Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКАЯ УНИЯ Соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274). Исторический контекст После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю . Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II. В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЗАРИНИ [Правильнее Маццарини или Маццарино; итал. Mazzarini, Mazzarino; франц. Mazarin] Джулио Раймондо (14.07.1602, Пешина, обл. Абруццо, Центр. Италия - 9.03.1661, Венсен, Франция), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV . Род. в дворянской семье весьма скромного происхождения; дед М., Джироламо Маццарини, переехал из Генуи в Палермо. Дядя М., Джулио Чезаре Маццарино (1544-1621), был членом Об-ва Иисуса (см. Иезуиты ), известным католич. проповедником, деятелем Контрреформации в Италии. Отец М., Пьетро Маццарини (1576-1654), переехал в 1590 г. в Рим, где служил интендантом у кн. Филиппо I Колонны, кн. Палиано, великого коннетабля Неаполитанского королевства; ок. 1600 г. он женился на Ортенсии Буфалини (1575-1644), крестнице Филиппо Колонны. Дядя М. по материнской линии был приором госпиталя для сирот и брошенных детей в Пешине. Детство М. прошло в Риме; его крестили в ц. святых Викентия и Анастасия (в 1644-1650 на деньги М. церковь была отремонтирована). У М. были младшие брат и 4 сестры (впосл. он перевез племянников в Париж и способствовал заключению выгодных браков). В 7 лет родители отдали его в иезуитскую Римскую коллегию (ныне Григорианский университет ). В 1618-1622 гг. сопровождал в Испанию Джироламо Колонну (1604-1666; в 1627 папа Римский Урбан VIII (1623-1644) возвел его в достоинство кардинала); в ун-те Алькала-де-Энарес изучал право. Вернувшись в Рим, М. продолжил обучение в ун-те Сапиенца. В 1628 г. он получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque iure). Сначала М. выбрал военную карьеру на службе у папы Римского. Папа Урбан VIII вмешался в конфликт за Вальтеллину, горную долину в Альпах, через к-рую проходил удобный путь из Италии в Испан. Нидерланды, связывавший европ. владения Габсбургов. В 1620 г. Испания захватила Вальтеллину, имевшую союзнические отношения с кантонами Швейцарии. Попытки протестант. швейцар. союзной земли Граубюнден изгнать испанцев из долины не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ X (12.07.1590, Рим - 22.07.1676, там же; до избрания папой - Эмилио Бонавентура Альтьери), папа Римский (с 29 апр. 1670). Происходил из знатной и богатой рим. семьи, один из 16 детей. Его дядя по материнской линии Джентиле Дольфино был еп. Камерино (1596-1601). К. получил образование в Римской коллегии (см. Григорианский университет ), к-рую окончил в 1611 г. со степенью д-ра гражданского и канонического права (in utroque iure). Состоял на службе у Дж. Б. Памфили (впосл. папа Римский Иннокентий Х ), аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), получил известность как талантливый адвокат. Затем перешел на службу к кард. Лудовико Лудовизи, племяннику папы Римского Григория XV . Эмилио избрал церковное служение, вероятно, по примеру старшего брата Джованни Баттиста Альтьери, который состоял на службе у кард. Шипионе Боргезе, племянника папы Римского Павла V , занимал епископскую кафедру Камерино, затем служил в Римской курии и в 1643 г. был возведен в достоинство кардинала. Климент X, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. Худож. Бачиччо (Галерея Уффици во Флоренции) Климент X, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. Худож. Бачиччо (Галерея Уффици во Флоренции) 6 апр. 1624 г. Э. Б. Альтьери был рукоположен во пресвитера, в том же году как аудитор сопровождал еп. Дж. Б. Ланчеллотти, папского нунция в Речи Посполитой. В 1627 г. вернулся в Рим; его брат Дж. Б. Альтьери, получивший должность в Римской курии, отказался в его пользу от епископской кафедры Камерино. 29 нояб. 1627 г. папа Римский Урбан VIII назначил Э. Б. Альтьери на кафедру Камерино, на следующий день он был рукоположен во епископа. В 1630 г. провел диоцезальный синод. Выполнял различные поручения папы Урбана VIII: в 1633-1634 гг. был наместником Лорето, в 1636 г. руководил работами по преодолению последствий наводнения в Равенне, с 1641 г. являлся губернатором г. Мачерата в обл. Марке. 15 сент. 1644 г. на Папский престол был избран Иннокентий Х, при к-ром Альтьери некогда состоял на службе.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XII (13.03.1615, замок Спинаццола, Неаполитанское королевство - 27.09.1700, Рим; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691). Принадлежал к одному из старинных и влиятельных аристократических родов Неаполитанского королевства. Отец - Франческо Пиньятелли, маркиз ди Спинаццола, мать - Порция Карафа, кнг. ди Минервино, дочь герц. Андрийского Фабрицио Карафы. Получив начальное образование под руководством иезуитов , А. Пиньятелли продолжил учебу в иезуитской Римской коллегии (впосл. Григорианский университет ) и окончил ее со степенью доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). Вступил в орден св. Иоанна Иерусалимского. В 1643 г. стал прелатом католич. Церкви. В том же году папа Урбан VIII назначил его референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В авг. 1643 г. А. Пиньятелли был отправлен вице-легатом в герц-ство Урбино (c 1631 в составе Папского гос-ва) и находился там до янв. 1644 г. Папа Иннокентий X в 1645 г. назначил А. Пиньятелли губернатором г. Фано в обл. Марке в Папском гос-ве, а в 1646 г. в должности инквизитора направил на Мальту, где тот служил до февр. 1649 г. С 11 апр. 1650 г. губернатор Витербо. 14 окт. 1652 г. был назначен архиепископом Лариссы (Фессалия) in partibus infidelium. Епископскую хиротонию в рим. ц. св. Игнатия 27 окт. 1652 г. провел кард. Марко Антонио Франчотти, бывший еп. Лукки. С 26 окт. 1652 г. папский нунций во Флоренции; с 21 мая 1660 г. нунций при кор. Польши и вел. кн. Литовском Яне II Казимире Вазе (1648-1668). Исполнял обязанности нунция в Речи Посполитой до 1668 г. Как нунцию ему пришлось принимать меры для преодоления внутреннего раскола в ордене василиан . В 1661 г. Супрасльский капитул избрал протоархимандритом ордена администратора униат. Киевской митрополии еп. Гавриила Коленду , а собравшийся тогда же Тороканский капитул в 3-й раз избрал протоархимандритом Бенедикта Терлецкого, а после его кончины в кон.

