Активно работает епархиальная комиссия по канонизации святых и реабилитации репрессированных в XX в. В 1993 г. в Алматинской епархии состоялось прославление в лике местночтимых святых преподобномучеников Анатолия, Серафима и Феогноста , иером. Пахомия (Русина) , прп. схим. Ираклия (Митяха) , мч. Виктора Матвеева , прмц. мон. Евдокии . В 1997 г. был прославлен сщмч. еп. Пимен (Белоликов) , прп. схиархим. Севастиан (Фомин) . Комиссия подготовила материалы к Архиерейскому Собору РПЦ 2000 г. , на к-ром были канонизированы в Соборе новомучеников и исповедников Российских по списку от А. и А. е. митрополиты Николай (Могилевский), Евгений (Зёрнов) , архиепископы Захария (Лобов) , Александр (Щукин) , епископы Уар (Шмарин) , Мефодий (Краснопёров) , Дамаскин (Цедрик) , а также еще 186 мучеников - священнослужителей, монашествующих и мирян. Продолжается сбор материалов для создания жизнеописаний митр. Иосифа (Чернова), архиеп. Тихона (Шарапова), епископов Германа (Вейнберга) и Льва (Черепанова) и иже с ними пострадавших. В 1998 г. впервые в послереволюционное время были проведены церковно-археологические раскопки - в Алма-Ате на месте разрушенного казачьего Софийского собора были обретены останки первого Туркестанского еп. Софонии (Сокольского) , к-рым определено покоиться в соборе после его восстановления (начато в 1998). В 2000 г. в Алма-Ате обретены мощи митр. исп. Николая (Могилевского). Ежегодно 11 авг., в день памяти преподобномучеников Серафима и Феогноста, тысячи казахстанских паломников поднимаются в Аксайское ущелье, чтобы помолиться у могил мучеников. Др. центром паломничества с 1997 г. является Введенский собор Караганды, где покоятся мощи прп. Севастиана (Фомина). Местом молитвы для православных Алма-Аты стала ныне расположенная в границах города роща Баума, в к-рой в 1918 г. был расстрелян сщмч. еп. Пимен (Белоликов); в 1998 г., в 80-ю годовщину мученической кончины епископа, по инициативе мирян в роще Баума поставлен памятный обелиск. По благословению архиеп. Алексия в епархии возрожден крестный ход к св.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Александр Солженицын в книге " Архипелаг ГУЛАГ " писал с горькой иронией: " Охотно и много ссылали в Казахстан, и тут…  ссыльные составили добрую половину республики, так что с успехом ее можно было теперь называть КаЗЭКстан " . За три десятилетия в стране оказались несколько миллионов человек. Большую часть переселенцев составляли христиане: крепкие крестьянские семейства; интеллигенция, сохранившая духовно-нравственные устои (вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, имя которого увековечено уже в эпоху независимости); поволжские немцы, в основном, лютеране; и, конечно, огромное количество представителей православного духовного сословия: иерархи, духовенство, монашествующие, активные миряне. На бескрайних просторах Сары Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане они несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный  борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат государственной премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике или в Белоруссии — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5382624...

