Церковь Никольская, построена в 1838 году, каменная престолов четыре: в холодной Святителя Николая, Усекновения Головы Иоанна Предтечи и Пророка Илии, в теплой Святителя Николая. В 1901 году служили: Священник Михаил Григорьевич Плетнев 32-х лет, студент семинарии, священником с 1891 года, в 1895 году награжден набедренником. Псаломщик Иван Михайлович Соколов 64-х лет, в должности с 1854 года. Прихожан в сельце Софронцове, в селе Белом, в деревнях Головине, Маркуше, Ивановском, Хуторе Петрокове, Малой Курапове, Большом Курапове, Большой Кишкинихе, Малой Кишкинихе, Кадникове, Папулове, Новом Селе, Овсяникове, Щолкове - 240 дворов (741 мужчина, 830 женщин), сверх сего раскольников 49 мужчин и 43 женщины. По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. http://hram-tver.ru/kimryrn/beloekimry.html Храмы в селе Белом бывшего Калязинского уезда Тверской губернии существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 году здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. С течение времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма. В 1819 году тверскому архиерею Филарету (1819-1826) (Василий Михайлович Дроздов (1783-1867) было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка строительство разрешил, приказав выдать храмоздательную грамоту. Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов (1774-1844). И.Я. Шатилов участник русско-польской войны, войн против Турции и Франции. В Русско-турецкою войну 1808-1811 гг. при штурме крепости Базарджик он первым взошёл на неприятельское укрепление, взяв в плен коменданта крепости Сераскир-пашу. В Бородинском сражении покрыл себя неувядаемой славой, во время боя был тяжело ранен и унесён с поля боя на руках воинов своего полка. В 1844 году И.Я. Шатилов был похоронен в склепе у храма с. Белого. В 1960-е после попытки разграбить могилу, останки генерала были перенесены на кладбище посёлка Белый Городок.

http://sobory.ru/article/?object=02131

Когда так будем смирять себя, то подобно гергесянам, испытаем на себе Его любовь и милосердие, и будем участниками вечной славы. Аминь. (Венец Христов, л. 133–139). 3. Слово первое на Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи Аз усекнух Иоанна ( Мк.6 ) Пр. слушатель! В те печальные и почти несчастные времена летела от меча головы не только людей грешных и военных, но, как вижу, подпадали под меч головы и самых благочестивых. Кто же мне покажет на земле более благочестивого (за исключением Христа и Матери Его Марии), чем св. Иоанн Предтеча? Пусть кто, как хочет, превозносить за благочестие Илию, Иеремию, Самуила и иных святых, но благочестие св. Иоанна Предтечи превосходит всех их, как сказал один из учителей церковных: благочестие Иоанна так необыкновенно роскошно расцвело, что он кажется святый святых, но и ему, к несчастию, в нынешний день голову отсекли. О тиранство, редко когда слыханное на земле! Если когда прилично облегчить узников, если когда их освободить, то именно в дни нарочитые, в дни праздничные; а Ирод безбожный не заботится о нарочитом дне рождества своего, не печется о празднике, в который устроил пир для князей и гетманов державы своей. Вместо того, чтобы, в знак почтения своего рождества, освободить из заключения св. Иоанна Предтечу, он, что наиприскорбнее, отдает под меч его, как говорит божественный Марк: усекну его в его темнице ( Мк.6 ). Здесь-то оправдалось то, что люди обыкновенно говорят: «праздник без мученика не бывает». Когда безбожный Ирод в праздничный день своего рождения усекает св. Иоанна Предтечу, также праздник не без мученика, ибо так отзывается: аз усекнух Иоанна. Я желаю иметь слово к любви вашей о том: за что, чрез кого и по какому случаю отсечена голова св. Иоанну? Пр. слушатель! Не любят люди слушать правду, как говорит пр. Исаия: правда далече отступи, яко изнеможе в путех их истина ( Ис.59 ). Мы сами можем свидетельствовать, что мало есть таких, которые бы с любовию принимали, когда им правду говорят в глаза, и потому Сирах сказал: кто есть такой и ублажим его ( Сир.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Трехъярусная колокольня замыкает ось восток-запад. Структура колокольни развивает традицию ярусных сооружений: каждый ярус представляет собой квадратный в плане объем, прорезанный по осям широкими арками. Два нижних яруса перекрыты сомкнутым сводом, который несет третий ярус, завершённый небольшой главой на четырехгранном основании. Восточной стеной колокольня опирается на парапет западной части всхода. Арки первого и второго ярусов колокольни обработаны портиками, при этом в первом ярусе пологий фронтон опирается на пилястры, во втором – трёхчетвертные колонны тосканского ордера. В уровне третьего яруса такие же колонны поддерживают профилированный венчающий карниз. С помощью колонн подчёркиваются углы всех ярусов колокольни. Второй и третий ярусы колокольни являлись ярусами звона, ход на которые был устроен внутри восточной стены первого яруса колокольни с площадки всхода. Церковь представляет собой интереснейший образец усадебной храмовой архитектуры второй половины XVIII в. Храм имеет редко встречающееся двухосное планировочное построение, яркие черты «московского барокко». Памятник сохраняет важное градостроительное значение, являясь высотной доминантой исторического поселения и обширной прилегающей территории. Мареева Е.