Ковчег святыи – см. примечание к 3-ей песни 1-го канона. Трапезу Слова жизни. – В нынешнем греческом тексте стоит: трапезан Арту зоис – стол Хлеба жизни (трапеза – стол). В 3-ем Слове на Успение прп. Иоанна Дамаскина мы находим фразу, которая послужила основой для разбираемого тропаря: «Ныне земная трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб жизни, угль Божества, была взята от земли…» (2). Вероятно, вариант греческих книг является аутентичным. Во Святая святых всели. – Любой православный человек, со вниманием слушающий слова церковного богослужения, сразу вспомнит главу из Послания апостола Павла к Евреям, читаемую в Богородичные праздники (Евреям, 9, 1–7; зачало 320). Церковная традиция рассматривает «Святое святых», то есть сокровенное особо священное место Скинии Моисея (которое сохранялось впоследствии и в Иерусалимском храме), как прообраз Самой Пресвятой Девы. Как во «Святое святых» не мог входить никто, кроме первосвященника, и тот входил только единожды в год, «не без крови», то есть, с обязательной очистительной жертвой, – так и утроба Девы приняла в себя Единородного – Великого «Первосвященника будущих благ», Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, единожды вошел во святилище и приобрел (для человечества – С. С.) вечное искупление» (Евреям, 9, 11 – 12). Однако в нашем тропаре, как мы уже видели, в качестве прообразов Пресвятой Девы перечисляются принадлежности святилища (ковчег, скрижали, Ааронов жезл, кадильница, сосуд манны). Самое же «Святое святых» прп. Козма, вслед за своим другом Дамаскином, рассматривает как прообраз Небесного Царствия, в котором Божия Матерь вселяется в самую светлейшую обитель, предстоя престолу Своего Сына (см. комментарий к 3-ей песни 1-го канона). Воистину как светлый Светильник невещественного Света, (как) Кадильницу золотую божественного Угля, (как) Сосуд и Жезл, Скрижаль богописанную, Трапезу Слова жизни, вселило Тебя во Святая святых, Дева, Порождение Твое. Песнь 6-я 2-го канона. Ирмос. Божественое се и всечестное совершающе празднество, богомудрении, Божия Матере, приидите, руками восплещем, от Нея Рождьшагося верою славяще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Песнь 6. Ирмос: Морский пучинородный китов внутренний огнь –/тридневнаго Твоего погребения проображение,/егоже Иона пророк показася./Спасен бо, яко и предпослася, неврежден, вопияше:/пожру Ти со гласом хваления, Господи. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Морской огонь внутри рожденного в пучине кита/был тридневного Твоего погребения прообразом,/толкователем которого Иона является,/ибо, сохраненный невредимым,/каким и был до поглощения, он взывал:/“Принесу Тебе жертву с гласом хвалебным, Господи!” Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог:/в рождестве бо Деву якоже сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно/и спрослави Божественным преставлением,/честь Тебе, яко Сын Матери, даруя. Являет на Тебе сверхъестественное/Царь всего, Бог,/ибо как Он Тебя при родах Девою сохранил,/так и во гробе тело соблюл нетленным/и вместе – прославил божественным переселением,/честь Тебе, как Сын Матери, воздавая. Воистинну Тя, яко светел свещник невещественнаго Света,/кадильницу златую Божественнаго Угля, во Святая святых всели,/ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый,/трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое. Тебя, Дева, как поистине светлый/светильник невещественного Огня,/кадильницу златую божественного Угля,/сосуд с манной и жезл,/скрижаль, Богом писанную,/ковчег святой, трапезу Хлеба жизни,/поселило во Святом Святых Дитя Твое. Ин. Ирмос: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Канон 2. Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый/совершая праздник Богоматери,/придите, богомудрые, начнем рукоплескать,/от Нее рожденного Бога славя. Из Тебе Жизнь возсия, ключи девства не рушивши;/како убо пречистое и живоначальное Твое тело/искушения смерти бысть причастно? Из Тебя воссияла Жизнь,/ключей девства не нарушив./Как же пречистое и живоначальное тело Твое/испытанию смертью сделалось причастным? Жизни бывши храм, жизнь присносущную улучила еси:/смертию бо к животу преминула еси,/Яже Жизнь рождши воипостасную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

