Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия Могила прп. Иустина (Поповича) в мон-ре Челие, Сербия В 1927 г. в семинарии в Сремски-Карловци И. защитил дис. «Гносеология св. Исаака Сирина» (Гhoceoлoruja св. Исака Сирина//Пут. Београд, 1934. С. 269-280, 335-350; из-за многочисленных ошибок публикация диссертации была не признана автором). С авг. 1927 по июнь 1928 г. преподавал в семинарии в Призрене, затем вновь в семинарии в Сремски-Карловци, с окт. 1929 по март 1930 г. исполнял обязанности ректора. В 1928 г. И. согласился возглавить кафедру догматического богословия Варшавского ун-та, но перед отъездом узнал, что вместо этой кафедры начальство ун-та хочет предложить ему кафедру нравственного богословия, от чего он отказался. В дек. 1930 г. по решению Синода СПЦ направлен с правосл. миссией в Закарпатье в качестве помощника еп. Битольского Иосифа (Цвийовича) . Вдвоем они посетили Ужгород, Хуст, Изу, Мукачево, Прешов (Пряшев) и мн. села в Карпатах и способствовали возвращению верующих из унии в Православие. И. предлагали принять епископский сан и занять кафедру восстановленной Мукачевско-Пряшевской епархии СПЦ (см. ст. Мукачевская и Ужгородская епархия (УПЦ)), но он отказался и в кон. 1931 г. вернулся в Сербию. С авг. 1932 г. преподавал в семинарии в г. Битола вместе с иером. Иоанном (Максимовичем ; впосл. епископ Шанхайский). 1 февр. 1934 г. избран доцентом кафедры сравнительного Богословия богословского фак-та Белградского ун-та, вступил в должность 21 дек. того же года. Позднее был избран профессором догматики. Один из основателей Сербского философского общества (1938). Когда после начала второй мировой войны Белградский ун-т временно был закрыт, И. проживал в мон-рях Каленич, Раваница и др. и продолжал переводить патристические и агиографические сочинения, занимался толкованием НЗ, участвовал в подготовке «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории Независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей» (нач. июля 1941). В 1944 г.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

   В 1903 г. было создано общество «Православная беседа» в Праге, заменявшее церковный приход, организовать который не разрешили австрийские власти. Но, несмотря на притеснения, чинимые австрийскими католическими учреждениями, влияние Православия возрастало. Известны случаи перехода в Православие целых сел. По переписи населения 1910 г. в Чехии насчитывалось свыше тысячи православных.    События Первой мировой войны печально отразились на положении Православия среди чехов, которое еще не успело окрепнуть. Храм Святого Николая был отнят. Русское духовенство было вынуждено покинуть Чехию. Пражского священника Николая Рыжкова в 1917 г. приговорили к смертной казни, обвинив в «государственной измене». Приговор не был приведен в исполнение только лишь потому, что отца Николая удалось обменять на униатского Львовского митрополита Андрея Шептицкого, находившегося тогда в России. Но здоровье протоиерея Николая было серьезно подорвано пребыванием в австрийских тюрьмах и вскоре после возвращения на Родину он скончался 3. Положение Православия в Восточной Словакии Ужгородская уния; Мармарош-Сигетский процесс   Другим было положение Православия в Восточной Словакии, где около г. Прешова, в так называемой Пряшевской Руси, жило украинское население, имевшее культурные и иные связи с Киевской Русью. В то время как в Западной Словакии и в Великой Моравии Православие формально было упразднено, Восточная Словакия, как тесно связанная с соседней Закарпатской Украиной и состоящая в юрисдикции Мукачевских епископов (находились в ведении Киевской Митрополии, затем Молдавской и с 1921 г. Сербской Церкви), сохраняла духовное наследие святых Кирилла и Мефодия. Хотя в 1649 г. иезуитам удалось при помощи местных помещиков насильно ввести Ужгородскую унию с Римским престолом, народ сохранял в душе веру отцов и, как только предоставлялась возможность, невзирая на угрозы со стороны государственных властей, свидетельствовал об этом открыто. «Современные документы, касающиеся заключения унии, — читаем в «Истории Православной Христианской Церкви», изданной с благословения Митрополита Пражского и Чехословацкого Елевферия, — полны противоречий и внушают подозрение, что церковная уния вообще никогда формально и не была заключена. Народ не знал, что такое уния, так как от него скрывалась ее сущность; даже и до сегодняшнего дня народ называет себя православным».