Эта лакуна требует заполнения, поскольку труды профессора могли бы стать значительным подспорьем для современных пастырей, стремящихся распространить проповедь Слова Божия на как можно большее число людей. В секулярном, перенасыщенном неправдивой и поверхностной массовой информацией мире, сквозь назойливо шумную разноголосицу человеческого сердца может достичь только властное и живое слово проповедника, растворенное благодатью Божией, исходящее от любящей души. Как приготовить такое слово, какими законами церковного красноречия руководствоваться? Обобщив и переосмыслив опыт многих поколений православных и инославных (католических и протестантских) гомилетов и проповедников, профессор В. Ф. Певницкий дает на эти вопросы самые исчерпывающие ответы. При этом, еще раз повторим, его гомилетические труды нисколько не устарели. 5 О жизни профессора мы узнаем из его «Воспоминаний», которые он писал в последние годы своей жизни и которые, как он говорил по своему смирению, предназначались « не для широкой публики, а для близких людей». Часть «Воспоминаний» была напечатана посмертно, в 1911–1912 гг., в «Трудах Киевской Духовной Академии». Довольно подробно и с большой любовью описал жизнь профессора его коллега, профессор Киевской Духовной Академии протоиерей Феодор Иванович Титов. Первое жизнеописание появилось в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1905 году и было посвящено 50-летию преподавательской деятельности В. Ф. Певницкого , а второе было опубликовано в 1911 году в качестве некролога. В Центральном Государственном Историческом Архиве Украины сохранился послужной формулярный список, по которому также можно проследить все основные этапы жизни профессора до 1897 года. 6 Важным источником для описания жизни и деятельности профессора являются его многочисленные публикации в академическом журнале «Труды Киевской Духовной Академии» и в других церковных изданиях. Но, как сказал о В.Ф. Певницком профессор М.Э. Поснов , «нужен целый сонм добрых свидетелей, чтобы рассказать эту длинную, в высшей степени плодотворную и добродетельную жизнь редкого человека, талантливого ученого, выдающегося профессора, блестящего оратора и доброго христианина... Вся жизнь Василия Федоровича отличалась какою-то особою простотою и естественностью. Он жил и действовал без всякого напряжения. Он жил, как бы прислушиваясь или повинуясь внутреннему голосу, и действовал так, что для всех было ясным, что он не мог поступать иначе. Он всегда был самим собою. Это в особенности показали мрачной памяти 1905–1906 годы. Сколько тогда потерпело крушение людских характеров, дотоле считавшихся сильными, благородными!...Но Василий Федорович остался верен себе. Он не склонил своего знамени. Все усилия вырвать у него знамя кончились ничем. Действительно, славная жизнь! Эта жизнь как лучезарное светило обогнула небесный свод в самый большой день. Хороша была эта жизнь на заре, удивительна и увлекательна в полдень, возбуждающая умиление, почти благоговение к вечеру». 7

