Игнатий Римский-Корсаков. Генеалогия явленной от Сотворения мира фамилии... Корсаков-Римских/Публ. А. П. Богданова. М., 1994. 250с. Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 438-442; Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 203-204. См. в автографе Новгородской Забелинской летописи: ГИМ. Забелина 261. Л. 220—223 об.; ср. л. 11—14 об., 223 об. — 227. Текст опубл.: ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 11—179. Анализ истории сочинения и его источников см.: Богданов А. П. Летописец и историк... С. 14—62. Хронологическая справка дана Сназиным прямо посреди повествования о семейных делах Словена и Руса. Этот принцип соблюдается летописцем и впоследствии: например. Вещий Олег ведет на Царьград, среди прочих племен, чудь, мерян и вотяков. По словам Игнатия, это " хула и досада, приносимая от поганых татар. — Ей, нестерпима, и терпение без пользы! " (С. 162—163). Подробно см.: Богданов А. П. Общерусский летописный свод конца XVII в. в собрании И. Е. Забелина//Русская книжность XV—XIX вв. М., 1989. С. 183-209. См. текст: Замысловский Е. Е. Царствование Федора Алексеевича: Ч. I. Обзор источников. Спб., 1871. Приложения. С. XXXV—XLII О сочинении см.: Чистякова Е. В., Богданов А. П. " Да будет потомкам явлено... " Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988. С. 3-12. Подробно см.: Богданов А. П. Типологические признаки и группы в русском летописании конца XVII века//Методы изучения источников по истории русской общественной мысли периода феодализма. М., 1989. С. 197-220. ГИМ. Музейное собр. 1499. О нем см.: Богданов А. П. Летописец и историк... С. 52—55. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1856. Кн. 2. Ч. III. 310. С. 509. Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. Конец раздела III (номера страниц в издании перепутаны). Полная публикация пространной записи XVII в. об исправлении Апостола: Православное обозрение. 1861. Т. IV. С. 295—299. На с. 300— 304 см. подготовленный справщиками список разночтений.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

С. 737–753; 7/8. С. 953–964. 398 Mansi I. D. Sacrorum conciliorum nova amplissima collectio. T. 35. Col. 1491–1492; ср. рубрику последующих униатских изданий Служебника: «И тако диакон [губою] влагает их (части Агнца NI и КА. – Авт.) и вся другия частицы, с Агнцем пресуществленныя, во святую чашу» (Литургикон, сиесть Служебник. Р., 1952. Л. 273). 399 Архив Юго–Западной России. Часть 1. Том V: Акты, относящиеся к делу о подчинении Киев­ской митрополии Московскому патриархату (1620–1694). К., 1872. С. 8. 400 Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab ecclesia catholica dissidentium. P., 1930. T. 3. P. 222. 402 Там же. С. 432–434. «Хлеб животный» Сильвестра и этот ответ Евфимия были написаны меж­ду 2–й пол. 1685 и 2–й пол. 1687 гг. 403 См.: Бернацкий М. М. Освящение поминальных частиц в контексте спора о времени пресуществления Св. Даров, состоявшегося в послед. четв. XVII в. в Москве: Глава о по­минальных частицах в «Щите веры» и «Остене»: (Публикация по рукописям ГИМ. Син. 346, 452, 546)//Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. М., 2006. Вып. 1(16). С. 129–144. 404 См.: Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия. 2005. Вып. 14. С. 20; см. также: Он же. Определе­ние Римо–Католической Церкви о частицах проскомидии//Там же. 2008. Вып. 4(24). С. 11–25. 405 Wort und Mysterium: Der Briefwechsel ueber Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tuebinger Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Witten (Ruhr), 1958. 406 [Theophanes (Procopowitz), archiep.] Christianae orthodoxae Theologiae eadem serie ac methodo qua Theophanes Procopowitz usus est in Academia Kiowiensi adornatae et propositae volume III. Lipsiae, 1793. 426 Ibid. р. 625–626. Феофан цитирует по–латыни; греческий текст см. в: PG. 85. Col. 1317; Mansi. T. 2. Col. 888. 