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Глава 4. Значение грамоты 1404 года в истории Грушевского монастыря   37 Глава 5. Грушевская обитель в XV веке   42 Глава 6. Монастырь святого Архистратига Божия Михаила в XVI веке   51 Глава 7. Грушевский монастырь в XVII веке   54 Глава 8. Взаимоотношения между Мукачевскими епископами и Грушевским монастырем в XIV- XVIII веках   57 Глава 9. Уничтожение обители в эпоху Ужгородской унии 1646 года   66 Глава 10. Настоятели Грушевского монастыря XIV- XVIII веков   71 Глава 11. К вопросу о Грушевской типографии   81 Глава 12. Современное положение Грушевской обители   91 Глава 13. Археологические раскопки на территории Грушевского монастыря (1997-2007)   98 Выводы   102 Приложения  105 Библиография   227 Summary   236 Об авторе   237 Алфавитный указатель   239 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 21 января 2022 10 20 января 2022 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 21 января 2022 10 20 января 2022 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/book/321925

Львовский Церковный Собор открылся 8 марта. В нем участвовало 216 священников и 19 мирян. Председательствовал протопресвитер Гавриил Костельник. Собор возглавил Экзарх Украины митрополит Киевский Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор (Сидорук), а также новохиротонисанные епископы Антоний и Михаил. Собор вынес постановление: «Церковная уния была навязана нашему народу в XVI столетии римско-католической шляхетской Польшей, как мост, ведущий к колонизации и латинизации нашего украинского и белорусского народа; ...в теперешней нашей ситуации, когда, благодаря героическим подвигам и славной победе Советского Союза, все украинские земли объединены и украинский народ стал хозяином на всех своих землях, было бы неразумно в дальнейшем поддерживать униатские тенденции... Исходя из этих положений, Собор постановил отменить постановления Брестского Собора 1596 года, ликвидировать унию, отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую Святую Православную веру и Русскую Православную Церковь». Воссоединение униатского духовенства состоялось в храме святого Юра 9 марта. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после насильственного отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви. Главный деятель воссоединения протопресвитер Гавриил Костельник родился в 1886 году. Происходил он из бачванских (югославских) русин. Образование получил на богословском факультете Загребского университета, во Львовской духовной академии и на философском факультете во Фрейбурге, где его удостоили докторской степени. Это был превосходно образованный богослов, церковный историк, философ и поэт. В сан пресвитера он был рукоположен в 1913 году и с тех пор священствовал во Львове до 1930 года, состоял профессором Львовской Богословской академии. Изучение творений Святых Отцов убедило его в том, что Православие хранит в неповрежденной чистоте веру Древней Церкви. Свои богословские воззрения Костельник высказывал в печатных трудах, и в 1930 году был за это лишен профессорской кафедры. Хотя его лишили возможности публиковать свои работы, посвященные критике католической доктрины, в 30-е годы он написал большую часть своих богословских трудов. У отца Гавриила сложилось твердое убеждение в богословской несостоятельности и беспочвенности унии, в ее антицерковной и антинациональной природе и в неизбежности ее гибели. После окончания войны протопресвитер Гавриил Костельник сразу же приступил к великому делу воссоединения украинских греко-католиков с Православной Церковью-Матерью. Ревностные труды по укреплению церковного единства в Галиции он продолжил и после Львовского Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Стойка [румын. Stoica]; † ранее 3.06.1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании . Из старинного дворянско-священнического карпаторус. рода, представители к-рого жили в Закарпатье