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

В 1819 году Иван Борисов прекрасно окончил курс семинарии и поступил в Киевскую духовную академию, где со всем увлечением юности, жадной к приобретению познаний, отдался занятиям и чтению книг, за которыми иногда просиживал целые ночи. Прочитанное он передумывал, давал из него экстракты, выписывал лучшие места и нередко передавал его своим товарищам в живой увлекательной форме. Благодаря своим блестящим способностям и усердию, Иван Борисов занял исключительное положение среди товарищей. Пальму первенства передавали ему как профессора академии, так и товарищи. Один из них – Ставров, выдающийся студент, бывший конкурент Борисова, впоследствии бакалавр Киевской академии при окончании курса говорил, что в списке на первом месте нужно поставить Борисова, затем оставить несколько мест незанятых, а потом – на шестом или седьмом записать его – Ставрова. Окончив в 1824 году курс академии первым магистром, Борисов на первых порах потерпел неудачу: он почему-то не был оставлен бакалавром при академии, несмотря на шесть свободных мест, занятых его товарищами, а определён в Петербургскую духовную семинарию инспектором и профессором церковной истории и греческого языка. Впрочем, с этого же времени начинается быстрый подъём его по иерархической лестнице: через три месяца он назначен был ректором Александро-Невского духовного училища, с сохранением прежних должностей, после чего он вскоре принял монашество; в 1824 году – бакалавром богословских наук в С.-Петербургскую духовную академию; в 1825 году – инспектором академии; в 1826 году возведен в звание экстраординарного профессора и в сан архимандрита; в 1829 году за учёные труды удостоен высшей ученой степени – доктора богословия и награждён орденом Анны 2-й степени с Императорской короной. В 1839 году архимандрит Иннокентий назначен был ректором Киевской духовной академии, профессором богословских наук и настоятелем Киево-братского монастыря; в 1835 году он «за отличные заслуги по части отечественной словесности» был избран действительным членом Императорской Российской академии. В 1836 году состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Иннокентию епископом Чигиринским, викарием Киевской митрополии. Вследствие осложнения занятий преосвященный Иннокентий в 1837 году оставил должность профессора богословских наук, а в 1839 году и должность ректора академии; в 1840 году он получает назначение на самостоятельную епископскую кафедру в Вологду; в 1841 году переводится в Харьков, а потом и в Одессу. В 1857 году преосвященный Иннокентий, находясь в Севастополе, на поле битвы русских с неприятелем, заболел и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 26 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX — начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. 1 декабря в рамках торжественного открытия XVI Международных Могилянских чтений состоялась презентация книги «Записки святителя Петра Могили». Портал «Богослов.Ru» публикует вторую часть статьи проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную каноническому статусу русского эмигрантского прихода в Праге. Эта часть посвящена сложному периоду Второй мировой войны и первым послереволюционным годам. В этот период русский приход прошел непростой путь от временного подчинения Русской Православной Церкви Заграницей к возращению в юрисдикцию Московского Патриархата, а впоследствии вошел в состав автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . Девяносто лет тому назад в июле 1921 года Чехословацкое правительство приняло решение о проведении масштабной акции помощи русским эмигрантам. В течение 1920-30-х годов граждане бывшей Российской империи, оказавшиеся за пределами Родины, получали в Чехословакии заметную материальную поддержку, и потому Прага стала одним из главных центров русского зарубежья. О причинах проведения «русской акции» и о ее влиянии на церковную жизнь эмиграции в Чехословакии повествуется в статье проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги.

http://bogoslov.ru/person/261580

На одном из экзаменов архиепископ Курский Илиодор был так восхищён ответами и способностями Михаила Булгакова, что начал расспрашивать его о семействе и принял в нём горячее участие. Матери Булгакова он назначил пенсию в 100 рублей (большой по тому времени оклад в духовном ведомстве), а всех трёх сестёр выдал замуж за будущих священников. Курская духовная семинария (1831–1837) Способности Михаила ещё более обнаружились, когда он был переведён из училища в Курскую духовную семинарию. Здесь, за свои блестящие успехи, он приобрёл такую любовь к себе и уважение начальства, что некоторые преподаватели, вопреки существующему обычаю и, несмотря на его юношеский возраст, обращались к нему по имени-отчеству. В 1831 году профессором Киевской духовной академии была проведена ревизия семинарии. В результате Правление академии расширило здания, назначило особых помощников инспектора и увеличило преподавательский состав. Во главе семинарии был поставлен учёный ректор архимандрит Анатолий (Мартыновский) , набиравший преподавателей из числа лучших выпускников Киевской академии. Благодаря этому ко времени поступления Михаила Булгакова в семинарию там сложился кружок даровитых преподавателей, горячо любивших своё призвание и потому имевших большое влияние на учеников. В семинарии Михаил Булгаков хорошо усвоил языки, развил и усвоил ту замечательную по ясности, легкости и простоте речь, которой выделяются и до сих пор привлекают все его труды, строгую логичность и точность мысли. Здесь на Михаила оказал большое влияние преподаватель церковного красноречия Д.С.Любицкий, магистр Киевской академии. Он составил своё собственное руководство по предмету, причем главное внимание уделял практическим упражнениям учеников. Благодаря ему Михаил познакомился с новой литературой и, будучи уже архиепископом Харьковским, посетил родную семинарию и публично благодарил старца-учителя за то, что «научился любить русскую литературу и правильно писать». В семинарии Михаил читал Карамзина. Поэзия Жуковского увлекла его настолько, что все его стихи он переписал в тетрадь и помнил наизусть. Кроме того, он сам и в семинарии, и в академии неплохо подражал произведениям любимого поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Более-менее самостоятельные труды по апостолу Павлу появляются только с конца XVIII в. . В 1785–1787 годах архимандрит Аполлос (Байбаков), ректор Московской славяно-греко-латинской академии, издал толкования на послания апостола Павла. B 1792 г. архимандрит Мефодий (Смирнов) зачитал на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии свое толкование на послание к Римлянам. Его перевод и комментарий выдержали три издания (1794, 1799, 1815) и стали первым библейским переводом на русский язык . Архимандритом Иринеем (Фальковским, +1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все апостольские послания. Работа по исследованию посланий святого апостола Павла активизировалась после реформ духовных школ в середине XIX в. Одной из первостепенных задач отечественных библеистов стал анализ славянских рукописей и подготовка нового русского перевода Священного Писания. Специально апостолу Павлу свои труды посвятили епископ Амфилохий (Казанский-Сергиевский) и Воскресенский Г.А. Член-корреспондент Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии, епископ Амфилохий издал 4-х томный труд: «Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года…» (1888) . Посланиям святого апостола Павла специально посвящен 2-й том; в 3-м томе содержатся сведения о древних переводах Апостола, исправлениях, дополнения к описанию рукописей. По трудам епископа Амфилохия можно исследовать судьбу славянских переводов Апостола, его заслугой является привлечение к изданию большого числа церковно-славянских и греческих рукописей. Воскресенский Г.А. написал магистерскую диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII—XV веков» (1879 г.) , участвовал в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии, издал «Древлеславянский Апостол» (в 5 выпусках, 1892—1908) . По словам проф. Муретова М.Д., труды проф. Воскресенского по исследованию славянорусских текстов «составляют твердую основу для всех дальнейших изысканий в области редакций древнеславянского Библейского текста» . 

