V. Чудный Крест и древние Св. чудотворные иконы А) на Софийской стороне 1. Чудный Крест у входа в кремль, на левом берегу реки Волхова, при конце моста. Крест сей имеет осьмиконечное очертание и вырезан из липового дерева по образцу древнего греческого искусства. Посредине изображено резное распятие Господа; на правом конце главного поперечника вырезаны грудные изображения Богоматери и Марии Магдалины, а на левом – Св. Апостола Иоанна Богослова и Логина Сотника с подписями; в верхнем поперечнике изображены два Ангела с распростертыми крылами, сверху взирающие на распятого; ниже подножия вырезана надпись выпуклыми буквами: «7056 (1547) лета Сентября, при Царе и Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси, при Архиепископе Феодосии великаго Новаграда и Пскова поставлен бысть Крест сей повелением раба Божия Петра Невежина дли моста» 174 . Вышина креста 3 арш. 6 вершков; средний поперечник 2 арш. и 3 вершка; верхний: 1 арш. и 3 верш.: нижний косвенный 1 арш. 5¾ вер., широта 7¾ вершка. Местное предание возводит сооружение этого креста ко временам глубокой древности. В первый раз письменное указание о нем, как существовавшем еще прежде, встречается в летописях под 6577 г. «В лето 6577 (1069), сказано там, октября в 24 день обретеся крест честный Володимирь у Святей Софии в Новеграде, при Епископе Феодоре» 175 . Но которым именно Св. Владимиром – Киевским или Новгородским сооружен был крест, по какому случаю сокрыт, неизвестно, и что с ним далее последовало, в летописях ничего не упоминается до XV в.; но в начале сего столетия, как видно из записей, он стоял уже у моста р. Волхова и почитался чудным по особенным его знамениям над Новгородцами, так что к нему прибегали за помощью в народных бедствиях сами Святители. Так в 1418 г. св. Архиепископ Симеон, во время междуусобной брани Новгородцев, для прекращения кровопролития, «пришед во всем святительском облачении, ста посреде мосту, и взем животворящий крест нача благословляти обе страны 176 , доколе неутишился народный мятеж».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Однако, прежде чем приступить к реставрации, необходимо было защитить основание собора от подтопления и восстановить все инженерные сети. Этот проект разработал главный инженер 9-й мастерской института " Ленпроект " В. Д.Синьков. Перед тем, как приступить к работе, установили причины подтопления. Их было несколько. Надежный «глиняный замок» Парланда был нарушен при прокладке инженерных коммуникаций на площади возле храма в конце 1930-х годов, а также во время работ по углублению дна (экскурсии на «речных трамваях» по рекам и каналам Ленинграда). Во время строительства нового моста через канал набережная у храма была разобрана. Основание моста было свайным, но при проектировании и строительстве не обратили должного внимания на сопряжение устоев моста и конструкции набережной. В результате фильтрат воды из канала стал проникать в подвал Спаса на крови. После обследования, изысканий, изучения архивных материалов было найдено техническое решение внутренней гидроизоляции всех подвальных помещений храма площадью 520 кв.м. Это сделали при помощи металлического кессона. Итого толщина конструкции при стальной гидроизоляции составляла около 24 см. Конструкция гидроизоляции анкеровалась на глубину 300 мм (шаг анкеров в стенах 500 мм, в полу – 1 м). Для устройства кессона было затрачено 33,5 т металла, в том числе стального листа толщиной 4,5 мм. В 1973–1974 годах специалисты Главленинградинжстроя завершили устройство кессона, и работы по монтажу внутренних инженерных коммуникаций продолжились. Были проложены теплотрасса, электрокабель, водопровод и канализация. С 1974 года началось восстановление внутренних инженерных сетей. Наиболее сложным был монтаж отопительно-вентиляционной системы, спроектированной инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

http://sobory.ru/article/?object=01955

Никольское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Димитрия Ростовского , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1795. Архитектор:В.И. Кафтырев(?) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Спасский район, село Никольское, улица Центральная, д. 1. Координаты: 54.917002, 49.398957 Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 9 км, после моста через реку Бездна, повернуть налево в селе Никольское, на улицу, на въезде на которую стоят железные решетчатые ворота. Через 1 км церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Никольское было основано во второй половине XVII века на землях, пожалованных дворянскому роду Молоствовых. Уже к концу XVII века здесь действовала деревянная Никольская церковь. Новый трехпрестольный каменный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был построен в 1795 году на средства помещика Христофора Львовича Молоствова (его могила с надгробьем сохранилась в церковной ограде). Правый придел храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый - во имя Святителя Димитрия Ростовского. Храм представляет собой яркий образец раннего классицизма, выполненный на высоком художественном уровне.