Е., Агафонова И.С., Давыдов А.И. Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области. Дата составления паспорта: 25 октября 2007 года. Основная библиография, архивные источники: ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 292. Материалы для истории церквей Нижегородской Епархии. Арзамасской десятины жилые и пустовые церковные земли. - М., 1902 г. Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904 год.- Н.Новгород, 1904 г. Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. - Н.Новгород, 1999 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 2012-2013 гг погибавший храм силами ряда арзамасских предприятий храм был возрожден, восстановлено рухнувшее перекрытие. 29 мая 2013 года Нижегородский митрополит Георгий освятил новые купола. Завершение основной части реставрации планируется в 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=13131

Какой тропарь сего праздника? Память праведного с похвалами, Тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показалбося еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во ад Бога явлешагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость. (Русский перевод). Память о праведном – в похвалах (на земле от людей); а Тебе, Предтеча, приличествует свидетельствование Самого Господа: так как Ты истинно явился чтимее пророков, потому что удостоился крестить в воде проповеданного (Тобою). Также, радостно пострадав за истину, ты благовествовал и находившимся во аде Бога, явившегося во плоти, принимающего на себя грех мира и подающего нам великую милость. Какое Евангелие? О событии усекновения. Мар. 6, 14–30 . Зач. 24. Что особенно поучительного в празднике? То, что благочестивых не любят нечестивые, так как и своею жизнью, иногда и словом они обличают нечестивых в нечестии. Какие особенности праздника Усекновения? В этот день положен пост и совершается поминовение воинов. Почему в этот день положен пост? В выражение скорби о достойной скорби смерти Иоанна Крест. – усечения мечом в темнице вследствие злобы на него жены царя Иродиады, и в наставление, что объедение и пьянство, как показал пример Ирода, ведут к гнусным преступлениям. Почему в сей день положено поминовение воинов? К учреждению поминовения воинов в сей день привело сходство смерти в этот день Иоанна Крестителя и на брани убиваемых воинов. Иоанн положил голову за истину, за обличение в беззаконной жизни царя Ирода, и воины полагают, как говорится, свои головы на войне за правое дело: за веру, царя и отечество. Учреждено оно в 1769 г. при императрице Екатерине II во время войны с турками и поляками. Сентябрь Какие праздники в сентябре месяце? В сентябре бывают следующие праздники: 8-го, Рождества Пресв. Богородицы, 14-го, Воздвижения честн. и животворящего креста Господня, и 26-го. Преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Проповедники правды. Поучение в день усекновения главы св. славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Вот, братие, участь провозвестников истины, проповедников правды и обличителей беззаконий человеческих. Не было, и нет, и быть не может в рожденных и рождаемых женами, кто бы был болий Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, и вот в темнице кончает он жизнь свою, вот он обезглавлен и глава его честная, яко снедь некая, носится на пиру богомерзком. Сердце содрогается, когда представишь себе все это. И однако все это было. А главное, не тоже ли, хотя и не точь в точь, бывает и ныне? Не повторяется ли нечто подобное сему и поднесь, и даже между нами, которые так, по-видимому, возмущаемся поступком Ирода беззаконного? В любви ли и у нас те, кто говорит нам правду не обинуясь? Напротив, не считаются ли подобные люди и у нас за людей беспокойных, за людей нетерпимых в обществе, за людей, которых гнать и теснить надо всячески, которых, во что бы то ни стало, надо заставить молчать, хотя молчать для них и невозможно «Правдою жить – людей отбить!» не оправдывается ли это присловие и ныне? Да, трудно и ныне жить на свете человеку правдивому, а особенно тому, кто по самому роду службы своей обязан научить, обличить, умолить, запретить. Долг свой стал исполнить добросовестно: сейчас против тебя составится целой толпа недовольных. А долга своего не исполнил, как должно, – Господь вопиет во след: крове их от руки твоея взыщу ( Иез.3:17 ). Отобоюду тесно. Как же быть и что делать нам, братие? К тем из вас обращаюсь, кто, подобно нам, призван в той или иной должности послужить обществу. Всем нам тако поставленным, да послужит, други