Господь да поможет вам быть так, чтобы, преобразясь здесь, вы сподобились внити в славу Его в будущем веке. Аминь. 6 августа 1863 г. 32. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (Почему смерть Богоматери называется успением? Как подготовиться к исходу, чтобы встретить его не только без страха скорби, но и с охотою?) Ныне празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери — истинная, подобная смерти всякого человека. Чего же ради она наименована Успением, как бы заснутием или сном? — Это могло быть и потому, что Пречистая недолго была держима в узах смерти и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, подобно Сыну своему, Господу Иисусу Христу, но паче потому, что смерть сия была мирна, тиха, сладостно приятна, подобно желанному, покойному сну, по утомлении тела дневными трудами. Но не такова же ли должна быть и наша смерть? Да, Пресвятая Богородица есть Мать наше, мы — дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею. И вот нам, празднующим день Успения — урок от Успения: год от го приближаясь к смерти всячески заботиться том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию... Спрашивается, как сего достигнуть и что требуется для сего с нашей стороны? Смерть не есть уничтожение, а переход из сего земного жилища в другое. Но когда возьмемте пример из обычной жизни,— когда из одного места в другое переходят не только с душою покойною и мирною, но и радостно? — Тогда, когда не бывают ни к чему привязаны в том месте, из которого выходят, и того места» в которое переходят, не только не страшатся, но и всячески желают ради чаемых в нем утешений и приятностей. Расположимся же подобно сему и относительно смерти, и мы встретим ее не только без скорби и страха, но и с радостным желанием... Именно: 1. Погасим в себе всякое пристрастие к телу и всему телесному, к земле и всему земному. Ибо, когда ничто не привязывает на земле, откуда будет скорбь при оставлении ее? Как свободно и легко отделяются одна вещь от другой, когда они не связаны и не склеены, а только приложены друг к другу, так легко будет отделение души от тела, когда в ней не будет привязанности к телу и когда она, пребывая в теле, не по телу жительствует. Странник, идущий к своему назначению, спокойно и охотно оставляет места, где останавливается. Почему? — Потому, что они для него чужие. Так и когда сердце наше будет считать чужим себе все земное, нам не будет затруднения перейти в другую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

    Надлежало очевидцам и слугам Слова видеть и успение по плоти Матери Его, поскольку (оно было) окончательным таинством над Нею, так чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его. Потому-то, собранные отовсюду Божественною силою, они прибыли в Сион и провожали идущую на небо Высшую херувимов. Ей и мы с ними кланяемся как молящейся о душах наших.     Глас 2. Анатолиево    Яже небéс вышшая сýщии херувим славнейшая и всея твари честнéйшая, Яже премнóгия ради чистоты присносýщнаго Существа приятелище бывши, в Сынóвне рýце днесь всесвятýю предаéт дýшу, и с Нéю исполняется всяческая радость, и нам дарует вéлию милость.     Будучи высшею небес и славнейшею херувимов, превосходя честью все творение, Ставшая за превосходную чистоту приютом для вечного Существа, сегодня в руки Сына предает всесвятую душу, и с Нею все исполняется радости, а нам дарится великая милость.     Иоанново    Всенепорóчная Невéста и Мати Благоволéния Отча, Яже Бóгу пронаречéнная во Своé Емý жилище неслитнаго соединéния, днесь пречистую дýшу Творцý и Бóгу предаéт, юже безплóтных силы боголéпно подъéмлют, и к животý преставляется сýщая Мати Живота, свеща непристýпнаго Свéта, спасéние вéрных и упование душ наших.     Всенепорочная Невеста и Мать Благоволения Отца, предназначенная Богу в жилище неслитного единства Его, сегодня предает Творцу и Богу пречистую душу, которую богоприлично принимают силы бесплотных, и преставляется к жизни настоящая Мать Жизни, свеча неприступного Света, спасение верных и надежда душ наших.     Глас 3. Германово    Приидите, вси концы земнии, честнóе преставлéние Богоматере восхвалим, в рýце бо Сына дýшу непорóчную положи. Тéмже святым успéнием Ея мир оживотворися, во псалмéх и пéниих и пéснех духóвных со безплóтными и апóстолы празднует свéтло.     