Студент, потерявший место вследствие долговременной болезни или семейных обстоятельств, сохраняет за собой стипендию, которою пользовался». Определили : 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении выработанных комиссией правил относительно распределения казённых и частных стипендий между студентами академии, по окончании каждого учебного года, соответственно оказанным ими успехам в науках. 2) Применение правил, в случае благоприятного разрешения означенного ходатайства, начать с будущего 1897–1898 учебного года. XVI. Прошение профессорского стипендиата академии, кандидата богословия, Николая Покровского. «Имею честь обратиться к Совету академии с нижеследующей покорнейшей просьбой. В родной мне Тульской семинарии открывается кафедра преподавателя по догматическому, нравственному и основному богословию. За отсутствием свободных профессорских кафедр в МДА, я усердно просил бы Совет академии ходатайствовать пред Учебным Комитетом при Святейшем Синоде об определении меня на означенное место в Тульской семинарии». Справка : 1) По определению Совета академии от 4 мая минувшего года, утверждённому Его Высокопреосвященством, кандидат богословия Николай Покровский оставлен при академии на год (с 16 августа 1896 года) для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр, с производством ему содержания в размере 457 р. 33 к. в год. Кроме него для той же цели оставлены при академии кандидаты богословия Владимир Тихомиров и Иван Успенский. 2) Свободных преподавательских кафедр в настоящее время в академии не имеется. Определили : Ходатайствовать пред Учебным Комитетом при Святейшем Синоде о назначении профессорского стипендиата Николая Покровского на открывающуюся в Тульской духовной семинарии должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия. —18— XVII Прошения: а) кандидата академии LI курса Николая Веселовского: «Сим честь имею покорнейше просить Совет академии выдать мне моё кандидатское сочинение под заглавием „Догматическое учение Св. Амвросия Медиоланского “ на трёхмесячный срок, с целью обработки некоторых его отделов для печати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. почитался в Москве как подвижник и молитвенник. Было опубликовано несколько его проповедей. Похоронен в Москве в Крутицком архиерейском доме, в усыпальнице под Никольским придельным храмом при ц. Воскресения словущего. Б-ка архиерея по завещанию поступила в Крутицкую семинарию. После смерти И. к его гробнице, до 1816 г. открытой, приходили богомольцы. На стене перед склепом имелась надпись, содержавшая сведения о его жизни и подвигах. В 30-х гг. XX в. храм был перестроен под жилое помещение, погребение И. утрачено. 5 окт. 1987 г. И. был канонизирован в лике местночтимых Тульских святых, во Всехсвятском соборе Тулы состоялся чин прославления Собора Тульских святых. Была написана икона Собора Тульских святых и составлено посвященное им богослужебное последование. 8 мая 2008 г. Свящ. Синод УПЦ постановил включить И. в Собор Святогорских святых, тогда же было утверждено иконописное изображение, тропарь и кондак Собору Святогорских святых. 12 июля того же года в Успенском соборе Святогорской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры состоялся чин прославления Собора Святогорских святых, торжество возглавил Предстоятель УПЦ митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . Соч.: Слово в Неделю шестую по Пасхе. М., 1742; Слово в день рожденья [вел. кн.] Петра Федоровича. М., 1744; Слово на Новый год. М., 1747; Слово на тезоименитство имп. Елизаветы Петровны. М., 1748. Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 239, 641; Т. 2. С. 353; Т. 6. С. 879, 893; Снегирёв И. М. Рус. старина в памятниках церк. и гражданского зодчества. М., 1848. Тетр. 1. С. 61-62; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852-1858. Т. 1. С. 126; Т. 3. С. 273; Святогорская Успенская общежительная пуст. М., 1867. С. 22-23; ОДДС. Т. 3. 37, 38; Т. 4. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 131, 147, 165, 168, 644, 971, 1037; Ист. описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нее памятников Успенско-Крутицкого собора крестового храма и надвратного Крутицкого терема. М., 1893. С. 76-77; Медведев-Таврический А., прот. Благословенный лик Придонья. Липецк, 1999. Ч. 1. С. 141-142.

