Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви 5 нояб. 1913 г. по ходатайствам серб. общин был созван самочинный Митровдановский церковно-народный собор в Чикаго под председательством новоназначенного руководителя Сербской миссии прот. Савы Войводича (1913-1917), учредивший «Сербскую Православную Церковь в Северной Америке» в юрисдикции СПЦ с кафедрой в Чикаго, поделенную на 3 округа под управлением епископа или архиерейского наместника, поставляемых в Белграде. Глава СПЦ митр. Сербский Димитрий (Павлович) ответил, что благословит решения собора лишь в случае упразднения юрисдикции РПЦ в Америке. В 1915 г. серб. приходы посетил иером. Николай (Велимирович) с проповедями «Будущее Югославии» и «Религия будущего в Югославии». В связи с сепаратистскими стремлениями серб. приходов РПЦ 18 июня 1916 г. вышел Указ Святейшего Синода РПЦ 7601) архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Евдокиму (Мещерскому) созвать под председательством архиеп. Алеутского конгресс серб. священников в Америке; ввести в состав Североамериканского епархиального управления одного из серб. священников по рекомендации приходов; периодические издания на серб. языке, выходящие на территории Америки, подвергать цензуре. 18 окт. 1916 г. архиеп. Евдокимом (Мещерским) был созван конгресс серб. священников в Чикаго, на к-ром присутствовало 14 священников из 19. Сербская духовная миссия была поделена на 4 округа во главе с протопресвитерами: Восточный (прот. Йован Крайнович), Средний (прот. Филип Среданович), Первый (прот. Сава Войводич) и Второй (прот. Димитрий Митрович) Западные, объединившие 30 приходов в Америке и 1 в Канаде (5 приходов решением конгресса были упразднены). В 1917 г. Святейший Синод РПЦ назначил руководителем Сербской миссии синкелла Мардария II (Ускоковича) . По сообщению еп. Шумадийского Саввы, еп. Канадский Александр (Немоловский) , управлявший Североамериканской епархией РПЦ в связи с отсутствием архиеп.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРДАРИЙ [Серб. Mapдapuje] (Ускокович Иван; 22.12.1889, г. Подгорица, Черногория - 12.12.1935, г. Либертивилл, шт. Иллинойс, США), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Цетине и гимназический курс в Белграде. В 1909 г., на 5-м году обучения в гимназии, принял монашеский постриг в монастыре Студеница и был рукоположен во диакона. Митр. Сербский Димитрий (Павлович) направил М. на служение на подворье Сербской Церкви в Москве. В 1912 г. завершил учебу в семинарии в Кишинёве и продолжил обучение в СПбДА, которую окончил в 1916 г. со степенью кандидата богословия. Получил сан синкелла. Был вице-президентом Русско-черногорского благотворительного об-ва, собирал средства для оказания помощи черногорскому народу. В 1915-1916 гг. по благословению Синода Русской Церкви как делегат Всероссийского попечительства о пленных славянах посещал лагеря на Урале (Нижнетагильский, Луньевский и Богословский горные округа; см.: Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914-1922): Докт. дис. Екат., 2015. С. 341-342), где с военнопленными славянами из Австро-Венгрии проводил беседы на тему «Мировая война и ее сокровенный смысл, будущее России и славянства» и призывал их впоследствии продолжить борьбу против австро-венгров. В 1916 г. преподавал Закон Божий в слав. гимназии проф. В. М. Грибовского в Петрограде. Был знаком с высокопоставленными лицами в Царском Селе. По свидетельству члена Временного правительства С. П. Белецкого, Григорий Распутин был настроен по отношению к М. весьма враждебно и добился его удаления из Петрограда. 17(31) авг. 1916 г. М. был назначен преподавателем гомилетики в Александровскую семинарию в г. Ардон Терской обл. (ныне в Сев. Осетии). Желая остаться в Петрограде, М. поступил вольнослушателем в Петроградский ун-т, но в янв. 1917 г. приступил к исполнению обязанностей в Ардонской семинарии.