Придите, пределы земли, прославим благоговейно чтимое преставление Богоматери, ибо Она отдала в руки Сына непорочную душу; посему святым успением Ее мир оживотворился и светло празднует в псалмах, гимнах и песнях духовных с бесплотными и апостолами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слава: Праведно и благоговейно пожив, всехвальная,/к Праведному Господу ты ныне переселилась,/чтобы радоваться с праведными, жившими от века,/потому мы, собравшись, тебя с верою почитаем. И ныне: Из Тебе нам возсия Солнце праведное,/и всю озари Богоразумием землю,/и разори мглу неразумия, Чистая, и Всенепорочная и Всеблаженная. И ныне: Из Тебя нам воссияло Солнце правды,/и всю землю озарило богопознанием,/и рассеяло мглу безбожия, Чистая,/Всенепорочная, и Всеблаженнейшая. Песнь 3 Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся,/но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростию, Христе,/несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче. Ирмос: Не мудростью, и силою, и богатством хвалимся,/но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростью, Христе:/ибо нет столь святого,/кроме Тебя, Человеколюбец. Припев: Святая праведная Анно, моли Бога о нас. Припев: Святая праведная Анна, моли Бога о нас. Заченшую Содержащаго вся зачала еси/и родила еси паче слова Христа рождшую,/темже твое успение, Анно, почитаем. Зачавшую все Удерживающего ты зачала/и во чреве носила/выше слова во чреве Христа Носившую,/потому мы твое успение, Анна, почитаем. С похвалами совершается славная память твоя,/яко родила еси нам хвалений превышшую,/Чистую Богоматерь, Анно Богоприятная. С похвалами совершается/славная память твоя,/ибо родила ты нам хвалений превысшую,/– чистую Богоматерь, Анна Богом призванная. Якоже солнце с луною, Анне совокупляяся,/славный Иоаким, девства зарю раждает,/Еяже ради Божества луча просия. Как солнце с луною, с Анною соединяясь,/славный Иоаким девства Зарю рождает,/благодаря Которой Луч Божества просиял. Слава: Гору Божественную из чресл твоих родила еси/и к горам мысленным и рая селением,/Анно, преминула еси, Богоблаженная. Слава: Гору Божественную/ты из чресл твоих родила/и к горам невещественным и райским селениям/перешла, Анна, в Боге блаженная. И ныне: Тя Предстательницу твердую, Богородительнице, стяжахом,/упование на Тя возложивше, спасаемся/и, к Тебе бо прибегающе, ограждаемся. И ныне: Тебя, Покровительницу твердую,/мы стяжали Богоматерь:/надежды возлагая на Тебя, спасаемся/и к Тебе прибегая, ограждаемся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pra...

   Каноны имеют самое торжественное исполнение, как в три величайшие Господни праздника: каждый поется на 8 с ирмосами по дважды и с собственной двойной катавасией.    Особую важность в каноне, как всегда, имеют ирмосы. На Успение они своеобразны. Величие праздника позволяло бы ожидать, что они будут так же прямо восхвалять событие, как рождественские, крещенские. Выражая собою связь Ветхого Завета с Новым, ирмосы могут или, так сказать, имеют право говорить о празднуемом событии лишь в той мере, в какой оно прообразовано или предсказано Ветхим Заветом и то не всем им, а только теми 8-ю ветхозаветными песнями, по образцу которых составляются ирмосы. Но такое событие, как кончина Богоматери, имело слишком отдаленное отношение к ожидаемому спасению, чтобы могли о нем говорить пророки. Вследствие этого и ирмосы Успения очень мало касаются празднуемого события и посвящены вообще тайне воплощения, служение которой было главным делом жизни поминаемой Усопшей. Из ирмосов первого канона («Преукрашенная божественною славою»), составляющих специальные ирмосы праздника, тогда как ирмосы второго канона — общие богородичные с незначительным приспособлением их к празднику, — из этих ирмосов, после первого, имеющего общий вступительный характер, 3, 4 и 5-й рассматривают воплощение с разных его сторон, с точки зрения соответствующих ветхозаветных песен: со стороны основания Церкви, этой собирательной невесты Божией и матери нашей (ирмос 3-й), ее начала — просвещения языческого мира (ирмос 4-й) и, наконец, с субстанциальной стороны искупления, его мотивов и сущности (ирмос 5-й). 