На фоне противостояния между «Автокефальной» и Автономной Церквями и откровенного террора украинских националистов против автономного духовенства начались контакты между их иерархами о возможности объединения. Первым к данному вопросу обратился администратор УАПЦ Поликарп (Сикорский). В мае 1942 г. он призывал митрополита Алексия (Громадского) примкнуть к их «автокефалии», обвиняя его в «москвофильстве» и предательстве идеи независимой Украинской Церкви. На это митрополит Алексий отвечал Сикорскому, пространно аргументируя необходимость оставаться в юрисдикции Московской Патриархии: «Наша общая цель – независимость нашей Церкви – революционным путем не может быть достигнута, ибо, согласно канонам, православные епископы, хоть бы и связанные принадлежностью к одному народу и общностью национальных убеждений, не могут положить основ существования новой автокефалии, если они не будут действовать в рамках своей канонической юрисдикции того времени… Таким образом, мы бессильны пред церковной действительностью. Мы невиновны в том, что оказались в 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии, но должны исходить из рамок этой юрисдикции, если хотим, чтобы наша будущая автокефалия была канонической и Также митрополит Алексий (Громадский) сообщал о своем личном отношении к вопросу о канонической связи с Москвой и демонстрировал своему адресату общность их взглядов в таких словах: «Я понимаю Вас и знаю, как украинский народ относится к Москве, которая исторически к нему была немилостива, а ныне является еще и синонимом большевизма и коммунизма с их нечеловеческим насилием… Но изменились обстоятельства, которые требуют для добра нашей Церкви иных Глава Автономной Церкви в своем письме к лидеру УАПЦ осуждал принятие автокефалистами в свои ряды «самосвятов» липкивского посвящения, а также нововведения литургического характера, которые противоречат православным канонам. Митрополит Алексий предостерегал Поликарпа (Сикорского) от повторения пути его предшественника по Луцкой кафедре Кирилла Терлецкого, последовавшего по пути заключения унии. Напоследок митрополит Алексий обратился к Поликарпу с добрыми словами как к другу и сыну по монашеству и архиерейской хиротонии с призывом оставить свои заблуждения и объединиться с православными епископами на общем

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Жестоко избит клирик Черкасской епархии Украинской Православной Церкви 01.02.2017 В Черкасской епархии произошло жестокое избиение священника Украинской Православной Церкви тремя лицами, которые называют себя священнослужителями так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В результате нападения благочинный Катеринопольского округа Черкасской епархии, настоятель Михаило-Архангельского храма в поселке Катеринополь протоиерей Виктор Криванич попал в районную больницу с сотрясением мозга и многочисленными телесными повреждениями. По словам прихожан, «священники УАПЦ» решили отобрать храм, который построил отец Виктор вместе с местной общиной. Пригласив на встречу священнослужителя, они начали разговор с ругани и быстро перешли к драке. Чтобы снять с себя вину и настроить местных жителей против отца Виктора, который уже 26 лет служит в поселке, они решили его очернить. Сразу после конфликта один из представителей УАПЦ выложил в социальной сети фотографию с призывом спасти Катеринополь от «московских оккупантов». Ряд местных СМИ вместо того, чтобы правдиво освещать ситуацию, также решили переложить вину за конфликт на человека, который до сих пор находится в больнице. 30 января к Катеринопольской районной администрации пришла почти вся православная община благочиния, чтобы встать на защиту отца Виктора и собственных законных прав, а также решительно потребовать от местной власти принять безотлагательные меры по защите людей от произвола, угроз и провокаций, которые безнаказанно совершают представители УАПЦ. В актовом зале администрации поселка, где проходила встреча, присутствовали руководители района и поселка, депутаты, общественные деятели, представители местной самообороны, православное духовенство. Верующие Украинской Православной Церкви сообщили о беззакониях, которые творят в районе представители УАПЦ. В частности, ряд прихожанок с болью рссказали о том, что им приходится выслушивать обвинения в сепаратизме, «священники УАПЦ» навешивают на них ярлыки «московских предателей» и т.п.. За этим обычно следуют угрозы физической расправы.

