При отсутствии прочих атрибутов принадлежности к духовому званию именно длинные волосы, бывшие всегда «при себе», обличали в мужчине священнослужителя. Вот характерное описание из сельской жизни: «На пашне причт мой отличить от мужика нельзя было ничем, такая же плохенькая лошаденка, такой же кафтанишко, сапожишки и пр.; единственное отличие – что из-под шляпенки выбивались прядями долгие волосы» (Розанов 1882: 63). В повседневной жизни священники заплетали косы и укладывали волосы в пучки. С лишением сана волосы обрезались (Малеин 1910: 7). В поисках благочестивости Чтобы понять причину дошедших до нас споров вокруг власоращения, следует, прежде всего, помнить, что изменения эти принадлежат к области обычая, традиции. И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. (Это, в частности, объясняет те затруднения, с которыми связано определение точного времени изменений в прическе.) Критерий, который определял приемлемость перемен, был в большей степени критерием благочестивости. Принятая среди русских священников новая манера обращения с волосами была «хороша» уже в силу своего происхождения с православного Востока, от монашества. Однако для утверждения ее как бесспорно благочестивой требовались основания. Ситуация усугублялась тем, что против власоращения существовали серьезные доводы. Главный из них – слова апостола Павла: «Не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала» ( 1Кор.11:14–15 ). Это последнее наставление более всего требовало аргументированных объяснений и всегда служило отправной точкой для критики длинных волос со стороны оппозиционеров (от старообрядцев до баптистов). Оно заставляло тревожиться и представителей официальной церкви, как мирян, так и священнослужителей, желавших знать, «не в противность ли наставлению Апостола Павла» «правило растить власы». Были и другие весьма веские причины оспаривать благообразие длинных волос: библейская заповедь священникам «и головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» ( Иез.44:20 ), апостольские постановления 6 , 96е правило Трулльского собора 7 (с толкованием на него Зонары и Вальсамона) и творения святых отцов, изобилующие примерами, осуждающими власоращение 8 .

http://azbyka.ru/oblik-russkogo-svyashhe...

Разделы портала «Азбука веры» Вдова — статус женщины после смерти супруга; церковный чин. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков.  Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Поставляемы на служение были епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Гюстав Доре. Грош вдовы ( Мк.12:41-44 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от прочих прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы, и заботятся об украшении церкви (На 1Кор. Часть 30). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. члены сестричеств. «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» ( 1Тим.5:9-11 ).  Канонические правила о церковных вдовах: Карф. 38(47) ; Василия Вел. 18 и 24 . Последнее упоминание о церковных вдовицах в канонах содержится в 40м правиле Трулльского Собора (691–692). Цитаты о вдове «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». 1Кор.7:39-40 «Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные». свт. Иоанн Златоуст Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vdova

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. У меня такой вопрос. Будучи верующей, я вышла замуж за крещеного мужчину, который позиционирует себя как атеист. Венчания не было. До свадьбы я сходила в Церковь на исповедь. Наверное для галочки, так как мы с моим будущим мужем до брака жили в блудном сожительстве. Хотела начать всё, так сказать, с чистого листа. Хотя потом в Церкви год не появлялась вообще. Теперь меня мучают сомнения правильно ли я поступила. Законен мой брак или я живу в блуде? Ведь брак должен быть «в Господе». Может мне стоило бы развестись? Этого конечно не хотелось бы, но если я живу в грехе, то другого выхода нет. Посоветуйте, как мне быть? Похожие вопросы 6 Ответов Слово “верующий” очень расплывчато, есть церковный термин верный . Раз Вы вышли за муж за атеиста, то верной в то время не были. Соответственно теперь обязаны хранить брак: Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ( 1Кор.7:12–13 ) Здравствуйте! Если Вы вступили в этот брак до сознательного участия в Таинствах Церкви (до воцерковления ), то к Вам приложимо следующее суждение церковного документа : Церковь , настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла ( 1Кор. 7, 14 ) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак.

http://azbyka.ru/vopros/zakonen-li-brak-...