6-й ирмос, уже ближе к празднуемому событию, говорит о ветхозаветном прообразе погребения; 8-й ирмос, для которого 7-й составляет лишь первую, подготовительную половину (не имея самостоятельного значения, почему и в настоящем случае, как во многих других, он совершенно не выходит из пределов Ветхого Завета), уже прямо воспевает празднуемое событие, видя его прообраз в невредимости отроков среди огня. 9-й же ирмос — это прямой гимн празднику, хотя воспевает его также в связи с воплощением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    σχω — быть сильным, иметь силу, значение, быть в состоянии.     τενζω ( усилительная частица † τενω тянуть) — смотреть пристально; поздн. Н.3.     γρας — почетный дар, вообще — почет, (по)честь, награда.     πονμω — уделять, воздавать.     περβαλλω — перебрасывать, переливаться через край, переходить меру, превосходить; прич. наст. вр. им. п. ср. р. ед.     ζωηφρος — принявший жизнь; у Фемистия, Афанасия В I40; в., пс.-Дионисия V в., Евсевия Александр. VI в.    Контраст к Царю и Богу.     διηνεκς (δια через † φρω несу, аор. νεγκα) — непрерывный, постоянный, длинный.     περιφρουρω — окружать стражею.     νεολαα (νος новый, молодой † λας народ) — молодой народ, как прилаг. — молодой; поэт, поздн.     ναντιος — находящийся напротив, против(ополож)ный, враждебный.     προσβολ — соб. бросание на что-либо, приближение к чему-либо, нападение, атака, осада.     προστασα — соб. стояние впереди, во главе, начальство(вание), представительство, заступничество, представительство (у Плутарха ­­ patronatus).     γλαοφανς — блестящий; неологизм.     μακαρζω — ублажать, считать счастливым, прославлять; гл. обр. поэт., и поздн.     πρπει — прилично, пристойно, следует (соб. — красиво, синонимы оιкε — подходит, идет; δε — должно, необходимо — сильнее, чем те два понятия, χρ — нужно — в см. полезно; προσκει— прилично, следует, с указанием на отношение двух предметов).     ατπτης — само(оче)видец, Лк. 1 2, иначе по-греч 2 Петр 1·16 (ππτης — наблюдатель, созерцатель).     ποπτεω — смотреть на что-либо или зачем, созерцать (о последней степени посвящения в элевсинских таинствах).    Те апостолы должны были видеть, что успение Богоматери было не обыкновенной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было Ее рождение и многие обстоятельства жизни.     ναβασις — восхождение, подъем (у класс — поход с берега внутрь страны, у поздн — прогресс(ия), у LXX — лестница 3 Цар 6:12 и под); о вознесении необычно оттенок активности.    по совершении спасения, ср «Слова» в начале стихиры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Славному успению Твоему/небеса радуются,/радостны и Ангельские воинства,/а вся земля веселится,/песнь надгробную возглашая Тебе,/Матери над всем Владычествующего,/брака не познавшая Всесвятая Дева,/род человеческий избавившая/от прародительского осуждения! (2) От конец стекошася/апостолов лучшии,/богоначальным мановением, погребсти Тя,/и от земли вземлему Тя к высоте зряще,/глас Гавриилов радостию вопияху Тебе:/радуйся, Носило Божества всего./Радуйся, Едина, земная с Вышними/Рождеством Твоим совокупльшая. От пределов земли собрались/избранные из Апостолов,/по мановению власти Божественной/на погребение Твое,/и Тебя, от земли к высоте поднимающуюся созерцая,/гласом Гавриила в радости взывали Тебе:/“Радуйся, Носительница всего Божества!/Радуйся, Одна, рождением от Тебя Христа/земное с вышним соединившая! Яже Живот рождшая,/к жизни преминула еси,/честным успением Твоим,/безсмертней,/дориносящим Тя Ангелом,/Началом и Силам,/апостолом и пророком/и всей твари,/приемшу же нетленными дланьми Сыну Твоему/непорочную душу Твою,/Дево Мати Богоневесто. Жизнь носившая во чреве,/Ты к жизни перешла бессмертной/в священном успении Твоем,/когда Тебя сопровождали копьеносцы-Ангелы,/Начальства и Силы,/Апостолы, пророки и все творение,/а Сын Твой нетленными руками/принимал непорочную душу Твою,/Дева-Матерь, Божия Невеста. Слава, и ныне, глас 6: На безсмертное Твое успение,/Богородице, Мати Живота,/облацы апостолы по воздуху восхищаху,/и, по миру разсеянныя,/во едином лице предсташа пресвятому Твоему телу,/еже и погребше честно,/глас Тебе Гавриилов, поюще, вопияху:/радуйся, Благодатная, Дево,/Мати Безневестная,/Господь с Тобою./С нимиже, яко Сына Твоего и Бога нашего, моли/спастися душам нашим. Слава, и ныне, глас 6: При бессмертном Твоем успении,/Богородица Матерь Жизни,/облака Апостолов на воздух поднимали/и рассеянных по миру в одном месте поставили/перед пречистым Твоим телом;/и они, погребению предав его благоговейно,/возглас Гавриила воспевая, взывали:/“Радуйся, Благодатная Дева,/Матерь брака не познавшая, Господь с Тобою!”