На стиховне стихиры, глас 2: Отче праведне наш Иоанне, житие твое на земли славно, и успение со святыми; смерть тебе бысть приобретение жизни вечныя, телесем нетленным с нами пребывая, и любовию всех согревая, молися о нас Христу Богу наше­му, мир церкви нашея даровати, и душам нашим велию милость. Стих: Расточи, даде убогим, правда Его пре­бывает во век. Отче блаженне Иоанне, новая звезда возсиявшая над землею русскою, совокупившаяся лику древних святых, и прославленная архипастыри и пастыри, и всеми верными чадами церкви православныя, озари и нас светом сия­ния славы Сына Предвечнаго, Отца Небеснаго, Бога безсмертнаго, во спасение душ наших. Стих: Готово сердце его уповати на Господа. Отче премилостиве Иоанне, в житии бо тво­ем праведному Филарету поревновав. Имея бо­гатство тленное ни во что вменил его, нищих, сирот и вдовиц одарил еси, сим богатством тленным приобрел еси у Христа богатство нет­ленное, и по слову Его обогатился тамо идеже ни червь, ни тля, ни татие не крадут, но пребы­вает оное вечно. Палаты незримыя в Царствии Божием создал еси, да и нас молитвами твоими вселиши в ня. Слава, глас 4: Радуйся, сокровище нетленное на небеси стяжавый. Радуйся, яко тамо вечно пребываеши, и нас грешных на земли не оставляеши. Радуй­ся, яко мощи твоя нетленныя яви нам Господь, да возрадуемся и мы, видяще нетление телесе твоего, яко Господь тя тако прослави. И ныне, глас той же: О, чудо велие мне! Ибо камень дражайший во мне почивает. Тако глаголет церковь По­кровская. И откуда он преселился в мя! Тот, кто место славное мне предуказа, в прославлении имени Девы Марии, из Нея же родися Христос плотию, он же плотию нетленною во мне почи. О, чудо, Пресвятая Дево! Како вмещаю его, он же мя создати строители благослови, да и аз прославлю его, имене ради святаго Твоего. По Ныне отпущаеши: тропарь святому дважды и Богородице Дево: единожды; аще же ни: Слава, святому, и ныне, Богородичен по гласу тропаря. Тропарь, глас 4: Святче Божий, отче наш праведне Иоанне, пресвитере славне стада Христова, свято житие твое совершив, даром прозрения и исцеления Господь тя одари, и ныне нетленным телесем с нами пребывая, моли Христа Бога нашего, да спасет Господь души наша, почитающих, блаженне, святую память твою.

http://pravicon.com/info-3893

е. исполняют (слово) наделе. – Ибо недостаточно, говорит Он, родственности по естеству, если при этом не будет и родственности по расположению духа. Но Он не отвергает Матерь от истинного родства, как не исключает Ее и из истинного блаженства, и не Ей противопоставляет предстоящих Ему (да и как бы это могло быть?!), – Ей, Которая преизобильно исполнила всякую человеческую добродетель, и до Рождения Господа, и после Рождения; но Он говорит это, наставляя младенческое понимание тех. Эту похвалу, в то же самое время, Он и Матери Своей усвояет, ибо Он как бы так сказал: Посему-то Она еще более блаженна: ибо не только родила Она и вскормила Меня, но и слово Божие и слушала и сохранила. Посему-то Она еще более родственна Ему: ибо, вот, и Марфе Он сказал: «Ты печешися и молвиши о мнозе. Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея»; 268 не порицая этим и не осуждая деятельное тщание Марфы, но выше сего ставя неотвлекаемое созерцание Марии. Хороша, действительно, и твоя старательность, говорит Он, но та избрала лучшую и неотъемлемую часть; с тебя когда-нибудь снимется это бремя нужды, с той навек пребудет сладость Истины. И в этом случае то же самое: Ты ублажаешь, говорит Он, Родившую и Вскормившую по той причине, что Она зачала и вскормила Меня; Я же тебе говорю, что Она еще более блаженна по той причине, что во всем держалась слов Божиих, не упустив ничего из того, что в пределах возможности человеческого естества; и этими (Божественными словами) можно возжечь в себе стремление к Первой Красоте, 269 и даже находясь в узах плоти, неким образом соединиться с Нею, ибо от Нее посылается непрестающий луч. 2 . О, воистину Блаженная Дево, и в том и в другом: и по расположению духа, и по естеству Матерь Божия! К Тебе обращу в дальнейшем все мое слово! О, Жено чистейшая и душой и телом; не только всех жен, но и всего естества Цвет, – Цвет из всех цветов наипрекраснейший: ибо Ты стала