В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Как здравомыслящие (в обыденном смысле этого слова) люди могут праздновать Усекновение главы Иоанна Предтечи , я, по правде сказать, и сам не понимаю. Ведь здравый смысл не только удерживает человека от непрактичных действий, но и побуждает осуждать таковые со стороны других людей, причем осуждать не только словом, но и пассивным, а то и активным соучастием в их преследовании. Как можно праздновать память человека, который всей своей жизнью и, еще больше, смертью обличает тебя в неправде? К тому же праздновать не только его Рождество , но и Усекновение, в котором прославляется подвиг верности своему служению, верности, презирающей здравый смысл, верности, пренебрегающей кажущейся бессмысленностью жертвы… Было бы понятно, если бы приверженец здравого смысла праздновал Усекновение, видя в событии двухтысячелетней давности триумф своей жизненной позиции: «с сильным не борись, с богатым не судись», а нарвался – получи! Так ведь нет, все почитают подвиг Иоанна Крестителя, его верность своему служению, его жертву… В храме. За службой. Этим почитание заканчивается. А дальше начинается жизнь. И течет она по своим законам. И мы течем вместе с нею, вернее плывем по ее течению. Плывем по течению и удивляемся, когда кто-то напоминает нам, что мы, в отличие от всяких отходов человеческой жизнедеятельности, обладаем свободой воли, способностью выбирать курс и следовать ему, преодолевая напор стихии; что мы призваны к воплощению в своей жизни «евангельских абсурдов» и мыслить, переживать, поступать иным образом, нежели «сыны века сего», для которых течение жизни, законы стихии мира сего – природная среда и критерий нормы. Есть что-то символичное в этом финале пророческого служения: Иоанн Предтеча всей своей жизнью опровергал самодовольство человеческого рассудка, кичащегося своей предусмотрительностью, взвешенностью, трезвостью, гарантирующими жизненное благополучие, карьерный рост, физическое здоровье, психическую неуязвимость и, конечно же, безмятежную обеспеченную старость. Он всё делал не так, не по уму, не от головы… так зачем она ему, если он ею не пользуется?

http://pravmir.ru/na-chto-posyagnul-ioan...

Илия убоялся и пошел, спасая свою душу, и удалился в пустыню на сорок дней пути. И пришел к Рафмену 1 и просил смерти души своей, говоря: «довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» ( 3Цар.19:4 ). Увы! Пророк Илия убоялся женщины? Он, словом своим заключивший дождь для вселенной, низведший огонь с неба, молитвою воскресивший мертвых, убоялся женщины? Да, убоялся. Ничья ведь злоба не сравнится со злобою злой женщины. Мои слова подтверждаются свидетельством Премудрости: «нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости» женской 2 ( Сир.25:17 ). О, злое и острейшее орудие дьявола! Чрез женщину некогда ранил он Адама в раю; чрез женщину вовлек он кротчайшего Давида в коварное убийство Урии; чрез женщину увлек к падению мудрейшего Соломона; чрез женщину ослепил, лишив волос, храбрейшего Сампсона; чрез женщину погубил сыновей первосвященника Илии; чрез женщину заключил в узах в темницу благороднейшего Иосифа; чрез женщину обезглавил светильника вселенной Иоанна. Да что я говорю о людях? При помощи женщины он даже ангелов ниспроверг с неба. Чрез женщину он губит всех, всех убивает, всех бесчестит, всех унижает. Бесстыдная женщина не щадит никого: ни левита не почитает, ни священника не уважает, ни пророка не стыдится. О, из всех зол злейшее – злая жена! Если она бедна, злоба ее доставит ей богатство. А если богатство уже в ее распоряжении, оно удваивает ее злобу; нестерпимое животное, неизлечимая болезнь, неукротимый зверь – вот что она тогда. Я знаю, что аспидов можно приручить лаской, а львы, тигры и леопарды укрощаются и делаются ручными. А злая жена неукротима; притесняемая она неистовствует, ласкаемая надмевается. Если ее муж – начальник, она день и ночь нашептывает ему про убийства и козни, как Иродиада Ироду; если муж ее беден, она возбуждает его к зависти и ссорам; наконец, если она сделается вдовою, тогда уж сама принимается всех бесчестить. Страх Господень не обуздывает ее языка; она не боится ни Бога, ни будущего суда, – законов любви не признает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский». 2. Диакон Стефан Стефанов. 3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.). 4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году). В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня». Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период: 1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом. 2. Диакон Тимофей Смирнов. 3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).