/С ними моли Его, как Сына Твоего и Бога нашего,/о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Впрочем, можно ли думать, чтобы свидания между Иисусом Христом и Его Пречистою Материю были редки, даже и тогда, когда Ходатай мира действовал на поприще общественного служения? Возможно ли, чтобы Пресвятая Богоматерь, горевшая Серафимскою любовию к Своему Сыну и знавшая Его Божественное достоинство, не старалась как можно чаще быть с Ним, наслаждаться Его лицезрением, слушать Его Божественные глаголы, когда целые тысячи народа, не вполне знавшего или вовсе не знавшего цели Его пришествия в мир, следовали за Ним всюду, потому что Он имел глаголы живота вечного ( Ин. 6, 68 ) и из Него исходила сила, исцеляющая всех ( Лк. 6, 19 ). Итак, Пресвятая Мария без сомнения нередко находилась между теми богомудрыми женами, яже идоша по Иисусе от Галилеи, служащя Ему ( Мф. 27 , 55). Сопутствуя Своему Сыну и Богу, Она, конечно, замечала злобные против Него намерения книжников и фарисеев и предчувствовала приближение исполнения пророчества Симеонова, что душу Ее пройдет оружие. Ненависть иудеев к Господу Иисусу, наконец, довела их до осуждения Святейшего Праведника, так что сим исполнился предвечный совет Божий о спасении рода человеческого чрез крестную смерть Сына Божия. Пресвятая Дева более всех принимала участие в страданиях Господа. Весьма болезненно было для Нее видеть Сына Своего, Которого Она любила более Своей жизни, погруженным в море скорбей и бесчестия. Поскольку Она всегда была совершенною подражательницею Его добродетелей, то восхотела еще уподобиться Ему и в страдании. Началом Ее страданий была жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, любовь к Единородному Сыну Своему побуждала Ее желать отменения страданий; с другой, должное повиновение к Божиим определениям и желание спасения человеков побуждали Ее принять с покорностию все, что предопределил Совет Божий для искупления рода человеческого. Любовь Ее к грешникам, которых Она была и всегда пребывает Заступницею, желала, чтобы они приобрели удобное к исцелению своих болезней врачевство; а материнская любовь к Сыну, Которому такое врачевство стоило весьма дорого, не могла без ужаса о том помыслить.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

   Объяснение ирмоса см. Введение, стр. 63.     περρχομαι -переходить.     κενεν — пустое пространство, пах.     ρνομαι — отрицать, отказываться.    Греч. «страхом».     συγκαλπτω — вместе, со всех сторон покрывать.    Греч. и др.-слав. «священнейшими».     ερχωρος — обширный, просторный.     θειος — божественный, божеский.     καλλος — красота.     ρετ — доблесть, добродетель, совершенство, превосходство, благородство.     σωματω — воплощать, уплотнять, сгущать; поздн. и оч. редкое слово (о воплощении обыкновенно и у классиков, и у церк. пис. — σαρκω).    Ис. 9.2. Тьма — язычество; тень — иудейство с его «законом сени», символов, скрывавших истину.    Соотв. теме песни, как просветившие мир проповедью.    Ис. 19 1. Пророк изображает пришествие Господа в Египет для суда над ним; «облако символов явления Божия» (Пс. 1711; 6734 и др.); «легкое» — в знак быстроты явления. Это пророчество свв. отцы прилагали к бегству св. семейства в Египет, причем под «легким облаком» разумели Пресвятую Деву, несшую Божественного Младенца; ср. 4-й ирмос канона «Отверзу», «во облаце легце прииде Иисус» и 3-ю паремию Сретения.     εηχς — красиво звучащий.    Апостолы; еще яснее связь с темой.     τελετητος — др.-поэт. ф. вм. τλεσιος — неоконченный, напрасный, неугомонный; у церк. пис. (Евсевий Кес. IV в.) — бесконечный (у классиков не существовало слова для обозначения бесконечности во времени, а след. и такого понятия).     πολφθογγος — со многими тонами: у Плутарха II в. по Ρ.Χ. и поздн. редк.     περιηχω — кругом звучать, шуметь.    Усиление «Неискусобрачная» ирмоса, дальнейшее усиление в след. тропаре, «сосуд избрания», «вся освященная».     κλογ — выбор, отбор; Η.3. и церк. пис. — избрание (божественное Рим. 9:11), избранные (Рим 11:5,7). Все выражение из Деян. 9:15.     κδημος — находящийся вне отечества, отсутствующий; здесь — отходящий, умирающий. Чередование понятий: «преставление» (ирмос), «успение» (1 тропарь), «отход» (2 тропарь); ср. прим. 249.     