Для посвятивших себя науке христианской есть особенное приложение этого свойства церкви, т. е. что она вселенская. А именно, из этого свойства ее выходит то, что она есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). Голос вселенской церкви, выражаемый явственнее всего на вселенских соборах, есть несомненный признак Божественной истины: и обыкновенный общий смысл почитается признаком истины человеческой (философской); как же не признать за истину богословскую то, что верно учащие в церкви все, всегда и единогласно утверждали? Поэтому в «Послании восточных патриархов о православной вере» (чл. 12) сказано: «Несомненно исповедуем, что кафолическая церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения». Поучающиеся в событиях «времен и лет» ( Прем. 8:8 ) должны везде в них искать применения к церкви, по всемирному ее значению, и такой только суд о делах человеческих прольет надежный свет на все судьбы мира от начала его доселе. В четвертых, что, наконец, вытекает для жизни верующих из понятия церкви апостольской? Преемство апостольского служения сохраняется в церковной иерархии, или священноначалии. Отсюда вытекает долг подчиненности православных христиан богоучрежденной иерархической власти, без чего не может быть правильного порядка в церковном обществе. От чего христиане первых времен представляли столь прекрасное, богосветлое общество, какого только можно пожелать? Одною из главнейших причин был церковный надзор, соединенный с строгою дисциплиною, – а это было следствием совершенного полномочия церковной иерархии. Как жалко, напротив, отчуждением от законной иерархии обезображивается нравственность, видно из быта наших раскольников и других подобных? (Сн. «Вят. Епарх. Ведом.» за 1876 г. 4, стр. 89–95).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Европа, к сожалению, близка в этом отношении к Америке, ибо сейчас и во Франции, и в Дании, и в Голландии дети второго-третьего класса обязаны посещать уроки, где с помощью муляжей и внешних изобразительных средств дипломированные развратники (так их назовем с христианской точки зрения) учат детей тому, что должно происходить с партнерами, меняющими друг друга, как перчатки. Сейчас этот эксперимент уже начинают проводить в некоторых «передовых» школах Москвы и других городов России. Нам стало известно, что во многих отделах районного образования уже складированы соответствующие учебники, богато иллюстрированные, равно как и за государственный счет поставленные контрацептивы, которые должны будут распространяться среди детей либо после посещения этих занятий, либо одновременно со школьными обедами, что уже имеет место в одной московской школе. Итак, мое маленькое слово посвящено урокам целомудрия как основе нравственного воспитания личности. В наше весьма нецеломудренное время, думаю, нелишне напомнить о том, что величайшие ученые, гении технической мысли, многие деятели искусства, не говоря уже о духовных учителях человечества, как правило, были морально чистоплотны; являясь верными мужьями своих жен, они всей своей жизнью исповедовали высокую нравственную, духовную культуру. К чему ведет нецеломудрие, половая распущенность, вам хорошо известно. Но все-таки нужно об этом говорить. Сейчас многие светские врачи проповедуют нашим детям, что рукоблудие ( Быт. 38, 4-10 ) — вещь совершенно естественная, дозволенная и даже необходимая для правильного полового развития. Нет! И трижды нет! Можно ли признать полезным то, что ведет к импотенции, идиотизму, деградации личности? Плотский грех связан с потерей девства, невинности, целомудрия, что имеет и свои последствия — духовные, медицинские и нравственные. Духовные последствия . Плотский грех, осуществленный сначала в мысли, а потом и на деле (имеется в виду все, лежащее вне Богом благословенного супружества), отлучает нашу природу от вечной жизни и в прямом и в переносном смысле ввергает ее в темное царство вечного отчуждения от Бога. Церковь на протяжении всего своего исторического бытия назначала строгое наказание для блудников, хотя никогда ни один из Святых Отцов не писал об особых наказаниях для детских преступников в этой области. Очевидно, ни Иоанн Златоустый , ни Василий Великий — великие христианские учителя IV столетия — не могли так зримо, так осязательно предвидеть то, что надвигается сегодня на наших детей. Не собирается ли ныне Международная ассоциация планирования семьи и ее российский вариант, сестра-фирма, дополнить и развить закон об отлучении школы, детей от Церкви и от Бога? Не хочет ли, изгнав из училищ и школ священников, еще и замарать души и тела детей блудной мерзостью? Нелишним будет напомнить, что в 1918 году Русская Православная Церковь произнесла анафему на всех пособников ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

http://azbyka.ru/deti/uroki-tselomudriya...