427       Верховской П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент. Ростов–на–Дону, 1916. С. 52. Т. 2: Материалы. 441 Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Надписи на О., состоящие из разных по смыслу фраз, можно условно разделить на вкладные, литургические, поминальные, охранительные, с наименованием частиц мощей и др. ( Игошев. 2009. С. 27-42). Изучение клейм, особых отметок мастеров позволяет точно датировать серебряные О. Самые ранние московские клейма относятся к 1651-1652 гг. В региональных центрах, как показали исследования М. М. Постниковой-Лосевой и ее коллег по хранению драгоценных металлов в ГИМ, до 1700 г. на серебряных изделиях клейма не ставили или могли поставить в Москве в Серебряном ряду (Золотое и серебряное дело. 1983. С. 119, 121, 129). Технологические приемы изготовления О. сохранялись на протяжении средневековья. Серебряными и золотыми О. украшали деревянные кивории, раки, «поставные» и «вислые» светильники, деревянные посохи, предметы для святительских ризниц и храмового убранства. Вероятно, золотыми и серебряными деталями обивали наиболее значимые и почитаемые изображения на древнерус. фресках. В ярославских храмах в XVIII-XIX вв. отдельные изображения на стенописи были выделены чеканными венцами и окладами. Для крепления металлических пластин О. к деревянной иконе использовали гвоздики или мастику, к-рая также предотвращала появление на тонком металле деформаций и вмятин. Перед креплением О. его оборотную сторону нередко покрывали клейкой смесью смоляной или восковой мастики с различными наполнителями, она встречается на басменных О. древнерус. икон, верхних крышек Евангелий, богослужебных крестов. В домонг. период гвозди нередко изготавливали из медного сплава, шляпки золотили; позднее небольшие гвоздики делали из медных сплавов или серебра с округлой плоской прокованной шляпкой. В 1634 г. для гвоздиков на О. Евангелия московскому мастеру Серебряного ряда С. П. Сорокину из царской казны было выделено серебра 31/4 золотника ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 123). В XVI-XVII вв. гвозди изготавливали из проволоки на специальном инструменте - «гвоздильне» («гвоздильнице»), представлявшей собой 2 железные пластины с прорезанными на них желобками для гвоздей с небольшими расширениями в местах шляпки. Такой инструмент отмечен в монастырских документах: напр., 3 «гвоздильницы» - в Описи Спасо-Каменного мон-ря 1628 г. (Опись Спасо-Каменного мон-ря. 1628 г.//Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1985. Ч. 4. Вып. 1. С. 198). Гвозди для О., как правило, изготавливали в больших количествах ремесленники-«гвоздари»: в 1654 г. для басменных и чеканных О. на деревянные напрестольные кресты и деревянные крышки Евангелий в московскую Серебряную палату были куплены «окрепованные гвозди… 4000 трубных, 11 000 мелких» ( Троицкий. 1930. Вып. 2. С. 71). Купленные в 1627 г. для О. в строгановские мастерские в Сольвычегодске 22 узла с медными гвоздями («а в узле по 1000») свидетельствуют о налаженном производстве ( Введенский А. А. Торговый дом XVI-XVII вв. Л., 1924. С. 32). В XIX в. О. крепились на фабричные гвоздики.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Мытищи) (не сохр.). В 1856 г. Н. за участие в приготовлениях к церемонии Высочайшей коронации имп. Александра II был награжден золотыми часами и медалью на владимировской ленте в память войн 1853-1856 гг. Удостоен ордена св. Станислава 2-й степени за участие в создании морского отдела Политехнической выставки 1872 г. За заслуги в качестве архитектора странноприимного дома Н. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. Похоронен на Лазаревском кладбище в Москве (могила не сохр.). Вдова архитектора исполнила последнюю волю мужа, пожертвовав завещанный им капитал в пользу Православного миссионерского общества, Японской и Камчатской правосл. миссий. Арх.: РГАДА. Ф. 180. Оп.7. Ед. хр. 4615; Ф. 184. Оп. 1. Ед. хр. 98, 99; Ф. 1239. Оп. 3. Ед. хр. 15247, 16109; Ф. 1632. Оп. 1. Ед. хр. 5, 20, 39, 155, 247, 263, 294, 379а, 389, 411, 451, 501; РГАЛИ. Ф. 890. Оп. 1. Ед. хр. 266, 302; Ф. 1981. Оп. 1. Ед. хр. 119, 121, 122, 123; РГИА. Ф. 759. Оп. 97. Ед. хр. 164; Ф. 789. Оп. 14. Ед. хр. 16 лит. «Н»; Ф. 1088. Оп. 14. Ед. хр. 438, 448, 671, 677; ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 343, 561; Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 69; ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 44. Соч.: О заслугах гр. А. С. Уварова для рус. архитектуры и искусства//Незабвенной памяти гр. А. С. Уварова. М., 1885. С. 22-24; Реставрация древних памятников (по Виолле ле Дюку)//Древности: Тр. МАО. 1887. Т. 11. Вып. 3. Протоколы. С. 32-52; Воспоминания о К. М. Быковском//Древности: Тр. Комиссии по сохранению др. памятников. 1907. Т. 1. С. XXII-XXIV; Кабенский мон-рь близ Коджор//Там же. 1909. Т. 3. С. XLII-XLVIII; Ист. справка о Гударехском мон-ре//Там же. 1912. Т. 4. С. 31-34. Лит.: Ист. записка о деятельности МАО за первые 30 лет его существования, 1867-1897. М., 1897; Археол. известия и заметки. М., 1893. Т. 1. С. 31-33; 1899. Т. 7. Вып. 1/2. С. 143-144; Дьяконов М. В. К биогр. словарю моск. зодчих XVII-XIX вв.: Извлечения из архивов//Рус. город: Исслед и мат-лы. М., 1982. Вып. 5. С. 116-224; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг): Иллюстр. биогр. слов./Науч. рук.: А. Ф. Крашенинников, ред.: А. В. Рогачёв. М., 1998; Памятники архитектуры дореволюционной России: Очерки истории архит. реставрации/Общ. ред.: А. С. Щенков. М., 2002; Гриц А. Е. Московское дворцовое архит. уч-ще и стилевые поиски в рус. архитектуре 2-й трети XIX в.: Канд. дис. М., 2004; Кириченко Е. И. Московское архит. об-во в истории рус. культуры, 1867-1932: К 140-летию МАО. М., 2007; Имп. археологическая комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания/Общ. ред.: Е. Н. Носов. СПб., 2009.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Выс. букв : 1,8–2,3. + π]ρ εχς Ε εβου κ(α) Α[... κα πντων τν διαφερντων ατν. Orig.: ΕΥΕΕΒΙΟΥ. Крит. апп .: κ[α πντων ... ατο Lat2. О молитве за Евсевия и А… и всех их близких. В Сборнике опубликована первая половина (вплоть до ΕΥΕ) по копии Н.П. Кондакова . Смешение сигмы и эпсилона можно отнести или на счет Кондакова, или на счет типичной ошибки резчика. 109 Надпись на карнизе – несомненно, посвящение ктитора из храма ранневизантийского времени, но какого точно – неизвестно. Однако учитывая место находки фр. 2 – южную часть городища, можно предположить, что надпись происходит с прилегающей к ней Большой агоры, а точнее из какого-то ранневизантийского храма на ней (см. также ниже относительно посвящения Василия). Имя Евсевий встречается в византийском Северном Причерноморье в надписи 436–437 годов из Воспора. 110 Бета с несомкнутыми полукружиями встречается в Херсоне в IV–V веках (ср. комм. к II.2.a настоящей работы). Угловатые формы эпсилона и сигмы для этого времени известны по надписи времени Феодосия I. n. Прошение комита Василия Носитель : сложнопрофилированный карниз с 6 полочками. Мат.: мрамор. Сост. пам. : от пожара раскололся на 4 части, обломан слева и частично снизу и справа, частичные сколы по краям. Место находки : Херсонес, на площади около Владимирского собора. Обст. находки : Фр. 1–3:1891 г., строительные работы; Фр. 4:1892 г., раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Место хран .: Фр. 1–2, 4: ГИМ; Фр. 3: неизв. Инв. номер : отсутствует. Выс.: max. 38. Шир.: max. 127. Толщ .: max. 17. Эпиграф. поле : на полосе вдоль верхнего края (шир. 9). Датировка текста : кон. IV–V вв. (?) Источник датировки : шрифт. Шрифт : альфа с ломаной перекладиной, бета с несомкнутыми полукружиями, лямбда с удлиненной верхней частью, каппа с удлиненной вертикалью, мю с прогнутой серединой, пи с удлиненной перекладиной, сигма лунарная. Публ .: Фр. 1–3: Латышев В.