Мф.10:24 . «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:» Мф.10:25 . «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» «24 ст. и далее. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» 68]. Мф.10:26 . «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.» «Ты скорбишь, что твои пороки разглашаются твоими же присными. Нельзя не скорбеть: ты поставлен светить, а не омрачать и без того темную тьму. Но по делам тебя бесславят. Если хорошая слава бежит, то и худая не лежит. Все должно в явление прийти: ничтоже бо покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не разумеется (Ср.: Мф. 10:26 ). Исправляйся же немедленно, да вскоре перестанут думать и говорить о тебе худо видящие твое о Христе житие» 181]. Мф.10:27 . «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.» «Молясь Богу, нужно стяжать такую твердую, непоколебимую веру, чтобы сомнение в чем-либо было делом трудным, даже невозможным, а для этого иметь в сердце как бы начертанными слова: вся возможна суть у Бога [Ср.: Мф. 19:26 ]; нужно еще иметь живую уверенность, что Господь все исполняет, – что существо Его есть Любовь и Благость; что Его дело и как бы существо: творить, давать, миловать, ущедрять, исполнять наши прошения. – И вся, елика аще просите в молитве, веруйте яко приимете, и будет вам [ Мф. 21:22 , Ср.: Мк. 11:24 ]. Еще надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: из глубины воззвах к тебе, Господи [ Пс. 129:1 ]! То есть надо крайне заботиться об истине молитвы, о той искренности, которая делает своими все слова молитвы, составленные другим, почитает истинным каждое слово молитвы» т. 2, 479]. Мф.10:28 . «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» " 28 ст. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Если Спасителя, Творца и Владыку вселенной, называли поносными именами, то тем более последователей Его не постыдятся называть поноснейшими именами. Нечего слишком много бояться тех, которые грабят и разрушают лишь [один] дом; надо бояться тех, которые могут ограбить и обнажить душу нашу. Или надо бояться Того, который за бедность нашу добрыми делами и за злобы наши может погубить в геенне и душу и тело. Значит, страшная геенна непременно будет, как были убийцы апостолов» 68].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но святой Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нем ( Иоан. 12:40–41 ), а апостол Павел свидетельствует, что повеление Исаии: пойди к народу сему и скажи..., изрек Дух Святой ( Деян. 28:25–27 ). Как же могло слу­читься, что видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Святого Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различны как Лица, но суть едино по существу ( 1Иоан. 5:7 ), что у всех Их одно нераздельное боже­ство, нераздельное величие и слава, нераздельное действование? 479 2) Изречения Нового Завета, показывающие тождество власти Отца и Сына и Святого Духа. Вот как, например, сносит между собой такого рода изречения святой Василий Великий : “иди в Дамаск, и там тебе сказано будет ( Деян. 22:10 ), он есть Мой избранный сосуд ( Деян. 9:15 ), сказал с небес Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входя­щему в Дамаск Павлу сказал: брат Савл! прозри,… Бог отцов наших предызбрал тебя; и чтобы не почли этого сказанным о Хри­сте, присовокупил: чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника – Иисуса ( Деян. 22:13–14 ). Да и сам Павел, предавая писанию о своем звании и предызбрании, сказал: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол; а потом наименовал и дру­гое нечто, кроме звания: избранный ( αφορισμνος, отделенный) к благовестию Божию ( Рим. 1:1 ). А что отделил его Дух, узнаем это из книги Деяний Апостольских; ибо сказано: когда Апостолы служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян. 13:2 ). Если же кого Бог Отцов предызбрал, и Сын призвал, того избирает Господь и того же отделяет Дух по полномочию своего естества, то как же допускать различие сущности в Троице, в которой обретается тождество действования?” 480 3) Слова Спасителя: Я и Отец – одно ( Иоан. 10:30 ). Что здесь говорится о единстве Сына Божия со Отцом по существу, а не в каком-либо другом отношении, видно из всего состава речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О том неоднократно свидетельствуют они в своих писаниях. Так апостол Петр, говоря о Богодуховности пророческой письменности, прибавляет: Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет.1:12 ). Тот же Апостол называет послания апостола Павла такими посланиями, которые написаны им по данной ему премудрости и которые навлекают за извращение их погибель ( 2Пет.3:15–16 ). И сам апостол Павел свидетельствовал как о себе, так и о прочих апостолах следующее: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:12–13 ). Что касается способа восприятия