Многие жители Западной Украины, перешедшие в унию, также никогда не оставляли попыток вернуться в Православие, хотя эти попытки постоянно пресекались. Одним из наиболее ярких примеров в XX веке было массовое возвращение в Православную Церковь жителей Закарпатья. При этом характерно, что изначально русины вошли в юрисдикцию Сербской, а не Русской Православной Церкви. Еще одним примером может служить движение по возвращению в Православие лемков, имевшее место в конце 20-х годов XX века, насильственно подавленное и закончившееся массовым закрытием православных храмов. Таким образом, вся история Галиции, Закарпатья, Буковины и Волыни в первой половине XX века свидетельствует о возрождении здесь православного самосознания, несмотря на репрессии против тех, кто решался покинуть Греко-Католическую Церковь и вернуться в Православную. Поэтому, когда после окончания Великой Отечественной войны не оказалось политической силы, которая препятствовала бы возвращению в Православие, состоялся Львовский Собор, по сути исполнивший чаяния многих поколений жителей Западной Украины, которые из-за гонений и постоянного давления со стороны властей долгие годы не могли вернуться к отеческой вере. Для тех, кто участвовал в Львовском Соборе, именно Православие, а не греко-католичество в наибольшей степени символизировало страдания и даже мученичество за веру. Они знали это из истории своего народа – ведь после печально известной унии 1596 года Православие было непрестанно гонимым, страдающим и выживающим, – а также по тому, каким гонениям подвергалась Православная Церковь в Советском Союзе. Участники Собора не избирали себе легкого пути, не пытались выжить: они знали, что их по-прежнему ожидают гонения - если не от своих единоплеменников, то от новой власти. Тем не менее, они воспользовались историческим шансом вернуться к вере своих отцов. Вы пишете о тяжких условиях тоталитарного режима, в которых готовился и проводился Львовский Собор, из-за чего предлагаете теперь отречься от его результатов. Действительно, против Греко-Католической Церкви в Галиции после вхождения туда советских войск начались репрессии, которые официально объяснялись тем, что многие греко-католические иерархи и священнослужители запятнали себя коллаборационизмом с оккупационными немецкими властями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203251...

Позиция украинских греко-католиков является препятствием для встречи Патриарха Кирилла с Папой Франциском 3 декабря, 2014. Новостная служба Две Церкви едины в тревоге за судьбу христиан Ближнего Востока и взгляд понтифика на ситуацию в современной Украине во многом совпадает с позицией Русской Церкви. 3 декабря. ПРАВМИР. Папа Римский Франциск в конце ноября заявил о желании встретиться с Патриархом Кириллом. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ценит позицию папы Римского Франциска по многим проблемам, но их встрече препятствуют действия Украинской греко-католической церкви, поддерживающей одну из сторон конфликта на Украине, сообщил РИА Новости   пресс-секретарь Патриарха Кирилла диакон Александр Волков. В середине ноября украинская Греко-католическая (униатская) Церковь подписала вместе с «киевским патриархатом» призыв к созданию «единой Украинской поместной православной церкви». В Московском Патриархате, к которому относится самая многочисленная на Украине православная Церковь, этот документ осудили. «Сама по себе тема встречи стоит на повестке дня отношений двух Церквей. Святейший Патриарх Кирилл высоко ценит взвешенную и действительно христианскую позицию папы Франциска по различным проблемам современного общества. И в этом смысле наши церкви являются стратегическими партнерами в деле свидетельства миру о христианских ценностях», — прокомментировал диакон Александр Волков эти слова римского Папы. По его словам, две Церкви едины в тревоге за судьбу христиан Ближнего Востока и взгляд понтифика на ситуацию в современной Украине во многом совпадает с позицией Русской Церкви. «Как уже не раз об этом говорил с разных трибун святейший Патриарх Кирилл, единственное служение, которое Церковь должна совершать в этом конфликте (на Украине), — миротворческое, исключающее любые политические предпочтения. Но, к сожалению, в этом смысле мы вынуждены констатировать, что позиция украинских греко-католиков является препятствующим фактором. Речь идет о поддержке одной политической стороны конфликта и поддержке раскольников на Украине», — пояснил диакон Александр Волков.

http://pravmir.ru/pozitsiya-ukrainskih-g...

