Архимандрит Сергий (Савельев) (1899–1977) признавался в своих воспоминаниях, что он и его товарищи «мучились от скуки на уроках Закона Божьего» в реальном училище. Он писал: «Надо же умудриться так преподавать Закон Божий, закон Любви, что у учеников пропадало всякое желание его изучать. Мы зубрили тексты Священного Писания по таким бездушным учебникам, как катехизис митрополита Филарета (Дроздова), и в то же время знали, что священник, преподававший этот катехизис, взял последнюю овцу в бедной семье за исполнение какой-то требы. И если я, живя восемь месяцев в году вне семьи, среди чужих людей, все-таки сохранил веру, то этим я обязан прежде всего своим незабвенным родителям». Никогда не сомневавшийся в божественном начале жизни и в духовных основах её, архимандрит Сергий считал, что церковная действительность была полна искажениями и отступлениями от евангельских истин и сама Церковь нередко отвращала людей от Христа. Но сохранив веру, он, по собственному признанию, «не понимал тогда, что законоучитель и подобные ему являлись всего лишь негодными участниками негодной церковной организации, управлявшейся " законниками " , которые, имея " ключ разумения " для открытия людям двери вечного спасения, не только не стремились сами войти в нее, но и желающим войти препятствовали (Лк. XI, 5)» . Видный священнослужитель Русского зарубежья протоиерей Сергий Четвериков (1867–1947) неоднократно упоминал в своих выступлениях и статьях о законоучительской практике в годы его учёбы, считая большим недостатком отвлечённое, внешнее усвоение религиозных истин, не проникающих в глубину души. Он писал: «Когда я учился в духовном училище и гимназии, то из пройденного мною девятилетнего курса Закона Божия во мне оставил впечатление только курс приготовительного класса, до сих пор сохранившийся в моей памяти и в моем сердце, может быть, потому что преподаватель сумел придать своему преподаванию особенную наглядность и задушевную простоту». Уроки Закона Божия в старших классах прошли для его духовной памяти совершенно бесследно, не оставив никакого яркого, глубокого впечатления. Поэтому он отмечал, что его религиозная жизнь шла совершенно независимо от уроков Закона Божия. У юного С. Четверикова и его товарищей не было руководителя духовной жизни, который заглянул бы в душу каждого ученика и нашёл там, кроме лени, гордости и критицизма, может быть, и нечто хорошее. Поэтому «наш законоучитель, очень почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились малосознательно. И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь» . Несовершенства системы преподавания Закона Божия и порядка совершения учениками исповеди отмечались в отдельных неопубликованных воспоминаниях .

http://bogoslov.ru/article/1689400

Истинно-христианская семья. Истинно-христианское семейство есть первая церковь , в которой в душе дитяти пробуждаются врожденные ей начала религиозности, и не напрасно св. апостол Павел дает семье многознаменательное наименование «домашняя церковь » ( 1Кор.16:19 ). Еще не достигнув самосознания, дитя, с первых дней своей жизни, уже живет теми непосредственными впечатлениями, которые получает из окружающей его среды и всей его обстановки; живет тем, что делается с ним и окружающими его другими людьми. Значение впечатлений первых дней жизни дитяти. Вот мать держит ребенка на своих руках; лаская его, говорит ему нежные слова, из которых дитя понимает еще только звуки любви, но и в душу ребенка западают уже семена этого чувства, которое возникает и развивается всегда из любви же. Если же ребенок рано получает уроки любви из окружающей его чистой атмосферы, то эти уроки суть уже живые уроки религиозности. Значение молитвы старших. Искреннее благочестие отца и матери, благоговейно и неопустительно совершаемая ими молитва , их тертпеливая покорность воле Божией в тяжких обстоятельствах и испытаниях жизни, любовь к труду, забота о младших членах семьи, сострадание к страждущим, сочувствие ко всему живому, – все это в доброй христианской семье непосредственно само собою передается восприимчивому сердцу ребенка. Молитва старших, по чувству, делается молитвой ребенка, и дитя, еще не умея говорить, уже может молиться и поклоняться неведомому, невыразимому Богу. Значение посещения церковного богослужения. Когда маленькое дитя берут в церковь , когда его отец и мать, присутствуя с ним в церкви, не оглядываются по сторонам, ни с кем не разговаривают, не смеются и даже не улыбаются, а с благоговением слушают в церкви чтение и пение, то дитя само чувствует благоговение; оно сознает, что молитва не игра, не забава, даже не обыкновенная работа, за которой и разговаривают и смеются, и поют иногда веселые песни. Чувство всех других молящихся в церкви непосредственно сообщается ребенку; в нем возникает мысль, что Тот, Кому люди молятся, тоже любящий, добрый, сострадательный, участливо и милостиво относящийся к людям, и если в чем, то именно в молитве, маленькое дитя может быть вполне равноправно с большими.