Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей стал впереди и молился так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, со смирением говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». За свою смиренную молитву мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей, потому что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». § 29. Благословение детей (Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17; Мф. 19:13–15) Матери приносили к Иисусу Христу детей, чтобы Он благословил их. Ученики же не допускали их. Иисус Христос, увидев это, сказал ученикам: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, потому что им принадлежит Царство Божие. Кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него». И обняв детей, возложил на них руки и благословил их. § 30. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–45) В селении Вифании, находившемся недалеко от Иерусалима, жили благочестивые люди: Лазарь и две сестры его Марфа и Мария. Иисус Христос любил это семейство и часто бывал у них. Случилось, что Лазарь тяжко заболел и умер. Иисус Христос пришел в Вифанию уже на четвертый день после его смерти. Марфа и Мария встретили Его со скорбью и говорили: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш». Иисус Христос спросил их: «Где вы похоронили его?». Они привели Его к той пещере, где Лазарь был похоронен. Иисус Христос приказал отвалить камень из пещеры; потом Он обратился с молитвой к Богу Отцу, и воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон». Лазарь воскрес и вышел из гроба. Видя это чудо, многие из Иудеев уверовали в Иисуса Христа, а другие донесли фарисеям, которые вместе с первосвященниками на совете положили убить Иисуса Христа. Воскрешение Лазаря Православная Церковь воспоминает в субботу на шестой неделе Великого поста. История последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его …ибо Он многомилостив. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис. 55, 6–9 ). То есть Господь зачастую действует самым неожиданным образом. Он руководит нашей жизнью так, как мы, может быть, даже не рассчитываем. Мы хотим от Бога получить что-то, как сами для себя выстраиваем, и в этом наша ошибка. Часто мы ставим перед собою какие-то свои личные цели. Вот понравился нам какой-то человек, и мы думаем, что только с ним нам и нужно общаться, что с ним связано жизненное счастье. Но Господь-то видит лучше и может отвести от нас этого человека, потому что общаться с ним не полезно. Или наоборот, может быть так, что мы совершенно не рассчитывали общаться с каким-то человеком, а Господь специально нас сводит с ним, и мы получаем пользу, и тот человек в том числе. Вспоминается из жития блаженной Ксении Петербургской, как одна девушка очень переживала, что не может выйти замуж. А Ксения ей вдруг неожиданно говорит: «Пойди на Смоленское кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Казалось бы, какой-то абсурд! Ведь девушка не замужем, как это так: на кладбище ее муж свою жену хоронит?.. Но она прислушалась, пошла на Смоленское кладбище – и оказалось, что там действительно в глубокой скорби находился тоже еще молодой человек, который хоронил свою юную супругу: она безвременно ушла из жизни, и он был в глубокой скорби. И вот эта девушка тут же подошла к нему, утешила его в скорби, поддержала его душевно. Так у них завязалось общение, и очень быстро они поняли, что созданы Богом друг для друга и что именно они могут создать правильную христианскую семью. То есть даже таким удивительным образом Господь вмешался в эту ситуацию и устроил жизнь этой девушки. Мне вспоминается из жизни нашей Николо-Угрешской семинарии тоже такая история. В Николо-Угрешский монастырь ехала паломническая группа. Но получилось так, что руководительница этой группы заболела. Ее попросили подменить, и вместо нее поехала молодая девушка. Они приехали в монастырь, где их должен был встречать экскурсовод, и вышло так, что и он тоже заболел, и вместо него поставили нашего семинариста Стефана. И когда они встретились – наш студент Стефан и та девушка Наталья, то они тоже очень быстро познакомились, нашли друг друга и создали прекрасную христианскую семью. Стефан стал священником и ведет уже пастырскую практику. Он служит на приходе, и матушка Наталья его очень поддерживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