http://sobory.ru/article/?object=07120

Пименов между тем сжился уже с идеей круглых фигур для священных изображений и мысль художника создавала грандиозные типы, полные величия и характера. Остановить вдруг настроение творчества было немыслимо. Поэтому, имея энергичную фигуру «Каина» скомпонованную и вылепленную из глины в небольшой модели, еще в 1839 году, – Пименов в pendant создал «Молящегося Авеля», но статуя эта ничем не соответствовала первой и не улучшалась при двух переделках. Неудача в «Евангелистах», сгладилась от возникших новых надежд, возбужденных милостью Монарха. Прибыв во Флоренцию, по пути в Россию, Император Николай Первый, 10-го декабря 1845 года посетил студию Пименова и остался восхищенным его трудами. Государь лично выразив свое благоволение талантливому ваятелю, благоволил заказать ему «сочинить проекты шести групп, для украшения постоянного моста через Неву». В исполнение Высочайшей воли, Пименов сочинил и нарисовал карандашом и пером под гравюру, восемь проектов. Из них, четыре (2, 3, 4 и 5) выбраны были Государем для постановки по сторонам моста, на обоих берегах Невы, а проект под 1 «Торжество над водною стихией» – тема самого Государя – назначался для помещения при разделе подъемных съездов с моста, на месте теперешней часовни св. Николая, построенной Штакеншнейдером. Проект этот, самим художником ценимый выше всего, что ему удавалось скомпоновать, заключался в группе из четырех аллегорических фигур, на подножии из куска необделанного камня, украшенного четырьмя тритонами. Второй проект Пименова выражал «торжество христианства в России» и представлял низвержение идолов при Владимире. С рисунка своего выполнив модель группы Пименова, в 1854 г послал ее на всемирную выставку, в 1862 г. Третий проект группы на Николаевский мост выражал «охранение русских пределов», представляя Александра Невского, после совершенной победы, вкладывающего меч в ножны, и возносящего благодарение Богу; аллегория Москвы, в группе из трех фигур, на пьедестале, украшенном четырьмя гениями были четвертым проектом Пименова, а аллегория Петербурга – пятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осмотрев этот храм, я посетил здание музея, где видал чудотворную икону Знамения Божией Матери и Дворищенский образ Святителя Николая 12 века и немало порадовался их сохранности. Посещение музея произвело на меня прекрасное впечатление, и от всего сердца я мысленно поблагодарил того, кто неимоверный труд закладывает в это благородное дело. После осмотра музея я еще раз обошел кругом памятника 1000-летию России и в Пречистенскую арку вышел на берег бурливого Волхова. Милый Волхов, старого моста нет, не сохранилась и часовня Чудный Крест, но вместо старого моста я увидал широкий новый мост. Проходя мимо Владимирской башни кремля, можно еще ясно увидать древнюю фреску, изображающую Святителя и Чудотворца Николая в рост. В бытность мою в Новгороде это изображение находилось в часовне, которая была пристроена к стене Владимирской башни. С Волховского моста я любовался красавцем Ильменем, близ которого виден древнейший Юрьев монастырь. Но не видать девяти золоченых глав Юрьевских соборов, не слыхать веселых песен Поозерок: «Где горит? Чево горит? Да Юрьевские главушки, погуляла бы я с кумом, да боюся славушки». Не слышно звону 2100-пудового великана под названием Неопалимая Купина. На торговой стороне города какие прекрасные вновь выстроенные здания. В столовой я ел вкуснейший борщ и гречневую кашу, запив двумя стаканами чая. Пообедав, я направил свой путь в бывший Антониев-Римлянина монастырь, который сохранился полностью за исключением колокольни. Обошедши два раза вокруг монастырского собора и посмотрев в окно внутрь его, ничего не видать из достопримечательностей. Правда, виден иконостас, но без икон. Сохранилась живопись на стенах, виден постамент, на котором стояла рака святых мощей преподобного Антония Римлянина. От собора мимо здания бывшей Духовной семинарии, я направился в дубовую монастырскую рощу с намерением набрать на память желудей. Но придя на то место, где был монастырский сад, я не нашел ни одного дуба, только жалкие обгорелые пни. Все уничтожено огнем войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Вопиют чувства, вопиют дела, вопиют мысли, вопиет сердце — неутоленно! Боль и болезни, вражда и злоба, неведение и невидение, тупая неустанная забота о днях гасят последний свет жизни. Погасающий свет моей жизни вопиет на небо — беспросветно! «Веруй — и обрящешь»: Веруй, ступай — делай; ступай — трудись, стучи, ищи — и найдешь; бодрствуй, молись, толкай — и откроется! И ты увидишь — воскрыленная подымется на небеса святая чаша с Христовой кровью и свершится: суд утолит твое неутоленное замученное сердце! II. Русские повести «И я не различал, когда день или когда ночь, но светом неприкосновенным объят был». Завет От святой великой соборной церкви — Святыя-Софии-Неизреченныя-Премудрости-Божия — шел Варлаам к себе в монастырь на Хутынь. У великого моста через Волхов народ запрудил дорогу — тащили осужденного, чтобы бросить его в Волхов. Увидев осужденного, велел Варлаам слугам своим стать на том месте, где бросать будут, а сам стал посреди моста и начал благословлять народ. И благословляя, просил за осужденного: «выдать его для работы в доме Святого Спаса!» И как один, голосом воскликнул народ: — Преподобного ради Варлаама, отпустите осужденного и дайте его Варлааму. И пусть помилован будет в своей вине! И осужденного выдали Варлааму. И взял его Варлаам с собой и оставил у себя жить в монастыре. И работая в монастыре, человек этот — преступник осужденный — оказался и работящим и совестливым, иникакого зла от него не видели! Это было у всех на глазах и каждый благословил дело преподобного Варлаама. Случилось и в другой раз, опять, когда шел Варлаам по великому мосту — вели осужденного, чтобы бросить его с моста в Волхов. Родственники и друзья и много народа с ним, увидя Варлаама, пали перед ним на колени, прося: пусть благословит он народ и отпросит себе осужденного. — Избавь от смерти! Но Варлаам, как и не видел никого, как и никаких просьб не слышал,— поспешно прошел он через мост и все его слуги с ним. — Грех ради наших не послушал преподобный нашей просьбы! — сокрушались родственники и друзья осужденного и сочувствовавший народ.

