Украина давно уже не является первым пунктом российских новостей, а только одним из многих. Сейчас, если просмотреть, что обсуждают соцсети, сразу видно, что есть и другие актуальные вещи: Трамп, Сирия, пенсионная реформа, Скрипали, санкции, клип Киркорова и Баскова, наконец. В поле российских церковных медиа до недавнего времени происходило то же самое, достаточно пересмотреть заголовки новостей и статей за последнее время. И когда представители Константинопольского Патриархата внезапно сделали ряд крайне резких высказываний, это сперва ничего не изменило, вплоть до момента назначения в Киев двух экзархов. Только сейчас многие начинают понимать, что произошло что-то серьезное. Но, как следует из множества обсуждений, люди часто просто не представляют реалии в которых оказались верующие Украинской Православной Церкви. Дмитрий Марченко. Фото — Ольга Домбровская Потому, мне, прихожанину УПЦ, проживающему в Киеве, хотелось бы показать ситуацию изнутри, из самого эпицентра. Например, сейчас в блогерской среде можно все чаще услышать: «Да дайте им наконец автокефалию, это решит все проблемы!» Разочарую. Не решит. Давайте посмотрим на эти проблемы честно и без прикрас. Гипотетическая автокефалия Украинской церкви порой преподносится как лучшее средство от раскола. Те, кто так считают, просто не понимают специфику украинского раскола. Под церковным расколом обычно понимается ситуация, когда от единой Церкви отделяется некая часть духовенства и мирян, как правило по причинам догматическим. Но украинский раскол нельзя сравнить ни с расколом 1054 года, ни со старообрядческим расколом XVII века. Здесь все иначе. Просто напомню ситуацию. Когда на рубеже 80-90-х годов прошлого века на Западной Украине начались массовые захваты православных храмов со стороны униатов, некоторые представители духовенства решили, что их не тронут, если они останутся православными, но отойдут от Москвы. Во всяком случае, именно так тогда мотивировали свои действия автокефалисты. Я не стану сейчас пересказывать историю автокефальных «церквей», поскольку за перечислением всех этих «Украинских Православных Автокефальных Церквей», «Украинских Православных Автокефальных Церквей Соборноправных» и прочих «Киевских Патриархатов», их объединений и делений, можно потерять суть.

http://pravoslavie.ru/115775.html

– В 1993–1994 годы «Священный миланский синод» находился в общении с УПЦ КП, а в 1994–1997 годы «Священный миланский синод» являлся Автономной митрополией в юрисдикции УПЦ КП; – В 1995 году «каллиникитским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «серафимо-геннадиевской» группировки был образован Российский Экзархат; – В 1996 году «Святой православной церковью Северной Америки « на базе приходских общин «андреевской» ветви «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1996 году в юрисдикцию УПЦ КП вошло несколько старостильнических клириков и иерархов; – В 1997 году «матфеевско-григорианским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 1997 году в юрисдикцию «Священного миланского синода « вошли два иерарха «Украинской автокефальной православной церкви в изгнании»; – В 1997 году в юрисдикцию РПАЦ вошёл иерарх «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции; – В 2000 годы состоялось установление богослужебного общения «Православной церкви Италии» с «Черногорской православной церковью» и УПЦ КП; – В 2002 году в юрисдикцию «каллиникитского» синода церкви ИПХ Греции вошёл иерарх раскольнической «Болгарской православной церкви»; – В 2003 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции на базе приходских общин «Российской катакомбной церкви» был образован Российский Экзархат; – В 2006 году епископ Лакедемонийский Симеон (Манихофер), Экзарх «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции в Австрии, перешёл в юрисдикцию «Черногорской православной церкви»; – В 2007 году в юрисдикцию «УАПЦ (к)» вошёл иерарх «Священного миланского синода»; – Взаимное признание и общение между «Православной церковью Италии», раскольнической «Болгарской православной церковью», УПЦ КП, Черногорской православной церковью и Православной церковью Македонии; – Учреждение в 2008 году «кирико-матфеевским» синодом церкви ИПХ Греции и «Истинно-православной церковью Румынии» так называемых «Истинно-православной церкви России», «Истинно-православной церкви Кипра» и «Истинно-православной церкви Кении».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Выразить поддержку Украинской Православной Церкви и Православной Церкви Молдовы, их Первоиерархам, епископату, духовенству, монашествующим и мирянам в связи с неканоническими посягательствами со стороны Синода Румынского Патриархата.   ЖУРНАЛ 30 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о решении Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина. Справка: 16 февраля 2024 года Синод Александрийского Патриархата принял решение об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина. Ранее, в ноябре 2022 года, Александрийской Православной Церковью был «извержен из сана» митрополит Клинский Леонид, возглавлявший в то время Патриарший Экзархат Африки. В заседании от 29 декабря 2022 года (журнал 136) Священный Синод Русской Православной Церкви, принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора II, а также общепризнанный принцип неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, постановил «считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Считать незаконным и недействительным решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина. 2. Утвердить епископа Зарайского Константина в должности Патриаршего экзарха Африки.   ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по иконописи, с представлением на рассмотрение Священного Синода проекта Положения о Синодальной комиссии по иконописи и ее состава. Справка: Священный Синод в заседании от 11 октября 2023 года (журнал 107) учредил Синодальную комиссию по иконописи и назначил ее председателем епископа Троицкого Панкратия с поручением ему представить предложения по составу Комиссии и Положению о ней.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