http://pravenc.ru/text/389119.html

" Далее перечисляются 28 фамилий. Данные о количестве художников, потрудившихся над внутренним убранством Успенского собора, расходятся. Если в соборе, было упомянуто 28 человек (уже не мало, прямо скажем), то в документе, хранившемся до революции в соборной ризнице, их число возрастает до 36-ти. Что это? Ошибка писца? История, к сожалению умалчивает. Постройка нового обширного собора в Туле была произведена как нельзя более своевременно. Спустя несколько лет город стал центром губернии. Центром Тульского наместничества (с 1796 года преобразованного в губернию) Тула стала в 1777 году. Незадолго до того, в 1772-1776 годах близ Успенского собора возвели " колокольню в 4 яруса " , весьма нарядную, уже в новейшем - в отличие от самого собора - вкусе. Туляки гордились ею, а местные краеведы не без тщеславия заявляли, что она есть " лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих губернских городах русских " . В нижнем ярусе колокольни " тщанием и иждивением тульского купечества " в 1778 году устроили тёплый храм во имя св. Тихона Амафунтского. Это было вызвано настоятельной необходимостью: Успенский собор не отапливался, служили в нём лишь от Пасхи до Покрова. Соборная звонница подбиралась постепенно, и к середине XIX века её составляли двадцать два колокола, самый большой из которых весил 679 пудов (около 11 тонн). Почти все колокола изготавливались именно для тульского собора, о чём свидетельствовали соответствующие надписи на них. Но были и весьма любопытные исключения. Так, на одном из колоколов (четвёртом по величине) надпись гласила: " Города Вологды церкви Святых Жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустаго и преподобнаго Александра Свирскаго, состоявшаго за рекою Вологдою. Лит в поминовение Вологодскаго купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п. " . В 1880-е годы вологжане заинтересовались загадкой " своего " колокола, очутившегося в Туле. Проведя расследование, они обнаружили две причины, которые могли послужить к его переезду в другой конец России.

http://sobory.ru/article/?object=00829

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

56 Станция Веженка в начале XX в. Рязанско-Уральской железной дороги по направлению Смоленск –Богоявленск. В настоящее время разъезд в Белевском районе Тульской области. 75 В октябре 1916 г. Святейший Синод постановил послать архимандрита Петра для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию, но поездка не состоялась. О. Петр был направлен на фронт проповедником, где пробыл до Февральской революции 1917 г., затем приехал в Москву, в Белев он не вернулся. 76 Слово подчеркнуто. На поле напротив пояснение: впоследствии обновленческий митрополит. Текст вписан над строкой. Евдоким (Мещерский; 1 апреля 1869 г.– 22 октября 1935 г.), с 1 августа 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии, в 1912 г. временно управлял Тульской епархией, с 29 июля 1914 г. архиепископ Алеутский и Северо-Американский, с 1918 г. архиепископ Нижегородский, 16 августа 1922 г. уклонился в обновленчество (Обновленческий раскол. М., 2002. С. 746–750; История иерархии Русской Православной Церкви. С. 501, 502). 78 Макариева Жабынская Введенская пустынь, в 7 верстах от Белева, основана в 1585 г., закрыта 7 сентября 1921 г., возобновлена в 1991 г. 80 80 Георгий Иванович Шавельский (1871–1951 гг.), с 1911 г. протопресвитер Русской армии и флота. На Поместном соборе 1917–1918 гг. выдвигался кандидатом в Патриархи. Принимал участие в Белом движении. 83 Далее на с. 2–3 зачеркнуто: в котором он писал [«писал» вписано над строкой вместо «рассказывал»], как служил литургию для солдат на [«на» вписано над строкой вместо «под»] открытом воздухе. Потом уже начали развал. Помню одно его письмо в ноябре. 84 Желтиков Успенский мужской монастырь располагался в 4 верстах к западу от Твери на левом берегу реки Тьмаки, основан в 1394 г. свт. Арсением, епископом Тверским, закрыт в начале 1920-х гг. 88 Хиротонию архимандрита Петра во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, 15 февраля 1919 г. возглавил Патриарх Московский и всея России св. Тихон. 93 Нектарий (Тихонов ; 1853–1928 гг.), прп., с 1873 г. в Оптиной пустыни, 14 марта 1887 г. пострижен в мантию, 19 января 1894 г. рукоположен во диакона, через 4 года во иерея. Имел многочисленных духовных чад, для которых был старцем. После закрытия монастыря арестован, затем жил в селе Холмищи, где и скончался. 16 июля 1989 г. состоялось обретение мощей прп. Нектария, которые в настоящее время почивают в раке в западной части Амвросиевского придела Введенского собора Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

