Т. Голубев , сверивши их с самим синодским делом (Архив св. Синода, 359) и несколько поправивши Евгениевские копии, по небрежности писца снятия не везде точно. Точно также, как и «Обозрение российских духовных училищ», «Краткое сведение о начале Киевской академии»... носит на себе печать почти повсюдного объективизма и, но нашему мнению, совершенно напрасно г. Малышевский ищет здесь обнаружения симпатий или антипатий автора («Деятельность м. Евгения в звании председателя конференции Киевской духовной академии», стр. 21–22), из коих первые направлены-де на «Инструкции» («Краткое сведение», стр. 219) и на стремление м. Самуила Миславского приготовить преподавателей для академии в университетах московском, виленском и иностранных (ib., 255 и в «Истории российской иерархии», стр. 241), а вторые – на академическую схоластику и латынь. Никаких своих чувств и взглядов наш автор почти и не высказал в разобранном нами «Сведении». О них можно говорить только тогда, когда знаем их из деятельности преосвященного, что не совсем кстати сделал проф. Малышевский. Одно лишь можно заключить из его «Сведения», что он вообще не сочувствовал прежнему положению «учебного и начальственного» дела в академии, так как прямо выразился, что нужен был «новый но всем частям определительный устав», который-де и введен в Киевскую духовную академию в 1817 году (стр. 226). Но, с другой стороны, ученый митрополит справедливо находил и настойчиво утверждал, что до-реформенная Киевская академия, не смотря на недостатки ее внутренней организации, приносила в свое время весьма хорошие результаты и была учреждением в высшей степени полезным для России. Настойчивость эта обусловливалась главным образом апологетическими целями, так как в начале нынешнего столетия были сделаны, на сколько нам известно, две вылазки периодической прессы против Киевской духовной академик «Труды и жертвы Конашевичей и Могил, писал какой-то притязательный оратор в «Вестнике Европы» (1808 г. ч. X., стр. 45), первоначально читавший свою речь публично, для отечества ныне не приносят плодов своих»; оттуда-де, из Киевской академии, не появляются «ни Кодры, ни Гомеры, ни Демосеены, ни Цицероны, ни Невтоны» и пр. Академия Киевская, подбавляет сотрудник «Корифея (или «Ключа литературы» 1802 год, ч. 1., стр. 149–150), «производила великих прелатов, знаменитых ученых; но не вывела на сцену ни одного великого гражданина и никогда не имела в предмете своем воспитанников других добродетелей, кроме монашеских».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Филарета на пользу Общества. На основании этой статьи и мы сообщаем о заслугах пр. Филарета для археологического Общества. 175 Об ученых трудах профессоров академии за 1859 и 1860 гг. см. в делах Внутр. Правл. 1860 г. 1861 г. 4. Нельзя с сожалением не заметить, что в Воскр. Чтении рассматриваемого времени под статьями не печатались фамилии авторов их, так что теперь нельзя с точностью определить, кому и какие статьи принадлежат. Для разрешения этого вопроса мы должны были обращаться к означенным делам Внутр. Правления, но и в этих документах, которые стали появляться только с 1860 года, также не всегда перечисляются статьи, напечатанные преподавателями в Воскр. Чтении, а большею частью общно говорится, что известный профессор «участвовал» в этом журнале. 176 Представляя бакалавра Н. Л. Зайцева к возведению в звание экстра – ординарного профессора, о. ректор в своей записке выставлял на вид Правления, между прочим, «литературные и редакторские труды г. Зайцева по изданию Воскр. Чтения». (Дело Вн. Правл. 1868 г. Из них напечатаны в Трудах: 1) слово (о движении дух. науки вместе с жизнью), сказанное в день 50–летнего юбилея академии (Труды, 1869 г. стр. 53–63), 2) речь, произнесенная им при наречении в сан епископа (там же, 1874 г. стр. 178–179), 3) речь, произнесенная при погребении митрополита Арсения (там же, 1876 г., 6, стр. 575–579). Хотя пр. Филарет, в бытность в академии, вообще мало проповедовал, как будто не чувствуя в себе для этого сил и таланта, но иногда он выступал на кафедре с рядом систематических поучений, к сожалению, оставшихся не напечатанными. «Известен случай, пишет Л. 0. Мацеевич, когда он выступил со своими проповедями – о падении Адама в первую седмицу и во все недели великого поста. И нужно сказать