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Очень важно, на мой взгляд, прививать студентам традиционно православные взгляды, избегать каких-то непроверенных или излишне либеральных воззрений. Семинаристы должны получать навык изучения традиций Православия, впитать опыт святых отцов, жизни Церкви, причем жизни сложной. Были святые, но были и ересиархи. Но святость всегда побеждала. Церковь достойно выходила из самых драматических ситуаций. Сегодня перед нами стоит сложнейшая задача – вынести уроки из церковной истории. Уверен, свои курсы преподаватели общецерковной истории должны строить на основе достижений современной науки и богословия. Много полезного в этом смысле можно почерпнуть из «Православной энциклопедии», материалы которой я активно использую в своих курсах. В своей практике я активно использую также и лекции отца Валентина Асмуса. Внимание к общецерковной истории в рамках духовного образования традиционно высокое, чего нельзя сказать об истории России. Зачастую эту дисциплину в семинариях относят к второстепенным предметам. Я стараюсь преподать историю России как историю Промысла Божия о России. История – это не только даты и события, но и мудрые уроки. Для нас, православных людей, это еще и продолжение священной истории. И будущие пастыри должны научиться осмысливать прошлое в контексте нашей русской православной историографии. Без осмысления истории Отечества мы не сможем осознать себя православными людьми. На нас обрушивается пропаганда, ложная информация, часто нас убеждают, что прошлое было не таким, как мы его представляем. Но мы должны быть стойкими, знать прошлое и отстаивать свою точку зрения. Поэтому нужно изучать свою историю и уметь смотреть на нее через призму Православия. При этом очевидно: история гражданская неотделима от церковной. Это единое целое. В общем, я убежден, что российская история должна быть одним из приоритетных предметов в духовных школах, обязательным для всех студентов; так, как история преподается в нашей семинарии и в МДС, она является неотъемлемой частью духовного образования.

http://pravoslavie.ru/30851.html

Скоро ниспослан был сей дар, как открыто было тому же прозорливому старцу, который извлек св. Ефрема из города, в видении светлого Ангела, вложившего некую таинственную книгу в уста св. Ефрема. С сего времени душа его, напоенная живою водою ведения Бога и Божественных вещей, начала изливаться неудержимым потоком умилительных наставлений. Согретые живым чувством, и исходившие от полноты сердца, освященного благодатью Божией, слова его были исполнены помазания духовного. Чудно плодились в устах его самые убедительные увещания, трогательные обличения самому себе и другим, мудрые правила и советы, и часто вдруг неожиданным полетом благоговейная мысль его возносилась к Богу, чтобы исповедать славу Его любви беспредельной, или просить у Него прощения грехов. Примеры и изречения Библейские, опыты из жизни подвижнической, притчи и сравнения из царства природы, все было готово и являлось само собою в его простых, безъискусственных беседах. Но не одни только нравственно-духовные и подвижнические уроки составляли предмет его творений. Не мало потрудился он и в истолковании Св. Писания, и еще более в изложении догматов, преимущественно с тех сторон, против которых погрешали современные и предшествовавшие еретики. В таких трудах прошла вся его жизнь, – и уже приближалась к концу, когда пришло ему желание повидать Египетских подвижников, и посетить великого Архипастыря Каппадокийского Василия Великого . Взяв с собою ученика, умевшего говорить по-гречески, он достиг Средиземного моря и сел в корабль. Молитва и упование на Бога избавили его и плывших с ним от потопления. Гора Нитрийская приняла его, как желанного гостя, и доставила ему утешение видеться с великим Паисием, с которым провел он в беседе шесть дней, – с Иоанном Коловом и другими старцами. Кроме Нитрии он посетил и другие места, подвижниками населенные, и везде оставил по себе память сердечную, как о муже Богопросвещенном, и