А услужив ему в чем необходимо, напитав его без хлопот чем случилось, немедленно оставляет занятие бесполезным и возвращается к прежней своей жизни. Такой образ жизни отнимает у плотского мудрования все, чем оно питается, и не дает ему преобладать над духом, не дает плоти творить дела плотские: «блуд, нечистоту, злую похоть» ( Кол.3:5 ). Поэтому, умертвив «земные члены» наши и словом вразумительным, усмиряющим страсти, и воздержанием от пищи, будем поститься постом приятным и благоугодным Господу. И трудолюбец будет с пользой упражняться в этом, имея пред собою пример в жизни Илии, Моисея, Даниила, Иоанна и других святых, которых «весь мир не был достоин», которые «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» ( Евр.11:37–38 ). Но одного, хотя бы и усиленного, воздержания от пищи, повторяю, еще недостаточно для совершенства, если душа не будет вполне воздерживаться от того, что питает грех. Как человек сам двойственен, состоит из души и тела, так и пища у него двоякая: душевная и телесная; и если она сообразна с составом каждой части человека, то делает его через питание более сильным к деятельности. Как телесная пища, питая тело человека, способствует его здоровью, увеличивает его силы и делает его годным для борьбы, так и в подвиге благочестия догматы веры и уроки нравственности, постоянно преподаваемые душе, обогащая ее постепенными приращениями, делают ее более годной с большими силами и трудолюбием приступить к изучению важнейшего и совершеннейшего в догматах 715 . Доброе настроение Доброе настроение есть желание благоугождать Богу – сильное, неутомимое, твердое и непоколебимое. Оно достигается через разумное и непрестанное вникание в величие славы Божией, через благодарственные размышления и постоянное памятование о благах, дарованных нам от Бога. Оно состоит в исполнении заповеди Божией: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» ( Мк.12:30 ). Такого настроения достигал и святой пророк Давид, который говорил: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Так, повторяем, уже близость земного отца удерживает детей от нечестивых дел. Но не должно ли того же сказать о вездесущии Божием? Сколь многих людей и от сколь многих грехов предохранила спасительная вера в это вездесущие? Вспомним, например, об Иосифе. Когда жена Пентефрия захотела прельстить его к тяжкому греху; то он тотчас вспомнил о Вездесущем и сказал ей: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?», и эта мысль сохранила его от греха. Вспомним также о Давиде. Однажды люди, бывшие с ним, внушали ему умертвить врага своего Саула, которого он нашел спящим в пещере Энгадди, но Давид отклонил их внушение, сказав: «да не попустит мне Господь, сделать это господину моему, помазаннику Господню». Что же опять и в настоящем случае удержало Давида от злого дела, как не мысль о вездесущем Боге? Но эта же мысль должна не только сохранять нас от грехов, но и побуждать ко всякому добру. Вот какими словами однажды Бог укреплял Авраама в благочестивой жизни: «Я Бог всемогущий; ходи предо мною, и будь непорочен». «Ходи предо Мною», – говорил Бог Аврааму, и этим внушал ему, что Он везде находится близ него. И эта мысль о постоянной близости к нему Бога должна была побуждать Авраама к непорочной и благочестивой жизни. «Ходи предо Мною и будь непорочен», – этих слов не должны забывать и мы в продолжение всей своей жизни ни на одно мгновение. Где бы мы ни были, Господь находится близ нас. Он взирает на наше поведение и замечает, идем ли мы Его путями или нет. Его всевидящее око и на одну минуту не оставляет нас, и в то время, когда подле нас никого нет из людей, мы не остаемся одни, но с нами находится Бог. Что мы выражаем, когда называем Бога вездесущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает сия истина? 10. Бог есть Дух всеведущий И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Евр.4:13 . Бог исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Пс.146:4 . Господи! Ты испытал меня и знаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