правду, что его проповеди были прекрасны и по глубине мыслей и по изложению и по устному выражению их. А потому остается только жалеть, что он редко проповедовал». (Поминки по пр. Филарете, стр. 21). Но если в академии пр. Филарет видимо неохотно занимался проповедничеством, за то в Риге с большим усердием он проповедовал, следуя в этом случае словам апостола, что епископу подобает быти учителъну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Утверждение проф. Титова, что свидетельство Тимковского представляет «небольшую ценность»: он-де не был очевидцем пожара, мог перепутать: книги, поступившие в Академию после 29 февр. 1780 года, принять за остаток библиотеки, уцелевший от пожара, и во всяком случае его свидетельству должно быть предпочтено свидетельство очевидца – ректора Академии, заявившего в своем донесении, что библиотека и начальнические кельи совсем погорели, – есть утверждение, имеющее под собой почву весьма ненадежную; ибо речи Тимковского, хорошо осведомленного по данному вопросу, так ясны и определенны, что сомнений не возбуждают, донесение же ректора Академии может быть комментировано (зри мои «Объяснительные параграфы»), а если бы сей комментарий (указывается в донесении количество книг сгоревших, а не всех, находившихся в библиотеке), был отринут и донесение ректора Академии имело быть понимаемо в том смысле, что в означенное время из сгоревшей библиотеки книг вовсе не было спасено, то и тогда должно быть отдано предпочтение свидетельству Тимковского, как никакого недоверия не возбуждающему, пред свидетельством ректора Академии, имевшего побуждение преувеличить размеры постигшего Академию бедствия в чаянии получить наибольшее вспомоществование, – каковое лукавство есть явление не необычное, наилучше иллюстрируемое указанной нами челобитной государю архимандрита и братии Киево-Печерской Лавры с просьбой о вспомоществовании на возобновление сгоревшей в 1718 году Лаврской церкви (от 16 апреля 1719 года). 10) Утверждние проф. Титова, что проф. Голубев есть полный невежда в области славяно-русской библиографии, каковое «полное свое невежество» обнаружил в особенности при решении вопроса о начале книгопечатания в Киево-Печерской Лавре, – есть утверждение человека, колена свои преклоняющего перед Вельзевулом, который в истине не стоит, а есть ложь и отец лжи. Ибо с утверждением этим в резком противоречии стоят труды проф. Голубева не только библиографические, но и исторические, в значительной части своей основанные на изучении старопечатных книг, – труды, высоко оцененные нашими первоклассными учеными и стяжавшие ему почетное место в нашей церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

На основании подписанного самим святителем Феофаном документа – «Послужного списка Преосвященного Феофана, Епископа Тамбовского и Шацкого», составленного 24 ноября 1859 г., можно утверждать, что обе его хиротонии были совершены седьмого числа: в иеродиакона 7 апреля и в иеромонаха 7 июня 182 . В следующем месяце иеромонах Феофан завершил обучение в Киевской духовной академии со степенью магистра богословия за сочинение «Обозрение подзаконной религии». Он был причислен к первому разряду выпускников 183 , а его сочинение в числе лучших отправлено в Святейший Синод и получило одобрительный отзыв Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова) 184 . Именно в Киевской академии в наибольшей степени развился проповеднический и писательский талан святителя Феофана: по утверждению его сокурсника митрополита Макария (Булгакова) , «никто лучше его не писал» 185 . Но наиболее существенным следует признать, что к завершению четырехлетнего обучения в Киевской духовной академии окончательно определился жизненный путь будущего святителя. Приняв монашеский постриг, он выбрал стезю ученого монаха, и ему предстояли многие труды на поприще духовного образования и епархиального администрирования. 2       В настоящее время село Чернава находится на территории Измалковского района Липецкой области. 3       Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 2–2 об. 4       Наиболее ранним документальным свидетельством является первая перепись (ревизия) священно- и церковнослужителей 1720 г. (Первая ревизская сказка священно- и церковнослужителей села Богоявленское Фошня тож Малоархангельской округи. 1720 г.