Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

свящ. Михаил Благонравов 31. Архиепископ Афанасий Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский, в мире Александр Васильевич Борисов, был сын священника Тульской губ., Белевского у села Умриненков; обучался в Тульской семинарии, из филосовского класса которой был послан в Московскую духовную академию. Обучаясь в академии, он принял монашество 16 декабря 1823 г. и посвящен в иеродиакона. По окончании курса был назначен преподавателем той же академии 20 октября 1824 г., а 21 ноября рукоположен в иеромонаха. 23 августа 1828 г. был назначен ректором Пензенской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. Затем был ректором семинарии Костромской (с 1829 г.), Рязанской (с 1837 г.) и Херсонской (с 1840 г.) 14(21) апреля 1841 г. определен на должность ректора С.-Петербургской духов. академии, с поручением управлять Ростовским Богоявленским Авраамиевым монастырем. 15 августа 1842 г. посвящен в епископа, викария Подольской епархии, с оставлением в должности ректора академии. 13 января 1847 г. Высочайшим указом повелено ему быть епископом Саратовским и Царицынским. 15 апреля 1856 г. он переведен на Астраханскую кафедру, а 23 марта 1858 г. пожалован саном архиепископа. Указом от 6 апреля 1870 г. по прошению, вследствие разстроенного здоровья, Всемилостивейше уволен на покой с пенсией в 1500 руб. (но управлял епархией до 19 июля того же года). Местом жительства на покое архиеп. Афанасий избрал Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь, где и скончался 7 декабря 1876 г.; погребен в нижнем Успенском соборе. Архиеп. Афанасий, по отзыву знаменитого Херсонского архиеп. Никанора, «был если не чудо по учености, по громадности смысла, то – явление феноменальное, в своем роде исключительное.... это был гигант мысли и знания, особенно же последнего». Будучи еще воспитанником Тульской семинарии, он отличался своими выдающимися способностями и стоял, как говорится, целой головой выше не только своих товарищей, но и старших воспитанников; поэтому он был послан в духовную академию за два года до окончания курса в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тула. Успенский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Местом, где находился Успенский женский монастырь, была городская площадь, точнее - площадь в «деревянном городе». Тула имела три города, т.е. укрепления, а именно: каменный, иначе - кремль, построенный от 1514 до 1521 г., около него - деревянный и еще далее - земляной. Городская площадь находилась между стенами - южной кремля и северной «деревянного» города. Площадь прилегала к южной стене кремля, против которой и был построен Успенский монастырь. Что касается даты образования монастыря, то было донесение настоятельницы Тульского Успенского женского монастыря игуменьи Магдалины игумену Филадельфию: «Тульский Успенский девичий монастырь, общежительный, в каком году устроен оный, того не известно, по причине бывшаго в 1836 г. в г. Туле громадного пожара, истребившаго монастырские документы, хранившиеся в сгоревшей в то время настоятельской келии; имеется впрочем указание, что сей монастырь построен государем Царем и Великим князем Алексеем Михайловичем в 1644 г., ибо в писцовой книге Тульского посада сказано: «монастырь девичий строение государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича». Существуют несколько указаний. В Писцовой книге 1587 г. говорится: «И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича…Тульские писцы… отмерели под новый девичь монастырь … ». А в Писцовой книге 1685 г. при описании «деревянного города» в Туле сказано: «Монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича…». Есть положительное известие, что до 1649 г. монастырь уже существовал. В «Выписи с строенных Тульских книг» строителя тульского посада стольника Трофима Хрущева упоминается эта обитель под 1649 г. Царь Алексей вступил на престол в 1645 г., а если Успенский монастырь в 1649 г. уже существовал, следовательно он был построен в первые годы правления Алексея Михайловича, т.е. между 1645-1649 гг. В 1657 г. по ходатайству царского духовника протоиерея Лукьяна Кирилловича обители была дана рента (денежная годовая руга), которая выдавалась матери – игуменье из таможенных доходов казны. Также, монастырь материально поддерживал царь Алексей Михайлович. Однако несмотря на это обитель постоянно бедствовала.