Корнем и Началом всех определенных ко спасению, подобно тому как первая женщина была и сделалась и началом всех отверженных! Ибо через ту пришло неверие и ослепление и страстность плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Да поднимутъ тя, Дево, хевувимы. Да воспоют тя Серафимы. Да прославят тя Силы. Да предтекут ти Престолы, зряще тя престол Неописаннаго. Поиди Невесто неневестная в невестник небесный». Сия богословяху и ина многочуднии оные мужие, яже никто же может по достоинству изрещи, ко гробу провождающе жизни Матерь. Мы же что к ней речем? Како род наш почтившую почтем? Како воспоим многопетую Деву? Како возвеличим, юже вси роди величают, якоже сама прорече. Но да приидет Давид в среду нашу, играя и ударяя в гусли, и предначиная исходная Божественному Кивоту глаголом: воскресни Господи в покой твой, ты и Кивот святыни твоея: да поет в кимвалех доброгласных, в кимвалех восклицания: помяну имя твое во всяком роде и роде. И не един Давид сию да провожает, но и весь пророческий сонм. Сию бо и словесы и вещами древле прорекоша многообразне: И ов оубо купину, ов же жезл сию да воспевает. Ин стамну и скрижаль, другий кадильницу и трапезу и свещник, ин паки лествицу и престол огнезрачный, другий руно и облак легкий и сень, ин клещу и дверь затворенную. Подобаше бо прорекшим вся, яже о ней, и провождения ея сотворити светло. Но и пророчицы жены тоя успение да сопразднуют, начальницу имуще и песнем и торжеству Мариам Моисееву, и достойныя чествования да воздадут Матери Бога нашего. Да веселится с сими купно и прамати Евва и старчески да играет, и усиливаемая благодатию престарение свое да забывает. Ея бо внука к премирным творит восхождение: и женския ноги небесныя круги наступают: да созывает древния жены, Сарру и Ревекку, Рахиль же и Анну, Руфь, Иудифь и Деворру, Олду и Иаиль и Есфирь, и сим таинство да сказует. Но девственны лики дщерей Сионских со свещами ныне да провожают в небесная и наднебесная, ибо преднаучени суть ее во святая святых провожати. Священницы да благословят ю. Матери да ублажат. Лицу ея да поклонятся богатии людстии. Вси роди во всяком возрасте да возвеличат. Ангели да поднимут. Архангели с Гавриилом да поют песнь. Херувими да покланяются. Серафими да припадают. Иже из нея рождейся Христос да почтет от десную.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   «Ум цепенеет и сердце содрагается при виде нынешняго огульнаго неверия, коим заражена современная интеллигенция, современное учащееся юношество, бредящее гордым неверием и богохульством... Но Бог поругаем не бывает»  (Слово на Вознесение Господне в 1903 г.).    «Ныне страшное время безверия и отступления от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякаго рода: многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для них ничего святого..., а потому говорят они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближняго, лги, лицемерь, не подчиняйся никакому начальству, будь сам для себя начальник — отвечать ни за что не будешь:- так думают и говорят многие из пресловущих интеллигентов и неучей, — и так думая, поступают сообразно со своими воззрениями. Вы это видите, вы об этом читаете, слушаете — ужасаетесь и говорите: Что же из всего этого выйдет?»  (Слово на Успение 1906 г.).    «Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных, — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себянеоцненное жизненное сокровище — веру православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может»  (Слово на Рождество Богородицы в 1906 г.).    «Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православнаго. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты, — то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга»  (Слово на день Рождения Имп. Николая II в 1906 г.).     «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древния царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»  (Слово в 1907 году).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