21. Учение слова Божия о воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых, вытекая из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном, раскрывается ясно в Св. Писании. а) В Ветхом Завете истину воскресения из мертвых утверждает Сам Бог, когда называет Себя Богом Авраама, Исаака, и Иакова: " Бог же несть Бог мертвых, но живых» ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 ). Веру в воскресение мертвых обнаруживает Авраам, решившийся принести сына своего в жертву именно в той надежде, как объясняет ап. Павел, «что Бог силен и из мертвых воскресит» ( Евр. 11:19 ); верою в воскресение из мертвых утешает себя Иов среди страшных страданий своих: пусть эта кожа распадется на части: отрешившись от плоти моей, я увижу Бога; я увижу Его, – я сам, мои глаза увидят Его, а не глаза другого ( Иов. 19:25–27 ); веру в воскресение мертвых исповедует и утверждает пророк Исаия: «Воскреснут мертвые и востанут те, которые во гробах " ( Ис. 26:19 ), а Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по мановению Духа Божия, соединились одна с другою, облеклись плотию, ожили и одушевились духом ( Иез. 37 ); мать Маккавеев и сыны ее поощряют друг друга на подвиг мученический надеждою на воскресение. «Царь... мира нас, умерших за Его законы, воскресит в воскресение жизни вечной», говорили они ( 2Мак. 7:9 ). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали отечества небесного ( Евр. 11:13, 14 ). б) В Новом Завете Господь Иисус Христос проповедовал о воскресении мертвых в самых ясных словах: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и теперь настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут " ( Ин. 5:25 ); – подтверждает проповедь о воскресении таинством причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ); говоря о цели Своего пришествия, на землю указывает именно на жизнь вечную: «так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:15, 16 ); во время пребывания Своего на земле воскрешал мертвых и Сам тридневно воскрес из гроба, соделавшись по слову ап. Павла, перевенцем из мертвых ( 1Кор. 15:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  21. Учение слова Божия о воскресении мертвых    Истина всеобщего воскресения мертвых, вытекая из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном, раскрывается ясно в Св. Писании. а) В ветхом завете истину воскресения из мертвых утверждает Сам Бог, когда называет Себя Богом Авраама, Исаака, и Иакова: „Бог же несть Бог мертвых, но живых“ (Исх. III:6; Матф. XXII:23). Веру в воскресение мертвых обнаруживает Авраам, решившийся принести сына своего в жертву именно в той надежде, как объясняет ап. Павел, что Бог силен и из мертвых воскресит (Евр. XI:17); верою в воскресение из мертвых утешает себя Иов среди страшных страданий своих: „пусть эта кожа распадется на части: отрешившись от плоти моей, я увижу Бога; я увижу Его, – я сам, мои глаза увидят Его, а не глаза другого» (Иов. XIX:26 – 27); веру в воскресение мертвых исповедует и утверждает пророк Исаия: „воскреснут мертвые, и востанут те, которые во гробах» (Ис. XXVI:19), а Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного сухими костями, которые, по мановению Духа Божия, соединились одна с другою, облеклись плотию, ожили и одушевились духом (Иез. мать Маккавеев и сыны ет поощряют друг друга на подвиг мученический надеждою на воскресение. „Царь мира нас умерших за Его законы воскресит в воскресение жизни вечной», говорили они (2 Мак. VII:9). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали отечества небесного (Евр. XI:14).    б) В нов. завете Господь Христос проповедовал о воскресении мертвых в самых ясных словах: „истинно, истинно, говорю вам: наступает время и теперь настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут» (Иоан. V:25); – подтверждает проповедь о воскресении таинством причащения: „ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. VI 54); говоря о цели Своего пришествия, на землю указывает именно на жизнь вечную: „так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. III:15 – 16); во время пребывания Своего на земле воскрешал мертвых и Сам тридневно воскрес из гроба, соделавшись по слову ап. Павла, перевенцем из мертвых (1 Кор. XV:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Бытия, что Иаков плакал и умолял Бога (Ангела). Дополнение это, если оно не есть истолковательное изъяснение пророком слов бытописателя: Иаков