Летописный и агиографический тексты могут быть источниками друг друга, но, как правило, для включения в летопись перерабатывался текст, уже бытовавший в рукописной традиции. Если в начальный период развитие Ж. л. связано с Киевом и по преимуществу с Киево-Печерским мон-рем, то уже в XII в. начали формироваться местные агиографические традиции. Житие свт. Леонтия Ростовского - первое в ростовской агиографической традиции. Оно отразилось в возникших неск. позже Житии свт. Исаии Ростовского, бывшего епископом после Леонтия (датируется разными исследователями XIII или XV в.), и в Житии прп. Авраамия Ростовского, основателя Богоявленского мон-ря (датируется XV в.). Возможно, в XIII в. было написано Житие свт. Игнатия, еп. Ростовского (древнейший список - XIV в.). К кон. XV - нач. XVI в. относится создание Жития ростовского юродивого блж. Исидора Твердислова. Смоленская Ж. л. в домонг. период представлена Похвалой блгв. кн. Ростиславу (Михаилу) Мстиславичу, читающейся в единственном списке - т. н. Нифонтовом сборнике 30-40-х гг. XVI в. Похвала, написанная, по мнению исследователей (Т. А. Сумникова, Я. Н. Щапов), вскоре после смерти Ростислава в 1167 г. и посвященная единственному факту из биографии князя - устроению Успенской ц. в Смоленске и учреждению там епископии, не создала предпосылок для возникновения полноценного жития. Первый такого рода житийный памятник появился на Смоленской земле, видимо, вскоре после монголо-татар. нашествия. Это было выдающееся по своим лит. характеристикам Житие прп. Авраамия Смоленского, среди источников к-рого можно назвать как визант. (прп. Саввы Освященного, свт. Иоанна Златоуста), так и рус. жития (прп. Феодосия Печерского, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба). С эпохой монголо-татар. нашествия связано и Слово о Меркурии Смоленском, в основу которого легла возникшая в это время местная смоленская легенда, а письменный текст датируется не ранее 2-й пол. XV - нач. XVI в. Первым полоцким агиографическим памятником было скорее всего Житие прп. Евфросинии Полоцкой, внучки полоцкого кн. Всеслава Брячиславича . По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , А. И. Соболевского и Е. Е. Голубинского , Житие было создано еще в домонгольский период, однако оно представлено списками не ранее кон. XV в. (более 130 списков, передающих не менее 4 редакций).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Шершеневич Г. Земский Собор. Публичная лекция, прочитанная 13 марта 1905 года в Казани. Казань, 1905. (Шифры РГБ: G 51/1336; И 18/1649). Шечков Г.А . Историческое значение Земских Соборов. Харьков, 1903. Шмелев Г . Отношение населения и областной администрации к выборам на Земские Соборы XVII//Сборник статей, посвященных В.О.Ключевскому с. 492-505. Шмидт С.О. К истории соборов XVI века.//Исторические записки. 1965, т. 76. Шмидт С.О. «Московское государство»: к объяснению наименования Российского государства XVI-XVII столетий// Шмидт С.О. Памятники письменности в культуре познания Истории России. Том I. Книга 2. М., 2008. С. 527-572. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., Наука, 1999. Шмидт С.О. Соборы середины XVI века.//История СССР. 1960, 4, с. 79-80. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. М., 1973. Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. (Шифр ГПИБ: Л305/481. Шпилевский С.М . Об участии земщины в делах правления до Иоанна IV.//Юридический Журнал. 1861, 5. Январь. С. 207-208. Щапов А . Великорусские области и Смутное Время.//Отечественные Записки. 1861, т. CXXXIX. Щапов А. Земские Соборы XVII века. Собор 1642 г.//Век. 1862, 11. Щапов А. Земские Соборы XVII века. Собор 1642 г.// Щапов А. Собрание сочинений, т. 1. Щапов А. Земский Собор 1648-1649 г. и Собрание депутатов 1767 г.//Отечественные Записки. 1862, т. 1. Щапов А.П. Городские мipckue сходы, исторический очерк древнерусских городовых вечей.//Век. 1862, 12. Щербатов М.М. , князь. Ucmopiя Pocciйckaя. Т. VII. Ч. 1. СПб., 1790. Щербатова О.А. Земские Соборы и о необходимости Земского Собора до Третьей Государственной Думы. М., 1907. (Шифры РГБ: А 278/91; А 317/586; А 237/316). Юшков С.В. К вопросу о сословно-представительной монархии в России.//Советское государство и право. 1950, 10. Язвицкий В.И. Иван III - Государь всея Руси. М., 1946. (Шифры ГПИБ: ЛБ146/115). Яковлев А.