http://pravenc.ru/text/2561968.html

Господь привел обоих апостолов в Рим, в тогдашний центр цивилизации, чтобы они там приняли мученическую кончину. Мы сегодня прославляем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, обращаемся к ним с молитвой о том, чтобы они помогли нам укрепляться в вере, которую оставили и заповедали нам, в вере, верность которой они засвидетельствовали своим мученическим подвигом». Далее владыка Иларион обратился с поздравлением к епископу Моравичскому Антонию, который через несколько дней будет праздновать 50-летие со дня рождения. Председатель ОВЦС огласил приветственный адрес, в котором, в частности, говорится: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Значительная часть жизненного пути Вашего Преосвященства связана с Русской Православной Церковью, которая в Вашем лице обрела достойного посланника Церкви святителя Сербского Саввы. За долгие годы жизни среди нас Вы стали добрым другом, дорогим и близким сердцу чад нашей Церкви. Из стен обители преподобного Сергия Вы вынесли глубокую, искреннюю любовь к русской богослужебной традиции, к русскому языку и культуре. Познания, обретенные Вами в Московской духовной академии , помогли Вам в несении ответственного послушания во главе воссозданного подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Вам удалось возродить славные традиции русско-сербской дружбы, заложенные еще в дореволюционный период. Отеческая забота о духовном окормлении сербской диаспоры в странах канонической территории Московского Патриархата и неустанные усилия Вашего Преосвященства, направленные на всестороннее развитие отношений между Русской и Сербской Православными Церквами, вписали новые страницы в общую историю окормляемых ими единоверных народов. Любовь к церковному благолепию и  ревность по доме Господнем  (Пс. 68. 10) вдохновили Вас на самоотверженные труды по благоукрашению храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а выдающиеся пастырские качества помогли собрать в нем дружную общину. Благодаря Вашей деятельности как переводчика и писателя нам полнее раскрылись духовные сокровища православного сербского народа, а русское богословие и святыни нашей Церкви стали ближе сербам, которые, соприкасаясь с русской духовной культурой, могут глубже прочувствовать слова преподобного аввы Иустина: Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли (Преп. Иустин Челийский. О рае русской души). Многое Вами сделано для продолжения и нового развития давней традиции обучения сербских студентов в русских духовных школах, с которой связаны имена преподобных Симеона Дайбабского и Севастиана Джексонского, святителей Николая Сербского, Мардария Ускоковича и других сербских святых, учившихся в России.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

Святитель Мардарий (Ускокович; 1889–1935) – одна из интересных фигур церковной и общественной жизни России начала XX века. Уроженец Черногории, он по благословению священноначалия Сербской Церкви приехал совсем молодым клириком на учебу в Россию, которую с детства любил всем сердцем. За почти десятилетнее пребывание и служение в Русской Церкви им произнесено, написано и опубликовано немало слов, речей и обращений. Одно из них было произнесено 20 декабря 1911 года – в третью годовщину кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского – в храме Кишиневской духовной семинарии. Впоследствии оно вошло в сборник его бесед под общим названием «Завет русскому народу», выпущенный в 1912 году в Одессе.      Все народы всех времен на страницах своей истории золотыми буквами записывали имена гениальнейших своих сынов и в дни их кончины устраивали торжественные собрания, посвященные их памяти. И на страницах истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни записано золотыми буквами немало русских сынов – гениев, благодарное потомство коих в дни их кончины устраивает торжественные литературные вечера, молитвенные собрания и с чувством глубокой признательности вспоминает их благотворную и бессмертную деятельность, принесшую Церкви и народу несомненную существенную пользу. В новейшей истории русского народа, русской церковной и гражданской жизни таких гениальных сынов стало все меньше и меньше, и вот почему потеря их чувствуется сильнее сердцем и умом народа. На небосклоне русской церковной и гражданской жизни за минувший век ярко светила звезда симпатичнейшего человека, бессмертного гения, идеального, образцового пастыря и совершителя Таин Божиих, всенародного печальника и молитвенника отца Иоанна Кронштадтского. И русскому народу суждено было потерять три года тому назад этого великого человека, в существовании которого они нуждались, особенно в последнее время, в годы неверия, шатания, сомнения и отступничества. И потерю эту народ почувствовал. В своих городах, селах и уголках необъятной России народ русский заплакал, ибо ясно сознавал, что потерял одну из светлых, чистых, как кристалл, преданных православной вере, родине и Царю русскому личностей, каким был почивший отец Иоанн Кронштадтский. Заплакал весь многомиллионный русский народ, ибо везде ценили и знали его, всюду почиталось имя его: и в городах, и шумных столицах, и в селах, и в самых глухих и отдаленных уголках России. И как же было не плакать русскому народу, потеряв дорогого человека! Миллионы осиротели, осиротел весь богоносный русский народ, осиротели сотни и тысячи духовных чад, осиротели, как дети, потерявшие родную мать. Светлая звезда скатилась с русского небосклона, и по русской земле полетела грустная весть о тяжелом ударе народа русского, о кончине всенародного печальника и молитвенника.

