . Да вострýбят трýбою духóвною гóры небéсныя, да радуются хóлми и да играют божéственнии апóстоли: Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующи. Да вострубят трубою Духа небесные горы, да радуются холмы 332 , да торжествуют божественные апостолы 333 : Царица преставляется к Сыну, царствуя 334 с Ним. Всесвящéнное преставлéние божéственныя Твоея и нетлéнныя Матере, премирныя вышних сил совокупи чины веселитися с сýщими на земли, Тебé поющими: Бóже, благословéн еси. Всесвященное 335 преставление божественной Твоей и нетленной Матери соединило премирные чины вышних сил в радости 336 с поющими Тебе на земле: Боже, Ты благословен. Песнь 8-я 1-го канона Ходатайственное значение Успения Ирмос Пламень орошающ преподóбныя, злочестивыя же попалияющ, Ангел Бóжий всемóщный показа отрокóм, живоначальный же истóчник содéла Богорóдицу, тлю смéрти, и живóт точащу поющым: Содéтеля единаго поим избавленнии, и превознóсим во вся вéки. Пламень всемощный Ангел Божий явил для отроков орошающим преподобных и опаляющим нечестивых; Богородицу же Он 337 сделал начальножизненным источником 338 разрушения для смерти и жизни для поющих: Создателя; единого будем петь 339 , избавленные 340 , и превозносить во все века. Тропари Глагóлы послéдоваху божéственному ковчéгу свящéнному все мнóжество богослóвов в Сиóне: камо идеши ныне, Скиние, зовýще, Бóга Живаго: не престай призирающи вéрою поющия: Содéтеля единаго поим избавленнии, и превознóсим во вся вéки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око». Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115. Там же. С. 121–122. См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца)// Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58. Там же. С. 93. Стамна в чаше у ложа Богоматери изображена также на иконе Успения первой четверти XV в. из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. См.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 52. Кат. 2. Цит. по: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2001. С. 95. Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в.//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005. С. 50. См.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 30. С. 176. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея/Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995. С. 48–49. Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора//Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. C. 167. Овчинников А. Н. Символика белого цвета// Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 118. Светлана Липатова

http://pravoslavie.ru/jurnal/06082614442...

«Украшенную ожерельями дочь Иерусалима Господь возжелал. – Видя ее, дочери Сиона провозгласили блаженнейшей, говоря: миро излитое имя Твое». «Предстала Царица одесную Тебя в одежде вызолоченной, препоясанная пестротою». Чтения же на попразднство все новые (исключая Евангелие). В разные дни положены следующие чтения в честь праздника (чередующиеся с чтениями в честь ежедневных святых): евангельский рассказ о посещении Спасителем Марфы и Марии, извлечения из Песни песней (о красоте Возлюбленной из глав 4, 5 и 8-й), 2-е слово св. Иоанна Дамаскина на Успение «Из древнего предания мы приняли», беседа бл. Августина на упомянутый евангельский рассказ и беседа Бернарда на Успение. Со службою попразднству соединяется служба рядового святого, как у нас, но последняя более, чем у нас, заслоняет службу праздника, тем более, что на попразднство Успения приходятся такие великие святые для католической Церкви, как мч. Лаврентий (отдание его памяти, празднующейся, как и Успение, 8 дней) и авва Бернард. Служба рядового святого не отменяется, как то делается у нас, для отдания праздника, а только празднику отводится в этот день больше места за службой, чем в другие дни попразднства. Воскресение, случающееся «внутри» попразднества Успения, посвящается католической Церковью памяти «св. Иоакима Исповедника, отца блаженной Мари и Девы» (у нас – 9 сентября, после Рождества Богородицы). В этот день все успенские молитвы, чтения и стихи заменяются таковыми же в честь св. Иоакима 472 . Соответственно другому взгляду Римо-Католической Церкви на Пресвятую Богородицу и Ее Успение, последнее иначе и изображается там на иконах: под видом несения ангелами Богоматери на небо, но над открытым гробом. 472 Breviarim romanum, Ratisb., 1897, рр. 667–705. Missale romanum. Campid., 1823, рр. 504–512. Читать далее Источник: Христианские праздники : всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением/под ред. М. Скабаллановича. - Киев : Изд. журн. " Проповеднический листок " , 1915-1916./Кн. 6: О Успении Пресвятой Богородицы. - 1916. - 114 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю» . Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око». Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115. Там же. С. 121–122. См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца)//Этингоф О.