И. Холопство и холопы в Московском государстве 17 века. Т. 1, М.-Л., 1943, с. 143-152. Яковлева О.А. Пискаревский летописец.//Материалы по истории СССР. М., 1955, т. 2, с. 126-127.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Симеон=Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Труды. М., 1916. Скурат=Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 2. М., 1994. Соколов=Иоанн (Соколов), епископ Смоленский. О монашестве епископов. Почаев, 1904. Социальная концепция=«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» здесь и далее цитируются с указанием главы и параграфа в самом тексте. Суворов=Суворов Н. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913. Схоластик= Сократ Схоластик . Церковная история. СПб., 1850. Темниковский=Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. Требник ПМ=Требник ( Петра Могилы) . Киев, 1646. Троицкий=Троицкий СВ. Церковное право. Машинопись. Библиотека МДА. Трубецкой. Энциклопедия=Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. Тысячелетие Крещения=Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986 года. Материалы. М., 1988. Фиалковский=Фиалковский А.Ф. Новый памятник законов истории Российской. Ч. 1. СПб., 1825. Филарет. Катехизис=Филарет, митрополит. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1931. Филарет. Мнения.=Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4, СПб., 1885–1886. Флоровский= Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Церковные Ведомости=Церковные Ведомости. 1888, N 28. Чтения Имп.=Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском Университете. М., 1876. Кн. 3. Щапов. Канонические… – Щапов Я.Н. Канонические уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Щапов. Наследие=Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в 11–13 вв. М., 1978. Щапов. Уставы=Щапов Я.Н. Киевские уставы и Церковь в Древней Руси 11–14 вв. М., 1972. Устав 1988=Устав об управлении Русской Православной Церковью. 1989. Устав 2000=Устав Русской Православной Церкви, изданный Архиерейским Собором 2000 г., цитируется с указанием главы и параграфа в самом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Щапов 1863 – Шопов А. П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старооб- рядческого)//ЖМНП. 1863. Т. 117. С. 1 – 73. Щапов 1972 – Щапов Я. И. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972. Щапов 1976 – Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. М., 1976. С. 12 – 84. Щедрина 2005 – Щедрина К. А. К вопросу об этимологии топонима «Кий» в связи с сооружением Кийского Крестно- го монастыря патриархом Никоном //Человек и мир человека. Сб. материалов всероссийской науч, конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 397– 410. Щепкина и др. 1965 – Щепкина М. В., Протасьева Т. Н, Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1. Рукописи русские//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 135 – 231. Щепкина, Протасьева 1995 – Щепкина М. В. Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. Изд. 2-е. М., 1995. Эйнгорн 1893 – Эйнгорн В. О. Некоторые сведения о трех из числа прикосновенных к делу Никона лиц//ЧОИДР. М., 1893. Кн. 4. Отд. 4. С. 11 – 13. Энгельман 1857 – Энгельман А. Об ученой обработке греко-римского права с обозрением новейшей его литературы. СПб., 1857. Энциклопедия 2002 – Энциклопедия российской монархии. М., 2002. Эпштейн 2000 – Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000. Юхименко 2002 – Юхименко Е. М. Мемориальные вещи и автографы патриарха Никона в музейных и архивных соб- раниях//Никон 2002. С. 13 – 23. Юхименко 2002а – Юхименко Е. М. Грамота патриарха Никона Паисию, патриарху Константинопольскому, с прось- бой о согласии на исправление богослужебных книг//Никон 2002. С. 52 – 53. Юхименко 2002б – Юхименко Е. М. Настольная грамота патриарха Московского и всея Руси Никона архимандриту Новоспасского монастыря Питириму об избрании его митрополитом Сарским и Подонским//Никон 2002. С. 70 – 72. Юхименко 2002в Юхименко Е. М. Приговор Собора 1666 г. о низложении патриарха Никона Л Патриарх Никон 2002. С. 132 – 133. Яковлев 1993 – Яковлев В. В. Летопись Новгородская Забелинская//Словарь книжников 3/2. С. 289 – 290.