19 августа 2000 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. О почитании Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол и евангелист Лука в начале своего Евангелия говорит, что, составляя его, он опрашивал многих свидетелей, притом опрашивал «испытно», то есть исследуя и сравнивая их рассказы. Поэтому Евангелие от Луки, помимо того что оно написано, как и все Священное Писание, действием Святого Духа, имеет в себе еще и некоторый исторический, критический элемент. Оно излагает события последовательно, и притом в большем объеме по сравнению с прочими Евангелиями. Апостол и евангелист Лука больше других рассказывает и о Божией Матери, хотя нам кажется, что и он говорит очень мало. Причина такого немногословия евангелистов кроется, может быть, в смирении, а выражаясь современным языком, в необыкновенной скромности Пресвятой Богородицы. Она рассказывала о Господе, а о Себе почти ничего не говорила — об этом мы только догадываемся. Поэтому в праздники в честь Божией Матери всегда читается одно и то же Евангелие: то, которое мы слышали сегодня. В этом евангельском чтении говорится о том, как женщина, слушая необыкновенную проповедь Спасителя, пришла в восхищение и воскликнула: «Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (ст. 27), прославив таким образом Божию Матерь, носившую в Себе Господа Иисуса Христа. И если еще во время земной жизни Спасителя, до Его страданий, необычайного Воскресения и Вознесения на небеса, до сошествия Святого Духа — то есть еще до Его необыкновенного Божественного прославления — эта женщина, имя которой до нас не дошло, так восхвалила Божию Матерь, то как же нужно прославлять Пресвятую Деву нам — людям, которым уже все известно о Господе! Мы в полной мере знаем, что Он не какой-то необыкновенный пророк и чудотворец, а воистину Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Будем же трудиться и подвизаться, дабы увидеть наступление грядущего дня — восьмого нескончаемого дня Царствия Божия. И тогда для нас смерть уже не будет чем-то страшным, нежеланным, отвратительным, но мы станем относиться к своим телам подобно апостолам Петру и Павлу, называвшим их шатром и хижиной, будем стремиться к тому, чтобы, разлучившись с телом, соединиться окончательно со Христом. Таким было умонастроение, душевное расположение истинных христиан, вкусивших полноту богообщения. Мы должны следовать их примеру, насколько бы тяжким это ни казалось, насколько бы возвышенным и даже труднопостижимым это ни было. Другого пути у христианина нет. К этому и призывает нас святой апостол Петр, обнадеживая тем, что если мы будем делать всё, что он повелел, и станем с твердостью подвизаться в том, чтобы быть достойными своего избрания и призвания, то утренняя звезда, Господь наш Иисус Христос, обязательно взойдет в сердцах наших. Аминь. 19 августа 2007 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Флп. 240 зач. (2, 5–11) Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Прославляя воплощение Господа, мы прославляем Божию Матерь Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, как и в другие Богородичные праздники, читается зачало из Послания апостола Павла к филиппийцам. Зачало это всем нам хорошо знакомо, потому что в течение года повторяется многократно. И мы привыкли слышать его, конечно же, именно на церковнославянском языке. «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

И вот, как Послание к Евреям обратило наше внимание на таинственную связь ветхозаветной истории о Мелхиседеке с евангельским откровением об Иисусе Христе, так и создатели круга праздничных литургических чтений обратили наше внимание на связь этих богословских размышлений Послания к Евреям с церковным праздником Сретения Господня. В истории, которая рассказана в Евангелии от Луки, и которая исполнена духовной символики, ветхозаветное священство в лице престарелого праведного Симеона встречается в Иерусалимском храме с Богомладенцем Иисусом. И священник благодарит Бога за исполнение обещанного откровения. Старец видит, что Младенец Иисус, руце Симеоне благословивый, – обетованный Помазанник Господа, слава народа Израиля, свет язычникам и спасение всем людям. Младенец благословляет старца, ибо Он – больший, Он – старший. Законное храмовое священство уступает место Первосвященнику вечному, не в силу закона плотской заповеди поставленному, но в силу вечной Божественной жизни Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа 2007 г. ( Флп.2:5-11 ) 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого Апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершенным откровением Бога людям, откровением в Слове Божием, в Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории событие и отражает один из самых древних церковных гимнов.