Юркевич окончил Киевскую духовную академию, где ещё слушал Авсенева (архим. Феофана). Был оставлен при академии для преподавания философии. Считался одним из самых крупных представителей Киевской богословской школы (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 2, с. 117), В 1861 г. в Московском университете после десятилетнего перерыва была открыта кафедра философии, для преподавания на которой и был приглашен Юркевич. С 1863 г. он – её заведующий, а с 1869 г. – декан историко-филологического факультета. «Юркевич написал не очень много, но все его работы очень значительны» (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 2, с. 117). «Язык физиологов и психологов» – третья статья из цикла работ, посвященных анализу важнейших проблем философии и психологии. В первой статье – «Из науки о человеческом духе» (Труды Киевской духовной академии. 1860, 4) – он произвел подробный критический анализ сочинения Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии» (особенно в тех его частях, которые относились к психологии). Несмотря на однозначное отвержение им материалистического подхода Чернышевского к психологии, к опытной психологии он относится весьма позитивно: «Мы уверены, что науки богословские особенно нуждаются в точных психологических наблюдениях и верных теориях душевной деятельности» (цит. по: Юркевич Л. Д. Философские произведения. М., 1990, с. 109). Вторая его статья – «Материализм и задачи философии» (Журнал министерства народного просвещения. 1860, т. 108) – явилась обобщающим исследованием о месте и роли материализма в западноевропейской мысли XIX в. Особое место в его творчестве занимает работа «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (Труды Киевской духовной академии. 1860, 1). Задуманная автором в стиле «науки о человеческом духе», она явилась одновременно сплавом богословия и психологии – одной из первых работ по библейской психологии (переизд. см.: Философские произведения. М., 1990, с. 69–103). К теме сердца в русской богословско-философской литературе обращались и раньше Юркевича.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

Об изучении Священного Писания в виду потребности жизни и богословской науки//Христианское чтение, 1869, II, – С. 777. Обзор самарянской письменности//Труды Киевской духовной академии, 1911, т. III, сентябрь, декабрь. Обозрение двенадцати малых пророков, составленное по руководству святых отец Афанасия и Кирилла Александрийских и блаженного Феодорита , епископа Киррского//Христианское чтение, 1843, IV, – С. 3. Объяснение псалма 44//Православный собеседник, 1866, т. III. – С. 36–47. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса И. Далматова: «Русские опыты соглашения библейского шестоднева с данными науки». Рецензенты: профессор В. И. Несмелов , профессор Григорьев//Православный собеседник, 1912, т. I, прил, – С. 118–130. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса Н. Краснослободского: «Идея Мессии в Ветхом Завете (обзор русской литературы)». Рецензенты: профессора В. И. Протопопов и Е. Я. Полянский//Православный собеседник, 1912, т. II, прил, – С. 226–231. Отзыв о курсовом сочинении студента 1-го курса Н. Хаматова «Евреи во время пришествия Мессии». Рецензенты: профессора В. И. Протопопов и М. И. Богословский //Православный собеседник, 1912, т. III, прил, – С. 46–421. Очерк содержания книги Екклесиаста//Вера и разум, 1894, Ощущения и мысли при виде Иерусалима//Христианское чтение, 1851, I, – С. 249. Первая паломническая экскурсия студентов Киевской духовной академии в Святую Землю//Труды Киевской духовной академии, 1913, т. I, май; т. II, июль-август; 1914, т. I, февраль, апрель. Письмо о грехопадении прародителей//Прибавления к творениям святых отцов, 1846, Поездка в Вифинию//Христианское чтение, 1862, II, – С. 660. Поездка к Самарянам//Православный собеседник, 1912, т. I, март-апрель. Поучения Преосвященнейшего Илиодора, Архиепископа Курского и Белгородского на Пс. 14:1 , 91:I-2, 12:25–26; 8:4, 125:3, 63:11, Сир 5:5 //Христианское чтение, 1845, I, – С. 379; 1851, II. – С. 418; 1852, I. – С. 399. Путешествие израильтян в землю Обетованную//Христианское чтение, 1830, 39, – С. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