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 142. Каргер М. К. Древний Киев... Т. 2. С. 442–443; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. С. 136; Ганшин О. щодо храму монастиря Святого Симеона та споруди церкви на писемних джерел. Спостереження щодо пам’яток Кудрявця та меж 2022. 5–6. C. 7–22. Каргер М. К. Археологические исследования древнего Киева: Отчеты и материалы [Киевск. археол. экспедиции] (1938–1947 гг.). Киев, 1951. С. 142–145; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. С. 137–138. Каргер М. К.Древний Киев... Т. 2. С. 374–377; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. С. 140–141. Каргер М. К. Археологические исследования древнего Киева... С. 142; Каргер М. К. Древний Киев... Т. 2. С. 287–310; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. С. 138–140; Ульяновский В. И. Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса//Rossica Antiqua. 2011. Т. 2. С. 43–101; Артамонов Ю. А. Кем был основан Михайловский Выдубицкий монастырь в Киеве?//Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. 1 (34). С. 5. Каманин И. М. Сказание о Зверинецком пещерном монастыре во имя св. архистратига Михаила (598–1088). Киев, 1915. С. 6–13; Шевченко Ю. Ю. Христианские пещерные святыни. СПб., 2010. Т. 2: Пещерные святыни христианской Руси: генезис, функционирование, контекст. С. 155–161; Ульяновский В. И. Киевские Зверинецкие пещеры и скит: история в особах. Киев, 2018. С. 12–14. Шевченко Ю. Ю. Христианские пещерные святыни... С. 159; Бобровский Т. А. Гнилецкий Богородицкий монастырь в Киеве//Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия/Под общей ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. М., 2014. С. 190. Бобровский Т. А. Neчephi мohacmыpi й печерне чернецтво в icmopi та kyльmypi cepeдhьobiчhoro Автореф. дис. ... канд. icmop. наук. Кив, 1995. С. 6–9. Уже первое правило Новеллы определяет: «Прежде всего прочего следует сказать о том, что во всякое время и во всякой земле нашей империи если кто-либо захочет основать святой (εαγς) монастырь, то он не вправе делать этого, пока не пригласит боголюбивейшего епископа тех мест, и тот, с молитвой воздев руки к небесам, посвятит то место Богу, водрузив на нем символ нашего спасения (мы имеем в виду чтимый и во истину честной крест).

http://bogoslov.ru/article/6195373

кн. Федором Ивановичем Ярославичем (Теодорович. Историко-статистическое описание. С. 142). К вопросу о Кормчей, которой пользовалась Западнорусская Церковь в этом разделе, митр. Макарий обратился потому, что некоторые более ранние списки Кормчей в то время не были известны, а другие неверно датировались XVI в. В настоящее время, благодаря исследованиям Я. Н. Щапова, можно говорить о широком распространении на Западнорусских землях текста сербской Кормчей св. Саввы, присланной на Русь Киевскому митр. Кириллу. Известные рукописи передают текст этого памятника с разной степенью полноты. Наиболее ранние западнорусские списки этой Кормчей относятся к сер.— 2-й пол. XV в., к их числу принадлежит и упомянутая митр. Макарием рукопись (Рум., 232), которая датируется в настоящее время 70–80 гг. XV в. (Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. С. 153, 264–269). Кроме того, как установил Я. Н. Щапов, здесь имел хождение ряд списков Кормчей русской редакции, отражающих особый извод, созданный в XIII в. в Галицко-Волынском княжестве (все известные списки восходят к рукописи, написанной в 1286 г. для волынского князя Владимира Васильковича). Наиболее ранние из списков Кормчей такого рода также датируются XV в. (там же. С. 209–212, 270–272). Источник, легший в основу этого извода, позднее был использован для создания на Западнорусских землях новой редакции Кормчей, где он был дополнен рядом статей из более поздних русских редакций. Именно эта, Лукашевичская, редакция получила здесь наиболее широкое распространение (Собрание И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича/Сост. Я. Н. Щапов. М., 1959). Особого упоминания заслуживает рукопись Кормчей последней трети XV в., находящаяся ныне в Ягеллонской библиотеке в Кракове, которая, по-видимому, принадлежала собору св. Софии в Киеве (Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси. XI–XIV вв. М., 1972. С. 223). Евангелия из Нобли и из Елени находятся в Центральной Научной библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе (Добрянский.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