http://sobory.ru/article/?object=06322

Воскресение кён (Якшямбе) - каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа. После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них: Христоснын киселеуе - Обрезание Господа, Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы - Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа; Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) - Святые апостолы Петр и Павел; Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу - Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя; Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) - Покров Пресвятой Богородицы и другие праздники. Празднуется период святок - дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок - Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй. Что касается имен - то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя - имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу - есть такие православные святые. Второе имя - имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя - имя, данное в Крещении, произносимое по-особому. Например, Серафим - Сарапый; Степан - Чтапан, Чтепи; Петр - Петтер, Питрей, Питук; Иоанн - Имаш, Ибаш, Ибуш, Ибан, Иван; Даниил - Даниял; Павел - Павал; Екатерина - Кятерня, Кятюк; Анастасия - Начтук, Начти, Начта, Нычтый; Варвара - Барый, Барук, Барбара, Баруш; Анатолий - Натоль, Туля; Семен - Симун; Григорий - Гёргери; Георгий - Гюрги; Василий - Бячли; Александр - Искандер, Сандыр; Афанасий - Апанас, Пунька и т.п. Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении - Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности.. Главное — угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличив фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников — мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном. Третья Пасха Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодейцей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного.

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

Два года назад Русская Православная Церковь причислила к лику святых доктора Бот­кина. От фуражки до шапки Мономаха Безусловно, в центре трагедии стоит фигура государя императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920–1930-е годы, то есть задолго до его канонизации не только Русской Православной Церковью, но и Церковью Зарубежной. Мне приходилось видеть фреску с изображением Hukoлaя II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1938 году государь и пострадавшие с ним были канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому найти не удалось.   Но по крайней мере начиная с 80-х годов ХХ века и по сей день во всем мире создается немало иконописных изображений Hukoлaя II. Однако если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого подхода: на одних иконах государь изображен в простой гимнастерке, на других — в традиционном для иконописи княжеском одеянии, на третьих — в мундире с орденами и в горностаевой мантии, на четвертых — в белых одеждах, на пятых — в красных как мученик и т. д. Нередко Николай Александрович представлен с короной на голове или с венцом, в шапке Мономаха, с царскими регалиями в виде скипетра и державы, с Георгиевским крестом, орденами и лентами. Есть иконы, где на голове у царя офицерская фуражка. Немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уничижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где царь представлен подобно святому Георгию. Встречаются и житийные иконы государя, на полях которых изображены эпизоды жизни и мученичества Николая II и всей его семьи. Но в одних иконах подчеркивается его служение государству, а в других — акцент ставится на подвиге последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и на расстреле. К сожалению, сегодня существует немало маргинальных групп, прославляющих Николая II как царя-искупителя. И это оказывает влияние на сознание церковного народа и на образы, которые пишут иконописцы. А художники, увы, не всегда разборчивы. Так, нередко встречаются иконы, на которых мученический подвиг царя толкуется предельно расширительно. Примером тут может служить изображение головы императора на блюде, отсылающей к традиционной иконографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Или, например, Николай II изображается у престола, на котором стоит потир и дискос, и он как священник совершает жертвоприношение. Тем самым намекается на его «сходство» с Христом, Который, согласно Священному Писанию, Царь и Священник одновременно. Совершенно понятно, что подобные изображения не могут считаться каноничными, и использоваться в храмах и частной молитве православных христиан.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikonografi...