мои, святый Предтеча Господень примером: лучше головы лишиться, чем хоть раз в жизни дозволить себе покривить душою и изменить своему прямому служебному долгу. Пусть нас клянут, пусть нас поносят, злословят: будем сносить все великодушно. Правда строгая, нелицемерная, – венец всему. Ею и будем дорожить. Дорожите ей и вы, коим не столько высказывать, сколько выслушивать правду от других приходится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Какой тропарь сего праздника? Память праведнаго с похвалами, тебе же доблесть свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси во истину и пророков честнейший, яко и в страх крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость. Русский перевод Память о праведном – в похвалах (на земле от людей); а тебе, Предтеча, приличествует свидетельствование Самого Господа: так как ты истинно явился чтимее пророков, потому что удостоился крестить в воде Проповеданного (тобою). Также, радостно пострадав за истину, ты благовествовал и находившимся во аде Бога, явившегося во плоти, принимающего на себя грех мира и подающего нам великую милость. Какое евангелие? О событии усекновения. Мк.6:14–30. Зач. 24. Что особенно поучительного в празднике? То, что благочестивых не любят нечестивые, так как и своею жизнию, иногда и словами они обличают нечестивых в нечестии. Какие особенности праздника Усекновения? В этот день положен пост и совершается поминовение воинов. Почему в этот день положен пост? В выражение скорби о достойной скорби, смерти Иоанна Крестителя, – усечения мечом в темнице вследствие злобы на него жены царя Иродиады, и в наставление, что объядение и пьянство, как показал пример Ирода, ведут к гнусным преступлениям. Почему в сей день положено поминовение воинов? К учреждению поминовения воинов в сей день привело сходство смерти в этот день Иоанна Крестителя и на брани убиваемых воинов. Иоанн положил голову за истину, за обличение в беззаконной жизни царя Ирода, и воины полагают, как говорится, свои головы на войне за правое дело: за веру, даря и отечество. Учреждено оно в 1769 г. при императрице Екатерине II во время войны с турками и поляками. Сентябрь Какие праздники в сентябре месяце? В сентябре бывают следующие праздники: 8-го, Рождества пресв. Богородицы, 14-го, Воздвижения честн. и животворящаго креста Господня, и 26-го, Преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Святыня храма Место 1-го и 2-го обретения честной главы прор. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Еще одна святыня монастыря – это часовня на месте Обретения Главы Иоанна Предтечи. На мозаичном полу, найденном о. Антонином при раскопках, имеется углубление. Оно считается чудотворным, поскольку здесь лежала Глава Крестителя во время обретения. Паломники с благоговением склоняют колени перед этим местом, опуская головы в углубление. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Инокн отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

http://elitsy.ru/holy/344/

После усекновения беззаконным царем Иродом главы святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, его честное тело погребено было его учениками близ могилы пророка Елисея в знаменитом самарийском городе Севастии. Когда же святой евангелист Лука, проповедуя Христа и обходя многие страны и города, пришел в Севастию, имея в виду отправиться отсюда в свой отечественный город – Антиохию, то сему апостолу пришло на мысль взять с собою и отнести в Антиохию тело святого Предтечи, Иоанна Крестителя. Оно было нетленно и цело, но взять было нельзя, потому что жители Севастии очень чтили мощи Крестителя и бережно их хранили. Посему святой евангелист Лука мог отделить от святого тела Предтечи только правую руку, крестившую Владыку нашего Господа Иисуса Христа; ее-то он и принес с собою в свой город Антиохию, как некое драгоценное сокровище, которым он хотел возблагодарить Антиохию за воспитание свое, полученное им в этом городе. С того времени святая рука Крестителя с великим благоговением была хранима антиохийскими христианами, ибо от нее совершалось немало чудес. По прошествии долгого времени, на царском престоле воссел Юлиан Отступник 303 , который явно отрекся от Христа и кланялся идолам. Он стал преследовать Церковь Божью так же, как и языческие императоры, преследовавшие христиан раньше его, и не только гнал и умерщвлял живых христиан, но восстал с яростью и против умерших: останки святых, пострадавших за святую веру, он вынимал из гробов и сжигал, а храмы Божии и всякие святыни обращал в пепел. Однажды он явился и в Антиохию, частью для того чтобы принести там гнусные жертвы своему мерзкому богу Аполлону 304 , идол которого находился близ города, в местности именовавшейся Дафне, частью для того, чтобы преследовать христиан и сжечь те святыни их, какие ему удалось бы найти. Христиане антиохийские, услышав о его прибытии, поспешили сокрыть святую руку Крестителя в одной городской