откровений Духа Божия, то, ввиду приведенных изречений, о нем еще более, чем о способе восприятия откровения со стороны ветхозаветных пророков, нужно сказать, что таковым не могло быть ни состояние экстатическое, как понимали монтанисты 478 , ни состояние простого одушевления, как думал Шлейермахер, а было то высшее состояние озарения, при котором силы и способности, будучи охраняемы от уклонений к заблуждению, получали возможность не только воспринимать божественные истины, но и выражать их в соответствующем им слове, как и понимали оное: Святый Василий Великий , Св. Иоанн Златоуст , блаженный Иероним и другие 479 . II. О Евангелиях и Евангельском учении §12. Евангелие, как преимущественный источник сведений о учении Христа Спасителя 480 Хотя вся Апостольская письменность есть не что иное, как один непрерывный источник сведений о учении Христа Спасителя, тем не менее четыре Евангельских повествования могут и должны быть названы особенным и преимущественным источником для таких сведений. Главная и существенная причина такого преимущества их заключается в том, что учение Христа Спасителя излагается в них Его собственными словами, что, слушая слово их, мы слушаем слово Самого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

По другой версии, событие приписывается Марку Аврелию, усыновленному Антонием Пием. По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан-воинов в войске Марка Аврелия. 468 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 469 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p.132, Oxford 1961. 470 Разночтение: «чудо». 471 Т.е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 472 По изданию 1861 г. числится за стр.180—192. 473 Т.е. по закону Христову. 474 «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении. которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Свяаго по Его воле?»: 475 Евр.10:26—27, «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»: 476 Т.е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 477 Т.е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 478 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу ( омилия 18-я Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 479 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 480 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим.12:5, 1Кор.12:27. Еф.1:22, 5:30, 4:25. 481 «рака» — пустой человек. 482 Синедрион — верховный суд. 483 Т.е. не представляются слишком обидными названиями. 484 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»: 485 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 486 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 487 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 488 В Евангелии здесь: «с неверными». 489 В издании 1861 г. числится за стр.192—200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Предостережение против лжепророков – один из лейтмотивов новозаветных писаний. Уже евангельские поучения Иисуса Христа содержат призывы беречься лжепророков ( Мф. 7:15 ) и предсказания о том, что они придут и прельстят многих ( Мф. 24:11, 24 ). Апостол Иоанн в Первом послании констатирует, что «много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Лжепророк – одно из действующих лиц Апокалипсиса; его деятельность кончается тем, что он живым брошен «в озеро огненное, горящее серою» ( Откр. 19:20 ), где вместе с диаволом и со зверем-обольстителем будет «мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр. 20:10 ). Споры об авторстве В древней церковной традиции не было единодушия относительно авторства Второго послания Петра. Ириней Лионский , чьи творения содержат более тысячи цитат из Нового Завета, не цитирует это послание 474 . В упомянутом выше «каноне Муратори» оно, как и Первое послание, отсутствует. Евсевий Кесарийский в первой половине IV века безусловно признавал подлинность только Первого послания Петра 475 . В отношении Второго он писал: «Так называемое Второе не числится, как мы слышали, среди книг Нового Завета, но многие считают его полезным и прилежно читают вместе с другими писаниями» 476 . В то же время аллюзии на Второе послание Петра можно усмотреть у некоторых древних авторов. Так, например, автор Послания Варнавы 477 пишет: «Ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот настоящий день будет как тысяча лет " " 478 . В этом усматривают аллюзию на 2Пет. 3:8 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» 479 . Общим источником обоих текстов являются слова псалма: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс. 89:5 ). Второе послание Петра было, вероятно, известно автору апокрифического «Апокалипсиса Петра», датируемого первой половиной II века 480 . На Второе послание Петра неоднократно ссылается в своих сочинениях Ориген 481 . По его словам, «Петр гремит двумя трубами своих посланий» 482 . В то же время Евсевий Кесарийский цитирует слова из его утраченного комментария на Евангелие от Иоанна, в котором Ориген признавал подлинность Первого послания, а о Втором выражался так: «Примем, пожалуй, и Второе, хотя о нем спорят» 483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом 39 В конец. Псалом Давида. Терпеливо уповал 476 я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою, И извел меня из страшного рва и из тинистого болота, и поставил на камень ноги мои, и направил стопы мои. И вложил в уста мои новую песнь, гимн Богу нашему: увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа. Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения 477 . Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес Своих, и никто не уподобится Тебе в помышлениях Твоих 478 ; я возвещал и говорил, что они превышают меру 479 . Жертвы и приношения Ты не восхотел, уготовал же Мне тело, всесожжений и (жертв) о грехе ты не потребовал. Тогда Я сказал: вот Я иду, (как) в свитке книжном 480 написано о Мне. Исполнить волю Твою, Боже мой 481 , Я восхотел, и закон Твой – во внутренности Моей 482 . Я благовестил 483 правду в собрании великом; вот, устам моим не возбраню 484 . Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей я не скрывал в сердце моем, истину Твою и спасение Твое я возвещал, не скрывал милости Твоей и истины Твоей от великого собрания. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от меня: милость Твоя и истина Твоя всегда да охраняют меня. Ибо окружили меня беды, коим нет числа, постигли меня беззакония мои 485 , так что я не мог смотреть 486 , умножились более волос на голове моей, и сердце мое оставило меня. Благоволи, Господи, избавить меня! Господи, поспеши 487 помочь мне. Да постыдятся и посрамятся все ищущие погибели 488 души моей, да возвратятся вспять и устыдятся желающие мне зла. Да понесут 489 на себе внезапно посрамление свое говорящие мне: «Хорошо, хорошо!» 490 . Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Господи, и любящие спасение Твое непрестанно пусть говорят: де возвеличится Господь! А я нищ и убог, (но) Господь попечется о мне. Ты – помощник мой и защитник Мой. Боже мой, не замедли 491 ! 478 Так перефразирует Зигабен и изъясняет: никто не может постигнуть мыслей Твоих. Слав. помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. 480 Греч. κεφαλδι– слав. главизне, отдел книги, свиток книжный ( Иез. 2:9; 3:1 ). По изъяснению толковников, разумеются все ветхозаветные пророчества и писания, содержащие пророчества о Мессии – Иисусе Христе. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таково действие духовного закона. И чем человек скромнее, тем он приятнее для всех. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают…И если люди не ценят скромности в себе, они всегда ценят ее в других людях», – замечает архиепископ Иоанн (Шаховской) с. 479]. Нельзя не вспомнить в данном случае евангельскую притчу: Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 8–11 ). Скромность, рассуждает игумения Ксения, никогда в жизни не проигрывает; таланты и достоинства не унижаются скромностью. Скромность не означает слабости, она есть сила и доблесть духа. «Уровень культуры прямо пропорционален скромности… Слово, создавшее миры, приняло на Себя жизнь скромного Человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства» с. 400]. Святитель Феофан Затворник дает нам советы, как стяжать добродетель, и выстраивает их тоже в некую последовательность, алгоритм [см.: 17, с. 116]. 1 . Подумать, как будет хорошо, если победишь свою страсть: «Скромных все любят, если я буду вести себя скромнее, не будет косых взглядов в мою сторону, я же вижу, как многим не нравится, когда внимание всех сосредоточено только на мне!». 2 . Подумать, почему же мне так не хочется бороться с моим желанием быть в центре внимания? «Ведь это так приятно, столько сил пробуждается во мне, я приобретаю такую значимость в своих глазах!» 3 . Подумать, чем же плоха все-таки страсть тщеславия? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, когда мы самоутверждаемся, мы как бы заполняем собой все пространство общения, и тогда другому человеку нет возможности поделиться с нами своими мыслями и чувствами, которые могут быть очень важными и интересными.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что ещё прообразовательного было в агнце пасхальном? Его непорочность, пролитие его крови и снедение и прочее было прообразовательным символом страданий Агнца Божия, заколенного от сложения мира 479 и нашего причащения в таинстве Евхаристии честной крови и тела его Агнца непорочна и пречиста Христа 480 . И будет у вас кровь знамением на домах...