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-pch...

Из прихода Казанского собора Спасо-сенновскому принадлежали: а) правая сторона Невского проспекта от Полицейского до Аничкина моста; б) нынешняя Казанская (бывшая Большая Мещанская) улица от Невского проспекта до Демидова переулка; в) набережная Екатерининского канала от Казанского моста до Кокушкина переулка и г) левая сторона набережной Мойки от Полицейского до Красного моста. Из прихода Введенской церкви: а) Гороховая от Семеновского моста до конца улицы; б) набережная Фонтанки от Обуховской больницы до Лештукова переулка и часть Загородного проспекта и Звенигородской улицы до нынешнего Синодального (Митрофаниевского) подворья: место, занимаемое подворьем и 1 гимназиею, принадлежало прихожанину Спасо-сенновской церкви, купцу Сыренкову; в саду его был большой пруд, на который 1 августа совершался от Спаса крестный ход для освящения воды. 5 июля 1840 г. последовало Высочайшее повеление «образовать приход для Казанского собора, до той поры бесприходного. Для этого от соседних причтов потребованы были сведения о границах их приходов и что из этих приходов можно отнести к образуемому приходу Казанского собора. Тогда-то от Спасо-сенновского прихода и отписали к Казанскому все, что выше прописано, и с этой стороны границею прихода стал уже Екатерининский канал. Причт Спасо-сенновский должен был передать Казанскому причту списки прихожан местностей, от Спаса отнятых, а от прихожан отобрали подписи в том, что к Спасскому причту они в требованиях своих больше относиться не будут. С построением каменной Введенской церкви при Николае I к ней отошли от Спаса все дома за Фонтанкою, т. е. конец Гороховой с Казачьим переулком и часть Загородного и Звенигородской: Фонтанка стала границею обоих приходов. Таким образом с 40 годов Спасо-сенновский приход урезан почти на половину и границами его ныне служат с одной стороны Фонтанка, а с другой – Екатерининский канал. Приход расположен по Большой Садовой улице от Сенновской площади до Невского проспекта, с переулками по обе стороны этой улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1857–1861. Переписка императора Александра 11 с великим князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина Николаевича. – М., «Терра», 1994. с. 164–167. 36. Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году Печатается в извлечениях. Мы продолжали путь 73 ; через некоторое время обогнали спешившегося заптия (так называют составленную из курдов земскую полицию); лошадь его чуть волочила ноги. Между тем тропа спустилась в небольшую долину, по которой изредка возвышались вековые дубы, низкорослые, с корявым стволом и густою макушкой мелкой листвы. Мы остановились в ней, чтобы оправить лошадей и осмотреться. Я въехал на пригорок и увидел, что мы находимся недалеко от нашего привала. Предо мной расстилалась долина Иордана, эта глубочайшая впадина, низменность которой у Мёртвого моря опускается до 1300 футов ниже поверхности океана. Я мог окинуть взором только часть этой гигантской морщины земной коры; начиная от горы Хермон, откуда берёт своё начало Иордан, вдоль гор Галилеи и до Генисаретского озера. Далее очертания песчаного и раскалённого Гора исчезали в голубой завесе сгущённого испарениями воздуха. После привала, через полтора часа ходу, мы спустились к Иордану и остановились у моста «Дочерей Иакова» с развалинами предмостного укрепления и сторожевой башни, римской ещё постройки. Название моста «Дочерей Иакова» дано ему по народному преданию, будто праотец Иаков, возвращаясь из Месопотамии, переправлялся чрез Иордан в этом месте. Первым моим делом было подойти к священной реке и омыть себе голову. При ширине около 6–7 сажен, она быстро тычет, образуя по иловатому дну глубокие яры, или каскады, на небольших пересекающих её порогах. Лагерь был разбит на левом берегу, найдя который сырым, Его Высочество приказал спальные палатки перенести на