При реорганизации Академии он будет взят за основу, которую мы будем соотносить с потребностями Украинской Православной Церкви. Известно, что до революции Киевская духовная академия славилась переводами западных отцов, которые здесь делали. Эта работа возобновлена? В дореволюционном объеме эта работа не возобновлена, потому что пока силенок очень мало. Это надо признать. Мы только в прошлом году праздновали двадцатилетие возрождения духовной семинарии. Весь предыдущий опыт, которым славилась Киевская духовная академия, к сожалению, канул в Лету. Даже те библиотечные фонды, которыми была богата Киевская академия, сейчас разбросаны по разным архивам и библиотекам не только Киева, но и Украины. Конечно, мы немало сумели собрать за 20 лет возрождения. Сегодня в семинарии значительное внимание придается изучению иностранных языков, как современных, так и древних. Надеемся, что эти усилия помогут восстановить переводческую традицию Киевской академии. Что сейчас можно назвать главной характеристикой «Трудов Киевской духовной академии»? Три года назад мы реорганизовали эти сборники, и сейчас они стали полноценным научным изданием, которое выходит регулярно, раз в полугодие. В нем публикуются труды наших профессоров и преподавателей. И не только наших: согласно уставу, в «Трудах» мы можем помещать научные исследования профессоров других богословских центров и учебных заведений. В нескольких номерах уже печатались статьи профессоров Московской духовной академии и Афинского университета. Это были работы Алексея Ильича Осипова , архимандрита Макария (Веретенникова), Стилиана Пападопулоса. В этом отношении мы открыты. Уже третий год подряд выходит в свет еще и студенческий журнал «Академический летописец», где имеют возможность публиковать свои идеи наши студенты. Очень важно еще здесь, в академических стенах, привить им вкус и любовь к написанию. В России долго и сложно идет дискуссия о признании дипломов семинарии как дипломов гособразца о высшем образовании. Много говорится, что задача практически решена, но пока реально воз и ныне там.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210610...

186 . Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993. 187 . Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. 188 . Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. 189 . Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV – XV веков. Л., 1976; 2-е изд. СПб., 1997. 190 . Медведев И.П. Мистра. Очерк истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. 191 . Медведев И.П. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV века.//Античная древность и средние века. Свердловск, 1973, т.10, сс. 270 – 274. 192 . Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Изд. 2-е, испр. Вильнюс: М., 1992. 193 . Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris, 1990. 194 . Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы : Введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и доп. для рус. пер./Пер. Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб., 1997. 195 . Мейендорф И. , прот. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в.//Труды Отдела древнерусской литературы. XXIX. Л., 1974, сс. 291 – 305. 196 . Мейендорф И. , прот. Православие и современный мир. Минск, 1995. 197 . Мейендорф И. , прот. Предисловие к книге В. Лосского «Боговидение».//Богословские труды, сб.8, 1972, сс. 231 – 233. 198 . Минин П. Главные направления древне-христианской мистики. Сергиев Посад, 1916. 199 . Минин П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад, 1913. 200 . Мистическое богословие. Киев, 1991. 201 . Модест (Стрельбицкий) , игум. Святый Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях Божиих. Киев, 1860. 202 . Недетовский Г. Варлаамитская ересь//Труды Киевской Духовной Академии, 1872, февраль, сс. 316 – 357. 203 . Несмелов В. И. Наука о человеке. Тт.1 – 2. Казань, 1906. 204 . Новозаветное понятие праведности и святости по сравнению с классическим, раввинским, филоновским и ветхозаветным.//Богословский Вестник, 1912, октябрь, сс. 421 – 445.