Осенью 1929 г. дом в Лебедяни был отобран, и зиму 1930 г. Архангельские провели в сторожке на приходе о.Тихона. Батюшка прослужил на этом приходе около года до закрытия храма. Летом 1930 г. епископ Уар (Шмарин) перевел о.Тихона в село Ильино (Ильинское?). По благословению владыки Уара о.Тихон переходил из храма в храм по мере их закрытия. С 1931 по 1932 год служил в с.Белоколодск (Пады) Липецкого района Липецкой области. Семья Архангельских прожила лето и зиму в церковной сторожке. В 1932 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Провел две недели в Липецкой тюрьме, после чего был отпущен. После этого Архангельские перебрались в с. Патриаршее (ныне Донское ). В Патриаршем о.Тихон прослужил около года, до закрытия храма. Семья Архангельских жила, по воспоминаниям дочери Елены, " на берегу речушки Донец, в маленькой избушке... Папа был заботливым отцом... " . Потом семье священника предоставили новый просторный дом, но это продолжалось недолго. Зимой 1933 г. храм закрыли. Батюшку перевели настоятелем Троицкого храма в селе Куймань Трубетчинского района Воронежской области (ныне Лебедянский район Липецкой области). Начал служение в с.Куймань зимой 1933г. Село лежало на полдороге между Липецком и Лебедянью. Храм в последнее время пустовал, и жители этого большого села обрадовались приезду батюшки. Сначала Архангельские, по воспоминаниям дочери, " остановились в Куймани у какой-то женщины,... жили вместе с хозяйкой в маленькой избушке " . Весной 1933 г. Архангельские перешли в небольшую отдельную избушку на крестьянском дворе рядом с домом хозяина Андрея Васильевича Жданова в слободе Закуймановке. В 1936 г. к родителям приехала овдовевшая дочь Ирина с четырьмя маленькими детьми. В начале 1937 г. был арестован регент Троицкой церкви Леон Самсонович. С этого времени каждый день ждал ареста и о.Тихон. Он проявил большое мужество и в этих условиях продолжал служить в храме и исполнять свои пастырские обязанности, не отказавшись от службы священником и не перейдя на более " безопасную " работу, спасая свою жизнь и жизнь близких. Из следственного дела о.Тихона Архангельского видно, что непосредственным " основанием " для его ареста послужили показания двух лжесвидетелей, 31 июля 1937 г. на допросе " засвидетельствовавших " , что " Архангельский является злейшим врагом Советской власти и систематически проводит среди жителей к/р агитацию " .

http://drevo-info.ru/articles/25687.html

СМАРАГД Еп.Скопинский, вик.Рязанской еп.... 225 СОФРОНИЙ (Арефьев) Архп. Краснодарский..................... 226 СОФРОНИЙ (Иванцов) Еп.Красноярский, вик.Новосибирской еп 228 СОФРОНИЙ (Старков) Еп. Арзамасский 230 СОФРОНИЙ еп.Лос-Анжелосский 231 СТЕФАН (Андриашенко) Архп. Арзамасский....................... 232 СТЕФАН (Архангельский) Архп.Курский и Обоянский 233 СТЕФАН (Бех) Еп.Ижевский, вик.Сарапульской еп........ 237 СТЕФАН (Виноградов) Еп. Пугачевский......................... 239 СТЕПАН (Гнедовский) Еп.Волоколамский, вик.Московской еп......241 СТЕФАН (Знамировский) Архп.Вологодский........................ 242 СТЕФАН (Зюбай или Еп.Питтсбургский, вик.Алеутской еп...... 244 Дзюбай) СТЕФАН (Никитин) Еп.б.Можайский, вр.упр.Калужской еп......246 СТЕФАН (Проценко) Митр.Харьковский и Богодуховский.........248 СТЕФАН (Севбо) Еп.Смоленский 250 Т ТАРАСИЙ (Ливанов) Еп.Барнаульский......................... 252 ТИМОН (Русаков) Еп.Кустанайский, вик.Оренбургской еп 253 ТИМОФЕИ (Шретер) Митр.Варшавский и всея Польши............254 ТИХОН (Белавин) Патриарх Московский и всея Руси... 257 ТИХОН (Василевский ) Архп. Курский и Обоянский 292 ТИХОН (Клитин) Еп. Оренбургский и Уральский 294 ТИХОН (Лященко) Еп.Берлинский 298 ТИХОН (Морошкин) Еп.Елизаветградский, вик.Херсонской еп 301 ТИХОН (Никаноров) Архп.Воронежский 302 ТИХОН (Оболенский) Митр.Уральский 304 ТИХОН Еп.Череповецкий 307 (Рождественский) ТИХОН (Русинов) Еп.Одесский 308 ТИХОН (Троицкий) ТИХОН (Троицкий- Донебин) ТИХОН (Шарапов) ТОВИЯ (Остроумов) ТРИФОН (Туркестанов) ТРОФИМ (Якобчук) УАР (Шмарин) еп 309 Архп. Сан-Франциский.................. 311 Архп.Иркутский и Верхоленский..........313 Еп.Алма-Атинский 315 Архп.Молотовский и Соликамский........ 317 Митр.б.Дмитровский, вик.Московской еп. 318 Еп.Сызранский 323 У Еп.Липецкий 324 Ф ФАДДЕИ (Успенский) Архп .Костромской....................... 325 ФЕОГНОСТ II (Лебедев) Митр.Киевский и Галицкий................ 328 ФЕОДОР (Власов) Еп.Новозыбковский....................... 331 ФЕОДОР (Лебедев) Еп.Прилукский........................... 333

