Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНГЕЛИКИ [итал. Angeliche di S. Paolo, англ. Sisters of S. Paul, сестры св. Павла], жен. католич. конгрегация, основана графиней Луизой Торелли Гуасталла ( 1559) в 1530-1532 гг. в Милане. Покровитель конгрегации А. св. Антоний Дзаккариа, монах ордена варнавитов , дал им августинский устав (см. Августина устав ), способствовал утверждению ордена Папским престолом в 1535 г. и предписал сестрам носить доминиканское одеяние (в наст. время в ордене А. приняты белые одежды). Основные положения их устава - быть помощницами тех падших женщин, к-рые стремятся к покаянию. Первоначально А. существовали как светская орг-ция при ордене варнавитов, но с 1557 г. были преобразованы в самостоятельный жен. монашеский орден, у к-рого появились мон-ри. В 1625 г. устав ордена был утвержден папой Урбаном VIII . С 1879 г. главное управление конгрегации находится в Риме. В 1956 г. орден А. насчитывал ок. 250 сестер в Италии, Бельгии и Бразилии. В наст. время в его составе 38 различных религ. учреждений и 234 сестры (1999). Гасталинки В составе ордена А. графиня Гуасталла основала также особую конгрегацию гасталинок, к-рая сохранила светский характер и с нач. XIX в. полностью отделилась от ордена А. Офиц. название гасталинок - Дочери св. Марии (итал. Figlie di S. Maria). Конгрегация занимается призрением и воспитанием детей-сирот. Сестры живут в общинах, посвящают определенное время молитве, но не приносят монашеского обета; носят черную одежду и вуаль особой формы, напоминающей корону. Общее число гасталинок - 604 чел. (1999); генеральное управление конгрегации в Риме. Лит.: Premoli O. Storia dei Barnabiti nel XV. R., 1913; Tonna-Barthet A. Angéliques//DHGE. Vol. 3. P. 58-60; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1939. Bd. 1; An. Pont., 1999. P. 1517, 1689. А . Ю . Серёгина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115052.html

6 мая 1453 г. турки возобновили обстрел города, в том числе из пушки-гиганта, сконструированной венгром Урбаном. А на следующий день турки бросились в атаку на участок стены Месотихиона с лестницами и крюками для преодоления остатков крепостных сооружений. Их число было очень велико, но византийцы храбро отбивали приступ за приступом. Особенно отличился солдат Рангавис, лично убивший знаменоносца султана, но сам павший на поле боя. Но и этот штурм не удался: османы отступили с большими потерями, весь ров наполнился трупами павших турецких солдат. Мертвые грудами лежали в канавах, и кровь стекала с их безжизненных тел 966 . В последующие дни активность проявлял главным образом турецкий флот, обстреливавший Влахерны и пытавшийся пробиться в город со стороны моря. Особенно опасной стала ночь 21 мая, когда весь город был разбужен звуком барабанов и труб с османских кораблей. Все посчитали, что начался последний штурм, но это была только демонстрация силы. Все эти дни сухопутная армия спешно пыталась устроить многочисленные подкопы и преодолеть ров, ведущий к первой цепи крепостных сооружений. Но подрывники Лука Нотараса рыли контрподкопы и нейтрализовали все попытки турок 967 . Им активно помогал германец Иоганн Грант, прибывший в Константинополь вместе с Джованни Джустиниани. А затем напротив почти разрушенной части стены Месотихиона появилась громадная деревянная башня, должная прикрывать турецких солдат во время штурма. Ночью османы попытались ее испытать, но кто-то из безвестных византийских героев в темноте подложил под башню бочонок с порохом и взорвался вместе с ним; башня была разрушена. А к утру осажденные восстановили разрушенный участок крепостной стены 968 . 23 мая 1453 г. константинопольцам и защитникам города довелось пережить радость еще одной победы. В этот день византийцам удалось захватить врасплох нескольких турецких подрывников, которые под пытками указали место под влахернской стеной, где был установлен заряд пороха. Иоганн Гранд в течение короткого времени уничтожил все турецкие подкопы, и с тех пор османы прекратили эти работы. Нет сомнения в том, что в противном случае падение Константинополя свершилось бы раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позднее, в 1310 г., латинский Патриархат был учрежден даже в находившейся под властью мусульман Александрии, прежде поддерживавшей братские отношения с римской кафедрой (по крайней мере, в XII в. восточные и западные христиане находились здесь в евхаристическом общении, в 1215 г. представитель Александрийского Патриархата присутствовал