и в Трансильвании. Предполагается, что отец И. был правосл. священником, служившим в церкви в с. Кричеве (ныне Закарпатской обл., Украина), позднее настоятелем этого храма являлся Петр Стойка - родной брат И. Впрочем, высказывались гипотезы о его рождении в с. Чумалеве (ныне Закарпатской обл.). Буд. архиерей получил образование, вероятно, в школе при Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре , в помянник к-рого внесены И. и его род. И. впервые упоминается в документе от 16 янв. 1668 г. как диакон, впосл. служил приходским священником, рано овдовел, был назначен настоятелем церкви в Чумалеве. Получив приход в с. Бычков (ныне пос. Вел. Бычков Закарпатской обл.), И. был возведен в сан протопопа, являлся благочинным. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. В кон. 80-х гг. XVII в. в Закарпатье и Трансильвании активизировались сторонники Ужгородской унии во главе с прибывшим в 1689 г. из Рима униатским епископом-греком Иосифом Рогой де Камиллисом, которого имп. Леопольд I Габсбург 11 марта 1690 г. признал единственным законным епископом Мукачевским. Т. о., деятельность правосл. Карпаторусского и Мукачевского еп. Мефодия (Раковецкого) была поставлена вне закона. Под давлением примаса Венгрии католич. Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича и униат. Мукачевского еп. Роги де Камиллиса 13 мая 1690 г. Мефодий (Раковецкий) вынужден был покинуть Мукачево и переехать в комитат (жупу) Мараморош - самую высокогорную и труднодоступную часть Карпат (Мараморош включал восточную часть Карпатской Руси (ныне Закарпатская обл., Украина) и сев.-зап. часть Трансильвании (ныне жудец Марамуреш, Румыния)). Еп. Мефодий недолго жил в Углянском (Угольском) Николаевском мужском монастыре (см. Успения Пресв. Богородицы монастырь в с. Угля Закарпатской обл.), куда его пригласил И.- постриженик Углянского монастыря, к 1690 г. являвшийся его настоятелем. Вскоре по требованию Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича еп. Мефодий был изгнан из Углянского монастыря и в июле 1690 г. эмигрировал в Речь Посполиту, где окончил жизнь в Перегинском Онуфриевском мон-ре Львовской епархии в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/578551.html

Впрочем, оппозиция сложившемуся положению иногда выходила наружу, принимая порой крайние формы. Так, 20 Сентября 1948 г. двумя выстрелами в затылок был убит протопресвитер Костельник, шедший из своего храма после совершения литургии домой. Его убийца, видя безуспешность попыток скрыться, там же покончил с собой. 585 Ещё во время войны и особенно в послевоенный период Московская Патриархия занимала резко негативную позицию в отношении Ватикана и вообще Римской церкви, что нашло своё выражение в ряде публикаций 586 , а также в выступлениях ее представителей на межправославной встрече в Москве в 1948 г. и т.д. Убийство д-ра Костельника также было использовано в этой антикатолической кампании. Например, «Журнал Московской Патриархии» прямо писал, что оно было совершено «по указанию Ватикана» «агентом Ватикана» и т.д. 587 , что, конечно, представляло явную натяжку. Хотя в Галиции с легальной унией было покончено ещё в 1946 г., всё же униатские приходы и монастыри продолжали оставаться в Закарпатской области, где часть населения говорила на венгерском языке, вследствие исторических связей этой территории с Венгрией. До войны эта область входила в состав Чехословакии. Там имелась Православная епархия, входившая в состав Сербской Церкви. Священноначалие последней передало её в 1945 г. в ведение Московского Патриархата. На Мукачевско-Ужгородскую кафедру (первоначально в неё входила и Пряшевская епархия в Словакии) был назначен епископ Уманский Нестор (Сидорук), которого в 1948 г. сменил сохранявший за собой управление Львовско-Тернопольской епархией архиепископ Макарий. Автор заметок в ЖМП (1949, 10, С.5–6) о воссоединении закарпатских униатов священник Н. Павлосюк упоминает «шестимесячные труды» Преосвященного Макария по подготовке соответствующего настроения среди униатского духовенства области. Само воссоединение было намечено на праздник Успения Божьей Матери, которое отмечается в Закарпатье с особым торжеством. В этот день архиепископ Макарий в сослужении епископов Антония и Михаила, а также другого духовенства совершил литургию в часовне близ униатского Николаевского монастыря в Мукачеве, причём, Богослужение, благодаря использованию мегафонов было слышно далеко вокруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апреле 1945 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода профессор-протоиерей Михаил Федорович Оксиюк был назначен на кафедру епископа Львовского и Тернопольского. 