Определены принципы распределения финансовой ответственности епархий Тульской митрополии 5 января, 2012. Новостная служба 4 января 2012 года в Тульском епархиальном управлении под председательством митрополита Тульского и Ефремовского Алексия прошло первое заседание Архиерейского совета Тульской митрополии. 5 января. ПРАВМИР. 4 января 2012 года в Тульском епархиальном управлении под председательством митрополита Тульского и Ефремовского Алексия прошло первое заседание Архиерейского совета Тульской митрополии, сообщает Патриархия.ru . В работе совета приняли участие епископ Белевский и Алексинский Серафим и секретарь Архиерейского совета протоиерей Павел Савельев. В ходе заседания было зачитано «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», утвержденное на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. В соответствии с Положением была сформирована повестка дня. Архиерейский совет определил принципы распределения финансовой ответственности епархий Тульской митрополии, были установлены пожертвования каждой епархии на нужды Московской Патриархии и Тульской духовной семинарии. Также был утвержден план проведения общих для епархий митрополии мероприятий: ежегодных областных Рождественских чтений, дней православной книги, празднования памяти святых Тульского края и др. Для координации духовно-просветительской, миссионерской, молодежной и благотворительной деятельности епархий Тульской митрополии (п. 2 «Положения о митрополиях Русской Православной Церкви») Архиерейский совет утвердил график проведения в 2012 году совещаний сотрудников епархий митрополии, отвечающих за социальное, катехизическое, молодежное и миссионерское служение, информационно-издательскую работу, взаимодействие с органами власти и общества. На заседании были также определены кафедральные соборы епархий: храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Ефремова, Троицкий храм г. Белёва, Свято-Успенский храм г. Алексина. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/opredeleny-principy-ra...

Отец Алексий Лысиков Другая икона святого благоверного князя Александра Невского была пожертвована в храм села Себино в память об отмене крепостного права, а надпись на иконе так и гласила: «Сия икона пожертвована Журишанским обществом в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861-м году 19 февраля покойным Государем Императором Александром Николаевичем». Хранится в храме Успения Пресвятой Богородицы и икона «Взыскание погибших», но это копия образа, написанного по заказу Матронушки. Подлинник ныне находится в Свято-Успенском мужском монастыре города Новомосковска Тульской области. Одну из своих икон Иисуса Христа завещала передать после своей смерти в Успенский храм села Себино автор-составитель книги «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны» Зинаида Владимировна Жданова, что и было выполнено. На территории Свято-Успенского храма установлен памятник священнику отцу Василию Троицкому, крестившему Матронушку. – Многие ошибочно полагают, что это и есть могила батюшки, но это памятник, – объяснила Раиса Федоровна. – Службы в нашем храме совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням, – рассказывает отец Алексий. – В 7 часов 45 минут начинается Исповедь, а сразу после ее окончания идет чтение часов. В дни служб в храме собирается до 200 человек, а в дни памяти святой Матроны – еще больше. Как устроиться на работу к Матронушке? Конечно, в ходе общения со своими новыми знакомыми мне хотелось выяснить, а как люди попадают в Себино и остаются здесь надолго? Отец Алексий окончил Тульскую духовную семинарию и 9 лет уже трудится в сане священника. До этого был настоятелем прихода в городе Узловая Тульской области. – Весть о моем назначении в храм села Себино прилетела внезапно, и произошло это в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». С тех пор уже миновало четыре года. – Каково это, батюшка – служить в храме, который посещала Матрона? – В этом месте трудиться благодатно, – кратко отвечает отец Алексий. Матрона в Москве в 20-30 гг 20 века Старейшая работница храма Раиса Федоровна поделилась, что родилась она в 1934-м году на Украине, но вся жизнь ее прошла на Тульской земле, в городе Узловая.

http://pravoslavie.ru/121023.html

По окончании средней школы в Туле он был призван в ряды Советской армии и зачислен в Тульское военное училище, из которого выбыл на фронт в 1942 году. Воевал рядовым под Сталинградом. Получив ранение, был направлен в военный госпиталь, откуда, после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался в Тулу. В сентябре 1944 года поступил на первый курс Тульского механического института. Будучи студентом, он нес послушание в качестве иподиакона при архиерейских богослужениях. В октябре 1946 года был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 году Николай Кутепов выбыл из числа студентов Механического института и начал подготовку для поступления в Духовную семинарию. В сентябре 1950 года поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 году. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря Тульского архиепископа и в 1953 году был принят в клир Вологодской епархии в качестве сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе, а 12 июля того же года рукоположен в сан диакона с назначением к Казанской церкви г. Устюжны. В 1954 году диакон Николай поступил на первый курс Ленинградской Духовной академии, которую окончил в июле 1958 года. По окончании академии кандидат богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 года был назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской Духовной семинарии, а в ноябре 1959 года рукоположен в сан священника. 20 декабря 1959 года о. Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры перед ее закрытием, и был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 10 сентября 1961 года постановлено быть иеромонаху Николаю епископом Мукачевско-Ужгородской епархии. В 1963 году Преосвященнейший Николай был переведен решением Святейшего Патриарха на Омскую кафедру, с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 году - в Ростов-на-Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского. В 1970 году владыка Николай был назначен на Владимирскую кафедру с титулом епископа Владимирского и Суздальского, которую возглавлял до 1976 года. 9 сентября 1972 года возведен в сан архиепископа, в 1976 году - переведен в Калужскую епархию (с титулом Калужский и Боровский) за поддержку протестов верующих во Владимире в связи с временным закрытием Успенского собора XII в. для реставрации фресок. Верующие боялись, что церковь к ним больше никогда не вернется, как это часто случалось с церквами и монастырями, включая Киево-Печерскую Лавру. По-видимому, архиепископ Николай разделял эти опасения, хотя деньги на реставрацию поступали по большей части от Церкви. В данном случае дело обернулось иначе: собор вернули для регулярных служб в 1979 г. по завершении обширного ремонта и реставрации. Но случилось бы это, если бы не шум, поднятый верующими?..