//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 1728 (1722–1727 гг.). Л. 590–590 об.). 6 Шестая ревизия Елецкого уезда 1811 г.//ГАОрО. Ф. 760. Оп. 1. Ед. хр. 131 (1811 г.). Л. 651–652. 8       Первая ревизская сказка священно- и церковнослужителей в села Крутое//РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 941 (1722–1727 гг.). Л. 601. 10       Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 6 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В статье ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра рассматривается вопрос о том, был ли святитель Мелетий, возведённый на Антиохийский престол в 360 году, рукоположен арианами. Соответствующий аргумент нередко используется в дискуссиях о действительности хиротоний, совершённых в расколе. Предлагаем вниманию читателей статью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева), посвящённую актуальной проблеме отношения Православной Церкви к епископским хиротониям, совершённым в расколе. Статья была опубликована в журнале «Труды Киевской духовной академии» 35. Киев, 2021. С. 31–50). На сайте «Богослов.Ru» статья размещается с согласия редакции журнала «Труды Киевской духовной академии». Правильно ли проводить параллели между принятием в юрисдикцию Константинопольского патриархата украинских раскольников и воссоединением Русской Православной Церкви заграницей с Московским патриархатом? Публикуем статью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра. Появление на территории современной Украины неканонических структур актуализировало вопрос признания/непризнания Православной Церковью рукоположений, совершенных за её границами. В представленном докладе епископа Белогородского Сильвестра (Стойчева), ректора Киевской духовной академии и семинарии, на основании примеров из истории Древней Церкви предлагается каноническое видение указанной проблемы, а также обозначаются способы её разрешения. Доклад прочитан на Международной конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», состоявшейся 11 ноября 2021 года в КДАиС. Считается, что рабочие будни — скучная тема для разговора. Но в данном случае всё принципиально не так. Редакция портала «Богослов.ру» взяла интервью у ректора Киевской духовной академии епископа Белогородского Сильвестра, в котором речь идет о внутренней жизни ведущего и старейшего духовного вуза Украины. Из представленного ниже интервью вы узнаете: как Киевская академия пережила время эпидемии ковида, насколько тяжело преподавателям и студентам дался переход на дистанционное обучение, какие научные проекты осуществляет академия и что епископ Сильвестр думает о популярности Тик-тока.

http://bogoslov.ru/person/396533

37 . Петровский С. В., прот. Предисловие// Никанор (Бровкович) , архиеп. Биографические матерьялы. Т. 1. С. I–VI. 38 . Поль В.А. Философский теизм в Казанской духовной академии (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дис. канд. филос. наук. Уссурийск, 2007. 175 с. 39 . Соловьев А.П. «Согласить философию с православной религией»: философия архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX–XX веков. Уфа: Изд. Соловохотов А.А., 2015. 440 с. 40 . Соловьев А.П. Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича ; 1826–1890) и философская мысль в Санкт-Петербургской духовной академии середины XIX века//Христианское чтение. 2015. 3. С. 8–30. 41 . Фомин С.В. // Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: записки православного. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/nestor_mk42.php (дата обращения 05.09.2015). 42 . Юркевич П.Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)//Труды Киевской духовной академии. 1861. 1. С. 73–95; 2. С. 195–228; 3. С. 327–357; 4. С. 467–496; 5. С. 30–64. 43 . Юркевич П.Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)// Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. С. 245–350. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследо- вательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управле- ния (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1 Фомин С.В. // Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: записки православного. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/nestor_mk42.php (дата обращения 05.09.2015). 2 Выпускник Казанской духовной академии 1887 года. Есть основания предполагать, что И.А. Невзоров был учеником П. А. Милославского, который, в свою очередь, был учеником архиеп. Никанора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