сам вынес оттуда поучительные уроки о жизни и правилах скончавшихся и еще живых подвижников Египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Мы не знаем, все ли те люди — там, на корпусах взорвавшейся электростанции, — были сознательно верующими. Но они поступали по нравственному закону, который Бог вложил в их природу, творя, по слову апостола Павла, добро в их сердцах (ср. Рим. 2:15). И эти люди, которые сегодня, несомненно, у Господа, потому что выполнили Его самую трудную заповедь положить жизнь свою за други своя (см. Ин. 15:13), являются сегодня молитвенниками за многих из нас. Но было и другое очень важное последствие этой аварии. Ведь именно с нее началось критическое осмысление нашей действительности, которая всем казалась такой гладкой и спокойной, такой бесконфликтной, потому что правды о народной жизни мы не знали. Но вот эту горькую правду о катастрофе скрыть было невозможно, хотя в первые дни и пытались, — потому что катастрофа носила глобальный характер. И все, что произошло, стало началом процесса осмысления нашей жизни. Для многих он был связан с покаянием, с пониманием того, что дальше без Бога жить нельзя, что невозможно постоянно строить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба — и не для того, чтобы поклониться Богу, а для того чтобы себя поставить на место Бога. И мы знаем, что после этого было празднование 1000-летия Крещения Руси, которое дало еще больший заряд духовных сил. А вскоре эпоха государственного безбожия завершилась. Какие же уроки мы должны вынести как верующие люди (а Церковь призвана обращать свое слово и к верующим, и к неверующим)? Какие уроки мы как народ должны вынести из всего того, что произошло? Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество. Сегодня никто нас прямо и насильно не склоняет к тому, чтобы мы отрекались от веры. Но образ жизни, который сегодня предлагается в планетарном масштабе, — это образ жизни безбожной, в нем нет Бога, но есть потребление, безудержное стремление к богатству, к власти, к силе. И где же гарантия, что наши современники или потомки, лишенные чувства нравственной ответственности, вновь не оступятся и не совершат нечто такое, что снова повлечет видимые знаки Божиего гнева?

http://patriarchia.ru/db/text/1463906.ht...

Господи, мы знаем теперь, что в монастыре человека ожидают многие труды, но и утешения – высокие; трудно полагать начало трудам, но когда оно положено, то становится легче и отраднее работать Тебе, потому что окрыляет надежда на спасение. Господи, прости нас, что мы не преисполнены надеждой на спасение и живем бездумно. Само лицо человека, работающего Богу, выражает его духовное преуспеяние. Однажды я видел в церкви епископа, лицо которого привлекло мое внимание. Мне вспомнились слова Евангелия: «яко лице его бе грядущего во Иерусалим» ( Лк. 9. 53 ). Действительно, этот епископ вел подвижническую жизнь и неуклонно шел к Горнему Иерусалиму. Наоборот, лицо порочного человека отражает его душевное настроение. Но что особенно бывает грустно – иногда люди с душой хорошей невнимательно относятся к жизни, живут день за днем, не отдавая себе отчета в своих поступках, и гибнут. Господи, работая Тебе, мы не задумываемся, что наше преуспеяние в этом отображается на нашем лице. Оно становится лицом человека, идущего в Иерусалим, ибо всецелое наполнение нашей жизни тогда становится жизнью во Христе, в Его Царстве. Господи, прости, что мы живем день за днем, не отдавая себе отчета в своих поступках, не выдерживаем экзамена на благочестие и оказываемся у края, где нас стережет погибель. Господи, помоги нам приложить труд к труду, чтобы Твоей благодатью спастись. Из далекого прошлого, – говорил старец Варсонофий, – предо мной встает образ одного из моих хороших знакомых – музыканта и композитора Пасхалова. Он обладал огромным талантом; на концертах, которые он давал, собирались тысячи слушателей. В миру, – продолжал старец, – я был большим любителем музыки и сам играл на фисгармонии. Чтобы усовершенствоваться в игре, я начал брать уроки у Пасхалова. Он потребовал большую плату за уроки, но деньги у меня были, и я согласился. Потом он полюбил меня, недостойного, и предлагал заниматься бесплатно, но я от этого, разумеется, отказался. Наши занятия шли успешно, но мне было очень печально, что Пасхалов совсем отошел от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадакии 6 , около 330 года 7 . Он был сыном молитв отца, и тем же молитвам вторично обязан был жизнью, когда в младенчестве тяжкая