20 апреля он принял иноческий постриг с именем Макария, а 22 апреля 1945 года в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве состоялась хиротония иеромонаха Макария во епископа. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий I. Первое архиерейское богослужение на своей кафедре во Львове Преосвященный Макарий совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры Преосвященный Макарий являлся и священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской Лавры. Владыка Макарий принимал непосредственное участие в деле воссоединения с православием греко-католиков западных областей Украины. Он был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством Преосвященного Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства. Указом Святейшего Патриарха от 6 апреля 1946 года, ко дню Святой Пасхи, Преосвященный Макарий был удостоен сана архиепископа. В июне 1948 года архиепископу Макарию было поручено управление и Мукачевско-Ужгородской епархией. 27-28 августа в день праздника Успения Пресвятой Богородицы на Чернечей горе в Мукачеве было провозглашено о прекращении церковной унии закарпатского духовенства с Римом. Во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью Святейший Патриарх наградил архиепископа Макария правом ношения креста на клобуке. Архипастырская деятельность владыки Макария на Украине была многогранна. Он руководил изданием ежемесячного журнала «Православный вестник», в котором нередко публиковались его проповеди и статьи. Владыка также участвовал в миротворческой деятельности. В августе 1949 года Архиепископ Макарий входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

При этом, сама Чехия из всех католических стран оказалась наименее католической, потому что ещё в начале XV века она была взорвана реформаторским движением Яна Гуса, и уже к началу следующего века 80% чехов были гуситами. И хотя Митрополит Христофор считает Яна Гуса православным и призывает к его канонизации как мученика за православие, только небольшая часть " гуситов " со временем обратилась в православную веру, остальные же раскололись на несколько течений откровенно протестантского толка. Поэтому, когда в 1918 году Чехословакия стала независимым государством с равноправием всех конфессий, оплотом православия в этой стране был только самый восточный регион – Подкарапатская Русь (Мукачево и Ужгород), где оно, вопреки вековому господству католицизма после Ужгородской унии 1646 года, начало постепенно возрождаться и требовать равных прав с другими конфессиями. В начале XX века из всех Православных Церквей самым большим влиянием в Чехии и Словакии пользовалась Сербская Церковь, и поэтому в 1920 году, по договору с президентом Т.Масариком, Сербская Церковь смогла создать в Чехословакии свои епархии. В 1921 году сербский Патриарх Димитрий хиротонисал во епископы Чешско-Моравского архимандрита Горазда (Павлика), бывшего католика, подвижника и просветителя, расстрелянного в 1942 году нацистами за сотрудничество с чешским сопротивлением и впоследствии канонизированного. В 1929 году Сербский Патриархат учредил в Чехословакии две епархии – Чешскую со столицей в Праге и Мукачевско-Прешевскую со столицей в Мукачево. После присоединения Закарпатья к СССР в 1944 году, по общему соглашению между Сербской и Русской Церквами, Мукачевская епархия перешла в состав Московского Патриархата, а её Словацкая часть осталась в Сербском Патриархате. К тому времени состояние Чешской епархии было совершенно плачевно, у нее даже не было епископа и не было никаких кандидатов на Пражскую кафедру после Горазда, а сама Сербская Церковь не могла ничем помочь, потому что её Предстоятель, Патриарх Гавриил по освобождению из концлагеря Дахау лечился в Швейцарии.