По прибытии в Москву, архиепископ Алексий (Сергеев) представил 6 мая 1946 года патриарху Алексию доклад, в котором он, в частности, писал: «…в американских кругах существует тенденция к созданию автокефальной Американской Православной Церкви, поддерживаемая представителями Греческой, Сирийской, Болгарской, Румынской и Армянской Церквей, а также и Экзархом Московской Патриархии Митрополитом Вениамином. Учитывая, что работа по расколу феофиловской Церкви и воссоединению отдельных приходов может привести к обострению борьбы и усилению карловацкой, автономистской и автокефалистской тенденций, мы полагаем целесообразным в дальнейшем повести работы на соглашение с Митрополитом Феофилом. Целью этого может быть завоевание такого положения, при котором, после отхода Митрополита Феофила от руководства в виду его преклонного возраста, новому архиерею, представляющему Московскую Патриархию, удастся отвести от руководства митрополией Архиепископов Виталия и Леонтия и самому встать во главе руководства Американской митрополией Дальнейшее пребывание Митрополита Вениамина на посту Экзарха в Америке не является целесообразным в силу отсутствия у него организационных данных для проведения этой работы – с одной стороны, и наличия у него тенденций, идущих вразрез с интересами Русской Православной Церкви (согласие на создание Американской автокефальной Православной Церкви). Поэтому целесообразно заменить Митрополита Вениамина на посту Экзарха новым архиереем, присланным из Советского Союза, который бы завершил переговоры с Митрополитом Феофилом и вошел в его епархию на правах правящего архиерея, с последующим выдвижением его кандидатуры в Митрополиты Северо-Американские. Вместе с русским архиереем в Америку целесообразно послать архиерея-украинца для возглавления им украинских приходов Канады, вместо Теодоровича» . Как видно, архиепископ Алексий приписывал митрополиту Вениамину желание даровать Североамериканской митрополии автокефалию чтоне соответствовало действительности . Примерно в то же время патриархом Алексием был дан указ митрополиту Вениамину (Федченкову) об учете церковного имущества в США и «возвращении его Русской Православной Церкви». Поручение о возбуждении такого ходатайства перед правительством США американский экзарх получал еще в 1943 году . В справке Совета по делам Русской Православной Церкви, однако, говорилось, что вопрос этот на данный момент очень сложный: «Во-первых, он потребует много времени и, во вторых, много денег; кроме того, вызовет еще большее обострение между Феофилом и Патриархией. Поэтому необходимо пока заниматься ознакомлением с юридической стороной дела и изучением американских законов. Конкретно ставить вопрос о возвращении церковного имущества, пока ведутся переговоры о воссоединении не следует» .Такой позиции изначально придерживался и митрополит Вениамин.

http://bogoslov.ru/article/2657431

Священный Синод признал не имеющим канонической силы решение об «извержении из сана» митрополита Клинского Леонида 30.12.2022 16:32:53 МОСКВА На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 декабря 2022 года, участники обсудили решение Синода Александрийского Патриархата от 22 ноября сего года об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида ( журнал 136 ). По итогам обсуждения члены Священного Синода, принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, постановили считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными. В связи с состоявшимся 8 ноября 2019 года официальным признанием со стороны Патриарха Александрийского Феодора раскольнической так называемой «Православной церкви Украины» и поминовением им за Литургией главы этой неканонической структуры, Священный Синод в заседании от 26 декабря 2019 года подтвердил «невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним» и прекратил церковное общение с теми архиереями Александрийской Православной Церкви, которые «поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола» ( журнал 151 ). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос 13 августа 2021 года. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 года ( журнал 100 ) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки, назначив его главой митрополита Клинского Леонида.

http://radonezh.ru/2022/12/30/svyashchen...