διαπρπω — выдаваться, блистать, отличаться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Трижды)    Дивны Твоя тайны, Богорóдице, Вышняго престóл явилася еси, Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь. Слава Твоя боголéпная, богоподóбными сияющи чудесы. Дéвы, с Материю Царéвою на высотý вознеситеся. Благодатная, радуйся, с Тобóю Госпóдь, подаяй мирови Тобóю вéлию милость.     Дивны Твои тайны, Богородица: Ты, Владычица, явилась престолом Всевышнего и сегодня преставилась от земли к небу. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами. Девы, вознеситесь на высоту с Матерью Царя. Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру чрез Тебя великую милость. (Трижды)    Твоé славят успéние власти и престóли, начала и госпóдства, силы и херувими, и страшнии серафими; радуются земнорóднии, о божéственней Твоéй славе красящеся; припадают царие со архангелы и ангелы и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобóю Госпóдь, подаяй мирови Тобóю вéлию милость.     Твое успение славят власти и престолы, начала и господства, силы, херувимы и страшные серафимы; радуются земнородные, красуясь божественною Твоею славою; припадают цари с архангелами и ангелами и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру чрез Тебя великую милость. (Дважды)     Слава и ныне, глас тойже    Богоначальным мановéнием отвсюду богонóснии апóстоли, óблаки высóце взимаеми, дошéдше пречистаго и живоначальнаго Твоегó тéла, любéзно лобызаху; превышния же небéсныя силы, с своим Владыкою пришéдше, богоприятное и пречистое тéло предсылающе, ýжасом одержими, прекрасно же предыдяху и невидимо вопияху превышним чиноначалием: се Всецарица Богоотроковица прииде; возмите врата и Сию премирно подымите, присносýщнаго Матерь Свéта. Тоя бо ради всерóдное человéком спасéние бысть, на Нюже взирати не мóжем, и Той достóйную честь воздати немóщно; Тоя бо преизящное прехóдит всяк ум. Тéмже, Пречистая Богорóдице, присно с живонóсным Царéм и Рождествóм живýщи, молися выну сохранити и спасти от всякаго прилóга противнаго нóвыя люди Твоя; Твоé бо предстательство стяжахом, во вéки светоявлéнно блажаще.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(πλον στερρν). Ты, – оружие крепкое, сила непоколебимая, предстательство и хранение, твердое упование и Стено необоримая, соблюдающая мир в вере, а державу царствия в победах, воинству же всегда подающая силу на попраше/варваров, благонадежд (φιλοτμησαν) мир жительству молитвами Твоими; ибо все исполняет, во молению Твоему, Сынъ Твой ( κ σου), преклоняющийся (πινυων) на милость к тем, о которых Ты просишь Его – вселивыйся во утробу приснодевственную. (Σσον κμ) Спаси, Дево, и меня, и всех; ибо все мы имеем нужду во спасении Твоем, среди скорбей и прегрешений не презри дерзновения и песни сей, подая (παρεχουσα) мне прощение: ибо ум мой скудный не богатеть сокровищем честных хвалений. Ты, посему, за убожество моего ума и души (λογισμυ κα ψνχς), даруй мне милости Твоя; ибо всякого дыхания помощию соделал Тебя Бог , во утробу вселивыйся приснодевственную. 1 Переведено из Афонского кондакария XII–XШ в. Моск. Синодальной библиотеки. (См. кондакарей архимандрита Амфилохия, стр. 132–133, и снимки с древнегреческого письма его же, стр. 118–127). Творение св. Космы Маиумского, песнописца VIII по Р. Хр. века. На имя творца ясно указывает надписание το ταπεινο Κοσμ μνος – служащее акростихом икосов. Творение сие надлежало бы поместить в числе предыдущих песнопений, акростихи которых указывают на имя св. Космы Маиумского ; но о принадлежности его именно сему песнописцу мне сделалось известным только недавно: вот обстоятельство, по которому творение сие не помещено мною в изданной уже книги именных (с именами творцов) песнопений (кондаков с икосами). Случаем к отысканию его в имеющихся у меня источниках послужило, между прочим, то, что, как скоро переведены были мною два, следующее ниже, акафиста на Успение же Богоматери, то я вспомнил, что где-то, в Anal. sacra, я встречал кондак, начинающейся: Τν ν πρεσβεαις..., – и скоро нашел его в 3-й части этой книги, известной под названием: Anepigrapha carmina (песнопения без надписаний имен творцов), – но нашел в целом виде один только кондак и 8-й икос (называемые Питрою безразлично тропарями, почему 8-й икос называется у него 9-м тропарем).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010