на Латеранском соборе), а в 1329 г. была основана латинская епископская кафедра в столице православной Грузии Тбилиси. Так христианский Восток стал объектом практического приложения «экспансионистской экклезиологии Запада», основанной на идее вселенского папского примата – прямом результате григорианской реформы. После латинизации Иерусалимской церкви крестоносцы решили, что насажденная здесь латинская иерархия и есть подлинная ecclesia orientalis, так что цель, сформулированная папой Урбаном, достигнута. Несмотря на церковный конфликт, политические, военные и торговые связи Византии с Западом продолжали активно развиваться. Через Константинополь проходили маршруты многочисленных европейских купцов и не менее многочисленных паломников. Западные наемники составляли все более важную часть византийской армии. Императорская династия Комнинов вступала в родство со многими правящими домами католической Европы. Однако все попытки церковного примирения были неудачны. Преемник Урбана II папа Пасхалий II, убеждённый в том, что византийцы являются схизматиками, перешел к бескомпромиссной политике, потребовав в 1112 г. в послании к императору Алексею I признать церковное подчинение Константинополя Риму на основании пресловутого «Константинова дара». В то же время православные иерархи стали все чаще отказывать западным христианам в причастии, требуя от них отречения от «ложных учений и обычаев»; на этом, в частности, настаивает известный канонист Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский в изгнании (1185 – ок. 1203), в послании к собрату, Марку III Александрийскому, и такая позиция была уже распространенной в среде восточного духовенства. Наличие параллельной иерархии в двух древних восточных Патриархатах, Антиохийском и Иерусалимском, стало фактическим проявлением углубившегося раскола («схизмы») между латинской (католической) и греческой (православной) церквами. Константинополь никогда не признавал законности латинских иерархов и считал каноническими патриархами Антиохийскими и Иерусалимскими только тех иерархов, которые избирались в столице и оставались там как патриархи в изгнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение столицы было более безнадежное, чем при осаде его в царствование Мануила. Ожидали венецианскую эскадру, но что она могла сделать с силами Магомета? Весть о его приготовлениях, постройка Румели-Хиссара заставили генуэзскую Галату не только отказаться от защиты христианской столицы, но поспешить с изъявлениями преданной дружбы султану; хотя некоторые из генуэзских купцов втайне помогали грекам, но изменили в решительную минуту, так как оборона со стороны Рога была доверена венецианцам, исконным врагам Генуи. Приготовления Магомета были грандиозны. Его народ размножился на тучных полях Вифинии и Фракии; языковая близость и фанатизм дервишей, особенно кенийских, сплотили с османами покоренные сельджукские и туркменские племена; славянские вассалы доставляли отдельный и большой корпус отборных войск, носивших латы. Непрестанные походы дали туркам опыт и организацию, постоянные войска янычар и крепостные гарнизоны, где личная доблесть открывала дорогу к почестям и богатству, а не происхождение, как в войсках феодальной Европы; массы ополчения, в котором беи выступали со своими людьми, им знакомыми и преданными. Славные победы над крестоносными дружинами храбрейших народов Европы воодушевляли воинов с юности до старых лет. Особое внимание обращалось на техническую часть как монголами, так и османами, и те и другие привлекали на службу мастеров со стороны; в армиях Менге и Хулагу при метательных и осадных машинах служили китайские христиане, у османов – перебежчики из христианского стана, итальянцы, венгры и ренегаты из сербов и греков. Их переманивали за большую плату, как венгра Урбана, знаменитого пушкаря-литейщика, создавшего Магомету неслыханную артиллерию. Располагая громадными денежными средствами, Магомет переманил его из Константинополя; щедро вознаграждал он впоследствии итальянского художника и мастера Челлини, написавшего портрет Завоевателя. Народ представлял себе Магомета сидящим в роскошном шатре возле сундука, из которого он пригоршнями брал золото и драгоценные камни. Изготовленные Урбаном орудия были поставлены и в Румели-Хиссаре, а теперь в Адрианополе он отливал десятками бронзовые пушки, между ними одну чудовищной величины, с отверстием шириною в 12 ладоней, стрелявшую каменными ядрами в 30 пудов; 60 отборных волов везли ее из Адрианополя целых два месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В сент. 1256 г. А. В. совместно со св. Фомой Аквинским защищал в Ананьи перед папой Александром IV нищенствующие ордена от нападок парижских теологов из числа белого духовенства. Вернувшись из Италии, А. В. в 1258 г. вновь преподавал в Кёльне. В 1259 г. на генеральном капитуле ордена в Валансьене он был среди тех, кто добился включения философии и естественнонаучных дисциплин в учебный план орденских школ, что имело огромное значение для дальнейшей рецепции наследия Аристотеля и в конечном счете для судеб католич. богословия. 