http://sobory.ru/article/?object=05523

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

епископ Никодим (Казанцев) Предисловие Преосвященнейший Епископ Никодим родился в 1803 г., 5 Сентября, в селе Комлеве, Русского Уезда, Московской Губернии, от Дьячка Ивана Ивановича Казанцева. Во святом крещении наречен, был Никита. О своем детстве он, 23 Августа, 1872 года, писал вот что: «Я был грудной младенец. На господском дворе нашего села была иллюминация. Мать мои (Евдокия), тогда молодая женщина, упросила своего мужа, а моего родителя, дозволить ей сходить посмотреть иллюминацию, прося его остаться дома и ухаживать за мною. Батюшка укачал меня в люльке: я заснул. Тогда и у него открылось желание посмотреть иллюминацию. Он потихоньку собрался и ушел из дома. «Батюшка не имел осторожности – сперва отыскать матушку, чтоб послать ее домой, и потом уже любоваться иллюминацией: они сошлись случайно. Матушка спросила его обо мне. Батюшка сказал: «Я укачал его; он уснул.» Матушка побежала домой, и нашла меня едва дышащим; я выплакал уже слезы и голос, стонал хрипя и почернел. «Отселе начались страдания и мои и матери моей: я стонал дни и ночи. У матушки от лишения сна при уходе за мною стало меркнуть зрение. «Так проведена осень, зима и часть весны 1803–1804 года. «В мае оба родители мои дали обет сходить пешком в Можайск (25 верст) со мною, и помолиться там пред иконой Святителя Николая, находящеюся в Соборе, обо мне и о себе 1 . По исполнении сего обета я скоро выздоровел, и у матери моей омрачение зрения прошло. «Вместе с родителями моими верю и исповедую, что сие чудесное милосердие Божие совершилось над нами молитвами угодника Божия, Николая Чудотворца, по молитвам родителей моих пред святой иконою его, сущею в Можайском Соборе. «Родитель мой, отпуская меня в школу, когда мне было только семь лет, благословил меня иконой Святителя Николая, хотя не во образ Можайского. Святая икона сия сопутствует мне оттоле и доселе, и я многократно видел и чувствовал покровительство и защиту угодника Божия Николая Чудотворца, что также исповедую крепко и благодарно». Преосвященный воспитывался сперва в Звенигородском Духовном Училище, потом (с 1818) в Вифанской Семинарии, находящейся в трех с половиною верстах к юго-востоку от Троицкой Сергиевой Лавры. В Московскую Академию 2 поступил в 1826-м и окончил курс (седьмой) в 1830 году, 5-м Магистром. В 1829 г., 31 Марта, будучи уже старшим Студентом, пострижен был в монашество; 5 июля посвящен в иеродиакона; чрез год рукоположен был Владыкой Филаретом, Митрополитом Московским, во иеромонаха. По окончании курса, в 1830 году, определен был Инспектором в Тульскую Семинарию, вторым Профессором Богословия и обучающим Еврейскому языку. В 1832 г. переведен в Новгородскую Семинарию Инспектором же и Профессором Философии, в Октябре 1833-го возвращен в Тульскую Семинарию, по прежнему. В 1835 году, 17 Апреля, посвящен был во Архимандрита, определен Ректором Вятской Семинарии и Настоятелем Вятского Успенского Трифонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Магистерский диспут [по поводу работы: Григорий (Борисоглебский), иером. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла. Сергиев Посад, 1892] Источник В актовом зале академии, 31-го августа, в присутствии всех наличных профессоров и студентов и довольно многочисленных сторонних любителей духовного просвещения, состоялся магистерский диспут-коллоквиум исправляющего должность инспектора Московской академии иеромонаха Григория. Публичное заседание, под председательством ректора академии, открыто было в 12 часов дня пением студенческого хора, который исполнил стихиру Апостолу Павлу: «Кая темница не име тебе юзника», после чего секретарем Совета академии прочитаны были краткие биографические сведения о диспутанте (Curriculum vitae). – Магистрант иеромонах Григорий, – в мире Николай Иванович Борисоглебский, сын священника соборной Успенской церкви города Новосиля, Тульской губернии, родился 19-го марта 1867-го года. После первоначального обучения в Новосильском уездном и Ефремовском духовном училище, он получил дальнейшее образование в Тульской духовной семинарии, по окончании курса которой послан был в Московскую духовную академию, где и обучался четыре года, слушая кроме наук общеобязательных богословских и философских, предметы второй параллельной исторической группы. Будучи студентом четвертого курса, 25-го февраля 1891 года, он был пострижен ректором академии архимандритом Антонием, в монашество, причем ему наречено было имя Григория, в честь святого Григория Богослова . В том же году, 16-го марта, преосвященным Виссарионом, тогда епископом Дмитровским, он был рукоположен в иеродиакона. – По окончании академического курса со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, о. Григорий, по определению Совета от 5-го июня 1891 года, оставлен был на годичный срок при академии, в качестве профессорского стипендиата для приготовления к замещению вакантных кафедр, а 12-го того же июня Высокопреосвященнейшим Иоанникием, тогда Митрополитом Московским и Коломенским, рукоположен в иеромонаха. – Февраля 24-го 1892 года. Совет Московской академии избрал иеромонаха Григория исправляющим должность доцента по кафедре нравственного богословия, освободившейся вследствие перехода профессора П.И. Казанского на кафедру истории философии, а 20-го мая Святейший Синод назначил о. Григория исправляющим должность инспектора Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Скачать epub pdf Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель. На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни. Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев – Андрей – впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 г. поступил в Московскую Духовную академию. Его преподавателями были архим. Филарет (Гумилевский) , иером. Филофей (Успенский), иером. Платон (Фивейский) , протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым) ; 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея. По окончании академии с 1842 г. преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 г. был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником (17 дек. 1843), палицей (6 янв. 1846), наперсным золотым крестом (22 мая 1847) и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиеп. Херсонского свт. Иннокентия (Борисова) . 30 июля 1849 г. отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 г. назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Н.Г. Коршунова Скачать epub pdf Рубеж XIX – XX веков был отмечен вспыхнувшим интересом к русской старине. Возникали многочисленные общества любителей русской истории (Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, Общество Возрождения художественной Руси, Комиссия по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих и т.п.), выходили журналы, где главной темой было исследование русской культуры (Русская старина, «Старые года», «Столица и усадьбы»). Благодаря невиданному до сих пор энтузиазму краеведов было собрано колоссальное количество материалов по истории  губерний и городов. Учитывая последующие разрушительные для русской культуры события, этот бурный процесс накопления знаний об отечественной истории и широкая издательская деятельность приобретают для нас особое значение. Тенденции времени ярко проявились в жизни архивиста, доктора теории и истории искусств, доктора богословия А. И. Успенского (1873–1938). Делом жизни этого, по характеристике современников «замечательного по своей энергии» человека, было изучение «русской старины» и просвещения русского народа. Александр Иванович Успенский родился 8 марта 1873 года в с. Венев Монастырь Тульской губернии в семье приходского священника. Он приходился племянником писателям Глебу Ивановичу и Николаю Васильевичу Успенским 1 . А. И. Успенский был энергичным и деятельным человеком, что проявилось уже в студенческие годы (1894–1899), когда он параллельно учился в Санкт-Петербургской духовной Академии и в Санкт-Петербургском археологическом институте. После окончания  учебы он был приглашен на должность архивариуса в Московское отделение Общего архива Министерства Императорского Двора (МООАМИД), где проработал большую часть своей жизни 2 . В Москве начался бурный расцвет его творческой и общественной деятельности. Круг документов, с которыми пришлось работать молодому исследователю, определил его научные интересы. Богатейший исторический материал по истории Московского Кремля позволил ему в первый же год работы затеять большой проект по изданию серии книг посвященных этому ансамблю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