Митрополит Иларион: Все члены Синода выразили поддержку канонической Украинской Церкви 14 мая, 2018. Новостная служба Вмешательство светской власти во внутренние дела Церкви недопустимо, подчеркнул глава ОВЦС 14 мая. ПРАВМИР. Члены Священного Синода выразили поддержку канонической Украинской Православной Церкви. Отвечая на вопросы журналистов, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал, что вопрос об Украинской Церкви не находился на повестке дня Синода, но был обсужден потому, что на имя Патриарха Кирилла в этой связи поступают многочисленные письма украинских верующих. Об этом сообщает сайт Московского Патриархата. «О предоставлении автокефалии ходатайствовали светские власти Украины при поддержке раскольнических, неканонических сообществ. Церковный статус этих сообществ, отделившихся от канонической Украинской Православной Церкви, не признается в мировом Православии, то есть является нулевым», – сказал митрополит Иларион. Он подчеркнул, что «невозможно допустить принятие решений канонической церковной власти на основании инициатив неканонических сообществ или светской власти, вмешательство которой во внутренние дела Церкви недопустимо». «Предоставление статуса «параллельной» автокефальной Церкви расколу помимо воли канонической Церкви, на территории которой он находится, – это церковно-правовой нонсенс», – заявил глава ОВЦС, добавив, что «все члены Священного Синода выразили поддержку канонической Украинской Православной Церкви». В апреле Верховная рада Украины поддержала инициативу президента Порошенко об обращении к Патриарху Константинопольскому с просьбой о создании на Украине автокефальной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2021