http://pravoslavie.ru/136539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь МАНАСИЯ (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Бранчевской епархии Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 1833-1884), еп. Нишский Сербской Православной Церкви НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121584_7.html

Имена новопрославленных сербских святых включены в месяцеслов Русской Православной Церкви 6 октября 2017 г. 19:56 На  состоявшемся  6 октября 2017 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя  Отдела внешних церковных связей   митрополита Волоколамского Илариона  о канонизациях святителя Мардария (Ускоковича) и преподобного Севастиана (Дабовича), совершенных в Сербской Православной Церкви ( журнал 83 ). 5 сентября 2015 года в Альгамбре (США, штат Калифорния) Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавил торжества по случаю прославления святителя Мардария и преподобного Севастиана. В торжествах принял участие управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с благодарением Господу приняли известие о прославлении в лике святых епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича), а также постановили включить имена святителя Мардария и преподобного Севастиана Джексонского в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования их памяти 29 ноября/12 декабря и 17/30 ноября соответственно. Святитель Мардарий (Ускокович) — первый архиерей Сербской Православной Церкви в Северной Америке. Родился 22 декабря 1889 года в Подгорице (Черногория). Обучался в Волынской и Кишиневской духовных семинариях, затем в Санкт-Петербургской духовной академии , которую окончил в 1916 году. 3 июля 1917 года Святейшим Правительствующим Синодом назначен на должность начальника Сербской миссии в Америке, действовавшей в составе Алеутской и Североамериканской епархии. В 1925 году Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви единогласно избран на новоучрежденную американскую кафедру и 25 апреля 1926 года в Белграде рукоположен во епископа иерархами Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Димитрием. Много потрудился для организации церковной жизни сербской православной диаспоры в Северной Америке, основал монастырь святителя Саввы Сербского в Либертивилле. Скончался 12 декабря 1935 года. 29 мая 2015 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви причислен к лику святых. День памяти 29 ноября/12 декабря. 16 июля 2017 года в Либертивилле (США) прошли торжества по случаю обретения мощей святителя Мардария, которые возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней .

http://patriarchia.ru/db/text/5028444.ht...