Это совпадение двух евангельских чтений и двух событий в церковном календаре помогает нам понять, что совершенное пророком и Предтечей Иоанном не было чем-то уникальным в истории Церкви Христовой. Потому что слуги, которых посылал хозяин, чтобы собрать виноград, — это ветхозаветные пророки, которых Бог посылал к народу Израильскому. Но большинство из них заточались в темницу, побивались камнями, претерпевали насильственную смерть… Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк — это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк — это тот, кто передает Божию правду людям. Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы, отрубали головы? Что несет в себе эта Божия правда? Почему на нее так реагируют многие люди — не просто не принимая этой правды, но вооружаясь на ее провозвестников злобой вплоть до готовности пойти на преступление? Церковь Божия со времен апостолов призвана совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории? Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Божия правда, с одной стороны, принимается миллионами; с другой, вызывает у определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно задушить эту правду, наказать ее провозвестников. И мы знаем, в какой кошмар погрузилось Отечество наше, когда всей мощью государства был обрушен удар на тех, кто, пусть тихим голосом, но говорил Божию правду. Ну, а когда нет возможности насильственно заставить людей замолчать? Когда законы, обычаи, общество этого не позволяют? Есть другие способы и другие средства, которые сегодня становятся особенно легкими в употреблении. Используя средства массовой информации, можно вылить огромное количество клеветы, грязи, совершенно не стараясь хоть как-то доказать свои утверждения, — все рассчитано на то, что кто-то поверит, прельстится, отвернется от слова Божия…

http://patriarchia.ru/db/text/1620041.ht...

4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имею­щих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства 11 , он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Пред­течею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже ни­кому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Сво­их учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал со­образен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надруга­тельства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное при­надлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине за­долго таким образом было предсказано), 12 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание про­истекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сего­дняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страда­ния, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыс­лах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нару­шить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против зако­нов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удов­летворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 13 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действитель­но, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Из Евангелия вы знаете, что многие люди обращались к Богу и просили крещения в Иордане от Иоанна Предтечи, и что он крестил Спасителя мира (см.: Мк. 1:9; Лк. 3:21). Иоанн не умолкал, когда видел беззакония людей. Он обличал царя Ирода за то, что тот оставил свою законную супругу и жил преступно, греховно с женой своего брата (см.: Мф. 14:4). Царь не мог выдержать эти обличения и заточил Иоанна в тюрьму. В Евангелии говорится, что, когда Ирод услышал проповедь и чудеса Христа Спасителя, то сказал: " Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им " (Мф. 14:2). Совесть его была не спокойна, видимо, всю жизнь. Евангелие описывает, как на пиру, который устроил Ирод в день своего рождения, плясала дочь Иродиады. Она так угодила всем своей пляской, что царь сказал публично: " Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; даже до половины моего царства " (Мк. 6:23). И вот эта девица, такая же грехолюбивая, как и ее мать, пошла посоветоваться с матерью о том, что попросить. А та, не задумываясь, ответила: " Головы Иоанна Крестителя " (Мк. 6:24). И дочь повторила эти слова. Евангелие описывает, что печален был царь, но ради клятвы своей, ради тех, при ком это было сказано, он дал указание усечь главу Иоанна. И тут же исполнено было приказание, и окровавленную главу принесли девице (см.: Мк. 6:28). Содрогается сознание, читая эти Евангельские строки. А Предание говорит о том, что девица, желая еще больше отомстить обличителю, иголкой прокалывала язык Иоанна Предтечи, а потом выбросила его честную главу на помойку. Евангелие повествует о том, что ученики погребли тело Крестителя, пришли ко Иисусу, и сказано, что Господь оставил это место, сел на корабль, удалился в пустынное место для молитвы, видимо, потрясенный этим событием (см.: Мф. 14:13). Сегодня, дорогие, мы слышали призыв Святейшего Патриарха, и это обращение не случайно. Мы видим в нашей повседневной жизни повторение того, что мы сегодня вспоминаем: и супружеские измены, и пьянство, которое отягощает нравственное состояние людей. Сегодня день строгого поста — для того, чтобы в трезвенном состоянии осмыслить значение этого праздника и осознать свою греховную жизнь. Пусть Господь молитвами Крестителя Своего Иоанна поможет всем нам преодолевать грехи, вести христианскую жизнь и сподобиться вечного блаженства в Царствии Небесном!» Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010