1, 332, 334–335) школы Фотия (до его патриаршества) видно, что она по своей деятельности часто была не только училищем, сколько местом заседания любознательных друзей будущего патриарха. 1121 В примере можно указать на известного историка Никифора Григору (о нем придется еще упоминать после). 1122 Евфимий Торникий, епископ Неопатрский (XII в.), обращаясь с речью к императору Мануилу Комнину, говорил: «Благо, что ты приостановил дальние труды свои и хоть на короткое время прервал походы против варваров, да и мы, гости твои, посмотрим на тебя хоть немного и поговорим тебе». Епископ Порфирий. Проповедники в Греции. Труды Киевской Духовной Академии, 1880, т. I, с. 645–646. 1123 Прежде упомянутый Евфимий Торникий говорил похвальное слово императору Алексею II Комнину, в котором между прочим побуждал его к тому, чтобы назначен был новый придворный ритор, когда появилась вакансия по той должности. Вот начало этой речи: «О, хороший, издревле существующий обычай говорить в Царских палатах состязательные речи по правилам старейшей и общенародной Риторики». Порфирий, епископ: «Проповедники в Греции». Труды Киевской Духовной Академии, 1880, т. I, 645–646. 1125 Как это можно видеть в деятельности придворного ритора XII в. Феориана. Hergenröther. Photius patriarch., В. III, p. 791. 1128 Кедрин, Зонара и другие историки указывают существование такой коллегии в VIII в., в эпоху иконоборческую. О продолжении существования этой коллегии в XII в. упоминает Anselmus Hauelberg. Dialog secund.: D’Achery. Specileg. Т. I. 171. 1129 Neander. Allgemeine Geschichte der Religion. В. II. Abtheil. 2. S. 616. Gotha, 1856; Schlosser. Geschichte der Bilderstürmen. Kaiser, S. 163. 1140 Eustathii, metrop. Thessalonic. Laudatio funebris Manuelis Comneni, cap. 13. Migne. Gr. tom. 135, pp. 980–981. 1146 Свою церковную историю Каллист посвятил имени Андроника, и по всей вероятности – не случайно. 1149 Pauli Silentiariï Descriptio basilicae sanctae Sophiae, et: Descriptio ambonis ejusdem basilicae (Migne. Gr. tom. 86). 1157 Ipse (Лев) non solum piissime doctissimeque scripsit, sed ex superiore loco et in circumfusa multitudinis corona magno cum plausu dixit… Vita Leonis: Migne. Gr. tom. 107, p. XVII. Читать далее Источник: Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. : (От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.)/А.П. Лебедев. – Изд. 2-е, пересм. - Москва : Печатня А.И. Снегиревой, 1902. - 489 с. (Собрание церковно-исторических сочинений профессора Алексея Лебедева. Том VII.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

епископ Филарет (Филаретов) (1824–23.02.1882) епископ Филарет (Филаретов) Епископ Рижский и Митавский, ректор КДА (1860-77), настоятель Киево-Братского монастыря. Биография Родился в 1824 году в семье диакона (впоследствии священника) села Боршова, Коротоякского уезда, Воронежской губернии. После домашнего воспитания и образования в духовном училище, лишь незадолго до окончания курса в Воронежской духовной семинарии, куда переведён был из училища, начал обнаруживать свои замечательные умственные способности, а до того времени развивался очень туго. Заняв с философского класса в семинарии первое место в списках воспитанников, он удержал его за собою до конца курса и в 1847 году, как первый студент семинарии, был послан начальством в Киевскую духовную академию для довершения образования. В академии он также был постоянно одним из самых лучших студентов и в 1851 году окончил курс первым магистром. Как самый лучший воспитанник, он был оставлен при академии в должности бакалавра по кафедре Св. Писания. Согласно заявленному раньше своему желанию, 18 ноября 1851 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь митрополита Киевского Филарета; 20 ноября рукоположен в иеродиакона, а 21 ноября — в иеромонаха. Несмотря на то, что Св. Писание, как предмет науки, в академиях в то время считался одним из предметов второстепенных, иеромонах Филарет весь отдался изучению и наилучшей постановке его на кафедре, и его труды принесли пользу академии и были оценены по достоинству. Уже 25 сентября 1853 года ему, вместе с бакалаврскою, поручена была и