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИПЕЦКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Липецкий кафедральный собор Строительство собора начато в 1791 году стараниями помещика Петра Лукича Вильяминова. В 1835 году начато строительство пятиярусной колокольни, а в 1839 начато строительство трапезной части собора. Окончательно строительные работы были завершены в 1848 году. К собору были приписаны Евдокиевская кладбищенская церковь (до 1891 года), церковь святой Софии Липецкого духовного училища , часовни святых апостолов Петра и Павла (на Старобазарной площади) и в память спасения царской семьи при крушении поезда в Борках в 1888 году – в ограде собора со стороны алтаря. При соборе действовала церковно-приходская школа в кирпичном здании, построенном в 1896 году. В начале XX века в ней обучалось 92 мальчика и 89 девочек. Библиотека собора насчитывала 100 томов. Просфорня собора располагалась в деревянном здании, построенном в 1903 году. Причт храма проживал в собственных домах. Собору принадлежало 34 десятины полевой земли в 6 верстах от города. В 1896 году в приходе насчитывалось 614 дворов, в которых проживало 1 839 мужчин и 1 964 женщины. В 1910 году в приходе храма – 483 двора с 1 394 мужчинами и 1 549 женщинами, а также пригородная Липецкая слобода с 178 дворами, 714 душами мужского и 737 женского пола. В 1926 году Тамбовским обществом краеведения с согласия Главнауки Народного комиссариата просвещения соборный храм Липецка был включён в список памятников, подлежащих охране. К тому же времени, после открытия Липецкого викариатства , собор стал кафедральным, в нём служил первый Липецкий епископ Уар (Шмарин) . В 1931 году собор был закрыт для верующих. Использовался как склад, а потом как музей. Постановлением Совета Министров РСФСР 1327, прил. 2 от 30.08.1960 г. собор признан объектом исторического и культурного наследия местного значения (код памятника: 4800005000), архитектурной доминантой, украшением исторической части и духовным центром Липецка.

http://drevo-info.ru/articles/13673308.h...