http://pravenc.ru/text/468795.html

Первоначально процедура Б. не выделялась как самостоятельная и входила в прерогативы местного епископа. Однако папа Александр III (1159-1181) запретил почитание святого без утверждения его папским престолом. Учрежденная папской конституцией Сикста V «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588 г. Свящ. Конгрегация обрядов была призвана упорядочить процедуру канонизации и Б. Папа Урбан VIII четко разграничил понятия Б. и канонизации, к-рой должно предшествовать причисление к лику блаженных, и присвоил право Б. Римской кафедре (апостольские послания «Coelesmis Hierusalem cives» от 5 июля 1634 и «Decreta servanda in canonizatione et beatificatione Sanctorum» от 12 марта 1642). Александр VII в 1662 г. предписал проводить церемонию причисления к лику блаженных только в базилике св. Петра (первой стала Б. Франциска Сальского 8 янв. 1662). Наиболее полно теория Б. и канонизации разработана в трактате кард. Просперо Ламбертини (буд. папа Бенедикт XIV ) «О беатификации слуг Божиих и канонизации блаженных» (De servorum Dei beatificatione et Beatorum canonisatione. Bologna, 1734-1738), в течение 2 веков остававшемся базовым документом для Свящ. Конгрегации обрядов. Основные положения, касающиеся практики Б., были закреплены в Кодексе канонического права 1917 г. (каноны 1999-2141); канон 2101 разрешал начинать процесс Б. лишь по прошествии 50 лет после смерти подвижника. Повышение требований к критическому анализу отбираемого во время дознания материала повлекло за собой учреждение Пием XI исторической секции при Свящ. Конгрегации обрядов ( motu proprio «Già da qualche tempo» от 6 февр. 1930) и публикацию «Норм проведения ординарных процессов в исторических случаях» (Normae servandae in construendis processibus ordinariis super causis historicis) от 4 янв. 1939 г. В 1949 г. при Свящ. Конгрегации обрядов была учреждена медицинская комиссия для удостоверения чудес, происшедших по заступничеству святых и блаженных. Папа Римский Павел VI провел частичную реформу процедуры (motu proprio «Sanctitas clarior» от 19 марта 1969) и учредил вместо Свящ. Конгрегации обрядов Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию богослужения (апостольская конституция «Sacra Rituum Congregatio» от 8 мая 1969). Следуя принципу коллегиальности, утвержденному Ватиканским II Собором , папа Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области (апостольская конституция «Divinus Perfectionis Magister» от 25 янв. 1983, «Normae servandae in inquisitionibus ab Episcopis faciendis» и декрет «De Servorum Dei causis quarum iudicium in praesens apud Sacram Congregationem pendet», оба от 7 февр. 1983), призванную усилить роль епископов-ординариев в процессе канонизации. На основании этих документов Конгрегация канонизации святых 21 марта 1983 г. приняла новое «Положение», рассчитанное на 3 года, однако остающееся в силе и по сей день. В наст. время процедура Б. регулируется Кодексом канонического права 1983 г. (канон 1403; см. Codex juris canonici ).