И много, много раз помогала Взбранная Воевода православному народу. Знаем, как и в 1395 году защитила Царица Небесная Московскую землю от уничтожающего нашествия Тамерлана; знаем, как спустя почти сто лет, в 1480 году, Царица Небесная вновь укрепила русское воинство в его мужественном противостоянии на Угре, когда решался вопрос независимого существования народа русского. И сегодняшний праздник – это день молитвенной благодарности за избавление от угрозы полного разорения Москвы при нашествии в 1521 году полчищ Крымского ханства с многочисленными союзниками. И вновь, как и прежде, невидимая рука Божия по молитвам Царицы Небесной положила предел, перейти который не возмогло даже стотысячное войско. Но не только град Москва торжествует ныне. Сегодня отцы и братия и народ Божий в Псково-Печерском монастыре молитвенно чтут свою святыню – чудотворный образ Царицы Небесной. О множестве других знамений всесильной помощи Божией по молитвам Царицы Небесной хранится память и в церковных календарях, и в истории городов, весей и всей страны нашей! Так заступается Богородица за всех призывающих Ее, так спешит на помощь. Один из последних Оптинских старцев, Нектарий, говорил об истории человечества, что «она показывает нам, как Бог руководит народами и дает как бы нравственные уроки вселенной». Дает нравственные уроки человеку. И блажен тот народ и тот человек, который руководится Господом и волю Его исполняет как свою. Пример такой духовной мудрости и прозорливости для нас – святой равноапостольный император Константин, память которого сегодня совершается, который в явлении знамения креста увидел благословение и силу мира Христова. Пример духовной отваги – святая Елена, мать императора, которая в возрасте уже 60 лет, не говоря, что уже поздно что-то менять, меняет уклад своей жизни, принимает христианство под влиянием своего сына и безбоязненно направляет стопы свои ко Христу. И Господь дает ей такие силы ревности апостольской, что ее трудами обретается Крестное Древо, которое укореняется на земле людей – в Церкви Божией – и, произрастая в сердцах христиан, дает обильные плоды святости и добродетелей.

http://pravoslavie.ru/71201.html

Такова оценка ученика. И вот другая, не менее высокая и авторитетная оценка со стороны иерарха, поставленного быть наблюдателем, за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Москвы, – разумеем Леонида, епископа Дмитровского 4 . – «Я с экзамена на экзамен», – пишет владыка своему другу, преосвященному Савве,– «некоторые превосходны, особенно, где учит молодой протоиерей П. А. Смирнов » 5 . В сочинениях юбиляра приведено письмо, полученное им от преосвященного Леонида вместе с книгой: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», изданною в переводе с греческого преосвященным Евсевием, архиепископом Могилевским. Вот это интересное письмо: «Достопочтеннейший отец Иерей Прошу принять книжку, о которой мы говорили, но приняв, извинить меня, что дарю книгу без переплета. Мне хочется подарить ее вам именно сегодня. В праздник Духа особенно уместно – прийти к вам отцам пустыни духоносным, в примере и жизни которых дышит огонь и озаряет свет Духа. Да проникает, этот свет и огонь из этой книги в уроки ваши, а эти уроки да проницают собою юные сердца во спасение их, и ваше, и многих. Благодать Святого Духа будем со всеми нами! – Мая 27–28, 1873 (полночь). Леонид, Е.Д.» – На присланной книге была надпись святителя, что он дарит ее в память, «превосходного экзамена и дружеской беседы» 6 . Плодом законоучительской деятельности протоиерея Петра Алексеевича были учебники по предмету Закона Божьего и истории Церкви. Значительная часть их переведена на иностранные языки – шведский, английский, французский; есть так же переводы на славянские наречия и на грузинский язык. Хлопотливая и сложная приходская и законоучительская деятельность не поглотила, однако, всецело внимания Петра Алексеевича и не устранила его от участия в других областях церковно-общественной деятельности. Он принимал живое участие в трудах Московской комиссии по устройству народных чтений, был руководителем по преподаванию Закона Божьего на курсах для учителей народных школ и руководителем же богословских чтений в Московской городской думе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/p...

Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадакии 6 , около 330 года 7 . Он был сыном молитв отца, и тем же молитвам вторично обязан был жизнью, когда в младенчестве тяжкая болезнь угрожала ему смертью. Ночью в сновидении Господь Иисус Христос сказал скорбящему отцу то же, что некогда царедворцу в Капернауме: иди, сын твой жив есть (Инн. 4:50). И младенец выздоровел 8 . Первые годы своей жизни Василий провел у своей бабки, Макрины, в сельском уединении, близ Неокесарии, пользуясь ее благочестивыми наставлениями. Макрина соблюдала в своем сердце еще уроки Св. Григория Неокесарийского , какие преемственно сохранялись в памяти его Церкви 9 . В последствии Св. Василий, сам вступив на чреду служения церковного, при тогдашних смутных обстоятельствах, почитал особенным счастьем для себя быть столь близким наследником здравого учения сего богопросвещенного Пастыря. От Макрины Св. Василий возвратился в родительский дом. Здесь уроки матери довершили образование его сердца, а отец начал занимать его науками 10 . Но если умственное образование и не могло еще быть совершенным, по самому возрасту отрока и ограниченности домашнего воспитания, то для образования нравственного почти нельзя было желать ничего лучшего надзора и руковдства матери, пламеневшей любовью к Богу. Брат Св. Василия Великого , Св. Григория Нисский , сам вышедший из сего же домашнего училища, изобразил, как воспитывалась сестра его Макрина. Конечно, те же правила, в своей мере, прилагали к образованию и прочих детей благочестивых родителей. «Мать мама заботилась, пишет он, об образовании дочери своей, но не о том внешнем образовании, которое дети обыкновенные почерпают из стихотворческих произведений. Она почитала постыдным и вовсе неприличным для нежной и благовоспитанной души изучать женские страсти в трагедиях, или знакомиться с бесстыдством в комедиях, и некоторым образом осквернять себя нескромными рассказами о женщинах. Юная дочь изучала то, что мать находила для нее удобопонятным из богодухновенного Писания, особенно Премудрость Соломонову, и еще более то, что служит к образованию нашей нравственной жизни (вероятно, Притчи). Она также знакома была и с книгой Псалмов, и в свое время прочитала из них свою долю. Вставала ли с ложа, принималась ли за учение, отдыхала ли пред обедом и после обеда, идучи ко сну, стоя на молитве, везде она имела при себе псалтирь, как добрую спутницу. Которая никогда не отлучается от своей подруги» 11 . При таком воспитании семейство Василия и Еммелии соделалось истинным рассадником святых и верных служителей Церкви на земле, и блаженных наследников царства Христова на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

III. Первобытние христиане: не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного ( Дeяh. IV, 34 ). IV. Ап. Павел; я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнию, только-бы с радостию совершит поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать евангелие благодати Божией ( Деян. ХХ, 24 ). в) Церковно-исторические примеры самоотвержения. аа) Благочестивый Беневол: из множества рассказов о подвигах христианского самоотречения мы приведем здесь следующий: императрица Юстина, следовавшая ереси Ария, весьма огорчалась тем, что св. Амвросий, еп. медиоланский, успешно боролся с этою ересью. Она решилась погубить поборника православия и для этого вознамерилась издать указ, которым позволялось арианам явно отправлять богослужение, а все те, которые осмелились бы делать им какое-либо препятствие, объявлялись мятежниками, нарушителями церковного мира, оскорбителями царской власти и преступниками, достойными казни. Для этого она призвала Беневола, первого государственного секретаря, и приказала ему изготовить надлежащий указ. Но этот муж, почитая имя «православного» выше всех достоинств, отказался исполнить волю ее. Императрица принуждала его, грозила гневом своим, обещала возвесть на высшую степень; но благочестивый вельможа отвечал на это: «этою ценою я не хочу покупать ваших достоинств; отберите у меня и то, что я имею, но оставьте мне мою совесть