Для человека первой половины XVII в., как и для его предшественников, прекрасное объединено прежде всего с духовным и нравственным. «Изрядные красоты» церкви он видит в ее духовной истории, наполненной таинственными, чудесными явлениями и событиями (432). Пастырь духовный украшается «безстрастием», учением и талантом «неоскудно» подавать людям «словесную кормлю» (545), доставляя своим пением и чтением наслаждение, -яко труба дивна, всех веселяя и услаждая слухи сердца слы-шателей» (928). В период Смуты духовным и эстетическим идеалом, как уже было показано, стал образ царевича Димитрия. В классических традициях агиографического жанра он изображается как отрок «от юности благообразием украшен и чистотою просвещен, ничто же земных злая вменив» (890); он «свято процвете премудростию разума, от глубоких вещей украшен» (889). Эта духовная красота юноши, усиленная его мученической смертью, вылилась, как мы помним, в видимую красоту его тела, многие годы и после его смерти сохранявшуюся «аки шипок благоуханен» (894) и доставлявшую духовную радость всем видевшим его. Даже земля долгие годы бережно сохраняла в своих недрах нетленную красоту тела царевича, как сохраняется «въ преизящнем граде царская пленица различно красящися лепотою» (889). Сам факт появления нового мученика открывал в представлении книжника XVII в. еще один духовный поток между мирами небесного бытия и земного бывания, который знаменовался «изрядными различно облиста чюдесы» и новыми духовными красотами. Во вновь созданных в честь мученика церквах святой «многокрасными пенми (пением) всех к похвалению страдания своя созывает, обымевая бяше красными виды, яко багрыми цветы» (889). В этом внешне чисто средневековом понимании духовной красоты мученичества (которого в буквальном смысле этого слова, собственно, и не было) уже ощутимы и черты нового эстетического сознания-своеобразного духовного маньеризма. В период кризиса средневекового мировоззрения, повсеместного оскудения благочестия даже в среде духовенства в культуре появляются тенденции к духовной экзальтации, к повышенной эстетизации религиозных феноменов. Равновесие между религиозными и эстетическими ценностями, характерное для классического русского Средневековья, нарушается в сторону эстетического компонента, за счет которого культура пытается ликвидировать возникающий дефицит духовности. С особой силой подобные тенденции выразились в искусстве и эстетике итальянского маньеризма XVI в. 370

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Нам известен только один подобный случай в России. В Костроме частным лицам был продан храмовый комплекс вместе с самим храмом. Суд признал все сделки недействительными, отобрал церковное имущество у частных лиц, обязал выплатить им компенсацию, а имущество передать Церкви, как законному владельцу. Третий вопрос, который до сих пор не решен, это необходимость определения охранной зоны памятника. Меня крайне удивляет позиция И. Уткина, архитектора, имеющего хорошую репутацию, который ни слова не сказал о необходимости установления охранной зоны для памятника. Установление охранной зоны это первичное требование перед проведением любых изыскательных реставрационных и строительных работ, связанных с памятником. Это требование общественности, заинтересованной в сохранении кадашеского храма, да и любой здравомыслящий человек, ознакомившись с вопросами градостроительства, только бы удивился, узнав, что правительство Москвы не желает решить вопрос о предоставлении охранной зоны храму. И, наконец, нужно отменить ППМ 889, разрешающее строительство офисного комплекса " Пять столиц " на территории квартала 401 в Кадашах. Он настолько себя дискредитировал, что нужно говорить не об исправлении, а об отмене его и принятии нового постановления правительства, с учетом всех требований закона о работах в охранных зонах памятников. Пока ППМ 889 не отменено, мы должны ожидать продолжения попыток незаконного строительства офисного комплекса " Пяти столиц " , как бы его не " исправляли " нанятые бизнесменами архитекторы. Хочу подчеркнуть, что позиция Церкви в Кадашевском вопросе – это требование соблюдения законности. Только соблюдение законов может обеспечить нормальное развитие и сохранность культурного наследия, без которого мы дичаем. Пока не определена охранная зона храма памятника Воскресения Христова в Кадашах, ни о каких проектах не может идти и речи! Любой человек, конечно, имеет право рисовать на бумаге все, что ему придет в голову. Но серьезно говорить можно только о проектах, имеющих серьезное культурно-историческое, научное обоснование, и не входящих в противоречие с законом.