http://pravenc.ru/text/77746.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2004 8 мин., 28.03.2004 Пролог: (На заставке – коллаж Дмитрия Петрова, фото Евгения Глобенко. Григор Нарекаци (951-1003 гг.). « Час настает, и громкий судный глас / Уже гремит в ущелиях отмщенья …». Стихотворение. Перевод Наума Гребнева//Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Может ли телевидение быть добрым, и что для этого нужно сделать? //Фома. - – 2004. – С.4-9. – (рубрика « Вопрос На вопрос отвечают: Юрий Вяземский , автор и ведущий телевикторины «Умницы и Умники» (1 канал), заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, профессор. – С.5; Евгений Стеблов , актер, режиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. – С.5; Игорь Кириллов , диктор телевидения, телеведущий, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор. – С.5-6; Игорь Герцев , начальник отдела торгового дома «НовоТекс», сценарист, Санкт-Петербург. – С.6; Алексей Волобаев , президент группы компаний «Батинтертрейд». – С.6-7; Станислав Говорухин , режиссер, сценарист, актер, депутат Государственной Думы первого - третьего созывов. – С.7; Протоиерей Артемий Владимиров , настоятель храма Всех Святых в Красном селе, Москва. – С.7-8; Священник Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва. – С.8; Андрей Золотов , советник председателя правления «РИА «Новости». – С.9-10; Андрей Исаев , депутат Государственной думы Федерального собрания РФ. – С.9; Ярослав Скворцов , заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России. – С.9. Заблуждения и парадоксы: « Мученики» науки: Галилей и инквизиция . Авторы - Сергей Верейкин , Владимир Легойда. Иллюстрации с сайта www.galileo-galilei/org: телескоп Галилео Галилея, папа Урбан VIII, Галилео Галилей, снимок спутников Юпитера, сделанный космическим аппаратом. NASA(//Фома. - – 2004. – С.10-13. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература:3 названия.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП (1309-1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке . Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во Франции, засильем французов в Римской курии , а в позднейшей историографии - негативную оценку этого периода в целом, ныне пересмотренную. Инициированное франц. кор. Филиппом IV смещение папы Бонифация VIII в 1303 г. открыло новую эпоху в истории католич. Церкви, характеризующуюся постепенным ограничением папской власти над национальными Церквами и расширением власти европ. монархов. Тем не менее переезд пап в г. Авиньон (Юж. Франция) нельзя расценивать однозначно как капитуляцию перед франц. королем. Ориентация на Францию наметилась еще ок. сер. XIII в. в ходе борьбы папства с Римско-Германской империей , когда папа Урбан IV передал корону Сицилийского (Неаполитанского) королевства (до того принадлежавшего Штауфенам ) Карлу Анжуйскому, брату франц. короля. В XIII в. во Франции учились многие куриалы и кардиналы, в т. ч. буд. папы. Большинство пап-неитальянцев происходили именно из Франции, откуда с XIII в. поступала и значительная часть папских доходов. В сфере франц. влияния, в Лионе, состоялись два из трех «вселенских» Соборов католич. Церкви XIII в. (см. Лионские Соборы ). Избранный папой в 1305 г. архиепископ Бордо (папа Климент V ) не решился ехать в Рим из соображений безопасности и без всякого принуждения со стороны короля остался во Франции, с 1309 г. находясь в Авиньоне. При нем кардиналы-итальянцы составили уже меньшинство в Римской курии. Окруженный принадлежавшим папе с 1274 г. графством Венессен и владениями дружественной папе Анжуйской династии, Авиньон имел ряд преимуществ перед Римом: в нем отсутствовали влиятельные кланы знати и богатые, юридически самостоятельные и сплоченные в общину горожане, к-рые могли бы вмешиваться в политику папы, теперь находившегося на безопасном удалении также от римско-герм. императоров. Если прежде, начиная со 2-й пол. XI в., папы ввиду внешней и внутренней угрозы нередко покидали Рим и это затрудняло работу курии, не позволяло создать эффективный адм. и финансовый аппарат, то в Авиньоне, при длительном пребывании в нем, папы сумели упрочить централизацию Церкви, сосредоточить в своих руках значительные финансовые ресурсы.