Разделы портала «Азбука веры» Симония (греч. σιμωνα, лат. simonia) – продажа и покупка церковных должностей, духовного сана, церковного имущества. Термин возник от имени самарянского волхва Симона, который пытался купить у апостолов Петра и Иоанна дар Святого Духа: «Тогда возложили (апостолы) руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё не право пред Богом. Итак покайся в сём грехе твоём, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». ( Деян.8:17-24 ) Симония осуждается в следующих церковных канонах: Церковные каноны строго запрещают требовать или принимать материальные средства за совершение Таинств: « Никто из епископов, пресвитеров или диаконов, преподавая пречистое причастие, не должен взимать с приобщающегося за это причащение денег или чего-нибудь иного, ибо благодать не продается и мы не преподаем освящение от Духа за деньги, но должны без лукавства преподавать его достойным Дара. Если же обнаружится, что кто-нибудь из числящихся в клире требует какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие, да будет извержен как подражатель заблуждения и злодеяния Симона » ( 23е правило Трулльского собора ). Св. Никодим (Милаш) в своем толковании на этот канон, поясняет: « Дары благодати священные лица получают даром, почему даром должны и раздавать их всем, кто их достоин ( Мф.10:8 ). Упоминая о благодати, правило этим показывает, что здесь надлежит разуметь все св. таинства, между которыми таинство св. причащения, упоминаемое в правиле, занимает главное место; следовательно, этим правилом воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или вообще какого бы то ни было вознаграждения за св. таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат ( 1Кор.9:14 ), равно имеют право на приношения от верующих, о чем мы упоминали в толковании 4го Ап. правила: “Следовательно, род и мера приношений в пользу клира, – читаем у архим. Иоанна в его толковании на это правило, – вполне предоставляется добровольному усердию верующих, и ни с духом закона Евангельского, ни со свойством духовных даров благодати было бы не сообразно требовать самим священнослужителям, с вымогательством, воздаяния, или платы за св. тайны, прежде или после их преподаяния. Ничто так не унижает святыни даров и священного сана, как подобные требования” . К симонии относится не только взимание материальных благ за духовные, но и оказание какой-либо услуги и любого вознаграждения. Является ли видом симонии преподавательская деятельность в области богословских дисциплин?

http://azbyka.ru/simonija

Скачать epub pdf Подготовка ко Святому Причастию: историческая справка Подготовил: Боженов Александр , сотрудник ЦДРМ. Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, уважаемые участники и гости Круглого стола! 1 . Сразу хочу подчеркнуть, что, строгое историко-каноническое исследование практики подготовки к причастию практически невыполнимо. Связано это, прежде всего, с тем что немногочисленные памятники нашего древнего церковного законодательства почти не касаются рассматриваемой темы. В результате трудно составить цельное и неоспоримое представление о большинстве поднятых вопросов. В свою очередь, надо заметить, что такая ограниченность источников рождает многочисленные версии и споры среди исследователей. 2 . Цель этого сообщения лишь напомнить об общеизвестных, если можно выразиться, «вехах» на историческом пути вопросов подготовки ко Святому Причащению. 3 . Христиане первых трех веков причащались за каждой литургией, следуя апостолам, которые постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2,42 ) Все древние писатели говорят о еженедельном причащении мирян. 4 . В некоторых поместных Церквях (например, в Александрийской и Карфагенских Церквах) существовал обычай ежедневного причащения на дому. 5 . Всем известное девятое каноническое правило святых апостолов подтверждает причащение мирян за каждой литургией: «Всех верных, входящих в церковь , и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения». 6 . Необходимость подготовки к Евхаристии утверждается Священным Писанием, апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем...» ( 1Кор 11:28–29 ) При этом общеизвестно, что такие обязательные в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали у древних вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Об этом косвенно свидетельствуют некоторые авторитетные в каноническом отношении правила, например, 66 правило Трулльского Собора, которое обязывает («должны») всех верующих все дни Светлой Седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами», 58 правило, полагающее за самопреподание себе Св. Таин мирянином в присутствии епископа лишь недельное отлучение от причастия и другие...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kru...