болезнь угрожала ему смертью. Ночью в сновидении Господь Иисус Христос сказал скорбящему отцу то же, что некогда царедворцу в Капернауме: иди, сын твой жив есть (Инн. 4:50). И младенец выздоровел 8 . Первые годы своей жизни Василий провел у своей бабки, Макрины, в сельском уединении, близ Неокесарии, пользуясь ее благочестивыми наставлениями. Макрина соблюдала в своем сердце еще уроки Св. Григория Неокесарийского , какие преемственно сохранялись в памяти его Церкви 9 . В последствии Св. Василий, сам вступив на чреду служения церковного, при тогдашних смутных обстоятельствах, почитал особенным счастьем для себя быть столь близким наследником здравого учения сего богопросвещенного Пастыря. От Макрины Св. Василий возвратился в родительский дом. Здесь уроки матери довершили образование его сердца, а отец начал занимать его науками 10 . Но если умственное образование и не могло еще быть совершенным, по самому возрасту отрока и ограниченности домашнего воспитания, то для образования нравственного почти нельзя было желать ничего лучшего надзора и руковдства матери, пламеневшей любовью к Богу. Брат Св. Василия Великого , Св. Григория Нисский , сам вышедший из сего же домашнего училища, изобразил, как воспитывалась сестра его Макрина. Конечно, те же правила, в своей мере, прилагали к образованию и прочих детей благочестивых родителей. «Мать мама заботилась, пишет он, об образовании дочери своей, но не о том внешнем образовании, которое дети обыкновенные почерпают из стихотворческих произведений. Она почитала постыдным и вовсе неприличным для нежной и благовоспитанной души изучать женские страсти в трагедиях, или знакомиться с бесстыдством в комедиях, и некоторым образом осквернять себя нескромными рассказами о женщинах. Юная дочь изучала то, что мать находила для нее удобопонятным из богодухновенного Писания, особенно Премудрость Соломонову, и еще более то, что служит к образованию нашей нравственной жизни (вероятно, Притчи). Она также знакома была и с книгой Псалмов, и в свое время прочитала из них свою долю. Вставала ли с ложа, принималась ли за учение, отдыхала ли пред обедом и после обеда, идучи ко сну, стоя на молитве, везде она имела при себе псалтирь, как добрую спутницу. Которая никогда не отлучается от своей подруги» 11 . При таком воспитании семейство Василия и Еммелии соделалось истинным рассадником святых и верных служителей Церкви на земле, и блаженных наследников царства Христова на небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Заметьте особенно следующие пункты: 1) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, в едином лице. Следовательно дух, неисповедующий Иисуса Христа истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов. 2) Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатию Св. Духа, приемлемою верующими в таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов. 3) Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвым. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле, апостол резко определяет: «лежит человеком единою умрети, потом же суд» ( Евр. 9:27 ). Одна каждому смерть, стало быть одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни. Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте; и если дойдет до вас слово кого либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом апостола, что это дух антихристов, и прибавлять к сему суду и апостольское решение: анафема да будет. Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений, – «да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваша от простоты» ( 2Кор. 11:3 ). «Не бывайте же младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» ( Еф. 4:14 ). «Но тверди бывайте и непоступни» ( 1Кор. 15:58 ). «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» ( 1Кор. 16:13 ). И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь.   