http://pravenc.ru/text/62770.html

В 1620-1630-х гг. владельцем Кодня был Николай Сапега по прозвищу Набожный. Был он по обычаю своего рода человеком предприимчивым и амбициозным.и строил базилику, которая должна была быть похожа на собор св. Петра в Риме. Но в разгар строительства 42-летний князь заболел. В хрониках его болезнь называют параличом. Его жена Анна предложила ему съездить в паломничество в Рим, чтобы там помолиться о выздоровлении. Князь с радостью согласился, потому что учился в Риме и хорошо знал город и его святыни. Папой Римским в это время был Урбан VIII. Во время понтификата Урбана VIII поддерживались оживленные контакты апостольской столицы с Речью Посполитой, известно,что папа достаточно часто и с удовольствием принимал у себя многих представителей знатных родов и поэтому вполне вероятно, как говорит предание, он встретился и с Николаем Сапегой. Князь рассказал ему о своём желании исцелиться и получил приглашение на богослужение в личной часовне папы. Именно там князь увидел образ Божьей Матери, который поразил его воображение и к которой он обратил свою горячую мольбу о даровании исцеления. Предание говорит о том, что уже в конце богослужения князь стоял на своих ногах ! Уверенный, что получил исцеление от образа Божьей Материи в папской часовне и преисполненный благодарностью, Николай Сапега решил заполучить образ любой ценой. Он стал уговаривать папу подарить или продать икону. Но папа не согласился. Тогда в голове у Сапеги созрел дерзкий план кражи иконы. Несмотря на своё прозвище Набожного, он предложл 500 дукатов папскому слуге,который и помог князю совершить кражу под покровом ночи. Князь продумал и план побега с доставшимся ему трофеем. Обнаружив пропажу, папа послал погоню, но князю удалось уйти от преследования. Тогда в след Сапеге папа послал отлучение от церкви, что в буквальном смысле означало, что он не мог входить ни в какую церковь, принимать участие в богослужении, не мог исповедоваться и принимать причастие. Прощение было обещано только после возвращения иконы.Князь ужаснулся, но не сдался. В Кодне 15 сентября 1631 года икону, проделавшую путь в 2 300 км, торжественно встречали громом пушек и музыкой оркестра. Временно она была помещена в замковую часовню, а князь продолжил строительство базилики. Теперь это было строительство ради иконы Божьей Матери. Через три года строительство было закончено и икона была торжественно внесена в новый храм. Сам князь не мог в него войти и только в окно смотрел на свой любимый образ, творя молитву. По заступничеству Божьей Матери князь не только получил прощение папы Урбана VIII, но и икона была навечно подарена роду Сапегов и городу Кодень. Есть две версии о событии, которое помогло князю получить прощение папы. Первая романтическая : якобы князь уговорил короля Владислава IV не жениться на протестантке и это стало известно в Риме. А вторая версия политическая и связана с униатскими делами. Но так или иначе, а Кодень очень быстро стал местом паломничества.

http://pravicon.com/info-129

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010