и мою веру»! При этих словах он снял с себя знаки своего достоинства и положил к ногам Юстины. Вскоре после этого он удалился в Брессу, где и провел остальное время жизни в строгом исполнении христианских обязанностей. (Из кн. «Уроки по зак. Божию», А. Царевского , в. V. 1887 г., стр. 51 – 52). бб) Преподоб. Феодосий печерский . «Никто, по слову одного из святых подвижников (Св. Иоанна лествичника ), в небесный чертог увенчан не взыдет, если не учинит первого, второго и третьего отвержения: во-первых, если не отречется от всех дел мирских, а притом и самую плоть свою не возненавидит; во-вторых, если не отсечет собственной своей воли, или не совлечется ветхого человека, а в третьих, если не истребит тщеславия или самомнения о своих трудах и подвигах, к которому устилает путь многое трудолюбие». Вот существенно необходимые условия для всякого, желающего получить неистленен венец во царствии Отца небесного! – Так текли к горнему своему отечеству все угодившие Господу святые Божии, не смотря на различие образа их жизни с внешней стороны; так совершал свое течение и перешел к небесным чертогам и преподобный, богоносный отец наш Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Однажды св. Григорий Богослов , увидавши во сне двух женщин необыкновенной красоты, которые выражали к нему самую чистую и горячую любовь, спросил у них: «Кто вы такие?» – «Одна из нас чистота, а другая целомудрие, – отвечали они, – мы предстоим Царю Христу и услаждаемся красотами небесных девственников». И св. Григорий дал после этого обет девства и свято сдержал его до конца жизни («Чет.-Мин.»). в) Преподобный Алексей, «Божий человек», для сохранения целомудрия и всецелого служения Божия скрывается из дома в ночь после брака своего, оставляет молодую жену, родителей, богатство, славу, роскошь, негу («Чет.-Мин.»). г) Одна прекрасная лицом девица, Потамиена, во время Максимина гонителя, была рабою у какого-то сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог: наконец, пришедши в ярость, он представил ее тогдашнему александрийскому профекту как христианку, которая хулит настоящее правительство и царей за гонения, и обещал ему довольно денег за наказание ее. «Ежели ты, – говорил он, – убедишь ее согласиться на мое желание, то не предавай ее истязанию; а когда она по-прежнему будет оставаться непреклонною, прошу тебя уморить ее в мучениях: пусть же, – говорил он, – живая не смеется над моею страстью». Привели мужественную девицу пред судилище и начали терзать тело ее разными орудиями казни; в то же время и уговаривали словами; но она оставалась непоколебимою в своей душе, как стена. Тогда судия избирает из числа орудий казни самое страшное и мучительное: он приказывает наполнить большой медный котел смолою и поджигать его сильнейшим огнем. Когда смола стала клокотать и кипеть, безжалостный судья обращается к блаженной девице и говорит: «Или ступай, покорись воле твоего господина, или знай, – я прикажу бросить тебя в этот котел». Потамиена отвечала: «Можно ли быть таким несправедливым судиею, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастию?» – Разъяренный судья повелевает раздеть ее и ввергнуть в котел; тогда она вскрикнула и сказала: «Заклинаю тебя жизнию императора, которого ты боишься, – прикажи, по крайней мере, не раздевать меня, если ты уже присудил мне такую казнь, а вели понемногу опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Иисус Христос, Которого ты не знаешь». Судья склонился на ее просьбу – и св. деву понемногу опускали в котел, в продолжение часов почти трех, пока она не испустила духа, как скоро смола уже захватила у ней горло (Лавсаик, стр. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С приходом революции кончилась веселая, беззаботная жизнь. Судьбы университета сложились по-разному. Лев Германович стал профессором Казанского университета, известным ученым-химиком. До конца жизни он оставался глубоко верующим человеком: в условиях гонений на Церковь это было подвигом для каждого христианина. О Марии Берг известно мало. Рассказывают, что она расписала храм в Москве и скончалась в монастыре. Печатью милости Божией отмечена жизнь Анны Берг, монахини Антонии. Свидетельница братоубийственной войны, кровавых расправ чекистов над ни в чем не повинными жителями Казани осенью 1918 года, прихода безбожной власти, она все более склонялась к тому, чтобы всецело посвятить себя Богу. И Господь дивно управил ее путь. Анечка была миловидна, прекрасно пела, работала хормейстером в клубах и госпиталях. Когда исполнилось двадцать, мать послала ее учиться на курсы в Петроград. Анна отправилась в путь, непростой и опасный в условиях разрухи и гражданской войны. Тут она решила осуществить свое давнее желание – совершить паломничество в Киев. Доехав до какого-то города, она почти без средств, с одним чемоданчиком, уселась на вокзале и заплакала от отчаяния. Здесь ее заметил военный, подошел и участливо спросил, в чем ее горе. Анна, опасаясь незнакомца, сказала, что едет к больному мужу, но не может добраться. Тогда он сказал, что везет солдат в том же направлении и мог бы взять ее в эшелон. Вручив свою судьбу воле Божией, Анна согласилась ехать. В вагоне к ней начали подбираться солдаты, но офицер строго одернул их, сказав, что у женщины горе. Анна сошла на одной из станций. Вдруг к ней приблизились два человека в форме и потребовали документы. Она не растерялась: «Я долго ехала в эшелоне, мне нужно отлучиться, подержите мой чемоданчик, сейчас вернусь». Сказав это, убежала от них, но осталась без вещей и денег. Анна побывала в Чернигове, помолилась у мощей святителя Феодосия и пешком отправилась в Киев. Шла через леса, питалась сыроежками. Когда добралась, ноги сбила в кровь. В Киеве ее повстречала блаженная Серафима. «Девочка, хочешь пойти со мной? Мне как раз нужна келейница», – сказала она Анне и взяла ее к себе. У матушки Серафимы Анна прошла трудную школу послушания, смирения и молитвы. Блаженная заставляла подолгу читать Псалтирь вслух. Бывало, девушка задремлет, а матушка Серафима начнет постукивать ее чем-нибудь по голове, приговаривая: «Это я не тебя, а бесов колочу!» И Анне становилось легко и хорошо. Смирение юной послушницы матушка испытывала так: нарядит ее в пестрые кофту и юбку, разноцветные чулки и в таком диком наряде заставит ходить по городу. Прохожие смеялись над ней, иные злобно кричали: «Что ты притворяешься дурочкой!» Эти спасительные уроки очищали душу и оказались очень полезными впоследствии. На всю жизнь сохранила Анна любовь к своей духовной наставнице, у которой прожила четыре года. Впоследствии она вспоминала. «Матушке Серафиме было 90 лет, но она была необыкновенно быстрая: когда шли по городу, я еле за ней поспевала».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Прияв пресвятую Деву от Ее благочестивых родителей, первосвященник Захария, которого богослужебные песни называют родителем Предтечи, по особенному откровению Божию, ввел Ее во Святое святых. Так называлось самое сокровенное и самое важное отделение храма иерусалимского, находившееся за второю завесою и заключавшее ковчег завета, в котором хранились золотой сосуд с манною, жезл Аарова процветший и скрижали завета. Входить в это отделение воспрещалось не только женщинам, но и священникам, и дозволялось лишь первосвященнику, и то однажды в год ( Ebp. IX, 4 – 7 ). Введение пренепорочной Девы во Святое святых означало дозволение Ей приходить для молитвы в это сокровеннейшее отделение храма. Отличенная от других дев необыкновенным дозволением молиться во Святом святых, преблагословенная Отроковица во время жизни в храме процвела добродетелями, воссияла, как многосвещный светильник в доме Господнем, по выражению церковной песни. Пред избранная быть Материю Господа имела правилом – молиться с раннего утра до третьего часа по всходе солнца, а от третьего часа до девятого заниматься ручным трудом; после девятого часа Она снова пребывала в молитве, доколе ангел Господень не являлся Ей и не приносил пищи. Из других дев, воспитывавшихся вместе с Нею в храме, даже более возрастных, не было ни одной более ревностной в изучении закона Божия и более исполненной смирения и других добродетелей; во всех беседах истина гласила Ее устами; она была искусна и в женских рукоделиях: по преданию, нешвенный хитон, служивший одеждою Господа Иисуса в день предания Его на смерть ( Uoah. XIX, 23 ), был выткан руками пречистой Его Матери. Таковы дивные обстоятельства введения пресвятой Девы в храм, за которым последовала блаженная жизнь Ее во храме! Поистине, это было предъизображение Божия благоволения к людям и провозвещение спасения их 118 . (Сост. по журналу «Радость христ. » 1891/2. 