Несколько сложнее дела обстоят с греко-католиками. Большая часть греко-католических священников, служащих на территории Испании, – выходцы из Западной Украины. Приходя к ним, простые люди не отдают себе отчета, что пришли к католикам восточного обряда. Сами священники представляются православными, иногда за богослужениями не поминается имя Римского папы для того, чтобы люди так и не догадались, что это не православный приход. Однажды я читал интервью с одним из этих украинских священников, который совершает служение на юге Испании. Он говорит, что когда приезжает в Кордову, то большая часть его прихода состоит из грузин. Но если есть украинцы-униаты, то грузин-униатов не существует! Конечно, это православные люди, которые по неведению приходят к этим священникам, участвуют в богослужениях, а те это неведение эксплуатируют. Дело в том, что греко-католической Церкви на Украине фактически не существовало в период начиная с конца войны и до конца 1980-х – начала 1990-х годов. Получается, что большая часть этих людей формально были крещены в Православии, но беда в том, что у них нет твердой религиозной идентификации самих себя как православных или как греко-католиков. Есть национальная идентичность, которая подменяет религиозную. Поэтому часто возникают ситуации, когда человек приходит к нам в храм, а тут выясняется, например, что вчера он исповедовался в греко-католической церкви. И всегда обычно один и тот же ответ: «Бог один, Церковь одна, мне все равно куда ходить – в русскую церковь или в украинскую». Если человеку думать лень, то достаточно сложно до него достучаться. – Расскажите, пожалуйста, о членах российского императорского дома, проживающих в Мадриде. – С великим князем Георгием Михайловичем мы познакомились еще в Оксфорде: он учился в том же колледже, что и я. С великой княгиней Марией Владимировной мы познакомились уже в Мадриде. Для нас большая честь, что она стала попечителем Христорождественского фонда, созданного нами для строительства храма Русской Православной Церкви в Мадриде. Что касается великой княгини Леониды Георгиевны, то ее возраст и состояние здоровья уже не позволяют ей посещать храм, поэтому я стараюсь навещать ее дома.

http://pravoslavie.ru/34552.html

Тем самым Украинская Греко-католическая Церковь все же объединялась в единую структуру во главе с верховным архиепископом и общим синодом. Таким образом, после II Ватиканского собора украинские униаты диаспоры консолидировались и стали проявлять значительную активность, чем также была оказана моральная поддержка греко-католикам, нелегально действующим на территории СССР, которые также расширили свою деятельность. Перемены в восточной политике Ватикана при Павле VI также нашли свое отражение в реорганизации деятельности всех Униатских Церквей и сообществ, находящихся в юрисдикции Рима. Эта программа, отходившая от курса Иоанна XXIII на развитие дружественных отношений с Православными Церквями, была изложена в принятой II Ватиканским собором «Декрете о Восточных Католических Церквах» . После II Ватиканского собора восточная политика Святого Престола продолжала сохранять свою двойственность: поощрялась деятельность украинских греко-католиков, но одновременно развивались экуменические контакты с Русской Православной Церковью и межгосударственные отношения с СССР. Однако когда к 1969 г. стало очевидно, что советское руководство ни при каких условиях не согласится на легализацию Греко-католической Церкви на территории Украины, Ватикан оказался в затруднительном положении. Чрезмерно активизировавшиеся и усилившиеся униаты превращались из средства давления на руководство СССР и Московский Патриархат в тормоз для развития отношений между Ватиканом и Советским Союзом и экуменической деятельности Католической Церкви. Дальнейшее укрепление позиций украинских униатов могло спровоцировать серьезное осложнение отношений с Москвой, чего Павел VI не желал и опасался. В Украинской Греко-католической Церкви, напротив, понимание невозможности ее легализации в СССР вызвало резкое возмущение и стремление предпринять агрессивные меры в отношении Москвы. В Ватикане такое поведение униатов стало вызывать раздражение, усугубленное тем, что Святой Престол регулярно вынуждали вновь возвращаться к вопросу об учреждении Киевского патриархата. Недовольный позицией официального Ватикана кардинал Слипый стал все чаще действовать, не согласовывая свои шаги с Папой и Конгрегацией Восточных Церквей. Это вызвало заметное охлаждение отношений между Святым Престолом и украинскими католиками, которым было дано понять, что вопрос о патриархате не может быть решен положительно, хотя и не отвергается однозначно и навсегда.