http://religare.ru/2_95645_1_21.html

Сразу после принятия христианства князь Борис предпринял активные шаги к провозглашению автокефалии Церкви. Сначала с этой просьбой болгары обратились к Константинопольскому Патриарху Фотию, но получили отказ. Причина отказа заключалась в том, что, по мнению Патриарха, Болгарская Церковь еще достаточно молода и должна находиться в подчинении Константинополю. Борис, вынашивая вместе с мыслью об автокефалии идею независимого государства, обращается к Римскому папе Николаю I. Переговоры с Римом тянулись с 866 по 869 г. и закончились безрезультатно. Тогда Борис вторично обращается в Константинополь Итогом переговоров было то, что 4 марта 870 г. Константинопольский Патриарх Игнатий объявил Болгарскую Церковь автономной. Первым архиепископом автономной Болгарской Церкви стал Иосиф. Таким образом, было положено начало административному устройству Болгарской Православной Церкви. В 889 г. Борис отрекся от престола и удалился в монастырь. Престол унаследовал старший сын Бориса – Владимир (889 – 893), ярый антихристианин. Он хотел ликвидировать христианство в Болгарии, но по приказу отца Владимир был схвачен, ослеплен и посажен в тюрьму. В конце IX в. большую миссионерско-просветительскую роль сыграла деятельность учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – святых Климента, Наума, Горазда и Ангелария, которые прибыли в Болгарию, будучи изгнанными из Моравии. При болгарском князе Симеоне (893 – 927) Болгарская Церковь переживала свой расцвет. Сам Симеон принимал деятельное участие в литературном движении. Он поставил своей главной задачей создать корпус христианской книжности на славянском языке. По его указу был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений св. Иоанна Златоуста . При нем же была переработана для болгар византийская эклога – «Закон Судный Людям». Помимо этого, Симеон смог реализовать свои амбиции по поводу превращения Болгарии в самое сильное государство на Балканах, оттеснив Византию на второй план. Симеон провел несколько удачных войн с Византией и отвоевал у нее Фракию, Фессалию, а затем подчинил Сербию. Это позволило Симеону объявить Болгарию империей, а себя – «императором (басилевсом) болгар и ромеев». Ощутив себя политически независимым м могущественным, в 919 г. Симеон созвал в Преславе Церковно-Народный Собор, где состоялось провозглашение автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7-8). О. способствовал реформированию и др. мон-рей в своем епископстве (гл. обр. по уставам бенедиктинцев и цистерцианцев). В числе обителей, основанных О., была Аура ( Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; Herbordi Dialogus. 1868. P. 11-12); в 1108 г. ее аббатом был поставлен монах из Тегернзе Эккехард, также связанный с аббатством Михельсберг (позднее он продолжил бамбергскую «Хронику» Фрутольфа - Dengler-Schreiber. 1979. S. 8). В 1109 г. близ Регенсбурга О. основал аббатство Прюфенинг (в Житии О. упоминается, что на месте буд. мон-ря епископу было видение - Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 886; также см.: Ziegler. 1982. S. 86-88; Haarl ä nder. 2000. S. 189. Anm. 151), освятил мон-рь св. Иакова в Бамберге и передал ему обширные земельные владения (25 июля 1109) (см.: Ziegler. 1982. S. 89-90, 115). Позднее О. были основаны Мадельхартесторф (1109), Райнсдорф (1109/10), Мюнхаурах, Михельфельд (1119), монахи которых соблюдали «обычаи» (consuetudines) Хирзау. В 1121 г. епископ совместно с пфальцграфом Оттоном фон Виттельсбахом основал монастырь Энсдорф в В. Пфальце. О. заложил аббатства Хайльсбронн (1132), Мюнхсмюнстер (основано в VIII в., восстановлено в 1132/33), Лангхайм (1132/33), Бибург, Виндберг (премонстранты), Альдерсбах (августинцы-регулярные каноники), Асбах и др. (см.: Mistele. 1989). Приобретенные по ходатайству О. церковное имущество и земли были подтверждены папскими грамотами ( Monachi Prieflingensis Vita. 1856. P. 887-889). Епископ старался привлекать в школы известных своей ученостью преподавателей, в т. ч. из дальних стран (Ibid. P. 889). Всего О. основал или реформировал ок. 30 церковных учреждений - мон-рей, приютов для бедных и т. д., мн. обители при нем были обновлены и украшены. Авторы Житий отмечают выдающиеся организаторские способности О., его описывают как одного из наиболее деятельных церковных строителей XI-XII вв. ( Haarl ä nder. 2000. S. 193-199, 207, 219). В грамотах О. представлен щедрым дарителем, покровителем и защитником мон-рей, считавшим своим долгом охранять их от вмешательств мирской знати ( Laudage. 1993. S. 462). Однако, выступая посредником в конфликтах, О. нередко преследовал собственные церковно-политические интересы, стремился к увеличению епископских владений (Ibid. S. 466). В 1127 г. кустод кафедрального собора в Бамберге Удальрих сделал для О. подробное описание соборной сокровищницы; среди ценных вещей перечислены 119 книг, в т. ч. богато украшенные ( Hoffmann. 1995. S. 84-86).