21 ноября, стр. 15 – 19). 3. День благовещения пресвятой Богородицы Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «бесплотного воплотити Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в богомыслии, молитве и чтении книг божественных, св. Дева, но сказанию отцов церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и но непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Ее о воплощении от Нее Сына Божия еще во время пребывания Ее во храме иерусалимском («Чет.-Мин.» 25 марта). Незадолго до благовещения, по преданию около четырех месяцев, св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем Ее целомудрия и чтобы Ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении Она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ей можно было доверить свою боль и свои жалобы. Не защищая ни одну из сторон, она лишь советовала избрать терпение – первейшую обязанность в общении и добродетель, столь угодную Христу. В те годы одна смиренная монахиня, ухаживавшая за неким старцем тяжелого и неуживчивого нрава, каждый раз, когда он выгонял ее из маленькой церковки Живоносного Источника, находила прибежище у моей тети, которая, не защищая ее и не осуждая старца, помогала несчастной нести крест терпения и предоставляла ей временное жилье. Она утешала ее словами Евангелия, пока старец не позовет ее обратно в Церковь . – Не говори ничего о старце. Он предстоит Престолу Божию и имеет ключи от рая и для тебя, и для меня. Три тяжелых креста выпало мне понести в начале моей монашеской жизни. Они могли бы перевернуть мою жизнь и жизнь братии. Но тетя встала рядом с нами, как непоколебимая стена, чтобы мы не уклонились от стези монашества. Первым большим искушением, не имеющим конца, была ужасная болезнь, сахарный диабет, который и до нынешнего часа мучает и меня, и окружающих. Тетя стала для меня мамой, и больше, чем мамой. Мама перед смертью просила тетю заботиться обо мне, как будто предвидела все мои трудности. И тетя не только морально меня поддерживала, говоря то, во что, может быть, и сама не верила (что, дескать, и диабетик может оказаться полезным для окружающих), но и материально помогала мне, больному монаху. Она всегда меня кормила. Конечно же, как хорошая хозяйка, она всё готовила очень старательно, чтобы сделать мне приятное. Она была такой хозяйкой, что буквально из ничего наполняла стол различными вкусными блюдами. Всё ее служение было преисполнено бесконечной любви и деликатности, что делало ее для всех одновременно и мамой и госпожой. Она была человеком жертвенным. Когда жила в монастыре Миртья, то, дождавшись полудня, то есть времени нашего отдыха, выходила в поле, чтобы собрать диких съедобных трав для меня. Делала это тайно, чтобы я не ругал ее, поскольку ей нельзя было наклоняться. Вторым моим искушением было удаление с о. Патмос, с места моего покаяния и от земли отцов. Жестокость и грубость монахов, моих братьев во Христе, беспощадное гонение со стороны лиц, которые были для меня примером в начале монашеского пути, – всё это ужасно мучило мою душу. Где приклонить голову мне, бедному монаху, с моими братьями? Везде презрение. Все оборачивались ко мне спиной, ни одного лица. За несколько часов я оказался никому не знаком, кроме диавола, воевавшего против меня. Игумен Феодорит, якобы для того чтобы помочь нам остаться на острове, вынес тему на обсуждение совета старцев монастыря. Настоятель поднялся со стула в знак протеста и сказал, что если он повторит это еще раз, то будет исключен из монастырского совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010