http://pravoslavie.ru/37250.html

Мы все-таки думали, что эта встреча и подписанная декларация дали настолько мощный импульс для развития взаимоотношений между православными и католиками, что каждый католик должен был бы прислушаться к этому единому пастырскому мудрому голосу двух лиц, возглавляющих крупнейшие христианские церкви. Отклик на декларацию был очень широкий и исключительно позитивный. Но греко-католики оказались исключением, они не захотели положительно воспринять идеи, изложенные в заявлении. Как я думаю, по той причине, что они предлагают иной путь отношений между нашими церквами - тот, который они провозглашают уже на протяжении многих веков: путь обращения в католичество обманным путем или путем насилия. Уния и создана была с этой целью. К сожалению, руководство Украинской греко-католической церкви не изжило тот менталитет, который стал причиной многих бед в православно-католических отношениях. Церковные новости с Западной Украины иногда напоминают военные сводки. Опять, впервые с 90-х, вооруженные битами греко-католики штурмуют храм, принадлежащий Московскому патриархату. Папа Римский осудил метод " униатизма " , подписав совместную с Патриархом Кириллом декларацию. Но получается, что на униатов нет управы, они не подчиняются никакому священноначалию? Митрополит Иларион: Это вопрос, на который я затрудняюсь ответить. Отношения греко-католиков с Ватиканом сложная тема. И это не наша тема, поскольку речь идет о внутреннем деле Католической церкви. Но та публичная реакция, которая прозвучала из уст главы украинских греко-католиков, конечно, не может не огорчать. На днях лидер так называемого Киевского патриархата Михаил Денисенко " освятил " Трапезную церковь в Софии Киевской. Добро на проведение служб в охраняемом государством памятнике мировой культуры дало министерство культуры Украины. Но Патриарх и Папа в совместной декларации выразили надежду, что " раскол среди православных верующих Украины будет преодолен " . С вашей точки зрения это ближняя или дальняя перспектива? Митрополит Иларион: Раскол - это политический проект.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Здесь весьма очевидно проявляется то, что в Церкви называется ересью этнофилетизма, суть которой заключается в предательстве Евангельских истин и канонов Церкви в угоду политическим и этническим интересам. Конечно, кандидату богословия это должно быть известно, хотя бы потому, что раньше он сам активно осуждал раскольников УАПЦ и УПЦ КП, не говоря уже об униатах. Сознательно лжет Кирилл (Говорун) и в следующих своих суждениях: «Конфликт на востоке Украины часто представляют как конфликт между православными и католиками или греко-католиками, или же как конфликт между русскоязычными и украиноязычными. Но по обе стороны конфликта находятся люди, говорящие на русском языке, и большинство из них, если верует, посещает Православную Церковь Московского патриархата. Единственное, что их разделяет, — " русский мир " ». В той же статье архимандрит бросает заказные униатские перлы : «Русский мир создан в угоду режиму Путина ». Как всегда у Говоруна, во всем виноват Путин. Говорун здесь явно манипулирует понятиями и откровенно лжет, ведь конфликт на Востоке возник из-за кровавого переворота в Киеве и далее от действий, как выразился епископ Украинской Православной Церкви Лонгин (Жар), «сатанинской власти». Майдан организовали греко-католики, об этом открыто говорят сами епископы УГКЦ. Например, епископ Борис (Гудзяк) и предстоятель УГКЦ Святослав (Шевчук) в прямом эфире на украинском ТВ заявляли: «На 90 процентов это была наша паства с Галичи!» Об этом же торжественно говорится в Украинском Католическом университете (УКУ). Расстреляли сакральную жертву (сотню) для развязывания братоубийства также греко-католики, нынешний греко-католический депутат, спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Устраивают гонения и провокации, принимают в Верховной Раде антиправославные законы все те же греко-католические депутаты! Но что-то мы не слышим от ученого «православного» архимандрита Говоруна громких заявлений в защиту Церкви в связи с этим, не видим ни защиты убитых православных священников, ни защиты отобранных у УПЦ более 50 храмов, ни защиты сожженных или поврежденных в зоне АТО более чем 70 православных храмов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/01/es...