108 . Филарет (Вахрамеев), митрополит. Установление Христианства на Руси.//Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986. Материалы. М.,1987. 109 . Флоря Б.Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян. М.,1992. 110 . Хабургаев Г.А. Этнонимия Повести временных лет в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М.,1979. 111 . Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М.,1981. 112 . Черепнин Л.В. повесть временных лет, ее редакции и предшествующие ей летописные своды.//Исторические записки, 1948, 113 . Чубатый М. Icmopuя Християнства на Pycu-Ykpaihi, Рим – Нью-Йорк, 1965, т.1. 114 . Шабатин И.Н. Основные проблемы раннего Христианства в нашей стране. Загорск. МДА. 1965 (машинопись). 115 . Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. 116 . Шлёцер А.Л. Представление всеобщей истории. М.,1791. 117 . Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII. М.,1989. 118 . Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси.//Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965. 119 . Щапов Я.Н. Церковь и становление древнерусской государственности.//Вопросы истории, 1969, 120 . Щапов Я.Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М.,1972. 121 . Щеглов А.Н. Раннеславянские поселения на Тарханкутском полуострове Крыма.//Советская археология, 1970, 122 . Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи).//Русский город, 1984. Вып.7. 123 . Янин В.Л. Печати Древней Руси X-XV вв. М.,1970. Список использованных сокращений БТ – Богословские труды. Сборник. Издание Московской Патриархии. ВВ – Византийский Временник. Сборник. Издание Российской Императорской Академии Наук; Академии Наук СССР; Российской Академии Наук. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Труды КДА – Труды Киевской Духовной Академии. Журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во втором из них, от 7 мая 1859 года, Вы увидите развитие понятий о «вопросе», точь-в-точь тех же, какие развиты в Манифесте. В Манифесте с первого слова до последнего выражен принцип монархический — залог общественного порядка и благоденствия России. Слава и хвала Богу, хранящему Россию! Хранение Богом России явствует для всякого, способного видеть, из Манифеста [ 1266 ]. Личность профессора А. П. Щапова также вызывала пристальный интерес обоих оппонентов, тем более что вскоре его имя стало известно всей России. Щапов все более сближался с либерально-демократическими кругами. С 1860 г. он, оставаясь в звании бакалавра Духовной академии, одновременно читает лекции в Казанском университете, пользующиеся успехом у молодой аудитории. В апреле 1861 г. студенты Казанской духовной академии и Казанского университета организовали демонстративную панихиду по убитым при усмирении крестьянского выступления в селе Бездна. Присутствовавший на панихиде Щапов выступил с речью, в которой христианское учение трактовалось им как политическая демократическая доктрина. Это дело получило широкую огласку. Щапов был арестован, но затем взят на поруки управляющим Министерством внутренних дел графом П. А. Валуевым и определен им на службу в свое Министерство. Св. Синодом в отношении Щапова было принято чисто формальное решение об отстранении его от должности и исключении из духовного звания. Однако по представлению Главного комитета Государь Александр II распорядился выслать Щапова в монастырь [ 1267 ]. Случайно или нет, местом пребывания опального профессора был выбран Николо-Бабаевский монастырь Костромской губернии — тот самый монастырь, куда только что прибыл святитель Игнатий, оставивший управление Кавказской епархией и по его просьбе отправленный на покой в эту обитель, где он и провел свои последние годы. Вот как прореагировал Владыка на это распоряжение Св. Синода (в письме к брату П. А. Брянчанинову от 15 января 1862 г.): Сюда назначили г. Щапова для вразумления его. Какая поздняя мера! Когда сочинения его разошлись по России, выли читаны, а вероятно, и теперь читаются большинством с восторгом и увлечением; когда Щапов дело свое вполне совершил, — тогда присылают его в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Шустова Ю.Э. Взаимоотношения Львовского Успенского братства с властными структурами Речи Посполитой в конце XVI–XVIII веках//Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т. 1. С. 125–131. Шустова Ю.