и увижу кровь и пройду мимо вас... ( Исх. 12:13 ). Какое предание находим у отцов церкви насчет помазания еврейских домов кровью пасхального агнца? То, что как дверные косяки еврейских домов с поперечными на них перекладинами имели подобие крестов, так и иссопом, омоченным в крови агнца, начертался на них крест 481 . И да будет вам день сей памятен... как установление вечное празднуйте его ( Исх. 12:14 ). В каком смысле Пасха еврейская называется установлением вечным? В том, что она была прообразовательным символом вечного таинства нашего искупления, так что в нашей новозаветной Пасхе (в таинстве Евхаристии), она не только не отменена, напротив, нашла свое истинное осуществление. Пасха же наша, Христос за ны пожренный 482 , есть пасха вечная. И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание... ( Исх. 12:16 ). Почему именно в первый и седьмой день праздника опресноков назначалось священное собрание? Объясняют это так, что в первый день вспоминалось избавление от рабства египетского и исшествие из Египта, а в седьмой – потопление Фараона со всем воинством его 483 . ...никакой работы не должно делать в них... (т.е. в 1-й и 7-й дни) ( Исх. 12:16 ). Позволялись ли работы между первым и седьмым опресночными днями? Позволялись, исключая те случаи, когда между сими днями случалась суббота. В сей день нельзя было делать даже и того, что позволялось в первый и седьмой опресночные дни, например, приготовлять пищу, добывать огонь и носить дрова 484 . В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской... ( Исх. 12:29 ). Избиение первенцев египетских не было ли обыкновенной моровой язвой, поражавшей преимущественно детей египетских, как некоторые хотят думать? Нет, это не могла быть обыкновенная язва, а была чудесная казнь Божия, ибо гибель людей и животных была в ней внезапная, как бы от невидимой поражающей руки, притом же гибли именно первенцы как в людях, так и между животными, а обыкновенная язва не дает и не может давать такого разбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυς σου Κριε (      ); кондак 2-го гласа Αθλσας καλς (    ) с икосом; иной кондак 4-го гласа      (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Αρματι φλογερ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τν πανοπλαν το σταυρο (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа Ως το Χριστο τν παθημτων (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβλοις λμψεσι (    ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμ σε πιστς, μρτυς γλασμνε Ιωσφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τν θεαν επρπειαν περιφανς στολισμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1938. Σ. 479-480). Е. Е. Макаров Иконография Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

70 седмин, сокращенные народу Иудейскому, по Даниилу, в конце которых должен пострадать Христос и прочее, показывают точно определенный год распятия Спасителя, подтвержденный расчетами внешних историков. Двадцать третий год царства Артаксеркса Долгорукого совпадает со вторым годом 81-ой Олимпиады или с 326 годом от 1-й Олимпиады, поскольку же 23-й год Олимпиад совпадает с первым годом от построения Рима, то с 303 (326–23) годом от основания Рима. Отнимем и три года от 23 до 20 года – года издания и повеления Артаксерксом, тогда имеем 299–300 год от построения Рима. Также имеем историческое свидетельство Флегонта, который говорит, что во время 202-й Олимпиады было величайшее затмение Солнца, раньше известных, и сделалась ночь в шестом часу дня, так что и звезды показались на небе и был трус великий в Вифинии 25 , и многое в Никеи разрушилось. Двести вторая Олимпиада соответствует 785 году от основания Рима, так как (202х4)-23=785, а это как раз год распятия Господа. От 300-го года выхода повеления до года распятия 785–300=485 лет, что и доказывает точность пророчества о 70 седминах Даниила, что в половине 70-й седмины предан будет на смерть Христос, что мы и хотели доказать. Согласие пророчества с Эллинской и Римской хронологией 1 . По пророку Даниилу, от выхода повеления о построении стен Иерусалима до исполнения пророчеств семьдесят седмин, или 70х7=490 лет. 2 . Год издания повеления: 20-й год царствования Артаксеркса. 3 . Двадцать третий год царства Артаксеркса совпадает со вторым годом 81-й Олимпиады, то есть с 326 годом от первой Олимпиады. 4 . Второй год 81-й Олимпиады совпадает с 303 годом Римской хронологии, начинаемой от основания Рима. 5 . Следовательно, 23-й год царства Артаксеркса совпадает с 303 годом от основания Рима. 6 . Лука говорит, что в пятнадцатом году царствования Тиверия Кесаря явился Иисус на Иордане креститься. 7 . Пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря – 781–782 год от основания Рима. 8 . Следовательно, от 23-го года царства Артаксеркса, или от 303 года от основания Рима до явления Иисуса Христа на Иордане, или до 782 года от основания Рима: 782–303=479 лет; от двадцатого же года царства Артаксеркса: 479+3=482 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010