Архидиоцез Австралии, Новой Зеландии и Ливана Ассирийской Церкви Востока (см. ст. Церковь Востока ) имеет 2 прихода на территории Н. З. (в Веллингтоне и Окленде). В 2013 г. 222 чел. причислили себя к приверженцам этой Церкви. В Крайстчерче и Окленде действуют приходы Эфиопской Православной Церкви . В Окленде, Веллингтоне, Гамильтоне и Крайстчерче действуют приходы Маланкарской Церкви (Индийской Ортодоксальной Церкви). Римско-католическая Церковь Католич. собор св. Иосифа в Данидине. 1886 г. Архит. Ф. Питр Католич. собор св. Иосифа в Данидине. 1886 г. Архит. Ф. Питр Римско-католическая Церковь представлена архиеп-ством Веллингтон (44 прихода), в подчинении которому находится 5 еп-ств: Окленд (68 приходов), Данидин (37 приходов), Гамильтон (36 приходов), Палмерстон-Норт (32 прихода), Крайстчерч (27 приходов). Действуют военный ординариат Новой Зеландии, Епископская конференция Новой Зеландии, 45 католических орденов, а также в Окленде 2 католич. семинарии и национальный теологический колледж. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1914 г. Есть ряд католич. общин вост. обряда, гл. обр. Маронитской католической Церкви , Мелькитской католической ц еркви, Халдейской католической Церкви , Украинской греко-католической Церкви . Также есть немногочисленные общины др. восточнокатолич. Церквей: Армянской католической Церкви , Албанской греко-католической церкви, Сирийской католической Церкви , Коптской католической Церкви , Сиро-Маланкарской католической Церкви , Венгерской католической Церкви, Румынской греко-католической Церкви, Русинской греко-католической Церкви , Словацкой греко-католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Как правило, все эти приходы относятся к епархиям соответствующих Церквей в Австралии, откуда в Н. З. направляются священники. В наст. время в Н. З. насчитывается более 500 тыс. католиков, большинство из них придерживаются лат. обряда. За последнее столетие доля католиков к общему числу населения страны практически не изменилась, однако существенные перемены произошли в этническом составе католич. общины. С 80-х гг. XX в. число католиков европ. происхождения (гл. обр. ирландцев, а также англичан, шотландцев, французов, итальянцев, поляков, немцев, хорватов, голландцев, португальцев) в связи с секуляризацией стало резко сокращаться, в то время как количество переселенцев-католиков из неевроп. стран увеличилось. В 10-х гг. XXI в. в католич. общине увеличилась доля выходцев с других островов Тихого океана, из Филиппин, Кореи, Индии, Вьетнама, Китая. Католицизм исповедуют и мн. местные жители маори. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2577757.html

В любом случае события 1940-х гг. утвердили многих греко-католиков во мнении, что Православная Церковь слишком охотно сотрудничает с силами атеизма и тоталитаризма. К тому же обстоятельства гонений укрепили обвинения в адрес Православной Церкви в коррупции и в терпимости к злоупотреблениям секулярных властей. Это презрительное отношение еще даст о себе знать впоследствие и вступит во взаимодействие с чувствами, которые православные питают к униатству, после того как коммунизм рухнет, а униатские церкви выйдут из подполья. Судьба греко-католических церквей начала меняться с приходом Михаила Горбачева на пост Генерального секретаря КПСС в марте 1985 г. Как только был вновь признан легальный статус Украинской греко-католической церкви, началось ее драматическое восстановление. Этот процесс был ускорен правительством Украины, которое упростило процедуру передачи храмов униатам. Однако Московская Патриархия заявила протест в связи с тем, что в ряде случаев при передаче храмов имело место насилие. Католики отвергли это обвинение. В январе 1990 г. в Москве на высоком уровне состоялась встреча представителей Московской Патриархии и Ватикана, на которой обсуждались эти проблемы. Был одобрен документ, содержащий рекомендации по разрешению конфликта. Для рассмотрения спорных вопросов, связанные с передачей церковного имущества, была создана объединенная комиссиия, однако ее работа была приостановлена после первого же заседания, на котором прозвучали только взаимные обвинения. Тем временем восстановление греко-католической церкви шло своим чередом, и к концу 1991 г. на западной Украине почти не осталось православных храмов; Московская Патриархия расценила этот процесс как свидетельство католического прозелитизма. В Румынии одним из первых шагов Фронта национального спасения после падения режима Чаушеску в декабре 1989 г. стала отмена декрета 1948 г., запрещавшего униатство. Однако она не предусматривала возвращения греко-католических храмов их прежним владельцам, что создало почву для конфликта между православными и униатами Румынии, который не разрешен по сей день.