сказал: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня», показывает, что в распоряжении пророка было гораздо более богатое предание об Иакове, чем то, которое записано в 32 гл. кн. Бытия. Заключительные же слова 4 ст: «в Вефиле он нашел его, и там он говорил с ним» 23 , будем ли понимать их в том смысле, что Бог нашел в Вефиле Иакова и там говорил с ним, или в смысле: Иаков нашел Бога и там беседовал с Ним, все равно должны быть или удалены из текста, как неподлинные 24 , или понятны только, как воспоминание беседы Господа с Иаковом, описанной в кн. Быт.35:9–12 (=Р. C.). Ho выделение этого изречения, как неподлинного, ничем не может быть обосновано и сверх того, резко нарушало бы стройный распорядок мыслей иносказания, лишая его самой главной заключительной подробности, без которой вся целиком ссылка пророка на историю Иакова потеряла бы всякий смысл. Получение Иаковом милости от Бога в награду за его смиренную мольбу, по связи речи, должно, как упрек и обличение соответствовать упорному пребыванию Израиля во грехе, за которым последует для грешного народа справедливое наказание. Ho раз данное изречение вполне на своем месте, тогда мы имеем в нем непререкаемое свидетельство, что так наз. P. С. в своей исторической части известен был уже в 8 стол. He строго в исторической последовательности, но вполне последовательно в смысле религиозно-учительном, прор. Осия упоминает еще один эпизод из жизни патриарха Иакова, – именно его удаление в Месопотамию и служение там за жену в положении пастуха ( Ос.12:12 : «убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену и за жену стерег овец») Ход мыслей здесь такой: современный пророку Израиль забыл уроки истории и стал грехами своими раздражать Господа (ст. 14). Народ, ведущий свое начало от патриарха Иакова, забыл, какую бедственную жизнь вел некогда его родоначальник и как Господь за его верность Себе и отвращение к браку с иноплеменницей (Бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый. 35. Избрание в апостолы Стать свидетелями веры Что означает стать свидетелем? Согласно словарю, свидетель – это человек, который видит или слышит нечто. Он может удостоверить, что произошло на самом деле. Он подтверждает, что то или иное событие – факт, истина, а не ложь. Он сам видел его и может описать собственными словами. Люди, бывшие очевидцами земной жизни и служения Господа, знали не только слова, произнесенные Иисусом Христом, и Его учение. Они знали Его и как Человека. Они видели, как Он любил людей и помогал им. Они наблюдали за тем, как Он открывал им, каким образом нужно поступать и обходиться с другими – на собственном Своем примере и на иных примерах, которые Он указывал. Вспомним бедную вдову, отдавшую все, что у нее было, даже последние две лепты, в сокровищницу Храма. Когда мы хотим убедиться, истинно ли нечто, хорошее или плохое, как мы поступаем в таком случае? К кому идем мы, чтобы уд о сто вериться? Пожалуй, к отцу или матери, другу или учителю, священнику или наставнику. К тому, кому доверяем на деле и знаем, что этот человек всегда скажет нам правду. Идем к тому, кого мы почитаем и уважаем за его жизнь. Христос призывает нас быть Его свидетелями. Станете ли вы свидетельствовать о Христе всею своею жизнью? Свидетель Господень “Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его”. После смерти, воскресения и вознесения на небеса Господа нашего Иисуса Христа ученики возвратились в Иерусалим, как предписал им Спаситель. Оставалось только одиннадцать учеников, поскольку Иуда, предавший Господа, покончил жизнь самоубийством. И теперь нужно было избрать еще одного апостола, чтобы восполнить число двенадцать. Хотя и многие люди верно следовали Иисусу Христу, двенадцатого апостола следовало избрать из тех, кто был с ближайшими учениками и следовал за Господом все время Его земного служения – три года от крещения до распятия и смерти. Матфей относился к самым верным последователям Спасителя, так им же был и Иуст, другой кандидат в апостолы. После вытягивания жребия к двенадцати был причислен Матфей. Можем ли свидетельствовать о Хритсе?