http://religare.ru/2_94406.html

С 1948 до 1951 года временно возглавлял Польскую Православную Церковь архиепископ Белостокский и Вельский Тимофей (Шретер). А в 1951 году определением Собора епископов Польской Православной Церкви в юрисдикцию Польской Церкви в качестве ее главы был принят архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий. 3. Митрополит Макарий (в миру Михаил Оксиюк) родился в 1884 году в Подлясье (ныне Люблинского воеводства); окончил Варшавское духовное училище, Холмскую Духовную Семинарию и в 1911 году Киевскую Духовную Академию, при которой был оставлен в качестве профессорского стипендиата. В следующем году он был избран Советом Академии и. о. доцента по кафедре древнехристианской литературы (Патрологии и Византологии). Очень быстро — в 1914 году — защитил диссертацию на тему: «Эсхатология святого Григория Нисского. Историко-догматическое исследование», за которую был удостоен степени магистра богословия, а через три года (в 1917 г.) избран экстраординарным профессором Академии. В 1918-1922 годах, преподавая в Духовной Академии, он читал лекции по истории Византии и в Киевском университете. Затем работал в различных средних и высших учебных заведениях, старшим научным сотрудником библиотеки Украинской академии наук и в других гражданских учреждениях. Сан священника принял в 1942 году после кончины супруги и до 1945 года служил в храмах Киева, откуда и был призван на кафедру епископа Львовского и Тернопольского. Служение епископа Макария во Львове знаменательно постоянным его содействием воссоединению греко-католиков западных областей Украины с Матерью-Православной Русской Церковью, от которой предки их были отторгнуты в результате Брестской унии 1596 года. Епископ Макарий оказывал большую помощь образовавшейся во Львове в 1945 году Инициативной группе по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью (во главе группы был протопресвитер Гавриил Костельник). Он же был почетным гостем греко-католического Собора, состоявшегося во Львове 6 марта 1946 года и принявшего решение о возвращении к Матери-Русской Церкви. При его же деятельном участии 9 марта состоялось и оформление этого возвращения. Получив в управление в 1948 году и Мукачевско-Ужгородскую епархию, он и здесь привел паству к духовному единству с Русской Православной Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Украинской Православной Церкви опровергли информацию об уходе части закарпатских приходов в раскол 17.06.2015 Информация о том, что 12 приходов Мукачевской и Хустской епархий Украинской Православной Церкви якобы перешли в новообразованную Карпатскую епархию т.н. Украинской автокефальной православной церкви , не соответствует действительности, сообщает в среду официальный сайт УПЦ. " Мы знаем о так называемой новообразованной Карпатской епархии УАПЦ, которую якобы возглавляет (запрещенный в служении - " ИФ " ) отец Виктор (Бедь) . По состоянию на 15 июня 2015 года ни один приход и ни один священнослужитель Мукачевской епархии УПЦ туда не перешел. Мы не имеем ни письменных, ни устных подтверждений таких фактов " , - подчеркивает пресс-секретарь Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич. Секретарь Хустской епархии УПЦ архимандрит Иов (Стець) также опровергает слухи о переходе местных приходов и священнослужителей УПЦ к Карпатской епархии УАПЦ. " У нас, слава Богу, все нормально - никто никуда не переходил. Они могут специально пускать такие слухи, чтобы перетянуть к себе людей. Мы подавали запрос Украинской богословской академии и Карпатского университета, на сайте которого была обнародована эта информация, с просьбой указать, какие именно наши приходы и священнослужители перешли в УАПЦ, но ответа до сих пор нет. Если бы она была, ее бы уже предоставили " , - считает архимандрит Иов. Год назад Священный Синод УПЦ освободил архимандрита Виктора (Бедя) с должности ректора Ужгородской украинской богословской академии и направил его в клир Мукачевской епархии. Однако отец Виктор проигнорировал данное решение, ссылаясь на то, что не является клириком УПЦ, а относится к клиру Элладской Православной Церкви. Последняя, в свою очередь, эту информацию опровергла. В конце прошлого года Синод УПЦ решил ликвидировать Ужгородскую богословскую академию и запретить в служении архимандрита Виктора (Бедя) в связи со " введением в заблуждение священноначалия, а также за самоуправство, распространение заведомо ложной информации и нарушение присяги священнослужителя " .

http://drevo-info.ru/news/19047.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010