Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНАФАН (Кополович Иван Михайлович; 8.06.1912, с. Эгреш, ныне Олешник Виноградовского р-на Закарпатской обл., Украина - 21.05. 1990, Мукачево Закарпатской обл.), архиеп. Кишинёвский и Молдавский. Из крестьянской семьи. Его отец Михаил Иванович был противником унии и одним из активных участников движения за восстановление Православия в Закарпатье. Основал вместе с Дмитрием Поповичем православную общину в с. Эгреш, за что был арестован австро-венгерскими властями и предан суду на Мараморош-Сигетском процессе в 1913-1914 гг. против православных Закарпатья, затем освобожден. После окончания первой мировой войны продолжил возрождение Православия в родном селе, оказывал помощь в организации правосл. общин в др. селах, к-рые впосл. стали основой для учреждения правосл. Мукачевской епархии. В 1919-1923 гг., после присоединения Закарпатья к Чехословакии, И. Кополович учился в начальной школе в с. Эгреш, в 1923-1927 гг.- в Ужгородской реальной гимназии. Во время учебы в гимназии решил стать священником. В 1927-1932 гг. учился в духовной семинарии в г. Сремски-Карловци (Сербия), по окончании которой Мукачевским и Пряшевским епископом Сербской Православной Церкви (СПЦ) Дамаскином (Грданичким ; впосл. митрополит) был приглашен на работу писарем в канцелярию ЕУ. 21 нояб. 1933 г. был рукоположен во диакона еп. Дамаскином в Михайловском храме в с. Шелестове (ныне Мукачевского р-на). 7 янв. 1935 г. был возведен в сан протодиакона. 19 апр. 1936 г. еп. Дамаскином рукоположен во иерея в мукачевском храме архистратига Божия Михаила. В 1937 г. назначен 1-м референтом Мукачевского ЕУ. В том же году награжден набедренником. 27 апр. 1939 г. назначен секретарем ЕУ. В том же году Мукачевским и Прешевским еп. Владимиром (Раичем) награжден камилавкой. В 1941 г., после оккупации Закарпатья Венгрией, был принужден венг. управлением оставить должность секретаря ЕУ и покинуть Мукачев. С 1 окт. 1941 г. преподавал в Хустской гимназии.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX–XX веков Мукачевский монастырь В конце XIX – начале XX столетий в Восточной Венгрии, куда территориально в то время входило современное Закарпатье, началось движение за возрождение Православия. В основном унии противилось бедное украинское крестьянство, поэтому православное движение носило спонтанный характер, не имело сильной организации; интеллигенция и духовенство не принимали участия в этом процессе. Православное движение в Закарпатье в начале XX века было вызвано целым рядом тесно связанных между собой причин. После подписания Ужгородской унии с Римом в 1649 году в Закарпатье образуется епископское двоевластие. В 1654–1684 годах православное духовенство возглавлял епископ Иоанникий (Зейкан), который руководил епархией из Мукачевского и Имстичевского монастырей. Его преемник Мефодий (Раковецкий) был последним православным епископом, что находился в Мукачевском монастыре. Православная Церковь хранила свои позиции в восточной части Закарпатья – Мараморощине, которая находилась под религиозным влиянием молдавских владык. После смерти епископа Досифея (Феодоровича) в 1735 году православным было запрещено избирать нового епископа. Но монастыри оставались хранителями православной традиции. Игумен Антоний (Коцак) в «Списании обителей Мараморошских древле бывших» дает их перечень и дату основания: Боронявский (1716), Драговский (1705), Кричовский (1693), Вильховский (1708), Бедевлянский (1719), Бичковский (1719), Белоцерковский (XIV в.), Угольский (XII–XIII вв.). В XVIII столетии, по мнению М. Грушевского, в Закарпатье не было недостатка в православных священниках, которые получали посвящения от соседних молдавских и сербских епископов . Довольно часто крестьяне носили крестить своих детей далеко за пределы Закарпатья к православным сербским священникам – в Мишкольц и Будапешт . Согласно венгерским законам, все православные на территории Венгрии находились под юрисдикцией Сербского патриарха. Только православные румыны в Восточной Венгрии получили в 1867 году отдельную, независимую от Сербского патриарха, церковную организацию. О каноническом влиянии Сербских патриархов свидетельствуют их пастырские послания, которые сохранились в сборниках документов, находящихся в областном архиве Закарпатья . Таким образом, в Закарпатье фактически не перерывалась религиозная связь с Православной Церковью, что и стало одной из причин движения за возрождение Православия.