Кто-то мне сказал: «Надо, чтобы у тебя был духовник». Где его найти? Твоя это должна быть воля или предложат? Не понятно. Помню, встретила возле кафе иеромонаха, подошла к нему и спрашиваю: «Вы будете моим духовником ?» Слышу в ответ: «Я не могу», но иеромонах (сегодня уже епископ) написал на листочке номер телефона и отдал мне со словами: «Вот, он тебе будет духовником». В те годы были только домашние телефоны. Набираю номер. Трубку взяла матушка и сказала: «Отец Драган трудится в храме». В Подгорице тогда строился большой собор, там и служил протоиерей Драган Митрович мой будущий духовник. Но прошло еще полгода, прежде чем я решилась на встречу. Иеромонах, когда передавал мне листок с номером телефона, сказал: «Надо поститься каждую среду и пятницу». Тогда я поняла, что духовника должна «заработать». Добросовестно постилась. Наконец, как-то вечером пошла на службу в собор. Богослужение начинается, а я не знаю, как себя вести. Посмотрела по сторонам, решила делать, как все: перекрещусь и стою. Закончилась служба, вижу две очереди: одна за советом, вторая на исповедь. Думаю: «На исповедь не пойду, стану туда, где можно поговорить». Отец Драган опытный священник, за его молитвы сегодня в храме много молодых людей. Спрашивает у меня: «Вы что-то хотите?» Говорю: «Чтобы вы были моим духовником», и добавляю, что пощусь в среду и пятницу. «Хорошо, что поститесь, но вам еще надо исповедоваться». Думаю: «Главное, чтобы согласился быть духовником». Духовник в моем понимании был словно орден: дали и ты его должен нести, как будто уже спасен. Понимания, что это только первый шаг, не было. Первая исповедь Я продолжала поститься по средам и пятницам, а про духовника забыла. Но детская реанимация непростое служение. Когда Бог забирает единственного ребенка, и ты должен сказать об этом родителям, нужны огромные внутренние силы. В тот момент их не было. И Господь напомнил, что у меня есть «орден» мой духовник. Прекрасно помню подготовку к первой исповеди. Как отличница, я взяла книгу, где перечислены грехи, подумав: «Хорошо! Как справочник!» основательно переписала всё, что сочла нужным, в тетрадь и пошла с ней в храм, став уже в другую очередь.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Я читала, а отец Драган спокойно слушал. Когда закончила, он сказал: «Вы всё хорошо записали. А могу я у вас спросить?» и начал просто и осторожно спрашивать, как врач делает операцию, со всех сторон быстро оставляя небольшие надрезы. Моя душа раскрылась, сухие слова из тетради уже были не нужны. Первая исповедь стала важным шагом на пути к Богу. «Всё стало меняться» Отец Драган почувствовал, что я неофит. Рассказал, что впереди Рождественский пост , посоветовал причащаться . Период, который я тогда прожила, очень ценный. Опыт моего духовника был огромным. После войны всплыло много грязи: криминал, коррупция, нелегальная работа. Была каста, которая делала, что хотела, и это повлияло на отношения между людьми. Мы жили в беспорядке. Как человек, который трудился в медицине, я насмотрелась всего. Этот период принес много испытаний и скорбей, но утешение давало то, что я христианка, что моя душа нашла свой путь. Я по-прежнему без выходных несла послушание в больнице, уставала и роптала, но в нашей семье всё стало меняться: вот мы славим Славу, и я уже ношу пирог; маме интересно; папа приглашает в дом на праздник знакомых; младшая сестра крестилась, и ей тоже становится близким храм… Территория Черногории небольшая. Население 650 тысяч человек. С юга на север страну можно проехать на машине за три часа. Всего в 30 км от нашего дома Цетинский монастырь , где хранятся десница пророка Иоанна Крестителя и мощи святого Петра Цетинского . Мы ездили в обители и храмы, благодать потихонечку накапливалась, и я уже видела, что «перерастаю» людей, которые меня окружают… «Господь вел меня Своим путем» В Черногории есть православное радио «Светигора». Во время дежурств в больнице я прятала в халат маленький Nokia, надевала наушники и в обстановке жестокости и несправедливости, которая царила в стране, находила утешение, слушая православные передачи. Однажды я услышала, как архимандрит Лука (Анич) рассказывал о монастыре святой Елисаветы в Беларуси . Отче говорил о том, какие здесь замечательные сестры, о любви, о послушании в больнице. Я тогда была поражена: милосердие, брошенные люди всё это казалось таким близким моему сердцу.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Война продолжалась. Меня перевели в педиатрическое отделение, куда привозили детей погибших родителей. Пока искали родственников, мы смотрели за малышами. Надеваешь белый халат, 15–16 детей, ты должен их помыть и три раза в день покормить. Никто не говорил «не хочу» или «не могу», ребенок плачет надо что-то сделать. И ты делаешь, как будто давно умеешь. Смотрю на тот период, и мне кажется, что это было нереально. Зато понимаю, откуда взялась «зарядка» для монастыря… После войны против страны ввели санкции была страшная изоляция. Люди жили тяжело. Не на чем было даже писать. И вот откуда-то появляется тетрадь, я вырываю несколько листов для себя, остальные отдаю младшей сестре. В то непростое время мы учились делиться друг с другом. Мама всегда говорила: «Если отдаешь, тебе Бог даст больше». В период страшных испытаний, думаю, за молитвы тех, кто погиб и стал новомучеником, люди проснулись и повернулись к Богу. В стране начали открываться монастыри и храмы, появлялись духовные книги, мрак понемножку рассеивался. В Сербии начало процветать Православие. «Кто хочет креститься?» В Церковь приходили молодые люди. Мы все нуждались в каких-то разговорах, советах. Я открывала для себя другой мир, но он пока еще казался мне странным… Как-то мы с папой узнали, что недалеко от нашей деревни будет освящение храма. Мне 22 года. Ильин день , знойное лето. Мы поднялись на гору. Кругом народ, и вдруг я опять вижу митрополита Амфилохия (Радовича) . Дьякон спрашивает: «Кто хочет креститься?» Неожиданно говорю: «Я!» И таких людей, как я, было немало. Сначала нас крестили, потом началась Божественная литургия . Я зашла в храм и упала в обморок. И вдруг слышу смех митрополита и его слова: «Ой, какое хорошее дело я сделал!» После Причастия я как будто попала в другую реальность. Была настолько наполнена, что не хотелось ни кушать, ни разговаривать. В тот момент я почувствовала, что действительно стала православной христианкой. Это было мое второе соприкосновение с благодатью Святого Духа . «Будете моим духовником?»