Так в послании к Тимофею апостол Павел научает, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» ( 1Тим.3:2 ). Кроме того епископ должен быть «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим.3:4-5 ). В этом же послании содержится другая группа требований, которая относится к хорошей репутации клирика: «Епископ должен быть… не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» ( 1Тим.3:23 ). Убийство, умышленное или неумышленное, исключало возможность рукоположения. Согласно 66-му апостольскому правилу, клирик, совершивший убийство, подвергается извержению. Это означает также, что и совершивший убийство не может быть допущен в клир. «Пролитие человеческой крови является решающим моментом для духовного лица, невзирая на обстоятельства и побуждения, вызвавшие это пролитие, и главным образом потому, что пролитие человеческой крови стоит в решительном противоречии со службой, совершаемой священником вообще, главным действием которой служит принесение Бескровной Жертвы в таинстве Евхаристии» 5 . Миролюбие, которое требуется от служителя алтаря Господня, исключает не только убийство, но и вообще склонность к ссоре и драке. Это нашло свое каноническое выражение в том, что лица, имеющие степени священства, подлежат извержению, если бьют верных (27е апостольское правило). Следующее требование, которое церковные правила предъявляют к кандидату в священнослужители, заключается в его некорыстолюбии и несребролюбии. Одним из выражений корыстолюбия, которого не должно быть у ставленника, является взымание процентов, а особенно ростовщичество (44е апостольское правило; 17е правило Первого Вселенского Собора; 10е правило Трулльского Собора). Необходимо также сказать о величайшем и страшном грехе симонии. «Присутствие греха симонии при поставлении на священную степень, согласно правилам, является таким обстоятельством, которое упраздняет действие благодати, делает рукоположение недействительным».

http://azbyka.ru/kanonicheskie-usloviya-...

То есть, это воспринимается именно так, что тебя с женой как бы своеобразно развенчивают, а с Церковью – венчают, и теперь ты обязан свою жизнь на 100% посвятить служению Церкви. А жену, так уж и быть, тебе разрешают сохранить, по немощи твоей: так уж и быть, пользуйся твоей женой иногда, но ты должен отдать себя полностью Церкви, а жена пусть, как может, сама выкарабкивается… Она знала, на что шла, когда выходила замуж за священника – вот такой разговор идет. – Удивительно! – Дело в том, что Вы такого официального учения не найдёте ни в Священном Писании, ни в канонах Церкви – нигде такого нет. Это некий миф. Но что интересно, некоторые священники, которые закончили Духовную Семинарию или даже Академию, принимают это за чистую монету и начинают считать, что это некое тайное учение, которое сообщается при рукоположении: кольцо снимается, сейчас меня с женой развенчают. – Другими словами, можно после хиротонии пренебречь женой? – Ну, чуть ли не учат, что так оно и должно быть! Что ты чуть ли не обязан ею пренебречь. Я чувствую вину, когда вместо того, чтобы лишний раз поисповедовать кого-то или с кем-то в Церкви поговорить, вдруг приеду раньше и проведу время с женой и детьми – я чуть ли не преступление совершаю, краду свое время у своих прихожан ради моей жены и детей! – буквально так воспринимается. На самом деле, если Вы прочитаете Первое послание апостола Павла к Тимофею, III глава, стихи 2–5, то поймете, что Священное Писание говорит несколько иначе. В этих стихах апостол Павел говорит о епископах, в те времена епископы могли жениться, только в VII веке по решению Трулльского собора появился канон, согласно которому епископ не должен быть женат. Поэтому все, что говорит здесь апостол, в наши дни относится к женатым священникам: «… одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца», – то есть нельзя бить свою жену – «не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив», – с корыстолюбием и сребролюбием у нас, священников, тоже всё непросто, а вот дальше идёт очень важная фраза! – хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/semya/esli-v-seme-net-s...

Христ. Б. нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Господь, отвечая фарисеям, искушавшим Его вопросом о том, по всякой ли причине позволительно разводиться с женой, сказал: «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19. 9). И ап. Павел говорит: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу... Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодеицею» (Рим 7. 2-3). Христ. учение о нерасторжимости Б. при жизни супругов противоречило рим. правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию (divortium ex consensu), так и развод по требованию одного из супругов, опирающемуся на законное основание (divortium ex rationabile causa). Осуждая свободный развод, древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов и, в частности, не принимала в клир второбрачных. Визант. императоры, считаясь, с одной стороны, с укоренившейся в обществе древней практикой, а с др.- с христ. учением о Б., в своих брачных законах запрещали и вновь разрешали свободный развод. В последний раз в визант. праве развод по свободному согласию супругов был разрешен на основании новеллы 566 г. имп. Юстина II, отменившего запрет таких разводов, сформулированный в 117-й новелле его предшественника, св. Юстиниана. Позднейшие сборники гражданского права - «Прохирон» , «Исагога» и «Василики» - содержат нормы, запрещающие расторжение Б. по свободному согласию супругов без законной на то причины. В церковном законодательстве эта норма изложена в 87-м прав. Трулльского Собора: «Жена, оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие... (Иер 3. 1). И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив (Притч 18. 23). Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины, то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковию. Но законно сопряженную себе жену оставляющий и иную поемлющий, по слову Господа (Лк 16. 18), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут». Признание Б. недействительным