http://pravenc.ru/text/2581737.html

На их место прибыли дети боярские из Великого княжества Московского и московские богатые купцы - «гости». Так было закреплено присоединение Новгородской земли к Русскому гос-ву. В 1489 г. прекратила существование Вятка - небольшое политическое образование, выделившееся некогда из состава Новгородской земли. Вятчане пытались сохранить самостоятельность, балансируя между Москвой и Казанью. Когда в Казани в 1487 г. утвердилось рус. влияние, И. В. принял решительные меры для подчинения Вятки. В авг. 1489 г. посланные им войска осадили центр Вятской земли Хлынов, вынужденный капитулировать. Арестованные предводители вятчан были повешены, «лучшие люди» и купцы выселены из Вятской земли. Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Иной характер имели отношения И. В. с Псковом, к-рый не стремился к конфликтам с Москвой, будучи заинтересован в поддержке вел. князя в борьбе с Ливонией. Псковское войско участвовало в походах И. В. на Вел. Новгород в 1471 и 1477 гг. Заинтересованность Пскова в помощи против Ливонского ордена вел. князь использовал, чтобы усвоить себе роль верховного арбитра в спорах между псковским боярством и «черными людьми». Он также добился значительного расширения власти великокняжеских наместников в Пскове, что подготавливало условия для присоединения Псковской земли к Русскому гос-ву в будущем. Тверская земля, связанная с Москвой союзными отношениями уже при вел. кн. Василии II, при И. В. продолжала оставаться в сфере московского политического влияния. Тверское войско участвовало в походах на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. и в защите Русской земли от войск хана Ахмата в 1480 г. Устанавливалась фактическая зависимость Твери от Москвы. В 1476 г. неск. тверских бояр перешли на службу к И. В. Пытаясь сохранить самостоятельность, вел. кн. Тверской Михаил Борисович заключил соглашение о союзе с Казимиром, к-рый должен был быть скреплен его браком с внучкой короля (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/469780.html

В 889 году Борис передал престол своему старшему сыну, а сам удалился в монастырь Борис-Михаил в 889 году передал престол своему старшему сыну, а сам удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Плиски, что замечательным образом характеризует искренность и глубину его христианской веры, и, возможно, этот шаг был предпринят им с покаянным сознанием своей греховности. Было бы всего лишь домыслом, но не вовсе лишенным основания, сопрягать его радикальный поступок с сожалением о жестокой расправе над учинителями подавленного бунта, нацеленного на реставрацию официального языческого культа. Но в 893 году Борис вынужден был оставить монастырь и на время вернуть себе власть. Потерпевшие поражение и, вероятно, затаившиеся противники Церкви Христовой, при том что языческий культ в Болгарии, утратив покровительство со стороны государства, не был запрещен, попытались еще раз взять реванш. На этот раз им удалось привлечь на свою сторону правителя государства Владимира, носившего также тюркское имя Расате. По характеристике Д. Оболенского, Владимир «был полной противоположностью своему отцу: вел распутную жизнь, отказался от союза с Византией ради соглашения с Арнульфом Немецким, поощрял возрождение язычества и начал гонения на духовенство» . Вернувшись из монастыря в столицу, Борис привлек на свою сторону боляр, искренне принявших христианскую веру, и, опираясь на поддержку Церкви, на сочувствие народной массы, обратившейся к вере во Христа, лишил сына власти, захватил его и приказал ослепить, после чего Владимир был заточен в тюрьму. О его дальнейшей участи и его смерти ничего не известно. В 893 году Борис созвал народный сход, на котором по его инициативе приняты были важные решения: преемником Бориса-Михаила стал его младший сын Симеон, государственным языком вместо греческого был объявлен обретший полноценную письменность славянский язык, а столица государства переносилась из Плиски, где оказалась живучей и опасной для блага Церкви и христианского народа память о языческой древности, в расположенный неподалеку от нее Преслав. Осуществив эту реформу, святой Борис-Михаил вернулся в обитель, в которой он принял постриг, и подвизался там до самой своей кончины, последовавшей 2 мая 907 года, занятый кроме молитвы книжными трудами. Вскоре после преставления он был причислен к лику святых.