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Отсюда заключаем, что в Парусии, которая предполагает откровение обеих ипостасей, наряду с Богочеловеком, воплощенным Логосом, в мир возвращается и Духоносица, образ Третьей ипостаси. Парусия в этом смысле должна быть понята, как возвращение в мир Христа и Богоматери. Богоматерь и в Успении принадлежит миру («мира не оставила еси») и в него возвращается в Парусии . Ее пребывание «в небесах» является, конечно, иным «ежели Христово. Господь и после Парусии предвечно c сидит одесную Отца, пребывает на небе и на земле, как и Дух Святой. Пребывание же в небесах Богоматери соответствует ее совершенному освящению и обожению, в котором за Ней последует и человечество в прославленной Церкви. «Царствие Божие» 265 «приидет» в мир, а не будет, наоборот, изъято от мира «на небо», или, иначе, сам мир станет местом Царствия Божия: «и ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрим лице Его, и имя Его будет на челах их... и будут царствовать во веки веков» ( Откр. 22, 3–5 ). И средоточие этого Царствия Божия на земле, престол Агнца, будет Пресвятая Богородица. «Успение» ее включает, конечно, всю полноту свершений, т. е. не только блаженную ее кончину, но и воскресение и вознесение. Однако все это во всей совокупности онтологически не составляет «оставления мира». Пресвятая Богородица во всей Своей славе не перестает быть творением, связанным со всем миром, который и прославляется в Ней и Ею (ср. космические ее иконы, как напр., Неопалимая Купина). Она и есть его слава. В связи со всем сказанным, неизбежно возникает и дальнейший, уже почти безответный вопрос: когда совершается эта парусия Богородичная? Не следует ли думать, что она имеет место, во всяком случае, не позже Парусии Христовой, поскольку Церковь прославленная, ангелы и святые, согласно Откровению, сопровождают Христа, грядущего во Славе? Однако нет очевидности к тому, чтобы устранить возможность даже ее предшествования. Богоматерь, остававшаяся в мире после Вознесения, так сказать, одна, без Сына Своего, может и предварить Его пришествие в мир также одна, если это нужно для человечества, которое нуждается в размягчении сердец от видения ее зрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047.html

Это чистое священное, церковное предание сохранилось, как совершенно согласное со всем духом и смыслом Священного Писания , и незыблемо утверждено в Церкви Христовой в каждогодних праздничных воспоминаниях 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), 21 ноября (Введение Ее во храм) и 15 августа (Успение). 5. Почитение святых, как основание почитания Девы Марии Почитание Пресвятой Девы Марии имеет общее основание с почитанием всех святых и занимает только первое место в этом почитании. Небесная жизнь святых Это общее основание состоит прежде всего в том факте, свидетельствуемом Словом Божиим, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ), то есть мертвых у Бога совсем нет. Смерть есть только разлучение души с телом и жизнь души, оживлявшей и оставившей тело, сохраняется в Боге. В святые души, достигшие сейчас же после смерти «первого воскресения» ( Откр.20:5 ), то есть блаженства жизни вечной еще до второго воскресения, воскресения тел, «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Святые души и Ангелы на небесах, как подлинно живые, все слышат, все видят, что происходит на земле, сорадуются, сострадают, молятся, просят за мир, предстательствуют. «Авраам, отец ваш, – говорит Спаситель, – рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Он увидел наше спасение. Но святые люди на небесах и именно «души убиенных за слово Божие» скорбят о торжестве неправды на земле и жаждут победы истины и суда Божия, молясь: «доколе, Владыко, Святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ). Ангелы глубоко сострадают людям в их страданиях и молятся за судьбу целых народов. «Ангел Господень сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды»... ( Зах.1:12 ). Исполненный сам милосердия к людям, ангел молится о милосердии Божием. Как драгоценна каждая душа человеческая для чутко любящих Ангелов видно из того, что на небесах «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном кающемся грешнике» ( Лк.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