http://drevo-info.ru/news/21912.html

Владислав Петрушко: Признание раскольников – приговор Константинопольскому Патриархату «Фактически Константинополь принял на себя ответственность за все то, что будет твориться теперь на Украине» 11 октября, 2018 «Фактически Константинополь принял на себя ответственность за все то, что будет твориться теперь на Украине» Греческие СМИ сообщили о том, что Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о предоставлении статуса канонических церквей самопровозглашенным «Киевскому патриархату» и «Украинской автокефальной православной церкви». Доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор Владислав Петрушко считает, что таким образом Константинопольский Патриарх сам вынес себе приговор и стал соучастником раскола. Владислав Петрушко Информацию о признании каноническими церквями «киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» первым опубликовало греческое издание Ортодоксия.инфо. Сообщение пока не подтвердилось официально, но учитывая, насколько это СМИ близко к Фанару, мы может думать, что оно достоверно. Греческое информационное агентство Ромфея также подтверждает, что Филарет Денисенко и Макарий Малетич признаны законными архиереями. По мнению Константинопольского Патриархата, они больше не раскольники. Это решение больше говорит о Константинопольском Патриархате и о том, что, претендуя на роль арбитра, он грубо попирает каноны. А как может быть судьей тот, кто по определению является разбойником? То что совершает Константинополь, вторгаясь в каноническое пространство Русской Церкви – это разбойничество. Без всякого гласного соборного рассмотрения он признает раскольника законным архиереем. При этом сам Патриарх Варфоломей и иже с ним попадают под действие канонических правил, которые считают раскольником всякого, кто сообщается с раскольниками. Я думаю, что Константинопольский Патриарх и другие сами себе вынесли себе здесь приговор. От Синода Константинопольского Патриархата никто не ожидал Томоса. Были предположения, что скорее всего Синод проложит к нему путь, а уже после заседания Томос будет давать Патриарх Варфоломей на основании синодального решения. Более вероятным казалось, что они откроют на Украине свою митрополию или экзархат. Но они пошли в лобовую атаку. Выбранный ими путь вызывает совершенно однозначные обвинения в их адрес в том, что они сами становятся соучастниками раскола.

http://pravmir.ru/vladislav-petrushko-pr...