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Основная задача духовных академий заключалась в подготовке преподавателей духовных семинарий и настоятелей городских приходов, а также кадров для занятия административных церковных должностей и миссионеров. Особо отличившихся выпускников оставляли для преподавания в тех же академиях. В haчaлeXIX в. некоторые из окончивших духовные академии стали и профессорами университетов. Каждая духовная академия имела свой профиль. Преподавание в Петербургской академии во многом носило светский характер и приближалось к университетскому. Академия имела обширную библиотеку, в которой были почти все произведения западно-европейских просветителей XVIII – начала XIX вв.: Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье, немецких философов и английских экономистов. Солидная разработка богословия велась в Московской и Киевской академиях. Восстановленная в 1842 г. Казанская духовная академия готовила преимущественно кадры миссионеров и весьма компетентных в различных «расколоучениях» богословов-полемистов. Духовные академии являлись крупными научными центрами, в которых разрабатывались проблемы богословия, истории церкви, церковной археологии и церковного права. По этим направлениям готовились солидные научные труды, защищались и публиковались магистерские и докторские диссертации. Духовные академии сотрудничали с университетами. Окончившие духовные академии составляли две категории («разряда»). Первые – те, «кои наилучшие оказали успехи»; часть их оставляли при академиях для преподавания и подготовки «к профессорскому званию», других выпускников этой категории направляли преподавать в духовные семинарии, либо ставили священниками в «первоклассные» городские приходы или же предоставляли им возможность «увольняться в гражданскую службу». Выпускники «второго разряда» могли поступить настоятелями «первоклассных» или «второклассных» городских приходов. Изъявившие желание пойти в гражданскую службу получали по окончании академии звание «студента», а пожелавшие занять духовную должность – «кандидата богословия». Устанавливались четыре ученые степени – студент, кандидат, магистр богословия и доктор богословия. Вводился принцип выборности при замещении должностей ректоров академии и семинарии, при этом ректор академии должен был иметь степень доктора, а ректор семинарии – магистра богословия. Магистры и доктора богословия в священническом сане имели право носить особые наперсные кресты. Все духовные учебные заведения получили строго фиксированные штатные расписания и соответствующее материальное обеспечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Расскажите, что содержится на выпущенном ныне диске? В дореволюционный период журнал «Труды КДА» выходил в свет в течение пятидесяти семи лет (с 1860 по 1917 год). На выпущенном ныне диске представлены номера «Трудов» за первые двадцать лет существования журнала (с 1860 по 1879 год). Содержание дореволюционных «Трудов» чрезвычайно многообразно. В журнале публиковались статьи по всем отраслям богословского знания. Здесь помещались переводы Книг Священного Писания и творений святых отцов и учителей Церкви, исследования по догматическому, нравственному и сравнительному богословию, апологетике, церковной истории, литургике, каноническому праву, гомилетике, философии. Обладатель диска сможет найти интересующие его материалы по имени автора, по названию статьи, также он может просматривать подряд все материалы журнала, выстроенные по хронологическому принципу. Тематический рубрикатор позволяет находить статьи и публикации однородной тематики. Диск с электронной версией «Трудов КДА» предоставляет уникальную возможность знакомства с плодами труда ученого сообщества Киевской духовной академии во всем многообразии, приобщиться лучшим традициям дореволюционной русской богословской науки.   Сколько времени заняла оцифровка печатных изданий «Трудов»? С какими проблемами вы столкнулись в ходе обработки такого количества материалов? Всем, кто хоть раз с этим сталкивался, хорошо известно, что сканирование книг — процесс достаточно трудоемкий и непростой, сопровождающийся множеством проблем. Особенно сложно, когда поставлена задача — представить оцифрованные книги в наилучшем качестве. Над созданием диска мы трудились около года. Поскольку в библиотеке современной Киевской духовной академии нет полного комплекта дореволюционного журнала, особые усилия пришлось приложить для поиска недостающих номеров в библиотечных фондах Киева. В этом отношении нам особую помощь оказали сотрудники Национальной исторической библиотеки Украины. Остальное время занял сам процесс сканирования и чистки электронных изображений. Нумерация статей в трудах КДА переходит из номера в номер, причем без каких-либо заглавий типа «Продолжение» или «Окончание» , что создало дополнительные трудности при создании базы. Также мы столкнулись с большим количеством опечаток. Иногда встречались неправильные номера страниц, некоторые страницы в силу различных причин оказывались пропущенными.