Мануил (Лемешевский), еп. (закл.) Евсевий (Гроздов), еп. Николай (Ярушевич), еп. Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.) Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.) ЛИПЕЦКАЯ Уар (Шмарин), еп. МОСКОВСКАЯ и Коломенская Викариатства: Богородское Бронницкое Верейское Волоколамское и Юрьевское Дмитровское Егорьевское Звенигородское Коломенское Можайское Орехово-Зуевское Подольское Сергиевское Серпуховское Вдовствующая с 1925 г. Платон (Руднев), еп. (закл.) Иоанн (Василевский), еп. Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.) Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.) Серафим (Звездинский), еп. (удалён из еп.) Вдовствующая Филипп (Гумилевский), еп. Феодосий (Ганецкий), еп. Алексий (Палицын), еп. (закл.) Никита (Делекторский), еп. Вдовствующая Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.) Сергий (Гришин), еп. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская Викариатства: Ардатовское Арзамасское Балахнинское Ветлужское Городецкое Керженское Лукояновское Лысковское Макарьевское Павловское Печерское Сергачевское Сергий (Страгородский), митр. Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.) Михаил (Кудрявцев), еп . Вдовствующая Николай (Голубев), еп. Неофит (Коробов), еп. Павел (Волков), еп. (неопред.) Серафим (Юшков), еп. (неопред.) Александр (Щукин), еп. Вдовствующая Александр (Похвалинский), еп. Григорий (Козлов), еп. (закл.) Петр (Савельев), еп. НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская Викариатства: Боровичское Валдайское Демянское Кирилловское (Чере­по­вецкое) Маловишерское Старорусское Тихвинское Устюжинское Хутынское Череповецкое Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.) Никита (Стягов), еп. Иосиф (Невский), еп. (закл., неопред.) Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.) Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?) Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или Серафим (Велицкий), еп. (неопред.) Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.) Антоний (Демянский), еп. (неопред.) Феодор (Яцковский), еп. (закл.?) Алексий (Симанский), архиеп. Макарий (Опоцкий), еп. (закл.) НОВОСИБИРСКАЯ Никифор (Осташевский), еп. ОЛОНЕЦКАЯ и Петрозаводская Викариатство: Каргопольское Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Проводив нечаянного доброхота, отец Тихон вернулся в дом, где уже обсуждали небывалый удар судьбы. Надо было на что-то решаться. Матушка высказалась со всей прямотой: - Чем мы будем сидеть дожидаться, когда придут и вышвырнут нас из дома, лучше сейчас собрать всё необходимое и уехать куда-нибудь. А они пусть забирают себе, что хотят, нас уже здесь не будет. Дети не понимали, как можно отнять у них дом, он же их дом? И, как можно бросить его и уехать? - Уехать, это понятно, - рассуждал отец, - но куда? К родственникам нельзя, могут и нас найти и им из-за нас достанется. - В Лебедянь нужно ехать, - уверяла матушка, - снимем жильё себе на первое время, а там видно будет. Отец, подумав, согласился, добавив, что потом надо непременно посоветоваться со своим владыкой архиереем, может быть, найдётся и другой выход. На том и точку поставил. Старшие дети поживут пока в других городах у своих знакомых, а младшие поедут с родителями в Лебедянь. Быстро связали вещи, погрузили на сани, и тот же человек из сельсовета привёл свою лошадь, запряг её, и отвёз всех этой же ночью в городок Лебедянь. В Лебедяни прожили недолго, снимая, то угол в квартире, то укромную комнатку. Власть не искала их - такое время - не до всех доходили руки… Обрадовались новому назначению: епископ Липецкий Уар (Шмарин) поставил отца Тихона на приход в трёх километрах от Лебедяни. Но служить пришлось меньше года: храм закрыли. Следующее назначение - село Ильинское. Но не дали служить и здесь, затворили наглухо вход, повесив амбарный замок. Шло повсеместное закрытие храмов. Епископ направил в село Патриарши. Там продержались почти целый год, но пришёл после воскресной службы милиционер и зачитал постановление о прекращении всех церковных богослужений. Как хочешь, так и живи. Куда теперь?.. Тут на пороге посланец из села Куймань: крестьяне всем обществом просят батюшку придти к ним служить в их церкви. Ещё один шанс. Надолго ли? Но надо бы взять благословение у правящего архиерея. Получив благословение владыки Уара, перебрались в Куймань.

http://foma.ru/kogda-sudba-stuchitsya-v-...

В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат Сталинской премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архи­епи­скоп Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Беларуси, — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях. Землю Казахстана без всякого преувеличения можно назвать благословенной. Ставшая местом мученического свидетельства о Христе сотен тысяч верующих, обагренная кровью страдальцев, омытая слезами невинно осужденных и напоенная потом подвижников, наша страна стала духовной сокровищницей Православной Церкви. По словам преподобного старца Севастиана (Карагандинского), «день и ночь здесь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». На благословенной земле Казахстана любое церковное торжество и каждый православный праздник неразрывно соединены с памятью о тысячах новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, претерпевших в XX столетии здесь страдания за Христа. Страдальцы Христовы — иерархи и священники, иноки и миряне — несли свет Пасхи в мрачные тюремные застенки, распространяли его на просторах карагандинских степей и в ущельях Алатау, щедро делились им с озлобленными и отчаявшимися душами, открывали его и тем, кто прежде не слышал благовестие Христово.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