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

конференция автокефальных украинских епископов в Варшаве. Германская сторона пошла на эти архиерейские конференции прежде всего для того, чтобы были сделаны пригодные для пропагандистского использования (особенно на Балканах) заявления против советской церковной политики. Декларация автокефальных украинских епископов является в этом отношении неудовлетворительной. Несмотря на длинный текст, эта декларация в основном посвящена стремлению Украинской Православной Церкви к самостоятельности и заканчивается благодарностью правительству Генерал-губернаторства за гостеприимный прием. Точный текст декларации был предоставлен мне для ознакомления референтом правительства генерал-губернатора ландгерихтсдиректором д-ром Вильденом во время служебной поездки, которую я проводил по поручению ведомства рейхслейтера Розенберга. В ответ на это я заявил, что считаю декларацию слишком обтекаемой, но, учитывая начало конференции через 24 часа, в принципе се едва ли можно отредактировать лучше. Так как ведение дела конференции в Генерал-губернаторстве не поручалось Восточному министерству, я не мог остановить уже раскрученное дело. Впрочем, я полагал, что штурм-баннфюрер д-р Нейгауз был согласен с этой конференцией и декларацией. Но после моего возвращения из Кракова оказалось, что ответственному разработчику дела в Главном управлении имперской безопасности д-ру Нейгаузу ни д-р Вильден, ни начальник полиции безопасности и СД в Кракове не сообщили ничего о проведении конференции 12.03.1944 г. Чтобы избежать подобного малопозитивного результата запланированной в дальнейшем конференции автономных украинских православных епископов в Генерал-губернаторстве, д-р Нейгауз начальнику полиции безопасности и СД и я д-ру Вильдену дали точную генеральную линию желаемого текста декларации. Из-за ситуации в воздухе планируемая поездка главы автономной группы епископа Пантелеймона [в Берлин] была отложена. Я договорился с д-ром Вильденом, чтобы он перед конференцией представил для сведения и выражения мнения точный текст декларации министерству и СД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29. Письмо Партийной канцелярии в Рейхсминистерство церковных дел о ненужности поддержки Православных Церквей. Мюнхен, 10 июня 1942 г. 30. Письмо митрополита Варшавского Дионисия архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной Православной Церкви в Польше. Варшава, 23 ноября 1939 г. 31. Письмо начальника отдела церковных дел в правительстве генерал-губернатора занятых польских территорий представителю МИД при генерал-губернаторе. Краков, 13 января 1940 г. 32. Из письма министра церковных дел Керла в МИД по вопросу судьбы Православной Церкви в бывшей Польше. Берлин, 5 января 1940 г. 33. Сообщение МИД министру церковных дел Керлу об итогах межведомственного совещания по проблеме Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Берлин, 31 января 1940 г. 34. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга начальнику службы «Восток» Внешнеполитической службы НСДАП Лейббрандту. Берлин, 27 февраля 1940 г. 35. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде). Белград, 14/27 августа 1940 г. 36. Клятва верности митр. Дионисия генерал-губернатору Франку. Краков, сентябрь 1940 г. 37. Утверждение митр. Дионисия в качестве главы Церкви генерал-губернатором рейхсминистром Франком, Краков, 23 сентября 1940 г. 38. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга уполномоченному генерал-губернатора Франка в Берлине Хейбе-ру. Берлин, 21 октября 1940 г. 39. Заявление правительства Генерал-губернаторства архиепископу Холмскому и Подляшскому Илариону (Огиснко) о передаче собора в Холмс православному населению. Краков, 7 июня 1941 г. 40. Докладная записка начальника руководящей группы Р4 Министерства занятых восточных территорий шефу руководящего штаба политики того же министерства об организации и руководстве Украинской Православной Церкви. Берлин, 15 мая 1944 г. 41. Докладная записка руководителя группы религиозной политики РМО К. Розенфельдера начальнику руководящей группы Р1 об автокефальной Украинской Церкви. Берлин, 16 мая 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вновь и вновь с болью в сердце мы должны констатировать, что в Украине продолжается трагическое церковное разделение. Значительная часть наших братьев и сестер по вере пребывает в расколе и входят в состав непризнанных мировым Православием «Украинской православной церкви Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Социально-политические потрясения, случившиеся в жизни нашей страны в течение последних двух лет, привели к существенному ухудшению взаимоотношений между нашей Церковью и так называемым «Киевским патриархатом». Используя общественно-политическую ситуацию, руководство «УПЦ КП» активно пытается усилить свои позиции путем захвата храмов Украинской Православной Церкви. На протяжении 2014-2015 гг. зафиксировано 31 захват храмов Украинской Православной Церкви, еще 8 религиозных общин добровольно сменили юрисдикцию и перешли в состав так называемого «Киевского патриархата». В 12 населенных пунктах сегодня сохраняется угроза силового захвата храмов. Особо напряженной остается ситуация в Волынской , Львовской , Ровенской , Тернопольской и Черновицкой епархиях. Как правило, храмы захватываются при поддержке местных властей с грубыми нарушениями законодательства Украины, с применением силы и обмана. При этом правоохранительные органы предпочитают не вмешиваться в эти конфликты, а иногда даже становятся на сторону захватчиков (как это было в селе Катериновка Тернопольской области). В результате религиозные общины Украинской Православной Церкви оказываются беззащитными перед лицом откровенного произвола. Приведу лишь несколько характерных примеров. 10 сентября 2014 г. в селе Угринов (Гороховский район Волынской области) сторонники «Киевского патриархата» под руководством депутата Волынского облсовета Андрея Турака в присутствии председателя сельсовета Виталия Шпиля срезали замки Крестовоздвиженского храма Украинской Православной Церкви. После этого настоятель и прихожане нашей Церкви были лишены возможности совершать в этом храме богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/4366242.ht...

Священный Синод признал не имеющим канонической силы решение об «извержении из сана» митрополита Клинского Леонида Москва, 29 декабря 2022 г.      На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 декабря 2022 года, участники обсудили решение Синода Александрийского Патриархата от 22 ноября сего года об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида (журнал 136), сообщает Патриархия.ru . По итогам обсуждения члены Священного Синода, принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, постановили считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными. В связи с состоявшимся 8 ноября 2019 года официальным признанием со стороны Патриарха Александрийского Феодора раскольнической так называемой «Православной церкви Украины» и поминовением им за Литургией главы этой неканонической структуры, Священный Синод в заседании от 26 декабря 2019 года подтвердил «невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним» и прекратил церковное общение с теми архиереями Александрийской Православной Церкви, которые «поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола» (журнал 151). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос 13 августа 2021 года. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 года (журнал 100) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки, назначив его главой митрополита Клинского Леонида.

http://pravoslavie.ru/150259.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010