(Святоша, Святослав Давидович) († ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии , 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский. Н. был старшим сыном черниговского кн. Давида Святославича (1097-1123). Свои имена - династическое и христианское - Н. унаследовал от деда, киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (1073-1076), крестильное имя которого известно по показаниям Любечского синодика ( Зотов. 1892. С. 24, 33). Эта пара мирского и христ. имен перешла не только к Н., но и к его двоюродному брату Святославу (Николаю) Ольговичу ( Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 593-594), что свидетельствует о политических амбициях, которые имели относительно своих сыновей Давид и Олег Святославичи ( Литвина, Успенский. 2006. С. 425). Современники не только называли Н. полным именем - Святослав («…пострижеся Святослав сын Давыдов внук Святославль» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281 (1106/07)), но и использовали его уменьшительную форму - Святоша («Святоша же и Путята прияста град и посадиста посадника Святополча Василя» - Там же. Стб. 272 (1097)). Происхождение антропонима «Святоша» имеет разные объяснения. Предполагают, что он появился после пострижения Н. и был связан с его благочестивой жизнью в Киево-Печерском монастыре (так считал, напр., Н. М. Карамзин ), а затем, уже задним числом, был использован летописцем при описании предшествующих событий. Более вероятно, однако, др. объяснение: Святоша - это гипокористика от имени Святослав («маленький, младший Святослав»), появление которой было вызвано необходимостью отличать молодого княжича от его прославленного деда - основателя черниговской ветви Рюриковичей. Киево-Печерский патерик (КПП) называет святого, за малым исключением, Святошей. Как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, это имя, к-рое князь «носил с юности, замечательным образом подошло к избранному им монашескому пути» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 442).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010