В. Надписи, найденные в Херсонисе Таврическом в 1889–91 годах. МАР, 1892. С. 36. 27; Сборник 28; Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма, IV. ЗООИД, 23, 1901. С. 75. 28; Фр. 1–4: Виноградов А.Ю. Греческие христианские надписи из Северного Причерноморья в коллекции ГИМ. Северное Причерноморье в эпоху античности и средневековье. Памяти Н.П. Сорокиной (Труды ГИМ. Вып. 159). М., 2006. 3 (Vinogradov А. Von der antiken zur christlichen Koine: typische und untypische Inschrift en des nördlichen Schwarzmeerraums. Une koiné pontique. par A. Bresson, A. Ivanchik et J.-L. Ferrary. Bordeaux, 2007. P. 265. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 19563; Веселовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963; Буганов В. И. Моск. восстания кон. XVII в. М., 1969; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972; Кирилов И. К. Цветущее состояние Всерос. государства. М., 1977; Шведова М. М. Маргиналии на книгах б-ки Новодевичьего мон-ря//АЕ за 1985 г. 1986. С. 86-88; она же. Царицы-инокини Новодевичьего мон-ря//Новодевичий мон-рь в рус. культуре: Мат-лы науч. конф. 1995 г. М., 1998. С. 73-93. (Тр. ГИМ; Вып. 99); она же. Семейный иконостас царя Алексея Михайловича как реликвия Дома Романовых//Тр. ГИМ. 2004. Вып. 143. С. 30-48; она же. Формирование местного ряда большого иконостаса Смоленского собора Новодевичьего мон-ря//Там же. 2007. Вып. 169. С. 55-91; она же. «Поставлен монастырь Девичь у града Москвы» М., 2009; Трубникова О. А. История некрополя Новодевичьего мон-ря//Моск. некрополь: История археология, искусство, охрана. М., 1991. С. 106-123; Трутнева Н. Ф. Некрополь Новодевичьего мон-ря (30-90-е гг. XX в.)//Там же. С. 124-130; она же. Е. С. Кропоткина, 1870-1944 гг. (Биогр. очерк)//Тр. ГИМ. 1995. Вып. 87. С. 116-124; она же. Игумении Моск. Новодевичьего мон-ря (1525-1920 гг.)//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. 1998. С. 57-69. (Тр. ГИМ; Вып. 99); она же. Новодевичий мон-рь глазами моск. школьниц 1920-х гг.//Моск. архив. М., 2002. [Вып. 3]. С. 179-210; Шлионская Л. И. Семейная усыпальница Прохоровых в Моск. Новодевичьем мон-ре//Тр. ГИМ. 1995. Вып. 87. С. 441-451; она же. Царские гробницы в Новодевичьем мон-ре//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. 1998. С. 94-113. (Тр. ГИМ; Вып. 99); она же. Два некрополя Новодевичьего мон-ря//Тр. ГИМ. 1999. Вып. 110. С. 254-269; она же. «Новые кладбища» Моск. Новодевичьего мон-ря//Там же. 2001. Вып. 126. С. 577-596; она же. Некрополь князей Волконских в моск. Новодевичьем мон-ре//Там же. 2010. Вып. 182. С. 340-365; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Сочинения Г. П. (среди к-рых выделено особо «Прение с хионы и турки») упоминаются в ряде редакций индекса «Книг истинных» - Нестяжательской, «Книгам имена» и печатной 1644 г. в составе «Кирилловой книги» ( Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 233). В полемических сборниках XVII в. встречается иногда (напр.: РНБ. Погод. 978. Л. 268-269) «Исповедание православной веры» Г. П. После издания прп. Никодимом Святогорцем в Венеции «Добротолюбия» (1782) прп. Паисием (Величковским) были сделаны переводы на слав. язык вошедших в издание сочинений Г. П., за исключением «150 глав» (их перевод неизвестен) ( Попов Н. П. Рукописи Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Вып. 2: Симоновское собрание. М., 1910. С. 73, 88, 91): «К честнейшей в монахинях Ксении о страстех и добродетелях и о раждаемых от сущаго в уме безмолвия» (ГИМ. Симон. 52. Л. 159-174; Симон. 56. Л. 155-184 об.); «Десятословия Христова законоположения, сиречь Новаго Завета» (ГИМ. Симон. 52. Л. 174-178; Симон. 56, 57); 2-го трактата 1-й триады «о священне безмолвствующих» (ГИМ. Симон. 