    Величание: «Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение».     Стихи из псалмов: «Воскликните Богу, вся земля, пойте славу имени Его» (Пс. 65:1-2). «Торжествуйте перед Царем Господом» (Пс. 97:6). «Славьте Его, благословляйте имя Его» (Пс. 99:4). «В городе Господа сил, в городе Бога нашего» (Пс. 47:9). «Избрал Господь Сион, возжелал Его в жилище Себе» (Пс. 131:13). «Славное возвещается о Тебе, город Божий» (Пс. 86:3). «Бог утвердит его на веки» (Пс. 47:9). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Буду петь и воспевать во славе моей» (Пс. 107:2). «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4). «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9). «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). «Господь правосуден, сокрушает гордость грешников. Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 128:4, 131:8). «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс. 44:18).     Ирмосы и первый канон, гл.1 .     Песнь 1.     Ирмос: «Красующаяся Божественною славою священная и знаменитая память Твоя, Дева, всех верующих собрала к веселию, и они, вслед за Мариам, поют с хором под звуки тимпанов Твоему Единородному, ибо Он торжественно прославился».     Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».     Тропари:    1. «Собор невещественных небожителей окружал в Сионе Твое Божественное тело, и множество Апостолов, внезапно стекшись от пределов вселенной, тогда же стали перед Тобою, Богородица. С ними и мы, Чистая Дева, прославляем честную Твою память».    2. «Почести победы над природою приобрела Ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Своему Творцу и Сыну, Ты сверхъестественно подчиняешься законам природы. Поэтому и, умерши, восстаешь, чтобы жить вечно с Сыном».     П. 3. : «Созидающая и сохраняющая мир Божия премудрость и сила, Христе, непоколебимо и неподвижно утверди Церковь, ибо Ты Один Свят, во святых пребывающий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Антиохии появились некоторые лжеучителя, которые говорили, что для спасения недостаточно веры в Смерть и Воскресение Господа, но необходимо для новообращенных из язычников соблюдать Закон Моисея и обрезываться. Тогда с ними стали спорить апостолы Варнава и Павел. Когда же смятение усилилось, было решено отправить Варнаву и Павла в Иерусалим к другим апостолам. Когда они пришли, то апостолы вместе с пресвитерами собрались для рассмотрения этого дела. Тогда Петр сказал: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» ( Деян. 15, 8–10 ). Варнава и Павел рассказали о знамениях, которые Бог сотворил между язычниками. Наконец, апостол Иаков, брат Божий, подвел итоги, сказав, что в обращении язычников исполняются предсказания пророков. А раз это исполнения того плана, который Бог имел от вечности, то не надо отягощать новообращенных требованием соблюдать Закон Моисея и обрезываться. Тогда апостолы написали послание к Антиохийской Церкви. В нем они сказали, что проповедники иудейства среди христиан не посланы апостолами. Духу Святому и апостолам угодно не запрещать ничего, кроме блуда и вкушения идоложертвенного, задушенного и крови. Также нельзя делать другим того, чего себе не хотите. Это постановление определило жизнь Церкви и до нынешних времен. Мы больше не придерживаемся иудейских законов, отмененных Христом, но стараемся жить по Евангелию, получая оправдание через Православную веру. Успение Пресвятой Богородицы Как говорит Предание, Пречистая Богородица после дня Пятидесятницы жила в Иерусалиме у апостола Иоанна. По жребию Ей досталась для проповеди Грузия, но Ангел явился Ей и сказал, что эта страна будет просвещена позже, а для Нее Господь приготовил другую страну. Вместе с апостолом Иоанном Она жила некоторое время в Ефесе. И однажды Она решила посетить Лазаря, воскрешенного Господом. Он был епископом на Кипре, в Ларнаке. Когда корабль с Приснодевой плыл по морю, то началась страшная буря, и вместо Кипра его прибило к берегам Афона. Мария сошла на берег, и тотчас на всем полуострове рухнули идолы, а демоны, в них обитавшие, возвестили приход Той, от Которой родился Бог. Изумленный народ сбежался к пристани и, увидев Деву, обратился ко Христу. А Богородица назвала Афон Своим уделом на земле. После этого Она приплыла к Лазарю и подарила ему вышитый Своими руками омофор (знак епископства).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