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

Украинская Греко-Католическая Церковь выступила против застройки территории возле Патриаршего собора 18 октября. ПРАВМИР. Украинская Греко-Католическая Церковь выступила против застройки территории возле Патриаршего собора в Киеве для проведения конкурса «Евровидение». Предполагается, что «Евровидение-2017» пройдет в Международном выставочном центре (МВЦ), который соседствует с Патриаршим собора Воскресения Христова на Никольской Слободке. Однако, как пишет украинское агентство «Вести», Церковь не устраивает близость к ней стройки и ее этажность. Если спор затянется — не успеют привести в порядок набережную, которая примыкает к МВЦ. В Греко-Католической Церкви говорят о 36 тысячах подписей против стройки рядом с храмом. Сейчас стало известно, что историей заинтересовался Ватикан, там также выразили обеспокоенность строительными работами. «В Ватикане вполне могут знать об этой ситуации, ведь храм строился на пожертвования верных нашей церкви со всего мира», — сказал глава департамента информации УГКЦ Игорь Яцив. По его словам, недавно состоялась встреча главы Церкви Святослава (Шевчука) с мэром Киева: «На ней четко была заявлена наша принципиальная позиция, что нужно говорить не о компромиссах, а о четком соблюдении закона, о проверке законности объектов. Новая стройка не должна приводить к повреждениям того, что уже построено». Депутат Киевской Рады Олег Петровец подтвердил, что конфликт до сих пор не разрешен. А, по словам советника мэра Дмитрия Белоцерковца, если спор не удастся решить полюбовно — проведение «Евровидения» в Киеве может оказаться под угрозой. «Времени на поиск компромисса между заинтересованными сторонами осталось до декабря. Возможен ли он — вопрос сложный. Но обустройство территории вокруг МВЦ — это критически важный вопрос для проведения «Евровидения»», — говорит он. Ранее, напомним, спор возник и по поводу проведения церемонии открытия конкурса, которая может пройти на территории Святой Софии в Киеве (в настоящее время это музей-заповедник). Члены Ветеранского объединения «Украинский Хельсинский Союз» попросили президента Петра Порошенко отменить развлекательные мероприятия на территории храма Софийского монастырского комплекса. «Такие планы инициаторов мы расцениваем не только как вопиющее проявление культурного невежества, но и как скрытое стремление подмены ценностей, едва замаскированный способ навязать украинскому народу вместо ориентиров высокой европейской культуры, выстроенной на христианских началах, обычаи и образцы массовой культуры», — говорится в заявлении.

http://pravmir.ru/v-vatikane-uslyishali-...

Служили на Майдане не только греко-католики, но и католический митрополит киево-житомирский Петр Мальчук. Служил на украинском языке по латинскому обряду. Служил епископ римо-католический Луцкий Станислав Широкарадюк – тоже по латинскому обряду и на украинском языке. Это говорит о том, что это уже была игра ва-банк, если уж римо-католики пошли с открытым забралом на Майдан. И всё время присутствовала на сцене Майдана большая икона «Оранта» – Нерушимая стена. Известно, что Арсений Яценюк пообещал, что как только придут к власти сторонники Майдана, то София Киевская, кафедральный собор, будет передана греко-католической Церкви и туда будут перенесены останки Исидора, киевского митрополита, который принял унию на Флорентийском соборе. Останки его сейчас спешно ищут где-то в криптах собора Святого Петра, и Иосифа святого, который завещал себя похоронить в Софии Киевской. Они на это очень надеялись, и это опечалило Филарета. Он себя как-то не твёрдо, неуверенно в этой ситуации чувствует, потому что он привык играть первую скрипку, а тут получается, что греко-католики указывают на место: ваше место в Киеве – это храм Воскресения, а тут мы не дадим вам конкурировать. Ну и с другой стороны, Майдан – это была большая реклама – на всю Украину, через все каналы, средства массовой информации – греко-католической Церкви для востока Украины. Понимаете? Они постоянно крутили греко-католиков, рекламировали их и показывали – эту церковь рекламировали для населения ВСЕЙ Украины. Старый и малый чувствовали ее главной церковью будущего. Все 8 униатских приходов Киева кормили их и давали ночлег для тех, кто приехал на Майдан. Больше всего, конечно, несколько тысяч, их помещалось в нижнем этаже Большого Воскресенского Патриаршего собора на левом берегу Киева. Оттуда они на метро ехали на Майдан. Меня поразила роскошь на Майдане. В каком плане? Даже какой-то там российский, костромской, пошехонский сыр – это не проходило. Там были сорта европейского дорогого сыра – целые горки стояли. Ананасы резанные. К чаю, чтобы не болели гриппом, измельчённый имбирный корень, фрукты. Там очень хорошо кормили, это просто была Европа, они чувствовали там европейский дух, была прекрасная кормёжка и реально царила постоянная эйфория. Я уже думаю, что они, наверное, просто чуть ли не насильственно абсолютно всех напоили чаем, на подносах разносили, раздавали, мне кажется, что в этот чай что-то подмешивалось. Мне самому холодно было, я два раза пил этот чай, чувствовал какой-то прилив сил, бодрости и такого настроения эйфории. Я уже потом начал это замечать, подумал: не надо этот чай пить.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/01/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010