http://pravoslavie.ru/29077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Закаляк Григорий Михайлович; 5.02.1908, г. Ходоров, ныне Львовской обл., Украина - 9.02.1984, г. Мукачево, Украина), архиеп. бывш. Мукачевский и Ужгородский. Род. в униатской крестьянской семье. Начальное образование получил в классической гимназии г. Станислава (ныне Ивано-Франковск). В 1928 г. поступил на юридический фак-т Львовского ун-та, по окончании к-рого в 1932 г. продолжил учебу в Станиславской католич. ДС. 8 июня 1936 г. греко-католич. Станиславским еп. Григорием Хомишиным рукоположен целибатом во диакона, 15 июня - во пресвитера с назначением в клир Станиславского кафедрального собора. С 1938 г. служил настоятелем греко-католич. Покровской ц. в Станиславе. В 1945 г. вошел в состав инициативной группы по воссоединению греко-католиков Галиции с РПЦ. 23 февр. 1946 г. в Воздвиженской ц. Киево-Печерской лавры экзархом Украины Киевским митр. Иоанном (Соколовым) Закаляк вместе с др. членами группы во главе с прот. Гавриилом Костельником был присоединен к Православию. Принимал активное участие в работах Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на к-ром было принято решение об упразднении Брестской унии и воссоединении униатов с правосл. Церковью. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. С 1949 г. исполнял послушание секретаря Станиславского ЕУ. 18 окт. 1954 г. награжден правом ношения митры. 11 сент. 1956 г. определен быть епископом Самборским и Дрогобычским. 17 сент. того же года Станиславским и Коломыйским архиеп. Антонием (Пельвецким) в Успенской Почаевской лавре пострижен в монашество и 21 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротонию Г., состоявшуюся 27 сент. в Успенском кафедральном соборе Одессы, возглавил Патриарх Алексий I . В связи с упразднением Дрогобычской кафедры 21 мая 1959 г. назначен епископом Черновицким и Буковинским. 15 сент. 1960 г. переведен на Львовскую и Тернопольскую кафедру с сохранением управления Черновицкой епархией (до 16 марта 1961). 11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 15 окт. 1964 г. вновь назначен правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии. Из-за резкого обострения болезни 26 окт. 1964 г., согласно прошению, уволен на покой. С 5 февр. 1965 г. архиепископ Мукачевский и Ужгородский. Летом того же года вместе с др. архиереями подписал подготовленную Калужским архиеп. Ермогеном (Голубевым) петицию на имя Патриарха Алексия I, в к-рой предлагалось пересмотреть решения Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г. , лишавшие настоятелей права непосредственного управления приходами. 18 марта 1977 г. ушел на покой.