http://pravoslavie.ru/574.html

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресв. Богородицы . Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592-602); известно также, что имп. Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресв. Богородицы в одном из храмов К-поля ( Скабалланович. Успение. С. 85-86). Рождество Пресв. Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» - тот же, что поется на этот праздник и в наст. время. Праздник Введения Пресв. Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, к-рая присуща др. Б. п. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX-X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В слав. Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании ( Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Б. п. В совр. правосл. богослужении в число Б. п. входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 дек.); Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресв. Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресв.

http://pravenc.ru/text/149547.html

Другие более мелкие особенности по сравнению с нынешним уставом: вечерня без кафисмы; на стиховне 2-й стих: «Яко избра Господь Сиона»; после непорочных: «чтения праздника в Торжественнике» ( πανηγυρικ); по 3 песни слово кир Андрея «Таинственно настоящее торжество»; по 6 песни «ищи и другое слово Богородицы в Цветословах Златоуста в конце книги». При совпадении воскресного дня с Успением Евергетидский устав пение канонов определяет так: воскресный на 4, и праздника оба, ирмосы их и тропари по дважды (наш устав в таком случае назначает пение праздничных канонов без ирмосов, чем ослабляется торжественность праздника). Антифоны на литургии при таком совпадении Евергетидский устав отменяет (у нас это делается и с антифонами Христовых праздников при совпадении их с великим святым) 450 . В Прологе к Евергетидскому Типикону есть особая глава об Успении, гласящая: «Успение должно праздноваться у вас светло, светло и торжественно, ибо это праздник праздников и торжество торжеств». «На каковой (праздник) и раздаяние пищи ( διδοσιν) в пилоне (колоннада, паперть) заповедуем совершать, насколько есть возможность и насколько изобилует рука ваша» 451 . Подобные замечания об Успении имеют и другие Типиконы. Так Типикон малоазийского Богородичного монастыря « τω ν Ηλου Βωμω ν», сохранившийся в рукописи XII в., говорит об Успении в особой главе своей дисциплинарной части: «Успение Пресвятой Богородицы должно праздновать преимущественно между всеми другими праздниками, весьма светло и любочестно ( φιλοτιμω ς), всячески украшая божественный храм Ее, т.е. священные сосуды, покровы, с особенным освещением и всякой другой светлостью, с целонощным бдением и сладкогласными певцами, и быть столу ( δαιταν) в трапезе пообильнее из рыб и солений ( ταριχευτω ν) до 4 блюд ( μινσω ν) или и больше». В типиконе Отрантского (в южной Италии) Николо-Казулянского монастыря по списку XII в. об Успении заповедуется: «должно знать, что на Успение 15 августа после божественной литургии благословляет иерей виноград ( σταφυλν) после преломления ( κλαστν) в церкви по древнему преданию» 452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Богородицы». Слово это «Сакраментарий» папы Геласия (492–496) peд.VII в. считает апокрифическим. Оно содержит пространное предание, но известно было в различных версиях, иногда противоречащих повествованию книги Деяний9. Св. Андрей Критский († ок. 713 г.) в слове на Успение, по-видимому, имеет в виду сказание приблизительно в редакции Григория Турского, когда уподобляет успение Богоматери сну Адама во время создания Евы, – когда говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и когда отшествие Ее из этого мира сравнивает с «преложением» Еноха и Илии. Песнописцам VIII века – Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину – сказание известно в более пространной редакции. Вообще издавна существовало несколько сказаний, или преданий о событии, неодинаковых по объему и разнящихся по в подробностях. Так в армянском сказании Моисея Хоренского († 493 г.) не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и пении ангелов при погребении; по упомянутому «Сказанию ап. Иоанна», гробница открывается для ап. Варфоломея; умершие ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Духом Святым из гробов («Апокрифические сказания о Божией Матери», Правосл. Обозр. 1873 г., IV, 594). В «Синаксаре» Великой Константинопольской церкви IX-X вв. под 15 авг. помещено следующее сказание об Успении: «Должно знать, что записанные чудеса при успении пресв. Богородицы, с течением времени искаженные еретиками, отцы пересмотрели, и впоследствии Иоанн, святейший архиепископ Фессалонитский, исследовав их, вредное выбросив, а правильное и душеполезное оставив, описал наиболее точное успение. (Его) история заключает следующее. Когда Владычице нашей Богородице предстояло отойти из этой плотской жизни, за три дня до этого пришел к Ней великий ангел и дал Ей знак награды (βραβειον – собственно, приз на играх). Это была финиковая ветвь, чтобы апостолы держали ее, воспевая (при погребении) о том, что многие чудеса будут через Нее. И пошла Мария на гору; увидя Ее, растения наклонили верхушки и поклонились Ей.

http://predanie.ru/book/220855-uspenie-p...