http://pravoslavie.ru/151357.html

Ист.: Halkin F. La passion de Sainte Parascève par Jean d " Eubée//Polychronion: FS Fr. Dölger zum 75. Geburtstag. Hdlb., 1966. S. 226-237; Scharpé J. L. Parasceve-Venera-Petka-Vineri: Passionum graece, latine, slavice, romanice manipulus: Diss. Gent, 1971. Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области слав. древностей. М., 1982; Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου τς αγας Παρασκευς της ρωμανας κα της εξ Ικονου στ χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994. Σ. 115-224; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие и страдание св. вмч. Марины. Страдание и чудеса св. вмч. Параскевы. М., 1999. С. 22-32; Святая вмц. Параскева/Ред.: прот. А. Кожа, подгот.: Ю. Евдокимова. М., 1999. Виноградов А. Ю. Великомученица Параскева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты//Кафедра визант. и новогреч. филологии, М., 2000. 1. С. 76-80; он же (Vinogradov A.). St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts//AnBoll. 2013. Vol. 131. N 2. P. 276-279; Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница//Славянские древности. М., 2004. С. 631-633; Толстая С. М. Пятница//Там же. М., 2009. С. 382-383. О. Н. А. Иконография Иконография в искусстве визант. и слав. стран формировалась исходя из чина святости - дева и великомученица. Исследования текстов и изображений, связанных с неск. святыми I-IV вв., носившими это имя, показывают, что их почитание и иконографическая традиция тесно переплетены и не всегда поддаются разделению. Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Уже в древнейших изображениях П. отразилась связь с посвящением ее имени 5-му дню церковной седмицы, с темой Страстей Господних и приуготовлением христианина к таинствам. В иллюстрациях лицевой рукописи Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