http://pravenc.ru/text/166658.html

В том же году был призван к архиерейскому служению в связи с присоединением к СССР Закарпатья и переходом в юрисдикцию Московской Патриархии Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви. 24 сент. того же года в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем Нестор, 30 сент. возведен в сан архимандрита. 14 окт. 1945 г. хиротонисан во епископа Уманского, назначен викарием Киевской епархии и администратором Мукачевско-Пряшевской епархии. Хиротонию Н. в московском храме в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Лыщиковом пер.) возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 24 окт. того же года Н. назначен епископом Ужгородским и Мукачевским (резиденцией епархиального архиерея оставалось Мукачево). Н. участвовал во Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., принявшем решение о воссоединении униатов Зап. Украины с РПЦ. В Закарпатье в это время насчитывалось 135 правосл. приходов и 399 униат. общин; активные мероприятия по ликвидации унии долгое время не проводились, к Православию добровольно присоединилась лишь небольшая часть закарпатских униатов. Осторожная политика Н. в отношении присоединения униатов вызывала растущее недовольство у советских властей и некоторых архиереев РПЦ. Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) обвинял Н. в бездеятельности, неавторитетности и корыстолюбии и требовал его удаления из Закарпатья. Патриарх Алексий I ссылался на эти слова митр. Иоанна в письме председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову от 26 февр. 1948 г., но сообщал, что имеет др. мнение о Н. Однако патриарх был вынужден согласиться на перемещение Н. на др. кафедру (Письма патриарха Алексия I. 2009. С. 340). Помимо управления епархией Н. выполнял важные внешнецерковные поручения Патриархии. Во время визитов в Венгрию в авг. 1946 и июне 1948 г. он вел переговоры о переходе в юрисдикцию РПЦ правосл. венг. приходов. В апр. 1948 г., во время визита в Албанию и Югославию, Н. совместно с Тиранским и всея Албании архиеп. Христофором (Киси) совершил хиротонию архим. Паисия (Водицы) во епископа Корчинского. Это имело большое значение для Албанской Православной Церкви (АПЦ), поскольку албан. власти арестовали 3 из 4 ее архиереев и, т. о., церковная иерархия АПЦ могла прекратить свое существование. В Белграде Н. провел переговоры с Сербским патриархом Гавриилом V . По итогам поездки Н. составил патриарху Алексию I обстоятельный доклад о положении в Албанской и Сербской Церквах.

http://pravenc.ru/text/2565140.html

Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Владимир Бурега Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии. Прешовская епархия Кафедральный собор св. кн. Александра Невского в Прешове Кафедра: Растислав, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Епархиальный архиерей: Епархиальное управление: Митрополичий совет: Историческая справка С 1816 г. в Прешове существовала отдельная Греко-католическая епархия. В 1929 г. из воссоединившихся с Православием униатов создана Мукачевско-Прешовская епархия входившая в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Она включала в себя приходы Подкарпатской Руси и Восточной Словакии. В 1945 г. в связи с присоединением Закарпатской Украины к СССР создана отдельная Мукачевско-Ужгородская епархия в составе Русской Православной Церкви. В 1950 г. после упразднения Ужгородской унии на территории Словакии созданы две отдельные епархии: Прешовская и Михайловская. В том же году Прешовскую кафедру занял епископ Алексей (Дехтярев), который управлял ею до 1955 г. В 1955 г. епископом Прешовским стал Преосвященный Дорофей (Филипп). После его избрания Митрополитом Пражским и всея Чехословакии 23 октября 1964 г. Прешовскую кафедру занял епископ Николай (Коцвар). На территории Прешовской епархии находится 100 храмов и 3 часовни, объединенных в 79 приходов. Приходы разделены на 8 архидеканатов (благочиний). 28 общин, которые не имеют храмов, совершают богослужения на переносных престолах. 