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Очевидно, всех учебных, так сказать, богословских заведений было слишком недостаточно. Приходилось обращаться к другим образовательным средствам. При процветании языческих школ существовала такая практика, что лица, родившиеся даже в христианской семье, получали общее литературно-философское образование в языческих школах, а затем самостоятельно изучали Священное Писание . Так, например, Василий Великий и Григорий Назианзин одновременно с Юлианом слушали уроки языческих преподавателей в Афинах; Иоанн Златоуст слушал уроки красноречия у Ливания в Антиохии; Иероним изучал классиков под руководством Доната. Весьма часто дополнением к общему образованию служила монастырская жизнь. Сюда обращались для подготовления себя к церковным должностям даже лица, получившие общее образование в классических школах. Так было с Василием Великим , Григорием Назианзином , Иоанном Златоустом . В эту эпоху монастыри были вообще одним из подготовительных заведений для клира. Часто из них выходили достойнейшие пастыри. Но монастырское влияние не всегда отзывалось на них благотворно: при строгой воздержной жизни, некоторые из питомцев их страдали известной узостью взгляда, впадали в ригоризм и оказывались беспомощны среди сложных житейских отношений, особенно в больших городах. Примеры подобного одностороннего влияния монастырской жизни можно видеть в Златоусте и Нестории. Но, конечно, это далеко не было общим правилом: Кирилл александрийский , который так прекрасно умел найтись среди самых запутанных и неблагоприятных отношений, – тоже свои первые годы провел в монастыре. Другим воспитательным учреждением того времени служила жизнь в клире знаменитых епископов. Это было весьма хорошим средством для практической подготовки к прохождению пастырского звания. Обыкновенно бывало так, что те, которых готовили к духовному званию, поступали в клир еще мальчиками в звании чтецов (lectores). В этом звании они оставались до 20–30 лет, потом становились аколуфами или иподиаконами. Если кто особенно успевал в грамотности, выказывал особенные способности, его делали нотарием или exceptor " ом, своего рода секретарем. Так, например, Епифаний, впоследствии епископ тичинский (V в.), поступил в клир 8 лет лектором, когда навык в скорописи, его сделали ехсерхог " ом. Прокл, впоследствии епископ константинопольский, тоже с раннего детства поступил в клир лектором, но в это время продолжал посещать школу и занимался риторикой, потом его сделали нотарием, затем диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

III. Первобытние христиане: не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного ( Дeяh. IV, 34 ). IV. Ап. Павел; я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнию, только-бы с радостию совершит поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать евангелие благодати Божией ( Деян. ХХ, 24 ). в) Церковно-исторические примеры самоотвержения. аа) Благочестивый Беневол: из множества рассказов о подвигах христианского самоотречения мы приведем здесь следующий: императрица Юстина, следовавшая ереси Ария, весьма огорчалась тем, что св. Амвросий, еп. медиоланский, успешно боролся с этою ересью. Она решилась погубить поборника православия и для этого вознамерилась издать указ, которым позволялось арианам явно отправлять богослужение, а все те, которые осмелились бы делать им какое-либо препятствие, объявлялись мятежниками, нарушителями церковного мира, оскорбителями царской власти и преступниками, достойными казни. Для этого она призвала Беневола, первого государственного секретаря, и приказала ему изготовить надлежащий указ. Но этот муж, почитая имя «православного» выше всех достоинств, отказался исполнить волю ее. Императрица принуждала его, грозила гневом своим, обещала возвесть на высшую степень; но благочестивый вельможа отвечал на это: «этою ценою я не хочу покупать ваших достоинств; отберите у меня и то, что я имею, но оставьте мне мою совесть и мою веру»! При этих словах он снял с себя знаки своего достоинства и положил к ногам Юстины. Вскоре после этого он удалился в Брессу, где и провел остальное время жизни в строгом исполнении христианских обязанностей. (Из кн. «Уроки по зак. Божию», А. Царевского , в. V. 1887 г., стр. 51 – 52). бб) Преподоб. Феодосий печерский . «Никто, по слову одного из святых подвижников (Св. Иоанна лествичника ), в небесный чертог увенчан не взыдет, если не учинит первого, второго и третьего отвержения: во-первых, если не отречется от всех дел мирских, а притом и самую плоть свою не возненавидит; во-вторых, если не отсечет собственной своей воли, или не совлечется ветхого человека, а в третьих, если не истребит тщеславия или самомнения о своих трудах и подвигах, к которому устилает путь многое трудолюбие». Вот существенно необходимые условия для всякого, желающего получить неистленен венец во царствии Отца небесного! – Так текли к горнему своему отечеству все угодившие Господу святые Божии, не смотря на различие образа их жизни с внешней стороны; так совершал свое течение и перешел к небесным чертогам и преподобный, богоносный отец наш Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010