Входное: «Возрадуемся все в Господе, торжествуя праздничный день в честь блаженной Марии Девы, вознесению Которой радуются ангелы и совосхваляют Сына Божия». Пс. 44 " Отрыгну сердце мое...» Молитва – что и на других службах (см. выше). Вместо Апостола: Сир. 24:7–17 – об упокоении и возвышении Премудрости. Graduale (­ прокимен): Пс. 44:5 б , 11 «Истины ради...», «Слыши дщи...». Аллилуиа: «Вознесена Дева Мария на небо, радуется воинство ангелов». Евангелие: Лк. 10:38–42 – посещение Христом Марфы и Марии. Offermorium (на принесение Даров): «Вознесена Дева Мария на небо, радуются ангелы, совосхваляя, благословляют Господа. Secreta (тайная молитва): «Да придет на помощь, Господи, народу Твоему молитва Богородительницы, Которую, хотя мы знаем преставившейся (migratte) по условию плоти, да почувствуем в небесной славе ходатайствующей у Тебя за нас, – чрез того же Господа». Р raefamuo (предваряющие евхаристию возгласы) общая в Богородичные праздники со вставкой: «И Тебя в вознесении (­ успении)». Причастен: Лк. 10 «Мария же благую часть избрала». По причащении: «Трапезы небесной соделавшись причастниками, слезно умоляем милость Твою, Боже наш, да чрез вознесение Богородительницы, освободимся от всякого угрожающего зла Ее предстательством, – чрез Того же Господа». Народный обычай в католической Церкви приурочил к Успению освящение хлебных и огородных растений, отчего Успение называется у поляков в просторечии «праздником зелий» (zielna). Основание для обычая в том, что Успение – самый значительный праздник той поры года, когда созревают эти растения (с колосьями разного рода освящается капуста, редька и т.п.). Обычай соблюдается и в православных церквах западной России. Попразднство Успения в католической Церкви оканчивается днем ранее, чем у нас – 22 августа, чтобы вместе с праздником получилось 8 дней (остаиа). В дни попразднества (infra octavam) повторяется молитва (вышеприведенная) праздника и некоторые из стихов праздника. К последним прибавляется несколько новых. Вот они.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Песнь 3-я 2-го канона Ипакои Как первое междопесние канона, ипакои имеет более общее, чем кондак, содержание, настолько общее, что совершенно не упоминает о празднике; он, таким образом, извлекает мысль из все же узких рамок празднуемого события и направляет ее на величественно-привлекательный образ самой Виновницы праздника, именно как Богородицы, нашей неусыпной (несмотря на успение) молитвенницы и поддержки гражданского порядка; заканчивается песнь, сообразно главному предмету и простоте содержания, ангельским приветствием Богородице. Глас 8 Блажим Тя вси рóди, Богорóдице Дéво, в Тя бо невместимый Христóс Бог наш вместитися благоволи; блажéни есмы и мы, предстательство Тя имýще, день бо и нощь мóлишися о нас, и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются. Тем воспевающе вопиéм Ти: радуйся, Благодатная, Госпóдь с Тобóю. Ублажаем Тебя все поколения 221 , Богородица Дева, ибо в Тебе благоволил поместиться невместимый Христос Бог наш. Блаженны и мы, имея в Тебе защиту, ибо Ты день и ночь молишься о нас и скипетры царства укрепляются 222 Твоими молитвами. Посему восклицаем Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Песнь 4-я 1-го канона Песнь 4-я 2-го канона Успение и воплощение Ирмос Неизслéдный Бóжий совéт éже от Дéвы воплощéния Тебé, Вышняго, прорóк Аввакýм усмотряя зовяше: слава силе Твоéй, Гóсподи. Созерцая неисследимый Божий совет о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, пророк Аввакум восклицал: слава силе Твоей, Господи 241 . Тропари Чýдо бяше зрéти Нéбо всех Царя одушевлéнное, испражнéния преходяще земная. Яко чýдна дела Твоя, слава силе Твоéй, Гóсподи. Удивительно было видеть одушевленное небо Всецаря проходящим 242 пустоты 243 земли. Как удивительны дела Твои! Слава силе Твоей, Господи! Аще и непостижимый Сея Плод, Имже небеса быша, погребéние прият вóлею, яко мертв, како погребéния отвéржется неискусобрачно Рóждшая? Если и непостижимый Плод Ее, чрез Которого произошло небо, добровольно принял погребение, как мертвый, то как избегла 244 бы погребения безбрачно Родившая?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010