2 общины используют храмы совместно с католиками. 1 община совершает богослужения в храме Евангелической церкви. Действует один мужской монастырь (Положения ризы Пресвятой Богородицы). Значительное количество общин не имеют помещения для совершения богослужений. Они присоединены к территориально ближайшим к ним приходам, имеющим храмы или переносные престолы. Пражская епархия Пражская Епархия. Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Стойка [румын. Stoica]; † ранее 3.06.1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании . Из старинного дворянско-священнического карпаторус. рода, представители к-рого жили в Закарпатье и в Трансильвании. Предполагается, что отец И. был правосл. священником, служившим в церкви в с. Кричеве (ныне Закарпатской обл., Украина), позднее настоятелем этого храма являлся Петр Стойка - родной брат И. Впрочем, высказывались гипотезы о его рождении в с. Чумалеве (ныне Закарпатской обл.). Буд. архиерей получил образование, вероятно, в школе при Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре , в помянник к-рого внесены И. и его род. И. впервые упоминается в документе от 16 янв. 1668 г. как диакон, впосл. служил приходским священником, рано овдовел, был назначен настоятелем церкви в Чумалеве. Получив приход в с. Бычков (ныне пос. Вел. Бычков Закарпатской обл.), И. был возведен в сан протопопа, являлся благочинным. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. В кон. 80-х гг. XVII в. в Закарпатье и Трансильвании активизировались сторонники Ужгородской унии во главе с прибывшим в 1689 г. из Рима униатским епископом-греком Иосифом Рогой де Камиллисом, которого имп. Леопольд I Габсбург 11 марта 1690 г. признал единственным законным епископом Мукачевским. Т. о., деятельность правосл. Карпаторусского и Мукачевского еп. Мефодия (Раковецкого) была поставлена вне закона. Под давлением примаса Венгрии католич. Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича и униат. Мукачевского еп. Роги де Камиллиса 13 мая 1690 г. Мефодий (Раковецкий) вынужден был покинуть Мукачево и переехать в комитат (жупу) Мараморош - самую высокогорную и труднодоступную часть Карпат (Мараморош включал восточную часть Карпатской Руси (ныне Закарпатская обл., Украина) и сев.-зап. часть Трансильвании (ныне жудец Марамуреш, Румыния)). Еп. Мефодий недолго жил в Углянском (Угольском) Николаевском мужском монастыре (см. Успения Пресв. Богородицы монастырь в с. Угля Закарпатской обл.), куда его пригласил И.- постриженик Углянского монастыря, к 1690 г. являвшийся его настоятелем. Вскоре по требованию Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича еп. Мефодий был изгнан из Углянского монастыря и в июле 1690 г. эмигрировал в Речь Посполиту, где окончил жизнь в Перегинском Онуфриевском мон-ре Львовской епархии в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/578551.html

Мукачевская Основана в 940 г. по почину Патриарха Константинопольского Феофилакта (местопребывание – в г. Мукачево, ныне – Ужгородская область, Украина). «...В 1330 г. Литовско-Русский князь Феодор Кириятович, переселился с многочисленным народом за Карпаты и, получив в удел Мукачевское княжество, основал в Мукачеве монастырь на Чернечной горе, в котором поселились с того времени епископы. Имена их до 1491 г. неизвестны. ... Мукачевская епархия, как полагают, основана в 1454 г. и зависела от митрополитов Угровлахийских. Ее епископы не раз участвовали на Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими, и во время унии (с 1596–1620 гг.) принимали деятельное участие в сохранении Православия в Киевской Руси, для которой они посвящали священников. ... Мармарошская епархия была продолжением русской Мукачевской епархии, насильственно отторгнутой в унию и кафедрой которой, при помощи австрийского правительства, завладели униаты...» (Н.