Что же мы обязаны делать за все это? За все это мы обязаны благодарить Бога, прославлять Его, служить и повиноваться Ему. Прежде всего, говорим, мы должны благодарить Бога. В обыкновенной жизни благодарность не воздается за что-либо заслуженное. Так, рабочий может не благодарить хозяина при получении платы за работу свою, ибо он заслужил эту плату и имеет право требовать ее. Но мы ничем не заслужили благодеяний Божиих; несомненно, поэтому, что благодарность к Богу должна быть самою первою обязанностью нашею. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», – говорит апостол Павел. Неблагодарность постыдна даже в отношении к обыкновенному благодетелю, тем постыднее она в отношении к Богу. Кроме этого, мы обязаны также прославлять Бога. Если слуга хвалит господина своего, то этим выражает, что он доволен им и отношения его к нему считает вполне правильными. Подобно этому и мы, если будем прославлять Бога, то этим выразим, что мы довольны промышлением Его о нас. Это мы должны делать во всякое время, находимся ли в благополучии или в неблагополучии. Иаков прославлял Бога, находясь в благополучии. «Не достоин я, – взывал он к Богу, – всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему». Иов также прославлял Бога, находясь в неблагополучии. «Господь дал, Господь и взял, – говорил он, – да будет имя Господне благословенно!» Один угодник Божий, испытавший в жизни своей много скорбей, всякий раз, как только постигало его какое-либо бедствие, обыкновенно говорил: «слава Богу за все». Но мы должны благодарить и прославлять Бога не словами только, но и делами, следовательно, самою жизнью нашею. В Ветхом Завете служение Богу совершалось посредством жертвоприношений. Но когда Саул, оказавший непослушание Богу, хотел принести жертву в благодарность за дарованную победу, то Самуил сказал ему: «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». Значит, мы служим Богу и прославляем Его только тогда, когда бываем послушны Ему, когда телесные члены и духовные силы свои употребляем только на исполнение заповедей Божиих. – Блажен тот человек, который из глубины сердца прославляет Бога за Его отеческую благость и милосердие, который с радостью повинуется Ему и исполняет святую волю Его во все дни жизни своей! Поступать так – да будет нашею всегдашнею обязанностью. Почему в заключение первого члена еще раз предложим себе вопрос: что мы обязаны делать за отеческую благость и милосердие Божие к нам? И еще раз повторим ответ на него: за все это мы обязаны благодарить Бога, прославлять Его, служить и повиноваться Ему в продолжение всей нашей жизни до последнего издыхания своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   в) лишится благодати: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. XII:15).   10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию    Справедливость мысли, что Господь оживляет церковь Своею Божественною благодатию, вытекает из того, что Господь И. Христос есть глава церкви: ибо если Христос есть действительно глава церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее Своею силою? Мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю Всесвятого Духа, который бы пребыл в церкви во век (Иоан. XIV:16, 17) – обетовании, действительно исполнившемся в свое время (Деян. II:2).    С тех пор, этот Всесвятой Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею (2 Тим. I:14), – учит, священнодействовать и пасти духовное стадо.    Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах.    Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Дух страха Божия (Ис. XI:2, 3); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. V:22, 23) и все прочие добродетели.    Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество; одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков (1 Кор. XII:7 – 11).    Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем единение Христа с церковию и со всеми ее членами в таинстве евхаристии: здесь каждый христианин преискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того, может сказать, по примеру апостола: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. II:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою церкви, так и между собою: ибо все они оживляются одним и тем же Духом (1 Кор. XII, 10), живут одним и тем же Христом, и мнози суще, подлинно, едино суть тело (1 Кор. XII:12). – (Сост. по Правосл. догматич. Богосл.» митр. Макария, ч. II, стр. 305 – 306).