И ныне, праздника или Богородичен: Покров буди ми, и предстательство,/и заступление, и похвала, Богородице Дево,/яко Ты еси безпомощных сила необоримая/и надежда ненадеемых. По 2-м стихословии седален, глас 8: Пустыни Учемския подвижника и за град Углеч теплаго молитвенника,/почтим преподобнаго Кассиана/и, облобызая пречестный его образ, рцем сице:/Кассиане преславне, Христу Богу молися,/оставления грехов даровати чтущим любовию святую память твою. Слава, глас тойже: Подобен: Премудрости: Красоты мира сего от младых ногтей, преподобне, возненавидев,/единаго Христа от сердца возлюбил еси,/и Тому всею душею прилепися, и, яко безплотен, на земли поживе с плотию,/славу же и корысть мимотекущую нивочтоже вменив,/Небесное богатство восприял еси и славу вечную,/темже ублажаем святое твое успение и, в нем торжествующе, вопием тебе:/моли Христа Бога грехов оставление даровати/чтущим любовию святую память твою. И ныне, праздника или Богородичен: Богорадованная Владычице, святителем удобрение,/праведным утверждение и преподобным всем похвало,/спаси ны от бед, и скорбей, и лютых прегрешений,/верою воспевающия Тя. По полиелеи седален, глас 4: Хваляще Имя Господне в Божественнем Его храме,/восхвалим купно и вернаго раба Его,/преподобнаго отца нашего Кассиана,/иже прослави Бога в души своей и телеси/и светом добродетелей, яко звезда, просветися в земли Углечстей./Темже и Бог его в Небесном Царствии прослави/и нам помощника показа,/присно молящася о душах наших. Слава, глас 3. Подобен: Красоте девства: Союзом любве привязася Христови,/земная и мимотекущая возненавидев, Богомудре,/пустынное озлобление усердно подъем,/бесовская же ополчения и их многокозненную силу посрамил еси,/сего ради Подвигоположник Христос дарованием чудес обогати тя,/темже тя почитаем, Кассиане Богомудре. И ныне, Богородичен: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/ангельский собор и человеческий род,/освященный храме и раю словесный,/девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть,/прежде век Сый Бог наш;/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Достоин был воспеть тебя, Дева, (св. Иерофей) сосуд избранный; будучи весь в изумлении, в восторге, и всецело освящен Богом, он и видим был всеми и действительно был боговдохновен, преславная Богородица! (Чет.-Мин.) Песнь 6-я. Ирмос. Совершая божественное сие и всечестное празднество Богоматери, приидите, богомудрые, восплещем руками и прославим родившагося от Нея Бога. Из Тебя возсияла Жизнь, не разрешив ключей девства: как же пречистое и живоначальное тело Твое соделалось причастным смерти? ( Ин. 14:2 ; Иез. 44:2 ). Соделавшись храмом Жизни, Ты сподобилась жизни безсмертной: ибо чрез смерть Ты прешла к жизни, (как) родившая Жизнь ипостасную ( Ин. 11:25, 14:6 ). Песнь 7-я. Ирмос. Богомудрые (отроки) не послужили твари вместо Творца, но мужественно презревши угрозу огнем, в радости воспевали: благословен Ты, препрославленный Господи и Боже отцев. Юноши и девы, старцы и князи, и цари с судиями, почитая память Девы и Богоматери, воспойте: благословен Ты, Господи и Боже отцев ( Пс. 148:11–12 ). Да вострубят трубою Духа небесныя горы; да возрадуются ныне холмы, и божественные Апостолы да ликуют: Царица преселяется к Сыну, чтобы с Ним царствовать ( Пс. 148:9 ). Священнейшее преставление божественной и нетленной Матери Твоей собрало горние чины высших сил – радоваться вместе с поющими Тебе на земле: благословен Ты, Боже ( Лк. 15:10 ). Песнь 8-я. Ирмос. Благочестивых отроков в пещи сохранило рождество Богородицы; будучи тогда образуемым, а ныне действительным, оно всю вселенную побуждает петь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки. Память Твою, пречистая Дева, прославляют Начала, Власти и Силы, Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Херувимы и страшные Серафимы, а (с ними) и мы, род человеческий, воспеваем и превозносим во веки ( Лк. 1:48 ). Чудно вселившийся при воплощении в пречистое чрево Твое, Богородица, Сам принял священнейший дух Твой и упокоил в Себе, как сын обязанный; посему Тебя Деву мы воспеваем и превозносим во все веки ( Кол. 3:3–4 ). О как непостижимы чудеса Приснодевы и Богоматери! Вселившись во гроб, она соделала (его) раем; пред ним предстоя ныне, мы в радости поем: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Сюжет «Пророк Даниил во рву львином» воспринимался как прообразовательный образ Христа во гробе. Эта композиция была известна с раннехрист. времени (на фреске IV в. в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе; на