Д. Иерархия... С. 184–185). Мукачевская епархия окончательно отторгнута в унию в 1690 г., местопребывание Православной кафедры перенесено в г. Мармарош. Мармарошская епархия отторгнута в унию после 1734 г. Современная Мукачевская епархия Московского Патриархата основана в 1945 г. после постановления Синода Сербской Православной Церкви о передаче ее в юрисдикцию Патриарха Московского (подр. см. ЖМП. 1945. 11. С. 20). Именовалась: Мукачевско-Пряшевская; Мукачевская и Ужгородская. Иерофей (940) Иоанн(1491–1498) Василий (1551) Иларий Евфимий Амфилохий (1569–1596) Василий II (1597) Сергий Софроний Иларион Евфимий II (1618) 10.02.1623 Петроний, (униат ?) 12.01.1627 Иоанн II Грегорович 16.10.1633 14.05.1642 02.07.1654 08.11.1686 Иоанникий Зейкан Мефодий Раковецкий Мефодий Раковецкий, паки Досифей Феодорович 09(22)10.1945 11(24)10.1945 11(24)10.1945 21.05(03.06)1948 Нестор Сидорук 21.05(03.06)1948 04(17)03.1950 04(17)03.1950 09(22)07.1950 09(22)07.1950 23.08(05.09)1956 Иларион II Кочергин 23.08(05.09)1956 22.06(05.07)1961 28.08(10.09)1961 26.09(09.10)1963 Николай Кутепов 26.09(09.10)1963 27.10(09.11)1963 27.10(09.11)1963 23.01(05.02)1965 Боголеп Анцух 23.01(05.02)1965 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 06(19)04.1985 Савва Бабинец 06(19)04.1985 18.06(01.07)1989 06(19)07.1989 14(27)07.1989 15(28)07.1989 06(19)01.2000 13(26)07.2000 Агапит Бевцик 2859 Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Скончался 28.01(10.02)1984. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время войны между австрийскими Габсбургами и трансильванскими князьями в 1537 г. Мукачевский монастырь был разрушен, тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Восстановление монастыря проходило в 1538-1550 г.г. при епископе Василии I и при помощи австрийского императорора Фердинанда I. Монастырь был резиденцией православного епископа, в нём велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Монастырская школа сыграла важную роль в культурно-религиозной жизни Закарпатья. В 1646 г. на Закарпатье несмотря на сопротивление духовенства и мирян была принята уния с римской церковью. Это решение было принято в Ужгородском замке, где собрались 63 священника, при том что духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек. В период принятия унии православным епископом, был Иоаникий (Зейкан, умер в 1684 г.), который несколько раз изгонялся вместе с монахами из Мукачевского монастыря сторонниками унии. Во времена епископа Иоаникия, в 1661 г. в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм, каменная ротонда (архитектор С. Пьяменс) на средства молдавского воеводы Константина Басараба. В 1664 г. трансильванская княгиня, католичка София Батори окончательно изгнала епископа Иоаникия и передала монастырь грекокатолическому епископу Петру (Парфению). Епископ Иоаникий поселился в Имстичеве, где построил новый монастырь. С того 1664 и до 1946 г. монастырь находился в ведении католического монашеского ордена василиан. Настоящий каменный монастырь построен в 1766-1772 г.г. (архитектор Дмитрий Рац), а величественная Свято-Николаевская церковь в 1798-1804. В 1862 г. в монастыре произошёл крупный пожар, последствия которого устранили до 1865 г.. В 1920-х г.г. работу монастыря реорганизовали монахи-василиане из Галиции. При монастыре сохранялись ценная библиотека (свыше 6 000 редких книг и рукописей) и архив. В 1946-1947 г. Мукачевский монастырь был возвращен православной церкви (Московский Патриархат) и стал женской обителью. В него перевели часть сестер из монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в с. Липча. Монастырскую библиотеку и архив передали в университетскую государственную библиотеку в Ужгороде и в областной архив Закарпатья. Первой настоятельницей монастыря была игумения Параскева (Прокоп, умерла в 1967 г.), в схиме Нина. При закрытии в 1961 г. монастыря в с. Липча его сестры переселились в Мукачево. Около пятидесяти лет духовником Мукачевского монастыря был архимандрит Василий (Пронин). В 2000-х г.г. в монастыре проживает около 80 монахинь. Управляет монастырём игумения Епистимия (Щербан), духовник монастыря с 1997 г. - Феодор (Мамасуев) (с 2007 г. - епископ Мукачевский и Ужгородский).