5 янв. 1260 г. папа Александр IV назначил А. В. епископом Регенсбургским; но, отправившись к папскому двору уже в 1261 г., А. В. по личной просьбе был в 1262 г. освобожден от сана Урбаном IV , поручившим ему в февр. 1263 г. проповедь крестового похода против вальденсов в Германии и Чехии. По завершении этой миссии А. В. в 1264-1267 гг. жил в Вюрцбурге, где его брат Генрих был приором доминиканцев, а в 1267/68-1270 гг.- в Страсбурге. Приглашение генерала ордена переехать в Париж (1269) А. В. отклонил по причине преклонного возраста, но согласился вернуться в Кёльн (1270/71). В 1274 г. А. В. принял участие в Лионском II Соборе , на к-ром он обратился к папе с предложением признать избранного нем. кор. Рудольфа Габсбурга (1273-1291), а в 1277 г., согласно актам о канонизации Фомы Аквинского, защищал в Париже его учение. Труды А. В., стремившегося к полноте и универсальности знания, обнимают практически все сферы совр. ему науки. В критическом издании под редакцией Б. Гайера и др., насчитывающем 37 томов, сочинения А. В. подразделяются на 4 группы: богословские, философские, естественнонаучные и эпистолярные. Из сохранившихся трудов А. В., по-видимому, наиболее ранним, еще почти не испытавшим на себе влияния Аристотеля, является незавершенный трактат поучительного содержания «De natura boni» (О природе блага - 30-е гг. XIII в., до 1243), в к-ром видное место отводилось мариологии . В Париже А. В. приступает к глубокому изучению трудов Аристотеля, что нашло выражение в его разделенных на вопросы (quaestiones) суммах, посвященных таинствам («De sacramentis»), христологии («De incarnatione»), эсхатологии («De resurrectione» - не завершена), творению мира и человека («De quattuor coaequaevis», «De homine» - вместе как «Summa de creaturis»), наконец, вновь сущности блага («De bono» - не завершена).

http://pravenc.ru/text/115902.html

Аббат Хериманн сообщал, что О. вступил в город через год после избрания, когда скончался имп. Генрих IV (7 авг. 1106) ( Herimannus. Liber. 2010. Р. 137-138); согласно хронисту Ламберту из Ватерло, епископ смог попасть в Камбре только в 1107 г. ( Lamberti Waterlos. Annales Cameracenses, a. 1107//MGH. SS. T. 16. P. 511). Первая из сохранившихся грамот О. как епископа Камбре издана в Турне в 1105 г. (Chartes. 1898. Р. 11-12. N 9). Время между избранием на кафедру и вступлением в Камбре О. провел в аббатстве Аншен и, возможно, в соседнем замке Энши (Gesta pontificum Cameranensium. 1880. P. 86. Not. 1-2; Р. 88-89. Not. 2). Как епископ Камбре О. присутствовал на Соборе в Труа (1107). Одной из ключевых проблем в период пребывания О. на кафедре Камбре оставался вопрос о еп-стве Аррас, восстановленном в 1093 г. папой Римским Урбаном II (1088-1099) (булла «Liqnet sanctorum canonum» от 23 марта 1094). Для нового еп-ства была выделена часть территории из диоцеза Камбре. Император и его сторонники оспаривали законность данного преобразования, т. к. с нач. XI в. еп-ство Камбре имело статус независимого гос-ва в составе Свящ. Римской империи. После договора в Понте-Маммоло (11 апр. 1111), по к-рому признавалось право светского правителя на инвеституру кольцом и посохом, имп. Генрих V (1111-1125) совершил инвеституру О. как епископа Камбре. Спустя год папа Римский Пасхалий II (1099-1118), расторгнув договор с императором, объявил о низложении О. Епископ узнал об этом, уже будучи тяжело больным; он удалился в аббатство Аншен, где и скончался. Нек-рые историки видели причину низложения О. именно в факте инвеституры, проведенной Генрихом V (см., напр.: De Moreau E. Histoire de l " Église en Belgique. Brux., 1945. Vol. 2. P. 102), однако большинство исследователей полагают, что в конце жизни О. перешел на сторону императора и поддержал требование вернуть Аррас под власть епископа Камбре ( Hoeres. 1882. S. 31; K é ry L. Die Errichtung des Bistums Arras, 1093/1094. Sigmaringen, 1994. S. 413-415).