рельефе IV в. (Лувр, Париж) Д. представлен в вост. шапочке-митре, в тунике и шароварах) и позже (композиция суздальских юж. золотых врат, 30-е гг. XIII в.; икона «Прор. Даниил во рву львином», 1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Часто в эту композицию включается образ прор. Аввакума, чудесным образом переносимого по воздуху из Иудеи в Вавилон для кормления Д., когда тот находился во рву (миниатюра из Книги пророков, 1489, РГБ). Свт. Кирилл Александрийский в слове на успение Д. указывает на него как на одного из тех праведных мужей, к-рых Спаситель, сойдя во ад после Распятия, первыми ввел в рай, поэтому Д. иногда присутствует в композиции «Сошествие во ад» в группе пророков (икона 1-й пол. XVI в., ГРМ). В Новгородском иконописном подлиннике XVI в. Д. описан «аки Георгий; на главе колпак, оглавь белилы, риза кеноварь, испод празелен, руку левую опустил, а держит свиток, правая молебна, персты верх, препоясан ширинкою, а ротъци до гледнъ»; в Сводном иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова (XVIII в.) рекомендуется писать Д. следующим образом: «…лицом млад, власы кудреваты, на главе колпак, риза киноварная, краткая, исподняя светло-зеленая, препоясан ширинкою, в сапогах, в руке свиток, а в нем писано: «Аз тя призвах. Дево чистая, гору, от нея же отторжеся камень без рук человеческих, и порази тело златое, и камень бысть в круг велий». Бяше же сухоняв видом, но зело красен благодатию Вышняго». Согласно «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.), Д. изображается юным, безбородым, произносящим: «Возставит Бог небесное царство» (Дан 2. 24). Лит.: Ерминия ДФ. С. 562; Иконописный подлинник Новгородской ред., по Софийскому списку XVII в.//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 16; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 215; Лелекова О. В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря//Сообщ.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Всем сердцем Троице усердно предложився,/иже от Нея лучу богодельно приим,/световиден быв, со Ангелы ликуеши. Желанием Божественным приединився и воздержанием просвещся,/чаемых вечных благ во причастии быв,/Богоблаженне Иоанне, и наслаждении. Твоя болезни и поты во вселенней славятся,/ты же Небесною славою питаяся, Иоанне,/нас непрестанно поминай. Богородичен: Спаси мя, всех рождши Избавителя и Благодетеля,/разоривши души моея облак, Света облаче, Святая Владычице,/сильна соделай на страсти, борющия мя. Светилен: Совета удалился еси, бегая, нечестивых сожительства,/Христу же, над всеми Богу нашему, непорочным житием угодил еси, Иоанне,/Егоже ныне моли о нас, рабех твоих,/верою празднующих всечестную память твою, Богомудре Иоанне. Богородичен: Мудрость Ипостасную, и Слово Пресущное,/и Врача всех порождши, Дево,/струпы и язвы души моея исцели, лютыя и многовременныя,/и устави сердца моего страстная помышления. На хвалитех стихиры на 4, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Дал еси притчу терпения и мужества,/Преблагий Господи,/праведнаго Иоанна и многочудеснаго,/добродетельми, и словесы, и делы сияюща,/целомудрием украшаема и кротостию./Тем Твое неизреченное смотрение славим,/Иисусе Всесильне и Спасе душ наших. Праведен и незлобив,/истинен же, и непорочен, и верен,/уклоняяся от всякия злобныя вещи,/показался еси, Иоанне блаженне,/просвещен добродетельми и благочестием сияя,/тем тя ублажаем/и святое твое и честное днесь празднуем успение,/радующеся, Богомудре. Целомудрием и благоверием,/яко багряницею многоценнаго, одеявся, Иоанне,/правдою же и кротостию, яко Божественным венцем, увязлся еси,/со страждущими Христа ради царствовати возжелел еси./И ныне Царю сил предстоиши,/Иисусу Всемилостивому и Спасу душ наших. Слава, глас 8: Добродетелей твоих, Богомудре Иоанне,/исправления уясниша верных сердца:/кто бо, слыша безмерное твое смирение и терпение,/не удивится ко всем кротости и беззлобию,/к скорбящим милованию/и к сущим в бедах скорому поможению,/к плавающим немятежному пристанищу/и в путь шествующим благому поспешению?/Вся боголепно предварил еси, досточудне./И ныне неувядаемым венцем венчался еси/от руки Вседержителя Бога,/Егоже моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010