правую, каменистую сторону. Пред обедом многие из нас купались в затоне у моста против башни; а когда стемнело, Великий Князь пошёл гулять по бивуаку. Лошади и вьючные животные уже выели корм; у одного костра нукеры пели и плясали под звуки рожка. С приходом Его Высочества круг расширился и два нукера – араб с негром, стали танцевать, при дружных ударах в ладоши, притоптывая ногами и переминаясь с одной стороны круга на другую. За ними вышел другой араб, большого роста, в куртке и шароварах; ему подали две обнажённые сабли, и он стал танцевать Сабэх, Sabeh, или танец сабель. Описывая круги блиставшими при свете костра клинками, он скрещивал их над головой, за спиной, у ног, подвигался вдоль круга, всё скорей и скорей вращая сабли, которые под конец, как молнии, сверкали около его туловища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сегодня в бывшей мечети Кахрие-джами расположен Карийский музей. Это одно из главных мест паломничества иностранных туристов в Стамбуле. Музей возобновил свою деятельность сравнительно недавно: почти всю весну 1986 г. в бывшей церкви монастыря Хора, построенной в XII в., вместо благовоний пахло нашатырным спиртом. Реставраторы в белых фартуках, вооруженные щетками, губками и ведрами, работали без устали во имя сохранения бесценной церковной живописи. Они удаляли плотный слой пыли и минеральных отложений, который скрывал от глаз и грозил полностью уничтожить византийские фрески на стенах храма, датируемые XIV в. Многие ученые мира считают их уникальными. До недавнего времени правительство Турции не выделяло средств для реставрационных работ древнего памятника, не было и решений о проведении защитных мер по предотвращению дальнейшего разрушения настенной росписи. По мнению специалистов, плотная пленка, покрывавшая фрески, образовалась в резуль-тате взаимодействия просачивавшейся в стены храма воды с минеральными солями, содержавшимися в каменных плитах и известке. На прилегающем к храму участке в свое время был посажен сад. Регулярная и обильная поливка сада значительно усилила просачивание влаги в храм. Через фундамент вода проникла в стены, добралась до фресок, которые под ее воздействием утратили свежесть и яркость красок, покрылись темной пленкой. Проведенные работы по реставрации византийских фресок свидетельствуют о перемене в подходе турецких властей к художественным ценностям Православной Церкви. В прежние времена мусульманская Турция пренебрегала христианскими памятниками искусства и игнорировала их упадок. Патриаршая резиденция. Мало что сохранилось в Стамбуле от христианских древностей, но, тем не менее, еще теплится жизнь на Фанаре, где находится резиденция Константинопольского патриарха. Спустившись от храма св. Софии к заливу Золотой Рог, мы проследовали мимо Галатского моста и моста Ататюрка вдоль набережной. Не доходя до «железной» болгарской церкви, о которой речь еще впереди, мы свернули влево, по узкой улочке поднялись вверх и вскоре оказались перед высокой каменной оградой с массивными воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/arh-avgu...

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон посещали собор во время пребывания царского семейства в Вязьме в 1654 году. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского). В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор принесен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В 1836 году из кирпича рухнувшей из-за ветхого состояния колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский перестроен придел и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). Каменная четырехъярусная колокольня построена в 1850 году. После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Собору принадлежала каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму. В 1918 году постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода учреждено Вяземское викариатство.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010