http://pravenc.ru/text/2578211.html

включены в лионское издание «Золотой легенды» (Legenda aurea ut vocant, seu Sanctorum/Ed. Claudius à Rota. Lugduni, 1555r. Fol. 165-167v); данные о 102 чудесах собраны в книге А. Боге ( Boguet. 1612). Благодаря почитанию К. аббатство Сен-Клод посещали многочисленные паломники. Среди них были герцоги Бургундии Филипп II Смелый и Филипп III Добрый, граф Савойи Амедей VI и граф Шароле Карл Смелый, впоследствии герцог Бургундский. В 1442 г. обитель посетил кор. Германии Фридрих IV (в 1452-1493 имп. Фридрих III ), в 1500 г.- кор. Франции Анна Бретонская, к-рая молилась о даровании потомства (все ее дети умерли в младенчестве). В день памяти К. монахи принимали особые меры для поддержания порядка при скоплении народа, к мощам святого, которые выносили для поклонения, приставляли вооруженную стражу ( Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 245-247). Индульгенции для паломников, посещавших обитель для поклонения мощам К., издавались папами Урбаном V (в 1367) и Мартином V (в 1419). Получил распространение обычай коллективных паломничеств: отдельные города и селения приносили обеты святому, посылали в мон-рь делегации и делали пожертвования. В документах из монастырского архива сообщается о пожертвованиях для совершения мессы в положенные дни, на поддержание неугасимых лампад у раки К. и проч. (Ibid. P. 91-92). Большинство паломников приходили из обл. Франш-Конте, из Савойи, Пикардии и Фландрии. Среди причин популярности культа К. было состояние мощей святого. В 1519 г. паломник Ж. Ле Сеж, посетивший по обету аббатство Сен-Клод, осмотрел мощи и убедился, что тело святого оставалось «совершенно целым» ( Bellenger Y. Le saint voyage de Jacques Le Saige à Jérusalem (1519)//Mélanges sur la littérature de la Renaissance à la mémoire de V.-L. Saulnier. Gen., 1984. P. 41). В 1666 г. иезуит Пьер Верн свидетельствовал, что мощи К. были нетленными, но сильно иссохшими (ActaSS. Iun. T. 1. P. 644; Vies des Saints. 1854. P. 314). С распространением почитания святого аббатство Сент-Уайан-де-Жу и сложившийся вокруг него город стали чаще именоваться в честь К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

престол; доставившие нам эту книгу прибавляют, что этим Гуттеном сочинены и еще другие книги, много худшие; и однако этот человек, как нам сказали, стоит в близких отношениях к тебе, а книги его печатаются в Майнце. Он, папа, не понимает, как архиепископ мог приблизить к себе такого вредного человека и советует принять строгие меры против Гуттена. Кардинал отвечал папе: он, архиепископ, как скоро узнал, что некоторые из лиц, принадлежащих к его свите, начали питать дурные чувства к святейшему папе, удалил их от себя, и в том числе Гуттена. Против Гуттена он, архиепископ, ничего более не может предпринять, так как он засел в укрепленном месте и окружил себя множеством вооруженных всадников. Что же касается до типографов, то, несмотря на противодействие очень влиятельных лиц, он посадил их в тюрьму, и воспретил самым строгим образом покупку и продажу книг, позволяющих себе хульно отзываться о святейшем престоле, и в особенности книг Лютера. За этими первыми мерами против представителей Реформации последовал целый ряд мер еще более строгих. Видное место в этом отношении занимает папская булла, так называемая булла Caenae Domini. Буллой Caenae Domini, что в переводе означает «булла Великого четверга», называется булла, которая прежде ежегодно торжественно читалась в Риме в Великий четверг. В этой булле были собраны различного рода папские отлучения, торжественно произнесенные папами против известных лиц в прежнее время, а также и против разного рода еретиков. Она была издана впервые Урбаном V (в XIV в.), а потом разрасталась и умножалась. Адриан VI прибавил в ней следующее анафематствование, вызываемое обстоятельствами времени: анафематствуем «Мартина Лютера и тех, кто книги этого Мартина или лиц, принадлежащих к его секте, без нашего апостольского позволения будет читать или иметь в руках, печатать или защищать по какой-либо причине, открыто или тайно, с каким-либо намерением или под каким-либо предлогом». Впоследствии это место буллы, в правление папы Григория XIII (в конце XVI в.), приняло такой вид: анафематствуем...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