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда они подошли к запертым железным воротам, то они сами собой растворились. Ангел вывел Апостола Петра на улицу, прошел ее, а потом стал невидим. Тогда Апостол Петр понял, что Господь послал Ангела, который чудесным образом вывел его из темницы, возблагодарил Господа и продолжал усердно проповедовать учение об Иисусе Христе. Апостол Петр пострадал в Риме. Он считал себя недостойным быть распятым так, как был распят Иисус Христос; а желал, чтобы голова его находилась у ног Учителя. Желание Апостола Петра исполнилось. Он был распят вниз головой. Апостол Петр написал два соборных послания. Спутником Апостола Петра в его проповеднических трудах был св. Евангелист Марк. Он называется Евангелистом, потому что написал св. Евангелие. § 8. Св. Апостол Павел (Деян. 9:1–20). Апостол Павел до обращения в христианскую веру назывался Савлом. Он ненавидел христиан и очень жестоко преследовал их. Однажды он отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы и там преследовать верующих в Иисуса Христа. Дорогой внезапно осиял его небесный свет. Савл упал на землю и услышал голос с неба, который говорил: «Савл, Савл! За что ты гонишь Меня?». Савл отвечал: «Кто Ты, Господи?». Господь сказал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь». Савл в страхе спросил: «Господи, что Ты велишь мне делать?». Господь сказал ему: «Иди в город, там тебе будет сказано, что ты должен делать». Савл встал с земли и ничего не мог видеть. Сильный свет ослепил его. Служители повели слепого Савла в город, там он три дня молился Богу, не принимал ни пиши, ни пития и просил у Бога прощения грехов. Потом Савл принял Святое Крещение; Бог отверз его очи, и он сделался ревностным проповедником святой христианской веры. Апостол Павел совершил три великих апостольских путешествия, основал много христианских церквей и тысячи язычников обратил к вере в Иисуса Христа. В основанных церквах Апостол Павел рукополагал пресвитеров, которые должны были учить верующих закону Божию, совершать Таинства и показывать им примеры святой, благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Под конец своей жизни Давид однажды приказал Иоаву сосчитать весь народ. Ему говорили, что этим он может прогневить Бога, но он не послушался. И вот, когда исчисление было окончено, пришел к Давиду пророк и сказал: «Выбери себе одно из трех наказаний: или три года голода, или три месяца несчастной войны, или три дня моровой язвы». Давид ответил: «Все это для меня тяжело, но я отдаюсь в руки Божии», и выбрал последнюю казнь. Тогда Господь послал на все царство моровую язву, от которой в три дня умерло 70 000 человек. На третий день Давид увидел над горой Мориа ангела, который держал меч над Иерусалимом. Царь пал на землю и молился, чтобы Господь пощадил невинный город, а обратил наказание на него самого и на его семейство. Господь услышал его молитву и через пророка повелел ему принести жертву на том месте, где стоял ангел. Когда жертва была принесена, язва прекратилась во всем царстве. Соломон – третий царь еврейского народа (за 1020 лет до Рождества Христова) Перед своей смертью Давид назначил царем вместо себя своего сына Соломона и умер в старости, на 71м году своей жизни. И радовался народ новому царю. Однажды в начале царствования Соломона Бог явился ему во сне и сказал: «Проси у Меня, чего хочешь!» Соломон ответил: «Господи! Ты поставил меня царем над многочисленным народом, дай же мне мудрость, чтобы я умел различать, что хорошо и что худо, и мог править народом правосудно». Это прошение было угодно Богу, и Он сказал Соломону: «За то, что ты не просишь себе ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просишь только мудрости, Я даю тебе не только мудрость, но и богатство и славу, так что и в этом не сравнится с тобой ни один царь. А если будешь соблюдать заповеди Мои, Я дам тебе и долгую жизнь». Это обещание Божие исполнилось. Соломон так прославился своим богатством и своей мудростью, как не прославился до того времени ни один царь на земле. Из далеких стран приходили цари посмотреть на его богатство и послушать его мудрости. Царица савеев из Аравии нарочно с богатыми дарами прибыла в Иерусалим, чтобы видеть славу Соломона. Прощаясь с ним, она сказала: «Я не верила тому, что мне рассказывали о тебе. Теперь вижу, что мне не сказали и половины того, что я сама видела. Счастлив народ, который имеет такого царя». Мудрость Соломона

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010