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Монастырь Косиерево Монастырь Косиеево / В настоящее время монастырь Косиерево находится в селе Петровичи, неподалёку от границы с Герцеговиной, в 40 км от черногорского города Никшич. сюда он был перемещён в 1966г. из-за устройства искусственного водохранилища. Первоначально монастырь был воздвигнут на левом берегу реки Требешницы. По преданию, обитель основал Св. король Стефан Дечанский, а его сын Душан Сильный сделал большие пожертвования. Первый раз исторические источники упоминают Косиерево и его проигумена Дионисия в 1592г. Эта обитель много раз грабилась и сжигалась турками. В 1807г. турки разрушили монастырскую церковь, которую 10 лет спустя восстановил хаджи Дионисий Добричевац. Следующая значительная перестройка монастыря была предпринята в 1864г. Фомой Томашевичем. C 1884 по 1914гг. в Косиерево почивали мощи свт. Арсения Сремского, второго архиепископа сербского, ученика Св. Саввы I. Черногорский князь (1851-1860) Даниил Петрович Негош однажды дал обещание косиеревскому игумену Феодосию (Мишковичу) передать в монастырь мощи какого-нибудь святого. Преемник и племянник Даниила князь Николай на основании этого обещания в 1884г. перенёс мощи свт. Арсения в Косиерево. В августе 1914г. черногорцы под обстрелом перенесли святые мощи в храм св. Архангелов на Велимле. Во время Первой мировой войны австрийцы ограбили монастырь, до основания разрушили церковь, а келейные корпуса сожгли. На месте разрушенной церкви в 1933г. была построена новая, в стиле церквей моравской школы. В 1942г. красные партизаны убили собрата монастыря Косиерево иеромонаха Феофана (Беятовича). Иеромонах Феофан родился 14 октября 1890г. в Герцеговине. В 1908г. вместе с герцеговинскими повстанцами перешёл в Черногорию, а оттуда в 1912г. уехал в США, где работал в Красном Кресте. В 1919г. он поступил послушником в русский монастырь Св. Тихона в Пенсильвании. В 1921г. пострижен в монахи, а чуть позже стал иеродиаконом. Спустя некоторое время о. Феофан перешёл к сербскому епископу Мардарию (Ускоковичу) (1889-1935), и стал заниматься организацией церковной жизни сербов в Америке. От труда и подвигов о. Феофан тяжело заболел и в 1939г. вернулся в отечество. Патриарх Гавриил (Дожич) направил его в Черногорско-Приморскую митрополию, а черногорский митрополит Иоанникий (Липовац) 28 августа 1940г. рукоположил в чин иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/40000.html

   001   002     003    004    005    006    007