http://bogoslov.ru/article/2454099

Сегодня светлая личность святителя и его благодатные творения способны послужить как верным чадам Церкви, так и обделённым духовным просвещением соотечественникам утверждению в православной вере, в любви к нашей Святой Церкви, в следовании святоотеческим путём обожения, что делает труды нынешней конференции особо значимыми и актуальными. Преискренне желаю успешной и плодотворной работы её участникам, Божьей помощи и вдохновения Вам, дорогой владыка Климент, и Вашим сподвижникам по подготовке с упованием ожидаемого Церковью Полного собрания сочинений святителя Феофана Затворника . Приветствие ректора Санкт-Петербургской духовной академиииархиепископа Петергофского Амвросия Ваше Преосвященство, дорогой Владыка! Глубокоуважаемые участники и гости научного форума! От имени профессоров, преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии сердечно приветствую всех вас, собравшихся вместе, дабы поделиться результатами своих научных исследований в области изучения духовного подвига и богословского наследия замечательного духовного писателя Русской Церкви-святителя Феофана Затворника . В истории Санкт-Петербургской духовной академии этот выдающийся подвижник и богослов занимает особое место, несмотря на то, что был выпускником другой – Киевской академии. Иеромонах Феофан (Говоров), как известно, с 1844 по 1847 гг. преподавал в столичной Академии нравственное и пастырское богословие. Ещё два года – с 1857 по 1859 гг. – возглавлял Академию н а Неве в качестве её ректора. Однако на этом история взаимоотношений не заканчивается. В 1889 г. Совет Санкт-Петербургской Академии, без каких бы то ни было переговоров и контактов с тогда уже известным затворником, инициирует присуждение своему бывшему ректору степени доктора богословия. Была создана специальная комиссия из профессоров, принявшая положительное решение со словами о том, что епископ Феофан «был богословом не в узко специальном только смысле этого слова, т.е. автором таких специально-учёных богословских сочинений, которые предназначались бы лишь для ограниченного специально-образованного кружка учёных адептов богословской науки, а богослов в лучшем и широком смысле слова, – богословом, который, не заключаясь в узкую сферу специальной учёности, говорил и писал языком, доступным для широкого круга лиц, жаждущих духовного просвещения ». В 1890 г. Совет Санкт-Петербургской духовной академии присвоил святителю Феофану высшую богословскую научную степень, о которой сам святитель говорил: «Это докторство меня очень радует».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале Ortodoxia в 1981 г. В статье рассматриваются вопросы пневматологии в связи с сакраментологией Православной Церкви. Протоиерей Думитру Станилоэ делает акцент на феноменах богообщения и обожения, которые совершаются посредством православного богослужения, выражающего при этом надежды, чаяния, духовные мысли и чувства верующих. Вступление на Римскую кафедру папы Франциска стало началом важных преобразований в Католической Церкви. Одним из наиболее обсуждаемых стало ограничение полномочий на использование Тридентского миссала, введённое в 2021 году. Какая логика стоит за этим решением? Означает ли оно разрыв с церковной политикой предыдущего понтифика? Как литургия созидает церковное единство? Ответам на эти вопросы посвящён материал, предлагаемый вниманию читателя. Предлагаем вниманию читателей статью аспиранта Киевской духовной академии и семинарии диакона Николая Сапсая. В статье представлен обзор дискуссий, развернувшихся в последние годы в Сербской Православной Церкви. Предметом напряжённого обсуждения стал вопрос о порядке совершения Таинства Евхаристии в условиях пандемии COVID-19. Статья была опубликована в журнале «Труды Киевской духовной академии» 35. Киев, 2021. С. 285–296). На сайте «Богослов.Ru» статья размещается с согласия редакции журнала. 13 февраля 2022 Правильно ли проводить параллели между принятием в юрисдикцию Константинопольского патриархата украинских раскольников и воссоединением Русской Православной Церкви заграницей с Московским патриархатом? Публикуем статью ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра. Публикуем статью настоятеля кельи святой Анны на горе Афон архимандрита Антипы о том, нужно ли заново рукополагать клириков, принимаемых из расколов. Портал «Богослов.ru» не солидаризируется с позицией отца Антипы, однако его точка зрения весьма характерна для современного греческого богословия в связи с ситуацией на Украине. Приглашаем наших читателей к дискуссии, которую открывает профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.