В итоге представители советской власти насчитали 43 предмета, которые потом были отняты у храма. Конфискация ценностей Древне-Успенского храма была проведена 29 марта 1922 г. Были изъяты серебряная и золотая утварь весом 10 фунтов 50 золотников 45 долей, украшения с икон из драгоценных камней, в том числе 31 бриллиант, 39 алмазов, 144 жем чужины. Отнятые “сокровища”, пожертвованные несколькими поколениями липчан на украшение храма, были оценены в 3 400 000 рублей. Святотатцы не остановились даже перед ограблением особо почитаемой верующими чудотворной иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Проявив рвение, они вытащили из её венца даже древние, потрескавшиеся от времени 20 жемчужин, которые прихожане просили возвратить, как не представляющие материальной ценности. 24 марта 1922 г. верующие письменно обращались по этому поводу в комиссию по изъятию церковных ценностей: " При изъятии ценностей из Древне-Успенской монастырской церкви сего марта 19 дня мы, как представители верующих, заявили, что желаем заменить некоторые изъятые священные предметы " , в том числе крест весом 80 золотников " возвратить нам 20 жемчужин на чудотворной иконе Божией Матери " Живоносный источник " . Конечно же, просьба верующих осталась без ответа. В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения Успенская церковь как одна из древнейших построек губернии была включена в список памятников, подлежащих государственной охране. Всё это время в храме продолжались службы. Вместе с настоятелем о. Стефаном Востоковым служили другие священники Липецка и округи, уже лишившиеся своего прихода по причине закрытия и уничтожения храмов. В конце 1920-х–начале 1930-х г., особенно после закрытия кафедрального Христорождественского собора, в Древне-Успенской церкви часто служил и первый епископ Липецкий Уар (Шмарин). В декабре 1931 г. местные власти собирались закрыть и Древне-Успенскую церковь, решив приспособить здание под водонапорную башню. К счастью тогда этого не произошло. Еще несколько лет – до осени 1936 г.

http://sobory.ru/article/?object=00984

Архив Православная библиотека Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть III Часть II > > ИСПОВЕДНИКИ КАРЛАГА    Епископ Дамаскин (Цедрик) Епископ Дамаскин (Цедрик), протоирей Евфимий Горячев, священник Иоанн Смоличев, священник Иоанн Мельниченко, священник Владимир Моринский, священник Виктор Басов. Священник Василий Зеленский, священник Феодот Шатохин, священник Стефан Ярошевич, священник Петр Новосельский, монахиня Ксения (Черлина – Браиловская) «за ведение контрреволюционной агитации, устраивание групповых молений, особенно в церковные праздники», заседанием тройки УНКВД по Карагандинской области, «указанная группа монархически настроенных церковников» была приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение  15 сентября 1937 года. 20 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД  КО были приговорены к  расстрелу «за агитацию против советской власти и внушения религиозного дурмана»: митрополит Евгений (Зернов), игумен Евгений (Выжвой), игумен Николай (Ащепьев), иеромонах Пахомий (Ионов), священник Стефан Крейдич. 22 сентября этого же года тройка УНКВД КО постановила расстрелять архиепископа Захария (Лобова) и священника Иосифа Архарова «за неоднократное проведение контрреволюционной агитации, направленной против решения партии и правительства, за участие в составлении «Соловецкого послания» и враждебную настроенность против советской власти». 23 сентября 1938 года отошел ко Господу замученный тяжелым трудом и приобретенными в лагере болезнями епископ Уар (Шмарин) 26 сентября 1937 года тройкой УНКВД приговорены к расстрелу священники Стефан Костогрыз и Александр Аксенов, по обвинению «в проведении контрреволюционной  агитации и молитвенных собраний». 3 октября 1937 года были приговорены к расстрелу протоиерей Феоктист Смельницкий, по обвинению в организации контрреволюционного заговора. В обвинительном заключении было сказано: «Находясь под стражей в тюрьме, вел среди заключенных антисоветскую агитацию, доказывая им, что советская власть является властью бандитов, что народ скоро восстанет и советская власть будет свергнута. В контрреволюционном духе высказывался против вождей и руководителей партии и правительства».

http://pravoslavie.ru/put/060504182013.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010