52. Л. 178-183; Симон. 56, 57); Святогорского томоса ( Sinkewicz. 2002. P. 140); «О молитве и чистоте сердца, глав три» (ГИМ. Симон. 52. Л. 183-184 об.; Симон. 56, 57). Было также переведено вошедшее в греч. «Добротолюбие» (Θιλοκαλα. P. 1202-1206) анонимное Житие свт. Григория (источник: Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 573-574; о тексте см.: Rigo A. Nicodemo l " Aghiorita, la «Filocalia» e san Gregorio Palamas//Atti dell " VIII Conv. ecumenico intern. di spiritualità ortodossa (Bose, 16-19 set. 2000). Magnano, 2001. P. 151-152): «От жития св. Григория, арх. Фессалонитскаго Чудотворца, яко подобает всем обще христианом молитися непрестанно» (ГИМ. Симон. 52. Л. 194 об.- 197 об.; Симон. 56, 57). Кроме того, известны переводы прп. Паисия следующих сочинений Г. П., не изданных в греч. «Добротолюбии»: «Слова посланием ко Иоанну и Феодору философом, указующо: кии суть спасающиися и кии ни, и о раждаемых от умнаго упразднения и на роднейшия страсти и на тех, елицы велемудрствуют о мудрости словес, без добродетели» (ГИМ. Симон. 52. Л. 184 об.- 190; также в ГИМ. Симон. 56, 57), гомилии 33 (PG. 151. Col. 412-421) «О добродетелях и сопротивных им страстех и яко мир, егоже миродержец диавол есть, не суть создания Божия; но злоупотреблением создании повинувшийся ему. Изгласися и сия на литии» (ГИМ. Симон. 52. Л. 190-194 - Попов. 1910. С. 74). Все переводы прп. Паисия не изданы и остались в рукописях.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Богословие (ГИМ. ОР. Увар. 1, 356; Леонид. 291; Царск. 23), Кирилл Транквиллион. Богословие (ГИМ. ОР. Син. печ. 344); Он же. Зерцало богословия/Пер. с белорус. диакона Феофана. 1674–1676 гг. (РГБ. ОР. Фад. 37); Он же. Перло многоценное (РГБ. ОР. Ф. 152. 109); Риторика (лекции по философии) (РГБ. ОР. Ф. 299. 722); Философия (ГИМ. ОР. Забел. 675, 676); Философия нравоучительная (этика) (ГИМ. ОР. Муз. 2914); Философия и толкование категорий Аристотеля (ГИМ. ОР. Син. греч. 236; Вл. 457; Матт. MCCXXIII); Раймонд Луллий. Философия (ГИМ. ОР. Муз. 2718; Черт. 286); Он же. Философия: «Наука предивная» (ГИМ. ОР. Хлуд. Д75); Сказание о еллинских философех, понеже и тии прознаменования веры и чистаго ради жития их коснушася истины от Святаго Духа и глаголющи будущая человеком (РГБ. ОР. Ф. 218. 753); Сказание о седми свободных мудростех великих (РГБ. ОР. Ф. 310. 894, 895); Слово о наказанию всякому христианину (соч. русское, типа притчей Сираховых) (РГБ. ОР. Ф. 256. 359); Слово о философии (РГБ. ОР. Ф. 310. 639); Собрание трактатов по метафизике (РГБ. ОР. Ф. 722. 89). См. также: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII в.//Философские науки. 1987. 2; Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика»//Альм. библиофила. 1983. Вып. 15; Он же. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. 1983. 4; Он же. Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники: 1982–1983. М., 1984; Он же. О ранних списках славянорусской «Диалектики»//Записки ОР ГБЛ.: Вып. 45. М., 1986; Он же. Источники и списки космологического трактата XV в. «О небеси»//Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1; и др. 14. История философии: Запад–Россия–Восток/Под ред Мотрошиловой Н.В. М., 1995. С. 447–448; Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008; и др. 15. Лишь Духовные академии не оставили данную область без внимания, находясь в некоторой оппозиции так называемой позитивистской традиции академической науки – см.: Метафизика Божественная и истинная (РГБ.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Список 1263 г. (ГИМ. Син. 345), сербский по происхождению, переписан на Афоне и привезен в Москву в 1654 г. Арсением Сухановым. Однако Шестоднев Иоанна Экзарха был известен на Руси не позднее нач. XII в. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 482). См. комм. Рукопись Толкований на книгу Песнь Песней (РГБ. ОИДР. 171) датируется в настоящее время 2-й пол. XIII в. Толкование на Евангелие Феофилакта Болгарского известно на Руси с нач. XIII в. Этим временем датируются отрывки БАН. 4.9.11 (ГИМ. Син. 7), написанные, по всей видимости, теми же писцами, что и Толковый Апостол 1220 г. ростовского происхождения. Отдельные толкования содержатся также в сборнике XIII в. (РНБ. Q. п. I. 18). Во 2-й пол. XIV в. на Руси получает известность новая редакция перевода, сделанная у южных славян не позднее середины этого столетия. Она и отражена в указанных митр. Макарием русских списках XV в. Указанные списки Синодальной библиотеки были привезены в Москву с Афона в 1654 г. Арсением Сухановым. Русские списки обоих памятников известны с XV в. Пандекты Антиоха известны в русских списках с XI в. (ГИМ. Воскр. 30). Старшие русские списки Слов постнических Василия Великого датируются 1388 г. (ГИМ. Чуд. 10) и 1392–1402 гг. (ЦМиАР. 291). Эти тексты известны уже в русском списке XIII в. (ГИМ. Хлуд. 10Д и БАН. Никольск. 323 — две части одной рукописи — Буланин Д. М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в.//Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987). О поучениях в русских рукописях XII–XIV вв. подробнее см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья первая). С. 197–214. Огласительные беседы свт. Кирилла Иерусалимского известны уже в списке рубежа XI–XII вв. (ГИМ. Син. 478). Беседы на Евангелие свт. Григория Двоеслова имеются уже в списке XIII в. (РНБ. Погод. 70). Часть этих Бесед содержится в русской рукописи кон. XIV в. (ГИМ. Чуд. 21). Подробнее о житиях святых в русских рукописях см.: Творогов. Древнерусские четьи сборники. (Статья вторая: Памятники агиографии)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196–225.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Патриарх Никон 2004 – Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр./отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.. 2004. Труды ГИМ. Вып. 139 Патриарх Никон 2005 – Святейший патриарх Никон. Каталог выставки к 400-летию со дня рождения. М.. 2005 ПДПИ – «Памятники древней письменности и искусства» ПЛДР – «Памятники литературы Древней Руси» ПРП – «Памятники русского права» прп. – преподобный ПСРЛ – «Полное собрание русских летописей» РА – «Русский архив» РС – «Русская старина» Развитие барокко 1989 – Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. М., 1989 РГБ – Российская государственная библиотека (бывш. Государственная библиотека им. В. И. Ленина) (Москва) РИБ – «Русская историческая библиотека» РНБ – Российская национальная библиотека (бывш. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) (Санкт-Петербург) Россия и Христианский Восток 2004 – Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. II – III Русский праздник 2002 – Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/Авт. О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб., 2002 св. – святой свв. – святые свт. – святитель Славянская мифология 1995 – Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995 Словарь книжников 1 – Словарь книжников и книжности древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) Словарь книжников 2/1 – Словарь книжников и книжности древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А – К Словарь книжников 2/2 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2: Л – Я Словарь книжников 3/1 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч.1: А – 3 Словарь книжников 3/2 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч.2: И – О Словарь книжников 3/3 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3 (XVII в.). Ч.3: П – С Словарь книжников 3/4 – Словарь книжности и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII век). Ч.4: Дополнения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010