К стр. 63 – От военного духовенства – ... 2 от мирян... – возможно, речь шла о мирянах – представителях Управления протопресвитера. К стр. 66 – . ..штаб-квартиру высших военных и гражданских учреждений при Главнокомандующем учреждений при Главнокомандующем... – имеется в виду штаб Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России. Возник в результате переименования приказом Главнокомандующего 2 от 27 декабря 1918 г. штаба Главнокомандующего Добровольческой армией. Под штаб-квартирой гражданских учреждений подразумевается Особое совещание при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России – орган управления антибольшевистских сил в 1918–1919 гг., выполнявший функции правительства. Особое совещание появилось 31 августа 1918 г. в Екатеринодаре как высший орган гражданского управления при верховном руководителе Добровольческой армии генерале М. В. Алексееве; Главнокомандующим Добровольческой армией А. И. Деникиным преобразовано в совещательный орган при Главнокомандующем Добровольческой армией. «Положение об Особом совещании » от 2 (15) февраля 1919 г. предоставило ему функции дореволюционных Совета министров и Государственного совета. 30 декабря 1919 г. Деникин преобразовал его в правительство при Главнокомандующем ВСЮР, с марта 1920 г. – Южнорусское правительство. (Бутаков Я. А. Особое совещание при Главнокомандующем... URL: http://www.antibr.ru/dictionary/ae_ossov_gk.html (дата обращения: 14.02.2016).) ...о Палестине, за освобождение которой из рук неверных пролито столько кроен во время крестовых походов и которую предполагают нынешние вершители судеб мира вновь передать в руки неверных... – «Крестовыми походами» называют серию религиозных военных походов 1096–1291 гг., инициированных в ноябре 1094 г. папой Урбаном II на церковном соборе в Клермонте. Он призвал западных христиан помочь византийским собратьям, которым грозила гибель от рук мусульман, и освободить святой град Иерусалим с Гробом Господним от турок-сельджуков. В ноябре 1917 г. секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название «Декларация Бальфура», в котором говорилось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа». Данное предположение о передаче Палестины евреям вызвало негодование православных общественно-политических сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к., сложившаяся при аббате Гуго I, характеризовалась как «монархическая». Подчеркивалось, что аббат Клюни обладал всей полнотой власти (законодательной, судебной и исполнительной), а К. к. была лишь продолжением аббатства ( Besse J.-M. L " Ordre de Cluny et son gouvernement. I//Revue Mabillon. P., 1905. Vol. 1. P. 5-40). Мн. исследователи говорили о высокой степени централизации власти в К. к. В действительности даже при Гуго I К. к. все еще была аморфным объединением: входившие в нее мон-ри обладали разным статусом, мн. обители юридически даже не были связаны с Клюни ( Hunt. 1967). Только благодаря привилегиям, дарованным папой Урбаном II, началось формирование иерархической структуры К. к. по модели «голова-тело». Папа Пасхалий II лишил мон-ри К. к. статуса аббатств и перевел их в разряд приоратов и «келий»; настоятели этих мон-рей назначались аббатом Клюни (буллы от 15 и 20 нояб. 1100). Тем не менее нек-рые обители К. к. сохранили статус аббатства (в папской булле от 16 окт. 1109 г. перечислены 13 аббатств и 72 приората). Территориальное расширение и численный рост К. к. привели к появлению дочерних монастырей у крупных приоратов (напр., Ла-Шарите-сюр-Луар и Сен-Мартен-де-Шан в Париже). Следствием оформления структуры К. к. стали конфликты монастырей с местным епископатом (в соответствии с клюнийскими привилегиями мон-ри не подчинялись власти епископа), а также противостояние между Клюни и дочерними монастырями (основной причиной было то, что аббат Клюни избирался только монахами главной обители). Клюнийские монахи нередко переходили из одного мон-ря в другой, часто посещали главный мон-рь с целью изучить его устав и «обычаи», направляли туда молодых облатов на временное пребывание. Монастырские должностные лица перемещались с одного поста на другой; приоры занимали посты лишь короткое время и нередко впоследствии становились епископами и кардиналами. Это способствовало расширению влияния Клюни, но не позволяло создать стройную систему управления. Кризис К. к. и попытку ее реформы связывают с деятельностью аббата Понтия (Понса из Мельгея) (1109-1122), выходца из знатного лангедокского рода, отданного в качестве облата в мон-рь Сен-Понс-де-Томьер и впосл.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010