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Об этих обязанностях апостол Петр говорит: «пастырей умоляю: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и благоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Итак, обязанность пастырей состоит в том, чтобы пасти духовную паству свою. В обыкновенной жизни кто пасет стадо, тот заботится о доставлении ему пищи и питья и охраняет его от опасностей, угрожающих ему. Подобно сему должны поступать и пастыри духовные. Они должны именно доставлять пастве своей духовную пищу и питие, то есть должны учить ее Слову Божию, совершать для нее святые таинства и хранить ее молитвами и наставлениями своими от различных врагов, угрожающих ей, каковы еретики, иноверцы и прочие нечестивые люди. И это они должны делать, по учению апостола, не ради какой-либо прибыли, но доброхотно, подавая собою добрый пример стаду. Наконец, Слово Божие возлагает обязанности и на начальствующих и господ в отношении их к подчиненным и слугам. «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах», – так говорится об этих обязанностях в Слове Божием. Слуги и подчиненные те же имеют человеческие права, что и господа их. Посему последние не должны презрительно относиться к слугам, а наоборот, должны уважать в них человеческое их достоинство. Образец того, как можно оказывать рабам должное и справедливое, начертан апостолом Павлом в послании к Филимону. Последний имел раба по имени Онисима, который убежал от него и был обращен затем апостолом в христианство. Апостол Павел отослал его обратно к господину и вот что писал ему о нем: «ты же прими его, как мое сердце, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе». Кто будет относиться подобным образом к слугам, тот будет воздавать им должное и справедливое. К обязанностям начальников и родителей относится также то, чтобы они не требовали от подчиненных и детей чего-либо противного вере или Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Однако дело освящения, совершенное Иисусом Христом чрез Его страдания, продолжается и ныне. Выше мы говорили уже, что только те люди могут спасительно пользоваться страданиями Спасителя к своему освящению, которые добровольно участвуют в страданиях сих посредством живой и сердечной веры, посредством таинств, в которых сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и посредством распинания плоти своей со страстями и похотями. Значит, для дальнейшего освящения человека прежде всего необходимо учение веры. И это учение даровано нам Иисусом Христом. Принимая всем сердцем это учение и поступая по нему, верующие в то же время освящаются и делаются чистыми от грехов. «Ибо, – говорится в катехизисе, – как ложное слово диавола, быв принято первыми человеками, сделалось в них семенем греха и смерти; так, напротив, истинное слово Христово, усердно приемлемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни». На это средство освящения Церкви указывает и Сам Господь в Своей первосвященнической молитве к Богу Отцу о верующих: «освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Под истиною, которою должны освящаться верующие, разумеется здесь именно учение веры, преподанное Христом в Евангелии. Итак, Церковь есть свята также потому, что освящается через учение Иисуса Христа. Но Иисус Христос есть не только наш Учитель, но вместе и Первосвященник. По слову апостола, Он имеет священство непреходящее, почему «и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Из этих слов видно, что Иисус Христос всегда ходатайствует за нас пред Богом Отцом и этим ходатайством Он снова освящает Церковь Свою и очищает от всякого греха. Наконец, Господь освящает Церковь Свою через таинства. Через них именно Он подает всем верующим благодать Духа Святого, усвояющего им заслуги Его и освящающего их. Отсюда, где есть таинства, там есть и освящение, там и Святая Церковь ; где же таинств нет, там нет и освящения, там нет и Святой Церкви. Таким образом, на поставленный выше вопрос можно ответить так: Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через таинства. Истину эту ясно выражает апостол в следующих словах: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Словами: «Христос предал Себя за нее (Церковь)» апостол выражает именно, что Церковь освящена Иисусом Христом через Его страдания, а словами: «очистив банею водною посредством слова» он указывает, что Церковь освящена Иисусом Христом посредством Таинства Крещения, в котором крещаемый троекратно погружается в воду с произношением слов: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа» и очищается от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Отец повелевает в своем семействе и есть глава семейства. Но государь есть глава не одного, а многих миллионов семейств, образующих из себя одно великое семейство или отечество. Он управляет ими, охраняет спокойствие и благополучие их в настоящей жизни и вообще делает все, что отец делает для семейства своего. Вот почему государю именно мы прежде всего обязаны воздавать почтение, подобающее родителям нашим. А чтобы яснее понять всю необходимость этой обязанности, мы должны обратить внимание на то, откуда происходит власть государя и как она полезна и необходима для нас. Итак, откуда происходит царская власть? Кто установил ее? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел в следующем изречении: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противляющийся власти противится Божию установлению». Значит, царская власть установлена от Бога и на то есть воля Божия, чтобы мы управлялись царем. Когда Господь наш Иисус Христос стоял на суде перед Пилатом и не давал ответа на его вопрос, то Пилат сказал: «мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя? и власть имею отпустить Тебя?» На это Спаситель ответил: «ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше: посему более греха на том, что предал Меня тебе». Значит, власть над жизнью и смертью подвластных ему Пилат получил свыше, то есть от Бога, таким образом, по слову Спасителя, даже языческие цари получают свою власть от Бога. Бог также израильтянам дал первого царя Саула, и Бог же отвергнул его, когда последний стал непослушен Ему. Бог избрал Давида на царство и после него – Соломона. После этого для нас должно быть понятно, почему наш государь все указы свои начинает словами: Божией милостию, Мы Николай Второй, Император Всероссийский и прочее и прочее. Этим государь исповедует именно, от Кого он имеет свою власть. Но если власть государя столь славна по своему происхождению, то она не менее славна также по ее значению и пользе для нас. Для чего именно Господь установил власть государя, на это указывает апостол, говоря: «начальник есть Божий слуга тебе на добро». Все, что повелевает государь, служит ко благу всех нас. Это мы подтвердим некоторыми примерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Имеяй уши слышати, да слышит! Аминь. Уроки чудес Христовых 136 Если Моисея и пророков не послушают, то если кто и из мертвых воскреснет, не поверят ( Лк. 16:31 ). Эти слова Господа Иисуса Христа взяты из притчи Его о богаче и Лазаре, которую мы сегодня слышали за литургией в евангелии. Не станем теперь вновь повторять ее подробно, как всем достаточно известную. Остановимся вниманием на самом окончании притчи. Богач, мучимый в аде, просит Авраама, чтоб он послал Лазаря на землю: «ибо у меня пять братьев, пусть он засвидетельствует им, чтоб они не пришли на это место мучения». Но Авраам отвечает, что о загробной жизни, о загробном воздаянии, о жизни земной, как приготовлении к небу, для братьев погибшего богача достаточно учения и проповеди Моисея и пророков: «пусть слушают их». Богач же сказал: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не послушают, то если кто и из мертвы воскреснет, не поверят» ( Лк. 16:27–31 ). Вот, воистину, устрашающее слово, истина которого несомненна, ибо его изрекла Сама Воплощенная Истина, ибо его подтвердил опыт веков и тысячелетий. Как ясно говорит оно, что не в отсутствии доказательств веры причина неверия, а в развращенности сердца, в дурном направлении воли: так, ленивец не оттого предается праздности, что у него пред глазами мало примеров гибельных последствий ее; так, и пьяница не оттого отдается вину, что не знал и не слышал, к чему приводит оно, – но оттого, что ни тот, ни другой не хочет вступить в борьбу со своими порочными склонностями... Сердцем веруется в правду, говорит св. апостол ( Римл. 10:10 ); в сердце же и источник неверия. Напрасно поэтому говорить, что ныне оскудела вера потому, что оскудели чудеса; евангелие уверяет нас в обратном: оскудевают чудеса от оскудения веры... Напрасно поэтому надеются чудом привлечь к вере того, кто потерял ее; и Сам Господь не творил чудес там, где видел одно упорное и озлобленное неверие или вместо веры праздное любопытство, или, наконец, даже искушение Господа... Он не претворил камней в хлебы, Он не сошел со креста, Он и по воскресении являлся ученикам Своим, а не фарисеям и саддукеям... Жители Его родного города, услышавши, что Он много сотворил чудес в Кане и Капернауме, ждали от Него гораздо больше чудес на родине. Евангелист по этому случаю кратко, но выразительно замечает: «И не совершил там чудес по нееверию их»... ( Мф. 13:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Лк.6:45 . Мк.7:21 –23. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Притч.4:23 . Солнце да не зайдет во гневе вашем. Еф.4:26 . В прошлый раз были указаны те дела милости, посредством которых христианин может угодить Богу и заслужить помилование для себя. Спрашивается теперь, откуда проистекают эти дела? Где их источники? Слово Божие научает нас, что таким источником их служит наше собственное сердце. Сам Господь Иисус Христос говорит о сем: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего выносит злое». Так, и добрые, и худые дела проистекают из нашего собственного сердца. Вот почему Господь в числе заповедей для блаженства предложил и заповедь, касающуюся собственно сердца. Заповедь эта читается так: «блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят». Посмотрим, чему научает нас эта заповедь. По смыслу ее все, желающие блаженства, должны быть чистыми сердцем. Но что же есть чистота сердца, о которой говорится здесь? В обыкновенной жизни если человек говорит и поступает с другими откровенно, как внушает ему сердце, то о нем говорят, что он чистосердечен. Таким образом, чистосердечие, понимаемое в этом смысле, есть то же, что искренность или прямота, и противоположно лукавству и лицемерию. Примером людей нечистосердечных и лицемерных служат фарисеи, ибо они по наружности казались благочестивыми, исполненными любви и добрых дел, а внутри, в сердце своем были нечестивы, исполнены хищения и неправды. На такое качество их указал Сам Господь, когда назвал их гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а изнутри исполнены смрадных костей. Между тем, не таковы люди чистосердечные; они не показывают лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце своем, но в добрых поступках своих всегда проявляют только добрые расположения своего сердца. Чистосердечие посему есть качество весьма похвальное в человеке, но оно еще не составляет той чистоты сердца, которая требуется шестою заповедью для блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим… Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: “не убивай, не прелюбодействуй” (Исх. 20: 13, 14). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: “Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула”; “и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин”; “и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во век” (2 Цар. 12: 7–10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: “вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего”, не откуда-нибудь извне, но “из дома твоего” (2 Цар. 12: 11). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией». И далее святитель Иоанн Златоуст показывает, как следует нам извлекать уроки из явленного действия духовных законов, «дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания»:

http://pravoslavie.ru/156715.html

Иисус Христос объяснил им, что «семя» в притче означает «слово Божие». Семена, которые упали при дороге, это те, кто слышали слово Божие и не уразумели его. Пришел диавол и похитил слово Божие из их сердец, и поэтому они не уверуют и не будут спасены. Семена, упавшие на каменистую почву, это те, кто услышал слово Божие и принял его с радостью. Но вера этих людей не имела глубоких корней, поэтому они верили, пока не начались гонения и испытания их веры. Они поддались испугу и утратили бесценный дар Божий – свою веру. Семена же, что упали в терние, это все те, кто услышали, но продолжали идти прежним путем, и потому ежедневные заботы, обольщение богатством, наслаждениями жизни заглушили в душах их слово Божие, и дивный плод веры так и не вызрел. Но семена, которые укоренились на хорошей почве, это люди, услышавшие слово, сохранившие его крепко в добрых сердцах. Они, проявляя стойкость и терпение, принесли стократный плод во славу Божию. Смысл притчи Эта притча говорит нам о том, что не все, которые слушают слово Божие, действительно услышали его. Не всякий возрастет и произведет духовные плоды, дарующие радость и смысл нашей жизни. Мы должны трудиться, укреплять нашу веру и всегда быть готовыми услышать слово Божие. Соблазны, пустые развлечения, гонения и испытания встречаются всем, но те, кто верен Христу, преодолеют любые трудности. Они возрастут и принесут Господу добрый плод. Горчичное зерно Чтобы подбодрить народ, Спаситель предложил ему и другую притчу, сравнив Царство Божие с горчичным зернышком, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Даже из малого начала верности Богу может возрасти великий свидетель Его Царства. Бесценная жемчужина Господь поведал людям и такую притчу: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Эта притча повествует нам, о том, что Царство Божие ценнее всех жертв и усилий, которые мы предпринимаем в своей жизни. Наша Церковь употребляет слова притчи о драгоценной жемчужине, описывая святого князя Владимира в тропаре, посвященном ему:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ободрением и утешением для него служило именно охранительное вездеприсутствие Божие. Вера в то, что Господь всюду защищает его от всех враждебных сил, подобно тому, как добрый пастырь защищает стадо свое от диких зверей, приближающихся к нему, делала его столь сильным, столь мужественным, что он смело взывал ко всем врагам своим: «на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?» – Так, повторяем, истина вездеприсутствия Божия есть в высшей степени утешительная истина. С сознанием ее благочестивый израильтянин мог быть покойным и безопасным во всех местах и при всех обстоятельствах своей жизни. С уверенностью он мог взирать к своему Богу и в молитве говорить словами пророка: «призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей, Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». Равным образом и мы, христиане, веруем и исповедуем, что Господь Бог есть Отец наш, который всюду и всегда со Своею отеческою благостью находится возле нас, детей своих, защищает и охраняет нас от всякого зла. Никогда мы не должны забывать этого. Земные отцы не всегда находятся со своими детьми, и если иногда бывают при них, то сила их часто бывает слишком недостаточна, чтобы отвратить от них все опасности, угрожающие им. Напротив Бог, говорим, и всегда находится при нас, и обладает силою избавить нас от всех бед. Как утешительно это! Вот почему каждый из нас при всяком несчастье не должен унывать, но бодро с псалмопевцем должен взывать: «Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» Доставляя нам великое утешение, истина вездесущая Божия много содействует также благочестивой жизни и доброму поведению нашему. Часто приходится наблюдать, что неблагонравные дети берегутся дурных поступков, если замечают, что отец их находится вблизи их. Понятно, отчего происходит это: они думают, что отец увидит их дурное поведение и накажет их. Следовательно, они боятся отца, и этот страх удерживает их от дурных поступков. Разве продали бы, например, сыновья Иакова своего брата Иосифа, если бы отец их пришел к ним в это время, когда они вознамерились совершить это злое дело? Наверное нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010