http://pravoslavie.ru/7468.html

В пользу храма получаются % с 4658 р. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Причт получает ежегодно % 288 р. 73 к. с капитала положенного в пользу его. Церковной земли имеется: усад. 2447 с., полевой 28 1/2 д., сенокосной 8 1/2 и неудобной 1 д. 1452 с.; усадебная земля разделена на 11-ть усадебных мест, из коих за два усад. места причт получает доходу 30 р. в год и за одно 40 р. Кроме того, церковный дом приносит причту дохода 120 р. С 1894 г. при церкви открыто церковно-приходское училище. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 38 До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. Но в жизни храма были и белые, и черные полосы. Николо-Зарецкая церковь строилась в 1730-1734 годы. До этого времени церквушка за рекой была деревянной. Средства на строительство каменного храма были выделены сыном великого металлозаводчика Никиты Демидова, Акинфием. Вскоре храм стал главным духовным кормильцем тульских мастеровых: четверо из пяти его прихожан были оружейниками. Какого именно архитектора пригласил на строительство храма всемогущий Акинфий, неизвестно. Но так как Демидовы были очень богатыми люди, можно предположить, что создателем храма был столичный зодчий. Демидовская церковь и по форме, и по декору отличается от других тульских храмов. Гладкие стены просто, но изящно украшены в стиле петровского барокко. Расцветка здания в фисташковый и белый цвета придавала церкви почти столичную нарядность. И правда, церковь внешне напоминает больше дворец, нежели храм, здесь чувствуется рука большого мастера! От многих других тульских церквей Николо-Зарецкая отличается и тем, что она двухэтажная (в Туле еще два двухэтажных храма: Свято-Успенский и Всехсвятский кафедральные соборы). Из-за этого у храма есть несколько названий. Так, нижний этаж был освящен в честь Николая Чудотворца. Поэтому, а еще и потому, что стоит церковь за рекой, ее назвали Николо-Зарецкой. Верхний же этаж освящен в честь праздника Рождества Христова – отсюда и второе название Христорождественская.

http://sobory.ru/article/?object=00828

«I. Согласно постановлению Губернской Ликвидационной Комиссии от 19/XI-1921 года, основанному на общем постановлении Губисполкома от 7/XI-1921 г. за 82 о ликвидации монастырей Тульской губернии, была ликвидирована Николо-часовня в городе Туле. При обсуждении этого вопроса Полномочной Комиссией ВЦИК, в заседании от 25/XI-1921 г., выяснилось, что Николочасовня, как один из самых древних храмов города, для широких религиозно-настроенных масс является предметом почитания, в силу религиозных традиций. Об открытии храма имеется ряд заявлений, носящих массовый характер». Принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия постановила: «Постановление Тульской Губернской Ликвидационной Комиссии по ликвидации монастырей от 19 ноября 1921 года о закрытии Николочасовни – отменить... и разрешить сдать этот храм по договору группе верующих лиц, возбуждающих просьбу об его открытии...». Если бы разъяснение кончалось на этом, то нельзя было бы не признать, что справедливость восторжествовала. Однако далее точно указано, что разрешение это будет иметь силу лишь «при условии, если эта группа выполнит взятое на себя обязательство отремонтировать одно или ряд зданий для нужд Губоно, по своим размерам в общей сложности равняющихся Николочасовне» (25-го ноября 1921 года, 314). Излишне пояснять, насколько такое требование законно и сколь легко выполнимо оно для обнищавшего населения. Этот способ, ведущий, в конце концов, к почти неизбежной «ликвидации» храма, является излюбленным. «II. Бывшие монахини Успенско-Иверского монастыря Гродненской волости Винёвского уезда Тульской губернии обратились в ВЦИК с ходатайством об отмене ликвидации Борщевской трудовой коммуны. Полномочная комиссия ВЦИК, рассмотрев это дело в своём заседании от 24-го ноября 1921 года, установила, что названная коммуна организована 26-го августа из бывших монашек Борщевского монастыря, что Борщевская коммуна находится в Губколхозе на счету образцового коллектива, существующего по нормальному коммунальному уставу, и что Губколхоз считает ликвидацию её, как отвечающей вполне требованиям коллективного строительства, нерациональной, а потому Полномочная Комиссия ВЦИК постановила: ликвидацию Борщевской Коммуны, произведённую Венёвским Уисполкомом без согласия на то Губземотдела, считать неправильной»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010