883. Сокхоф ( Σοκχθ), первый стан сынов Израилевых в пустыне, перед Красных морем, по исходе из Египта. 883. Соккот (Soccoth), первый стан сынов Израилевых в пустыне, после того, как они вышли из Египта и еще не перешли Красного моря. 884. Сохот (Sochoth), в колене Гадове, по ту сторону Иордана. 885. Сомерон ( Σομερν), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что это Севаста ( Σεβστη), городок Палестины. В книгах Царств повествуется, что Амврий, царь Израильский, купил гору Семерон у Семира, выстроил на ней город и назвал Семирон ( Σεμηρν), от Семира. 885. Семерон (Semeron), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что ныне этот город Палестины зовется Севастой (Sebaste), где почивают останки Св. Иоанна Крестителя. Мы читаем в книгах Царств, что Амврий (Amri) царь Израильский, купил у некоего Семера гору Семерон и на вершине ее выстроил город, который, по имени владельца, назван Семерон. 886. Соора ( Σοορ), город в окрестностях Содома, называемый также Сегор ( Σεγρ) и Зоора ( Σοορ). 886. Соора (Soora), город возле Содомы, он же Сегор (Segor) и Зоара (Zoara); о нем сказано выше. 887. Сор ( Σρ), Тир, главный город Финикии, жребия Неффалимова. 887. Сор (Sor), Тир, главный город Финикии, в колене Неффалимове. 888. Суал ( Σουλ), колена Иудина иди Симеонова. 888. Саал (Saal), в колене Иудине, или Симеонове. 889. Сува ( Σουβ), его царя поразил Давид. 889. Суба (Suba), царя которого поразил Давид. 890. Сувим ( Σουβμ), жребия Иссахарова; и ныне есть селение Сулим ( Σουλμ) приблизительно в 5 милиариях от горы Фавора, к Ю. 890. Сунем (Sunem), в колене Иссахарове, и доныне указывается селение, называемое Сулем (Sulem), на пятом милиарии от горы Фавора, к Ю. 891. Сур Орив ( Σορ ρβ), скала Орива. 891. Сур Хореб (Sur Choreb), что переводится скала Хореб. 892. Сур (Sur), где ангел обрел рабыню Сарры Агарь, между Кадесом (Cades) и Барадом (Barad); пустыня Сур тянется до Красного моря, доходящего до пределов Египта. Затем, Кадес есть пустыня выше города Петры; и Писание говорит, что пустыня Кадес тянется против лица Египта, и в нее прежде всего пришли евреи, перейдя Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они конкурировали с королевской властью на региональном уровне и претендовали в своих владениях на роль суверенов. После низложения имп. Карла III Толстого (887) основными противниками в борьбе за титулы короля И. и императора являлись маркгр. Фриуля Беренгар I (874-924) и герц. Сполето Гвидо III (883-894). В 887 г. Гвидо претендовал на корону Западнофранкского королевства, и Беренгар, по материнской линии внук имп. Людовика Благочестивого и племянник Карла Толстого, смог получить титул короля И. (888), принеся вассальную присягу восточнофранк. кор. Арнульфу Каринтийскому (887-899). Борьба Беренгара с Гвидо Сполетским (888-889) закончилась поражением Беренгара, установлением контроля Гвидо Сполетского над Центр. и Сев.-Зап. Италией и провозглашением его королем И. (889). В февр. 891 г. Гвидо III c помощью войска заставил папу Стефана V (VI) (885-891) короновать его императором. Королем И. был провозглашен сын Гвидо Ламберт, в окт. 892 г. состоялась его имп. коронация. Недовольные усилением Сполетского дома правители, в т. ч. Беренгар Фриульский и папа Римский Формоз (891-896), призвали Арнульфа Каринтийского свергнуть Гвидо и Ламберта. Несмотря на то что 1-й итал. поход (893) Арнульфа закончился неудачно, в 896 г. он захватил Рим и короновался императором. В том же году он покинул И. Осенью 896 г. Ламберт Сполетский и Беренгар Фриульский заключили перемирие: Ламберт восстановил свою власть над Центр. и Сев. Италией, а Беренгар сохранил владения на северо-западе И. Новый папа, Стефан VI (VII) (896-897), вероятно стремясь угодить находившемуся в Риме имп. Ламберту, провел посмертный суд над папой Римским Формозом, подвергнув осквернению останки покойного, но сам был свергнут римлянами и неск. месяцев спустя убит в темнице. При его преемниках Романе и Теодоре II приговор папе Формозу был аннулирован, его тело перезахоронили в базилике св. Петра, а рукоположенных Формозом клириков восстановили в должности. Собор, созванный папой Римским Иоанном IX (898-900), окончательно оправдал папу Формоза.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Николай, епископ Молдавский 881 Николай, епископ Тульский 881 Никольская Т, автор соч. 19, 20 Никольский А. С., проф.-прот. 455, 487, 496, 497 Никольский В., обн. протоиерей, делегат обновленческого собора 35 Никольский, обн. протоиерей Тульской епархиии 302 Никольский, священник, осуждённый по петроградскому процессу 251 Никон (Пурлевский), обн. архиепископ 309, 881–883 Никон (Утин), архимандрит 240, 1009 Никон, патриарх Московский и всея Руси 146, 172, 313 Никонор (Пономарев), обн. епископ 420 Нил (Ушаков), обн. епископ 504, 883–884 Нил Сорский 130 Нименский Алексей Григорьевич, обн. священник г. Новгорода, член ВЦУ 243, 271, 285, 304, 989–990 Ницше Фридрих, немецкий философ 143 Новиков (Айзенштейн) А. И., управляющий делами обновленческого Синода 35, 88, 105, 140, 283–285, 366, 990 Новицкий Юрий Петрович см. Юрий (Новицкий), мч. Нонна, жена Григория Богослова 453 Нумеров Николай Д., делопроизводитель ВЦС, секретарь канцелярии Патриарха Тихона 69, 215, 334 Овидий Публий Назон, римский поэт 139 Огнев Д. Ф., проф., осуждённый по петроградскому процессу 250, 251, 253 Одинцов М. И., историк 16, 25, 37, 46, 47, 50, 51, 55, 57 Окунев Як., авт. соч. 102, 109, 111 Олтажевский Григорий, протоирей 496 Ольга, дочь Введенского А. И. 52 Оптат Милевийский 117 Ореханов Георгий, священник 18, 19 Осецкий Александр Александрович, член Предсоборного Совещания, член Собора 1917–1918 гг. 186, 187, 1004–1005 Ослябя 545 Остроградский, академик 575 Остроумов 183 Очкуров Феодор, обн. протоиерей Ленинграда 522 Павел (Борисовский), архиепископ см. Павел (Борисовский), митрополит Павел (Борисовский), митрополит 42 Павел (Герасимов), обн. епископ 884 Павел (Гроздов или Грозов), обн. епископ 885 Павел (Громов), обн. архиепископ 885–886 Павел (Канатодис), архимандрит, представитель Александрийского патриарха 95, 418, 442, 443, 461 Павел (Краснорецкий), обн. епископ 886–887 Павел (Масленников), обн. архиепископ 499, 532, 887–888 Павел (Погорилко), обн. епископ 888–889 Павел (Раевский), обн. митрополит 153, 208, 209 295, 363, 366, 428, 454, 530, 889–890, 892

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010