башне, называвшейся Гония, чтобы гонитель не причинил ей бесчестия и не сжег бы ее. Юлиан, явившись в Антиохию и причинив здесь много зла христианам, стал отыскивать руку Крестителя, а когда его поиски оказались напрасными, то послал приказ в Палестинский город Севастию о том, чтобы все тело Крестителя, – находившееся там за исключением головы и руки, – а равно и гробница с храмом Крестителя были преданы разрушению и огню, что и было исполнено, как сообщают историки Никифор и Кедрин 305 . Впрочем, блаженный Симеон Метафраст 306 сообщает, что сожжено было не Крестителево тело, а чье-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца, и эти последние были сожжены, по словам Метафраста, вместо мощей Крестителя, с гробом его и храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Увлечение темноликими поздними иконами, интерес к мрачной эстетике потемневших образов, проскальзывающие иногда в нашей литературе, есть не что иное, как декаданс, свидетельство упадка современного православия, забвение евангельской и святоотеческой традиций, нецерковный романтизм. Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икону можно уподобить киноленте, разворачивающейся перед зрителем. Это – ассоциация современного человека, а в древности был найден другой образ, которому вторит икона, – небо, сворачивающееся в свиток ( Откр.6:14 ). Так, например, в композиции «Преображение» нередко кроме центрального эпизода на горе Фавор изображается, как Христос и апостолы восходят на гору и нисходят с нее. И все три момента сосуществуют перед нашим взором одновременно. Другой пример – икона «Рождество Христово» – здесь совмещены не только разновременные эпизоды: рождение младенца, благовестие пастухам, путешествие волхвов и т.д. Но также и происходящее в разных местах собрано вместе, сцены как бы перетекают друг в друга, образуя единую композицию. Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. Так, например, в иконе «Усекновение головы св. Иоанна Предтечи» нередко изображается дважды голова Крестителя: на его плечах и на блюде. Это не значит, что у пророка две головы, это значит только то, что голова существует как бы в различных временных и смысловых ипостасях: голова на блюде – символ жертвы Предтечи, прообраз жертвы Христа, голова на его плечах – символ его святости, целомудрия, правды в Боге («не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить», Мф.10:28 ). Отдав себя в жертву, Иоанн Креститель остается неповрежденным.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Из Евангелия вы знаете, что многие люди обращались к Богу и просили крещения в Иордане от Иоанна Предтечи, и что он крестил Спасителя мира (см.: Мк. 1:9; Лк. 3:21). Иоанн не умолкал, когда видел беззакония людей. Он обличал царя Ирода за то, что тот оставил свою законную супругу и жил преступно, греховно с женой своего брата (см.: Мф. 14:4). Царь не мог выдержать эти обличения и заточил Иоанна в тюрьму. В Евангелии говорится, что, когда Ирод услышал проповедь и чудеса Христа Спасителя, то сказал: " Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им " (Мф. 14:2). Совесть его была не спокойна, видимо, всю жизнь. Евангелие описывает, как на пиру, который устроил Ирод в день своего рождения, плясала дочь Иродиады. Она так угодила всем своей пляской, что царь сказал публично: " Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; даже до половины моего царства " (Мк. 6:23). И вот эта девица, такая же грехолюбивая, как и ее мать, пошла посоветоваться с матерью о том, что попросить. А та, не задумываясь, ответила: " Головы Иоанна Крестителя " (Мк. 6:24). И дочь повторила эти слова. Евангелие описывает, что печален был царь, но ради клятвы своей, ради тех, при ком это было сказано, он дал указание усечь главу Иоанна. И тут же исполнено было приказание, и окровавленную главу принесли девице (см.: Мк. 6:28). Содрогается сознание, читая эти Евангельские строки. А Предание говорит о том, что девица, желая еще больше отомстить обличителю, иголкой прокалывала язык Иоанна Предтечи, а потом выбросила его честную главу на помойку. Евангелие повествует о том, что ученики погребли тело Крестителя, пришли ко Иисусу, и сказано, что Господь оставил это место, сел на корабль, удалился в пустынное место для молитвы, видимо, потрясенный этим событием (см.: Мф. 14:13). Сегодня, дорогие, мы слышали призыв Святейшего Патриарха, и это обращение не случайно. Мы видим в нашей повседневной жизни повторение того, что мы сегодня вспоминаем: и супружеские измены, и пьянство, которое отягощает нравственное состояние людей. Сегодня день строгого поста — для того, чтобы в трезвенном состоянии осмыслить значение этого праздника и осознать свою греховную жизнь. Пусть Господь молитвами Крестителя Своего Иоанна поможет всем нам преодолевать грехи, вести христианскую жизнь и сподобиться вечного блаженства в Царствии Небесном!» Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010