http://bogoslov.ru/article/1192790

Судя по нынешнему порядку, представляется странным, что лицо, бывшее уже в трёх Семинариях Ректором, назначается Инспектором, хотя бы то и Академии. Но, во-первых, Архимандрит Филарет был Ректором Семинарии ещё старинного характера, и потому служба при Академии, в её новообразованном состоянии, была выше. Далее нужно отдать справедливую честь тогдашнему времени, что благо просвещения предпочиталось личным служебным интересам. В доказательство можно указать на тот, невероятный почти, пример, что в число профессоров новообразованной Санкт-Петербургской Академии не стеснился поступить даже Архиепископ Рязанский Феофилакт, и при том без всякого вознаграждения за труды 178 , имевши впрочем при себе помощника в звании бакалавра, которого сам же он и рекомендовал впоследствии на своё место. Наконец назначение Ректора Семинарии Архимандрита Филарета в Инспекторы Академии составляло не первый и не единственный опыт. Оба предместника Филарета были Инспекторами из Ректоров же Семинарий, и тоже вызванных на чреду, а именно: Архимандрит Иона, бывший прежде Ректором Калужской Семинарии. Вызванный на чреду в 1810 г. он тогда же был определён Инспектором Академии и вместе даже экономом, а вскоре затем хиротонисан в Епископа Тамбовского 179 . После Ионы был Инспектором Ректор Вологодской Семинарии Архимандрит Амвросий, на место которого в начале 1814 г. и поступил Архимандрит Филарет 180 . Впрочем эти лица, назначаемые инспекторами, не имели занятий по преподаванию предметов. Комиссия духовных училищ, при определении в инспекторы первого из сказанных ректоров – Архимандрита Ионы, рассудила так: «по многим уважительным предметам, в состав должности инспектора входящим, и для ближайшего надзора за студентами, признаётся нужным определить к её исправлению такого человека, который бы не был отвлекаем никакими учебными упражнениями» 181 . О всех этих преемственно бывших инспекторах читаем, между прочим, в «Обозрении пятидесятилетнего существования СПб. Академии», следующие строки: «Устроителями нравственной жизни и внешнего поведения первых воспитанников были знаменитые впоследствии пастыри нашей Церкви: Евгений, Архиепископ Ярославский, Митрополит Иона, и Филарет, Митрополит Киевский. Редкое сочетание имён, так чтимых целой Россией» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

На пути из Киева в С. Петербург иером. Макарий проезжал через родную епархию и, без сомнения, посетил Белгород и дорогое его сердцу Сурково, хотя, впрочем, мы и не имеем точных сведений об этом. Несомненно однако же то, что свидание Макария с родными, если только оно было в этот раз, могло быть только самым кратковременным. Из писем Макария к С. А. Серафимову мы узнаем, что к началу учебного года, т. е. приблизительно около 15 августа 1842 года, Макарий был уже в С. Петербургской духовной Академии 170 . Петербургский период жизни митрополита Макария 1. Макарий в должности бакалавра и помощника инспектора С.-Петербургской духовной Академии Общее замечание о Петербургском периоде жизни м. Макария. Значение первого года службы Макария в С.-Петербургской духовной Академии. Путешествие Макария в С.-Петербург и его представление о С.-Петербургской духовной Академии. Приезд Макария в С.-Петербург и прием его со стороны ректора Академии, преосв. Афанасия. Покровительство преосв. Афанасия Макарию. Преподавательская деятельность Макария. Литературные труды Макария в первый год его службы в С.-Петербургской духовной Академии; «догматический сборник и программа чтений Макария по догматическому богословию»; издание «Истории Киевской Академии» и отношение литературно-ученого мира к этому труду Макария. Частная жизнь Макария и его успехи по службе; любовь студентов и академического начальства к Макарию. Одиночество Макария и скорбь его о Киеве и Киевской жизни. Под благодатным небом Малороссии, в Белгороде и Киеве раскрылись и дали пышный цвет необыкновенная дарования Макария; вполне же развиться, созреть и принести добрый плод редкому гению Макария суждено было на далеком севере России, в туманной атмосфере Петербурга. Около пятнадцати лет провел Макарий в северной столице и эти пятнадцать лет составили один из замечательнейших периодов в жизни нашего богослова и церковного историка. По собственному выражению Макария, годы службы его в Петербургской духовной Академии были «самым счастливым, полным очаровательных симпатий души к научной профессии, периодом его жизни» 171 , «лучшим периодом, который он, по устроению Промысла Божия, в состоянии был исключительно посвятить столько полезным и столько любимым им занятиям науками» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Писанию. Подобные научные беседы длились иногда по часу и более и имели большое значение для тех, кои удостаивались их. 33 Труды Киев. Академии 1872 г., стр. 401–582; стр. стр.669–704; стр.1–73. Эти статьи были напечатаны и отдельною книгою. 