http://pravenc.ru/text/Брак.html

В 24-м каноне Трулльского Собора запрещается и клирикам и монахам «ходити на конские ристалища» и «присутствовать на позорищных играх», то есть на театральных представлениях. В этом правиле также содержится требование, чтобы священник, приглашенный на брачный пир, немедленно покинул его, как только там начнутся «игры, служащие к обольщению», под которыми, по толкованию епископа Никодима (Милаша) , подразумеваются скоморошьи игры 97 . В противном случае священник подлежит извержению из сана. 5-м правилом Трулльского Собора во избежание соблазна клирикам воспрещено держать у себя дома посторонних женщин, в том числе рабынь. Отцы Трулльского Собора воспретили как тягчайший грех симонию – поставление за мзду (22-е правило), тот же грех симонии усмотрели они и во взимании платы за преподание мирянам Таинства причастия и других Таинств 98 . В заботе о соблюдении церковной дисциплины отцы Трулльского Собора в 34-м правиле, повторяющем содержание 19-го канона 4 Вселенского Собора, под угрозой извержения из сана запретили клирикам и монахам «вступать в соумышления, или скопища, или строить ковы епископам или соклирикам». В соответствии с 31-м правилом Трулльского Собора священники, во всем подчиняясь своему епископу, могут совершать священнодействия в домовых храмах лишь по его благословению. Неукоснительное подчинение клириков своим епископам выражается также в том, что, когда клирик одной епархии по какой-либо уважительной причине должен перейти из нее в другую епархию, он может сделать это лишь в том случае, если имеет отпускную грамоту от своего епископа. Этой теме посвящено 17-е правило Трулльского Собора. 18-м правилом Трулльского Собора клирикам, оставившим свои церкви «по причине нашествия варваров или по иному какому обстоятельству», предписывается под угрозой извержения из сана возвратиться к своим церквам, когда прекратится нашествие. 7-й канон Трулльского Собора устанавливает должную субординацию между клириками разных степеней. Это правило замечательно тем, что в нем впервые в канонах употребляется патриарший титул, впрочем, к тому времени уже широко употреблявшийся. Вероятно, первым официальным документом, в котором слово «патриарх» употреблено как высший иерархический титул, является Конституция Зенона от 477 г. Патриарший титул многократно употребляется затем в Новеллах святого Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 87-м правиле Трулльского Собора было закреплено совершенное исключение возможности развода по желанию одного из супругов или хотя бы и обоих. Безвестное отсутствие мужа, в соответствии с 93-м правилом Трулльского Собора, не дает право жене на вступление в новый брак, доколе не будет получено точного извещения о смерти супруга, но при этом она заслуживает снисхождения. Но на случай, если ее пропавший без вести муж был воином и, если он вернется после пленения, когда жена его окажется уже замужем за другим, отцы Трулльского Собора постановили в этом каноне, что он вновь возьмет жену свою, если захочет: при этом дастся ее неведению прощение, как и мужу, сожительствовавшему с ней во втором браке. На основании 48-го правила Трулльского Собора брак расторгается в случае избрания мужа епископом. Ряд правил Трулльского Собора предусматривает применение церковных наказаний не только для клириков, о чем уже шла речь выше, но также и для мирян. Так, в соответствии с 91-м каноном «жены, дающие врачевства, производящие недоношение плода во чреве», а также «приемлющие отравы, плод умерщвляющие», подвергаются «епитимии человекоубийцы». В соответствии с 86-м правилом виновные в содержании притонов – «блудниц» – миряне подлежат отлучению, а клирики и извержению из сана и отлучению – редкий пример своего рода «двойного наказания» для клириков, ввиду, очевидно, особой гнусности греха. 92-е правило Трулльского Собора, повторяя положение, содержащееся в 27-м каноне Халкидонского Собора, предусматривает для клириков извержение из сана, а для мирян анафему, если таковые «похищают жен под видом супружества» или содействуют в этом похитителям. В ряде правил Трулльского Собора подвергаются епитимии христиане, приверженные языческим и суеверным обрядам. Согласно 61-му канону, подлежат 6-летней епитимии лица, обращающиеся к «волшебникам», а также те, «которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемые облакогонители, обаятели, делатели предохранительных талисманов и колдуны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010