http://bogoslov.ru/topic/56276

Курс гомилетики, как систематической науки теории церковного красноречия, имевшей замечательных представителей её в Киевской духовной Академии в лице профессора Я.К. Амфитеатрова и его достойнейшего ученика и преемника по кафедре недавно почившего профессора В.Ф. Певницкого (1911 г.), не пришелся по душе А.В. Вадковскому, и он теории гомилетики уделял минимальное количество лекций, сообщая своим слушателям лишь самое необходимое и существенное из неё. Не пользовалась его особыми симпатиями и другая богословская наука – пастырское богословие, разрабатывавшаяся с особенным успехом в Киевской духовной Академии выше названным профессором, В.Ф. Певницким , из-под красноречивого пера коего появились такие капитальные пастырологические труды, как «Священник. Приготовление к священству и жизнь священника» (Киев. 1885 г.), «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (Киев. 1891 г., изд. 2-ое) и «Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении» (Киев. 1892 г.) и в Московской духовной Академии, из которой вышли труды архиепископа Волынского Антония. И по этой науке у А.В. Вадковского набиралось тоже всего нисколько лекций, в которых он знакомил своих слушателей, главным образом, с сочинениями святых отцов и учителей Церквей Восточной и Западной по пастырскому богословию. Его внимание и весь интерес к предмету сосредоточился на истории древнехристианской проповеди и древнерусской церковной литературы до-Петровского времени. Лекции его по истории проповеди апостольского времени и, главным образом, золотого века церковной про поведи – свв. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского и др. излагались А.В. Вадковским с таким одушевлением и в таких образцово-литературных художественных очерках, что производили на слушателей глубокое впечатление и привлекали в аудиторию к нему не только студентов церковно-практического отделения, к которому относилась эта наука уставом 1809 года, но и студентов других отделений – богословского и церковно-исторического. Нелишне при этом отметить, что эти свои блестящие по мастерской литературной обработке лекции почивший владыка читал спокойно, ровно, без аффектаций, не повышая и не понижая голоса, как это сделал бы профессор с более нервным темпераментом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом – басом. Литературные труды митр. Арсения заслужили ему репутацию выдающегося духовного писателя и ученого. Еще будучи студентом Киевской духовной академии, он был награжден Макарьевской премией за свою книгу: «Дневник студента-паломника на Афоне». Будучи затем преподавателем Кишиневской духовной семинарии, он десять лет состоял редактором «Кишиневских Епархиальных Ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. Печатались работы, главным образом, в академических журналах: в журнале Московской духовной академии, в «Богословском Вестнике» с 1897 по 1907 годы. Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1899, 10, стр.419. «Гавриил Бонулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский». (Магистерская диссертация). Кишинев, 1894. «Из современной церковной жизни в Румынии»· Сергиев Посад, 1901. «Дневник студента-паломника на Афон»· Киев, 1886. «Положение православного духовенства в Румынии». Кишинев, 1889· «В стране священных воспоминаний». Сергиев Посад, 1902. «Материалы для истории Бессарабии». Кишинев, 1892. «Речь пред благодарственным молебном». «Богосл.Вестн.» 1899, май, стр.110. Речь пред молебном по случаю начатия учения в Моск.дух.акад. (об образовании характера, как цели воспитания). «Богосл.Вестн.» 1899, кот., стр.189.· Речь при пострижении в монашество и.д.доцента Академии Ивана Петровых, в иночестве Иосифа. «Богосл.Вестн.» 1901, окт., стр.211. Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Моск. дух.академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года. «Богосл.Вестн.» 1902, март, стр.431. Речь при пострижении в монашество студента 4-го курса Моск. дух .акад. Михаила Сенцова, в иночестве Леонида 9 марта 1902 года. «Богосл.Вестн.» 1902, апр., стр.641.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010