— Не плачьте, — говорила им Богоматерь, — но радуйтесь об исходе Моем. Теперь, когда Я предстану ближе к Божию престолу и лицом к лицу буду видеть Моего Бога и Сына, Мне удобнее будет молиться о всех и, беседуя с Ним уста к устам, умилостивлять Его благостыню. По Моем преставлении Я не оставлю вас в сиротстве — не только вас, но и весь мир. Я буду посещать и охранять вас и помогать бедствующим. Такими утешительными словами Богоматерь успокаивала окружавший Ее и плакавший народ, утоляя его печаль. Она распорядилась, чтобы две Ее ризы — единственное Ее имущество — были отданы двум нищим вдовицам, которые служили Ей с усердной любовью и получали от Нее пропитание. О пречестном теле Своем Она завещала, чтобы его положили в селении Гефсиманском, близ Иерусалима, у горы Елеон-ской, где были схоронены праведные родители Ее и Иосиф Обручник. Внезапно раздался сильный шум, вроде раскатов грома, и множество облаков окружило тот дом. По Божию повелению, ангелы Господни внезапно восхитили святых апостолов из дальних мест, принесли их на облаках в Иерусалим и поставили на Сионе, пред дверями дома Пресвятой Богородицы. Увидя друг друга, они и радовались, и удивлялись, недоумевая, по какой причине Господь собрал их вместе. К ним вышел апостол Иоанн Богослов и, со слезами привествуя их, объявил им о близком отшествии Пресвятой Богородицы из земной жизни. Святые апостолы поняли, что Господь для того собрал их из разных концов вселенной, чтобы они присутствовали при кончине Пречистой Его Матери и с честью похоронили Ее пресвятое тело. Апостолы скорбели о предстоящем разлучении с Пресвятой Девой Марией. Войдя все в дом, они увидели Богоматерь спокойно сидящей на одре, исполненной духовного веселия. Приветствуя Ее, они говорили: — Благословенна Ты от Господа, сотворившего небо и землю. И сказала им Пречистая: — Мир вам, братья, избранные Господом. Затем Она стала расспрашивать их, как они пришли в Иерусалим. Они рассказали, как восхитила каждого из них Божия сила и на облаках принесла в Иерусалим. Пречистая Дева прославила Бога за то, что Он услышал молитву Ее и исполнил желание сердца Ее. Она сказала им:

http://sedmitza.ru/lib/text/440266/

Для христианина существует только узкий путь. «Входите тесными вратами, – говорит Христос, – потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13-14 ). Христианин должен быть всегда готовым к исполнению Заповедей Господа своего. Он должен быть готовым жертвовать всем, и самым ценным, самым лучшим и дорогим, что у него есть: честью, родиной, имением, унаследованными от предков обычаями и верованиями, если те окажутся противоречащими Слову Христову, и друзьями, и родными, и самой жизнью. Этим «узким и прискорбным путем» шли все святые. И этот «путь узкий и прискорбный» является именно путем самой величайшей радости, которая нам доступна в мире. Здесь мы соприкасаемся с основным переживанием опыта христианской жизни. Опыт этой радости является одним из самых сильных доказательств истины нашей веры. «Возьмите иго Мое на себя… – говорит Христос, – ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.И, 29–30). И этот опыт доступен для каждого из нас. Каждый может на собственном опыте ощутить правду слов Иоанна Богослова: «заповеди Его не тяжки» ( 1 Ин.5:3 ). Нужно нам только стараться всем сердцем исполнять Заповеди Господа своего. И как раз те Заповеди, которые нам кажутся каким-то тяжелым игом, вдруг оказываются легко исполнимыми и становятся источником такой радости, которая не от мира сего, как и свет, который видели ученики на горе Преображения, не от мира сего. Та радость, о которой мы говорим, это – радость о Святом Духе. «Если вы любите Меня, – говорит Христос, – соблюдите Мои Заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» ( Ин.14:15-17 ). Через эту радость в хранении Заповедей Христовых мы уже предвкушаем славу грядущего Царства Христова. Аминь 1959 Успение Пресвятой Богородицы Сегодня мы празднуем преставление от земли Пресвятой Девы Марии. Празднуем не скорбию, рыданием и слезами, подобно тому как внешний мир прощается с своими близкими, но празднуем мирно и светло, с веселием и радостью духовною, поя и воспевая о Ней Сыну Ея.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010