Параллельно с установлением «нормальных взаимоотношений» Грузинской Церкви с российскими раскольниками еще более тесные связи были налажены ею (на почве взаимопризнания автокефалий) с украинскими обновленцами. По случаю Пасхи 1927 г. харьковский лжесинод направил поздравление Католикосу-Патриарху Амвросию «с выражением пожелания об установлении братского единения между церквями Грузинской и Украинской». За скончавшегося Патриарха Амвросия 8 июня 1927 г. ответил еще митрополит Христофор, сообщивший, что «Управление Грузинской Церкви искренно радуется такому пожеланию и готово поддержать единение автокефальных церквей на началах евангельской любви, равноправия и единства в догматах и вероучении единой Православной Кафолической Церкви и желает Украинской Православной Церкви плодотворной деятельности и процветания» 437 . После своего избрания Католикосом Христофор (Цицкишвили) направил украинскому лжесиноду известительную грамоту, практически дословно повторяющую грамоту российским обновленцам, в которой тоже пожелал «мудрого водительства» 438 . В издаваемой ныне «Православной энциклопедии» по поводу событий 1927 г. в жизни Грузинской Церкви сообщается: «Усилиями Католикоса-Патриарха [Христофора] были установлены отношения с рус[ским] епархиальным управлением. Для сохранения рус[ских] церковных обычаев на территории Грузии было создано Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата, способствовавшее нормализации отношений ГПЦ и РПЦ. Устанавливая пути к возобновлению молитвенного общения с РПЦ и др. Поместными Церквами, Католикос-Патриарх Христофор III стал направлять рождественские и пасхальные послания Главам РПЦ, Вост[очных] и автокефальных Церквей» 439 . В статье только не уточнено, что «русским епархиальным управлением», с которым Католикос-Патриарх Христофор вошел в общение и на базе которого было создано «Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата», было обновленческим. Также и рождественские и пасхальные послания, которые он стал направлять «Главам РПЦ», направлялись главам обновленческого раскола – лжемитрополитам Вениамину (Муратовскому) и его преемнику Виталию (Введенскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: 17 января 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний в дистанционном формате выступил с докладом на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций с сообщением о положении Украинской Православной Церкви. Председатель ОВЦС изложил основные факты ограничений на Украине прав верующих Украинской Православной Церкви: принятие антиконституционных решений о наложении так называемых санкций на представителей Украинской Православной Церкви и о лишении их украинского гражданства; проводимые украинскими спецслужбами массовые обыски в епархиальных управлениях, монастырях и приходах; регистрация в Верховной Раде законопроектов о запрете деятельности Украинской Православной Церкви; лишение ее права пользования соборами Киево-Печерской лавры и продолжающийся рейдерский захват храмов; клеветническая информационная кампания против Украинской Православной Церкви, приведшая к всплеску насилия в отношении ее верующих, многочисленным случаям поджогов и вандализма в ее храмах, избиениям и покушениям на убийство духовенства. Внимание членов Совета Безопасности ООН было обращено на противоречие действий государственных властей Украины в отношении крупнейшей конфессии страны фундаментальным международным документам, равно как украинской Конституции и законодательству. Факт выступления представителя Русской Православной Церкви получил широкое освещение в СМИ. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. С прискорбием констатировать факт усиления преследований верующих Украинской Православной Церкви и призвать международное сообщество возвысить свой голос в ее защиту.   ЖУРНАЛ 14 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о последствиях поминовения новоизбранным Предстоятелем Кипрской Православной Церкви руководителя раскольнической структуры, действующей на Украине. Справка: Священный Синод в заседании от 20 ноября 2020 года (журнал 77) констатировал невозможность поминовения имени Архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним в связи с признанием им одной из раскольнических групп на Украине и поминовением ее руководителя в числе Предстоятелей автокефальных Церквей. Тогда же Синод заявил о невозможности сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.

http://patriarchia.ru/db/text/6010341.ht...

– С утверждением, что Константинопольскому Патриархату принадлежат канонические полномочия на «надграничные” исцеления всех церковных вопросов», то есть юрисдикционное право на канонических территориях Поместных Автокефальных Православных Церквей (Письмо Константинопольского Патриарха Варфоломея Патриарху Болгарскому Неофиту от 24.12.18 г.); – С утверждением, что Константинопольский Патриархат имеет исключительное право на юрисдикцию в т.н. православной «диаспоре». То есть что лишь Константинопольский Патриархат имеет юрисдикционное право вне канонических территорий Поместных Автокефальных Православных Церквей, как, например, в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, большей части Азии и др. Так как вышеупомянутые вопросы имеют исключительную важность для всей Православной Церкви и непосредственно касаются БПЦ-БП, считаем недопустимым, что Св. Синод своим решением от 12 июня с.г. оставил в недоумении свою духовную паству относительно своей позиции по этим вопросам. Недопустимо, по нашему мнению, при подобных, официально заявленных претензиях со стороны Предстоятеля данной Поместной Церкви, чтобы Св. Синод по меньшей мере не попросил объяснений по поводу подобных утверждений. Что касается нас, то Св. Синод является свидетелем того, как после оглашения решения Константинопольского Патриархата об одностороннем решении украинского церковного вопроса, на заседании Св. Синода мы выразили свое принципиальное несогласие с подобными односторонними действиями, потому что они представляют собой удар по соборности Церкви. Сегодня, к сожалению, наши опасения подтверждаются. Заявляем, что содержание письма не было передано нами средствам массовой информации. В то же время наша совесть православного епископа обязывает нас не участвовать в коллективном молчании относительно этих судьбоносных для святого Православия вопросов. Устав БПЦ-БП гарантирует право митрополитам – членам Св. Синода выражать свое убеждение, заявляя особое мнение в качестве части решения Св. Синода.