http://sobory.ru/article/?object=07695

В период принятия унии православным епископом, жившим в монастыре, был Иоаникий (Зейкан, † 1684), который правил епархией 30 лет. Во времена епископа Иоаникия (Зейкана) его трудами в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм. Со времени провозглашения Ужгородской унии для Мукачевского монастыря и Православия в целом наступило смутное время. Монастырь переходит из рук в руки, несколько раз изгоняется и возвращается в монастырь епископ Иоаникий (Зейкан). Совместно с ним изгоняются и насельники монастыря. В 1664 году семиградская княгиня — католичка София Батори окончательно изгоняет епископа Иоаникия (Зейкана) из Мукачевского монастыря и передает обитель униатскому епископу Петру Парфению. Епископ Иоаникий покидает Мукачево и поселяется в Имстичеве, где строит монастырь. С того времени и до 1946 года монастырь находился в ведении католического монашеского ордена — Василиан. В 1946 году Мукачевский монастырь возвращен Православной церкви и, по благословению епископа Нестора, становится женской обителью. Первой настоятельницей монастыря была Игумения Параскева (Прокоп, † 1967), в схиме Нина, которая прибыла сюда вместе с монахинями из других закрытых монастырей Закарпатья. Около 50-ти лет духовно окормлял Мукачевскую обитель великий старец, духовник, ученый и выдающийся церковный деятель Архимандрит Василий (Пронин, † 1997). Архимандрит Василий оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и научных трудов. Его работа по истории Мукачевской епархии (издана под названием: «История Православной Церкви на Закарпатье» в 2005 году), как и исследование позднего палеолита на Чернечьей горе, занимает достойное место в общей исторической науке. Обладая великим талантом, отец Василий в совершенстве знал 7 иностранных языков и еще в семи языках прекрасно ориентировался в чтении и переводах. В 1954 году Московской Духовной Академией отцу Василию была присвоена ученая степень кандидата богословских наук. Но в первую очередь он был смиренным и кротким монахом-молитвенником.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Последующие десятилетия М. е. существовала с перерывами: она неоднократно выделялась в самостоятельную церковную структуру и затем упразднялась. Местопребыванием Марамурешских архиереев (известны Досифей (1627 - 30-е гг. XVII в., Михаил (1653-1662)) были прежде всего Грушевский и Угольский мон-ри. Заключение в 1646 г. в Ужгороде (в то время сев.-вост. форпост владений Габсбургов) Ужгородской унии, в соответствии с к-рой Мукачевские епископы должны были утверждаться Римской курией, а униат. духовенству были обещаны права и привилегии римско-католического, вызвало раскол среди правосл. духовенства сев.-вост. земель Венгрии и противостояние сторонников и противников унии. Часть правосл. священнослужителей не только габсбургских, но и трансильванских владений (включая Марамуреш) поддержала унию, рассчитывая на улучшение материального положения своей церкви и клира. В числе иерархов, оказавших поддержку выступившей против унии части правосл. клира Марамуреша, был Трансильванский митр. Савва (Бранкович) , в 1672 г. освятивший в Юж. Марамуреше Моисеевский монастырь. Вслед. поражения турок под Веной (1683) позиции Габсбургов в Трансильвании значительно укрепились. В соответствии с Карловицким договором (1699), фактически превратившим Габсбургскую монархию в одну из великих европейских держав, трансильванские земли были интегрированы в ее состав. Согласно т. н. дипломам (1699 и 1701) австр. имп. Леопольда I Габсбурга в 1698-1701 гг., был принят ряд мер по распространению унии на Трансильванию. В условиях усиливавшейся экспансии католицизма не поддержавшие унию правосл. духовенство и паства видели союзников в антигабсбургском сословном движении реформатских (кальвинистских) кругов венг. аристократии Трансильвании. Во время антигабсбургской войны 1703-1711 гг. Марамуреш и прилегающие к нему прикарпатские и северотрансильванские земли стали оплотом оппозиционного Вене сословного движения венг. знати. С одной стороны, сложились относительно благоприятные условия для утверждения Марамуреша в качестве центра сопротивления католич. экспансии правосл. русинского и румынского населения сев.-вост. владений Габсбургов. С другой - превращение Марамуреша и примыкающих к нему регионов в арену перманентных боевых действий вело к разрушению православных мон-рей и храмов.

http://pravenc.ru/text/2561950.html

  001     002    003    004    005