Богородичен: Течение преста тленное,/Дева бо роди Бога Слова нетленно,/выше естества и слова, Девою пребывши. Песнь 6 Ирмос: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Апостола Павла исполнися глас на тебе, отче,/слово Крестное погибающим убо юродство вменися,/тебе же, спасающемуся, сила Божия бысть, Николае всехвальне. Христов глас исполнися на тебе, реченный:/блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное./Ты бо обнищал еси духом/и Царство Небесное восприял еси. Ум свой весь к Богу простирая непрестанными поучении,/плотскую любовь не пощадил еси,/благих себе ходатайствуя, Николае, присвоение. Богородичен: Усты и сердцем, Пречистая, Тя Богородицу проповедуем,/Тобою бо Богови примирихомся,/отриновеннии первее преступлением праотца. Кондак, глас 4: Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/и паки от мирския чади 107 уничижение и пхание приемля,/о ихже согрешениих Христу Богу моляся./По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/яко неистощимое сокровище,/подаеши бо исцеление/верою к раце мощей твоих приходящим/и успение твое честно славящим. Икос: Иже юродство приим Христа ради,/безсмертную жизнь преславно наследовал еси,/с плотию бо на земли безплотных житие прошед,/был еси страстьми неприятен 108 ./Темже тя хвалим, отче:/радуйся, светлая юродивым славо;/радуйся, ясный целомудрия столпе./Радуйся, многое терпение яве показавый;/радуйся, премудраго разума явление./Радуйся, правило правде известное;/радуйся, словом совершившу ти и деянием стремление./Радуйся, уме, наслаждаяся мыслей неизреченных;/радуйся, иже весь Новград, блаженне, благочестно удивил еси./Радуйся, имже всяка страсть умертвися;/радуйся, источниче животочивых вод./Радуйся, помощниче и спасителю иже верно вопиющим ти;/радуйся, иже к тебе прибегающим теплый заступниче, преблаженне Николае,/и верою к раце мощей твоих приходящим,/и успение твое честно славящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, глас той же Воспóйте, людие, Матери Бóга нашего, воспóйте: днесь бо всесвéтлую дýшу Свою в пречистыя длани Иже из Нея Воплóщшагося без сéмене предаéт, Егóже и мóлит непрестанно даровати вселéнней мир и вéлию милость. Воспойте, люди, воспойте Матери Бога нашего, ибо сегодня Она предает всесветлую 102 душу Свою в пречистые ладони Воплотившегося из Нее без семени 103 , Которого и молит непрестанно даровать вселенной мир и великую милость. Стихиры на стиховне Эти стихиры останавливаются на соотношении между событием и боговоплощением, объясняя из последнего первое. В частности, 1-я стихира »Приидите воспоем« вообще устанавливает эту связь; 2-я »Давидскую песнь« берет боговоплощение в узких пределах его земной среды, как рождение Христа от семени Давидова; 3-я »Всечестное Твое успение« из боговоплощения выводит значение события столько для мира ангельского, сколько человеческого. Заключительная стихира »Егда изшла еси« изображает участие в погребении апостолов (как представителей человечества) и людей. Все стихиры, как доселе только заключительная, заканчиваются молитвою, что естественно после литии (ср. на Рождество Пресв. Богородицы). Самогласны, глас 4 Приидите воспоéм, людие, Пресвятую Дéву Чистую, из Неяже неизречéнно прóйде воплóщся Слóво Отчее, зовýще и глагóлюще: благословéнна Ты в женах, блажéнно чрéво, вместившее Христа. Тогó святым рукам дýшу предавши, молися, Пречистая, спастися душам нашим. Придите, воспоем, люди, Пресвятую Деву Чистую, из которой неизреченно прошло воплотившееся Слово Отца, (воспоем), восклицая и говоря: благословенна Ты среди женщин; блаженно чрево, вместившее Христа. В Его святые руки предавши душу, молись, Пречистая, о спасении душ наших. Стих: Воскресни, Гóсподи, в покóй Твой, Ты и кивóт святыни Твоéя. Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей ( Пс. 131 ) 104 . Давидскую песнь днесь, людие, воспоéм Христý Бóгу: приведýтся, речé, Царю дéвы в след Ея и искренняя Ея приведýтся в весéлии и радовании. Ибо от сéмене Давидова Еяже ради мы обожихомся в рýце Своегó Сына и Владыки славно и паче слóва прелагается, Юже яко Матерь Бóжию воспевающе, вопиéм и глагóлем: спаси нас, исповéдающих Тя Богорóдицу, от всякаго обстояния, и избави от бед дýши наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Лицо Пресвятой Девы пред Ея блаженным успением просияло дивным светом, а храмина, где почивала Она, наполнилась несказанным благоуханием, как бы от множества превосходнейших ароматов. Апостолы чудесно на облаках принесены были к жилищу Богоматери из разных стран мира и предстали пред Нею. Они были свидетелями Ея мирной, святой и блаженной кончины, когда Пречистую душу Ея, отрешившуюся от тела, принял Сам Господь, явившийся с сонмом святых ангелов и праведных духов. С возженными светильниками и пением псалмов апостолы погребли тело Богоматери в Гефсимании. На третий день после погребения Матери Божией явился апостол Фома, не присутствовавший вместе с другими апостолами при успении Богоматери, и пожелал видеть Ея гроб. По его желанию, гроб был открыт; но здесь не было уже тела Пречистой. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию. Вечером в тот же день, когда апостолы встали изъ-за трапезы и, по священному обыкновению, подняв часть хлеба, которую отлагали в честь Господа, хотели произнесть: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», – они увидели на воздухе Пресвятую Деву со множеством ангелов, и Она сказала им: «радуйтесь! Я всегда с вами». Апостолы произнесли: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»; затем они пошли ко гробу Богоматери и, не найдя в нем пречистого тела Ея, совершенно убедились в Ея воскресении. Так было дивно успение Божией Матери: после смерти Она не в землю нисходит, а на небо восходит, и гроб Ея поистине лествицею к небеси бывает. За что же, – спросите, – за что так удивил Господь на Пресвятой Деве Марии милость Свою? За что сподобилась Она такой благодати Божией? – Не за что иное, как только за добродетели Свои: за Свое высокое смирение и любовь к Богу. Кто не слыхал о том глубочайшем смирении и покорности воде Божией, которыя проявила Преблагословенная Дева, когда архангел Гавриил возвестил Ей о зачатии от Нея Сына Божия? Она в глубоком смирении отвечала небесному вестнику: се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему ( Лук. 1, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

[«На книгу Бытия, буквально»] 10, 18, 33), т. е. неопределенно, и вопрос о том, происходит ли душа Христа от Марии, вместе с телом, или же создана Богом (в соответствии строгому креационизму), а следов., Мария дала только плоть, остался открытым, и отвержение заблуждения Аполлинария, по которому Логос заменил именно душу и дух, не дает руководящих указаний. По согласительной формуле III Всел. Собора 433, по антиохийскому символу, также нельзя уверенно определить учение Церкви. Здесь было сказано: Θεν τλειον κα νθρωπον τλειον κ ψυχς λογικς και σματος [«совершенного Бога и совершенного Человека из разумной души и тела»). Здесь принимается т. о. трихотомический взгляд, и существо Христа состоит из «совершенного Бога и совершенного Человека, состоящего из разумной души и тела». Каково же происхождение этой разумной души, указаний нет. Но представляется соответственным духу всего Ветхого Завета и Еванг. генеалогии, что разумная душа Христа была рождена от Девы Марии, Которая и является Его Матерью в п о л н о м смысле слова, как всякая человеческая мать, рождающая человека плотски. 30 Из акафиста Успению Богородицы: «Радуйся, Ее же пресветдая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется, радуйся, Ее же и нетленное тело таможде с душею купно прославляется, — радуйся вхождению в престольный град Самого Вседержителя, радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Высшего Насадителя», (икос 8). «Спасти хотя мир, иже всех Господь от земного Тя ради избра в Матерь Себе… и Тебе с Собою возведе ко пребыванию в славе вечной и соцарствованию с Собою, конца не имущему» (кондак 10). С особенной выпуклостью мысль о воскрешении Богоматери и вознесении Ее в теле на небо выражена в последовании погребения Богоматери, совершаемом в Гефсиманском скиту. Похвалы, или священное последование на святое преставление Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Стихиры на Госп. воззв. (из Иерусалимского последования): «Он заботится о крупных вещах. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения божественный день, в онь же почи от живота Матерь сущи живота, смотрением еже на смерть, плотию субботствовавшая и преставльшаяся и на небеса возошедшя силою иже из Нея воплотшегося Христа Бога, и с Ним во веки веков вечнуюшая и дарующая нам живот вечный, с любовию чтущим святое Ея Успение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиною вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель. И так, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш ( Лев. 19:2 ). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:17–18 ). Что именно этого требует от нас Господь Иисус Христос , т.е. святости и правды, вы можете убеждаться в том каждый день самою молитвою Господнею Отче наш, в которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно, по воле Божией, а не по своей жить: да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ( Лк. 11:2–4 ; Мф. 6:9–10 ). И так, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братия и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно, и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь и в вечности. Аминь. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы Воспою радуяся Тоя успение (Ирмос, песнь 1-я). Братия, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертию, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением, или что все равно – успокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ея, а напротив поет радостные, торжественные песни Ея исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни, и что гроб Ея, бывший для Нея дверью к небесному царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать – этот гроб непреложно обещает и нам безсмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Убо ежели кому, то приличнее всех Преблагословенной Деве Богоматери смерть покой есть, не только потому, что все бедствия и злострадания Ее в мире сем сим успением скончались, но и потому наипаче, что сие блаженное успение соделалось для Нея вратами, вводящими в чертоги небесные. Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его, говорит Апостол Павел 146 . Чего же сей благоутробный Бог и Сын Ее не уготовал Матери Своей, толико Его возлюбившей, толико о Нем болевшей, толико злостраданий Его ради претерпевшей? Если мудрый Соломон матерь свою Вирсавию на престоле царствия своего посадил 147 : то Иисус, ипостасная Премудрость Божия, научивший и Соломона почтить таким образом свою матерь, не удостоил ли Богоматерь Свою на Божественном престоле своем посадить? По истине, блаженна и преблаженна Она: ибо и на земле ублажают Ее вси роди, и на небесах Всесильный сотворил Ей такое величие 148 , что Она стала превыше Херувимских и Серафимских ликов, как поет святая Церковь . Подражаем убо и мы, Благочестивые Слушатели, Преблагословенной Деве Богоматери, и в житии нашем чистоту Ея, смирение, благоговение, преданность к Богу, внимание к Божественному Слову Его терпение в злоключениях поставим себе примером, целию и зерцалом, да тако и наша смерть будет нам сладким покоем, да тако и мы, отрясши сон смерти, воспрянем душами нашими в селениях небесных, и совосприяв с оными и телеса наша в общее воскресение, наследуем бессмертный, вечный, блаженный живот, и купно с Преблагословенною Девою Богоматерию и со всеми Святыми, во славу Сына Ея, Спасителя нашего, жити сподобимся! – Аминь. Говорено Августа 15 дня, 1770 года. 8. Слово в день Св. Великомученицы Екатерины, и Тезоименитства Имп. Екатерины II из текста: Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и благих дел, несумненна и нелицемерна. О свойствах небесной, истинной премудрости, и благотворных ее действиях. Яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и благих дел, несумненна и нелицемерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Радуйся, благодатная, так как доселе была под клятвою» (О творении мира. Беседа 6... Т. 6. Ч. 2. С. 816). Встречаются подобные суждения и у свят. Григория Богослова : «Но когда Христос пришел через чистую, девственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь без брака и без отца, и поскольку Ему надлежало родиться, очистил женское естество, отринул горькую Еву и отверг плотские законы» (Похвала девству ... Т. 2. С. 137); «чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом» (Слово 38, на Богоявление или Рождество Спасителя... Т. 1. С. 528). Может быть самые сильные высказывания по этому поводу содержатся в творениях пр. Ефрема Сирина : «Дева предложила в служение естество, которое должно было болеть, и прияла его неболезнующим... Врач, восприявший от Нея природу, за сие восстанавливает Ее здравою... Как молния проницает все, так и Бог . И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естество. Он очистил Деву и потом родился, дабы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его» (Слово на еретиков... Т. 2. С. 282, 286). 412 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107, 110. 428 Св. Иоанн Дамаскин . Первое похвальное слово на Успение Богородицы. П.4/Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Перев. и комм. свящ. Максима Козлова, Д.Е. Афиногенова. М., 1997. С. 263. 441 Гурьев П. Феодор епископ Мопсуестский. М., 1890. С. 305. В понимании личного спасения и иных своих суждениях Феодор был близок к другому своему современнику, жившему на Западе, и также подвергшемуся осуждению Вселенского Собора – еретику Пелагию и его последователям. В 418 г., когда пелагианство было осуждено на различных поместных Соборах, епископы, придерживавшиеся этого учения, во главе с Юлианом Экланским, были изгнаны из Италии и нашли себе приют именно у Феодора Мопсуэстийского, которого они считали своим единомышленником и в своих сочинениях постоянно ссылались на его богословский авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

    Воистину как светлый светильник невещественного Света, (как) кадильницу золотую божественного Угля, как блюдо и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святой, трапезу Слова жизни, поселило Тебя во святом святых Дитя Твое. Песнь 6-я 2-го канона Жизнь     Ирмос    Божéственное сиé и всечестнóе совершающе празднество, богомýдрии, Богоматере, приидите руками восплéщим, от Нея рóждшагося Бóга славим.     Совершая этот божественный и всепочитаемый праздник Богоматери, придите, богомудрые, зарукоплещем, прославим родившегося от Нее Бога.     Тропари    Из Тебé Жизнь возсия, ключи дéвства не рушивши: како ýбо пречистое и живоначальное Твоé тéло искушéния смéрти бысть причастно?     Из Тебя воссияла Жизнь, не тронувши ключей девства. Как же пречистое и начальножизненное тело Твое оказалось способным испытать смерть?    Жизни бывши храм, жизнь присносýщную улучила еси: смéртию бо к животý преминýла еси, Яже Жизнь рóждши Воипостасную.     Ставши храмом Жизни, Ты достигла вечной жизни, ибо чрез смерть Ты перешла к жизни, родивши Жизнь Ипостасную. Кондак и икос    Кондак изображает событие, в дополнение к тропарю, по его практическому значению для нас, указывая в Преставившейся неусыпную молитвенницу за нас. Икос, в древности открывавший собою ряд такого же рода песней, просит у Христа содействия к достойному воспеванию Его Матери, именно как (соотв. кондаку) «стены мира».    Составлены преп. Космою Маюмским в VIII в.     Кондак, глас 2    В молитвах Неусыпающую Богорóдицу и в предстательствах непрелóжное Упование гроб и умерщвлéние не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животý престави во утрóбу Вселивыйся приснодéвственную.     Богородицу, неусыпную в молитвах и необманчивую надежду в защите, не удержали гроб и смертность; ибо Ее как Мать Жизни преставил к жизни Поселившийся в (Ее) всегда девственной утробе.     Икос    Огради моя помышлéния, Христе мой: ибо стéну мира воспéти дерзаю, чистую Матерь Твою; на столпé глагóл укрепи мя и в тяжких мыслех заступи мя: Ты бо взывающих и просящих вéрою молéния исполняеши. Ты мне ýбо даруй язык принóсен и пóмысл непостыден: всяко бо даяние сияния от Тебé низпосылается, Светоподателю, во утрóбу вселивыйся Приснодéвственную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

на Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По 1-й стихологии седален, глас 1: Подобен: Гроб Твой Спасе: Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно, погребсти славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с нимиже воспеша и ангел множество, преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем. Слава, и ныне, тойже. И чтение. По 2-й стихологии седален, глас 3: Подобен: Красоте девства: В рождестве Твоем зачатие безсеменное, во успении Твоем мертвость нетленная, чудо в чудеси сугубо стечеся Богородице: како бо неискусомужная, младопитательница чиста сущи? Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи? Темже со ангелом вопием Ти: радуйся, Благодатная. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 4: Подобен: Удивися Иосиф: Возопий Давиде, что сей праздник, егоже воспел еси древле в книзе псаломстей? Яко Дщерь Богоотроковицу и Деву, преложи Ю на оны обители Христос, Иже из Нея без семене рождься. И сего ради радуются матери и дщери, и невесты Христовы, вопиюще: радуйся Преставившаяся к Вышнему Царствию. Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Всякое дыхание да хвалит Господа. Евангелие Луки, зачало 4. [Лк. 1, 39 – 49, 56] Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов: И вниде в дом Захариин и целова Елисаветь. И бысть яко услыша Елисаветь целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисаветь, И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем: И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди: Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

30 Из акафиста Успению Богородицы: «Радуйся, Ее же пресветлая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется, радуйся, Ее же и нетленное тело таможде с душею купно прославляется, – радуйся вхождению в престольный град Самого Вседержителя, радуйся, вознесшаяся в прекрасный рай Высшего Насадителя», (икос 8). «Спасти хотя мир, иже всех Господь от земного Тя ради избра в Матерь Себе... и Тебе с Собою возведе ко пребыванию в славе вечной и соцарствованию с Собою, конца не имущему» (кондак 10). С особенной выпуклостью мысль о воскрешении Богоматери и вознесении Ее в теле на небо выражена в последовании погребения Богоматери, совершаемом в Гефсиманском скиту. Похвалы, или священное последование на святое преставление Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Стихиры на Госп. воззв. (из Иерусалимского последования):.. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения божественный день, в онь же почи от живота Матерь сущи живота, смотрением еже на смерть, плотию субботствовавшая и преставльшаяся и на небеса возшедшя силою иже из Нея воплотшегося Христа Бога, и с Ним во веки веков вечнующая и дарующая нам живот вечный, с любовию чтущим святое Ея Успение. Егда от мира, жизнь суща, рождшая жизнь всяческих, Сына Божия во плоти, вземлема была еже восходящи во входы божественные, небесные чистая, тогда чудно сбысться еже возгласи Дух Святый: кто Сия ныне восходящая от пустыни, вся же со страхом вопияху: слава восхождению Твоему, Любоблагая». На «Бог Господь»: «Егда снизшла еси к смерти, живота Мати бессмертная, тогда ад удивися и ужасеся страшно: егда же узрелася еси представльшеся на небеси, Мариам, от гроба вся силы небесныя воззваху: живоносная Мати живота нашего, слава тебе». Похвалы из статьи первой: «Честное Твое тело, Дево, тления и во гробе не увиде: но с телом перешла еси от земли к небеси. Ныне прият небо преславно Царицу вселенная и веселится, царствующую зря с Богом. Бог Славы, Сын Твой, Чистая, со славою яко Матерь прият Тя и посади одесную Себе. О, радости неизреченныя! О, чести безумныя! Мариам со Иисусом Сыном Своим царствует на небеси и на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010