должность помощника инспектора академии, а 28 сентября он возведён в звание соборного иеромонаха; 3 октября 1856 года определён членом внутреннего правления академии, а 13 апреля 1857 года возведён и в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря; 7 мая того же года Филарет утверждён в звании члена академической конференции и временно исправлял должность инспектора академии. В 1858 году на короткое время был вынужден уехать из Киева в связи с назначением на должность инспектора Казанской духовной академии с занятием кафедры нравственного богословия. Прослужив немного менее двух лет в Казани, 4 декабря 1859 года он был перемещён снова в Киев — на должность ректора Киевской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры богословских наук и с назначением в настоятели Пустынно-Николаевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

572 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 252. 573 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, сс. 184. 574 Цит. по: Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 131. 575 Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 205. 576 цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.2, М., 1996, сс. 186. 577 блаж. Иероним. Письмо 81. К Паммахию и Маркелле.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 381. 578 блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 579 см. Ориген. О началах. Рига, 1936, с. 102. 580 Denis M. J. De la philosophie d’Origene. Paris, 1884, p.191. 581 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, р. 23. 582 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 583 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 32. 584 Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 41. 585 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4).//Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 31. 586 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, p. 17.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

918 Это был перевод с 7-го издания: M. Luther’s Kleiner Katechismus. In Fragen und Antworten erklart von K.H. Caspari. 919 Протоколы заседаний Совета Киевской Духовной Академии//Труды Киевской Духовной Академии, 1874, сентябрь, С. 470. 921 Всего было опубликовано 20 тезисов, в основном касающихся вопроса об индульгенциях: 1, 2, 5, 10, 11, 21, 27, 32, 35, 36, 38, 41, 43, 50, 56, 62, 71, 72, 77, 79. (Перевод В.Н. Евстафьева, С. 110–112). 923 Содержание книги: «К христианскому дворянству немецкой нации... " (С. 9–82); «Открытое увещевание ко всем христианам воздерживаться от смуты и мятежа» (С. 95–109); «О светской власти...» (С. 113–149); «К советникам всех городов земли немецкой...» (С. 153–177); «Могут ли воины обрести царство Небесное» (С. 181–221). 929 Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 Тезисов)/Пер. с лат. А. И. Рубана под ред. Ю. А. Голубца; Предисл. Н. И. Басовской; Комментарии А. И. Рубана и Ю. И. Рубана. Изд. 2-е, испр. СПб.: Издательство «Журнал «Нева " », 2002, С. 5 (предисловие). 933 Помимо актов Бамбергского архиепископства, в собрании СпбГУ имеется редкое печатное издание Свода законов Майнцского архиепископства 476), а также «Хроника Любека» 78) (издание первой половины ХУ1 в.) и «Индульгенции главных церквей города Рима» 34) (напечатано Теобальдом Шенкбехером ок.1473 г. (прим. авт.) 935 Григорьев В.В. С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования. Спб. 1870, С. 78. 937 Мурьянов М.Ф. Древнейший пергамен Ленинградского университета//Вестник ЛГУ, 20, вып. 4. Л.1964, С.151. 940 См. Берков П.Н. П.Я. Актов, забытый собиратель древнерусских рукописей и старопечатных книг//Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), т. 14, Л. 1958, С. 637–643. 948 Впервые краткое описание этого сборника было сделано чешским исследователем В. Флайшгансом (V. Flajshans. Knihy ceske v knihovnach svedskych a ruskych. Praha, 1897, s. 49). 952 Целый ряд исследователей, таких как А.Г. Лушников, А.А. Галактионов и П.Ф. Никандров считают, что толчком движению славянофильства послужила война России с Наполеоном. См. Лушников А.Г. Историко-литературная почва первого славянофильства. Казань, 1913, С. 27; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли//Вопросы философии, 6, 1966, С. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010