34 Отзывы о сочинении пр. Филарета в Трудах Киев. Академии, 1973 г. в протоколах стр.173–186 35 Кроме отзывов официальных рецензентов, критические заметки и разборы исследования о книге Иова были помещены, насколько нам известно: 1) в Листке дух. библиографии и журналистики за 1872 г., 5, 8, 10, 11; 2) в Чтениях общества любителей дух. просвещения – 1873 г., 3) в Домашней Беседе за 1874 г.; 4) в Русском Мире, кажется, за 1874 г. 36 Протоколы заседания Совета Киевск. Академии за 1873/74учебный год, Киев, 1874 г. стр. 216–227. 38 Труды Киевской Академии, 1874, г. 10, стр. 1–101, 1875 г. 4, стр. 3–38, 5, стр. 255–299. 39 Из новейших сочинений пр. Филарет с большею внимательностью останавливался на трудах Гретца (1871 г.) и Блоха (1872 г.), явившихся за два, три года до исследования нашего автора. Труды, 1874 г. 10, стр. 11–22. 40 Вот его отзыв о труде Гретца: «сочинение Гретца есть одно из самых замечательнейших, какое только явилось доселе в литературе по нашему предмету. Много, конечно, произвольного, странного и даже парадоксального критика укажет в смелых и решительных суждениях Гретца. Достаточно прочитать его основное положение: Когелет царь есть Ирод сын Антипатра, чтобы отвернуться от этого поражающего своею громадною ученостью труда. Но сила его заключается не в историческом объяснении содержания книги, а в филологических исследованиях языка ее. Исследование Гретца остается доселе не разобранным ученою критикою с тем вниманием, какого она заслуживает по своей научной силе»... Не меньшее внимание оказывает пр. Филарет труду Блоха, доказывавшего в своем исследовании древнее мнение – о принадлежности кн. Экклезиаст Соломону. Наш автор относится к этому мнению и самому исследованию с видимым сочувствием, выраженным им как в настоящем сочинении, так и на одном магистерском диспуте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Ответ из столицы был получен почти через год - лишь 9 ноября 1859 года. Синод не отказался от идеи, предложенной митрополитом Григорием (Постниковым), но в то же время пошел отчасти и навстречу пожеланиям киевлян. Киевскому митрополиту Исидору (Никольскому) предписывалось немедленно приступить к изданию журнала под названием «Труды Киевской духовной академии», в который со временем должны были войти «полезнейшие из творений блаженного Иеронима и Августина». В остальном представленная академией программа издания была одобрена. Так было определено название для нового журнала. Кроме того, именно это Синодальное распоряжение предопределило основное направление переводческой деятельности КДА. Здесь был создан внушительный корпус русских переводов западных церковных писателей. «Труды КДА» в дореволюционный период Уже к январю 1860 года Академия, выполняя распоряжение Синода, подготовила к выходу в свет первый номер журнала. Всего в 1860 году в свет вышло четыре номера «Трудов КДА». Однако они не имели четкой даты выхода и скорее напоминали научные альманахи. Лишь с 1861 года журнал стал выходить ежемесячно. В соответствии с предписанием Синода в «Трудах» было два основных отдела: переводы церковных писателей Западной Церкви и оригинальные статьи. Впоследствии в «Трудах» публиковались также переводы Библейских книг, появился отдел критики и библиографии. После введения в действие Устава духовных академий 1869 года в журнале появилось приложение, содержавшее протоколы заседаний Совета академии, ежегодные отчеты о жизни КДА и о деятельности состоявших при академии учреждений, братств и обществ. В результате сложилась структура издания, сохранявшаяся вплоть до 1917 года. Традиционно в год выпускалось в свет три тома «Трудов». Каждый том объединял книги за четыре календарных месяца (первый том - с января по апрель, второй - с мая по август, третий - с сентября по декабрь) . Нумерация страниц была сплошной в рамках каждого тома. Кроме основного содержания журнала в нем давались материалы с отдельной пагинацией. В начале месячных книг, как правило, давались русские переводы Книг Священного Писания или святоотеческих творений. А в конце каждой книги «Трудов» имелись приложения, включавшие официальные документы Академии. Нумерация страниц в изданиях переводов и в приложениях продолжалась от книги к книге безотносительно к номерам томов. Кроме того, порой в начале книги могли публиковаться материалы, либо имевшие отдельную латинскую пагинацию, либо вообще не имевшие пагинации. Это были высочайшие указы, касавшиеся Академии, сообщения о пребывании в Киеве членов императорской фамилии, речи, сказанные по особо торжественным поводам и т.д. Таким образом, в рамках одной книги «Трудов» можно встретить три, а то и четыре отдельные пагинации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010