http://pravoslavie.ru/121841.html

Архив Пн О недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» 8 октября 2019 г. 16:07 Комментарий Секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине, завершившиеся подписанием в январе 2019 года так называемого «томоса об автокефалии» вопреки воле епископата, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви , вызвали острую дискуссию в церковной среде. Анализ публикаций по теме показывает, что для многих участников дискуссии украинский вопрос напрямую связан с такими ключевыми для православной экклезиологии понятиями, как апостольское преемство, икономия и ее границы, устроение Православной Церкви на вселенском уровне, соборность и первенство. Обоснованная тревога за сохранение неповрежденного апостольского преемства в Церкви в связи с принятием Синодом Константинопольского Патриархата в евхаристическое общение лиц, не имеющих законной хиротонии, наблюдается в трудах целого ряда авторов, в том числе пишущих на греческом языке. Ключевые тезисы, которые приводятся Константинопольским Патриархатом в обоснование их действий на Украине, уже были подробно рассмотрены Синодальной библейско-богословской комиссией в комментарии к опубликованному Константинопольской Патриархией письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года. Имея в виду продолжающееся обсуждение украинского церковного вопроса в среде епископата, духовенства и мирян некоторых Поместных Православных Церквей, Секретариат Комиссии публикует свои комментарии к наиболее важным темам дискуссии. 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» Большая часть «хиротоний» епископата «Православной церкви Украины» ведет свое начало от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко, который 27 мая 1992 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, а 11 июня 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был извергнут из сана. Ввиду отсутствия покаяния у монаха Филарета и продолжения им раскольнической деятельности, в том числе на территории других автокефальных Церквей, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви от 18-23 февраля 1997 года он был отлучен от Церкви через анафематствование. Невзирая на подачу им неоднократных апелляций Константинопольскому Патриарху, его осуждение было документально признано Константинопольской и другими Поместными Православными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/5510101.ht...

Подписанный на Украине меморандум говорит о тяжелом положении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 17 ноября 2014 Москва, 17 ноября. Ранее стало известно, что 13 ноября по инициативе местных властей в Ровенской области был принят документ, призывающий к созданию " единой Украинской поместной православной церкви " . Появление в Ровенской области меморандума, призывающего к созданию " единой Украинской поместной православной церкви " , свидетельствует о тяжелом положении, в котором сегодня находятся западные епархии канонической Украинской православной церкви, заявил корреспонденту РИА Новости глава Синодального информационного отдела Русской православной церкви (СИНФО) Владимир Легойда. Ранее стало известно, что 13 ноября по инициативе местных властей в Ровенской области был принят документ, призывающий к созданию " единой Украинской поместной православной церкви " . Наряду с главой Ровенской гособладминистрации, представителями непризнанных в православном мире Киевского патриархата (КП) и Украинской автокефальной православной церкви, а также Украинской греко-католической церкви, бумагу подписали и два архиерея Украинской православной церкви Московского патриархата — митрополит Сарненский и Полесский Анатолий и митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей. " Данный документ лишь подтверждает то крайне тяжелое положение, в котором сегодня находятся епархии и верные чада канонической православной церкви на Западной Украине. Совершенно очевидно, что подобные документы подписываются под сильнейшим политическим давлением " , — отметил Легойда. Ранее в УПЦ МП уже заявили, что, скорее всего, православными иерархами документ был подписан под давлением со стороны раскольничьих структур. В официальном комментарии председателя информационного отдела УПЦ епископа Ирпенского Климента, в частности, говорится, что " так называемый Киевский патриархат открытой агрессией раскалывает украинское общество, пытаясь получить дивиденды от сложной политической ситуации и народного горя " .

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-memorandum-ua...