Э. Типология происхождения братств Украины//Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т. 1. С. 113–116. Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978. Щапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной республики. Т. 1–2. М., 1976. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X-XIV вв. М., 1972. Щапов Я.Н. Памятники церковного права IX–XIII вв. Древней Руси и славянских стран (опыт сравнительно-исторического изучения)//Исторические записки. Т. 107. М., 1982. Юбилейное издание в память 300-летия основания Львовского ставропигиального братства. Т. 1. 1886. Юзефович М. Предисловие//Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. Киев, 1859. Яворский Ю.А. Ветхозаветные библейские сказания в карпато-русской церковно-учительной обработке конца XVII в. Ужгород-Прага, 1927. Яковенко С.Г. Брестская церковная уния: политические и идеологические аспекты (вт. пол. XVI в.). Автореф. дис. ... канд. историч. наук. Москва, 1987. Яковенко С.Г. Донесения папских нунциев как источник по истории Восточной Европы (50-е – 60-е годы XVI в.). Структура и типология//Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. Сб. научных трудов. Под ред. Б.М. Клосса. М., 1989. С. 131–146. Яковенко С.Г. Переписка папских нунциев в Речи Посполитой (вторая половина XVI в.). Изучение и публикация источников. Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сб. статей. М., 1989. С. 78–95. Яковенко С.Г. Православная иерархия Речи Посполитой и планы церковной унии в 1590–1594 гг.//Католицизм и православие в Средние века (Славяне и их соседи. Вып. 3). М., 1991. С. 41–58. Яковенко С.Г. Проекты перенесения патриаршего престола в пределы Речи Посполитой (80-е годы XVI в.)//Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 318–321.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Die Metropoliten und Fürsten der Kiever Rus’//Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). München, 1982. S. 281; Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 39–40). См. коммент. См. коммент. Так как кафедральный собор св. Софии в Полоцке с большой вероятностью датируется сер. XI в. (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 94), то учреждение епископии здесь надо отнести к предшествующему периоду. В Турове же кафедра появилась не позднее нач. XII в., так как поставленный в 1144 г. Туровский епископ Иоаким имел, по крайней мере, двух предшественников (Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 199); методом исключения можно также прийти к выводу, что летописное сообщение о поставлении в 1114 г. епископа Кирилла имеет в виду именно Туровского владыку (ПСРЛ. 2-е изд. Л., 1928. Т. 1. Стб. 290). Есть даже данные, позволяющие предполагать, что основание Туровской епископии произошло столетием раньше (Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине//Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 255–256, 271). Вряд ли возможно согласиться с предположением (впрочем, весьма осторожным) митр. Макария, что Галицкая и Перемышльская епископии возникли при св. Владимире или Ярославе Мудром — в то время оба города не имели еще значения политических центров (возвышение Галича относится только к княжению здесь Владимирка Володаревича, т. е. к 1140-м гг.). Видимо, в 40-е гг. XII в. в Галиче и появилась епископия (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 50–51). В летописях Галицкий епископ упомянут впервые под 1156 г. (ПСРЛ. М.–Л., 1963. Т. 25. С. 63). Еще сложнее вопрос о Перемышльской кафедре, первое достоверное упоминание о которой относится уже к 1220 г. (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.–Л., 1950. С. 60, 261). Относительно времени учреждения епископии мнения исследователей расходятся. Так, А. Поппэ высказывается в пользу 1219/1220 г. (Poppe A. Die Metropoliten und Fürsten. S. 281), но есть известные основания полагать, что Галицкая кафедра (если она действительно возникла при Владимирке Володаревиче) была перенесена из Перемышля, где она образовалась, возможно, в правление отца Владимиркова князя Володаря Ростиславича, построившего в Перемышле собор в честь св. Иоанна Предтечи (1119) (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 40–41).

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010