Несмотря на шаткость положения архиеп. Серафима власти Генерал-губернаторства все же сделали ему предложение участвовать в хиротонии украинских епископов. Владыка сообщил о нем, а также о предложениях митр. Дионисия относительно реорганизации бывшей Польской Церкви, при которой архиепископ стал бы временно управляющим Холмской епархией, в Синод РПЦЗ. 27 августа Архиерейский Синод принял следующее постановление: «Признать, что поскольку Ваше Преосвященство приняли временное управление Варшавской епархией от Блаженнейшего митрополита Дионисия, Вы только ему и можете вернуть это управление, если бы митрополит Дионисий получил фактическую возможность в таковое управление вступить. Вместе с тем, поскольку автокефалия Православной Церкви в Польше Русской Церковью-Матерью не была признана, Ваше Преосвященство не можете участвовать в создании новой антиканонической автокефальной иерархии в б. Польше. Равным образом было бы совершенно антиканонично вхождение Вашего Преосвященства в состав Синода незаконно почитающей себя автокефальной Церкви и управление епархией в пределах последней на предложенных митрополитом Дионисием условиях» 213 . Когда архиеп. Серафим в соответствии с решением Синода отказал генерал-губернатору в проведении хиротонии обоих украинских кандидатов, его отставка стала фактически неизбежной. Митр. Дионисий же выразил готовность служить новым церковно-политическим целям. В занимавшихся политическими вопросами на Востоке научных германских кругах также критически оценивали Берлинского архиепископа. Взаимодействие же с украинскими националистами казалось им перспективным и выигрышным 214 . В августе – сентябре борьба между различными германскими ведомствами еще продолжалась, но исход ее уже был ясен. Последнюю точку поставило РСХА, направив 10 сентября 1940 г. в РКМ записку с поддержкой предложений, аналогичных тем, которые отстаивал Вильден. В приложенном к этой записке письме украинского профессора Кубиовича говорилось о необходимости возвращения к управлению митр. Дионисия и назначения трех украинских епископов в Варшаву, Краков и Холм 215 . Влияние РКМ постепенно слабело, и с ним считались все меньше. В конце сентября министерство было поставлено перед фактом восстановления Франком подконтрольной властям Генерал-губернаторства автокефалии с прежним ее руководителем во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец непраздный вопрос: а был ли Филарет церковным человеком, имел ли когда-нибудь страх Божий? Факты говорят, что такое с ним случалось. Скажем, во время создания той же УПЦ-КП в своем предбаннике. Когда решался вопрос распределения должностей, дерибана чужой собственности и т.д., он относился к соучредителям – автокефальным епископам и митрополитам – как к товарищам, по-братски. Когда же речь зашла о совместном богослужении в Софии Киевской (ее предоставил Кравчук), наотрез отказался. Дескать, он, хоть и бывший, но канонический митрополит, поэтому не может служить с этим самозваным автокефальным отрепьем, которое не только к алтарю, но и в храм запускать нельзя! Это же кощунство! Негодованию автокефалов не было предела: как спасать Филарета и его миллиарды, то братья, а как служить – отрепье! Масендич пригрозил выйти к журналистам и рассказать, кто есть Филарет на самом деле – расстриженный монах, изобличенный собственными детьми! Это подействовало. Попробовал, молния не убила, служит до сих пор. Законность лишения Филарета сана, а затем отлучения от Церкви Христовой через анафематствование признали все Поместные Церкви Мирового Православия. Он мог бы смирением, покаянием, обращением в Церковный суд добиваться отмены этих наказаний. Нет же, искал окольные, коррупционные пути. Других, видимо, за свою долгую жизнь так и не познал. Поехал однажды в Стамбул к Константинопольскому Патриарху, повез деньги, по старой чекисткой традиции – наличкой. Был схвачен на таможне с долларовой контрабандой. Удивительно, что не загремел на Невольничий рынок в кандалах. Свой провал объяснил, как водится, происками российских спецслужб, будто это они подсунули ему соболя за пазуху. Загадкой является и страсть к куколю Московских Патриархов. Когда Филарет впервые его напялил, националисты возмутились, ведь никто из Восточных Патриархов такого не носит, это атрибут только Предстоятеля Русской Православной Церкви. Мог бы придумать какой-нибудь кашкет с украинским орнаментом или в память об одесской юности – бескозырку. Кто анафеме указ? Нет же, не расстается с куколем как символом затаенной, неосуществившейся мечты.

http://pravoslavie.ru/73344.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010